Удачно наткнулась на интересную кинокартину «Она же Грейс» по одноимённому роману Маргарет Этвуд. С писательницей я успела познакомиться ещё несколько лет назад, её имя побудило во мне большой интерес к мини-сериалу об очередной служанке. В центре событий находится миловидная горничная-иммигрантка из Ирландии Грейс Маркс. Её представляют нам спокойной, умной и терпеливой женщиной. И она сидит в тюрьме уже пятнадцать лет за участие в убийстве своего хозяина Томаса Киннера и его экономки Нэнси Монтгомери, совершенном в 1843 году. Соучастником ужасного деяния является МакДермотт, которого приговорили к повешению. Грейс же дали пожизненный приговор. Многих волновал вопрос виновности Грейс, ибо он оставался без точного ответа. Сама служанка «ничего не помнит» из событий тех дней, её первичные показания отличаются от нынешних, а показания МакДермотта и вовсе усложняют всю картину. Грейс — загадка для многих врачей, и доктор Саймон Джордон не остаётся в стороне. Он прибывает к осуждённой горничной с целью помочь ей восстановить события прошлого. На протяжении шести серий мы наблюдаем встречи доктора и служанки. История Грейс начинается не со знакомства со своим вторым работодателем Киннером, а намного раньше. История её жизни делится на несколько периодов, которые она разбирает вместе с Саймоном. Ключевыми фигурами в этой истории становятся женщины. Первая лучшая подруга Грейс — служанка Мэри Уитни, ушедшая в иной мир после неудачной попытки аборта. Мэри была вольна, мудра и очень сильна духом. В ней кипела кровь борца. К сожалению, девушке не повезло влюбиться в джентльмена, который всячески холил и лелеял её, а потом бросил одну, так ещё и с ребёнком. Её решение сделать аборт очень храброе, но, возможно, у неё мог быть и другой выход. Следующей важной персоной является экономка Нэнси. Нам представляют её улыбчивой и очень нежной, но сразу же дают понять, что это лишь внешняя оболочка, за которой скрывается завистливая и порочная женщина. Ранее Нэнси была служанкой в доме Киннера, но вступила в сексуальную связь со своим работодателем и вскоре магическим образом «из грязи вышла в князи». Её страх потерять место под солнцем разрастался прямо на глазах. Она не хотела, чтобы Грейс заняла её место. Жизни трёх героинь переплетаются вместе. И переплетаются настолько, что мягкая и тонкая натура Грейс в прямом смысле «впитывает» в себя Мэри и Нэнси. Очень красочно взаимосвязь этих девушек режиссёр показал в конечном эпизоде, на последних минутах: Грейс решила сшить своё собственное одеяло, на котором изобразила Райское дерево и змею; самыми главными украшениями стали три куска ткани: первый — красного цвета, от юбки Мэри; второй — белого цвета, от тюремной рубашки Грэйс; и третий лоскут от розового платья Нэнси. Мужчины же в данной кинокартине больше представлены совратителями. Нам показывают их извращенную натуру, их желания постичь тело и разум женщины и возыметь её. Будет довольно весомо предположить, что змея на одеяле Грейс символизирует этих мужчин: они обвили Райское дерево, приняв участие в судьбе каждой из трёх героинь. Очень интересный момент: работая с Грейс, доктор Саймон с каждой встречей становился более нервозным, запутанным, рассеянным, угрюмым, а вскоре и вовсе уехал на службу, пытаясь забыть о служанке навсегда. Смею предположить, что с доктором общалась не только Грэйс Маркс (очень прямо это показали в конечной серии, когда горничная находилась в трансе, и за неё говорила якобы Мэри). Теперь хотелось бы подойти к общей оценке данной кинокартины. Идея картины лично для меня кажется актуальной и по сей день. Чувствуется важность женской стороны, их прав на собственное достоинство, мысли, слова и жизнь, хотя временной период повествования — 19 век. Через тему служанок это передаётся очень красиво и сильно. Актёры сыграли хорошо и достойно, у меня нет претензий на этот счёт. Сами же персонажи выглядят убедительными и достаточно настоящими, живыми. Их портреты и характер показаны грамотно. Восстановление картины времени тех годов очень поразило: к нарядам, поведению, декорациям и пр. подошли с большой ответственностью. Возможно, даже немного переусердствовав, но это добавляет большей драматичности, романтичности и трагичности в картину. Цельность картины на высоте. Возможно, многим людям придётся пересмотреть данный мини-сериал, чтобы уловить какие-либо мысли до конца (ощущается недосказанность или же некая запутанность в конце, но здесь нужно просто поразмышлять, как я считаю). Лично мне хватило и одного раза. Нет затянутости или торопливости в повествовании. Всё грамотно показано, кусочек за кусочком, складывая основной узор. В целом, я просмотром довольна. На протяжении всего мини-сериала моё сердце обливалось кровью, наблюдая за трагичными судьбами женщин.
