На одной планете: отзывы и рeцензии

Svetaraketa
Svetaraketa30 октября 2013 в 18:57
Версия шестидесятников

В целом одобряя позицию товарища У, не соглашусь с ним вот в чем - Смоктуновский лучшим киноЛениным не стал, лучшим по-прежнему остается Штраух - из фильма 'Ленин в Польше'. Смоктуновский привнес в роль интеллигентскую депрессивность, присутствующую во всех его ролях, а также нарочитую парадоксальность, которая вообще-то всенародной любви не способствует. Смоктуновский великий актер, но лидеров он не играл никогда. И в этом фильме он играет не лидера, а скорее медиума. Выбор Смоктуновского на роль продиктован режиссерской задачей. Режиссер-шестидесятник осваивает новую трактовку образа Ленина, он пытается объяснить феномен огромной популярности Ленина в массах его паранормальными способностями. Его Ленин - непостижим и вздорен, его прозорливость походит скорее на видение экстрасенса. Стоит злодею взглянуть ему в глаза (всех непонятным образом влечет к Ленину) - и пистолет у злодея опускается. Это диссидентская, малодушная позиция - искать в Ленине загадку и ею объяснять огромное влияние на массы. Настоящая причина, которую упускает режиссер (уж не знаю, злонамеренно или по наивности), заключается в том именно - и большевики это знали хорошо - что за Лениным была великая народная ПРАВДА, которую он смог облечь в понятные народу слова. Правда и простота - вот этот загадочный 'секрет', известный всем, но доступный избранным. 6 из 10

genosse_u
genosse_u24 мая 2010 в 05:56
Лучший советский киноленин

Традиционно в советские времена роль Ленина исполняли совершенно на него не похожие актеры с внешностью и ужимками клоунов. Вдова Ленина Крупская явно переживала по этому поводу. «Владимир Ильич никогда не был таким суетливым», — писала она. С малых лет советского человека буквально всюду преследовал сусальный образ доброго дедушки, прямо-таки ужасающий своей вымученностью и неестественностью. Один из самых крутых нонконформистов в истории, Ленин, наверное, был бы немало поражен, узнай он о том, во что его попытаются превратить. Впрочем, именно Владимир Ильич сказал в свое время, что лучший способ умертвить политического деятеля — сотворить из него икону. Я очень не люблю старые советские фильмы, да и Иннокентия Смоктуновского, каюсь, тоже, но здесь должен признать, что и фильм получился не такой пакостно гламурный, как полагалось по законам жанра, почти без слюнявости, и Иннокентий на высоте. Он первый попытался сыграть жесткого, молниеносного и громоподобного, - и вместе с тем погруженного в себя, задумчивого джентльмена, колоссально энергичного и безмерно уставшего одновременно, переполненного парадоксами сверх всякого понимания. От себя не убежишь - Ленин, конечно, вышел по-смоктуновски капризный и изломанный, но вот за такой прорыв в осмыслении образа, как нынче любят говорить, решпект. Больше всего впечатлил эпизод, когда Ленин цитирует своему шоферу знаменитое двустишие: 'В России дышит всё военным ремеслом // И ангел делает на караул крестом', - разочарованно так и весьма устало, ворчливо почти, словно осознавая в этот миг, как тяжело разорвать историческое кольцо Вечного Возвращения... 8 из 10