Цикл 'Основание' можно по праву считать классикой фантастики. История начинается с Гэри Селдона, математика и психоисторика, который предсказал крах Галактической империи и тысячелетия хаоса и варварства, прежде чем империя восстанет. Но кроме того, он же предложил план как уменьшить этот период до одной тысячи лет. Под этим предлогом Селдон предложил создать Галактическую энциклопедию и отправившись в ссылку на далекую планету Терминус, собрал под свои знамена группу учёных, чтобы сохранять знание, заниматься энциклопедией и развивать науку. Собственно весь цикл 'Основание' про то, как про то как в разные промежутки времени жители Терминуса справлялись с кризисами, которые предсказал Селдон и толкали вперед человечество на пути к новой Империи. Перейдем непосредственно к сериалу. После просмотра первых двух серий можно смело сказать - это типичный сериал, где вместо действия одни разговоры. Смотреть это скучно. Если в книгах роль Императора была практически не заметна, в сериале Император один из центральных персонажей, для чего столько времени ему отведено не совсем понятно. Персонажа Гааля Дорника, математика и соподвижника Селдона зачем-то заменили на чернокожую актрису. В книге Дорник мужчина. Впрочем это мало должно повлиять на сюжет, Дорник в книге довольно проходной персонаж, нужный для того, чтобы познакомить нас с 'планом Селдона'. В сериале это один из основных ПОВ. Экранное время в основном разделено между Дорником и Императором. И если персонаж Дорника нужен, как я уже писал, для того, чтобы мы поняли кто такой Селдон, что представляет его план, то Император не несет никакой информации о мире. Эта сюжетная линия просто-напросто пустая. За первые две серии создатели объяснили нам, что есть наука психоистория, предсказали крах Империи и показали отправку колонистов на Терминус. Две серии пустых разговоров. Нет, сцена суда над Селдоном снята хорошо и практически близка к книжному оригиналу, но вот остальной хронометраж тратиться в пустую. Персонажи практически не раскрываются и вместо того, чтобы после знакомства с Селдоном и его планом, перейти к первому кризису, тратят время на любовную линию Дорника и разговоры. Периодически сюжет совпадает с книгой, но эти совпадения не превышают 10% от общего экранного времени. Не думаю, что в дальнейшем сюжет будет следовать книжному и это печально. Ведь на первом кризисе Основания можно смело было строить первый сезон. Не заполнять хронометраж пустыми персонажами и линией императора, но заполнить его такими интереснейшими персонажами как Сальвор Хардин. Если честно, я ждал гораздо большего от этого сериала, а по факту пока получается пустышка в красивой обёртке. 5 из 10
Знаменитый и крайне плодовитый мэтр американской научной фантастики Айзек Азимов всегда категорически сопротивлялся экранизациям своих произведений, даже несмотря на выгодные предложения из Голливуда. Писатель не без оснований полагал, что на экране, да еще в шаловливых ручках киношников, от его книг ничего не останется. Так что фильмы по Азимову появились лишь после его смерти и быстро доказали обоснованность опасений автора. «Основание» - лучшее тому доказательство. Но обо всем по порядку. Цикл романов охватывает огромный период и посвящен тому, как человечество, расселившееся по Галактике, справляется с кризисами с помощью новой науки «психоистории». Чему посвящен одноименный проект Apple TV+ после двух эпизодов понять пока трудно. Вроде есть и империя и основатель психоистории и даже еще что-то, но отсебятины напихано выше крыши. Нельзя не признать, что компьютерная графика в сериале на высоте. Вот только это не история Азимова! От азимовской эпопеи остались лишь некоторые сюжетные линии и имена героев. Зато «прогрессивная» идеология цветет пышным цветом. В сериале куча черных персонажей и все они конечно хорошие. Ну а белые – плохие, за единственным исключением. Центральный персонаж первой части первого романа Гаал Дорник был белым мужчиной? Ну что вы, это ж отстой, так что теперь Гаал чернокожая девица и второй эпизод вертится главным образом вокруг ее сексуальной жизни. С черным парнем разумеется, странно, что не с лесбиянкой. Важнейший персонаж второй части Сальвор Хардин тоже был белым мужиком? Ничего, теперь это тоже чернокожая женщина неясной пока сексуальной ориентации. И так далее и все в таком духе. Короче говоря, перед нами не экранизация и даже не «по мотивам». Тут у нас просто циничная спекуляция на знаменитом у любителей НФ бренде, причем политизированная донельзя. Впрочем, чему удивляться после черной Анны Болейн? Так и хочется завопить – ну напишите вы свою историю, зачем вы корежите классику? Не уверены, что ваши оригинальные опусы станут смотреть? Ну так идите в таксисты. Резюмирую – тем, кто читал романы, сериал лучше не смотреть. Бесит. Ну а всем остальным может и зайдет – этакая «Игра престолов» в космосе. Чисто технически снято качественно, чего уж там. 5 из 10
Не хочется быть предвзятым, но когда прочтена вся серия в правильном порядке, (а это на минутку около 20 книг вселенной с романами и дополнительными новеллами) хочется рвать волосы на голове от просмотра данной качественно снятой поделки. Персонажи по характерам либо полностью не соответствуют книжным либо переписаны полностью. Начиная с того, что многие персонажи поменяли пол и свои убеждения, взгляд на мир, заканчивая тем, что поднимают проблемы в диалогах, совершенно не нужные в этой вселенной. Совершенно ненужная любовная линия, никак не прописанная. Практически все персонажи отдавались целиком и полностью идее Хари Селдона. Райч был фактически сыном Селдону, который достал его из трущоб Биллиботтона... Фейспалм за фейспалмом, ненужные нежности, вопросы беременности на новой планете (sic!). По итогу просмотр 3-х вышедших серий состоит из слов: ненужный, недостоверный, лишний, неправильный. Неужели экранизация, которую хотели снять многие, заслужила такое наплевательское отношение... Эппл желает гнуть только свою линию. Проталкивание повестки, нежелание даже близко соответствовать первоисточнику, просто пустышка с красивой картинкой. ВЫВОД: категорически не поощрять эпл за данное поделие и наказывать оценками. Возможно это как-то повлияет на то, чтобы в их руки никогда не попадали экранизации достойных произведений.
