Причудливы капризы природы, и объяснения им найти непросто. Когда-то строгая мать всего и вся создала сиамских близнецов, и можно только гадать, что чувствовали Чанг и Энг Банкеры при осознании собственного отличия от абсолютно каждого человека, ходящего по земле, от каждого, кто смотрел на них круглыми глазами. Природа не перестает поражать воображение странностью форм, и каждый новый уродец – еще одна жертва презрения, отвращения, насмешек, непонимания. Кто-то скажет: это все генетика, ее надо изучить, и пугающие метаморфозы, наконец, прекратятся. Но как пути Господни все еще неисповедимы, так и невозможно предсказать участь случайного пасынка прародительницы – станет ли он всего лишь живым аттракционом в грязном балагане, или его имя отпечатается во всех медицинских справочниках. Бог не оставил раба своего Джона Меррика в безвестности и послал по ночному лондонскому авеню доктора с большим сердцем, предопределил встречу, изменившую судьбы обоих мужчин, а заодно и мирового кинематографа. К Дэвиду Линчу можно относиться по-разному, но одно не вызывает сомнений: бесследно его фильмы не проходят. Идет ли речь об апокалиптически мрачной и гиперболизировано-сюрреалистичной «Голове-ластике», о саркастично-фантастичной «Дюне», или об утонченно-беспощадном «Синем бархате». Везде автор разный, всюду он ищет нестандартные ходы, погружая зрителя на самое дно людских трагедий и сомнений, но в одном неизменен всегда – очевидное развитие событий его не интересует. Имея под рукой реальную историю, Линч превратил ее не в привычную биографическую картину, а в практически осязаемое свидетельство силы доброты и мощи жизненных тягот. Жизнь, доставшаяся Джону Меррику, не сильно отличается от религиозного проклятия в традиционном его понимании, но все же она уникальна, ведь каждый, кто жил в одно время с человеком-слоном, испытывал дрожь при его созерцании. Экспонат бродячего цирка, имбецил, по мнению доктора Тривза, а лишь затем личность, тонко воспринимающая искусство. Открытие происходит внезапно, оно подобно настоящему духовному просветлению, но менее пугающим от этого не становится. Будучи уже взрослым человеком, Меррик чуть ли не ежедневно начинает жизнь заново – слишком многое он хочет узнать и наверстать. В ленте, которую с полным правом можно признать самой нетипичной для режиссера, проявлений благодати не так много, но каждое запоминается. Линч словно дал возможность своим героям самостоятельно ощущать себя ходящими под Богом. Сегодня день чудесен, и бывший изгой принимает приму театра, а уже завтра – он снова лишь уродец, которого гонят мальчишки. Однако хитрость здесь в том, что испытания, выпавшие на долю Джона, являются логическим продолжением даров, доставшихся от доктора Тривза. Бастард природы слишком быстро уверовал, что его кошмары позади, но к спокойному восприятию такого существа не была готова викторианская Англия, как не была бы готова ни одна страна и сейчас. Разумеется, мастер гротескных видений нашел возможность как следует сцепить разум Меррика, заставить его метаться между светлым образом усопшей матери и жестокостями наяву. Этот водоворот переживаний незаметно затягивает в себя и виновника изменившейся жизни человека-слона – Тривза, и потому на лице Энтони Хопкинса так часто блуждает растерянность. Выдающийся ученый, прирожденный исследователь однажды понимает, насколько слаба наука в споре с Всевышним, и насколько трудно довериться неведомой воле, когда за поворотом может ждать крушение идеалов. «Человек-слон» – картина о милосердии, о силе могущественного всепрощения. Забитый в угол уродец становится ужасающим и в то же время трогательным олицетворением уязвимости. А плыть по течению легко, особенно когда многое дано изначально, и в жизни нет подлинной борьбы. Изюминка сочетания доктора Тривза и Джона Меррика - в их способности дополнять друг друга и открывать прежде неизвестное, которое способно проникнуть в разум через чтение хорошей книги. Линч неустанно вносит шокирующие моменты в хрупкую повествовательную нить, и каждый из них, будь то истязательства человека-слона или выставление его на потеху пьяной толпе, доказывает всю сложность жизни в жестоком обществе. На экране типичный в своей угрюмости городской пейзаж, но нет никаких сомнений, что такие же проблемы поджидали бы Джона везде, где есть корыстные люди, неспособные сочувствовать чужой беде. При всем при том, идеалистов в фильме нет и быть не может. Того же Фредерика Тривза легко заподозрить в извлечении личной выгоды от лечения уникального пациента. Потому дружба, рожденная при необычных обстоятельствах, и проносится сложнее какой-либо другой. В сохранившихся свидетельствах о настоящем человеке-слоне мелькает уничтожающая фраза «самый отвратительный представитель человеческого рода». Огромному числу людей хватило бы одной этой характеристики, чтобы отказать Джону Меррику в праве на жизнь. Ничего поразительного в этом нет, Бог для того и дал человеку такие чувства, чтобы они давали о себе знать. В то же время те, кто видит за уродливым лицом, напоминающим искореженную гипсовую маску, ранимого человека, наделены настоящей мудростью. Латинское выражение Excelsius Dei имеет несколько значений, например «Боже милосердный», но самое точное – «слава Господня». Это уникальная, незаметная глазу сущность, которая и отличает человека от зверя. Ее обладателю необязательно исступленно кричать «я – не животное», ибо все за него говорят глаза, лучащиеся светом. Джон (на самом деле Джозеф) Меррик был страшным и безобразным, но исполнивший свою роль Джон Хёрт еще раз подтвердил истину, что настоящая красота всегда внутри. Гениальная картина Дэвида Линча может послужить хорошим проводником в долгой дороге к осознанию этой истины.
