Я даже не знаю как это назвать. Ну фантастический сериал. Красивая картинка. Не надо сильно задумываться. Упростим все, чтобы любой зритель все понял. Психоистория, сложная математическая наука - да ну нафиг, ищем двух женщин (все таки время такое), которые просто все знают наперед. Почему - потому что. Две армии пограничных королевств - дикари, но корабли, которые летают по планетам есть и они как-то летают. Странно, да? Более того, притащив на Терминус одну пушечку, они запросто с ОДНОГО выстрела расфигачили современный имперский корабль. Основание на Терминусе - вообще история отдельная. Они-же должны быть значительно выше по технологиям(повседневным) всех соседей. Ну и торговля с этими соседями вовсю должна идти. а тут даже намека нет, ну есть один 'торговец' на одном корабле. Но если не читал книгу, то сложно и об этом догадаться. потом вообще, про это все забывают. С упорством маньяка смотрел серию за серией, думая 'Ну ладно, это отступление. Но вот сейчас вернемся к основной линии'. А нет, основная линия в фильме совсем про другое. Читал на одном дыхании, еще в детстве, книгу, перечитывал сто раз. Последний раз около года назад, видимо зря. Все стерто, одинаковое только название.
Ну наконец-то! Космическая фантастика, да и не просто фантастика, а по Айзеку Азимову. На Apple TV+ стартовал сериал «Основание». Что такое «Основание» Азимова? Это огромный мир из романов и рассказов, охватывающий историю Галактической Империи на протяжении 20 000 лет. Этот цикл называется «Вселенная Основания». Самую первую книгу про «Основание» Айзек Азимов начал писать ещё в 1942 году и это был сборник из пяти рассказов, разрозненных во времени. Например, между первым и вторым рассказом проходит пятьдесят лет. Сериал базируется на этих рассказах, но скорее снят по мотивам. Но почему писателю понадобилось рассказывать о таком длительном периоде? Дело в том, что по сюжету один учёный предсказал крах Галактической Империи, которая уже существует двадцать тысяч лет. С его слов — через пять веков ничего не останется, всё будет разрушено и единственный шанс возродить цивилизацию — оставить потомкам наследие, с помощью которого они смогут восстановиться. Проект называется «Основание». Читателю предстоит наблюдать за тем, как будет реализовываться проект, и за событиями в Империи. В 1966 году Азимов получил премию Хьюго за «Основание», своего рода «Оскар» в мире фантастики. Интересно, что боролся фантаст с другим масштабным произведением — «Властелином Колец» Толкиена. В другой номинации победила «Дюна» Фрэнка Герберта. Один из продюсеров сериала «Основание» — дочь Азимова — Робин, а в качестве актёра первой величины выступает Джаред Харрис. Когда смотришь сериал, неизбежно возникают ассоциации с новой «Дюной», удивительно, что взявшие приз в одном году произведения вышли на экраны одновременно. В «Основании» космические путешествия, звездолёты и загадочные планеты тоже замешаны с дворцовыми интригами и коварными правителями. Единственное, к чему нужно быть готовым, особенно если вы поклонник оригинального произведения, так это к тому, что сериал — скорее фанфик, фантазия на тему и не следует книге. Apple круто вложилась в проект — стоимость сериала составила 45 миллионов долларов, графика тут дорогая, да и костюмы тоже. Возможно, мы стоим на пороге новой эпичной «Игры Престолов» в космосе? Кто знает, пока доступно лишь две серии.
Цикл 'Основание' можно по праву считать классикой фантастики. История начинается с Гэри Селдона, математика и психоисторика, который предсказал крах Галактической империи и тысячелетия хаоса и варварства, прежде чем империя восстанет. Но кроме того, он же предложил план как уменьшить этот период до одной тысячи лет. Под этим предлогом Селдон предложил создать Галактическую энциклопедию и отправившись в ссылку на далекую планету Терминус, собрал под свои знамена группу учёных, чтобы сохранять знание, заниматься энциклопедией и развивать науку. Собственно весь цикл 'Основание' про то, как про то как в разные промежутки времени жители Терминуса справлялись с кризисами, которые предсказал Селдон и толкали вперед человечество на пути к новой Империи. Перейдем непосредственно к сериалу. После просмотра первых двух серий можно смело сказать - это типичный сериал, где вместо действия одни разговоры. Смотреть это скучно. Если в книгах роль Императора была практически не заметна, в сериале Император один из центральных персонажей, для чего столько времени ему отведено не совсем понятно. Персонажа Гааля Дорника, математика и соподвижника Селдона зачем-то заменили на чернокожую актрису. В книге Дорник мужчина. Впрочем это мало должно повлиять на сюжет, Дорник в книге довольно проходной персонаж, нужный для того, чтобы познакомить нас с 'планом Селдона'. В сериале это один из основных ПОВ. Экранное время в основном разделено между Дорником и Императором. И если персонаж Дорника нужен, как я уже писал, для того, чтобы мы поняли кто такой Селдон, что представляет его план, то Император не несет никакой информации о мире. Эта сюжетная линия просто-напросто пустая. За первые две серии создатели объяснили нам, что есть наука психоистория, предсказали крах Империи и показали отправку колонистов на Терминус. Две серии пустых разговоров. Нет, сцена суда над Селдоном снята хорошо и практически близка к книжному оригиналу, но вот остальной хронометраж тратиться в пустую. Персонажи практически не раскрываются и вместо того, чтобы после знакомства с Селдоном и его планом, перейти к первому кризису, тратят время на любовную линию Дорника и разговоры. Периодически сюжет совпадает с книгой, но эти совпадения не превышают 10% от общего экранного времени. Не думаю, что в дальнейшем сюжет будет следовать книжному и это печально. Ведь на первом кризисе Основания можно смело было строить первый сезон. Не заполнять хронометраж пустыми персонажами и линией императора, но заполнить его такими интереснейшими персонажами как Сальвор Хардин. Если честно, я ждал гораздо большего от этого сериала, а по факту пока получается пустышка в красивой обёртке. 5 из 10