Посмотрел первые 2 серии нового сериала 'Основание'. Сразу скажу, что картинка красивая, качественная. Но никак не ожидал, что можно настолько извратить великолепное классическое произведение, без преувеличения 'Основание' жанра научной фантастики. Для меня имели бы второстепенное значение пол и расовая принадлежность героев, если бы сохранена была основная идея. И если первая серия еще давала какую-то надежду на это, то вторая, на мой взгляд, ее окончательно похоронила. События происходят не по книге и даже не по здравому смыслу, а по какому-то нелепому режиссерскому умыслу (или недомыслию). Действия персонажей выглядят немотивированными. Откуда-то взялась совершенно невнятная любовная линия, в результате много экранного времени тратится 'ни о чем'. Сериал можно было бы назвать фанфиком, события которого разворачиваются во вселенной как-бы 'Основания'. Впрочем, висящий в воздухе артефакт на Терминусе вообще как из другого мира, никакого отношения к 'Основанию' не имеющего. В общем, смотреть можно, но воспринимать всерьез сложно. Посмотрим, чем сериал закончится.
Понимаю, что моё мнение будет непопулярно, но я и правда считаю, что сериал получился лучше, чем книга. И вот почему. Лично я так и не смог дочитать «Основание» Азимова. Осилил только первую книгу. Не буду спорить, идеи в ней заложены интересные (особенно для своего времени), но сама книга написана так плохо, что на ум мне приходит лишь сравнение с каким-нибудь злосчастным Атлантом, расправившим плечи. Плоские герои без личности, которым невозможно сочувствовать, рваное повествование, больше похожее на отдельные рассказы, а не целостный роман, совершенно неубедительные связки сюжета, разрушающие все задумки автора... Не знаю, что в других книгах цикла, но первую книгу я еле дочитал. Встречал мнение, что Азимов ко времени создания «Основания» еще не «расписался», не вошел в свою полную силу. Возможно, так и было, потому что другие его произведения мне понравились гораздо больше. Но это всё про книгу. А что же с сериалом? Правы все те, кто говорят о «повесточке» и прочих веяниях времени. Но какая разница, если теперь и герои и сюжет стали более логичными и раскрытыми? Да, порой логика сериала тоже хромает на обе ноги, но это не идет ни в какое сравнение с книгой, в которой все герои или события прописаны как будто левой ногой, лишь бы хоть как-то проиллюстрировать идеи автора. Взять того же Гаала Дорника, который и правда был белым мужчиной в книге, а теперь это чернокожая женщина. Ну и что? Зато у нее появилась история, появилась личность, появился повод ей сопереживать. У нее появился смысл. Всего этого у Гаала Дорника из книги просто не было. И так со всеми героями: они стали другими, но теперь они ЕСТЬ. А раньше это был лишь набор плоских манекенов. Те, кто ищет в сериале от Эппл точной экранизации книги, по аналогии с «Дюной», этого не найдут. И слава богу, я бы не хотел смотреть точную экранизацию «Основания»: это было бы бесконечно уныло. А вот взять ее лучшие идеи (и добавить новых) и экранизировать их с потрясающе красивыми эффектами, раскрыть каждого персонажа, связать глобальные задумки человеческими нитями — вот в этом сериал вполне преуспел. Его действительно не нужно воспринимать как детище Азимова, но он точно не уступает книге — это самостоятельное, глубокое и красивое произведение.
Сериал «Основание» от Apple TV берёт старую мечту о предсказуемости истории и превращает её в драму о свободной воле. Психоистория -не просто трюк сюжета, а нерв сериала: математика, пытающаяся предсказать поведение огромных масс, сталкивается с непредсказуемостью отдельных людей. В эпоху больших данных, моделей риска и ИИ это звучит почти документально: мы тоже верим, что алгоритмы «знают» будущее, и так же болезненно открываем, где они бессильны. Сериал проговаривает эту иллюзию контроля красиво и убедительно. Генетическая династия Клеонов - блестящая метафора самовоспроизводящихся элит. Клоны-императоры вроде бы обеспечивают стабильность, а на деле застывают в страхе перемен и внутренней деградации системы. В этом легко узнать и автократические режимы, и корпорации, в которых «вечные» лидеры отрезают себя от реальности во имя управляемости. Авторы сериала сознательно усиливают этот мотив по сравнению с книгами, и это одно из самых сильных решений адаптации. Отдельная линия -«религия науки»: вера в Селдона как в пророка и появление «Церкви Галактического Духа». Сериал показывает, как даже рациональные проекты неизбежно нуждаются в обрядности, символах и нарративах, чтобы объединять людей. Это болезненно актуально: в наши дни научные факты тоже «живут» лишь там, где им создают инфраструктуру доверия — институты, ритуалы, посредников. И когда такие институты слабеют, их место занимают культы, мемы и лозунги.