Я уже писал о дебютном фильме Дэвида Линча «Голова-ластик», которым начинающий режиссёр сразу же обратил на себя внимание крупных деятелей кинобизнеса. Среди впечатлившихся этой жуткой историей был продюсер и режиссёр Мел Брукс, создатель очень популярных в США кинопародий, таких как «Продюсеры», «Сверкающие сёдла» и «Молодой Франкенштейн». Он предложил Линчу взяться за экранизацию подлинных дневников доктора Королевского лондонского госпиталя Фредерика Тривза, в котором тот рассказывает о своём знакомстве с Джоном (Джозефом) Мерриком, одним из самых уродливых людей, когда-либо живших на Земле. Линч, которому эта тема всегда была близка, согласился, и в 1980 г. на экраны вышел фильм «Человек-слон». Это самый доступный и простой для понимания фильм Линча, не считая, конечно, снятой двадцать лет спустя «Простой истории». Он рассказывает о том, как Тривз впервые увидел Меррика на традиционном для тех времён (действие происходит в викторианской Англии) шоу уродцев, как сумел вырвать его из рук предприимчивого дельца Байтса, который владел Мерриком, как он помог ему обосноваться в госпитале и как ввёл его в высшее общество. Хотя фирменный линчевский сюр в некоторых эпизодах всё же присутствует, равно как и знакомые по «Голове-ластику» индустриальные пейзажи (Линч часто показывает дымящие заводы и фабрики, как бы связывая с ними уродство Меррика), в основе своей это незатейливая и даже сентиментальная история о несчастном человеке, впервые в жизни оказавшемся среди приличных людей. Увы – и в этом, на мой взгляд, главная проблема фильма – приличные люди в этом фильме показаны слишком уж приличными, слишком благородными и на удивление свободными от каких бы то ни было предрассудков. Мотивы Фредерика Тривза совершенно непонятны. Конечно, человек может совершать как будто бы бескорыстные поступки и не во всём ищет материальную выгоду, но на самом деле никто ничего не делает просто так. Как говорил один из героев У. С. Моэма, «вы даёте два пенса нищему для своего личного удовлетворения, так же как я для своего личного удовлетворения пью виски с содовой». Пусть бы Тривз обнаружил в Меррике эрудированного и остроумного собеседника, пусть бы в душе Тривза была некая пустота, которую Меррик сумел бы каким-то образом заполнить, пусть бы Тривз был борцом за либеральные идеи и приютил Меррика в знак протеста против существующих порядков. Но нет, Тривз выглядит вполне самодостаточным и довольным жизнью человеком, с критическими замечаниями в адрес общества и государства не выступает, а Хопкинс играет его настолько отстранённо, что по его лицу нельзя ничего понять. Видимо, Тривз в своих дневниках умолчал о своих подспудных мотивах, а сценаристы решили ничего за него не додумывать. Самое интересное, что в фильме есть сцена, где Тривз обращается к жене с риторическим вопросом: «Зачем я всё это сделал?» – и не находит ответа, а вместе с ним ответа не находим и мы, зрители. Актриса Мэдж Кенделл (Бэнкрофт) – и вовсе ангел во плоти. Её мгновенная и безусловная симпатия к Меррику вроде как не замешана на жалости и не поддаётся никакому разумному объяснению. Причём создаётся такое впечатление, что она проникнулась ею заочно, ещё до встречи с Мерриком, когда прочла в газете написанную Тривзом заметку. В противоположность этим и нескольким другим героям, в фильме показана и так называемая чернь, которая относится к Меррику даже не как к цирковому уродцу, а как к животному, которому самое место в клетке. И контраст между «плохими» и «хорошими» в этом фильме слишком резкий, чтобы казаться правдоподобным. Демонстрируемая практически всеми готовность к физическому контакту с Мерриком тоже вызывает удивление. Что же касается самого Меррика, то и он – не слишком интересный персонаж, и роль его, к сожалению, сводится в основном к тому, чтобы благодарить своих благодетелей, будучи не в силах дать им что-то взамен. Но нужно сказать, что известный британский актёр Джон Хёрт, практически неузнаваемый здесь под толстым слоем грима, сыграл его просто отлично, и через этот жуткую маску прорывается настоящая человеческая боль. Фактически, единственный интересный персонаж в фильме – это Байтс в исполнении актёра Фредди Джонса, владелец Меррика, который, лишившись своего главного источника дохода, ищет способы себе его вернуть. Гнусный тип, это правда, но, по крайней мере, его поступки