Байопик о Майлзе Дэвисе - режиссерский дебют Дона Чидла. 80-й год, пятилетний перерыв в работе, ни концертов, ни записи. Новый материал есть, но отдавать его дельцам из 'Columbia records' он не торопится из-за вздорного характера и финансовых разногласий. Майлз Дэвис живет затворником, интервью не дает, нюхает кокаин. Пронырливому журналисту Дэйву(Юэн МакГрегор) сперва получившему за нахрапистость от музыканта по морде, все же удается добиться расположения Майлза Дэвиса, достав ему чистейшего кокса... Нелинейное повествование, ретроспекции в период классического 'Kind of blue', где муза и главная любовь - чернокожая танцовщица Фрэнсис Тэйлор(Эмаяци Коринеальди)... Дон Чидл в роли Майлза Дэвиса смотрится органично, по-крайней мере, никого другого из чернокожих актеров близкого к гуманоидной внешности музыканта я не представляю. Хотя нос Дэвиса был куда благороднее, кожа тоньше, глаза отрешеннее, Дон Чидл удивительно точно имитирует сиплый голос, пластику, манеру держаться, курить и в некоторых эпизодах просто превосходно попадает в образ. Фильм снят в сбивчивой манере, иногда с остроумным монтажем. Могла бы быть плоская и жалкая биографическая иллюстрация, но, при всей сложности вместить музыкальный гений в байопик, есть в нем необходимые вибрации и атмосфера. Саундтрек - ткань из меланхолично протяжных и нервных интонаций гениальной трубы 'черного принца'. Очень крутая финальная сцена для ценителей - реконструкция концерта с Хэрби Хэнкоком, Уэйном Шортером, Антонио Санчесом, Гэри Кларком мл., Робертом Гласпером - 100% of pure Miles Davis! 7 из 10
Прекрасный и востребованный Дон Чидл снял свой уверенный первый полный метр 'Убить трубача' в формате авторского кино. Это история об одном эпизоде из жизни Майлза Дэвиса, снятая как криминальная драма с невероятной концентрацией музыки в каждом кадре. В фильме Дэвис показан Чидлом, сыгравшем главную роль, на одном из переломных этапов в конце 70-х. Очевидно, что 'Убить трубача' - это программный для самого Чидла фильм, в котором он показывает характер, внутреннюю борьбу и страсть одержимого творчеством Майлза. Говорить о Дэвисе можно только либо шаблонными 'гений', 'титан', 'первооткрыватель', либо наслаждаться алхимией звуков его трубы. В 'Убить трубача' Дэвис не просто сошедший со сцены от усталости и истощения сбитый летчик, это одержимый поиском музыкант, которому есть еще что сказать миру при помощи своей трубы. Он открыл еще один музыкальный стиль, он опустошен внутренне, но боссы с Columbia требуют прервать затянувшуюся паузу в 5 лет и явить миру новый альбом. Конфликт 'Убить трубача' - это конфликт гения с миром, вынуждающим его играть по правилам шоу-бизнеса, конфликт захватывающий, сбивчивый, нелогичный, говоря музыкальным языком, атональный, как и музыка самого Дэвиса. Заслуга 'Убить трубача' - это филигранность актерского дуэта Дона Чидла и Юэна МакГрегора в роли журналиста Дэйва из Rolling Stone. Вы пробовали когда-нибудь носить в кармане гранату со вздернутой чекой? Я - нет, но Майлз производит именно такое впечатление на Дэйва. Агрессивный и термоядерный наркоман поначалу, впоследствии оказывается человеком настоящей бездонной глубины, тонко чувствующим и понимающим не только джаз, но и разобравшим всю классику, способным на искренность и поступки и очень ранимым. Чидлу можно также поставить в заслугу воссоздание самой атмосферы, окружавшей Дэвиса всю его долгую музыкальную жизнь. Все этапы его пути показаны в многочисленных флэшбэках, в которых сняты концерты, репетиции и работа в студии. Украшением лирической линии 'Убить трубача' стала Эмаяци Коринеальди в роли Фрэнсис Тэйлор, женщины всей жизни Майлза. Добившаяся больших успехов как танцовщица, она оставила все ради жизни с этим музыкальным вулканом, который сделал ее счастливой и несчастной, но смог пронести любовь к ней через все годы. На самом деле, 'Убить трубача' - удивительный фильм, который на огромном музыкальном пульсе показывает всю условность успеха настоящего мастера. Для эталонного музыканта Дэвиса каждый звук на пленке - это как удар его большого сердца, сохранившего трепет преклонения перед большим искусством, которое сделало именно таким. Рукописи не горят, украденные пленки находятся, но мир все равно стал другим после Вашей музыки, маэстро Дэвис. 9 из 10