Третий сезон «Основания» продолжает историю династии клонов императора Клеона, которая неминуемо близится к своему завершению. Виной тому, на мой взгляд, стало самоисполняющееся пророчество из радианта (артефакта, который показывает модель будущего, предсказывая его), а также изменение генетического кода самих Клеонов повстанцами в предыдущем сезоне. Степень жестокости и помпезности держится на уровне. На первый план выходит противостояние с неким Мулом (сверхмощным псиоником, про которого слышали во втором сезоне). Концепция великого и ужасного злодея, который легко уничтожает всё на своём пути, желая поработить весь мир, лично мне не нравится, поскольку правдоподобности в таких сюжетах немного. Подобное очень сильно упрощает, примитивизирует те процессы и явления, которые в действительности приводят к возникновению мирового зла. Достаточно вспомнить злодея Таноса из «Мстителей». Вот и здесь такой же могучий антагонист, клишированный злодей, которому, как и Таносу, начали искать некоторое оправдание вселенских злодеяний, эдакий нестабильный психопат, перманентно находящийся на грани безумия. И конечно же, ему может дать отпор только добрый, исключительный герой (хочется сказать, джедай), собравшись с силами и найдя подходящий момент. В самой последней серии зрителя ждёт изюминка, немного улучшающая всю эту сомнительную сюжетку с Мулом. Ещё меня смутило, что отрицательные персонажи — белокожие, а положительные — мулаты и афроамериканцы. На мой взгляд, подобные расовые акценты расставлены намеренно. Я смотрю «Основание» только ради истории Клеонов, поскольку актёры, исполняющие их непростые роли, невероятно колоритные, а сюжеты, связанные с ними, наполнены драматизмом. В этом плане третий сезон не подкачал. Также продемонстрирован очень крутой киберпанковский визуал Микогена (промышленной области Трантора, населённой фанатиками). Подводя итог, третий сезон получился лучше второго. К тому же, в нём теперь нет той затянутости, которая многих раздражала и делала просмотр скучноватым. Динамика событий не буксует, набирая обороты сюжет стремительно несётся к развязке, которая обещает продолжение. Сериал уже продлён на четвёртый сезон. 8 из 10
Когда берёшься экранизировать «Основание» Айзека Азимова, классику научной фантастики, где математика предсказывает крах галактик, ждёшь чего-то монументального. Но Apple TV+ решили, что эпос — это слишком скучно, и превратили его в глянцевый комикс, где от оригинала остались только имена и пара идей, заботливо утопленных в море пафоса и псевдонаучного бреда. Азимов писал о психоистории — науке, которая через статистику предсказывает судьбы цивилизаций. Звучит круто, да? В сериале же психоистория — это что-то вроде гороскопа от модного астролога: Гэри Селдон (Джаред Харрис, который старается, но не вытягивает) вещает пророчества, а все вокруг кивают с умным видом. Серьёзный роман о судьбе человечества превратили в космооперу, где логика и глубина приносятся в жертву спецэффектам и драматичным крупным планам. От оригинала остались имена героев и название, но это как назвать кота Эйнштейном и ждать, что он решит уравнение Шрёдингера. Диалоги в «Основании» — это отдельный вид искусства. Если вы думали, что фраза «Мы должны спасти галактику!» звучит эпично, то после десятого повторения она вызывает только зевоту. Персонажи изъясняются так, будто сценаристы черпали вдохновение из подростковых фанфиков. Ли Пейс в роли Брата Дня пытается быть грозным императором, но его пафосные монологи звучат как цитаты из мотивационных пабликов в соцсетях. А уж разговоры о психоистории... Серьёзно, если я ещё раз услышу, как кто-то с придыханием говорит «план Селдона», я начну подозревать, что это кодовое название для их кофейной подписки. Сериал пытается казаться умным, но наука здесь — это декорация, не более. Психоистория, которая у Азимова была сложной концепцией, в сериале превратилась в магический шар предсказаний. Персонажи обсуждают «вероятности» и «переменные», но это звучит так, будто они прочитали статью в Википедии за пять минут до съёмок. А ещё у нас есть клоны, суперкомпьютеры и какие-то невнятные технологии, которые работают ровно так, как удобно сюжету. Забудьте о научной фантастике — это фэнтези с лазерами. Герои «Основания» — это не люди, а ходячие клише. Гэри Селдон — гениальный учёный, который всегда прав, потому что... ну, он же Селдон! Салвор Хардин (Лу Ллобелл) — «сильная независимая женщина», которая решает всё силой и харизмой, хотя её действия часто не поддаются логике. Императоры-клоны — это вообще мем: Ли Пейс и его экранные «братья» стараются, но их персонажи настолько одномерны, что их можно описать одним словом: «пафос». Остальные герои — просто фон для красивых пейзажей и взрывов. Эмоциональной глубины тут меньше, чем в трейлере к блокбастеру. Сериал «Основание» — это яркий пример того, как можно взять великую книгу и превратить её в дорогой, но пустой аттракцион. Спецэффекты красивые, костюмы шикарные, но за этим фасадом — пустота. Тупые диалоги, псевдонаучный бред и картонные персонажи делают просмотр похожим на попытку объяснить коту квантовую физику: вроде стараешься, но всё равно получается комедия. Если хотите настоящего «Основания», лучше перечитайте Азимова. А сериал оставьте для тех, кто любит комиксы без сюжета и логики.
