В очередной раз убеждаюсь - скандинавский кинематограф просто отдушина в современном мировом засилье бездарного конвейерного ширпотреба! Имхо, как старый металлист утверждаю, этот северный полуостров Европы и в плане качественной музыки уже давно впереди планеты всей. Теперь о фильме, а он в первую очередь ценен своей операторской работой. Каждый застывший ракурс в стыках эпизодов или божественные панорамы африканской саванны так и хочется заскриншотить и поставить на рабочий стол. Оператор Мортен Сёборг настоящий художник, на чьем таланте зиждется уже не один фильм (чего стоит только медитативно-психоделическое полотно 'Вальгалла: Сага о викинге' ). Режиссер Сюзанна Бир видно рада такому сотрудничеству и снимает с ним уже кажется свою третью или четвертую работу. Так же не в первый раз она заостряет наше внимание на персонаже, чья профессия по сюжету связана с гуманитарной помощью беженцам или жителям развивающихся стран. Сюжет цепляет напряженным нарастанием и довольно свежим взглядом на широко эксплуатируемую режиссерами тему Мести. Жаль что в последней трети фильм резко теряет в темпе, плаксиво подводит к слабовыраженной морали. Если в первый же раз ударить достаточно сильно... никто больше не посмеет тебя тронуть Мальчик Кристиан потерял мать и с отцом переезжает из Англии обратно в Данию. Он затаил обиду на весь мир и в первую очередь на отца, чьё якобы попустительство не спасло маму от рака. Он предстает перед нами неким холодным и целеустремленным 'Оменом', который больше не намерен прощать несправедливость, и в частности мягкость или безразличие окружающих к чужой грубости. И теперь он будет бороться с этими проблемами методами, которые гораздо жестче и радикальнее действий самих обидчиков, так как видит в этом единственный и правильный путь, чтобы сразу пресечь заносчивую, безапелляционную наглость. В новой школе он знакомится с местным изгоем и объектом насмешек Сэлиусом. Отметая цивилизованные способы, он быстро помогает ему освободиться от издевательств старшеклассников. Первая победа 'окрыляет' Кристина и еще больше убеждает в открывшихся возможностях. Чтобы подчеркнуть это авторы применили удачную аллегорию, а именно возвышающуюся над городком портовую башню. Поднимаясь на неё и сидя на краю крыши, мальчишки наблюдают за маленькими человечками внизу, и там же решаются на исполнение нового возмездия. Второй по значимости персонаж, это Антон - отец Сэлиуса, мудрый и добрейшей души человек, доктор некой гуманитарной миссии, все время летающий в командировки, и где то в палаточном лагере, буквально в полевых условиях помогающий больным одной из бедных африканских стран. Его работа связана с кровью и болью незнакомых людей, и так же он вынужден постоянно наблюдать звериную жестокость местных бандитов. Но на удивление, он не очерствел и не стал равнодушнее к чужим страданиям. (Впервые за долгое время нам представили иисусоподобный персонаж, эдакий эталон мягкости и всепрощения. Мне он показался удивительным симбиозом 'Гуинплена' Виктора Гюго и 'князя Мышкина' Достоевского, и видно что его путь к данному мировоззрению был пропитан и проблемами личной жизни и раскаянием в ошибках прошлого.) Хочется конечную финальную слезоточивую нерасторопность снести на менталитет или нежелание следовать выверенным штампам, но лично мне не хватило в завершении сильного мажорного аккорда, и только поэтому за отличное кино - 9 из 10
Когда взрослые бездействуют, начинают действовать дети. И не обвиняйте их потом в глупых, дурных поступках. Они действуют как умеют. Драма «Месть» получила «Золотой глобус», а затем «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а также стал лауреатом премии EFA. Два фильма Сюзанны Бир - «Месть» и «После свадьбы» - чем-то похожи между собой. Наверное, противопоставлением двух миров (цивилизованного и не очень) и выводом, что каждый человек из каждого отдельно взятого мира несет свой крест, независимо от уровня развития общества. Сытость и незнание мук голода, которые знают люди в странах третьего мира, не освобождает от адских душевных мук. В «Мести» очень хорошо показано, как в жизни обычно складывается цепочка событий, приведших к той или иной трагической развязке. Все это напоминает электрику: контакт - нет контакта. Такую развязку можно было бы предотвратить, если бы кое кто был более догадливым, менее уставшим, менее зацикленным на себе и более внимательным к другим. Но все это в идеале. Мы же имеем дело с обычными людьми в обычной жизни, и идеальным в ней ничего не бывает. В американском прокате фильм вышел под названием «In a better world» («В лучшем мире») – именно таком, который пытается построить слишком рано повзрослевший 12-летний Кристиан с обостренным чувством справедливости. Опять же, как умеет. Его папе не мешало бы заняться сыном, у которого на лицо ПТСР, но то ли папе некогда, то ли он считает, что мужчины должны быть сильными, то ли ему самом требуется помощь (лично я склоняюсь к последнему варианту). Излишне сдержанная бабушка (папина мама) и вовсе присутствует в доме лишь в роли мебели. Я бы порекомендовала «Месть» к просмотру родителям всех мальчиков. И особенно папам. Это только кажется, что подростки живут исключительно в своем мире, интересуются только друзьями и телефонами и не обращают никакого внимания на взрослых. Дети часто изучают взрослых как под микроскопом. И делают выводы. Семья – это маленький мир, маленькая система, и дети часто зеркалят своих родителей. Сколько уже было высказываний на тему того, что основную ответственность за воспитание мальчиков несут мамы. Спорный момент. Я бы сказала, что основная ответственность тут лежит именно на папах, как на моделях мужского поведения, находящихся перед глазами сыновей. Конечно, мальчик ни в коем случае не должен быть жестоким громилой, но при всем при этом он должен иметь очень четкое представление о том, что такое решимость и чувство собственного достоинства. Два этих понятия очень взаимосвязаны. Сейчас меня закидают камнями, что я за насилие ради насилия, но когда папа выглядит лишенным этих двух качеств, у мальчика есть два выбора - стать таким, как папа, то есть давать слабину и превратиться в потенциального терпилу, или попасть под влияние более сильной личности, которая будет транслировать мальчику все то, чего ему не хватает в собственном папе. Все таки сдерживание гнева и умение постоять за себя – это две разные вещи. Еще «Месть» будет хорошим пособием к сбрасыванию розовых очков для идеалистов. Будь то Африка или относительно благополучная Европа, мы живём в мире, построенном на страхе и подчинении силе. Мы еще не достигли такого уровня просветления, чтобы быть милосердными к чужой физической боли, а уж тем более к чужим психическим состояниям. И пока новый виток в развитии цивилизации не пройден, то, хочешь ты того или нет, законы, по которым живёт любое человеческое общество, нужно принимать во внимание. Правила человеческого общежития в «Мести» исследуются очень пристально. Критики говорят, что фильмы Сюзанны Бир затрагивают этические вопросы. Но не только. Я бы сказала, что еще и этнические. В фильме поднимается проблема ксенофобии датчан по отношению к своим ближайшим соседям шведам. И это я замечаю уже не первый раз. Взять хотя бы другой шведско-датский фильм - сериал «Мост». И причины «отсель грозить мы будем шведу» мне совсем не понятны. И все-таки предыдущая работа Сюзанны Бир «После свадьбы» зашла мне больше. Видимо, потому что была снята в таком, казалось бы, уже далеком 2006 году, когда социалочками и толерантностью не так чтобы уж очень злоупотребляли.. 8 из 10
Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? Новоиспеченный лауреат престижнейшей премии в области кино - «Оскар» с пометкой за «Лучший иностранный фильм» - (лента совместного производства Дании и Швеции «Месть») должен был стать примером того, что не черно-белая стилизация и не политическая направленность служат подспорьем для академиков, а жизнь. Реальность, если быть более точным. Но престижность самой премии оспорить можно легко, да и высокие оценки уважаемых критиков (8.5) поддаются простому объяснению: люди любят серьезное кино про ущемленных и слабых товарищей, которые в самой подходящий момент или прыгают с крыши или убивают ненавистника. Тут сразу идут аналогии с эстонским «Классом» Ильмара Раага, сюжет которого является полным отражением начальных кадров данной ленты. Но потом «Месть» начинает идти по пути нетипичному и очень сложному, который и заставляет нас с вами искать противоречия, подоплеки и всякий прочий kal. Но раздражать это начинает ближе ко второй половине фильма, когда градус интереса падает до минимальной отметки, а желание вздремнуть – наоборот, вскакивает до небывалых высот. И такие моменты не вызывают у знающих людей удивления, ибо «европейский минимализм» того же «Класса» или, к примеру, «Впусти меня» шведского производства иногда играет плохую шутку, делая фильм и не слишком затянутым, но и не таким, что почти два часа пролетают незаметно. Здесь это сразу бросается в глаза, но не становится каким-то отягчающим моментом: как раз таки после таких вот кадров начинается самое интересное, а именно – кульминация. И развязка, занимающая ну буквально пять-семь минут, играет, безусловно, наиважнейшую роль, расставляя все по местам, по полочкам. Нет, финал не сделает все за вас: «Месть» не так просто понять, но и искать в ней бесконечную «пищу для ума» тоже не стоит. Радует то, что фильм выдержан в одной манере и не скачет из мелодрамы в остросоциальную, почти политическую драму, а спокойно и размеренно проходит весь путь от начала и до конца в ключе тихом, медленном, но местами яростном и заманчиво-пугающем. Ни в кой мере не хочу обидеть сценаристов, но сюжетная линия, начавшаяся с убедительного и мощного «мщения», позволившего абстрагировать зрителя от дальнейших «школьных разборок», перерастает в итоге, в банальную и даже предсказуемую, но от того не менее драматичную историю непонимания и сложных взаимоотношений. Тем не менее, за парочку сцен сказать спасибо стоит, взять хотя бы «спорное решение» отца Элиаса в африканском захолустье или, так называемый, «урок того, что он, Антон, не боится каких-то там пощечин, а что его враг - идиот». И из этих двух сцен впоследствии разрастется сюжет в целом, потому что это и есть основа. Основа образов и истории. Персонажи, надо сказать, получились не в меру правильные. Взять хотя бы того же Антона, чья правильность и лояльность послужила очень плохим примером. Или малость обыденную фигуру Кристиана. Или того же «зачуханного» Элиаса, который «рвет и мечет», предвкушая месть, зная, что этого он захотел еще тогда, когда его первый раз унизили. Но на это у режиссера, видимо, времени нет, да и смотрелось бы это все вторично. Но коли уж заговорили про образы, то стоит отметить небывало эмоциональную персону Кристиана. Его герой, как великолепный ответ сухой Стюарт из «Сумеречной» саги. Почему? Да потому что у него тоже все внутри, все в нем самом, в его мыслях, чувствах. Порой, этот «монстр», служащий «злым нутром», вырывается наружу; но уж тогда-то, и глядеть на молодого Вильяма Нильсена – одно удовольствие. Мне почему-то взбрело в голову, что своей концепцией «Месть» недвусмысленно напоминает один из самых спорных лауреатов главного «Оскара» - «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. Но потом я понял, что это так есть. Взгляните в глаза главным героям. Видите их фанатичность, привязанность, ярость. Это их наркотик. Это то, чем они не могли, но хотели жить. И, в общем-то, этот фильм является правильным, нравоучительным и более откровенным, жестким примером того, что все свои мысли и чувства, в первую очередь, нужно обсуждать с родными людьми, потому что кроме них никто тебя так не поймет.
История двух семей, сообщающихся между собой юными отпрысками и волей случая вовлечённых в общий конфликт с третьим лицом. Ситуация, когда один пацан берёт другого 'на слабо' и к чему всё это приводит. Такой казалось бы на первый взгляд нехитрый расклад сюжета, если не переводить описание в спойлер, предстаёт перед внимательным зрителем. Это повесть о мести- заявляет нам название фильма. Ой ли... В эпоху апокалиптических изменений в человеческих отношениях, когда 'ячейка общества' этим самым обществом отторгается, ожидать что новоявленная поросль будет лучше их породившей, вряд ли приходится. Этот фильм чётко фиксирует деградацию внутрисемейных связей, когда на фоне разрушения полноценных браков и родительского отчуждения, происходит самостоятельное вовлечение детей в социум и приобретение ими защитной реакции, от этого грубого внешнего мира- жесткосердности. Что может быть символичнее, чем фильм о догматике снятый в стилистике фонтриеровской 'Догмы', с её неустойчивой камерой и отсутствием репетиционных мизансценировок, естественностью привносящей в кадр дыхание жизни. А если помножить это на дух бергмановско-дрейеровского 'христианского кинематографа', хорошо засевшего в гены любого скандинавского постановщика, то лента становится не рассказом о справедливости, а притчей об ответственности. Христианство- идеальная индивидуальная форма бытия и морали, но только что- индивидуального следования. Подставить щёку за себя не трудно, но что делать когда задевают твоих близких и родных, вот тогда то все прямые установки и летят в тартарары, заставляя человека включать собственное сердце и совесть... Да, желание правосудия- это природный инстинкт. Справедливости на земле не было, нет и не будет никогда, да Бог нам её и не обещал к слову сказать. Задача человека- другими методами подходить к проблемам и постигать мир силами любви. Что же до фильма Сюзанны Бир, то и здесь есть небольшой изъян. Добавила она в своё 'авторское варево' ложку 'Пепси-колы'. Просчитывающаяся на раз сцена перед взрывом, с параллельным монтажом, это уже что называется- манипуляция по-голливудски! 8 из 10