Смерть красивой женщины, несомненно, является самым поэтическим сюжетом в мире. Эдгар Аллан По С перечислением регалий Маргарет Этвуд справится не каждый ее почитатель. Перу канадской Джейн Остен принадлежат прекрасные произведения, а экранизация самого популярного – «Рассказ служанки» – увидела недавно свет. Одноименный сериал открыл и другую сторону мадам Этвуд – феминизм. На этом поприще она оказалась ровней себе в основной ипостаси, а провозглашению взглядов не помешала и футуристическая обстановка. К проблеме равноправия полов писательница обратилась и в другом романе, удостоившемся адаптации: «Она же Грейс». Психологический детектив с привкусом драмы состоит из шести эпизодов и посвящен судьбе юной ирландской иммигрантки, обзаведшейся на другой половине Атлантики работой горничной, мечтами о благополучии и… пожизненным приговором за убийство хозяина с экономкой. Улики налицо, признание, хоть и сомнительное, получено, но пятнадцатью годами спустя религиозная организация нанимает психоаналитика для устранения белых пятен в деле и помилования страдающей частичной амнезией преступницы. Сложный образ то ли невинной овечки, то ли коварной волчицы достался Саре Гадон, раскрасившей яркой внешностью и неплохим артистизмом прошлогодний «11.22.63». А лучшие свои работы канадка исполнила в картинах выдающегося соотечественника Кроненберга, которому отведена скромная по объему, но важная роль падре. Это с его легкой руки молодой доктор озаботился судьбой экс-горничной. Дело Грейс Маркс словно просится в учебники по криминалистике – в нем шокирующе достоверно показано, насколько разница в интерпретации влияет на восприятие тех же самых событий. Обвинение когда-то строилось на одних показаниях, со временем появились другие, а затем прозвучали третьи – верьте каким угодно. Пошаговое воспроизведение жизни бедной ирландки не приближает к разгадке. Напротив, чем лучше мы узнаем Грейс, тем сильнее недоумеваем, насколько нелепой вышла череда обстоятельств, приведшая к страшной развязке. Проглядывающий сентиментальный мотив, закономерный при долгом общении одинокого интеллигента с красивой узницей, дополняет обстановку, но не избавляет от чопорности. Роман Маргарет Этвуд исполнен в эпистолярном стиле, пестрит журналистскими вкраплениями, но не изобилует муторными описаниями и затяжными диалогами. Сложно сказать, как выглядел бы сериал, замысли его создательница Сара Полли перенять книжную структуру. Проследовав тропой Фрэнсиса Форда Копполы в «Дракуле», она не слишком преуспела. Картине не достает живости, течение событий до обидного монотонное, а вся атмосфера исчерпывается воссозданной обстановкой американской глубинки XIX века. Достойное актерское исполнение располагает к персонажам, но чем больше Грейс углубляется в своей исповеди, тем слабее становится связь с актуальными событиями. Бесхитростно забывается первопричина психологических бесед, речь об амнистии не звучит, а на передний план выходит характерная для многих иммигрантов тема неустроенности. Чувствуется желание создателей придать центральному образу неоднозначности, но к своей цели они приближаются только к занавесу. Полагающегося в подобных случаях осмысления всего раннее услышанного не происходит, поскольку Грейс – чрезмерно положительна, а ее горести списываются на невезение. Участие «крестного отца» Кроненберга не ограничилось христианскими наставлениями. С его подачи затрагивается характерная для этого режиссера психосемантика, дополняющийся бодрийяровскими социальными теориями. Самой Грейс озвучивается симптоматическая мысль о необходимости поиска обществом идеального виновного. Никому в действительности (видимо, и зрителю не должно) не интересно, сама ли девушка прикончила хозяев, или сделала это руками недалекого конюха. Публике нужна кровь, необходима жертва, а все разговоры о судьбе – удел неравнодушных священников. После такого открытия многие детали совершенного преступления перестают иметь прежнее значение – оно обретает характер судьбоносного и неизбежного. Сериал довольно долго наворачивает круги вокруг отношений осужденной с погибшей подругой, лицемерной экономкой, юным воздыхателем и похотливым хозяином, утрачивая в занудном процессе значительную часть зрительской заинтересованности. Параллельно приоткрываются многие неприглядные нюансы человеческой общности, в которой без труда узнается современная цивилизация. Сравнения с телевизионным собратом «Рассказ служанки», сериал Сары Полли выдерживает с трудом. Из двух экранизаций Этвуд лучше удалась первая, в то время как вторая любопытна антитезой интересов личности с нравами эпохи, но не полномасштабным произведением, способным интриговать на протяжении всего нарратива. Затронув множество пластов и подкрепив их обаянием актерского состава, режиссер упустила из виду важную деталь: индифферентная Грейс не тянет на центр социального конфликта. Необходимость соответствовать тексту в конце концов поставила Полли в тупик и вынудила в спешном порядке наделять героиню не свойственными чертами. Последняя серия преподнесла совсем другую особу, на полноценное раскрытие которой не хватило времени. Что же, соответствовать высоким стандартам Этвуд нелегко, однако попытка засчитана. По итогу же - неплохой, но довольно пресный сериал, о котором по творчеству писательницы судить не стоит.
