В то время как многие из завсегдатаев кино находятся в трепетном отношении к таким шедеврам, как «Список Шиндлера» и «Пианист», есть редкая категория военных драм, которые хоть и не стают вровень с известными историями, но определенно достойны внимания. «В темноте» тому яркий пример — драма о Холокосте еврейского населения в оккупированном немцами Львове, которая так и останется неизвестной абсолютному большинству зрителей. Снятый за скромные средства, для номинанта «Оскар», фильм на польском, немецком и украинском языках производит неожиданно сильное впечатление и его можно назвать образцовой трагедией. Как известно, истории военных драм не сходятся лишь на штурме окопов и военных трибуналах. Вооруженные кампании, литературный романтизм которых рассеивается пи ближайшем рассмотрении, перемалывают судьбы драматического числа гражданского населения и Вторая Мировая стала апогеем этой догмы. В данном случаем мы говорим о двойном, конечно условном, «сужении» тематики — до темы Холокоста в Европе и до гетто для евреев в оккупированных городах. Львовское гетто, после Варшавы и Лодзи, было самым населенным, но не получило такого освещения в кино и литературе и фильм Агнешки Холланд — своеобразная дань всем мужчинам, женщинам, детям и старикам, лишившимся тогда жизни и близких. Все-таки наибольшее количество ассоциаций у вас возникнет с «Пианистом» Полянски. Фильм выдержан в таких же блеклых коричневых тонах, отлично поставлен и передает историю большой войны через судьбы простых людей. Здесь не показан фронт, но эмоционально переданы сцены фактической ликвидации гетто зимой 1943 года, что по-своему напоминает все тот же «Список Шиндлера». Большая часть фильма, продолжительностью два с половиной часа, пройдет в тесных спертых канализационных коллекторах тогдашнего Лемберга (Львов). Место, в которой, пожалуй, наименьшим образом хотели бы оказаться большинство зрителей. Нужно отдать должное актерам и съемочной группе, которые провели несколько месяцев в столь неуютных локациях и декорациях. Увиденное вызывает чувство клаустрофобии, что помогает должным образом вникнуть в рассказанную историю о реальных людях, прятавшихся в подобных тоннелях. Сюжет основан на книге Роберта Маршала с красноречивым названием «В коллекторах Львова: Героическая история о выживании в Холокосте». Главный герой Леопольд Соха является реальной исторической личностью. Фильм, располагая возрастным рейтингом R, не пытается быть историей для всех, акцентируя внимание на ужасах и радостях войны и геноциде, как явлении. Окруженные канализационными стоками, вышившие евреи находят повод благодарить судьбу за само сохранение жизни, за дорогих людей рядом. При этом в кадре есть сцены секса, насилия и смертей и «In Darkness» производит впечатление довольно зрелого самостоятельного произведения. Герои этой истории не белые и черные, как можно предположить. И это лишь с большим интересом приковывает вас к экрану. Через полчаса времени оторваться от происходящего уже трудно, а по наступлению послесловия и финальных титров, остаешься с мыслями, которые требуют времени, наедине с собой. 8 из 10
«Заплатите мне на глазах у всех, чтобы они не думали что я делаю это бесплатно» описательная картина, без каких-либо изысков и нюансов. Фильм просто и откровенно рассказывает историю, которая всем уже давно известна. Несколько евреев выживают в подземелье — канализационных шахтах, а простой польский обходчик помогает им выжить. Вначале все строится прагматично — на коммерции, но вскоре все изменяется. Герой понимает, что разницы между евреями и поляками нет (а раньше, и Агнешка Холланд это не скрывает — он думал совсем иначе). Определенно, фильм получился не слабее «Пианиста» и его просмотр полезен всем категориям зрителей. Если обсуждать стилистику, то нужно понимать что перед нами вполне тривиальное кино. Не будет тут надрывного психологизма, который предложил Кесльевски в одной из новелл своего «Декалога». Нужно еще отметить актерские работы Роберта Вечкевича и Бенно Фурмана. Вечкевич с легкостью справился с нарастающим водопадом эмоций в финале, а с Бенно Фурманом будет один небольшой эпизод в концлагере, который едва ли забудется тем кто его видел. 6 из 10