понятны, обоснованны, и играет его Джонс очень убедительно. Так что, на мой взгляд, фильм хорошо снят, но правды жизни в нём нет. Или же люди, жившие в то время, были совсем не такие, как наши современники, и совсем не такие, как я себе их представляю. Что тоже вполне вероятно. На этом я свою рецензию завершаю, но должен сказать, что моё мнение по поводу этого фильма практически никто не разделяет, и найти на него плохой отзыв в Интернете очень проблематично. Да и критики отнеслись к нему очень благосклонно, одних номинаций на «Оскар» было восемь штук. Ну что тут скажешь? Тут, наверно, имеет место такой эффект, что люди, которым он не понравился, просто постарались поскорее выбросить его из головы и переключиться на что-то более приятное. 6 из 10
С чего бы начать? Во-первых, я давно хотел ознакомиться с работами Дэвида Линча, но сложно было выбрать фильм, с которого можно было бы начать ровное изучение этого режиссера. Рабочий жанр Дэвида Линча — сюрреализм, осложненный пониманием того, что любая ненормальная фигня в фильмах такого направления воспринимается не как баг, а как фича. А во-вторых, я сейчас читаю один классный графический роман о Джеке-потрошителе, где в сюжете есть небольшое камео Джозефа Меррика — человека, с мягко сказать, внешностью далеко не заурядной. И так уж вышло, что на основе книги хирурга Фредерика Тривза, изучавшего феномен Меррика, сняли типа биографический фильм про Человека-слона. Распинаться о прелести повествования фильма не имеет смысла — оно довольно простое и трогательное. По сути нас скормили еще одну историю про создание, которое криво внешностью, но чисто душой. Разница в том, что показанная нам байка имеет историческую основу, и поэтому попрекать как-то фильм не имеет смысла. Создатели заморочились и по рисункам того времени смогли создать максимально приближенный образ Меррика. На актера Джона Хёрта накладывали грим 12 (!) часов. Также фильм цепляет одну очень интересную мысль. Меррик (стопроцентно неизвестно, как его все же звали — Джон или Джозеф) был самым известным из тех, кого содержали в «цирке уродов» на потеху публике. Хирург Фредерик Тривз был омрачен таким раскладом событий и забрал Джона себе «для изучения». Но по мере изучения Человека-слона Тривз дает прессе возможность своими публикациями изменить отношение общественности к Меррику. Все сливки общества того времени стекались в палату, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Человека-слона. Разве история не повторилась? Отличие правда в том, что высшая знать приходила, чтобы обнаружить, как все же Меррик начитан и открыт к общению, а всякое быдло намеревалось побить его в пьяном угаре или же в цирковом представлении на радость таким же уродам. Как уже и было сказано, роль Человека-слона отлично исполнил Джон Хёрт. И при всех сложностях игры этим персонажем, актеру удалось. У Меррика была огромная раздутая голова, а его челюсть превращало речь в сплошное шепелявое мычание. Но тем не менее, Хёрт показывает его раскрытым. Меррик цитирует 23-й псалом и «Ромео и Джульетту», собирает макет собора из картонок и галантно ведет себя с женщинами. Человек-слон вначале стыдится своей внешности, потом принимает себя, но тем не менее, впадает в истерику, увидев себя в зеркале. Роль Фредерика Тривза исполнил Энтони Хопкинс. Он ведет себя немного отреченно и очень привязан к Меррику. Несмотря, правда, на тот факт, что он повторил тот путь, который хотел избежать, он все же корит себя, если с Мерриком случается беда. Технические аспекты фильма адекватны. Съемка черно-белым отражает дух Англии того времени, музыка очень атмосферна. И как я указал в начале, фильм, с которого я начал знакомство с Линчем, не преподносил каких-то завихрений и непонятной постановки. Ну за исключением разве что начальной сцены, где нам показывают мать Меррика в окружении слона. Это была попытка рассказать, откуда у него такое уродство? Что с ней слоны сделали — оплодотворили или потоптали? Не, понятно, что в плане фильма никто не будет читать зрителям лекцию о редком костном заболевании, ну серьезно, сцена со слонами выглядит надуманной. Все гениальное просто. И я так замечаю, что один мой любимый писатель явно мог кое-что сплагиатить при написании одного из своих лучших романов. Для комментаторов — «Зеленая миля» была опубликована в 1996 году, так что все может быть.
