Странное, тысячу лет назад смотренное кино. В антитоповой десятке личного рейтинга. Поясню: бывает просто муть; бывает муть, не лишенная смысла; бывает - бессмысленно и беспощадно выносящая мозг и ничего взамен не дающая. Этот фильм пятнадцать лет воспринимала, как последнюю. Попыталась сейчас разобраться, что сподвигло на просмотр. Да Кэми же. К тому времени в активе моем были две ее актерские работы. Ни 'Свадьба лучшего друга', ни, тем более, 'Все без ума от Мэри' не обещали того, во что вылился 'Быть Джоном Малковичем'. Ах, ну да, там же еще рядышком по времени 'Ангелы Чарли', массированная реклама по ТВ, ролик каждые полчаса. Что-то в ней есть совершенно неотразимое. Сочетание наивной нежности Цветика Лазоревого с изощренным цинизмом Лощенной Стервы, изрядно приправленное Своим Парнем и с дураковатой сумасшедшинкой: 'Гы' - поверх. А совсем 'за', на дистанции - холодный жесткий дисциплинированный ум. О Джоне Малковиче к тому времени не знала совершенно ничего. И ни одного фильма с ним не видела. Как такое могло случиться? Сейчас просмотрела фильмографию, уйма вещей, о которых хотелось бы иметь представление. И совсем своих, как 'Опасные связи' или 'О мышах и людях'. Но не судьба ему была озарить мой небосклон этими ролями. А судьба - влюбить в себя ролью Марвина Богса в дурацких 'РЭД' и 'РЭД-2' позапрошлым летом посмотренных (первый перед походом в кино на второй, чтобы иметь представление). Даже и затрудняюсь определить, в нем или в дублировавшем эти роли на русский Леониде Белозоровиче больше привлекательности. Аудиал, мир воспринимаю на слух, здесь звук идеально наложился на картинку. Но то тринадцать лет спустя. А в год миллениума была насчет знаменитого актера, под которого специально написали сценарий и вынесли имя в титул, табула раса. И такой чудовищной чушью показалось абсолютно все в этом кино. Неудачник актер-кукольник, нанимающийся на работу в странную компанию после отчетливо припахивающего кафкианским абсурдом интервью. Сама работа на 7,1/2 этаже. Где ходить можно только нагнувшись из-за низкого потолка. Каморка, обнаруженная героем, из которой, внимание - есть проход через ухо в голову Джона Малковича. И это только начало. Дальше будет только множиться, громоздя одну невыносимую бессмыслицу на другую, доводя градус абсурда до точки кипения, возводя его в абсолют. Потому что предприимчивый Крейг в преступном сговоре с ушлой коллегой Максин затевает сделать из посещения головы бедного Малковича аттракцион. $200 и вы в голове Звезды. 15 минут, после выброшены на обочину одной из трасс. Мало того, он влюбляется в Максин. А та в него нет. Зато отвечает взаимностью жене незадачливого ухажера (которая тоже неровно дышит к партнерше мужа). Но только тогда, когда Лотти находится в теле Малковича. 'Навалял-нахундил и забудь страдания' - говорила о таком моя любимая подруга. А вот и нет, потому что это еще далеко не все сюрпризы фильма. Он предвосхитил во многом реалии времени. Это еще называется трендсеттерством. Стали реальностью многие вещи, странным образом поместившиеся на пересечении двух прожекторных лучей: фильма и пелевинского Generation П. Роман в том же году вышел по совпадению, которое лишь неосознанная закономерность. Личности, тиражирующие себя до бесконечности; заготовки людей, 'бобки', которые лишь подсветить и подкрасить и готов персонаж, в которого верят; странные отношения с людьми, за тридевять земель от тебя находящимися, но загадочным образом проникающими в твою голову. И времени совсем немного потребовалось, чтобы вошло в жизнь. Так занятно. Пересмотрела кусочками, смеялась на сей раз до слез. Просто время понимать пришло. Сценарист Чарли Кауфман, кстати, тот человек, который написал 'Вечное сияние чистого разума'. Одновременно чудовищно абсурдную и пронзительно нежную вещь о любви. С потрясающими Джимом Керри и Кейт Уинслетт. О людях, раз за разом находящих друг друга снова, несмотря на стертые воспоминания. И всякий раз падающих в любовь друг к другу. Потому что иначе не могут они.
Джон Малкович - популярный актер. И к этой истории он не имел никакого отношения, пока обычный кукольник Шварц с ловкими пальцами не нашел у себя в офисе (куда устроился разбирать бумаги) странную дверь, войдя в которую он смог посмотреть на мир глазами Малковича. На новой работе Шварц влюбляется в коллегу - красивую и совершенно непонятную мне героиню Максин, с которой вдвоем они решают сделать из путешествия по сознанию Джона Малковича бизнес - 200 долларов за 15 минут просмотра. А потом Шварц рассказывает о двери своей жене, и начинается... Этот фильм интересен тем, что вне зависимости от того, понравится он вам, или нет, он содержит новое видение, в нем нет почти ни одного известного штампа, он дает передышку. А вот подумать здесь придется, потому что общие мысли о том, что надо оставаться собой - хорошо, но меня преследует ощущение, что суть тут намного глубже, и даже после окончания просмотра не идет из головы. Мне более всего понравилось то, что я практически не поняла мотивов большей части героев, не разгадала их загадку. В целом фильм эмоционален и нов (не смотря на то, что вышел в прошлом столетии), и определенно стоит того, чтобы быть увиденным.