Выпускница Датской киношколы в Копенгагене Сюзанн Бир удивила и порадовала многих зрителей и кинокритиков, когда в обход куда более ожидаемому «Бьютифулу» Гонсалеса Иньярриту взяла одновременно и «Оскар», и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Возможно, награда была выдана по некоей логике накопленных заслуг перед кинематографом, которые Сюзанн совершает с начала 90-х, однако и объективные достоинства фильма «Месть» очевидны и вполне заслуживают награды. Долгое время Сюзанн оставалась в рамках национального проката Дании, но влившись в движение участников проекта Ларса фон Триера «Догма 95» уверенно вышла на просторы мирового артхауса, представив в2002 году свой пронзительный фильм-догму «Открытые сердца». Ее имя с тех пор упоминается наравне с такими мастерами авторского кино, как Триер, Томас Винтерберг, Жан-Марк Барр. И если фильмам Бир не всегда достает жестокости, провокационности и пафосного надрыва, прославивших некоторых из ее коллег по «Догме», то вот психологизмом, юмором и вниманием к сильным проявлениям человеческой души она отличалась всегда. За что и получила более 20 наград на европейских и американских фестивалях авторского кино, причем внимание со стороны критиков и жюри к творчеству Сюзанн традиционно очень сильное – кажется, у нее нет ни одного фильма, не получившего хоть какой-то награды. И вот, наконец, самое громкое признание – «Оскар» и «Золотой глобус» – получает ее одиннадцатая по счету картина «Месть». Фильм этот, немного медлительный, проникновенный, полный колоритной африканской фактуры и прозаически-отточенного взгляда на датскую повседневность практически ничего нового в творческом методе Сюзанн Бир не открывает. Фильм собран из аспектов основной проблематики, поднимаемой режиссером из фильма в фильм: преодоление психологических барьеров и кризисов личных отношений, проблема насилия и законности, становление личности и то особое выправление человеческой личности, которое отражали картины Сюзанн «То, что мы потеряли» (2007) и «Братья» (2004). Кстати, одноименный ремейк именно этого фильма представил недавно Джим Шеридан, американизировавший историю Сюзанн с помощью актерского трио Джейка Джилленхола, Натали Портман и Тоби Магуайра. Если вы до сих пор не знакомы с творчеством Сюзанн Бир, можете смотреть «Месть» как ее типичный фильм. Две норвежских семьи: одна на грани распада, другая уже распалась. Два одиноких ребенка, скрытный, решительный и способный на поступок Кристен (Уильям Нильсен) и робкий, подавленный Элиас (Эмиль Хелмс). Кристен, чья мать недавно умерла, кажется, ненавидит весь белый свет, начиная со своего отца-бизнесмена (Ульрих Томсен), которого обвиняет в предательстве матери. Элиас переживает разрыв родителей: «врача без границ» Антона (Микаэл Персбрандт) глазами которого мы видим суровые и жаркие будни в лагере беженцев в одной из африканских стран, где он работает по контркату, и матери семейства Марианны (Трюне Дюрьхольм). Переживая недавнюю измену мужа, Марианн теряет связь с Элиасом, у которого начинаются проблемы с одноклассниками. После весьма радикальной помощи со стороны Кристена эту парочку оставляют в покое: предоставленные сами себе, ребята гуляют по крышам и изготавливают самодельное взрывное устройство. Их идеей становится месть: Кристен мстит всему миру и отцу за смерть матери, а Элиас мстит за своего отца, которого оскорбил местный грубиян из автосервиса. Но не только дети мстят в этом фильме: с необходимостью мести сталкивается и отец Элиаса, когда в его лагерь попадает африканский головорез-отморозок. Идея мести возникает параллельно у жителей цивилизованного мира и мира еще полудикого, по-детски неразвитого. Идея эта находит удивительный, парадоксальный выход в каждой ситуации; Сюзанн Бир оправдывая и вынужденный самосуд, который учиняет Антон в лагере беженцев, и его же непротивление, его почти христианскую готовность подставить другую щеку тому, кто прилюдно ударил и оскорбил его. Однако не зря в европейском прокате картина будет называть не «Месть», как переводится датское название ленты, а «В лучшем мире». Там, у себя в Дании, в лучшем по сравнению с Африкой, мире, непротивление и миролюбие Антона становится его же психологическим оружием, которым он утверждает свою правоту и побеждает агрессию и злобу
Кинематография является тем видом искусства, через которое идентичная проблематика может быть рассмотрена с разных позиций, что дает возможность шире смотреть на вещи, зачастую недоступные собственному опыту. Существуют множество кино-школ и каждая обладает присущими ей чертами. Фестивальный триумфатор 2010-2011 годов, датско-шведская «Месть» - выходец из скандинавской, с которой прежде был знаком преимущественно по работам Ингмара Бергмана. Не играя со сценарием и не формируя гиперглубоких сюжетных линий, Сюзанна Бир сняла картину, возвращающую к вопросам ответы на которые большинству известны, однако это не сводит на «нет» общую актуальность. Месть сравнима с болезнью, пороком, желанием. Она не делает человека лучше или хуже, чем он есть на самом деле: ее мотивы разнообразны. Уходя от черно-белого разделения на 'хорошее' и 'плохое', трудно отрицать, что потребность во мщении может быть естественной, поскольку у человека заложен не только инстинкт самосохранения, но защиты значимого социального окружения. Хоть на мгновение вы бы не задумались отомстить тому, кто надругался над вашим ребенком или подверг унижению родителей? В данном случае я даже не говорю о мести физической: само проявление заступничества - следствие желания восстановить равновесие справедливости посредствам мести. Ты обидел его – я обижу тебя. Но Бир пошла дальше: ее фильм не о мести через защиту ближнего. Она как диагноз, состояние общества – озлобленного, жестокого, с прогрессирующей утратой морально-нравственных идеалов, где единственным индикатором является сам поступок – мысль, воплощенная в действии. Основной посыл в том, что в условиях размытых границ гуманного и антигуманного совесть теряет функцию нравственного регулятора, а агрессия становится частью повседневного поведения – настолько привычной, что в какой-то момент перестаем ее замечать. В определенный период жизни советую посмотреть этот фильм каждому. 9 из 10
Два мальчика с непростой судьбой. У Кристиана (Вилльям Йенк Нильсен) умерла после долгой болезни мать. Он тяжело переживает её уход, обвиняя отца (Ульрих Томсен) в том, что тот сдался и не сделал всё возможное для её спасения. Второй пацан – Элиас (Маркус Рюгард) живёт с матерью, она на грани развода с мужем. Впрочем, отец Элиаса, Антон (Микаэл Персбрандт), и без того очень редко появляется дома – он волонтёр в Африке. В школе над Элиасом издеваются все кому ни лень. Знакомство принципиального, смелого, гордого, с обострённым чувством справедливости, Кристиана и нерешительного робкого доброго и чуточку смешного Элиаса приводит к дружбе, а заодно и к психологической зависимости одного мальчика перед другим. Вторая сюжетная линия фильма посвящена событиям в Судане. Оттуда возвращается отец Элиаса, который пресытившись чужим страданием, пришёл к идее непротивления злу насилием. Антон доказывает ребятам, что сила не в кулаках, она - в способности не опуститься до уровня противника. Но мальчикам это непонятно, им нужно самим набить себе шишки, чтобы понять то, что говорит им Антон... Никак не могу понять, почему многие ополчились на этот фильм. Мне он очень даже понравился. Ругают, что не Триер. Но так не всем же быть Триерами. Крепкая, хорошо поставленная драма, прекрасные скандинавские актёры: Персбрандт и Томсен. Мальчишки тоже на высоте. Вопрос о непротивлении злу – один из самых сложных этических вопросов последних двух тысячелетий. В фильме найдено вполне достойное решение этой проблемы. Сюжет затягивает. И за мальчишек, и за их родителей переживаешь, особенно из-за недопонимания, которое вызывает массу проблем. Среди главных героев нет плохих персонажей, но некоторые совершают ужасные ошибки, которые могут иметь чрезвычайно серьёзные последствия. И да, в этом фильме знакомая многим до боли тема взаимоотношения отцов и детей держит нерв. Композитор Юхан Сёдерквист. Нельзя не отметить музыкальный ряд - эмоциональный, настроенческий, очень приятный саундтрек. «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм. 9 из 10