Знаменитый и крайне плодовитый мэтр американской научной фантастики Айзек Азимов всегда категорически сопротивлялся экранизациям своих произведений, даже несмотря на выгодные предложения из Голливуда. Писатель не без оснований полагал, что на экране, да еще в шаловливых ручках киношников, от его книг ничего не останется. Так что фильмы по Азимову появились лишь после его смерти и быстро доказали обоснованность опасений автора. «Основание» - лучшее тому доказательство. Но обо всем по порядку. Цикл романов охватывает огромный период и посвящен тому, как человечество, расселившееся по Галактике, справляется с кризисами с помощью новой науки «психоистории». Чему посвящен одноименный проект Apple TV+ после двух эпизодов понять пока трудно. Вроде есть и империя и основатель психоистории и даже еще что-то, но отсебятины напихано выше крыши. Нельзя не признать, что компьютерная графика в сериале на высоте. Вот только это не история Азимова! От азимовской эпопеи остались лишь некоторые сюжетные линии и имена героев. Зато «прогрессивная» идеология цветет пышным цветом. В сериале куча черных персонажей и все они конечно хорошие. Ну а белые – плохие, за единственным исключением. Центральный персонаж первой части первого романа Гаал Дорник был белым мужчиной? Ну что вы, это ж отстой, так что теперь Гаал чернокожая девица и второй эпизод вертится главным образом вокруг ее сексуальной жизни. С черным парнем разумеется, странно, что не с лесбиянкой. Важнейший персонаж второй части Сальвор Хардин тоже был белым мужиком? Ничего, теперь это тоже чернокожая женщина неясной пока сексуальной ориентации. И так далее и все в таком духе. Короче говоря, перед нами не экранизация и даже не «по мотивам». Тут у нас просто циничная спекуляция на знаменитом у любителей НФ бренде, причем политизированная донельзя. Впрочем, чему удивляться после черной Анны Болейн? Так и хочется завопить – ну напишите вы свою историю, зачем вы корежите классику? Не уверены, что ваши оригинальные опусы станут смотреть? Ну так идите в таксисты. Резюмирую – тем, кто читал романы, сериал лучше не смотреть. Бесит. Ну а всем остальным может и зайдет – этакая «Игра престолов» в космосе. Чисто технически снято качественно, чего уж там. 5 из 10
Посмотрел первые 2 серии нового сериала 'Основание'. Сразу скажу, что картинка красивая, качественная. Но никак не ожидал, что можно настолько извратить великолепное классическое произведение, без преувеличения 'Основание' жанра научной фантастики. Для меня имели бы второстепенное значение пол и расовая принадлежность героев, если бы сохранена была основная идея. И если первая серия еще давала какую-то надежду на это, то вторая, на мой взгляд, ее окончательно похоронила. События происходят не по книге и даже не по здравому смыслу, а по какому-то нелепому режиссерскому умыслу (или недомыслию). Действия персонажей выглядят немотивированными. Откуда-то взялась совершенно невнятная любовная линия, в результате много экранного времени тратится 'ни о чем'. Сериал можно было бы назвать фанфиком, события которого разворачиваются во вселенной как-бы 'Основания'. Впрочем, висящий в воздухе артефакт на Терминусе вообще как из другого мира, никакого отношения к 'Основанию' не имеющего. В общем, смотреть можно, но воспринимать всерьез сложно. Посмотрим, чем сериал закончится.
Не хочется быть предвзятым, но когда прочтена вся серия в правильном порядке, (а это на минутку около 20 книг вселенной с романами и дополнительными новеллами) хочется рвать волосы на голове от просмотра данной качественно снятой поделки. Персонажи по характерам либо полностью не соответствуют книжным либо переписаны полностью. Начиная с того, что многие персонажи поменяли пол и свои убеждения, взгляд на мир, заканчивая тем, что поднимают проблемы в диалогах, совершенно не нужные в этой вселенной. Совершенно ненужная любовная линия, никак не прописанная. Практически все персонажи отдавались целиком и полностью идее Хари Селдона. Райч был фактически сыном Селдону, который достал его из трущоб Биллиботтона... Фейспалм за фейспалмом, ненужные нежности, вопросы беременности на новой планете (sic!). По итогу просмотр 3-х вышедших серий состоит из слов: ненужный, недостоверный, лишний, неправильный. Неужели экранизация, которую хотели снять многие, заслужила такое наплевательское отношение... Эппл желает гнуть только свою линию. Проталкивание повестки, нежелание даже близко соответствовать первоисточнику, просто пустышка с красивой картинкой. ВЫВОД: категорически не поощрять эпл за данное поделие и наказывать оценками. Возможно это как-то повлияет на то, чтобы в их руки никогда не попадали экранизации достойных произведений.
Начну с мысли о том, что донесение до людей того, что меньшинства обладают всеми правами, что и остальные люди, - дело правое. Практически каждый русский мужчина считает своим долгом наказать человека, выбивающегося из его представления о 'нормальном'. С этим нужно и можно бороться путем плавной смены 'культурных' особенностей через потребляемый контент, а также повышением общего уровня образования. Но, столь грубое растирание этой повестки на поверхности мозга зрителей, по моему мнению, - не допустимо. Во истину шедевральное произведение Айзека Азимова с таким значительнейшим культурным влиянием на поколения читателей низвести в ранг низкопробной фантастики для пропаганды своих ценностей - ужасный провал. Никто не против сильных девушек афроамериканок в главных ролях, но ежели сам автор исходника задумал персонажа мужчиной, какое вы право имеете калечить произведение? Вселенная Селдона настолько обширна, что на воплощение ее крупинки потребовалось 7 толстых книг, не считая упоминания в других текстах. Так объясните, зачем за 3 серии мне показывают порядка 3-5% хронометража постельных сцен, не имеющих влияния на сюжет? Крайне много додумок со стороны реализаторов проекта. Почему ни разу не упоминается, что на Терминус летели именно ученые, а не какие-то неприкаянные? Почему о цели миссии вообще не говорят? 'Нам нужно лететь на Терминус, потому что империя разваливается' - вот, как сие действие мотивируют в сериале. Увы, но нет ни того волшебного чувства полета по тысячелетней временной ветви, ни жажды поскорее узнать, чем же разорвет наше воображение автор в следующей части произведения. Очередная пустышка, которая либо затеряется в тонне подобной низкопробщины, либо останется в веках, как величайший провал. Если вы фанат цикла книг - не советую тратить время.