Этот фильм нельзя назвать приятным. Неудавшиеся шутки, странные люди, пошлые фразы вполне могут отбить желание досмотреть его до конца. Но именно этим он и отличается. И хотя история нереальна, в ней нет той лести и ложной красоты, как во многих современных фильмах. Тут все честно, обнажены все стороны человеческой сущности. Жизнь героев не приукрашена. Почти ощутима боль в спине при взгляде на несчастные скрюченные тела в офисе на 7,5 этаже. Став Джоном Малковичем через еще более узкую дыру, они чувствуют свободу, будучи практически бессильными на самом деле. Поразителен восторг от его обычной жизни, от разговора о 'мохровых подстилках и банных ковриках'. Это абсурдно, но жизненно. Стать другим на четверть часа. Неважно кем, просто другим. Фильм заставит об этом подумать, попытаться решить эту проблему. За это 8 из 10
Насколько я понимаю, это первая работа Кауфмана в качестве сценариста. И сразу не в бровь, а в глаз. Настолько эти диалоги (но далеко не история) отличны от стандарта Голливуда. Это просто жизнь - ничего волшебного и слишком закрученного. Настолько, чтобы нельзя было понять. Но, всё гениальное просто, не так ли? Именно это нам показал Кауфман. Сложно придумать гениальную, фантастическую историю и сделать её обыденной. В этом его заслуга. Кьюсака и Диаз привык видеть, в основном, в мелодрамах, а здесь это не они. Настолько перевоплотились и вжились в роли. Очень хорошо сыграли. Хочу так же отметить работу режиссёра. Ведь хорошо придуманную историю необходимо реализовать в нужном свете. Спайк Джонз, по моему мнению, с этой задачей справился на ура. Фильм гораздо глубже, чем может показаться с первого раза. В нём показано то пренебрежение свободе воли, что, к сожалению, так повседневно в нашем мире. Ценой собственной жизни люди готовы отнимать её у других. Минус один балл, только потому что 'Вечное сияние чистого разума' взял 10. 9 из 10
Одна из основных задач, которую ставит перед собой современный обыватель – это кем-то время от времени быть. Нет, не стать кем-то по настоящему, не состояться в жизни – совсем другое. Быть кем-то, кто не ты сам. Телесериалы, блокбастеры, компьютерные игры, бульварное чтиво, глянцевые журналы, светские хроники, ток-шоу – все это служит единой цели: дать человеку побыть кем-то другим. Нью-Йоркским копом или питерским ментом, романтической героиней или крутым сыщиком, Бэтменом, Аллой Пугачевой, Джонни Деппом, Джастином Бибером… Джон Малкович тоже сгодится. Примерить на себя чужую маску, чужую жизнь; поужасаться реальным или вымышленным, но чужим (ЧУЖДЫМ!) проблемам. Придумать самооправдание: дескать, вот у знаменитостей тоже проблемы, как и у нас. Но прикол в том, что это все равно НЕ НАШИ проблемы. А наши – вот они, рядом, нерешенные. Дети, семья, карьера, страна. Но страшно. Потому что здесь – реальная жизнь. И слова, и поступки, и последствия – все реально. Нет кнопки «пауза», нет сохранения, нельзя выключить шоу. Некуда выходить из этой игры, некуда переключиться с этого канала. Поэтому – уж лучше побыть кем-то еще. Эльфом 80-го уровня, доктором Хаусом или вон той одинокой матерью с пятью детьми из ток-шоу. Мы не бессердечные, нет, мы разделяем не только радости роскошной жизни, мы не ищем легких путей, не бежим от драмы и трагедии – ведь это не наши драмы и трагедии. Все эти люди, реальные и вымышленные, будут жить, страдать, радоваться, умирать там – на фотографиях и экранах, далеко-далеко или вообще нигде. Эту боль так легко выключить. Главное – не быть собой. Вот на такие мысли навел меня просмотр данного фильма, который, хоть и содержит такой мощный философский и социальный посыл, не так уж хорош. Начинается он как отличная кафкианская сатира, сюрреалистическая черная комедия, пропитанная мизантропией, отдаленно напоминающая «Город Зеро» Шахназарова. Но потом, увы появляется любовная линия – чистый стеб, конечно, но весь это нетрадиционный любовный треугольник с дикими страстями и превратившийся в ревнивого идиота главный герой очень утомительны. Появившийся в конце уклон в мистический триллер и вовсе показался неуместным. Впрочем, потом до меня дошло – это же Спайк Джонс, создатель НФ-драмы «Она», обласканной критиками, но безбожно унылой, на мой взгляд, картины. Что же, «Быть Джоном Малковичем» – фильм куда более интересный. Итог: фильм, безусловно, достоин просмотра, и, в отличие от более современного творения режиссера, тошноты не вызывает. Отличная притча и сатира, сомнительная псевдо-мелодрама и неуместный элемент мистического триллера – вот такая мешанина ждет зрителя, отважившегося посмотреть «Быть Джоном Малковичем». Для любителей «кина не для всех». 7 из 10
Это совершенно непредсказуемый и безбашенный фильм. Он и начинается с этого. Чего ожидает зритель от фильма? Вряд ли театральной сцены. А фильм начинается с поднимающегося занавеса, музыки, образа танцора. Но мы приглядываемся и понимаем, это не человек, это кукла, марионетка. Звучит музыка, перед нами сцена, где марионетка исполняет надломанный, но прекрасный танец, полный отчаяния и боли. Мы слышим аплодисменты, но камера отъезжает назад, и зрители понимают: это была не сцена, марионетка не с человеческий рост, а маленькая куколка, а аплодисменты скорее всего звучали лишь у главного героя в голове. Мы слышим женский голос, который говорит, что главному герою пора спать. Затемнение. Голос говорит, что герою пора вставать, и вот мы видим, что голос принадлежит не девушке, а попугаю, сидящему на голове у героя. И так далее. Это всего лишь вступление. Самое начало. Чем дальше, тем больше фильм удивляет, завораживает, шокирует. То же и с жанрами. Фильм начинается как простая история о неудачнике, стремящемся воплотить свою мечту в жизнь. Спокойная повседневка, мелодрама. А потом в картине появляются элементы юмора, постепенно переходящие в фарс и фантасмагорию. Потом внезапно и совершенно неожиданно появляется фантастика-фэнтези. И это завораживает. Кажется, что всё, теперь ты понимаешь, какой фильм ты смотришь, но нет, фильм продолжает набирать обороты, и вот появляются элементы триллера, ощущается напряжение, саспенс, даже становится жутко от всего происходящего. А ещё после зритель вдруг ловит себя на мысли, что смотрит очень сильную драму. Этот фильм полон неожиданностей, но при этом в нём нету лишних элементов. Фильм воспринимается, как единое целое. Вот кажется, что одна из сцен вначале нужна была лишь для раскрытия персонажа, но нет, она ещё сыграет свою роль во второй половине фильма, сыграет свою роль и преобразиться. Для меня в этом фильме лишь один недостаток: персонажи. Главные герои этого фильма оказываются эгоистичными подонками. Я не мог им сопереживать, они были мне неприятны. При этом их характеры, образы во многом и создают безумную, но завораживающую атмосферу картины. Я был очень впечатлён актёрской игрой Джона Малковича. Мне очень любопытно, какая атмосфера была на съёмочной площадке, что он ощущал, когда играл в этом фильме самого себя. Я заворожён этой картиной, хоть она и оставила после себя несколько неприятный осадок. Мне очень сильно не хватило хоть какой-то душевности. Этот фильм смог напугать меня, но напугать, не как фильм ужасов, а на совершенно другом уровне.
Первым делом после просмотра нужно выдохнуть и сказать: фильм - полная шиза. Полная шиза, абсолютный сюр. А мы нормальны, мир вокруг нормален... убедившись в этом и успокоившись, можно и про фильм поговорить. Герои фильма, весьма мерзкие люди: очень талантливый и крайне непорядочный кукольник, его захмурышка-жена, воплощенная виктимность, и их общая роковая страсть - патологически бессердечная стерва Максин. Все они, по очереди и вместе, совершили некое открытие, которое моментально обратили во зло. То, что для начала сотворили герои с невинной жертвой - актером Малковичем - можно, к примеру, описать как изнасилование в особо извращенной форме. Они использовали живого человека как специфическую игрушку для исполнения своих сексуальных фантазий. Потом они пошли дальше, совершив то, что Кинг в свое время назвал 'самое страшное воровство'. А потом еще и оказалось, что они не одиноки в своем преступном поведении... бедняга Малкович. Мимоходом в фильме весьма оригинально показана мысль 'внутри тебя - никого, кроме тебя', знаменитая сцена 'Малкович, Малкович? Малкович. Малкович!' И совершенно потрясающие сцены с куклами. И даже некоторая социальная сатира, вроде седьмого с половиной этажа с его небрежно сляпанной 'романтической' историей про лилипутку; или шимпанзе, которого водят к психоаналитику - у него, мол, детская психотравма; или того, что все герои называют Малковича знаменитым актером, но понятия не имеют, где он играл. Венчает все это совершенно жуткий финал - замаскированный под слащавый хэппи-энд 'и жили они долго и счастливо'. Говоря о кастинге, Кьюсак тут очень мил, романтически небрит и длинноволос, Диаз в тему, а вот Кинер с ее жутковатой акульей улыбочкой, на мой взгляд, особой сексуальности не прибавляет даже чарующий голос Плетневой - 'но, может, вкусы наши разны', все герои просто штабелями падают к ее ногам. Малкович есть Малкович, что тоже вызывает определенные вопросы - он забавен и талантлив, но уж точно не красив, и, на мой взгляд, более чем несексуален, но по его внешности тоже сохнут обе героини. Фильм умеренно динамичен, что в сочетании с неимоверным количеством абсурдных сюжетных поворотов по первому разу просто зачаровывает. Фильм оригинален и способен произвести глубокое впечатление. Фильм даже оставляет простор для размышлений о сущности личности. Стоит смотреть, если нет аллергии на абсурд и моральных уродов.