Вторым «Списком Шиндлера» данный фильм не назовешь, но безусловным успехом польского кинематографа можно. Можно долго утверждать, какой же политкорректностью в последние годы пытаются отличиться члены Академии киноискусств, но от этого правды или лжи больше не становится. Действия фильма «В темноте» разворачиваются в разгар Второй мировой войны, в оккупированном немцами городе Западной Украины Львове, где чуть более шестидесяти лет назад две трети населения этого города составляли поляки. Леопольд Соха, надзиратель за сточными сетями и канализацией города, однажды сталкивается под землей с группой евреев, и решает подзаработать, предоставляя услуги гида «подземелья». Но рано или поздно деньги у изгоев заканчиваются, а опасность для себя и своей семьи главный герой чувствует все больше и больше. И с этой отправной точки начинается мораль, мораль, собственно, типичная для картин данного жанра, и режиссер Агнешка Холланд какой-то исключительностью не страдает. Дальше главный герой, которого достаточно неплохо сыграл польский актер Роберт Вечкевич, проникается происходящим и впервые за долгие годы работы обычным работником коллектора приобретает бесценное — человечность и сострадание. В фильме присутствует немного наивности, а где-то и оттенок женской режиссерской руки, но от этого надобность и смысл картин подобных «В темноте» не убавляется, поэтому, если вы любите жизненные картины, тем более европейские, то просмотр лишним не будет. 7 из 10
И снова война, бессмысленная и беспощадная. Размывающая моральные устои, толкающая людей на край, заслоняющая солнечный свет и загоняющая последние проявления свободной воли в тёмные тоннели. По улицам оккупированного Львова маршируют фрицы и расстреливают всех, кого не лень. Поляки пытаются найти взаимовыгодный способ существования с захватчиками и не лезть на рожон. Они каждый день убеждают себя, что так лучше, что надо просто жить своей маленькой жизнью — и тебя не тронут. Но что выберешь ты, когда другой человек попросит о помощи? Леопольд Соха, прочёсывая канализационные трубы по долгу службы, натыкается на горстку евреев. Наверху — жена, дочь, гарантированное жалованье и относительно безопасное существование. Внизу, в темноте и вони человеческих испражнений, вбитая в голову ненависть к «врагам народа» пугается одинокого света фонаря и съёживается на задворках мирского сознания. Что поначалу принимает форму выгодной сделки, на самом деле очевидно и естественно. Вряд ли кого-то удивит тот поворот сюжета, когда Соха страстно заявляет, что больше никогда не бросит «своих евреев». Поражает другое: тонкость и ненавязчивость режиссуры, напрочь лишённой военного пафоса и жалостливых сцен с убиением младенцев. Мы наблюдаем за бытом «наверху» в семье Леопольда и за тем, как горстка никому не нужных евреев держится за жизнь во мраке канализационных труб. И там, и тут люди продолжают любить друг друга, жертвовать всем ради близкого и радоваться мелочам. В сознании современного человека, живущего с комфортом, не сразу укладывается, как эти немытые, несколько месяцев не видевшие солнца евреи могут заниматься сексом или петь. Как родившийся во мрак ребёнок может возродить угасшую надежду, а церковные песнопения — поддержать сломленный дух. Но жизнь продолжается до последнего вдоха: до пули в затылок или до заветного освобождения. Несмотря на то, что на протяжении фильма глубоко не прорисовывается ни один характер, и вся эта горстка евреев воспринимается не серьёзней, чем выводок котят, мощный конец выжимает-таки слезу. Режиссёр невидимыми нитями привязывает к безликим по сути героям, чтобы в финале отпали все вопросы о мастерстве создателей и художественной ценности картины. Пожалуй, единственное, что не удалось передать, это течение времени. Евреи просидели в подвале 14 месяцев, а за два с половиной часа в фильме не показали даже смену времён года. Впрочем, в темноте не отличишь зиму от весны, а весну от лета. Вечная слава тем, кто стал лучом света в тёмном царстве фашизма и расовых зачисток. 7 из 10