Я не люблю хаос. Меня раздражает беспорядок в словах, в делах, в людях. Особенно когда люди начинают оправдывать свою лень и безволие какими-то эфемерными 'так сложились обстоятельства'. Мне сложно смириться с тем, что можно предать систему, разрушить структуру, и при этом спать спокойно. Именно поэтому я с тревожной настороженностью начал смотреть сериал Основание. А потом не смог оторваться. Потому что он про меня. И про всех нас. Только не для всех. И уж точно не для тех, кто предпочитает простое кино под пиццу и тупой смех. Сериал бьёт в самое больное в желание контролировать всё, предсказывать, строить систему, а потом видеть, как всё это методично рушится. Я люблю логику. Обожаю порядок. Но тут, в Основании, каждый эпизод словно говорит мне: твой порядок — иллюзия, твоя логика декорация, твоя власть песок. Это мучительно. Это бесит. Это восхищает. Гарри Селдон персонаж, к которому я сразу почувствовал уважение. Вот человек, который осмелился знать. Который выстроил модель мира с такой точностью, что империя перед ним, лишь груда устаревших амбиций. И он не орёт. Не требует признания. Он знает, что прав, и делает, что должен. Это не герой это закон. Человек, ставший формулой. Но как же обидно смотреть, как его идеи урезают, искажают, превращают в инструмент власти и борьбы. Я ловил себя на гневе это не то, что он задумывал. Почему они не слушают? Почему не могут просто понять и выполнить? Империя вот ещё один больной нерв. Братья-императоры, клонированные в разных возрастах, это гениально. Это о том, как идея стабильности превращается в фарс. Ублюдочный культ контроля, где старик, юноша и зрелый мужчина одно и то же лицо, разорванное на три стадии самовлюблённости. Я бы никогда не допустил такой формы правления, если бы это зависело от меня. Это слабость, замаскированная под вечность. Они боятся хаоса, но сами его порождают. И вот тут сериал делает больно. Потому что он показывает: даже если ты всё просчитал, даже если ты знаешь исход — придёт человек, женщина, событие, что-то, что выбьет даже самую выверенную формулу. И тебе придётся признать: ты не Бог. Ты всего лишь... аналитик с хорошим прогнозом. Это разъедает. Лично мне было неприятно. Почти физически. Визуал да, он потрясающий. Да, он достоин похвалы. Но это не главное. Главное разговор, который сериал ведёт со зрителем. И если ты не боишься услышать, то услышав, ты уже не сможешь вернуться в своё тёплое болото прежней уверенности. Я ловил себя на том, что не просто смотрю, я участвую. Я спорю с персонажами, я прокручиваю их решения в голове, как шахматист, загнавший себя в цейтнот. И да, я осуждаю. Без права на апелляцию. Потому что если человек слаб, он не должен решать судьбы. Сериал не даёт расслабиться. Каждая серия, как удар по самолюбию. Ты думаешь: вот, я понял, я уловил суть. Но проходит ещё сорок минут и ты уже ничтожен. Потому что, черт возьми, суть меняется. Как будто ты играешь в игру, где правила переписывают на лету, а ты обязан выиграть. Ненавижу такие игры. Но Основание именно такая. И я играю. Женские персонажи заслуживают отдельной ненависти. Или восхищения, если ты не такой упрямый, как я. Сальвор Хардин, Гал Дорник — это люди, которых невозможно загнать в систему. Они идут против. И выживают. Это злит. Потому что они рушат мою картину идеального мира, в котором ум, расчёт и логика должны побеждать. А побеждает чувство. Интуиция. Случай. Это несправедливо. Но это правда. Они сильные не потому, что соответствуют ожиданиям. А потому что им плевать на них. И это — вызов. Мне. Лично. Я не хочу хвалить этот сериал. Потому что он меня раздражает. Он выводит из себя. Но именно поэтому он гениален. Он не прогибается под тебя. Он не даёт простых ответов. Он требует включиться и терпеть. Терпеть неопределённость, поражение, несправедливость. И в этом — катарсис. В том, что ты, застряв в своих мыслях, выходишь из них. Ты сбрасываешь броню. Или хотя бы делаешь в ней трещину. Я не могу сказать, что Основание — идеальный сериал. У него есть просадки. Местами — затянутость, местами — чрезмерная медитативность. Но я понимаю, зачем она. Потому что это не экшн. Это диссертация в картинках. Это крик логика, которого никто не слушает. Это боль того, кто знает, что прав, но обречён быть неправильно понятым. Это про одиночество умных. И про бессилие системы. Я не посоветую его тем, кто хочет развлечения. Это сериал — не развлечение. Это испытание. И если ты готов — то вперед. Если нет — лучше отступи. Потому что Основание не прощает поверхностности. Оно затягивает, мучает, ломает, а потом строит заново. Если, конечно, ты этого достоин. Я закончил смотреть сезон не с облегчением, а с тяжестью. Потому что понял, мне придётся ждать, чтобы снова оказаться в этом мире, где всё рушится, и всё имеет смысл. И в этом парадокс. И в этом жизнь. Финал? Его пока нет. Но даже если он будет уверен, он не даст покоя. Как и всё в этой истории.