Уличный кукольник, ютящийся в тесной каморке вместе с женой, грезит о величии сцены, но вместо этого вынужден спасаться от агрессивно настроенных прохожих, которым не по нраву его 'искусство', и постоянно искать себе оплачиваемую работу. Работу он себе находит в чертовски странном месте, на 7,5 этаже офисного небоскреба, а вместе с работой обнаруживает и крохотную дверцу в стене офиса. Дверца, разумеется, ведет в кроличью нору, ну а нора - прямиком в голову голливудского актера Джона Малковича. Странный абсурдный мирок, в котором людям приходится ходить согнувшись (конторка главного героя словно явилась прямиком из визионерских опусов Мишеля Гондри), женщины не понимают мужчин, выворачивая каждое их слово наизнанку, а люди играют в других людей. 'Быть Джоном Малковичем' - фильм в своем роде уникальный. Он похож на матрешку, которая, едва тебе покажется, будто ты верно истолковал отражаемую на экране историю, вдруг приоткрывает свой очередной смысл. Основной мотив подсознательного стремления человека править окружающими его людьми отражается дважды, а потом и трижды, и четырежды, и так далее, словно в бесконечном множестве поставленных друг перед другом зеркал. Так человек, надевающий чужую маску, становится актером, проживающим чужую жизнь - но и актер, в свою очередь, может проживать жизнь актера, проживающего чужие жизни, причем как минимум одна из них обязательно должна являться ролью актера. Особую остроту этой головокружительной рекурсии придает трактовка актерства не просто как стремления переживать чужую жизнь, надевая чужую личину, но и править ею; люди делятся на два типа, как замечает одна из героинь картины, Максин, на людей пассивных и целеустремленных - или, если угодно перефразировать, кукол и кукловодов, одни из которых, утешая свое эго, довольствуются тем, что играют в людей, а другие играют людьми. Причем даже последним для игры требуются маски. Кажется, одна только Максин не прельщается возможностью влезть в голову Малковича. Это ей не нужно - ведь она и без того неплохо им вертит. В итоге она становится уже не просто женщиной - она Сверхженщина, Сверхчеловек будущего. Не могу, кстати, лишний раз не подчеркнуть того, что Сверхчеловек в этой истории оказывается возвышен не только над моралью, но и над особенностями пола: любовь, воплощаемая, по сути, в объединении мужского и женского начал в одно целое, начинается в картине желанием одной из героинь сменить пол, а в конечном итоге выливается в абсурдистское будущее, мужчины в котором доживают свой век в дряхлеющих телах, и способны по-настоящему вернуть утраченную юность лишь оказавшись в женском обличье. Но что же бедный Малкович? Он ли заставляет себя вживаться в управляемый образ - или это жадный до развлечений зритель вертит им как марионеткой? Или, может быть, это Малкович вертит зрителем, заставляя его испытывать эмоции своей игрой? Фильм задает уйму вопросов, но только самый важный проговаривается молча: если каждый из нас стремится вертеть другими, то кто же тогда вертит нами? 10 из 10
Этот фильм из серии сложных фильмов по своему содержанию, так как в нем на столько аспектов жизни человека создатели пытаются пролить свет, что в одном эпизоде мы можем увидеть не один такой подтекст происходящего. Картина отличается тем, что в ней герои - это некие 'существа под микроскопом'. Каждого рассматривают очень подробно, углубляясь во все психологические моменты представленных персонажей. Каждый из них по своему слаб - только кто-то привык играть роль 'хищника', а кто-то 'жертвы'. Некую деформацию роли 'жертвы' и обмен ее на роль 'хищника' мы видим на примере героини Кэмерон Диаз. Джон Кьсак смог отобразить другую сторону человеческого характера. Если жена его героя способна к борьбе за перемены в своей жизни ради счастья, то его герой хочет легкодоступного счастья, но только для себя. Он избегает трудностей и режиссер делает его слабовольным человеком с любой из сторон. Главное, что отличает его героя, и возможно ставит под сомнение один из ответов, который пытается дать режиссер: его персонаж слабохарактерный и одновременно неистово жесток по отношению к другим людям. В фильме каждый персонаж имеет достоинства и недостатки, но также каждому присуще такое качество как хитрость. Авторы картины будто каждого человека 'под микроскопом' видят именно таким - думающим, что он самый хитрый. И ведь в этом что-то есть, во всяком случае, исходя из сюжета картины - каждый в ней тяжело переживает свои неудачи, с трудом терпит ежедневную рутину, но всё равно считает, что в нужный момент сможет обхитрить всех. Единственным, кто так не считает есть сам Джон Малкович, так как он человек с отсутствием переживания неудач, уровень его успеха не толкает к мысли обхитрить всех и нажиться за чужой счёт. Режиссер сводит все к тому, насколько в мире все прозаично и как велико желание человека к личному успеху. Хоть, как это не странно, но в даже в таком необычном фильме подчеркивается идея торжества любви над всем. Кэрин Кинер - её героиня уверенна в себе. Она отличается тем, что не ноет и ежедневная рутина воспринимается ею не как удар по самолюбию. Характер её героини - своеобразный вызов всем остальным героям. В неё влюбляются все, вместе с тем мы понимает, что влюбляются непосредственно в её свободолюбивый характер. Стоит отметить, что фильм насыщен символизмом в множестве аспектах, аллегориями и необычными моментами в экранизации. Например, очень многословной есть такая деталь как очень низкие потолки в месте, где разворачиваются события. В одной детали отображено практически всё, что позволяет искать поиск главной сути фильма. И таких деталей множество. Однозначно, что в фильме задето большое разнообразие вопросов психологии и философии, касаемо жизни очень разных людей, которых во многом объединяют общие стороны личностей. Игра актёров на высоком уровне, неординарность экранизации также заслуживает на высокую оценку. 9 из 10