Этот фильм датчанки Сюзанны Бир как-то невзначай напомнил о том, что настоящее кино должно быть поистине многогранным. История эта как паззл – состоит из нескольких деталей, но даже к каждой из них по отдельности нельзя относиться как бы то ни было однобоко. Затрагивая множество актуальных современных проблем, таких, как отношения отцов и детей, природа жестокости и нравственный выбор, Бир, тем не менее, боится показаться 'нравоучителем'. Что, в общем-то, абсолютно правильно с ее стороны, ведь ее задача, скорее, показать и рассказать эту историю, а уж выводы пусть каждый сделает для себя сам. Условно разделив фильм на два больших сюжетных отрезка (Африканская колония и события, происходящие в Швеции) и проведя между ними тоненькую «черную ниточку», на которой, однако, герои весь фильм и балансируют, создатели ленты не теряют сам «костяк» повествования и постоянно играют на контрасте. Невольно задумываешься о той самой вышеупомянутой природе жестокости. С самого ли начала она у людей в крови? Те факторы, что заставляют нас выплескивать ее наружу - являются первопричиной, или же следствием? Антон за время службы в Африке видел много насилия. Насилия, порождающего еще большее насилие. Такую же жестокость (меньшую «снаружи», но не менее большую внутри) терпит в школе его 12-ти летний сын Элиас. Его ровесник и одноклассник Кристиан, тем временем, зол на своего отца, так как считает, что он повинен в их семейных проблемах. Судьбы этих двоих в одночасье переплетаются той самой вышеупомянутой «черной ниточкой», еще раз напоминающей, что все и всегда взаимосвязано и не далеко не так однозначно, как нам хотелось бы. Невероятное кино с точки зрения этой самой двойственности морального выбора. Уверенная и сильная режиссура. Блестящие, совершенно и искренне феноменальные актерские работы детей. Мальчишки справились просто превосходно – Вилльям Йенк Нильсен и Маркус Рюгорд сыграли не хуже, если не сказать – лучше, каждого взрослого актера, занятого тут. Причем у первого присутствует этакая красивая, утонченная сталь…Она проявляется во всём его естестве. В голосе. Во взгляде. Маленький, загнанный волчонок. Прекрасный юный актер. Прекрасный трагичный персонаж. Некоторые раны остаются на всю жизнь. Кто-то сказал, что один раз столкнувшись с тьмой и впустив ее в свое сердце, уже никогда не сможешь избавиться от нее. Сможешь только смириться. Таки да, прощение и понимание – те биполярные точки, пролегающие по ту сторону самых темных человеческих качеств. А посередине, между ними – та самая черта между добром и злом, переступив которую однажды можно уже никогда не вернуться назад.
К сожалению, мир не настолько совершенен, чтобы в нем не было угнетённых, а значит чувство обиды и несправедливости будет терзать наши души вечно и месть, какой бы она ни была, не станет выходом из этого состояния. Каждое новое поколение допускает те же ошибки, что совершаются старыми людьми. И данная история – всего лишь очередное предостережение, призванное направить на путь истинный, предупредить, что не всё так просто и, возможно, предложить другой путь, ведущий к постижению истинных ценностей жизни. Однако, чтобы это понять, нужно набраться жизненного опыта, нужно самому стать жертвой, что, увы, не всякому дано. Особенно детям. Постоянная несправедливость, чувство одиночества и жестокость людей толкают юного Кристиана, нового ученика школы, и Элиаса, обижаемого школьными хулиганами, найти способ отмщения, дабы наказать обидчиков. Это едва не приводит к беде. Отец Элиаса пытается втолковать детям, что умение дать сдачи не всегда приводит к мирному разрешению конфликта. Порой, это может привести к наихудшим последствиям. Но, как сказано было выше, человек, лишенный жизненного опыта, не всегда в состоянии понять, что хорошо, а что плохо. Наперекор наставлениям Антона, Кристиан, стремясь доказать, что силой можно заставить людей быть добрыми, решает сделать бомбу из фейерверков, найденных в мастерской своего дедушки. Привлёкши к этой затее своего новоиспеченного друга Элиаса, Кристиан сам становиться чёрствым и эгоистичным фанатиком своего дела, что есть силы пытающегося довести его до конца. Это приводит к почти трагической развязке, не случившейся только потому, что, возможно, режиссер решила намекнуть о не всегда очевидных последствиях, что сулит нам месть. Правда убеждения врача тоже не оправдываются, когда он видит зверства, совершаемые над африканскими детьми и женщинами их же соплеменником. Это явный намёк на то, что и самому режиссеру не удалось разобраться, как бороться с этой человеческой жестокостью, которая нас окружает. Тем, не мене, фильм заканчивается хорошо, обнадёживая, что в мире есть куда более прекрасные вещи, чем бурлящие в нас ненависть, зависть, обида, месть. Автор, судя по всему, верит, что человек способен жить в мире и беречь то прекрасное и лучшее, что его окружает. Очень понравилась игра юных актёров. Они играют великолепно, особенно тот, кому досталась роль Кристиана. Иногда даже забываешь, что смотришь кино – настолько реалистичны чувства в исполнении паренька. Да и другие актёры тоже держат высокую планку. Смотришь всё с огромным удовольствием и, конечно, переживаешь. История, рассказанная в этой картине, будет актуальна во все времена и наверняка поучительна для всякого, кому не безразлично человеческое достоинство и взаимопонимание. У Сюзанны Бир на экране оживает наша реальность, пусть не в самых ярких тонах и красках, зато в очень эффективных образах, способных задеть даже самого искушённого киномана. Рекомендую всем. 10 из 10
В каком мире мы живем? Многие, я думаю, не раз задавались этим вопросом. Но есть ли истинно верный ответ? И так ли мы будем рады его услышать? Жестокость, насилие, обман, коррупция. И многое другое. Не тот путь выбрало человечество для своего дальнейшего развития. Итак, «Месть (В лучшем мире)». Око за око, зуб за зуб. Раньше это был закон жизни, и все ему подчинялись. Потом посчитали его слишком бесчеловечным и отказались от столь жесткой меры наказания. Но стало ли лучше от этого? Изменились ли отношения между людьми? В наше преступное время, когда ты не совсем уверен, что можешь чувствовать себя в безопасности, что-то в это не верится. Эта история своего рода урок любви, сострадания и прощения для всего человечества. В основе этой картины история трех героев. Кристиан – подросток, рано потерявший свою мать, оставшийся с отцом, человеком, который хоть и любит его, но не способный дать ему истинно верные знания в понимании жизни. Кристиан растет сам по себе, живя практически по законам улицы. Сам по себе он человек добрый, чуткий отзывчивый и чувствительный (это мы поймем постепенно, в течение просмотра). Но он видит лишь мнимую действительность, ему кажется, что все его поступки, как бы не были они жестки, идут лишь на пользу ему и окружающим. Но это-то пока что лишь мелочи, за которыми трудно разглядеть истину. И лишь по-настоящему страшная трагедия открывает ему глаза на себя самого и на последствия его деяний. Эллиас – мальчик замкнутый, постоянно подвергающийся издевкам, человек с чистой и непорочной душой. В этой истории он оказывается на распутье. С одной стороны он верит в правоту Кристиана, ибо сам мог убедиться в действенности его методов (после помощи Кристиана его оставляют в покое школьные хулиганы). Но не стоит забывать, что это были всего лишь мелочи. С одной стороны Кристиан доказывает ему, что лишь открытыми, порой жестокими методами можно добиться справедливости и отомстить обидчику. С другой отец учит его тому, что жестокостью не добьешься ничего, жить в таком