Можно ли считать убийцей того, кого побудили на столь бесчувственные действа не внутренние желания, а внешнее физическое и психическое воздействие людей Такая вот женская доля: Долго терпеть, и молчать, и ждать Словно дух бессловесный Прежде чем некий вопрос разрушит те чары молчанья Вот потому и душа у стольких безвестных страдалиц Сумрачна и глубока Подобная рекам подземным, кои по темным пещерам текут 'Тюрьма нужна не только для того, чтобы запирать внутри заключенных, но и для того, чтобы не впускать туда всех остальных' 'Если бы людей судили за мысли, то всех бы нас давно уже повесили' Что можно ожидать от режиссера фильма 'Американский психопат' Мэри Хэррон, взявшей под себя экранизацию достаточно сильной словесной книги Маргарет Этвуд, только полную и яркую передачу всего спектра эмоций населяющих эту книгу, как и чуткую, практически идеально выверенную съемку, где слова на фоне насыщенных кадров обретают нужный и удвоенный смысл, прочувствывая весь психологический барьер центрового персонажа. Можно сказать, что ей уже на славу удавалась подобная история, игра в кошки мышки в голове у человека, только в первом случае хищник был заранее предопределен, а вот здесь только предстоит узнать ее хищные навыки Эта история словно капкан впивается в твой разум, заставляя лихорадочно работать мозг в поиске ответов на многочисленные поставленные вопросы, в чьих рассуждениях невозможно пройти только по поверхности, тебя затащат вниз определенные темы и философские уроки, погружаясь в воды спокойной агрессивности. С первых минут данное повествование покажется чем-то невыносимо умным и познавательным, открытым и закрытым, чувственным и бесчувственным, и с каждой минутой оно будет самоутверждаться, дабы прогнать чувства сомнений у зрителя, на каждом шагу будут подстерегать вываленные и спрятанные скелеты в шкафу, жизненные коллизии, сложные, запутанные словно морской узел межличностные и семейные отношения, где главную роль будет играть только драма, идейная, слезная и душераздирающая В основе сюжета лежит рассказ Грейс Маркс, лестно беседующей с доктором Джорданом о своей прошлой жизни, кем она была и кем в итоге стала, после очередного разговора которая возвращается в тюремную камеру после совершенных убийств, а сам Доктор прибыл к ней с далеких краев для изучения ее как пациента, для своей научной работы, стремясь как можно больше узнать ее как личность и понять ее поступки, приведшие к виселице, но чудом ее обогнув, получив немалый срок тюремного заключения. В каждом ее слове есть своя доля обворожения и философии, она умная, смышленая, красноречивая, приветливая и попросту красивая молодая девушка, которой не повезло с судьбой, она металась из стороны в сторону, от одной семьи к другой, избивающий ее пьяный отец, вечно обзывающие ее скверными именами новые семьи, не видящие в ней человека, а только прислугу, жаждущую выполнять различного рода указаний своих хозяев. Как только она почувствовала родственную связь с другой прислугой, как она ее теряет из-за суровых отношений мира к таким как она, у нее нет того, что она могла бы унести с собой в другую семью, у нее нет своих вещей, нет своего мнения, нет даже дня рождения, она не может его праздновать по той простой причине, что она чужая для всего мира, и порой кажется, что и для нее самой она является сторонним человеком. Ее били, мучили, запирали в тесные помещения и забывали о ее воплях, ее душа медленно прогнивала под слоем отвратительных людей и сказанных в ее адрес слов, окружение создавало для нее свою темницу, в которой способен родится монстр, чаще всего она ходила тоскливая и грустная, а улыбка рождалась только в редких случаях. И с помощью ее слов, и обыгрываний различных ситуаций, акцент ставится так, что ты не испытываешь к ней отрицательных чувств, хоть она в итоге и убила двух человек, зрителей заставляют беспристрастно взглянуть на происходящее с разных сторон, от ее глаз, от глаз доктора и от наших. Та мудрость, которая из нее исходит, подкупает каждый раз и толкает к привычным вопросам - кто же все-таки прав, кто виноват и что делать. И чтобы достичь правильного ответа, коим будет являться правильным только для тебя, необходимо будет проникнуться в сей зыбкий и чертовски сильный сюжет Игра актрисы Сары Гадон полностью утопает в словах ее персонажа, порой она может молчать, но громко говорить через глаза все то, что она чувствует, создавая такую гармонию и единую связь с поведанными событиями, что хочется аплодировать и даже это делаешь 'Ведь на этом свете доброта на дороге не валяется, и нужно всегда принимать ее с благодарностью' 'Нас обвиняют не в том зле, которое мы сами совершили, а в том, которое другие причинили нам' И среди нас бродит множество гробов повапленных Снаружи они кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты И должны мы беречься самодовольства и не давать угаснуть нашим лампам Ибо никто не знает своего дня и часа, и мы должны ждать его со страхом и трепетом И подводя итог, каждый зритель вынесет для себя свой собственный вердикт в раставлении знаков препинания, а именно запятых во фразе 'Казнить нельзя помиловать', и после этого психологического приема можно будет прознать и про вашу так же личность
