Режиссеры Джимми Чин и Элизабет Чай Васархели прославились на весь мир благодаря оскароносной и невероятно напряженной документальной ленте «Фри-соло» про человека, который без какой-либо страховки поднялся на вертикальную 3000-футовую гору. Благодаря их тандему и набору профессиональных навыков альпинизма, они смогли передать эту тонкую грань между жизнью и смертью, показывая те детали и нюансы, которые невозможно увидеть в нормальной жизни. Умопомрачительное зрелище, обязательное к просмотру. Следующим их проектом стал случай, потрясший весь мир в 2018 году, когда 12 детей и их тренер оказались погребены в глубинах затопленной пещеры в Северном Таиланде. Эта последовательная хроника событий, проливающая свет на одно из самых опасных и необычных спасений современности. В «Спасении» реальные кадры сочетаются с драматическими реконструкциями, поскольку режиссеры столкнулись с серьезной проблемой нехватки отснятого материала. Они сумели настолько бесшовно соединить компоненты и погрузить зрителя в историю, что грань просто стирается. Это удивительная история, которая волей случая развивалась, как настоящая и хорошо прописанная драма в реальном времени с неожиданными поворотами сюжета и постоянными препятствиями на пути спасателей. Такие ленты держат тебя в постоянном напряжении, поскольку на кону были реальные жизни детей. Выстроенная логистика и лейтмотив этой документальной ленты поражает, когда понимаешь, какой хаос творился в первые дни операции и сколько было движимых частей во время спасения. Режиссеры выверено расставляют сюжетные акценты, давая понять, сколько всего было на кону. Непонимание всей серьезности погружения в пещеры, живы ли дети, и как их спасать в таких количествах, узкие и километровые тоннели и почти нулевая видимость, ко всему прочему, постоянные дожди, заливающие пещеру, сокращающие часы выживания и количество кислорода. Это такой серьезный пласт проблем, который моментально втягивает тебя в историю и не отпускает до самого конца. Лента также погружает зрителя в опасный и чарующий мир пещерного дайвинга: экстраординарный и нишевый спорт для людей, которым проще быть наедине с собой в дайверском костюме глубоко под водой в пещерах. Это аутсайдеры, не нашедшие свое место в обществе, но под водой они чувствуют свободу и умиротворение. Их увлечение не понимают и считают странным. Но именно эти дайверы-любители поведут за собой группу спасателей и военных, найдя в себе поразительное мужество и отвагу. Они рисковали своей жизнью, снова и снова заходя в пещеру, просто потому, что это было правильно, ведь поступи они иначе, это бы преследовало их до конца жизни. Проводя интервью, создатели фильма заставили дайверов выйти за рамки практических деталей, чтобы объяснить страх, который они испытывали за своих близких, которых оставили дома ради спасения этих детей. Это одна из лучших документальных лент и картин в целом в этом году. У «Спасательной операции» были все шансы провалиться как раз на стадии расставления всех событий на хронологической доске со всеми деталями и механиками спасения. Режиссеры смогли найти баланс, показывая чистые и неприкрытые эмоции, без лишней помпезности и манипуляций с подкручиванием и без того удивительного подвига. Эта история о людях из очень разных слоев общества, стран и систем верований. Они отбросили свои разногласия и скепсис, чтобы осуществить невозможное спасение. В этой документальной ленте столько эмпатии и теплоты, что в финале ты не можешь сдержать слез, когда один из спасателей называет одного из школьников: «Мой ребенок». И этим все сказано. 9 из 10