мире не будет иметь смысла. Эллиас разрывается, принимая то одну, то другую сторону. Опять же до поры до времени. Лишь потом он понимает, кто на самом деле оказался прав. Антон - отец Элиота. Человек, с медицинским образованием, избравший своей «миссией» в жизни оказание медицинской помощи отсталым племенам Африки. Человек пацифистских взглядов, не сомневаюсь, что верующий, он видит в жестокости и насилии, каким бы правым делом они не казались, отсутствие смысла. Ты ударил его, он ударил тебя, ты снова ударил его. Вот так и начинаются войны. Какими простыми кажутся эти его слова, но сколько в них правды и смысла. Именно он главный герой этой истории. Целью своей жизни он избрал безвозмездную помощь другим людям, во многом при этом жертвуя отношениями со своими сыновьями и женой. Но в один прекрасный момент он осознает, что не может помочь этим людям. И он понимает, что начать он должен со своих детей, ведь, стремясь сделать мир лучше для других, он не замечает, что его собственный сын сворачивает с чистой тропы жизни и ступает на темную. В этом и кроется истинная причина всех бед. Во взаимоотношениях между родителями и детьми, между супругами. Это основа жизни человека. И если она дает трещину, не всегда стоит ждать, что ребенок вырастет человеком рассудительным и добрым. Каждый из героев имеет свои достоинства и недостатки. Каждый из них в чем-то ошибается, а в чем-то оказывается прав. Но волей одного страшного (но так ли это на самом деле) случая, они, наконец, находят ответы на вопрос – «а как жить дальше?». Такая на первый взгляд простая истина кроется в этом драматичном, в чем-то трагичном, но, несомненно, светлом фильме. Но почему-то так сложна она в понимании. А может все дело в человеке, в каждом из нас? Ведь достаточно всего одного шага в осознании своей жизни, ее правильности или порочности. Если каждый на Земле сделает этот шаг, то может, когда-нибудь, мы сможем жить в том, другом, в лучшем мире. И ОСКАР кажется лишь малой наградой за эту картину. 10 из 10
В жёлтой жаркой Африке не видать идиллий. То переломы, то инфекции, то злой бандит вскроет живот беременной, чтобы на спор узнать, какого пола теперь уже нерождённый ребёнок. И доброму айболиту Антону всё труднее оставаться добрым, спасает лишь привычка подставлять щёку и самодостаточно улыбаться от осознания своей безупречной гуманности. А в изумрудной прохладной Дании его сын, прозванный «шведской крысой» Элиас, знакомится с мрачноватым волчонком Кристианом, который строит подростковую дружбу на избиении школьных авторитетов, изготовлении бомб и запретных прогулках по крышам высоких зданий. Последнее, наверно, символизирует тот животрепещущий факт, что и благополучная Европа нередко ходит по краю, ибо всегда есть любители защитить нежное добро от циничного зла примитивными силовыми методами. Не потому, что система правосудия не работает, а оттого, что законы живой природы куда сильнее искусственных законов человечьих. В фильме Сюзанны Бир на краю, в общем-то, стоят все, хотя ощущения до крайности запущенной ситуации не возникает: до точки невозврата далеко, практически всюду есть небольшой нравственный люфт и пространство для ситуативных манёвров. Элиас страдает от постоянных нападок старшеклассников, его мать Марианна застыла на грани развода, но никак не решится на последний шаг; Клаус, отец Кристиана мучается от сложных взаимоотношений с сыном, а тот никак не оправится от шока после смерти матери и со всем пылом юношеского максимализма обвиняет родителя то в слабости («Ты сдался, опустил руки»), то в бездействии («А ведь ты обещал, что она выживет»). Сам Кристиан рук не опускает, он сжимает их в кулаки и носит за пазухой кухонный нож, делая собственную ожесточённость многофункциональным средством самоутверждения. Маленький железный человечек в мире вечно рефлексирующих законопослушных взрослых становится мировоззренческим антиподом убеждённого христосика Антона, который, даже получив пару увесистых оплеух, пребывает в уверенности, что победил и что победа эта неоспорима в глазах окружающих. Вот он, экзамен на силу и моральную зрелость для двух главных персонажей; но там, где непротивленец Антон чувствует торжество высокого духа над быдловатой посредственностью, Кристиан видит лишь бесхребетность и покорность слабака. Дело ли в возрасте или тяжёлой психологической травме, но у мальчика сложились именно такие понятия о справедливости, что безапелляционно требуют мести. Но месть в данном случае – это не орудие наказания и не проявление агрессии, а осознанная жизненная необходимость в мире, где право сильного сильнее всех остальных прав. Автослесарь ударил врача только потому, что мог и хотел это сделать; следовательно, обидчику нужно преподнести урок, ответить ударом на удар; короче, нет времени объяснять, так надо. Этого требует хрупкое подростковое понятие этического равновесия. Возможно, потом, когда мальчик станет мужчиной, законы общества заставят его одеться в благопристойный костюм терпимости и приучат уступать грубости, дабы не опуститься до грубости самому. А пока он понимает только, что, единожды подставив щёку под удар, будешь ходить с синяками постоянно. Если следовать привычной логике кинематографа голливудского или, скажем, азиатского, где-то здесь доведённый до кипения сюжет уже готов взорваться кровавыми брызгами. Насилие порождает насилие, но кто-то должен разорвать эту порочную цепочку, например, режиссёр. И пусть очень испуганное стадо антилоп размазывает по африканской пустыне злобного льва (и принцип христианского непротивления, случайно или нет, даёт сбой), цивилизованные люди уподобляться диким зверям не станут, а дружно придут к покою и просветлению. Причём придут все и сразу: постоят на краю, посмотрят каждый в свою личную в бездну, а потом благоразумно отойдут подальше и вернутся к счастливой полноценной жизни. Такой вот благостный инсайт, а за ним, кажется, должна последовать уже чисто утопическая реальность, где проблемы решаются легко и безболезненно, словно в сказке. «Месть» – это трагедия без трагизма, катарсис без истинного страдания, гимн удачным вторым попыткам, после которых уже никто не уйдёт обиженным. Выхолощенная до глянцевости история о том, что мстить, знаете ли, нехорошо; а хорошо жить в мире, любви и согласии. Однако сей почти приторный хэппи-энд – ещё не всё: хитрая Сюзанна Бир спрятала между строк, а точнее – между кадров – ещё одно, практически философское послание. Визуальный ряд картины, изящный, тонкий, многоцветный, дополняет действие внезапными лирическими отступлениями о том, как прекрасен этот мир, посмотри. «Жизнь бесценна» – тихо шумит листва, и море вторит ей сиренево-тоскливым: «Бесценна». «Цените то, что имеете, боритесь за себя, - грустит жаркая жёлтая Африка. – Видите, что бывает, когда людьми правят боль и страх…» «Смотри, я лечу, - купаясь в потоках воздуха, кричит с неба маленький воздушный змей. – Я так мал, так слаб, но я могу летать». «Любите друг друга, - стучит утро в персиковую негу супружеской спальни. – Вы созданы не для споров, а для поцелуев». «Не спешите, насладитесь моментом» – сонно тикают часы. «И помните: всё трава, – твердит сочная зелёная трава. – Все ваши обиды, печали и трудности – лишь миг на этой земле, будьте здесь и сейчас, пока вы ещё есть, пока ваши следы не проросли травой…» А если всё проходит, так стоит ли тратить бесценное время жизни на жалкую месть?.. Отойди от края, время падать ещё не пришло.