«Люди всегда боятся того, чего не понимают» Ровно 40 лет назад в прокат вышел прекрасный черно-белый байопик Дэвида Линча «Человек-слон». В основу фильма легла реальная история несчастного англичанина, больного синдромом Протея и задохнувшегося во сне в 27 лет, а также книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве». Для 33-летнего Линча фильм про изуродованного от рождения Джозефа Меррика стал второй полнометражной работой после жутковатого сюрреалистического дебюта «Голова-ластик». Именно эта довольно эффектная и впивающаяся в сознание смотрящего режиссерская проба пера молодого американца привлекла внимания английского продюсера Стюарта Корнфилда и легендарного комедиографа Мэла Брукса (позднее Брукс намеренно убрал своё имя из титров, чтобы у зрителя не сложилось превратного мнения о фильме) Это сейчас имя Линча ассоциируются с безумной повествовательной фантасмагорией и с вкрадчивой поступью мрачной слоубёрн-атмосферности. Да и дебют предстал перед зрителем в полноценной линчевской постановочной красе. Однако две последующие работы режиссера были явной попыткой встроиться в мейнстримное кино. И если «Человек-слон» был успешным результатом этой синергии, то вышедшая 4 года спустя амбициозная высокобюджетная «Дюна», с треском провалившаяся в прокате и разруганная критикой в пух и прах, одномоментно отвадила Линча от мира студийно-продюсерского производства. «Человек-слон» наравне с «Простой историей» является самой удобоваримой и событийно уравновешенной для массового зрителя. Однако, даже в столь прямолинейной нарративности легко распознаются фирменные линчевские маркеры: двойная экспозиция начальных кадров со зловещим саундом и пробирающим до костей сновиденческим ощущением липкого кошмара, в котором слоны, кажется, творят какие-то порнхабные деяния, давящие своим индастриал-нойзом черно-белые экспозиции, прямиком перекочевавшие из дебюта, - яркий тому пример. Благо, завершается сея удивительная и невероятно печальная история Джозефа Меррика пускай немного непривычной для режиссера, но так необходимой для зрителя очищающей сентиментальностью финальных аккордов, под мелодику Adagio For Strings и летящий сквозь звездное пространство лик матери: «Никогда и ничего не умирает. Течет река, гуляет ветер, летят облака, бьется сердце. Ничто не умирает». Вышедший в октябре 1980 года в широкий прокат, «Человек-слон» имел коммерческий успех (бюджет $ 5 млн.- сборы $ 26), снискал любовь зрителей и признание критиков, а зимой 1981 года удостоился 8 номинаций на премию «Оскар», включая номинацию на лучший фильм года, и получил три премии BAFTA. Обидно, что в то время еще не существовало категории для гримеров, проделавших титаническую работу при создании образа Человека-слона: актер Джон Херт (тоже удостоившийся номинации за лучшую мужскую роль) каждый съемочный день тратил по 8 часов на наложение грима и 2 часа на его снятие. Именно после этого фильма профессиональное сообщество гримеров и стилистов получило возможность создать собственную премию 'Academy Award for Best Makeup and Hairstyling'. Кулик в восторге от этого болота и в честь юбилея настоятельно рекомендует уделить два часа своего времени этому прекрасно-меланхоличному творению Мэтра!
Фильм получает в основном положительные оценки и рецензии, с которыми я не совсем согласен. В фильме раскрывается проблема красоты внутреннего мира несмотря на внешнее уродство, но, по моему мнению, фильм оказался по смыслу совсем другим, чем принято считать. Понятнее всего мои мысли описывает сцена заседание главных членов больницы, а именно речь человек с бакенбардами в очках: 'Лично мне, надоела вся эта шумиха разведенная вокруг уродцев, некоторыми молодыми докторами, желающими, популярности. Показывать уродца лондонскому обществу - это одно, а вот отнимать наше время рассмотрением вопросов о предоставлении убежища, этому издевательству природы над человеком - это другое'. После сказанного в помещение заходит сама принцесса, показывая главную причину заинтересованности в главном персонаже главы больницы. Даже сам доктор, который забрал Меррика от его прошлого владельца, изначально использовал его как экспонат для своих коллег, а позже, после того как проникся к нему чувствами, замечает: 'Похоже, я снова превратили Меррика в ярмарочное посмешище', 'Чего ради всего я это затеял', 'Я порядочный человек или скотина? И это, по моему мнению, одни из самых главных цитат за весь фильм, которые раскрывает истинный смысл картины. Я хочу сказать, что он не единственный в мире уродец, который обладает на первый взгляд незаметными качествами, но их не селят в личные комнаты и их не навещают известные актрисы. Это показывает, что люди в нем заинтересованы не из-за богатого внутреннего мира и желанием помочь, а в первую очередь из-за внешности. Все это делает из фильма обычную экранизацию биографии несчастного человека. 5 из 10