У каждого из нас свой опыт, свой багаж знаний и, соответственно, совершенно разное восприятие. Поэтому мое мнение — это лишь мое мнение, и его не нужно разделять! Посмотрела сериал (второй сезон уже на скорости 3x, потому что было интересно, чем всё закончится и насколько далеко зайдут сценаристы в своем полете фантазии). Он ужасен настолько же, насколько великолепна его визуальная составляющая. Графика просто прекрасная, но на этом, к сожалению, все удачи заканчиваются. Научная фантастика полностью исчезла уже в первой серии. Окей, допустим, это так, но так же не удалась ни мистика, ни волшебство. Нельзя не упомянуть, что этот сериал имеет лишь косвенное отношение к книгам, потому что создатели кардинально изменили сюжет и вырезали всю суть оригинальных произведений. В итоге мы получили просто сериал о космических приключениях, неумело вплетая в него План Селдена и его 'Основание'. Столько всего можно было раскрыть, столько историй рассказать! Хотелось бы увидеть персонажей, с которыми можно было бы себя ассоциировать, почувствовать что-то, переживать за вселенную или хотя бы за кого-то из героев… В итоге сочувствовала и сопереживала только себе, потому что у меня есть дурацкая привычка досматривать и дочитывать даже не очень интересные вещи. Арки персонажей в сериале плохо прописаны, и актёрская игра страдает именно из-за этого. У состава актеров есть потенциал, они явно яркие и талантливые, но плохая режиссура способна похоронить любой талант. С точки зрения содержания, сериал больше похож на краткий и корявый пересказ событий, происходящих во вселенной 'Основания'. Это как если бы я решила пересказать книгу подруге и уложиться в пять минут: «Э, короче, он пошел и сделал это, не помню почему. Потом бабах! Все взорвалось, они искали виноватого, потом перестали искать и решили: 'Ладно, убьем кого-нибудь!' Бабах, и дальше: 'Ну, этими закончили, другие сели на трон. У императора, кстати, пресс, много пресса, люблю пресс. Так, ну потом какая-то телка откуда-то летит, чтобы что-то там сделать…'». Всё в таком духе. тгк: маджин бу
1. Фильм снят прекрасно. В этом смысле он легко затмит звёздные войны детям. Довольно хорошо смотрится линия императорских событий. Но это все плюсы. --- 2. Если вы читали Азимова, вы вообще не поймёте - что тут происходит и почему. Более того, - взрослый и разумный человек будет в этом фильме твёрдо на стороне императорской линии. Твёрдо. Это просто драматургический провал: сектантов из основания просто не жалко от слова совсем, они сумасшедшие ждуны счастья богом обещанного, а не те, кто и как (ТОЧНО с мотивами и причинами) описан у Азимова. Причины их поведения - божественная магия, провидение и сопли, а не следование исторической предопределённости этапа существования. Они не действуют мотивировано. Это особенно просматривается по первому сезону. Второй сезон немного уходит в сторону мотивации взрослых людей, но не сильно. Азимова там тоже нет. Ну и повестка конечно аккуратно, хотя и очень умно вставлена, где надо. (например положительный герой, мужчина, не может быть отцом, если по сюжету он вынужден стать причиной гибели своего 'ребёнка'. Сочетания таких обстоятельств Голливуд не пропускает. Особенно на женско-детскую аудиторию, поэтому - ну поменяем им там всем ориентацию, так прокатит. Это сюжетно умно ибо имеет драматургический смысл.) Общее впечатление по первому сезону, что всё это написано, снято и психологически продумано для девочек 12.. . 16 лет и совершенно точно для тех, кто никогда не читал Азимова (вообще что угодно, не только Основание). И не будет этого делать.. Если вы читали первые части, вы будете испытывать потрясения разной направленности с самого начала фильма.
Увлекательный сериал с очень приятными актерами и героями, за которыми интересно наблюдать. Хорошая графика, качественно сделанные спецэффекты, космос, планеты, кое-где инопланетная живность (Бэки ван лав) показаны очень здорово, ярко и реалистично. Я не стану придираться к тому, насколько искажены детали оригинальной истории за авторством Азимова. Прочитав Прелюдию к Основанию, могу утверждать, что личная жизнь профессора Селдона и его работа на пути к созданию радианта переписаны в сериале до неузнаваемости, а пол некоторых героев был изменен, что в корне меняет их историю тоже. Не стану оценивать этот ход, лишь оставлю эту информацию для будущих, возможно, зрителей, ожидающих увидеть нетленку мастера в первозданном виде. Не получится, увы. Негатив у меня вызвал лишь сюжет, он же сценарий, полный дыр, противоречий, нелогичных и непонятных действий и событий. Например, в сериале нормальный ход - перестрелять без разбору пол деревни не оказывающих сопротивления людей, при том что нападавшим изначально нужны инженеры и механики этой деревни. Которых, очевидно, сначала надо было искать, а не расстреливать. Также вполне нормально, что на заводе, производящем защитные девайсы от любого вида урона, никто сам эти девайсы не носит. Хотя эти штуки раздаются бесплатно. И таких моментов тьма. Полно также моментов просто необъяснимых. Не буду приводить примеры-спойлеры, скажу лишь, что в мире, через историю которого красной нитью проходит научный труд человека, физика - пустой звук. Хотя сериал же про математика. Наверное, к черту тогда физику? Технологии и 'фишечки' будущего выдумываются буквально на глазах и противоречат тем, которые были заявлены ранее. То, что нельзя в одной серии, вдруг можно в другой. 'Трюки' сериала кажутся дешевым циркачеством, сводящим почти на нет прочие прекрасные аспекты сериала.
«Основание» – цикл из семи романов Азимова, первый из которых вышел в 1942 году. В 1966 году оригинальная трилогия удостоилась звания «Лучшей фантастической серии всех времён» по версии премии «Хьюго», опередив, например, «Властелина колец». Примечательно, что в том же году победителем в категории «Лучший роман» стала «Дюна» Фрэнка Герберта – книга, которую называют «ответом Герберта на трилогию Азимова». В итоге «Основание» стало частью огромного цикла книг, в котором Азимов связал его с другими своими работами. Так сложилась «Вселенная Основания», связанная рядом общих персонажей и событий. В неё входит полтора десятка романов и несколько десятков рассказов, плюс после смерти самого Азимова несколько писателей-фантастов дополнили историю ещё одной трилогией. И вот, наконец, настала пора экранизации. Первый сезон. Зарождение Основания Галактикой правит Империя, на троне восседают клоны императора Клеона Первого. В отличие от первоисточника, некогда живого человека, Императора Клеона, его клоны не имеют души, и этой теме в первом сезоне отводится значительная часть экранного времени. Есть ли у клонов душа? Есть ли душа у роботов? Последний человекоподобный робот, леди Демерзель, служит при дворе, запрограммированный всецело и с полнотой отдачи служить интересам Империи, которая