Как известно, раз в год даже палка стреляет. Неизвестный широкому кругу киноманов Спайк Джонс «стреляет» гораздо реже (пока что фактически единожды), но зато как настоящий снайпер – в десятку, коей и является расслабленный мозг беззаботного зрителя, приготовившегося смотреть очередную развлекательную комедию. И мозг просто размазывает по стенкам черепа. Потому что сказать, что данный сюр шокирует – не сказать ничего. Оригинальный сюжет – это мягко сказано. Он потрясающ неповторимым сочетанием целого ряда мотивов и тем, в той или иной степени присущим каждому из нас. Вопрос только в том, сколько из них в этом ребусе увидит каждый конкретный зритель. Вы в своем детстве искали когда-нибудь в журнале в чаще джунглей спрятанных животных или индейцев? Точно также, поэлементно, Джонс выставляет подсказки и указатели на протяжении всего фильма. Они не всегда видны с первого раза, но при вторичном просмотре мозг подобно Буриданову ослу просто разрывается от множества вариантов выбора уйти по той или иной тропе осмысливания подкинутой заковырки. Это и перекликающийся с тайлеродерденовским «нам всем говорят, что мы будем звездами кино и рок-н-ролла» с реальным хрена-с-два, и, наверняка всем известная зависть к ближнему по поводу его успешности, и нестандартно поданный любовный треугольник (обезьяну в расчет не берем), и одна из самых гадских и мерзких черт человеческой натуры – желания копаться в грязном белье или быть бесцеремонным свидетелем личной жизни хоть кого-нибудь (эта же тема отлично подана в «Шоу Трумена»). Фильм гениален своей многогранностью. Но не менее гениален и актерской игрой. Еле узнаваемый Джон Кьюсак, играющий творческую личность-неудачника, продолжает удивлять диапазоном подвластных ему образов. Камерон Диаз наголову разбивает клише актрисы, способной играть милых недалеких блондинок с туповатой улыбкой. Ну а Малкович… Просто волшебник. Во всем. Сцена проникновения в собственное сознание с этим «Малкович малкович МАЛКОВИЧ!» (кстати, кто-нибудь еще заметил, что именно она стала прародителем сцены заточения капитана Джека Воробья в тайнике Дэйви Джонса в третьих «Пиратах»?), шедевральный танец Малковича-марионетки – все это просто находки для ценителей актерского мастерства высокого пошиба. Однозначно 10 баллов
Дебют в большом кино у двух талантливых людей режиссера Спайка Джонза и сценариста Чарли Кауфмана прошел ошеломляюще громко. В год выпуска, разговоры о данной картине не утихали. Поводом для таких жарких дискуссий стала необычная и даже провокационная идея, заложенная в фильм. Социальные рамки, сущность актерской профессии, проверка чувств людей - все это, в той или иной форме показывает нам режиссер. Необычность заключается в том, что впервые, за основное лицо и если так выразиться, логотипом - берут настоящего актера Джона Малковича. Хочешь ты этого или нет, а все равно, этот весомый фактор предает фильму большую связь с реальностью. Сюжет строится вокруг неудачника Крейга Шварца (Джон Кьюсак). Он работает кукольником. От своего ремесла он получает истинное удовольствие. Дело усложняется тем, что увлечение Крейга не приносит доходов, ему приходится устроится на другую работу. Его рабочее место весьма странная и немного жуткая обитель. Странность заключается в том, что на его рабочем месте нельзя ходить в полный рост. Однажды Крейг обнаруживает в шкафу дверцу, которая служит неким порталом в тело известного актера Джона Малковича. Со своей коллегой Максин (Кэтрин Кинер), он решает заработать на этом деньжат. Он проводит людей в этот портал за небольшую сумму. Помимо всего этого, личная жизнь Крейга совершенно не строится. Его жена не разделяет любви к кукольному искусству, да и сами чувства куда-то исчезли. Ирония фильма «Быть Джоном Малковичем» заключается в том, что обычный человек, без согласия знаменитой персоны, мог побывать в теле звезды. Люди от этого получают удовольствие и наслаждение. В фильме показана несчастливая жизнь главного героя, который не может воплотить свои мечты в реальность, но помимо всего этого, он не в состоянии заниматься любимым делом и наладить личную жизнь. Мы получаем самого что ни наесть неудачника. Но если приглядеться по-внимательнее, то в персонаже Джона Кьюсака каждый из нас может найти самого себя. Социальный рамки, которые нам создает система не позволяет самореализоваться и как часто бывает, мы занимаемся делами, которые нас не интересуют. От всего этого мы пытаемся сбежать куда-нибудь в мир фантазий, в точности как наш герой. Но вскоре, фантазия и иллюзорный мир нам тоже надоедают. Для героев фильма вселение в тело известного актера было чем-то необычным, неизведанным, чем-то таким, что они еще не испытывали, некоторые из них от этого получали самое настоящее наслаждение. Но посмотрите на самого Джона Малковича. Он счастлив от того, что он знаменит? Нет, он такой же как и многие другие, исчерпавший себя. Только он сам не может убежать в другое тело, как это проделывают с ним. Его используют, он марионетка, кукла, точно такая же, как делал Крейг. Создатели не спроста показывают такую безысходность известного актера, они загоняют его в угол, откуда пути нет. Люди настолько свихнулись с этим странным экспериментом, что за счет переселения намереваются жить вечно. Немало важную роль режиссер отводит любовной линии персонажей. Точнее, делает из нее самый настоящий фарс. Разлад отношений Крейга со своей женой Лотти нам кажется закономерным. Что вообще говорить, если собственная жена не разделяет увлечение своего мужа и ко всему прочему презирает его. Да и сам Крейг остыл к ней, уже практически разлюбил. Он же влюбляется в свою коллегу по работе Максин. Она независимая женщина, которая является полной противоположностью Лотти. Но она не любит Крейга и не обращает на него внимание. На фоне всего этого, развивается роман этих двух женщин. Лотти ужасно влюбленна в Максин. А вот насчет чувств второй есть большие сомнения. Она любит когда Лотти находится в теле Джона Малковича и по существу, любит именно его. Актерская состав подобран безупречно. Все актеры на своих местах, роли прописаны идеально. Главным козырем был сам Джон Малкович, который играл или можно сказать проживал свой собственный период жизни. Одна из самых характерных и обсуждаемых работ актера. Главную роль исполнил Джон Кьюсак, играет в привычной для себя ипостаси неудачника. Такой образ ему привил Вуди Аллен, у которого актер начинал свой творческий путь. Нельзя не отметить характерный женский образ Камерон Диас. Она абсолютно точно сыграла одну из своих самых значимых ролей. Дебют у Спайка Джонза и Чарли Кауфмана получился на ура, не смотря на такое количество провокационных моментов, фильм заслуживает только похвальных отзывов. Картина получилась близкой зрителю и думаю, многие как следует прочувствуют происходящее на экране. «Быть Джоном Малковичем» из такой категории фильмов, которые после просмотра еще не скоро забудутся. 9 из 10