Случайно или нет, но так получилось, что сразу после фильма «Как велит Бог» я познакомился с картиной «Месть», совершенно заслуженно выигравшей «Оскара-2011» и «Золотой глобус-2011» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Кинолента начинается с двух параллельных сюжетных линий: Где-то в кенийской пустыне находится полевой госпиталь, в котором работает доктор Антон. У него очень много забот. В условиях дикой африканской местности очень часто случаются конфликты и бандитские стычки, в результате которых страдают невинные жители. Но больше всего к нему приносят беременных женщин со вспоротым животом. Оказывается, местному «боссу» аборигенов доставляет удовольствие делать ставки, какого пола родится ребёнок… В Данию приезжают отец и сын, недавно потерявший болевшую раком мать. Кристиан замкнут и зол, не разговаривает с отцом, считая, что в смерти матери повинен отец. В новой школе Кристиан знакомится с одноклассником Элиасом, отец которого и есть тот полевой доктор Антон. Жизни двух семей пересекаются… Прежде всего, скажу самое простое и главное – кино очень понравилось. Во-вторых, очень высоко оцениваю актёрскую работу, без которой «Haevnen» не получилась бы такой, какая есть. Замечательные молодые актёры, играющих во много раз талантливее некоторых именитых звёзд. Месть – это всего лишь название. Сказать, что кино о мести как таковой, нельзя. Это кино обо всём. О всех человеческих чувствах, слабостях, достоинствах и недостатках. О всех явлениях в человеческих взаимоотношениях. Что ни возьми – любовь и ненависть, дружба и ссора, сопереживание и равнодушие, доброта и гнев, месть и прощение, храбрость и трусость, целесообразность и безрассудность, честность и ложь, и так далее – всё можно наблюдать в одном фильме длиной в два часа. И самое главное, что всё в «Мести» собрано так целостно и гармонично, что создаётся впечатление: ты сам один из героев и с тобой происходят показанные события. Я считаю, в этом и есть уникальность фильма. Зритель «Мести» является не созерцателем, а участником всего происходящего на экране… Но для меня «Месть», прежде всего, стала фильмом о прощении. Об умении человека простить всё, даже то, что почти невозможно простить. И об истинном раскаянии, о преодолении себя, о том, как на самом деле легко попросить прощения… Для меня датский фильм «Haevnen» стал чем-то большим, нежели просто кино. Надеюсь, что многие со мной согласятся, что эта кинолента – испытание для души, настоящее откровение. Откровение перед собой, когда ты можешь понять, кто ты есть на самом деле. Посмотрите фильм. Откройте душу. 10 из 10
Обозначая возможный выбор, кино принимается рассматривать предмет с двух позиций: твердохарактерного двенадцатилетнего мальчика Кристиана, с очередным переездом решительным шагом начинающим новую школьную жизнь, и безропотного доктора Антона, оторвавшегося от семьи, работая айболитом, сея гуманизм в африканской пустыне, где вольготно хозяйничает беспринципный злобный Бармалей. Навещающий детей папа, в уличной стычке показывает сыновьям образец толстовского непротивления злу насилием, не представляя, что у старшего уже есть пример действенного отпора, который оказал противнику его школьный друг, открыв юному Элиасу победоносный способ решения бытовых проблем. И вот, когда доктор остужает пыл, мальчик разжигает огонь, убеждая друга, что сносить ничего не должно, как и спускать никому нельзя. Почему у парня сталь в голосе? Детали - в короткой предыстории о недавней смерти его матери и в нервных разговорах с уставшим отцом, где в упрёках и обвинениях проскальзывают боль и страх одиночества, ненависть и подозрения в измене родственника, если и не согласившегося на эвтаназию, то, вместе с обречённой матерью, отказавшегося затягивать её угасающую жизнь. Кое что о прошлом в контрастно спокойных разговорах рыхлого Антона со своей огорчённой женой, где опытный Микаэл Персбрандт заочно спорит с начинающим Уильямом Йонком Нилсеном, играющим исключительно по наитию своих представлений о добре и зле, увлекая этим в напарники ровесника Маркуса Рейгарда, являющего в кругу искушающих его героя душевных волнений неподдельный и всепрощающий оптимизм, вместе с другом приближающимся краю и стоящий с ним на краю, который, судя по всему, должна символизировать крыша портовой башни, обозначающая для ребят решимость, смелость и безрассудный порыв. Пожалуй, актёрские работы имеют здесь большую ценность нежели очевидно схематичный прикладной сюжет, расставляющий по полочкам показательные поступки и безответственные дела, конкретно определяющие за и против, четко позиционируя отношения действующих лиц, противоположенных друг другу характерами, опытом и экранной судьбой. Оттого наивысшее напряжение возникает не в момент мгновенного экшна, а в эмоциональных вспышках конфликтов и разряжающих их примирительных слов, где глаза – взгляд, а взгляд – картина, которая понятна без лишних слов. Общее впечатление от фильма – это его уравновешенность, где всего поровну – разных людей и полярных мнений, обострённых аргументов в сторону того и другого пути, диаметральных сомнений и противоположных выводов, которые, как кажется, сделали те, с кем схлестнулась вражда. Вот и раскаяние напуганного ребёнка с лихвой компенсирует молчание взрослого, переоценивающего ценности, с грустью взирая на окружающий его дикий африканский пейзаж.
Как обеспечить фильму номинацию на 'Оскар', особенно если фильм иностранный и, следовательно, на премию и соответствующий резонанс имеет гораздо меньше шансов, чем голливудский? Многие годы европейские, азиатские и латиноамериканские режиссеры используют один и тот же проверенный метод: снимают фильмы на злобу дня. В ход идут вооруженные конфликты и связанная с ними тема выживания, расизм, детское насилие или откровенно скандальные сюжеты. Зарубежное кино для 'Оскара' просто обязано быть злободневным и наступающим обывательскому сознанию на больную мозоль - согласитесь, если бы 'Король говорит' был снят в Великобритании, а не в Голливуде, вряд ли он был бы в Голливуде не то что номинирован, а хотя бы замечен. Сюзанне Биер, счастливая обладательница премии 'Оскар' в 2011 году, решается на прием еще более беспроигрышный. Она эксплуатирует сразу несколько болезненных для общества тем. Тут вам и вооруженные столкновения в Африке, и родительское невнимание, и школьники, избивающие друг друга и мастерящие бомбы, и культурный уровень нации в целом. Роль Микаэля Персбрандта в картине - режиссерская и актерская удача. Его можно поздравить с двумя фактами: во-первых, наконец, состоялась его встреча с широкой аудиторией по ту сторону океана. До 'Мести' он был секс-символом и любимцем публики - но только в Скандинавии, где, впрочем, стал популярен, исполняя большей частью роли 'тафгаев', 'плохих парней'. Теперь же - и это второе радостное известие - он состоялся как разноплановый драматический актер. В 'Мести', кроме непререкаемой харизмы и опыта предыдущих ролей, раскрывается его творческий потенциал. И это позволяет надеяться, что нам еще предстоит увидеть вершины его таланта. (Между прочим, шведская звезда не понаслышке знает о лагерях беженцев и гуманитарной помощи, работая под эгидой ЮНИСЕФ с детьми в Либерии, Молдавии, Афганистане и Бразилии.) Вечный вопрос - нужно ли отвечать насилием на насилие или подставить другую щеку - Биер решает философски, как раз-таки прямого ответа не давая. Бесспорно, без милосердия и любви в мире развязываются войны. И озлобившийся на весь мир мальчишка научится прощать и будет прощен - на это уповает гуманистическое мировоззрение или, если смотреть ближе, женское милосердие. В то же время Биер недвусмысленно намекает, что иногда не противиться злу значит ему попустительствовать. И взрослый поймет, что здесь и сейчас должна восторжествовать не жалость, но справедливость. Заслуга Биер как автора - она предоставляет нам самим выбирать, за кого мы, давая понять и тех, и других. И тем избегает назидательности - хотя авторская позиция ясна. Пожалуй, на этот раз секрет успеха картины не только в ее злободневности, но и в диалоге точек зрения, в отказе от простых формул, в свободе выбора.