Думаю мало кто будет спорить с тем, что Айзека Азимова можно смело назвать одним из отцов литературной фантастики. Азимов не только озвучил три закона робототехники, но и создал внушительное количество работ, которые до сих пор занимают почетные места в списках величайших произведений в истории литературы. Одним из венцом его творчества можно смело назвать «Основание», адаптировать которое спустя многие годы тщетных попыток и производственного ада решил именитый сценарист и продюсер Дэвид С. Гойер. События данного сериала развиваются в далёком будущем. Люди уже давно расселились за пределами Земли. Однако Галактическая империя грозит рухнуть, согласно расчетам ученого Гэри Селдона. Правящая власть видит в этом угрозу их правлению. Тем не менее, Селдон создаёт организацию «Основание», призванную восстановить человеческую цивилизацию после грядущих потрясений. Посмотрев данный сериал невозможно не согласится с мнением практически всех зрителей, которые назвали данный сериал «неправильной» экранизацией одноименного первоисточника Айзека Азимова. Не смотря на то, что «Основание» подается авторами сериала в качестве экранизации творения Азимова, оно не является экранизацией как таковой. Авторы данного сериала сохранили основу литературного первоисточника, имена и роли большинства героев повествования, но взрастили вокруг неё уже абсолютно другую историю и абсолютно альтернативный взгляд на тех же самых персонажей. Фактически изменив как минимум 95% содержания первоисточника. Можно смело заявить, что творение Азимова представляет собой глубокое размышление на тему человечества, его роли и мироздания как такового. Когда как в попытках охватить все эти события и дополнить их обилием новых, данный сериал преподносит их зрителям куда более поверхностно и условно. Тем не менее, интересные и удачные творческие решения в сериале тоже есть. Одна из них, отсутствующая в литературном первоисточнике сюжетная линия с правящими клонами и их преемственность друг другу. Именно вокруг этого авторы данного сериала озвучивают мощное политическое высказывание о жажде власти человека и нежелании его отказываться от тех благ, которые прилагаются к этой самой власти. Тем самым, очень тонко кивая в сторону «менее демократичных» стран с продолжительным президентством того или иного политика. При этом, назвать данный сериал Дэвида С. Гойера откровенно плохим никак нельзя. Безусловно сериал может похвастаться выдающейся визуальной составляющей. Каждый доллар потраченный на производство сериала виден на протяжении всего повествования. Охотно радуя качественными и дорогими визуальными эффектами, костюмами и декорациями, а также внушительным по сериальным меркам масштабом. Более того, имея столь объемный материал, отсутствие полноценного главного героя и постоянная смена различных персонажей на посту этого героя, авторы сериала создали на удивление цельный и размеренный сериал. Однако одновременно с этим, сериал во многом создан «на автомате» и словно по учебнику. Пожалуй именно этим и объясняя, почему сериал производит стерильное впечатление и досматривается во многом лишь «для галочки». Говоря об актерской команде можно заявить, что ни один из членов команды не показал ничего особенного. Назвать плохой игру актеров нельзя. Но и запоминающейся тоже. Исключением можно считать ли Ли Пейса, который достойно отыгрывает на экране сразу несколько партий и Джареда Харриса, которого к сожалению в сериале очень и очень мало. 6 из 10 Основание – экранизация классического произведения культового Айзека Азимова, которая спустя многие годы тщетных попыток и производственного ада нашло свой путь навстречу зрителей. Дэвид С. Гойер создал очень дорогой и масштабный продукт с качественными визуальными эффектами, выдающейся визуализацией и завидным масштабом. Однако имеющий мало общего с литературным первоисточником, изменивший почти 95% содержания первоисточника и создающий впечатление стерильного продукта. Назвать его однозначно хорошим или плохим никак нельзя. Посмотреть разок можно. Но не более того.
Мне всегда Айзек Азимов казался сложным писателем, которого с налёту не одолеть. Его изобретательность и дотошность в описании фантастических миров - особенная, граничащая с документалистикой, словно читаешь мемуары действительно живших персон. И во многих произведениях заложен некий моральный цивилизационный протест, прорастающий зелёным побегом сквозь скалистую почву повседневного человеческого цинизма. Кроме того, сюжеты с уверенностью можно назвать умными и неординарными, серьёзными и 'цветистыми', в плане психологического многообразия характеров! Азимов - это очень 'удобный' писатель, потому что сценаристам уже ничего не нужно додумывать или улучшать! Он идеален для экранизаций в больших и малых формах. Вот только, к сожалению, на экране не всегда легко передать весь тот объём мысли, которую вложил в историю автор... Для подобных проектов режиссёр должен быть столь же талантлив, мудр и обладать сходным с Азимовым взглядом на будущее. Сериал 'Основание' получился слишком пресным, заурядным с точки зрения художественности. При хорошем технологическом уровне, приятной атмосферности и вполне приличной игре актёров, фильм выглядит сумбурным, дёрганым, с невероятно сложной временной последовательностью. Компиляция получилась изрядно жёсткой! Смешивание эпической трилогии цикла 'Основание' с революционным 'Я робот' явно не пошло на пользу мировой коллекции кинофантастики... хотя, совмещение кажется логичным в цепи последовательного преобразования: человек - клон - робот. Потенциал был замечательный! Но, как всегда, для полного раскрытия столь широкой темы - 10 серий(даже часовых серий) оказалось крайне мало! Сжатие информационного ядра колоссально навредило реализации... По ходу фильма частенько смысл происходящего на экране удаётся поймать лишь спустя некоторое время и благодаря напряжённой работе памяти. А может быть, это только мои личные сложности, моё восприятие... и современные молодые зрители не столкнуться с подобными неудобствами. Сюжетная составляющая предстала как классическая схема неприятия системы власти тоталитарной империи свободолюбивыми отдалёнными окраинами. Мятежность духа и жажда самоопределения проходит сквозь повествование определяющим вектором. Немного политики, чуть экономики и религии, малая толика романтики... В принципе, типичный рецепт. Проект напоминает 'Звёздные войны', 'Вавилон 5' и 'Дюну', но, пожалуй, не так что бы его можно было упрекнуть в критической схожести. Данный сериал, всё же, уделят внимание именно проблеме 'выживания среди равных', что его выделяет в лучшую сторону. Ну, а трудный вопрос о наличие души в клонированном организме, вообще, остро полемичен и мог бы посоперничать по важности с глобальным укоренением единого морального закона в различных формациях! Общее впечатление от фильма скорее положительное. Хоть вышел он раздробленным на отдельные смыслы, которые с трудом собираются в единое целое. Возможно создатели делали расчёт на хорошо осведомлённого зрителя, читающего фантастику Азимова, мыслящего, от того и ушли в область условно-связанного контента, рассчитывая, что литературное либретто внесёт ясность. Да, знатоки будут в восторге от сериала, но остальное большинство сочтёт его заумным, а посему - утратит интерес где-то на середине пути... Для окончательных оценок время пока не наступило. Надеюсь, что следующие сезоны настроят нас на позитивное восприятие! Сейчас я нейтрален и полон скепсиса.