Ох, даже не знаю, с чего начать. Скажу так: фильм очень неординарный, очень странный, сумасшедший и гениальный одновременно. Таких картин я ещё никогда не видел. Это, безусловно, что-то новое, что-то культовое. Спайк Джонс создал ленту, которая буквально переворачивает сознание зрителя с ног на голову. И это не преувеличение! «Быть Джоном Малковичем» - это магическое кино, которое невозможно ни с чем сравнить. Потому что такого никогда не было и не будет. Фильм очень честен со зрителем и в буквальном смысле предлагает ему очутиться внутри одного из самых знаменитейших и талантливых актёров, в Джоне Малковиче. Вернее, в его сознании. Но при этом картина является загадкой, тайной, которую трудно разгадать, и во время просмотра временами я просто недоумевал, что происходит на экране. А что именно происходит на экране во время просмотра этого странного фильма с не менее странным названием? «Быть Джоном Малковичем»... Нет, это не биографический фильм о жизни великого актёра. Тогда что это? Неужели, нам предлагают побыть другим человеком? Да, именно так. И это уже делает фильм оригинальным. А если ещё описать героев, то эту картину и вовсе стоит выделить, как одну из самых странный и сумасшедших. Итак, речь идёт о неудачнике по имени Швартц, который посвящает всю свою жизнь кукловодству. Но по иронии судьбы, кукловод, ловко управляющий куклами, не способен управлять собственной жизнью. У него нет достойной работы, потому что кукольники никому не нужны. И тогда герою приходится устраиваться на другую, временную, связанную с бумагами и документами. Он посещает офисное здание, в котором его направляют на седьмой с половиной этаж, что немного странно, как все понимают. И ещё более странными оказываются люди, которые работают на этом этаже. Что сильно сказывается у Швартца на общении с напарниками. Но однажды кукловод находит в своём кабинете совсем необычную дверь, маленький проход. И заглянув туда, герой понимает, что это портал в сознание человека, другого человека. И, как это не странно, этим человеком оказывается именно Джон Малкович, который, естественно, играет самого себя в этом фильме. Так главный герой понимает, что на этом можно заработать: он даёт людям шанс на 15 минут стать другим человеком, а они ему платят. Зачем это? Потому что побывав другой личностью, люди находят себя, своё настоящее я. Вот только сам Малкович об этом поначалу не подозревает, что сразу создаёт главную интригу картины. Фильм прекрасно создаёт ощущения, что ты попал в тело другого человека. Герои, попадая в волшебный проход, начинают видеть глазами Джона и даже в какой-то степени управлять им. Это делает просмотр просто шикарным, незабываемым, блестящим! И очень забавным. Герои с каждым посещением головы актёра начинают осознавать, что хотят быть кем-то другим, они начинают недовольствоваться собой, и, в конце-концов, сходят с ума. Это устрашает, но при этом навевает очень много полезных размышлений. Мы должны знать, что надо быть таким, каким ты есть и совершенствовать себя. Быть недовольным собой — это даже грех, который рано или поздно погубит. И он погубил главных героев. А финал картины заставляется мурашки пробежаться по телу. Герои погубили Джона Малковича. Душевно погубили. И это ужасно, кошмарно, бесчеловечно. Учтите: всё, что происходит в картине, наполнено какой-то странной иронией, которую мало кто поймёт. Поступки героев и их сумасшедшие диалоги временами возмущают, шокируют, удивляют зрителя. И в это главный плюс картины. Юмор здесь уникальный, необычный, очень тонкий и не совсем понятный, но тем не менее смешной. Каждый персонаж в фильме — это трагикомичый образ, над котором хочется смеятся и плакать одновременно. Поэтому у актёров была довольно сложная задача. С которой все справились на сто процентов. Джон Кьюсак просто великолепен и очень трогателен в образе морально побитого кукловода. Актёр буквально вжился в свою роль, и это пошло ему, конечно, только на пользу. Но всё-таки здесь надо похвалить Кэмерон Диаз, которая исполнила, наверное, одну из лучших своих ролей. Драматический образ, созданный ею, просто потрясает. Она играет супругу главного героя, которая после посещения головы Малковича понимает, что хочет быть транссексуалом. И с этой сложной и достаточно странной ролью актриса, на удивление, справилась замечательно. Хороша здесь и Кэтрин Кинер, сыгравшая обворожительную, хоть и немного стервозную напарницу по работе по имени Максим. И всё-таки я обязан отдельно сказать несколько слов о самом главном, самом ключевом актёре в этом фильме. Удивительно, как вообще Джон Малкович согласился на эту странную роль, на роль того Малковича, в чью голову попадало много ненормальных людей. Актёра видеть, безусловно, очень приятно, особенно в роли самого себя, но всё-таки есть такие эпизоды, где ему пришлось играть немного другого я. Но почему выбрали именно Джона? Почему не Джорджа Клуни, не Квентина Тарантино? Неужели, создатели выбирали актёра наугад? Или всё-таки именно Малкович имеет в фильме какой-то смысл... Не ясно. Да и задумываться как-то не хочется. Главное, что в картине этот актёр сыграл, как и всегда, просто великолепно, даже самого себя. 9 из 10 «Быть Джоном Малковичем» - это самое неординарное явление в кинематографе. Весь фильм — это больное воображение сценаристов, но при этом гениальное, непостижимое, совершенное. После просмотра ты словно просыпаешься от какого-то сна, в котором был кем-то, кем-то другим, кем-то особенным... И это заставляет осознать, что быть собой — гораздо лучше, чем быть в чужой шкуре. А один из эпизодов картины можно с уверенностью считать культовым: «Малкович, Малкович?» - «Малкович. Малкович Малкович, Малкович.» - «Малкович!» © Просто гениально!