Что можно сказать по личным переживаниям, глаза у меня были на мокром месте на протяжении всего метра, то от тяжелой трагедии, то от умиления и радости моментами. И всё же, никак не могла быть уверена в том, что герой обретёт простой человеческий покой, потому что он [Обречённый.] В картине, несмотря на весь этот гнетущий мрак, повествуют нам о человечности на фоне обратных качеств. Добрый, но в то же время тёмный и душераздирающий фильм, мгновенно погружает нас в копоть Англии 19 века, умело воссозданное кинопространство с фантастической стилизацией под викторианскую эпоху, эпоху горячего пара и повсеместного наслоения следов индустриализации. Фильм, образы которого вы вряд ли забудете спустя время, даёт нам возможность пережить очень богатый эмоциональный опыт, который будет резонировать в душе целой гаммой чувств; позыв которого кристально чист и ясен, что несколько отличается от фантасмагорической больной фантазии первой картины режиссера (Голова ластик). Центром картины является реальный исторический персонаж, Джозеф Меррик, душа которого запечатана под безобразием его внешней оболочки. Персонаж, на которого не взглянешь без слез и сожаления; он отроду подвергается всяческим репрессиям со стороны общества из-за его ужасающего и непонятного человеку облика, к которому была даже приплетена сценическая легенда, которая возникает в начале фильма мучительным виде'нием. Джозефа с лёгкостью можно было принять за имбицила или попросту безнадежного дурачка — он нем как рыба, глуп как пробка (так, по крайней мере нам казалось), но вопреки всеобщей предвзятости, молодому и неравнодушному хирургу удаётся вытянуть из него голос и наконец услышать этого юношу, который на 21 году жизни с трудом мог себе представить, что жизнь состоит не только из боли и отчуждения. Что же делает нас по настоящему человеком? Думаю после просмотра фильм не оставит вас без ответа на этот вопрос. 7 из 10
К своему стыду должен признаться, что никогда раньше не слышал о существовании этого фильма, который, вне всяких сомнений, является одним из образцов высшего искусства кинематографа всех времен! Изначально он просто шокирует, заставляет нас сострадать несчастному, тело которого изуродовано сочетанием редчайших болезней. Но картина этим не ограничивается, она раскрывает нам намного больше. Главное - она раскрывает нам саму природу человеческого существа. Наша сущность такова, что нас тянет посмотреть на что-то такое, получить острые ощущения. Не за тем ли в средние века народ собирался на площади смотреть как казнят преступников? Так же и во времена, когда жил Меррик, люди платили деньги за посещения балагана уродцев, 'жемчужиной' которого и был этот несчастный. Но ведь человеческое присуще не только простолюдинам. В каком то роде простой народ даже честнее: они приходят, дают свои монетки, смотрят на уродцев, смеются, ужасаются. А когда Меррик попал в поле зрения членов высшего общества - то и они стали смотреть на него с интересом. Все остальное - их глубокое сострадание, их отношение к этому человеку - лишь 'напыление' культурности и воспитания, которые не позволяют им откровенно признаться что это человеческое существо привлекает их своим невероятным, невообразимым уродством. Не знаю, наверное многие зрители не согласятся со мной - но появление Меррика в театре и рукоплещущая его персоне публика - были кульминацией этого 'нового балагана' в котором он выставлялся. Тем более публика была заинтересована тем, что этот человек совершенно нормальный ментально. Будь он не говорящим, умственно отсталым - он бы никогда не был удостоен такого большого внимания. Фильм который стоит смотреть всем. В обязательном порядке. Я бы назвал эту ленту академическим примером настоящего кино, которое заставляет не только чувствовать себя человеком, но и задуматься о том, что значит вообще быть Человеком! PS Отдельно стоит подчеркнуть невероятную работу гримеров. Ведь, на секундочку, это было снято 38 лет назад! Никаких компьютерных эффектов - только грим, только хардкор! 10 из 10
Это мой первый фильм Линча, так что любопытных референсов отследить не могу. А жаль. Что-то самобытное действительно чувствуется. Очень классно сделано постепенное знакомство с Мерриком. Конечно, еще до просмотра было понятно, что все закончится тем самым I AM A HUMAN BEING!!, но сначала к этому существу действительно относишься с опаской. А вот ночью в больнице, когда по канонам хоррор-фильмов всякая нечисть должна активизироваться, становится понятно, что чудовище-то не он. Действительно интересно разыграно. Главная беда фильма в том, что на сегодняшний день уже через край снято и написано о том, что все мы люди, что внешний вид - не главное, что важна только душа, ну и так далее. Так что впечатление о фильме несколько смазывается, потому что главный акцент в нем все-таки на этой мысли, хотя грим Джона Херта, актерская игра, да и антураж того времени завораживают. Для своего времени - почти гениально. Сегодня - 7 из 10
Данная кинолента восторгает своей правдивостью, яркостью и точностью в передаче главной мысли. Линч будто бы бросает вызов обществу, говорит ему правду о том, как оно жестоко, как оно с пеной у рта насмехается над слабостью другого, каким бесчеловечным оно может быть. Главный герой - это антагонист всем остальным, всему человечеству. По мере раскрытия своего персонажа на протяжении сюжета мы наблюдаем такое удивительное открытие для себя. Узнаем, какой это удивительно добрый, чуткий, внимательный и романтический персонаж. Кажется, что более человечного героя в этом фильме не существует, перед ним будто бы начинаешь стыдиться за себя и за всех остальных. Его бьют, над ним смеются, выставляют на посмешище и издеваются над ним, но он не просто слаб, чтобы дать отпор, в нем бьется настоящее сердце, которое не способно на жестокость. Он живет любовью, обращается к ней больше всего, хранит ее у сердца и на тумбочке у кровати. Этот фильм способен добраться до самой глубины человеческой души, заставить сердце екнуть и привести в состояние, готовое пробудить в нем самые запыленные временем чувства. Именно поэтому и стоит его смотреть, Джон - это тот самый человек, которых не хватает в реальной жизни, чтобы напомнить о важности доброго сердца.