Что я знала о Сюзанн Бир? Сюзанн Бир знакома мне только по драме «То, что мы потеряли» с Холли Берри и Бенисио Дель Торо и по ремейку ее «Братьев», который снял Джим Шеридан. К слову, она уже номинировалась на лучший фильм на иностранном языке за ленту «После свадьбы» в 2007 году, а ее «Братья» в 2004 году получили приз зрительских симпатий на «Сандэнсе». История двух семей Кристиан потерял мать, его отношения с отцом испортились. Из шумного Лондона они переезжают в тихую Данию, в школе Кристиан знакомится с Элиасом, которого в школе обзывают «крысенышем». Родители Элиаса разводятся, его отец Антон большую часть времени проводит в Африке, где работает врачом. Да, жизнь там другая, но люди в принципе ничем не отличаются – они тоже борятся за себя и хотят жить в лушем мире. Антон спасает от смерти разрезанных беременных женщин, но также не отказывается лечить того же маньяка, который это делал. Потому что самая большая месть – это показать обидчику, что ты его не боишься. Криситиан вступается в драке за Элиаса – так начинается дружба двух мальчиков. Вместе они пытаются бороться с несправедливостью в школе, сами совершать правосодие, избегать одиночества и боли. Проблема в том, что Кристиан после смерти матери озлобливается на весь мир и начинает думать, что месть – лучший образ жизни и только дружба и любовь близких может изменить его. Сценарий фильма объединяют умиротворенные пейзажи – своего рода символы недосягаемой идеальной жизни. Но это все иллюзия и зрителя постоянно возвращают в несовершенный мир людей. Что лучше «зуб за зуб» или «подставить другую щеку»? Детям и родителям предстоит ответить на многие вопросы о морали, ответственности и доверии. Смысл в том, что ни та, ни другая философия не может быть правильна на сто процентов, а родители должны быть очень внимательны давая советы детям, потому что каждый из них несет свои последствия, а правда не всегда такая, как может показаться. В поисках лучшего мира... А где он? Можно много говорить, почему был выбран именно такой финал. Кому-то он показался слишком морализирующим или пафосным, но разве можно обвинить Сюзанн Бир в том, что она решила показать общечеловеческие проблемы простым языком и попытаться доказать, что лучший мир могут создать только лучшие люди.
Посмотрела по рекомендации фильм «Месть» и осталась довольна. Конечно, еще и еще раз его пересматривать не хочется. Он относится именно к той категории фильмов, которые смотришь один раз, немного размышляешь, ставя мысленные баллы, и забываешь. Название. «В лучшем мире» более мирное и доброе, но не привлекательное! «Месть» пугает, заинтриговывает, пахнет триллером. Так же, как и «любовная обложка». С первых же минут, понимаю, что в главной роли дети, немного успокаиваюсь, мол, какая у них может быть месть, детская, их уровня. Но тут же вспоминаю изречение, что дети очень жестоки. Снова охватывает меня напряжение и желание смотреть дальше в более заинтересованном состоянии. Нож. Как ружье на сцене театра. Промах. Крыша. Ну обязательно должен кто-то с нее убиться! Снова промах. То ли для Оскара так нужно, то ли потому что режиссер - женщина. Слабая половина человечества, снимая фильм с жестоким названием, все поворачивает в мирное русло, в итоге «мирись, мирись, и больше не дерись» как между детьми, так и между взрослыми. Сюзанна Бир. Эта первая ее картина, которую я увидела. И четко мне видится, хотя я не эксперт, что фильм четко спланирован на номинацию. Улыбку вызывает у меня, как я представляю ее отличницей, умницей в академии киноискусств. Отучилась как положено и как положено сняла фильм. По нотам. Без творчества. Браво, без сарказма, правда. Единственное, что претит мне, так это ее вовлеченность в двухчасовую картину большого количества тем. Скорее всего, опять же, этого требует Оскар, с другой стороны, может у нее слишком много мыслей, видений, задумок и она не растягивает их на много фильмов, а все сует в один. Тут же и проблемы Африки, отцов-детей, взаимоотношения в семье, подростковый возраст мальчиков, занять свое место в школе, и даже любовь с ее изменами, разводами, романтическими сценами. Кажется, по каждой из этих тем, можно снять целый фильм, но тут все в одном, плюс музыка и даже пейзажи. Пейзаж. Особенно умиляют эти мельницы на ветру. Раз, два. Вот и весь пейзаж в фильме. Но ведь он есть! Актеры. Лично мне понравился Антон. Человек, знающий жизнь как она есть, поступающий разумно, но как дано понять, не без греха. Своим примером растит сыновей, имеет принципы, четкое понимание своего предназначения. Перед глазами кадр где он, вернувшись с командировки, сидит на скамейке и с обеих рук обнимает сыновей. М. Персбрандт, напоминает Х. Лори, не только профессией, но и легкой небритостью и голубоглазием. Симпатичен и хорошо подходит к роли. Кристиан смог сыграть обозленного на весь мир мальчугана. Походка, взгляды, речь – все при нем. Не Голливуд и потому браво! Возможно С. Бир немного поубавит пыл и снимет что-то одно, более глубокое, спокойное. Уверена, у нее получится, пусть не оскарное, зато приятное зрителю. Много думала над эпизодами в фильме, как бы я поступила, если бы на улице меня ударили при детях, если бы пришлось оперировать «большого» человека, если бы у меня умерла мать, жена, изменил муж и т.д. Повторюсь, этим и берет «Месть», количеством затронутых тем, к просмотру. Хотя уже наверняка многие его до Оскара посмотрели. Вот перечитала свое эссе и невольно вспомнила П. Зюскинда «Тяга к глубине». Улыбнулась. Приятного, не мстительного просмотра, господа!