За что лично я могу поблагодарить этот недосериал - из-за него я прочитал оригинальный цикл книг. И еще один бесспорный плюс сериала - шикарная картинка. В этом американцы очень большие мастера. Больше плюсов нет. Во-первых, с самого начала все пропитано идиотизмом. Девочка, которая, прочитав две книжки в сельской библиотеке, сразу стала великим математиком. В книгах был похожий персонаж - Юго Амарил, который действительно был самородком самоучкой-математиком и в дальнейшем стал ближайшим сподвижником Селдона и стоял у истоков психоистории. Когда Селдон его встретил, он сразу понял, прочитав его работы, что этот парень гений - по тому как он рассуждал в своих работах и к каким выводам пришел, не имея никакого образования. Но при этом сами работы были примитивными и Селдон увидел в нем лишь огромные перспективы. Естественно, человек, каким бы он гением не был, не имея образования, не мог давать оценку теориям Селдона, и уж тем более подтверждать или оспаривать их правильность. Если говорить про Гаала Дорника, то в книге он, во-первых, ученый, имеющий степень, а во-вторых, теорий Селдона он не подтверждал и не оспаривал. Это вообще не его уровень. Эпизод с галактическим мостом - абсолютная идиотия. Самый важный объект в Галактике - а на него любой желающий легко и просто может пронести бомбу. Причем бомбу какой то невероятной мощности, способной разрушить 300 километровое здание. Никаких досмотров, проверок, ничего. Ага, верю. Причем, что характерно, в книге, когда Гаал Дорник прилетел на Трантор, описывается как его быстро, но очень тщательно досмотрели. Ну и повесточка, куда без нее. Гаал Дорник (абсолютно проходной персонаж в книгах) - черная девочка, Райч - черный, Хардин - негритянка, даже великого и ужасного Демерзеля сделали женщиной. Да и фиг бы с этим, если бы авторы сохранили главную идею книг - о ценности науки и рационального мышления. Именно благодаря науке - в первую очередь истории и математики, Селдон смог разработать психоисторию, которая на основе научных методов и путем анализа огромного количества общественных связей смогла предсказать развал империи и последующий хаос, которые были предопределены самим ходом истории. Именно благодаря науке Основание выжило и преодолело кризисы. В сериале ничего этого нет. Религия (которой по книгам на Транторе и по моему во всей Галактике нет), мистицизм, видения, супергерои и прочая хрень. От идей Азимова не то чтобы ничего не осталось, они поставлены с ног на голову. Вообще, этот сериал очень четко отражает дух времени и такое чувство, что Азимов, рассказывая про деградацию империи, говорит про наше время. Антипрививочники, плоскоземельщики, экстрасенсы, эзотерики и прочие прочие, которые, естественно, имеют право на свое личное мнение и вправе это идиотское мнение транслировать в эфир. Западное общество уже дошло до того, что нельзя женщину назвать женщиной, а мужчину мужчиной. А если попробуешь, до даже если ты такой уважаемый как Дж.Роулинг, тебя заклюют и отменят. Идеи Азимова с его какой-то там наукой и научным знанием очень неудобны и не соответствуют духу времени. Поэтому, наверное, и снимают подобный шлак. И бабла на имени вроде срубить хотелось, и оригинальные идеи Азимова ну никак озвучивать нельзя. Вот и имеем то, что имеем - бессмысленную идиотскую чушь, зато с очень правильной современной повесточкой.
Книг я пока не читала (но сразу после рецензии и возьмусь за них), поэтому мое незамутненное оригиналом сознание видит в сериале больше плюсов, чем минусов. Ожиданий, начитавшись отзывов, было немного и я долго сопротивлялась просмотру. Но, все-таки, рискнула и не жалею. Отличная основная идея сериала, в целом, сюжетные линии интересны, мир насыщен, качество картинки просто радует глаз любителя фантастики. А идея космических кораблей, которые генерируют черную дыру для межпространственного прыжка, мне понравилась больше всего. Очень правдоподобно. Однако, даже не зная, что многие герои были перекроены, ляпы полезли из всех щелей уже в первых сериях. Больше всего вопросов к героям Гаал, Сальвор и Рэйча. Так как основная масса непонятных и непроработанных моментов приходится на них. 1) математические знания Гаал - откуда? как? можно было по по одной книжке стать математиком? Без учителей, даже без возможности нормально заниматься? Как можно было доказать теорию, которую больше никто во всей галактике доказать не смог? Интуиция? А считать как научилась? 2) Любовная линия с Рэйчем слабая. Выглядит ненатурально. Да Рэйч и сам как персонаж довольно картонный в этом сериале, непонятна мотивация его действий, играет слабо, химии между персонажами нет. 3) Зачем Гаал полетела на свою планету, которой она сама предсказала крах, понимая, что вернется туда только через 160 лет? Какова логика этого поступка. 4) Сальвор - самый мэрисьюшный персонаж, ну что это за спасатель с кирпичом на голове? Любимый троп американских сценаристов об особенной героине, чья особенность никому не понятна (даже самим сценаристам). Не буду вдаваться в подробности логических нестыковок ее поведения, их слишком много. Но актерская игра просто никуда не годится. К сожалению, эта тенденция прослеживается повсеместно в современно кино: по квотам берут актеров, которые совсем не тянут на главные роли. Ее партнер, который играл Хьюго, постоянно ее переигрывал. Тяжело смотреть на такую главную героиню. Нужно еще отметить слабые диалоги, которые мало того, что никак не двигали сюжет вперед, а только затягивали его. Такие ненужные провисания часто соседствовали с какими-то обрезанными переходами, когда не понимаешь откуда взялся персонаж в следующей сцене. Мне понравилась сюжетная линия императора. Но линия Тетануса была неравномерной, чаще откровенно слабой, скатывающейся в обыкновенный марвеловский комикс. Итог: сериал не так плох, но минусов много. Больше всего их, как всегда, в актерской игре, кастинге, неспособности придерживаться оригинального сюжет и прописывании стандартных голливудских диалогов 'ниочем'. Однако, если хотите увидеть нетривиальный сюжет, посмотреть на еще одну интересную вселенную, то вам сюда.