Редко оставляю рецензии, но тут уж не мог обойти. Этот фильм, на мой взгляд, жемчужина кино последних лет. Это второй «Список Шиндлера». Фильм заставляющий прочувствовать всю тяжесть, жестокость, тьму тех лет и той войны, да и вообще всех войн. Без лишнего пафоса, без каких либо спец эффектов, без прикрас, все максимально реалистично. Нет идеалистического отношения ни к тем, ни к другим. Это максимально реалистичной фильм, с глубоко и четко прорисованными персонажами, замечательной игрой актеров и работой сценариста. Я с содроганием даже представляю, как велись съемки этого фильма, и что пришлось вынести актерам. А что тогда говорить про сотни людей проведших вдали от солнечного света и тепла, почти без еды и воды 14 месяцев — 726!!! дней. Это фильм памятник человеческому героизму, выносливости, любви к ближнему и к жизни. И памятник тем ужасным дням войны. Радует, что фильм снял триумвират режиссеров — Пол Стефенс, Леандер Керелл, Войцех Дановски, — в их числе один поляк и один немец. Значит память о тех днях еще жива и по прежнему помнят об уроках тех дней. В общем, если вы не целевая аудитория фильмов Бекмакбетова или фастфуда Голливуда, то смотреть фильм обязательно.
Агнешка Холланд уже в третий раз обращается к теме холокоста, и все эти разы неизменно заканчиваются номинацией на лучший фильм на иностранном языке. Правда, в этот раз она решила это сделать после длительного перерыва. На мой взгляд, самой удачной оказалась первая попытка снять фильм на данную тематику — «Горькая жатва» (1985) — история двух людей лишенная всяческих штампов присущих этому жанру. Через пять лет она сняла «Европа, Европа» (1990) — о еврее, которому за свою жизнь пришлось побывать, и коммунистом, и фашистом, в которой проблескивают нотки мелодраматизма. Если верить самой Агнешке Холланд, то она вообще собиралась снимать комедию, но не удалось найти финансирования. В итоге картина была снята совместными усилиями Польши, Германии, Канады и Франции. Сначала съемки собирались проводить в Львове, но снимать там оказалось слишком дорого, поэтому основная часть картины снималась в Германии. Честно говоря, такое обилие фильмов о холокосте заставляет задаться вопросом о чрезмерном его эксплоатировании. Если вы введете в любой поисковик «Holocaust-movies», то найдете множество вариантов вплоть Топ-100 и т. д. Все это приводит к тому, что большинство названий лент уже даже не остается в памяти. «В темноте» — лента о спасении группы львовских евреев в годы Второй мировой войны. От прочих подобных фильмов главным образом она отличается тем, что основное место действия — канализационные трубы. Тем самым повествование ведется своего рода противопоставлением двух «жизней», но не все так просто. Надо отдать должное оператору данной картины Иоланте Дылевска. что все это выглядит весьма убедительно. Темнота в этом фильме не только канализационные трубы, но и человеческие характеры. В этой картине никто не идеализируется, ложь и предательство сопутствуют людям с абсолютно разными убеждениями. Сильной частью фильма является то, что Холланд не делит своих героев на положительных и отрицательных. За два с половиной часа многое происходит: люди умирают и рождаются, любят и занимаются любовью, убивают и спасают друг друга, празднуют и плачут, слабые преследуют более слабых, а бедные воруют у более бедных. С другой стороны, Агнешка совсем не выделяет главных героев. Да, у нас есть Соха, изначально решивший помогать евреям чисто из меркантильных соображений, который постепенно начинает чувствовать ответственность перед «своими евреями», а вот среди евреев конкретно ничья история не выделена, наверняка, таким образом, было решено предать картине больше масштабности, а получилось скорее зарисовка, в которой прописаны лишь контуры характеров.