Перед нами великолепный исторический телесериал по не менее великолепному литературному первоисточнику, который, в свою очередь, опирается на реальную историю. В 1843 году двое слуг — пятнадцатилетняя горничная Грейс Маркс и Джеймс Макдермотт убивают своего хозяина и его беременную экономку, обирают убитых и пытаются скрыться, однако их ловят и приговаривают к смертной казни. В англосаксонском праве убийство подчиненным вышестоящего лица — одно из самых тяжких преступлений, приравниваемое к «малой государственной измене». Однако Грейс ввиду ее возраста наказание смягчают и заменяют на пожизненное заключение. Ее признательные показания были путаны и противоречивы, мера ее понимания происходящего, как и реальная виновность, так и не была установлена. А теперь важное: ни книга, ни фильм, не ставят своей целью разобраться в этой истории и рассказать, как все было на самом деле. Эта история полностью погружена сама в себя и не стремится ничего объяснять или разжевывать, она просто происходит в своем времени, не делая никаких скидок на современную психологию зрителя. Поэтому людям далеким от истории будет тяжеловато это смотреть. Например, сериал просто не пишет, в каком году происходит действие, в начале каждой серии. Смотрите на платья, слушайте разговоры про политику, войны, восстания и форма рукава расскажут вам все что нужно. Сериал также выбрал весьма удачное сочетание мистического и научного. Перед нами эпоха, когда все люди так или иначе верили в сверхъестественное. Да, героиня слышит и видит странные вещи, но тут же один из героев замечает: «в наше время считается странным не видеть и не слышать подобных вещей». Мы так до конца и не понимаем, имеем ли мы дело с неупокоенным духом или играми больного искалеченного сознания, потому что это разделение на реальное и мистическое отсутствует для персонажей сериала. Кто такая Грейс? Да какая разница, просто посмотрите на нее: она сама этого не знает. Куда важнее, кто такие мы сами.
1-е что пришло в голову после просмотра вышедших на данный момент пяти серий - прочитать книгу. 2-е, мне кажется или Канада была более изощренней чем та же Англия? (и дело даже не в том что обе страны были подчинены королевской власти) 3-е: Грейс, да чего же ты красива, и непонятна. Мне, женщине. А что уж говорить о мужчинах? Почему эта история захватила меня настолько, что я готова словно Маргарет Этвуд, когда-то в 96-м году пересмотреть и изучить все материалы дела касающиеся Грейс Маркс. Потому что я хочу знать правду. Вы жалеете главную героиню в начале, в середине, но в конце... В конце вспоминаешь куски знаний о психологии, пытаешься составить себе реальный портрет. Но, именно реальный портрет в виде сухих фактов о взрослении и тяжелой жизни Грейс, не позволяет ее каким-то образом очернить. Реальный портрет о том как в 15 лет без надежды достичь чего-либо, кроме повышения уровня мытья полов, кастрюль, готовки и стирки, в постоянной работе под властью жестоких людей, и царящей не справедливости, то становится страшно. Очень страшно. По отзывам тех кто читал, знаю что ход сериала абсолютно точно следует книге (что удивительно, из такого рода экранизаций у меня на памяти лишь 'Крошка Доррит' ), и помимо чувства страха появляется отвращение (наступающее от осознания норм и морали общества в те времена в Канаде), понимаешь почему Диккенс не невзлюбил Штаты, ему следовало посетить страну по севернее. Словно дома. Эта грустная история где нам зрителям выпадает роль судьи. Но трудно судить, проживая в другом столетии, в период равноправия, и возможности иметь более оптимистичные мечты и перспективы в 15 лет. Касаемо игры актеров, хочу отметить исполнительницу роли Мэри - Ребекку Лиддард. Уже с первых кадров она завораживает и приковывает взгляд. Ей веришь, сопереживаешь, и неустанно восхищаешься ее красотой (эдакая смесь Эммы Уотсон, только гораздо изящнее, и королевы Испании, уж не помню как её зовут к сожалению). 9 из 10