Исаак Юдович Азимов - парень именитый, с множеством серьёзных литературных наград, классик фантастики. Вдобавок к этому, моя супруга, вкусу которой я доверяю, с творчеством Азимова знакома и отзывается исключительно положительно. Естественно, пропустить сериал 'Основание', созданный на основе цикла произведений Азимова, я не мог. А стоило бы. Похоже, что sjw поглотило американскую киноиндустрию чуть больше, чем полностью, и сценаристов выбирают не по профессиональному критерию и знанию мат. части (любой мат. части, не только литературного первоисточника, но и логики, физики, истории...), а по цвету кожи, сексуальной ориентации и что-там-ещё очень важно для сценариста. Сеттинг состоит из дыр, а на экране творится треш-водевиль с нано-роялями из кустов: одна из главных героинь (кстати, в первоисточнике это был мужчина) быстренько осваивает высшую математику по трём книжкам, украденным в поселковой библиотеке на планете а-ля костнеровский 'Водный мир'; два террориста-смертника взрывают невероятно технологичный транспортный узел сверхмогучей галактической империи, убивая миллионы людей разом; летающие гробы могут доставить тебя в любую точку вселенной, но, приводнившись, выкидывают тебе раскладное нано-весло. Фейспалмами можно себе нос сломать. Отдельного упоминания стоят диалоги: - Мама, я не особенная! - Нет, доченька (кстати, в первоисточнике, это был мужчина), ты особенная! - Мама, почему тогда я недостаточно особенная?! - Нет, доченька, ты пипец какая особенная! Воистину современное массовое кино делается, в первую очередь, маркетологами, но кто ЦА этого фильма? Неужели целевая аудитория, жующая вот это вот всё, достаточно многочисленная для того, чтобы получить прибыль? Похоже, что да, так как снимается второй сезон. Резюме: Ремесленники от кино научились делать красивую обёртку, но содержание совершенно не стоит потраченного времени. Есть, однако, в этом сериале и плюс. Читаю сейчас Азимова. Нравится.
Сюжет сериала кардинально отличается от книг. Персонажи изменили пол, расу и саму свою историю. Сохранена лишь некая канва - психоистория, ссылка Селдона за предсказание, создание Основания и кризисы... В остальном, тех, кто хотел экранизации книг ждет разочарование, потому что данный сериал может быть рассмотрен только как самостоятельное произведение со своей логикой, основополагающими идеями, дополнениями, которых мы не найдем у Азимова. Конечно, сериал создан по мотивам книг Азимова: заимствован мир (хоть и несколько изменен), заимствованы имена персонажей и некоторые моменты их биографии, заимствованы общие движки повествования (предсказание падения империи, постройка базы для сохранения наследия, кризисы), но содержание у всего совершенно другое. Существенным дополнением к миру Азимова является религия во вселенной сериала Основание. Азимов показывает полностью секулярное общество, общество, где как бы 'победили' религию, но авторы сериала стремятся показать более реалистичную на их взгляд картину мира, где варварские народы, многие простые люди и даже некоторые очень непростые задумываются о спасении души. Можно отрицать влияние религии на общество, можно говорить, что в развитых странах она не имеет значение, но, как все знают, наше время пронизано проблемами религиозного возрождения и одновременно фанатизма, и в будущем, если человек все еще останется человеком, эти проблемы никуда не уйдут, а периодически даже будут возрождаться, ведь история циклична. Потому интересно то, как авторы сериала показывают связь религии и общества, религии и политики, сильно вплетая в повествование Императора и Дорник. Помимо этого, поднимается много других проблем, повествование как бы ведется об обществе, но и о конкретных людях. Азимов не акцентируется так сильно на персонажах, их желания даже в каком-то смысле второстепенны. В сериале же личность играет особенное значение, как и выбор, который ей делается. В каком-то смысле авторы сериала даже спорят с Азимовым, утверждая, что предсказания предсказаниями, но они не отличаются от религии, а что важно - чувства людей, и то, как сами люди бывают непредсказуемы. Может общая канва и не изменится, но просчет событий уже не так уж и работает, поэтому показаны и любовные линии. Возможно, вселенная Азимова и была в каком-то смысле убита, но она в то же время и стала живой для нас, потому что показывает нас такими, какие мы есть, но в другой реальности. Выдуманный мир перестает быть антиутопической фантазией и заставляет задуматься о том, как работает наш собственный. Сериал стоит смотреть, и над ним стоит думать не как об абстракции, а как о реалистичной модели, где люди не просто какие-то чужаки из будущего, эти люди - это как бы мы реальные в будущем. 8 из 10 Сериал хорош как самостоятельное произведение, вдохновленное Азимовым.