'В будущем каждому будет положено 15 минут славы.” Энди Уорхол Быть Джоном Малковичем» (1999), режиссерский дебют Спайкa Джонза, поставленный по оригинальному, во всех смыслах этого слова, сценарию Чарли Кауфмана, получился странным, смешным и серьёзным, с абсурдно немыслимыми поворотами и заворотами сюжета. Начинается он с истории трагических средневековых любовников, Абеляра и Элоизы, обречённых на вечную непреодолимую тягу и невозможность соединиться, превращённую в кукольное представление талантливым, но потерявшим работу в условиях сурового экономического климата бородатым и взлохмаченным кукловодом Крейгом Шварцем. После изгнания с улиц Манхэттана за откровенную, хотя и трогательную эротичность своего шоу, он находит скучную архивную работу в непонятно чем занимающейся сюрреалистической фирме, расположенной на седьмом с половиной этаже (это не опечатка) и с высотой потолков в полтора метра в многоэтажном здании, где лифт останавливается или на седьмом или на восьмом этаже. С первого же взгляда Крейг влюбляется в практичную и прагматичную, насмешливую коллегу Максин, которой будет дано испытать уникальное ощущение того, что два человека смотрят на нее взглядом, полным страсти и преданности, сквозь одни и те же глаза в одно и то же время. Вторым человеком станет не устоявшая перед циничным шармом Максин, жена Крейга, Лотти, которую сыграла неузнаваемая за буйной курчавой рыжей гривой Кэмрон Диаз. Ну а глаза принадлежат ничего не подозревающему... Джону Малковичу, известному актёру театра и кино, лысому, обаятельному, убедительному в ролях умных злодеев и по-детски наивных гигантов. Крейг случайно обнаружит на работе портал, ведущий прямиком в сознание Малковича, куда причудливое воображение Спайка Джонза и Чарли Кауфмана направит героев фильма, чтобы они увидели то, что видит Малкович и почувствовали то, что он чувствует в течении 15 минут, после чего мозго-путешественник выбрасывается на обочину широкого и шумного Нью-Джерси Тёрнпайка. Это всего лишь первые 20 или 30 минут фильма, в котором последние полчаса так же непредсказуемы, как и многообещающее начало. А ведь даже не упомянут шимпанзе Элайжа, страдающий от психологических проблем, уходящих корнями в его детство, или заскочивший на минутку состарившийся и облысевший Чарли Шин в роли состарившегося и облысевшего Чарли Шина. Каким-то образом, Джонз и Кауфман смешивают вместе все эти разрозненные элементы, и 'Быть Джоном Малковичем' бурлит и кипит, как тот котёл, в который три ведьмы бросали всё, «чтоб чары вышли посильней». A пока в модный аттракцион, превратившийся в доходный бизнес, вовлекаются всё новые желающие расстаться с парой сотен баксов, чтобы побыть в голове звезды 15 минут, зритель лихорадочно пытается найти ответы на жгучие вопросы, роящиеся как пчёлы в улье в его собственной голове. Что же чувствует Джон Малкович со всеми нежданными посетителями в его мозгу? Что, если он решит сaм сигануть в портал, ведущий в глубины его же сознания? Кого он там встретит? Чарли Кауфман вспоминает, что сценарий с самого начал назывался «Быть Джоном Малковичем» и он не представлял никого другого в этой роли ещё до того, как мог надеяться на то, что Малкович заинтересуется eю. Кауфману нравилaсь некая загадочность, отстранённость в манере игры Малковича, а также звучание его имени при многократном повторении: «Малкович, Малкович, Малкович, Малкович». Когда сценарий попал, наконец, актёру в руки, он был заинтригован и шокирован, но согласился сыграть самого себя. Не в себе. Здесь подступает и самый жгучий вопрос: «Что курил, глотал или колол Чарли Кауфман в процессе написания немыслимо закрученного, сумасшедшего и смешного сценария»? О Кауфмане хотелось бы добавить пару слов. Он — достойный член эксклюзивного клуба неординарных, генерирующих блестящие идеи сценаристов, куда можно отнести Вуди Аллена и братьев Коэнов, которым Кауфман вполне мог бы стать третьим братом. С каждым следующим фильмом, для которого он писал сценарий, планка эксцентричности и оригинальности поднималась выше и выше, пока не достигла заоблачного сияния чистого разума в его режиссёрском дебюте Synecdoche, New York (2008), настолько непостижимoм, что многие находки Кауфмана не имели названия и на них приходилось показывать пальцем. Но случится это через несколько лет после выхода на экраны 'Быть Джоном Малковичем', ставшего для его создателей настоящим прорывом в мир кино. В отличие от большинства современных комедий, 'Быть Джоном Малковичем' предлагает не только уморительно смешные сцены, но и гору информацию к размышлению. Он поднимает вопросы уникальности и неповторимости личности, всматриваясь в то, как некоторые из нас чувствуют себя свободными только тогда, когда наша истинная сущность скрыта за маской. Картина обращается и к теме звёздного блеска, излучаемого знаменитостями и кумирами толпы, ослепляющего и призывно манящего возможностью любому стать звездой, пусть на 15 минут. Некоторые из желающих заплатить за путешествие в мозг Джона Малковича, рассматривают его как захватывающий аттракцион, другие же, одержимы желанием захватить личность звезды изнутри, присвоить её, что наводит на мысли о зависимости, возникающей от постоянного ухода в виртуальную реальность. В фильме, где главный герой - кукловод, отчаянно влюбившийся в циничную и пробивную женщину, которая из него верёвки вьёт, вопросы манипулирования неизбежно становятся центром и движущей силой сюжета. Его можно воспринимать как комментарий к процессу кинопроизводства, включающего актёрскую игру, то есть, погружение в альтернативную идентичность, и работу режиссёра, которая есть не что иное, как манипуирование этими новыми идентичностями. Задавая вопрос, дозволено ли всё выставлять на продажу, Кауфамн и Джонз, всматриваются в неравный брак между этикой и коммерциализацией. Пессимистам, во всём ищущим тёмную сторону, фильм даёт возможность мрачно пророчествовать о гибели идентичности, как истинной цены бессмертия. Оптимисты же, любители странного и оригинального кино, просто восхитятся полётом фантазии и умопомрачительной непредсказуемостью 'Быть Джоном Малковичем', несмотря на то, что герои его малоприятные эгоисты, циники и манипуляторы.
После просмотра фильма 'Быть Джоном Малковичем' у меня осталось странное впечатление: с одной стороны какая-то часть моего сознания уверяла меня - то, что я лицезрел только что - это бред сивой кобылы, а с другой - как сказал однажды один мой знакомый: 'в этом есть скрытый смысл'. Учитывая, кто здесь писал сценарий (Чарли Кауфман) и отвечал за режиссуру (Спайк Джонс), то оно имеет под собой основания. Дело в том, что перед нами фарс - редкий гость на киноэкранах, который не у всех получается. Для него характерны наличие условностей и отсутствие логики происходящего. Как правило персонаж (очень редко персонажи) попадают в абсолютно нереальную обстановку, где порой происходят очень странные вещи, которые в нормальном остальном мире считаются ненормальными. И он это понимает. Он это знает. Пытается растолковать это остальным. Но не получается - всё остальные уверены, что так всё и должно быть. В 'Быть Джоном Малковичем' всё это есть: непонятно как и откуда вылетаешь из мозга Малковича (условность), низкие потолки, секретарь, неправильно записавшая фамилию главного героя, шеф, уверенный в своём дефекте речи (отсутствие логики происходящего). Есть герой и есть обстановка. Тут их целых три. Кукольник (Кьюсак), его жена и знакомая по работе. Они понимают всю странность ситуации, в которой они попадают (обнаружение маленькой дверцы, через которую можно проникнуть в сознание известного актёра Малковича), но между тем и они ничуть не лучше. Следить за ним очень интересно и увлекательно, поскольку мозг друг другу они выносят по ходу фильма основательно. 112 минут проходят легко и непринуждённо. Этот фильм из разряда тех, которые надо именно смотреть. То есть пересказывать можно, это не возбраняется, но в лучшем случае на вас косо посмотрят и спросят внимательно: 'А что, правда есть такой фильм?' Этот фильм надо именно посмотреть, чтобы понять о чём он. Чтобы прочувствовать его. А потом сев на кресло, сначала подумать 'бред', а затем понять о чём нам хотели сказать Кауфман и Джонс. Надо быть собой - тема этого художественного произведения. Надо быть собой, а не прятаться за чужими масками. Тем более что это ни к чему хорошему не приведёт. По ходу действия никого мне из персонажей не было жалко. Жалко было лишь Джона Малковича... 8 из 10