Не разводя здесь нудного пересказа сюжета фильма (это все-таки рецензия, а не изложение), ограничусь пояснением, ну или напоминаем, о чем собственно это кино. Это кино ставит основной целью попытаться понять, что делает нас людьми, показать грани человечности через призму двух семей. Сразу скажу, что решил посмотреть картину после всех хвалебных песен в адрес Бир за то, что она сняла прямо таки шедевр, да и Оскар намекает. Однако ж меня как-то не особо впечатлил этот фильм. Ну да, он хороший, качественный, довольно умный - но давать за это статуэтку... На том же 'Санденсе', например, регулярно появляются независимые и гораздо более глубокие и сильные в эмоциональном плане картины. Наверное, чуть ли не каждая сцена в фильме так и не доведена до своего логического конца - не успев закончится, начинается уже следующая и так весь фильм, что делает заметной шаткость данной конструкции и мешает воспринять происходящее на экране как что-то целостное и осознанное. В картине-то и нового ничего нет - все эти социальные проблемы (Африка, отцы и дети, семейный кризис, жестокость), которые засунуты и раздуты до вселенских масштабов в фильме, уже не единожды препарировались и все всем прекрасно знакомо, так что новизной и смелостью тут не пахнет. Тезис о второй, то бишь правой, щеке уже не просто шагает по датскому городку, а топчет весь континент и торжествующе реет над смуглыми калеками из Африки. Причем, заигравшись со своим необъемлющим желанием всех простить и подружить, Бир упирается в саму же себя, отчетливо показывая на экране, что прощение - это способность и ценность исключительно Белого Господина, пардон, Человека неграм недоступная. А значит, их необходимо этому научить, а если не хотят подчиниться 'культурному просвещению', то и заставить. Боже, храни Америку. Снято все хорошо, но каких-то удивительных приемов режиссерских или великолепных планов тут тоже нет. Постоянно ловишь себя на мысли, что где-то что-то подобное ты уже видел. Актеры отыграли качественно, ровно, но блеска опять же не видно, а кое-где и отчетливо заметен простой отыгрыш без какого-либо эмоционального напряга. На мой скромный взгляд, это просто хорошо снятая по западному образцу крепкая драма на бытовые темы, в которых скандинавы традиционно сильны, выделяющаяся среди немалого числа себе подобных большим качеством, проработанностью и адаптированностью к просмотру массового зрителя. Не более.
Вот тебе и женщина режиссёр! Вот тебе и Сюзанна Бир! Такой фильм завосторжила, что многие её коллеги по цеху позавидуют. Абсолютно заслуженно картина Сюзанны получила Оскар за лучший фильм на иностранном языке, абсолютно заслуженно. Кино вышло многоплановым и разносторонним, но в тоже время нет разрыва и нестыковок, нет кусков. Всё слито воедино и даже отсылка главного героя на боевой пост, то бишт в командировку по спасению жизней темнокожих людей, выглядит достаточно убедительно и не раздражает на фоне основных событий. Жил-был на свете мальчик по имени Кристиан. У него умерла мама и по идее он должен плакать или на крайний случай замкнуться и ни с кем не разговаривать, как это нам частенько показывали раньше. Ничего подобного. Ничуть не бывало. Кристиан ещё своему отцу Клаусу, даст сто очков вперёд по манере держаться. Но это не значит, что ребёнку абсолютно на всё наплевать. Уже с первых фраз и ответов этого паренька, можно ясно углядеть твёрдый и решительный характер этого маленького человечка. Такой себя в обиду не даст, можете быть спокойны. И потеря близкого человека, такого не сломит. Но какие-то процессы в его мозгу и сердце происходят, что говорит о нём с одной стороны, как о потенциально не заурядном человеке, а с другой... Жил-был на свете и другой мальчик по имени Элиас. У того Слава Богу никто не умер, но родители в стадии развода. Отец работает врачом-хирургом, и частенько отбывает в командировки, в одно, так скажем африканское селение. Там идёт кровавая бойня и Антон (Микаэль Персбрандт), так зовут отца мальчика Элиаса, постоянно оперирует раненых детей. Жене он изменил, изменил очень коварно, врал и лгал, когда был рядом. Но странное дело, язык не повернётся бросить камень в его огород, и даже в его измены, как-то не особо веришь. Такие вот две разные семьи. Естественно двое пацанов пересекутся и тогда нам предстоит увидеть настоящую драму, с крепким духовным посылом. И это не только будет интересно само по себе, но вопросы поставленные создателями картины, мало кого оставят равнодушными. А как чётко и классно все исполнили свои роли. Я бы здесь конечно на первое место поставил бы даже не Персбрандта и не Трине Дюрхольм, а Вилльяма Йенка Нильсена. В таком возрасте и так сыграть, это что-то невероятное. У парня определённо большое будущее, уж не знаю кинематографическое или какое другое. Фильм цельный и крепкий. Некоторые моменты просто пробирают до дрожи. Такое кино в один день не забудешь. Хотите испытать катарсис, очищение души, то найдите время и посмотрите фильм датско-шведского производства 'Месть'. Уверен, вы ни разу не пожалеете! Высший балл и низкий поклон создателям и авторам фильма! 10 из 10
Десятилетний Кристиан и его отец возвращаются из Лондона в маленький городок в Дании. Парню нелегко переживать потерю матери, только что умершей от рака. В новой школе он знакомится с Элиасом, отец которого – врач, живущий между домом и африканским лагерем беженцев. Родители Элиаса не ладят друг с другом, а над слабым мальчиком постоянно издеваются ученики в школе. Отец Элиаса, Антон, целиком посвящает себя служению «врачам без границ». Его кредо – непротивление злу насилием. Он - эдакий «толстовец» не отвечающий ударом на удар. Несмотря на то, что его жизненные принципы разрушают его семью, он никак не хочет от них отступать. Мало того, кажется, что он даже не понимает, что является главной причиной разлада в своей семье, и пытается внушить свои идеи двоим подрастающим сыновьям и их другу Кристиану. Элиас, для которого отец все-таки является авторитетом, пытается поверить Антону. Но вот Кристиан… ...Этот не такой. Он считает, что зло и насилие должны быть наказаны соответствующим образом. Но смерть матери настолько озлобила его самого, что теперь злом кажется ему весь окружающий его мир. И ему хочется отомстить всему миру, чтобы восстановить справедливость. Кристиан представлен нам в виде некоего антагониста Антона. Сюзанна Бир ведет по сюжету своих главных героев, связывая их невидимой цепочкой, давая понять, что только они могут спасти друг друга. Но вот какой ценой? Какими жертвами? Я хочу порекомендовать этот фильм к обязательному просмотру. В этой истории нет никаких аллегорий. Фильм прям и категоричен, а этого, на мой взгляд, порой очень недостает современному искусству вообще. Считаю, что и Оскар и Золотой Глобус достались «Мести» по праву. 9 из 10
Награда «Оскар» в качестве лучший иностранный фильм досталась европейской картине «Месть», однако назвать датскую картину среди остальных номинантов фаворитом мне очень трудно. То, что режиссер Сюзанна Бир сняла качественную и не глупую картину сомнению не подлежит, однако решение кино академии упало на участок жанра, который то и в номинанты часто не попадает. Во-первых, ленту «Месть» я бы назвал далеко не новой в своей манере, тот же кинофестиваль «Санденс» ежегодно преподносит множество остросоциальных и независимых проектов, которые по глубине морали и эмоциям превосходят датский экземпляр. Практически во время всего просмотра, меня не покидало чувство дежавю, хоть и фильм Сюзанны Бир плохим вряд ли кто-то назовет, однако практически каждый отточенный кадр режиссера мы, так или иначе, встречали ранее. Фильм наполнен не малым количеством персонаж, одного из которых выдвигать на первый план неуместно, практически каждый из них окутан собственными проблемами, отношения отцов и детей становится главной проблемой обсуждения данной картины. Режиссер прямым текстом ставит на повестку дня вопросы, которых мы собственно острыми на сегодняшний день назвать уже и не можем, да и практически каждый в некой степени знает ответы на них. В итоге получилась уравновешенная и неспешная бытовая драма, с элементами криминала, снята качественно и со вкусом, однако награда «Оскара» за лучший зарубежный фильм подобного формата, мне кажется, опоздала на несколько лет. И все-таки фильм Рашида Бушареба «Вне закона» смотрелся бы куда уважительнее в роли триумфатора награды. 6 из 10