Впечатление от этого сериала у меня плохое. Выходит так, что вместо эпичного полотна, простершегося сначала на три столетий, с разнообразными героями, проводящих план Сэлдона в жизнь, но которые не слишком геройствуют на этом фронте, мы увидели подростковую, сиюминутную фантастику с парой молодых супергероинь, от которых уж слишком много зависит. Вместо философской фантастики, заставляющей задуматься о законах истории, мы получили очередной подростковый кинокомикс. Видимо режиссер и сценаристы сериала совсем не поняли идеи книги Азимова или слишком уж вольно отнеслись к ним. Они изменили её наполнение, не дав ничего взамен интересного. Быть может они это сделали это специально в угоду своим современным толерантным убеждениям? Ладно, бог с ним, с цветом кожи и полом, измененных у главных героев сериала, Гаал(-а) Дорник(-а) и Сальвор(-а) Хардин(-а), но то, что они, это, по сути, убогие подростки со своими комплексами по поводу своей исключительности, нельзя простить. Помимо главных героев сериала, которые, повторюсь, в книге были не такими уж главными, создатели сериала извратили, в том числе, и образ и влияние Сэлдона. В угоду толерантности и индивидуальности героинь-суперменш из сериала была выкинута историческая неизбежность, коллективная работа, взаимодействие множества сообществ. Взамен этого показаны геройство и мелодрама отдельных людей. Именно подростковая героика, глупые эмоции и поступки, всезнайство, некое предназначение героинь к великой Судьбе Спасителя Вселенной или плана Сэлдона меня бесят в нем. У Азимова в книге всё подчинено истории или психоистории, и главные герои и их поступки не имеют важного значения, а в сериале пара молодых истеричек решают многое или почти всё. Достоинством сериала можно назвать красивые спецэффекты космических боев и гиперпространственных прыжков, самого космоса, и мелодраму отношения между героями, хорошо показанные технологии возможного будущего, пейзажи планет и городские ландшафты Терминуса, политические интриги Империи, тема клонирования, чего, в общем, у Азимова не было. Снято красиво, местами мелодраматично, но в книге Азимова нет ясных описаний сражений, ни личной мелодрамы, что отмечают многие. В книге есть Великая история, судьба человечества, когда отдельные люди служат лишь винтиками, смазкой в историческом процессе, а не любовь-морковь, перестрелки и интриги отдельных людей, как в сериале. В этом сериале можно найти много явных отсылок к современным событиям, что порой очень отвлекало. Отклонив интересное видение идей Основания в «Психоисторическом кризисе» Дональда Кингсбери, который, на мой взгляд, все же ближе к идеям трилогии, наследники Азимова дают согласие на такое убожество, как этот сериал. Но деньги теперь решают всё. Правда? Создатели сериала в угоду проталкивания своего мировоззрения свернули совсем не в ту сторону, что указывал Азимов, хотя она и ближе к теперешней западной толерантной культуре. Они извратили весь замысел великолепной книги! Но, они не виноваты, виноваты те люди, которые пригласили этого режиссера и сценаристов экранизировать великое произведение. Видно, что создатели сериала не поняли данный им материал, отнесясь к нему, как к сценарию очередного проходного боевичка-кинокомикса на потеху публики, а не как к классике научной фантастики. Этот сериал однозначно не научная фантастика, это некое техно-фэнтези со своими бредовыми законами. В сериале присутствует куча несоответствий и непоследовательностей, как в логике происходящего, так и в научном наполнении некоторых сцен. Местами видно, что сериал снимали люди далекие от науки или хотя бы научной логики. Об этом и говорит куча несостыковок. Мой просмотр сериала был похож на плавание в зыбкой лодке: от интереса в начальных двух сериях до отвращения в середине сезона, и обратно в конце истории. В конце первого сезона сюжет сериала почти вернулся в нормальное русло книги, видимо, у сценаристов все же осталось какое-то уважение к первоисточнику, или просто не нашлось новых идей, но это получилось у них извращенно и противно. Десять процентов, оставшихся от книги, говорите??? Я бы сказал, что тут нет и Пяти (Пяти, пяти, Карл!!!) процентов от оригинальной книги. Из неё остались лишь имена главных героев, названия планет и некоторые намеки на традиции Империи. Ну хорошо, ещё главные моменты и понятия книги, вроде Первого и Второго Основания, и кризисов Сэлдона. Интуитивные догадки, просто везение и видения главных героинь сериала, правдивые и неправдивые случайности и, черт знает что, постоянно ведут вперед сюжет сериала. Выходит так, что сам Сэлдон или Второе Основание прямо воздействует на поступки поселенцев, тогда как в книге его воздействие было опосредованным, его намеки на понимание поселенцами происходящего были туманными. Интуиция, куча фэнтезийных злодеев и сцен, мелодрама, любовь и трагедии, это всё есть в сериале, но есть ли научная фантастика, великая Идея?? Нет, такого не обнаруживается. Сцена суда над Хари Сэлдоном и Гаал Дорник (именно так, так как Гаал — женщина) показана в сериале скомкано, хотя именно в ней, в книге высказаны многие важные идеи романа. Но хорошо, что хотя бы она была в сериале показана, пусть и не в таком виде, как в книге. Потому что дальше фантазия сценаристов распоясалась совсем, и сюжет пошел в сторону толерантности и современных реалий. В сериале прослеживаются три сюжетные линии: первая, чернокожей девушки Гаал Дорник, вторая, опять же чернокожей девушки Сальвор Хардин, и третья — Императоров. Мне кажется, последняя линия оказалась лучшей, и создателям надо было сосредоточиться на ней, оставив в покое и Хари Сэлдона и других персонажей книги Азимова. Пусть это был бы вбоквел, побочная история об императорах времен Сэлдона. Линия императоров и две других линии, Дорник и Хардин, в первом сезоне пока не связаны друг с другом. Быть может они воссоединяться в следующих сезонах? Итак, я советую избегать этот сериал людям, знакомым с оригинальной трилогией «Основание», и не любящим подростковые комиксы про супергероев. Даже если будет по планам его создателей все восемь сезонов, что вряд ли.
Экранизировать Азимова вообще сложно. Потому что качественно проработать сайфай-сюжет такой тематики смог бы, наверное, только Нолан (но отказался). А превращать творчество Азимова в мистический комикс - это некое извращение и кощунство. Здесь не смогли: сняли хоть и красивую, но откровенную ерунду с очень 'марвэловским' Императором и супергеройской Стражницей. Это такой вывернутый наизнанку сюжет, который от оригинала отличается главным: - у Азимова история Империи развивается ВНЕ зависимости от конкретных персонажей, строго по законам статистики и теории поведения масс (психоистории); - у сериала все сюжетные ходы сводятся к мистическим видениям, сверхспособностям и нелепым совпадениям вокруг КОНКРЕТНЫХ героев (двух-трех), что полностью противоречит словам самого же Селдона в первой серии. Все это меняет СУТЬ сюжета до противоположной: у Азимова План сильнее индивида, а Apple он зависит от индивида. Как итог: если вы ценитель именно сайфай или (тем более) поклонник Азимова - вам сериал лучше не смотреть. Но если не читали оригинал и хочется просто 'кинчик с претензией на сюжет' - посмотрите, но только со второй серии (первая покажется перегруженной - со мной смотрел человек, не знакомый с сюжетом, и без пояснительной бригады не понимал в первой серии ровным счетом ничерта)).