Голливудский драматург Чарли Кауфман - несравненный цеховый триумфатор. Уникальный сценарист, добившийся престижнейшей из всех возможных наград: зрители, минуя имена режиссеров, операторов и - о, боже - даже звезд-исполнителей главных ролей, называют фильмы Кауфмана не иначе как фильмами Кауфмана. А как по-другому прикажете называть 'Вечное сияние чистого разума', тончайшая, проникновеннейшая закрученность которого - заслуга единственно воспаленного мозга автора? Как по-другому можно назвать безумную и нахальную 'Адаптацию', в которой автор повествует не о ком-нибудь, а самом себе, умудрившись выудить на свет божий и всеобщее обозрение собственное альтер-эго? Первая серьезная работа сумасшедшего кинописателя Чарли Кауфмана до смешного абсурдна, удивительно глубока и невероятно похожа на все то, что он будет делать после. Человеческой голове ещё предстоит стать источником уймы людских бед в 'Вечном сиянии' и 'Адаптации', ну а в картине 'Быть Джоном Малковичем' голова так и вовсе ломает судьбы и заставляет людские жизни идти наперекосяк. Вам никогда не хотелось стать кем-нибудь другим? Сидя в своем потрепанном, с поломанными пружинами кресле, поглаживая пивной животик и почесывая лысеющую голову, ссорясь с родными, мучаясь бессонницей или страдая от неразделенной любви, вы никогда не мечтали оказаться в другом, более совершенном теле, побыть в другой, более успешной голове? Отрицательный ответ будет чистой воды лукавством. Откуда взялась волшебная дверца в голову голливудской кинозвезды Джона Малковича (который, надо отметить, в картине играет самого себя), никого из персонажей фильма не интересует. Как отнесся бы сам актер к этому феномену, прознай он, что в его тело может преспокойно войти любой американский обыватель, их тоже совершенно не волнует. Как не беспокоят их и последствия фантастических экскурсий: возможность побыть кем-то другим сводит героев картины с ума. Мир всегда ярче и слаще, когда смотришь на него чужими глазами. Гениальный, но неудачливый кукловод по имени Шварц (его путь от светлой мечты до полного саморазрушения проходит Джон Кьюсак) видит в Малковиче шанс реализоваться сразу в двух смыслах: раскрыть свой кукловодческий талант и попытать себя в манипулировании совершенными куклами мира сего - людьми. Его жена Лотти (роль, в которой Кэмерон Диаз узнать очень и очень сложно), скромная, тихая, закомплексованная и порядком уставшая от однообразной жизни и невнимания мужа, нашла в Малковиче возможность испытать совершенно новые ощущения, стать кем-то абсолютно и кардинально другим и влюбиться тоже по-новому - страстно, сумасшедше и по-мужски. Роковая красотка Максин делает с помощью Малковича бизнес, а заодно и удовлетворяет свои амбиции. Престарелый Доктор Лэстер так и вовсе переселяется в Малковича, тем самым обеспечив себе бессмертие. Проплывая сквозь фантасмагорическое развитие событий фильма и совершая одну глупость за другой, герои скорее смешат, чем вызывают сочувствие: все мы не прочь иногда посмеяться над своими недостатками. И, что, в общем-то, самое горькое: ни один из жаждущих выложить двести баксов за возможность побыть Джоном Малковичем клиентов даже вспомнить названия фильмов с участием актера не может - он звезда, и это - единственно главное, он всемогущ, он желаем всеми, и даже займись он таким бесперспективным делом, как кукольный театр, всё равно сумеет добиться грандиозного успеха. А что ещё нужно для счастья?.. Быть и оставаться собой - вот главное и единственное человеческое счастье, даже если оно означает бесконечную возню с никому кроме тебя не нужными куклами в бедной тесной каморке. Потому что чужая голова и чужое тело - они, на самом-то деле, ещё теснее. Ну и напоследок, конечно, невозможно не восхититься храбростью и убийственной самоиронией замечательного актера Джона Малковича, отдавшего себя на растерзание закомплексованной неуравновешенной толпе и позволившего целой уйме странных людей побывать в его родном, малковическом теле. Пожалуй, они с Кауфманом друг друга стоят.
Многие хотят быть другими, и, как показывает фильм, готовы заплатить $200 за 15 минут в голове у Джона Малковича. Даром что в этой звездной голове, в общем-то, ничего особенного не происходит - Малкович читает газету, ест, моет посуду, едет в такси. Впрочем, еще Малкович ходит на свидания с постельной концовкой - и в эти моменты существования Малковича в его голове становится особенно жарко. Понравилась самоирония Малковича, вложенная в различные ситуации фильма: люди зачастую просто не знают, как выглядит Малкович, если узнают его, то путают с кем-то другим либо вспоминают, как хорошо он играл дебилов. Забавно еще, что вход в Малковича сопровождается таким же звуком, как смыв унитаза. Неужели в голове Малковича все так запущенно?: ) Еще фильм о том, насколько мы ведемся на типаж и не можем разглядеть сущность без направленных на нее софитов. Талантливый кукловод-Кьюсак так бы и прозябал в безвестности, но, поселившись в голове у Малковича, получил всемирное признание. И никто даже не задался вопросом, откуда в Малковиче вдруг проснулся кукольный гений, все восприняли это как должное. Не совсем ясны многие абсурдизмы, который никак не связаны с основной линией фильма. Почему, к примеру, в фирме Лестера низкие потолки и как это согласуется с входом в Малковича? Почему все женщины-сотрудницы фирмы малость сдвинуты на сексе? Да, и еще. Это фильм про любовь и ревность. Почему все влюбились в Максин? Только ли из-за ее выпячивающейся сексуальности? Какая-то неприятная тетка, по-моему. Итого. Фильм безусловно оригинален. Но вместе с тем оставляет ощущение легкой незавершенности, грубоватой склейки отдельных фрагментов. И в довершение ко всему - это еще и довольно злой и страшноватый фильм. Комедии, трагедии и черного юмора тут поровну. Стало быть, получается черноюморная трагикомедия.
Давно хотела посмотреть этот фильм. Хоть и не очень хорошо понимала о чем он. А когда посмотрела попала в еще более затруднительное положение. Парень, главный герой, весь из себя такой неудовлетворенный жизнью, что ему очень хочется стать кем-то другим. И кто бы мог подумать, он получил такую возможность. Стать другим человеком, жить так как ему хочется. Фильм странный до какой-то определенной грани дикости. Сложные взаимоотношения героев все путают настолько, что начинаешь теряться. Личные неудачи по жизни вкупе со страшными комплексами неполноценности делают жизнь героев настолько любопытной и смешной, что фильм смотришь как в замочную скважину. Вроде никто не узнает, а вроде как и не прилично. Очень поддерживает всю картину игра актеров. Здесь можно взглянуть на Диаз и Кьюсака совершенно в ином свете.