представляет собой авторитарное государство, где клоны императора Клеона Первого максимально оторваны от народа, их мысли отдалены от чаяний и нужд населения, закрывшись от всего мира внутри своего величественного дворца и ведя светский образ жизни с одной единственной целью – подражать, копировать образ жизни и распорядок дня мертвеца императора. Диалектика души внутри Демерзель, страдания искусственного разума, находящегося в плену правил и алгоритмов, навязанных человеком, отсутствие свободы воли, эта тема довольно хорошо освещена и раскрыта как в первом, так и во втором сезонах. Космос, межпланетные перелёты в этом сериале ощущаются, но не в такой степени, как, например, в сериалах «Экспансия» или «Звёздный крейсер Галактика». Упор сделан на диалогах между героями, которые, вне всякого сомнения, наполнены смыслом. Сериал будет интересен людям, кто хоть немного разбирается или увлекается политикой, поскольку некоторые события уж очень схожи с теми, что происходили в реальном мире не так давно. Например, есть аналог теракта с разрушением Башен Близнецов в Америке (теракт 9/11), и последующая спецоперация против Ирака, приведшая к гибели 1 млн. иракцев. Да и вообще, весь сюжет сериала – это по большей части политические интриги и заговоры. Галактику, по всей видимости, населяет множество цивилизаций, но в первом сезоне акцент сделан только на двух, находящихся в конфронтации с империей: анакрионцы, имеющие отдалённое сходство с иранцами (персами) и феспийцы, внешне сильно напоминающие немцев (голубоглазые арийцы). Ещё есть последователи религии люминизма – в оранжевых одеяниях, типа буддистов (верят в реинкарнацию), сателлиты Империи, им отводится лишь эпизодическая роль. В этом сериале максимально пытаются уйти от деления на «хороших парней» и «плохих ребят». Тут, как и в реальном мире, у каждой из сторон есть свои интересы, а их отстаивание приводит к конфликту наций. Кто же начал заварушку – история умалчивает: здесь, вероятнее всего, зритель должен решить сам. Сериал будет приятно смотреть тем, кому в принципе нравится изучать историю или тем, кому нравилось следить за развитием цивилизаций, например, играя в одну из популярных компьютерных игр серии Sid Meier’s Civilization. В этом плане, я по обоим пунктам попадаю в целевую аудиторию, именно поэтому сериал мне понравился. «Нельзя играть в шахматы с тем, кто готов поджечь доску» Империя представлена как нечто застывшее, затерявшееся во времени, величественное, неживое. Альтернатива – хаос и мрак. Но где-то там, на краю галактики, теплится «новая надежда» (на демократию, хех). В сериале что ни сюжет, то драматизм, основанный на противопоставлениях: наука против религии, любовь против убеждений, истина против лжи во спасение и т.д. Второй сезон. Второе Основание 118 лет спустя после событий первого сезона. Много воды утекло, но во дворце Трантора мало что изменилось: клоны Клеона всё такие же неоднозначные личности: бездушные пустышки, однако не лишённые прагматизма и здравого смысла. Нельзя однозначно назвать клонов Императора плохими. Они такие, какие они есть. Хорошее олицетворение бездушного, но величественного существа. Что это, если не аллегория на людей «голубых кровей», так называемую (политическую) элиту человечества, богатейших людей планеты, для которых остальное население лишь пыль под ногами либо средство достижения эгоцентричных целей? Второй сезон оказался не хуже первого, даже более интересный. Из Гарри Сэлдона сделали галактического Иисуса, сходства очевидны. «Ангелы» проповедуют в массы новую религию, показывая спецэффекты (фокусы) и летая на космических кораблях. Только воду в вино не превращали и по воде не ходили, но это было бы уже слишком. Хранилище Терминуса уж очень напоминает древнеегипетский головной убор Анубиса (два остроконечных уха и ослепительный свет между ними). Во втором сезоне есть интересные идеи, например планета, населённая сильными телепатами. А тем временем, во дворце Император День решил положить конец генетической династии Клеона, женившись на молодой королеве Сарет из Облачного доминиона (мощное, технологически развитое галактическое государство), у которой, впрочем, свои планы на пребывание в обществе клона императора. Королева ведёт своё собственное расследование с целью собрать доказательства причастности Императора Дня к убийству всей её семьи. У красивой актрисы Элла-Рей Смит очень живая мимика, её также можно было видеть в роли Никс в сериале «В пустыне смерти» и роли Фола в сериале «Ведьмак». На мой взгляд, актриса играет просто бесподобно. Молодого клона Императора по имени Рассвет сыграл красивый, приятный на вид малоизвестный актёр Кассиан Билтон. Во втором сезоне больше политики, больше событий, больше драмы, больше масштабности, больше умных диалогов. Подводя итог, сериал «Основание» выглядит более «взрослым», более реалистичным, в сравнении с фильмами и сериалами вселенной «Звёздных Войн», а по уровню продуманности мира не уступает «Дюне». Это очень качественная фантастика, которую приятно и интересно смотреть любому взрослому думающему человеку. Однако есть и спорные моменты: выполнение Плана Харри Сэлдона в финале притянуто за уши (как и эпизод с трагической судьбой Императора Рассвета в первом сезоне), поскольку нужный исход событий зависел от случайного выбора индивидов. То есть, было слишком много неопределённостей, которые нельзя было просчитать. Поступи герой иначе, всё было бы по-другому. Вера во всемогущий План, где всё получается так, как подстраивает автор – это слабое место всей хитромудрой истории. 8 из 10
Сразу скажу, что да, цикл произведений читал, считаю его очень хорошей фантастикой. Но ярым фанатом не являюсь. Поэтому своё впечатление озвучу скорее, именно как любитель научной фантастики в целом, без попыток сравнить сериал с первоисточником. И главные претензии у меня именно к игре актёров и постановке сцен. Особенно это касается сцен происходящих на Терминусе и кораблях. Столько пафосной пустой болтовни, кривляний и нелогичной суеты на фоне дешёвых декораций я не видел уже давно, со времён третьесортных фантастический фильмов из двухтысячных. Особенно тяжко воспринимать жалкие попытки закадрового 'философствованья', да и общий перекос в тему верований, религий, души, предчувствований и прочей метафизики. Которое в сериале существуют или 'патамушта' или для затыкания сюжетных дыр. И хотя на сюжетно тупиковой линии императоров здесь сосредоточено слишком много времени, но именно она выглядит более естественно и логично. Начинал я смотреть этот сериал непредвзято, с желанием посмотреть хорошую фантастику. Но к сожалению с половины сезона просто заставлял себя досмотреть остальные серии. Не рекомендую его смотреть ни тем кто не знаком с оригинальным произведением, ни тем более тем кто захочет увидеть что то интересное в качестве дополнения к произведению.