Перед просмотром этой картины я прочла историю Джозефа Меррика и в общем-то была готова к такому развитию событий. Но даже несмотря на то, что я знала, о чём пойдёт речь, я была шокирована, досмотрев кино до конца. Шокирована несправедливостью, поразительной жестокостью людей. С одной стороны всё просто: люди сторонятся того, что им чуждо и непонятно, всё вроде бы логично. Но разве можно вести себя, как дикари? Как можно глумиться над человеком, избивать его, держать в нечеловеческих условиях, зарабатывать на нём деньги, давая возможность людям поглазеть на этакое 'чудовище'? Никого это не заботит. Люди жаждут зрелища - они его получают, и им вовсе не важно, какой ценой. Никто даже не догадывается, что за отталкивающей внешностью может скрываться настоящий Человек! Добрый, готовый пойти навстречу любому, кто проявит к нему хоть каплю сострадания и доброты. И ведь самое страшное то, что всё это происходило на самом деле. Дэвид Линч в своём репертуаре. Снято восхитительно, глаз не могла оторвать на протяжении всего фильма. Режиссёр не просто сумел показать нам, как это было, он также сумел указать нам на людские пороки и попытался донести до людей, что далеко не всегда за уродливой внешностью скрывается уродливая душа. Энтони Хопкинсу, сыгравшему доктора Тривеса, отдельные аплодисменты за актёрскую игру, это было замечательно! Фильм, безусловно, стоит посмотреть каждому. Пересматривать? Я бы не стала, уж больно тяжёлый он для меня оказался. Но факт остаётся фактом, фильм стоит потраченного на него времени. 8 из 10
Как то мне даже противно стало после просмотра данного фильма. Не из за внешности главного героя, а из за отношения к нему окружающих людей. Во все времена люди чурались физических недостатков других. Боялись, издевались, испытывали отвращение. Но также их это и притягивало. Те в ком была коммерческая жилка собирали различных уродцев под куполом цирка или просто выставляли напоказ за деньги. Это и случилось с главным героем Джоном Мерриком - Человеком-слоном. Страдающий с рождения редкой болезнью, Джон жил впроголодь и постоянно терпел побои от хозяина представления, пока его не нашел молодой хирург Тривес. Заинтересовавшись случаем Джона он устраивает его в госпиталь. К неожиданности всех Джон оказывается очень благородным и умным человеком, но человеческую природу не изменить, и травля продолжается даже в госпитале... Фильм достаточно тяжеловат для просмотра, все таки тема нестандартная. Некоторые моменты где то даже шокируют. Опять же просто поражаешься человеческой жестокости по отношению к людям с отклонениями. Но и в ненавидящей тебя толпе найдутся люди, которые с сочувствием отнесутся к твоим недостаткам. 7 из 10
Я был наслышан о Дэвиде Линче, в частности 'Малхолланд Драйв' многие считают шедевром. К моему большому сожалению я не был знаком ни с одной из его работ. И решил начать свое знакомство с одним из первых 'больших' фильмов Дэвида 'Человек слон'. Фильм переносит нас в 19 век, в эпоху когда и жил наш главный герой Джон Меррик. У Джона страшно деформировано тело, оно изуродовано настолько, что ему нельзя выходить на улицу, люди просто пугаются и шарахаются его. Но, к счастью, его встречает доктор Фредерик Треверс, единственный человек, который отнесся к нему снисходительно. Фильм смотрится на одном дыхании, но смотреть его тяжело. Этот фильм не для просмотра после тяжелого трудового дня, т. к. он вызывает огромный спектр эмоций во время просмотра. Главному герою сопереживаешь всем сердцем, не понимая почему судьба обошлась с ним так. Ведь за маской уродца скрываются огромное сердце и широкая душа Джона. Он никому не желает зла, даже тем, кто обращается с ним плохо. Во время просмотра осознаешь насколько же люди бывают черствыми и мерзкими, и уроды на самом деле они, а не Джон. Стоит отдельно сказать спасибо Энтони Хопкинсу и Джону Херту, которые с такой самоотдачей вжились в роли. Спасибо вам. Я уверен, этот фильм не оставит вас равнодушными. 9 из 10