Майлза Дэвиса смело можно назвать одним из самых недооценённых музыкантов всех времён, что скорее относится ко всему джазу, ныне лежащему на полке и постепенно угасающему, не снискавшему славы Битлз или Бетховена. Но любовь к нему не угасает и по сей день. Память жива в красоте этой музыки, её гармонии и уникальности. И Майлз Дэвис - один из тех, благодаря кому память о джазе жива. Уважаемый большинством ценителей, он за свою жизнь писал великую музыку вместе с коллективами таких же энтузиастов. Его записи более широко охватывают джаз - он почти во всей истории современного джаза! Странно, что до 2014 года никто не решился о нём снять кино. Дон Чидл раздумывал над проектом с 2006 года, но не решался воплотить. А потом воплотил всего лишь за месяц съёмок, вынеся на экраны в большинстве своём вымысел, чего и не скрывал. И даже не досматривая 'В погоне за Майлзом' до конца, понятно, что кино за 100 минут оказалось способным вызвать лишь один вопрос... so what. 'И что?' - постоянно звучит из уст героев произведения, а также и по отношению к самим авторам идеи, ибо совершенно неясно, что же это за кино. Вероятно, Дона Чидла, кто по совместительству и режиссёр, и главный исполнитель, не сильно волновало документальное изложение и без того насыщенной жизни легендарного трубача. Вместо этого он пытается увлечь зрителя несколько желтушной спекуляцией с закулисным, невидимым Майлзом, горячо любившим бывшую супругу Фрэнсис, приложиться ноздрёй к коксу и фьюжн, за который и борется с чёрными воротилами музыкального бизнеса. Уже давно ненавидящий модальный джаз, Дэвис попадает в дурную передрягу за право обладать своей новой музыкой, и никакой журналист модного издательства не переубедит его отказаться от борьбы за плёнку только потому, что он чёртов гений и напишет ещё. И это при том, что сам Дэйв Брейден, заурядно изображённый Юэном Макгрегором, приходил в дом к музыканту с намерением получить сенсацию хотя бы на диктофон - но не остаётся в стороне, когда конкуренты из Коламбии заваривают натуральный криминал посреди высшего шоу-бизнеса. Не кажется ли сама канва истории наивной в контексте большой музыки? Ведь кем бы ни был Майлз Дэвис спустя годы в стороне от искусства, он навсегда останется его иконой. Так ли нормально обобрать икону в какой-то гангстерской манере, с пушками и геттовскими замашками, где сам трубач скатывается до стереотипов: стреляет, матерится, закидывается наркотиками? Однако, и завязка такой истории строится из ничего - из случайности, не закрытого на ключ ящика комода. Не будь в фильме поворота к преступности, он мог бы получить больше. All Blues, вся тоска и грусть увядающего гиганта к концу 1970-х могли составить посредничество к его бунтарской душе. К тому времени не стало Джона Колтрейна, Билл Эванс доживал последние годы, а сам Майлз примерно тогда же произнёс: 'Джаз умер', заключил его музейным жанром, 'Kind Of Blue' стал в его глазах отвратительным мусором. За создание фьюжна его многие смешивали с грязью за продажность, попытку лечь под рок. Долгое неприятие его нового творчества, неудачи в любви, и вот он снова на игле, как и в 1950-е, с букетом заболеваний. Кажется, трубач медленно убивает себя, гонится не к заслуженному отдыху, а к бесславной бездне. Такова была его судьба, но заслуживала ли она отражения на экране? Очень странная эта тенденция - снимать биографии про выдающихся личностей, но изображать только обратную сторону медали. Разве Майлз Дэвис, переживавший сегрегацию, героиновую зависимость себя и своих друзей (того же Колтрейна он выгонял за наркотики из секстета, но помогал побороть зависимость и в дальнейшем успешно записываться), застой жанра, незаслуженную критику - разве он должен быть показан сбитым лётчиком? Нет, и сам Чидл это понимает. Его трубач вроде бы карабкается, вопреки деяниям и капризам остаётся верным музыке, оказывается готов помочь людям, только что бившим в спину. Оказывается по-прежнему зачарованным Фрэнсис спустя годы. Он не стал в художественном воплощении исключительно чёртом, а на фоне гнилой индустрии звукозаписи так и вообще сияет. Но оригинальность сценария абсолютно проигрывает жизни. Невзирая на концовку с искрой надежды, джаз не пережил ещё одну революцию и исполнил пророчество его главного повстанца. Духовую музыку сменила струнная, а жанр стал 'музейным'. Отсюда стремление превратить 'В погоне за Майлзом' в драматический экшн с неумело сделанными психоделическими флешбеками про возлюбленную несуразно. Кинематографу остро не хватает фильмов про музыку, про джаз - подавно. Главнее жанра в США не было, но о нём не слагают восхитительного. Данный фильм так и пестрит единичными отсылками к импровизационной музыке и даже умудряется напортачить с сутью - пусть записи Дэвиса разбросаны по ленте со вкусом, их адски недостаёт. Великий 'Blue In Green' напомнит о себе единожды, за ним - 'Bitches Brew' да ещё немного скрипучей трубы прозвучит (и то без упоминания названий). И всё. Вот и возникает парадоксальный вопрос, для кого же снят этот фильм? Человек разбирающийся поймёт слабость и минимальность отснятого, а не разбирающийся - не разберётся, мелодий