Исходя из бюджета сериала можно было ожидать если не хорошую экранизацию, то по крайне мере достойную НАУЧНУЮ фантастику (вы же Азимова взялись экранизировать!). На деле же мы имеем проходной сериал с элементами будущего, паразитирующего на имени Великой Серии. Начать с того что авторы сериала или не читали первоисточник, или его совершенно не поняли. Психоистория из строгой математической науки сведена к никому не ведомому плану Селдона. Кризисы, решение которых предрешено, самими обстоятельствами, в сериале возложены на людей с экстрасенсорными способностями (Сальвор Хардин преодолел первый кризис благодаря своему уму и лидерским качествам, а не умению предсказывать как упадет монетка!). А ведь в оригинале именно появление одного человека с экстрасенсорными способностями - Мула - привело к нарушению строгого течению плана, и необходимости коррекции со стороны 2го основания! Вместо появления голограммы Селдона после кризиса, в сериале на терминусе зачем-то висит инопланетный артефакт к которому никто не может приблизится... Как вишенка на торте - робот убивающий человека. Если абстрагироваться от первоисточника, как научная фантастика сериал не выдерживает никакой критики. Космос заполнен камнями, какую сцену нам не показывали бы. И даже рядом с кораблем летящим со сверхсветовой скоростью, висит множество камней. Камни в огромном количестве на орбите планет - похоже художники фильма очень любили камни =) На транторе, в столице ГАЛАКТИЧЕСКОЙ империи. Селдон работает внимание - при свечах! Водный мир, откуда прилетела Дорник где все постройки из дерева... Дворец императора - это небольшой особняк с небольшим двориком, окруженный полями (на Транторе?) Солдаты звездных королевств с луками... Вообще галактическая империя в плане декораций выглядит очень провинциально и средневеково. Если ставить оценку, то 2 из 10
Галактическая империя, которая управляется тремя обновляемыми клонами давно умершего императора, встаёт перед лицом довольно неожиданной проблемы – ей предрекает скорый развал и упадок придворный счетовод (Джаред Харрис – играл главного профессора Легасова в «Чернобыле»), слова которого подтверждает юная девушка-гений. «Вы не спасётесь, но вы можете спасти своё наследие» - говорят математики, и предлагают основать в дальнем конце галактики ковчег знаний, который в будущем вытащит развалившееся человечество из пучины средних веков, в которую неизбежно погрузятся все колонии без поддержки Столицы. Сериал снят красиво. Интересно, в меру продуманно – всё же литературная основа (к которой мы скоро вернёмся) здесь почти беспроигрышная. Актёры отличные почти все, но особенно хорошо тащит месье триединый Император (Ли Пейс – играл короля Трандуила в «Хоббитах» и МакМиллана в «Остановись и Гори») – настоящий праздник для глаз смотреть как он то прячет, то телеграфирует эмоции. Ещё чуть-чуть и вышла бы так «горячо любимая» мной русская театральная традиция актёрства, но, к счастью, человек не перешёл грань разумного. Про других актёров – Харрис красавчик, две темнокожие дамы тоже молодцы, но одной из них сделали такую причёску, что определить её возраст не представляется возможным – где-то в промежутке от 15 до 35. Музыка, постановка, спецэффекты – всё на высоком уровне, и точно стоят внимания тех, кто любит научную фантастику. Но тут возникает парадокс – если вы любите научную фантастику, то скорее всего читали Азимова, по которому этот сериал снят. И вот тут даже не «по которому», а «по мотивам» - те, кто читал первоисточник, уже на первой фразе обзора про клонов императора должны были понять, что сериал похож на тот самый анекдот «не шахматист Петросян, а футболист «Арарата» Акопян, и не тысячу, а десять тысяч, и не рублей, а долларов, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл.» Если говорить очень дипломатично, то сериал будет интересно смотреть даже тем, кто читал книги – они найдут для себя много нового! А если серьёзно, то адаптация вышла интересная, и многие добавленные детали не топчут оригинал. Хотя обязательно найдутся те, кто возмутится очередной сменой полов и оттенков героев. Лично мне это не помешало никак. 7 из 10 Добротная научная фантастика, освежающая оригинальные книги Азимова. Больше даже добавить нечего.
Почитал другие рецензии и немного удивился претензиям касательно расхождения книг и экранизации. Вы уж меня простите, но 'Основание' Азимова безусловно фундаментальное произведение в жанре научной фантастики, но исключительно с точки зрения концепции и идеи. Сюжет в книге довольно схематичен, а персонажи плоские и незапоминающиеся. Я реально кроме Харри Селдона запомнил только Сальвора Хардина. Это единственная сюжетная арка, которая меня хоть как-то зацепила и осталась в памяти. Если бы это экранизировалось точно по книге, то получилась бы интересная документалка в лучшем случае, но не более. С чем еще связан негатив? Ах да, 'повесточка'! Обилие темнокожих женских персонажей на ведущих ролях, которые кстати неожиданно практически все гетеросексуальны. По этому поводу уже много копий сломано, скажу лишь, что для меня главное не цвет кожи или пол, а, как бы это ни банально звучало, актерская игра. И с этим в сериале все очень в порядке. Харри Селдон, Гаал Дорник, Сальвор Хардин и его императорское величество Брат День - это реально качественные актерские работы. Все актеры прекрасно справились, смотреть на них одно удовольствие. В девушках чувствуется какая-то природная харизма, а Джаред Харрис и Ли Пейс уже довольно известные актеры, которые в очередной раз подтвердили свое мастерство, а возможно даже забрались на новую высоту своего таланта. Сюжетная арка императоров мне вообще видится одной из лучших, после просмотра 4-х серий. Это реально мощно придумано и вплетено в концепцию Азимова, мое почтение сценаристам. Да и остальные персонажи прописаны качественно. Кому-то не зашла любовная линия Гаал, но как по мне, если действительно задуматься о жизни этой девушки-изгоя, то станет понятно, насколько эта линия важна. Мы видим как Гаал наслаждается этой близостью, с тревогой ощущая, что она скоро закончится. Это очень трогательно и трагично, поэтому я не стану предъявлять за это претензии. Мне в последнее время прям везет на фильмы и сериалы, к которым я подходил с заниженными ожиданиями. Сперва Дюна, затем Вечные, а теперь и Основание. Я даже для себя вывел специальный жанр для подобных произведений - экзистенциальный блокбастер. Жанр, который включает в себя вдумчивое и неспешное повествование на фоне масштабных декораций, с обилием диалогов и ярких, но немногочисленных экшн сцен. Короче получил пока большое удовольствие от просмотра, надеюсь вторая часть сезона не разочарует.