Я уверена, что первая рецензия на этот фильм начиналась со слов: 'Все мы хоть раз мечтали оказаться в чужой голове...' А я просто хотела посмотреть этот фильм, потому что он один из тех, на которые иногда с умным видом ссылаются. И удачно его вчера показывали по телевизору. Ещё я уверена, что во второй рецензии была фраза 'Сказать, что это странный фильм - значит не сказать ничего'. Да, действительно, надо было так нафантазировать: проход в голову, какой-то согнутый промежуточный этаж, странные до нельзя персонажи. Вот вы знали, что кроме Джона Малковича в фильме снимается ещё Джон Кьюсак, Кэмерон Диас и Кэтрин Кинер? Я - нет. И я была удивлена скорее им, чем дикому сюжету. Потому что милашку Кьюсака я очень люблю наблюдать в кино, но явно не в этом. Диас вообще страшна как моя жизнь. Ну, про Кинер мне сказать нечего, т. к. я не особо в курсе кино-шедевров этой актрисы. Знаю только, что в свои 51 она очень круто выглядит. Так собственно, о чём фильм, если не читать описание, в котором говорится, что это фантастика и комедия одновременно. Фильм о любви. Вот такая банальная штука. А вот о какой любви и в какой форме это всё выражается, тут реверанс сценаристу. Давайте так: есть стандартное 'мальчик любит девочку'. Девочка мальчика не любит. Она любит жену мальчика, но только в те моменты, когда эта жена вселяется в голову другого мальчика. Всё понятно? Обиженный мальчик №1 по случайности оказывается профессиональным кукловодом. И решая отомстить, запирает свою жену в клетке с шимпанзе, у которого язва на почве детской психологической травмы, а сам залезает в голову второго мальчика, чтобы управлять им и быть с любимой девочкой. В итоге все несчастны. А второго мальчика никто даже не спрашивал. Идея с дверцей, которая ведёт в голову другого человека, сама по себе клёвая. Но вместе с тем омерзительная. По крайней мере реализация оказалась такой. Не в смысле плохой, а в смысле очень неэстетичной. Чего, я уверена, и добивался режиссёр. Не удивляйтесь странным событийным поворотам, диковатой музыке и лексике. Мне кажется, этот фильм изначально был задуман так, чтобы если не проникнуть в вашу голову, то точно поломать там что-нибудь.
Каково это – быть другим человеком? Какие преимущества и недостатки это за собой влечет? Как это может тебя изменить? На эти вопросы, кажется поначалу, хотят ответить создатели. Но, еще не дойдя до середины фильма, история, которую можно принять за философскую, превращается в какофонию из отдельных сюжетных линий, включающих ненаучную фантастику о переселении душ, сумасшествие на фоне непринятия себя, маниакальное помешательство на объекте сексуального влечения, нездоровое увлечение кукольным театром, любовь латентных лесбиянок и другие, менее заметные. Кауфмановский артхаус раскрывает себя с невыгодной стороны – философия уступает место сюру, в котором теряется всякий смысл. Фильм можно посмотреть ради уникального амплуа Кэмерон Диаз или если вам нужно убить время. Едва ли здесь вы найдете семена для каких-либо, даже самых кратких, философских размышлений – лишь сумбурную фантазию, в которой потерялась заявленная суть.
'В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут' (Энди Уорхол) Довольно просто назвать этот фильм абсурдом и больной фантазией сценариста. Мол, люди сняли совершенно алогичный фильм, тем самым поражая воображение легкомысленного зрителя. Еще проще во всеуслышание кричать о том, что это великое философское творение с уймой смыслов, которые не станут понятными примитивному и недалекому homo sapiens. А вот увидеть что-то свое, подвластное только твоему разуму и близкое только твоей ранимой душе - воистину та идея, ради которой стоит посмотреть фантастическую драму 'Быть Джоном Малковичем'. Хотя двумя словами полноценно определить жанровую специфику ленты - все равно что назвать 'Преступление и наказание' книгой об убийстве старушки. Этот фильм каждую минуту дает новую пищу для размышлений, ведь метафоры здесь разбросаны в самых неожиданных и невзрачных моментах. Это не что иное, как философская головоломка с подчеркнуто безумным сюжетом. Попытаться по ходу фильма проанализировать увиденное - дело бессмысленное. Лишь после финальных титров стоит пытаться сложить этот фарс воедино. Режиссер Спайк Джонз попытался своим дебютом в 2 часа экранного времени вложить безумное количество идей, при этом подавая блюдо без пафоса и патетики, с налетом иронии и легкого абсурда. Здесь вера кукольника в то, что ему суждено стать великим, нещадно разбивается о мрачную реальность. Здесь разыгрывается самый неожиданный любовный треугольник, развитие которого начинается из ниоткуда и летит в никуда. Здесь, возможно, самая эксцентричная сцена в истории кино, когда Джон Малкович попадает в свою же голову. Режиссер позволил себе сделать некий фейерверк идей, которые без жалости выплескивают нам в лицо. Уникальность этого фильма еще и в том, что он не использует стандартную схему - показать героя, с которым зритель сможет себя ассоциировать, чтобы упростить восприятие увиденного. Каждый персонаж кинокартины использует другого для достижения собственных целей, ищет себе куклу для манипуляций. Здесь все антигерои, потому что в большей или меньшей мере вызывают отторжение своими действиями. Это и Крейг (Джон Кьюсак) - талантливый кукольник, которому не светит реализация своего таланта. Поэтому, попав в голову Малковича, он думает, что таким образом воплотит мечту. Вот только теперь игра куклами переросла в игру людьми, и герой теряет себя. Это и Лотти (Кэмерон Диаз) - невзрачная девушка, зацикленная на животных, для которой Малкович стал возможностью испытать те эмоции, которых ей не хватало. И снова, увлекшись, она начинает рушить собственный мир в реальности. Это и Максин (Кэтрин Кинер) - холодный и расчетливый прагматик, которая с помощью Джона просто исполняет все свои прихоти. Каждому из персонажей нужен был Джон Малкович. Они строили чужую вселенную, не думая про свое существование. Так и в жизни, мы всегда хотим побывать в чужой шкуре, любим думать за других, при этом не замечая, как собственная жизнь рушится. Отрицательно оценить актерскую игру просто не получается. Кьюсак и Диаз воссоздали совершенно нетипичные для себя роли, а Кинер своей виртуозной подачей заслужила номинацию на Оскар. Выбросить увиденное из головы решительно невозможно. Прежде всего задумываешься над многогранностью человеческой натуры и ее выражением в актерской игре. Сколько же Я может скрываться в одном человеке! Погружаясь глубже, возникает чувство страха. А вдруг в моей голове тоже есть кто-то, руководящий всеми действиями? Смахивает на паранойю, но оттого легче не становится. Кинокартина дает возможность посмотреть внутрь себя и найти там что-то сокровенное. Фильм 'Быть Джоном Малковичем' уникален тем, что дает возможность воспринимать себя совершенно с разных сторон. Для одних это абсурдная комедия, для других - социальная драма о нереализованном человеке. Кто-то вообще воспримет увиденное как фарс, который нужно просто смотреть, но не нужно пытаться анализировать. Цитата Брехта 'надо найти реальность, которая удивит и шокирует', горячо любимая Малковичем, в данном случае с лихвой находит себе применение. Фильм, который задает тебе уйму вопросов, ответы на которые сугубо интимны. Даже через 14 лет проблемы, поднятые в рамках хронометража, продолжают быть актуальными и бьют точно в цель. Подобное снимают крайне редко, так что проходить мимо решительно нельзя. Теперь фразу 'хорошо там, где нас нет' воспринимаешь немножко иначе... P.S. Изначально продюсеры предлагали снять фильм 'Быть Томом Крузом'. Попытайтесь переосмыслить фильм с нового ракурса. Вопросов стало только больше, правда?