практически не узнает. Да и как можно разобраться, когда не рассказывается ни про один альбом, а истинная биография Майлза выставлена от силы парой эпизодов вроде известного случая с арестом. Ко всему прочему, знакомые Дэвиса не согласились с показанной оценкой личности артиста - не был тот столь дикарским мужчиной по их словам. Пусть работа Чидла не претендует на объективную реальность, она и обратными средствами только лишь укажет на Дэвиса пальцем, мол посмотрите, какой он был. Сомнительный наркоман, музыкант прошлого - вот такой чувак. Не человек, чей главный завет был в постоянном движении и сотворении нового, совершивший три переворота в жанре, не апостол искусства, а именно простой перец в бирюзовом халате, кто гуляет с портвейном и револьвером. И в чём тогда его величие, индивидуальность? Таких же гуттаперчевых мужиков полно, тогда как настоящая неординарность Дэвиса легендарна. И будь хоть она раскрыта, эта личность старого музыканта, кто сменил стильный костюм на яркие рубашки, отрастил афро... но нет. В фильме всё вводится само собой. Очевидно, производству следовало уделить больше сил и времени. Биография Майлза остаётся обглоданной, где даже броские тезисы о бестолковости модального джаза не больше чем просто цитаты для строчки в диалоге. Куда уж о так называемой матчасти, если 'So what' так и останется всего лишь вопросом, а некоторые не узнают, что существует такая композиция. У Дона Чидла был шанс открыть современному обществу волшебство старого, но в итоге он самостоятельно убил трубача. 2,5 из 10
Автобиографическая зарисовка о жизни великого трубача Майлза Дэвиса. Видимо Дон Чидл очень любит джаз раз сам пробил, снял, снялся, да ещё и в сценарии отметился. Получилось впрочем довольно неплохое авторское кино - надо только привыкнуть к рваному ритму и постоянным флэшбекам. Основное действие происходит где-то в конце 70-ых, когда к закуклившемуся в пятилетнем перерыве Дэвису приходит журналист МакГрегор и пытается расшевелить его на интересную историю. В процессе они много пьют, нюхают, дерутся стреляют и откровенничают. И всё это прерывается ретроспективными кадрами из 60-х, где Майлз творит историю джаза и влюбляется во Френсис - главную женщину своей жизни (что впрочем совершенно не мешало ему вести себя с ней по свински). Ну и конечно отличная музыка тут сам по себе полноправный персонаж. 7 из 10
Поиск глубокого смысла в затянувшемся молчании музыканта. Что для режиссёра его персонаж ? Кумир, звезда. Самое важное (о творчестве, о том как Майлс его понимал, да вообще о музыке) упомянуто вскользь, показано невнятно, и роль его в фильме второстепенна. Реальные события раздуты скудной фантазией автора до уровня баек для жёлтой прессы, перенесены для удобства нелепого сюжета в иное время. Выдернуты из контекста, другой эпохи. И смысл подачи в этой экранизации додумок создателей фильма - не рассказать о музыкальном феномене минувшего века, а причаститься к его величию. Методом низведения звезды до своего уровня: боги тоже любят и бывают не в ударе.
Затворничество легендарного трубача и новатора джаза Майлза Дэвиса (Дон Чидл) сперва нарушает журналист Дэвид (Юэн Макгрегор), а затем и воротилы музыкального бизнеса Но если первый хочет написать статью о возвращении Дэвиса на сцену, то вторые хотят завладеть новым материалом музыканта, попросту выкрав его. Полнометражный дебют Дона Чидла выглядит достаточно солидным. Однако, если вы не любитель джаза, смотреть его будет не очень нелегко. Главная сюжетная линия представляет собой достаточно странную историю: когда у Дэвиса крадут запись, он объединяется с журналистом, которого терпеть не может и презирает, чтобы найти и вернуть её. При этом всё приправлено перестрелками, огнестрельными ранениями и даже убийством. Добавить когни и снять всё это в Лондонских кварталах - мы получим «Большой Куш». Ощущение гротеска к развязке только усиливается, и в биографичность истории становится верить всё труднее. Побочная сюжетная линия постоянно соперничает с основным повествованием за первенство. Это почти полноценная драматичная любовная история. Более того, на её фоне основной сюжет выглядит плоско и аляповато. А совмещение этих линий ведёт к неотвратимой полижанровости, из которой вырисовывается что-то вроде: авантюрная криминальная биографическая музыкальная драма. Но при всех претензиях к драматургии фильма, он сделан стильно. В нём есть своя атмосфера. Операторская работа очень хорошего уровня. То же касается и подбора и использования музыки самого Дэвиса. Поклонники джаза определенно получат удовольствие. Стоит также отметить игру Дона Чидла и Юэна Макгрегора – им веришь. В общем, если бы не тема и стиль картины – то 6 из 10. Но так уж быть, 7 из 10