Самый первый упрек этому сериалу - скучно. Но и безумно красиво. Некоторые кадры можно снимать и вешать на стену. Основание - это серия книг Айзека Азимова, посвященная далекому будущему. И новаторство этой истории в том, что она не посвящена конкретным героям. Герой здесь история. Мы привыкли к тому, что в любой истории есть герой или несколько. Здесь же наоборот, есть история, и в ней появляются герои, потом они исчезают. Жестокость, любовь, ненависть это лишь краски, которыми описывается математическая неизбежность исторической закономерности. В этом фильме много диалогов и не так много действий. И фильм как будто учит нас. Что то меняет не болтовня, а действия. Действия, в основе которых самопожертвование, вера, отвага, любовь. Кастинг актеров специально устроен так, что лица даже самых важных персонажей не очень запоминаются. Задача, чтобы зритель почувствовал основную идею - исторические закономерности неизбежны. Так случилось, что фантастика стало неотъемлемой частью культуры. Уэлс, Герберт, Буджолд, Азимов, Толкиен и этот фильм приглашает нас познакомиться с одной из самых фундаментальных фантазий о будущем, миром Азимова. Это длинное путешествие, и очень увлекательное.
Мое правило при просмотре любой экранизации звучит просто — нельзя критиковать произведение за отход от первоисточника. На мой взгляд, если автор решает что-то изменить, то он должен предложить нечто не менее интересное, либо, как минимум, что-то в меру хорошее. То, что будет хорошо работать в рамках системы, построенной создателями фильма или сериала. Основание Д. Гойера — фактически полностью самостоятельное произведение, взявшее от оригинала лишь основную идею. Почти всё, что показывается на протяжении 10 серий 1 сезона, отсутствует в первоисточнике. Сериал является полноценным переосмыслением Азимова со всеми нюансами современного Sci-Fi и космических опер. Отрицательно ли изменение книжного первоисточника повлияло на сериал? На мой взгляд, нет. И дело даже не только в том, что предложенные идеи хороши или плохи. Проблема в другом — Основание нельзя экранизировать в том виде, в котором оно написано А. Азимовым. Главный герой его книг — галактика, а именно социально-экономические и политические процессы, происходящие в ней на протяжении столетий. Все описываемые персонажи — лишь безликие фигуры на шахматной доске, к которым автор не проявляет особого интереса. В книге не описана ни внешность, ни детали биографии героев. Имена, действия, но не подробности их жизни. Все это напоминает собою учебник по истории, но никак не произведение с классической структурой повествования. Создатели сериала прекрасно поняли, что массовый зритель не примет и не поймет такое произведение на экранах своих мониторов, поэтому создал собственную историю. Был сделан акцент на личностях персонажей, их чувствах и отношениях — фактически сценаристы создали их с нуля, от некоторых из книги перекочевало лишь имя. Так, Гаал Дорник и Салвор Хардин стали темнокожими женщинами. Плохо ли это? Не имеет значения. Первоисточник был безразличен к личностям героев, поэтому экранизация оставила себе поле для вольной интерпретации. А если кого-то в этом сериале не устраивает обилие темнокожих актеров, то было бы странно, если бы оказалось иначе — Галактика, как мне кажется, должна пестрить представителями всех возможных рас. Планета Терминус, на которой развернутся основные события, как ни странно, оказалась не самой интересной сюжетной локацией. Ее затмевает арка императора Клеона, которая отсутствует в книге и является от и до творением сценаристов сериала. Генетическая династия веками напролет управляет Галактической империей. Три трона с тремя императорами — брат Рассвет (молодая версия), брат День (зрелая версия, решает все важнейшие вопросы) и брат Закат (пожилая версия). Все они — идентичные клоны первого императора, Клеона I, который пожелал таким образом стать бессмертным и подарить империи стабильную и мощную власть. Однако и такому виду преемственности рано или поздно приходится столкнуться с кризисом — единству и стабильности смены императоров будет нанесен сильный удар под названием индивидуализм. Клоны начнут сомневаться в том, так ли правильно из поколения в поколение подражать одному и тому же человеку и следовать установившимся за века нерушимым правилам. Однажды даже возникнет философский вопрос — а есть ли у этих творений душа? Игра Ли Пейса, исполнившего главного императора, заставляет искреннее поверить в то, что перед тобой находится настоящий император галактики. Отдельного упоминания заслуживает Демерзель, робот, который служит императорам на протяжении столетий и имеет определенный набор моральных принципов. Без нее арка императоров просто не смогла бы работать. Сюжетные арки Гаал Дорник и Сэлвор Хардин изменены почти до неузнаваемости, а также переплетены довольно неожиданным и интересным образом — это Чеховское ружье выстрелит лишь к самом концу сериала. Несмотря на то, что почти весь сериал — вольная интерпретация Гойера, нельзя не отметить, что мир Азимова и основная мысль его произведения придали сериальной истории хороший стержень. Это не типичная борьба добра и зла или двух влиятельных семей в антураже космоса, а борьба идей — императоры пытаются удержать империю, обреченную по прогнозам Селдона на увядание и развал, а жители Терминуса — создать нечто новое на руинах старого мира, гниющего на их глазах. Вероятно, с научной точки зрения в сериале есть недочеты, а также не все сюжетные арки достаточно хорошо проработаны, но ведь необязательно каждому проекту быть безупречным шедевром? Основание — это весьма красивый и в меру философский сериал, дарующий зрителю интересную вселенную и необычных персонажей. Но если вы ярый фанат Азимова и первоисточника, то мой вам совет — полностью абстрагируйтесь от оригинала при просмотре, либо вообще не смотрите. 8 из 10