По истине впечатляющий фильм, который не оставит зрителя голодного до шедевров. «Человек слон» это шедевр воплоти. Не смотря на год фильма, он вполне не режет глаза людям «поколения 3-Д». Гримеры продали не одну душу дьяволу, чтобы получилось нечто пугающее и в тот же момент заинтересовывающееся и если бы не прочел, что это был грим, то так и думал, что это настоящий человечек. По сюжету вопросов не было. Сюжет шел ровно от точки А к точке Б, при этом не вызывая каких-то спорных моментов. Цепочка была составлена столь правильно, что держало прикованным даже спустя 5 минут после окончания фильма. Но самый сок здесь вызывает не сюжет, а именно актерка главного персонажа. Как? Как не используя почти ни одной эмоции на своем лице он смог передавать столько глубокие чувства? О, эта подача и голос, который вскрывает тебя изнутри и оставляет след именно, того через что прошел наш герой: муки и боль, сострадание и заботу, радость и любовь … Фильм вызывает особый спектр эмоций, которые никак не назовешь позитивными, но экзистенциальными и глубокими точно. В любом случае этот фильм должен увидеть каждый, чтоб просто было о чем-то говорить с человеком. Лично у меня этот шедевр получает 7 из 10 ибо не могу поставить такому грустному фильму выше своего субъективного порога. Дальнейшие выводы за вами…
В силу своей испорченности на начальных кадрах я подумал, что мать главного героя изнасиловал слон. Да-да, выглядело всё именно так: напряженная расстроенная женщина, слон, показанный из 1ого ракурса, крики, стоны. 'Я человек' - самая важная фраза, произносимая главным героем, терпящим лишения, но не забывающим о своей сути, в отличии от половины людей, появляющихся в кадре. Я - человек. И не смотря на уродства и инфантильность герой заслуживает человеческого отношения, заботы и любви. Уникальный для тех лет грим, уникальная режиссерская работа Линча для тех лет не могут остатся незамеченными. Все человечные стороны картины раскрыты на все 100% к середине фильма только бездушный человек может не сочувствовать Меррику - настоящему человеку.
Это история невероятно тяжелой жизни человека, который отличался от нас своим внешним видом. Сильно отличался!! Фильм о человеческой жестокости и доброте... Мы любим, когда все красиво, нам приятно созерцать прекрасное, наслаждаться безупречным. Но появление такого человека, как Джон Меррик, нарушает зону нашего комфорта и поступки становятся непредсказуемые. Он боялся разговаривать, а когда женщина с ним поздоровалась он расплакался. Это говорит о том, что Меррик никогда не чувствовал душевной теплоты по отношению к себе. Не говоря уже о любви. И я представить себе не могу, как человек с такими трудностями сумел прожить достойную жизнь, когда от твоего вида все ужасаются, когда ты не можешь выйти на улицу, потому, что люди столкнутся с уродством, когда ты не можешь посмотреть на свое отображение в зеркале. Но не смотря ни на какие обстоятельства, Джон старался быть честным, что бы мама, которая его бросила, гордилась своим сыном. Посмотрите этот фильм Девида Линча и он научит вас любить людей не за их внешность, а смотреть глубже и быть чуточку добрее.
Очередное творение Дэвида Линча, но на этот раз оно слишком отличается от того, что что режиссер делал раньше. Мы привыкли, что его фильмы похожи на закрытую дверь, которую суждено открыть своим ключом (додуматься). Но этот фильм основан на реальных событиях и рассказывает о печальной судьбе Джона Меррика, которого прозвали Человек - слон из за чудовищной деформации тела. Люди над ним смеются, называют его уродом, и лишь один человек хочет помочь ему. .. Признаться, этот фильм я смотрел со слезами на газах. Этот фильм действительно очень тяжелый, грустный, показывающий какими бывают жестокими люди к одному человеку, и показывающий, что все же есть люди на белом свете, которые готовы помочь бедному человеку. Фильм снят в черно - белых тонах, и это очень придает фильму 'яркость' атмосферы. Прекрасная актерская игра Энтони Хопкинса, который не похож сам на себя, а также Джона Хёрта, сыгравший Человека - слона соответственно. Так же мне очень понравился саундтрек фильма, так как он подчеркивает драматичность этого фильма. Итого: Изумительный фильм Дэвида Линча, который показал настоящую тяжелую картину с прекрасной игрой актеров, а так же сюжетом и саундтреком! PS: Фильм был номинирован на 8 'Оскаров' в 1981 году, но не получил не одной статуэтки. Я просто не понимаю как можно было наградить такой замечательный фильм одними номинациями Очень! жаль, ведь фильм стоит награды (и не одной). Рекомендую посмотреть этот фильм абсолютно всем! 10 из 10!