Сейчас происходит сильный недобор в индустрии, в большинстве своем студии продолжают паразитировать на удавшихся проектах, выпуская либо их продолжения, либо перезапуская их, из-за чего действительно стоящие проекты почти не появляются. А уж действительно обидно за жанр 'Фантастика', когда в нем столько перспектив для историй, а в итоге выпускаются продолжения звездных войн. Наткнулся на сериал совершенно случайно, ничего не слышал о нем до этого, так же как и о книге, по которой он снимался. Из-за этого могу рассказать вам мнение о сериале без завышенных или заниженных ожиданий. Сериал 'Основание' сложен в понимании повествовании сюжета. Посмотрев первую серию - был в небольшом недоумении, но после просмотра 4-х серий привыкаешь к подобному стилю повествования и смотреть становится гораздо легче. Сам сериал посмотрел взахлеб, до конца второго сезона. Здесь вас не будут водить за ручку, как в большинстве нынче популярных фильмах или сериалах. Вы должны будете сами сформировать позицию. Сериал покажет вам одни и те же ситуации с разных сторон. У героев есть свои цели, изменение которых меняет вектор, в котором двигается сюжет. Здесь достаточно ощущается гонка со временем. Сюжет подается от лица не одного персонажа, а группы лиц. Видно, что сценарист пытается дать им равное количество экранного времени, но всё равно есть перевес у некоторых лиц. Когда вам кажется, что вы уже начинаете догадываться, что произойдёт дальше - сюжет удивляет вас нетипичностью поворота для самого же себя. Героем приходится преодолевать трудности, если не физические, то душевные. Жанр 'Драма' дает о себе знать. Чеховские ружья почти исправно стреляют. Чего стоит только одна арка с императорами, начало которой положили в конце первого, начале второго сезона. Затронем тему касательно статуса 'Экранизации'. Экранизация - выражение виденья произведения сценаристом и главным режиссером. Оно совершенно не всегда будет совпадать с вашим собственным. Один из подобных примеров ранобэ и их манга(манхва) адаптации. Сами адаптации в некоторых моментах могут настолько кардинально отличаться от оригинала, что ты задумываешься, а то ли это произведение, которое ты читал или нет. Именно поэтому Источник и Адаптацию стоит расценивать как совсем два разных произведения. Ничем не связанных (Конечно, бывают исключения). Актеры смотрятся нормально и достаточно естественно. В этом вопросе придраться не к чему. Слава богу ситуация не как в некоторых проектах Disney. Графика и анимации... Просто шикарные. Порой серии пересматривал несколько раз только из-за них. Подведя итоги: Сериал не для всех из-за сложности повествования. 'Основание' следует воспринимать как совершенно обособленное произведение, не как экранизацию книги. Графика в сериале потрясающая, так-же как и идея сюжета. Герои не тупые, и двигают сюжет. 9 из 10 Жду третий сезон.
Начну с того, что трилогию читал, но возможно недостаточно внимательно - аудиокнигой, а она накладывает некоторые ограничения на восприятие, но поскольку трилогия не перегружена детализацией, даже в таком виде нормально воспринимается. Об авторе хочу сказать, что его конёк - это общие идеи, масштабность создаваемой вселенной, физическое взаимодействие в ней и т.д. (что не удивительно ввиду его регалий в научном мире), но он в моём понимании не самый сильный драматург, с человеческими интригами у него в произведениях как-то не очень. Кроме того я не раз замечал 'ружьё Бондарчука' (ружьё которое не выстреливает). О сериале. Я не берусь судить авторов сериала, поскольку не представляю как можно адаптировать не идеальное изначально произведение, написанное под читателя почти век назад в стиле Жуля Верна (где надо всё больше удивляться техническому гению автора). С тех пор многое изменилось, мы больше узнали о мире, изменились и наше мировосприятие - мы не целевая аудитория той книги. Естественно авторам приходится адаптировать текст, добавлять сюжетные линии изменять действующие лица, даже события и принципы по которым существует этот мир. Насколько хорошо у авторов получилось трудно сказать. Однако в защиту сериала скажу, что интересоваться первоисточником я начал уже после просмотра первого сезона. В сериале присутствуют все проявления повестки (кроме 'русские - зло'), я смирился. Визуально всё выполнено на уровне, глаз радуется. Из актёров запоминается сам Сэлдон и императоры Полдень и Закат. К просмотру рекомендую. 7 из 10
Азимов - один из моих любимых писателей-фантастов, поэтому экранизации ждал с нетерпением, хотя и догадывался, что именно получится. Оно и получилось... Сразу про ложку мёда в бочке дёгтя: графика просто потрясающая, это единственное, что создателям удалось. Звездолёты, создающие чёрные дыры для прыжков - это выглядит нереально круто. К сожалению, кроме графики похвалить в сериале больше нечего. Сюжет не просто извращён, сама идея книги вывернута наизнанку. Центральная идея 'Основания' Азимова в том, что действия отдельных личностей непредсказуемы, тогда как действия больших коллективов людей вполне поддаются математическим предсказаниям. В сериале же всё вертится вокруг нескольких человек, которые творят не пойми что и не пойми зачем. Ну и щедрая порция радужного #овна, сильные независимые чернокожие женщины и прочие блага западной цивилизации сочатся гноем из каждой щели. В целом, получилось довольно типичное поделие заокеанской киноиндустрии. Не рекомендую, оно не стоит потраченного времени. А красивые космические сцены можно посмотреть на ютубе, там минут 10 в сумме.
