«И если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, - так что ж тогда рассеет тьму?» (Назым Хикмет) Всякий раз, когда дело касается того или иного произведения известного писателя, при просмотре встаёт дилемма: если зритель читал данное произведение, то его (чаще всего) не устраивает то, как режиссёр «обошёлся» с первоисточником; если же зритель произведения не читал, тогда у него появляются трудности иного плана – ему может показаться, что сценарий «выхолощен», и что в нём сюжетные ходы ведут «в никуда». Нечто подобное случилось и с экранизацией романа «На диком бреге» (1962) Бориса Николаевича Полевого. Роман – не рассказ. Как бы режиссёр не старался, он не может «втолкнуть» весь художественный замысел в несколько часов экранного времени. Для этого нужно снимать полноценный сериал. Фильм «На диком бреге» идёт менее трёх часов, а двух серий явно не хватает для такого масштабного произведения, как производственный роман с множеством отступлений и целым рядом персонажей, чью судьбу автор отслеживает от страницы к странице. В результате многие герои оказываются сильно «выхолощены», а сюжетные ниточки, связывающие персонажей, зачастую оборваны. В таком случае зрителю приходится выбирать между предельно развёрнутым сюжетом, и актёрской игрой, для которой не бывает преград в виде недосказанности или нехватки текста. Достаточно посмотреть на список актёров, чтобы сделать выбор в пользу второго, тем более что Анатолий Граник довольно точно «расставил» актёров по ролям. Безусловная удача – выбор на роль начальника строительства Фёдора Григорьевича Литвинова настоящую «глыбу» советского кино – Бориса Андреева. Его могучая фигура, его громогласный голос без труда заполняют все «сюжетные пустоты», создавая ощущение настоящего правдивого кино. Всеволод Сафонов в роли главного инженера Вячеслва Ананьвича Петина тоже весьма хорош. Внешне интеллигентный, даже слегка утончённый, он производит приятное впечатление, пока не узнаешь этого человека поближе, и вот тогда откроется его истинная сущность – чёрная, подлая, но невероятно изворотливая. Прекрасно сыграл свою роль Алексей Глазырин. Его Павел Васильевич Дюжев – бывший инженер-мостостроитель, а ныне колхозный механик – пожалуй, самая трагичная фигура. Неудивительно, что успокоение души ему волей-неволей приходится искать в объятьях «зелёного змия» потому как жизнь прошлась по нему асфальтовым катком. Невероятно харизматичен Олег Борисов в ипостаси Петровича - водителя Литвинова. Всего несколько эпизодов, касающихся разных сторон его жизни, - и типаж полостью прорисован. В картине немало женских персонажей, среди которых хотелось бы отметить троих: врача Дину (жену Петина) (Елизавета Акуличева), диспетчера Мурку (Татьяна Бестаева) и бывшую жену Дюжева Олю (Антонина Максимова). Три совершенно разных судьбы, объединяет которых одно – желание обрести семейное счастье, в котором бы не было «тёмных пятен». Фильм далеко не в полной мере раскрыл их характеры, оставив на долю зрителя додумывать их судьбы. И это правильно. Персонажи – они ведь не статичны. Они – как живые люди – постоянно меняются. Меняются вместе с нами – зрителями, напитываясь нашими чаяниями, нашим участием в их судьбе. Обо всех персонажах говорит бессмысленно – нужно просто посмотреть фильм, которому я после некоторых раздумий и множество оговорок в начале, решил выбрать зелёный цвет. Сделал я это по той причине, что второй экранизации романа Полевого уже не будет. Никогда. Сам же роман год от года всё менее и менее востребован читателями. Вот и получается – пусть лучше интересующийся зритель увидит работу Анатолия Граника в таком виде, чем не увидит её совсем. Но это аргумент второстепенный, а главный заключается в прекрасном актёрском составе, на который и в посредственном фильме смотреть – одно удовольствие.
- Николай Николаевич, кто поставил новый эскалатор на карьер? Как не знаете? Эта лента включает в себя все самые негативные штампы советской производственной драмы. На протяжении трех с половиной часов зритель получает поток монотонных диалогов. Нам рассказывают о стройке в Сибири, вводят множество героев и пытаются увлечь. Но как тут без интриги? Как без обострения? Сюжет виляет из стороны в сторону, но не предлагает ровным счетом ничего запоминающегося. Ровные, в большинстве своем, лишенные эмоций деловые отношения... Даже когда выясняется, что имеет место накручивание планов и воровство материальных ценностей - опытные люди все пытаются решить в товарищеском, миролюбивом ключе. Даже неожиданно появляющаяся сцена ревности выглядит искусственной. Муж даже не повышает голос на вернувшуюся поздно жену. Назидательно и спокойно он ведет с ней разъяснительную беседу закрепляя тем самым для этого фильма не самый приятный диагноз: 'неправдоподобно и скучно'. Даже встреча в комитете госбезопасности, связанная с выявлением причин технологической аварии вызывает лишь беспокойство. Остроты тут нет несмотря на то, что она ситуация ее как раз предполагает. - Я не буду строить Вам мост. - Да мы обойдемся. Пожалуй, лишь в финале, играющий небольшую второстепенную роль водителя Олег Борисов, ухаживая за девушкой, предлагает ей чай, а она настаивает на водке. На закуску селедка и танцы, предполагается и нечто большее. Но даже тут авторы не позволили пикантного или двусмысленного завершения. Возможно это и здорово, когда в картине нам все идеализируют, показывая как должны решаться на производстве дела. Но в такой вязкой синтетической конструкции легко потерять зрительский интерес. В сравнении куда более скромный 'Порожний рейс' Венгерова с Демьяненко и Юматовым, затрагивающий сходные темы, выглядит истинным шедевром, увлекательным, резким, трогательным и живым. Всего этого в картине Анатолия Граника я не заметил - ни страсти, ни вдохновения. 4 из 10