Очень глубокая и трогательная работа от Дэвида Линча, которую ни чуть не испортили прошедшие с даты выхода фильма 34 года. Тема фильма ни чуть не утратила актуальности, напротив, вышла на новый уровень. Оглядываясь назад, на каких-то 100-150 лет, удивляешься, всем этим 'бесстыжим', сверхбезнравственным развлечениям того времени, на подобии 'цирка уродов'. Когда люди глядя себе подобным в лицо (пусть и изуродованным в силу обстоятельств, на которые зачастую они никак не могли повлиять) смеялись и издевались над ними. Мысленно проводишь параллели с расовой дискриминацией, нацизмом, расизмом и прочими проявлениями человеческой жестокости. Задаёшь себе вопрос, а так ли мы далеко ушли от этого сейчас, в наше время? Очень сильный фильм с важным посылом и поднимаемым вопросом! Порадовала операторская работа, которая отлично способствует тому, что фильм достойно смотрится и в наши годы. Добавляет ценности фильму и тот факт, что он основан на биографии реально существовавшего в 19 веке человека - Джозефа Меррика. В основе фильма лежит книга Фредерика Тривза «Человек-слон» и частично Эшли Монтегю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве». Фильм был номинирован на 8 оскаров, правда ни одной статуэтки в итоге не получил. Зато стал победителям в трёх номинациях по версии 'Британской академии' и получил премию 'Сезар', как 'Лучший фильм на иностранном языке'. От меня 9 из 10 ... и рекомендация к просмотру!
Фильмы Дэвида Линча как всегда где-то за гранью доступного, общепринятого.. Я не говорю о морали, я говорю о постановке, о сюжете, о персонажах, при взгляде на которых волосы становятся дыбом, но под внешней маской уродства иной раз скрыт настоящий клад. Этот фильм нас всех заставляет задуматься о бытие происходящего, о философии внутреннего мира человека. Он заставляет более глубоко и пристально вглядываться в душу и сердце человека. Люди все бывают разные и не надо из кого-то делать изгоев, кого-то загонять в угол. Не всегда это оправданно и человек иной раз сам придумывает себе химеру, наделяет кого-то чем-то неправильным и нереалистичным. Линч обошел все углы и его Человек-Слон по чистоте душевной словно ангел и куда лучше многих людей без внешних уродств. Черно-белый фильм мрачно повествует историю о непростой тяжелой судьбе изгоя.. 7 из 10
Буду одним из многих, кто оставлял мнение к данной картине. Однако, для себя я буду первым, так как это моя дебютная рецензия. Думаю, что большинству кинозрителей стала понятна идея этой картины. Мысль достаточно глубока, но, в то же самое время, лежит на поверхности, доступной для зрительских сердец и глаз. Всё это сплошь и рядом с нами. Огромное количество известных постулатов и 'золотых правил жизни' подходит под знаменатель этого фильма. Лично я ничему не научился у этого фильма, но зато сполна закрепил пройденное, что порой может быть даже важнее. Я думаю и верю, что фильм найдёт тех зрителей, которых он направит, а может всего лишь подтолкнёт на правильную дорожку. Не буду говорить про такие вещи, как оформление фильма и 'спец. эффекты', не потому что это фильм 1980 года и они могут кому-то показаться недостойными, а потому что это не столь важно в фильмах такой глубины и морали. Вне всякого сомнения этот фильм войдёт в уже достаточно длинный список моих избранных картин. И я, безусловно, покажу его своим детям, когда придёт время. Думаю, что The Elephant Man не оставит равнодушным никого. Быть может только тех, кто наденет скептическую маску кинокритика. 10 из 10
Этот фильм по моему мнению отличен! Фильм заставляет понять что жизнь не такая как в некоторых фильмах, в которых зрители смотрят через розовые очки. А на оборот этот фильм жесток как и настоящий мир. Все те люди насмехающиеся над ним и не скрывающие свое отвращение. Но все таки нашелся человек который захотел помочь нашему Джозефу Меррику. Все таки мы узнаем что Джозефф добрый и галантный прям как настоящий джентльмен. Но не мне судить кем он был. Он один из тех людей которые по внешности хуже но в душе лучше другого человек, а Джозеф именно такой! Дэвид Линч отлично поставил эту картину! В Джозефе показаны все те положительные качества настоящего человека, остальные показывают нам отражение настоящего мира! Я не сомневаюсь что остались те люди которые похожи своим внутренним миром Меррика! Фильм должен посмотреть каждый. Рекомендую к просмотру.