Пара тейков: 1. Для тех кто страдает о что, что не похоже на книгу - это адаптация, примите это и получайте удовольствие. Вообще, цикл 'Основание' сложно адаптировать в формат сериала. Да, для ценителей книг есть один лайфхак - можно просто не смотреть. 2. Есть повестка - Давайте так, если беретесь смотреть зарубежный сериал в наше время, просто смиритесь с этим и не обращайте внимания. Вас опять-же не заставляют смотреть. Их видение - их сериал. Лично я давно не обращаю внимания на подобное. 3. Если вы любите масштабные, захватывающие, дорогие истории охватывающие сотни лет, да еще и с действием по всей галактике, где земля это уже дано забытая планета в существование которой даже не верят... Просто не читайте рецензии высоконравственных критиков тут. Посмотрите и сложите своё мнение. Сериал 'Основание' - это захватывающая научно-фантастическая драма, основанная на одноименном романе Айзека Азимова. Он следует за приключениями Гэла Дорна, одного из основателей Галактической Империи. Одна из наиболее впечатляющих черт сериала - это его продуманный и качественный сценарий. Сюжет развивается постепенно, что позволяет зрителю погрузиться в мир Основания и хорошо понять его правила и логику. Сериал поднимает вопросы о гармонии человечества, управлении и даже о самом смысле жизни. Он способен заставить задуматься и поставить перед собой некоторые философские вопросы. Визуальное оформление сериала на высоком уровне. Удивительные пейзажи и детализация виртуальных миров создают потрясающую атмосферу, просто захватывая зрителя в свой мир. Отличные спецэффекты и великолепная актерская игра делают сцены напряженными и эмоциональными. Актерский состав сериала заслуживает особого внимания. Лидеры ряда Алан Тьюдик и Джаред Харрис исполняют свои роли блестяще. Их химия и взаимодействие на экране являются одной из сильных сторон сериала. Минусом сериала можно назвать его сложность и необходимость внимательности зрителя. Для полного понимания сюжета и всей его красоты может потребоваться несколько просмотров. Также, сериал может не нравиться тем, кто ожидал более активной и динамичной истории. В целом, сериал 'Основание' предлагает захватывающее путешествие по прекрасно созданному научно-фантастическому миру. Он притягивает сильным сюжетом, визуальной привлекательностью и качественной актерской игрой. Оценка 9 из 10 - это заслуженная оценка для этого выдающегося сериала.
Зрелище, которое предлагает нам экранизация 'Основания' Айзека Азимова, мягко говоря, разочаровывает. Сериал является прекрасным примером того, как легаси великих писателей может быть превращено в коммерческий продукт с крайне низким качеством исполнения. Очень показательно, что в проект вовлечена дочь Азимова, что только подчеркивает желание 'нажиться' на наследии своего отца, не приложив при этом никаких усилий к сохранению его глубины и остроумия. Сценарист Джош Фридман до этого момента не заслужил внимания как создатель увлекательных сюжетов, и 'Основание' это подтверждает. Что мы видим на экране, ближе к дешёвому фанфику, чем к продуманной адаптации. Персонажи и события перекроены до неузнаваемости. Законы роботехники Азимова и история Стальных Пищер извращены, как и фундаментальная историческая подоплека, что делает это представление сериала не только недостоверным, но и уродливым. Сюжетные линии запутаны, переполнены ненужными поворотами и персонажами, которые ничего не добавляют к истории, затмевая глубину и масштаб оригинального 'Основания'. Вместо того, чтобы предложить зрителю интеллектуальный и эмоциональный роллеркостер, мы получаем набор второсортных мелодраматических элементов, которые не только не дополняют, но и активно разрушают оригинальный замысел. В целом, закрытие этого сериала можно считать даже благословением, поскольку это предотвратит дальнейшее унижение наследия одного из величайших писателей научной фантастики.
На середине восьмой серии (похоже, я еще очень долго продержался!) я в сотый раз всплеснул руками от нелогичности, технической и психологической глупости происходящего и кинулся сюда выплеснуть свою досаду, но оказалось, что писать о сериале в общем-то и нечего. Да, видно, что в него вложена куча денег и людского труда, но в нем нет ничего оригинального! Заставки крутые, но это лишь повторение Мира дикого запада, костюмы... ну да, очень хорошо изучили комиксы про римлян. Буквально все снято на зеленом фоне, а CGI... ну так себе - жутко утомляет, что практически все события происходят ночью (наверное, это сериал про скрытых вампиров). Да просто отрисовать все в деталях не хватит ни времени, ни компьютерных ресурсов. Вызывающая бесконечным повторением зубную боль музыка и саунд-дизайн, достойный ширпотребных мультиков... Но главное, конечно, 'герои'. У меня 4-летняя дочка как раз по утрам смотрит 'Приключения аргонавтов' - вот там такой же император. Все, абсолютно все герои сериала ничем не заняты, а пребывают в каких-то вычурных неудобных бессмысленных позах! Господи, Лукас со своими звездными войнами, пугающимися роботами и звуками, распространяющимися в вакууме, отдыхает и нервно курит в сторонке! Это просто какое-то торжество старшего детсадовского возраста - все старательно изображают из себя видения продюсеров и режиссеров: а давайте эти у нас будут такие с рогами и мы будем с ними сражаться. Говорят, главный вопрос, поставленный в «Трудно быть богом», возможен ли в эпоху технически продвинутой цивилизации возврат к средневековому менталитету. К Азимову я всегда относился как к второсортному писателю. Не потому, что его фантазии были скажем, технически не подготовлены, а потому что его социальные модели были из глубокого прошлого. В своей фантастике он видел новую технику, но старое навсегда застрявшее в средневековье общество. Что-то я не верю, что такое человечество вообще куда-либо полетит.