Большая дорога: отзывы и рeцензии

ancox
ancox26 декабря 2016 в 13:38
Похождения Ярослава Гашека

Киностудии «Мосфильм» и «Брандов» объединились, чтобы сделать очень остроумный, симпатичный и поучительный фильм по биографии знаменитого чешского писателя Ярослава Гашека. Ставку сделали на самое известное произведение Гашека – похождения бравого солдата Швейка, представив свою версию происхождения описанных в романе фактов, персонажей, ситуаций и крылатых фраз. Писатель Гашек изводил своими шутками тайных агентов и лил воду на мельницу всеобщей паранойи. На фронте старался скорее сдаться русским в плен, так как не хотел воевать за монарха Австро-Венгрии. Впрочем, позже он также не желал сражаться за российского императора, как чех, не видя принципиальной разницы между двумя коронованными особами. Фронтовым другом Ярослава Гашека стал Йозеф Страшлипка. Его роль сыграл Рудольф Грушински, который пятью годами ранее прославился ролью Швейка (Dobry vojak Svejk, 1957). Кстати, я считаю, что именно Грушински – лучший Швейк мирового кино. Забавны и второстепенные персонажи. Например, белый офицер (Юрий Яковлев), который пьянствует в окопах Первой мировой с полковым батюшкой, а, увидев желающих сдаться чехов, просит у священника совета. «Враг хитер и коварен. Огонь!», - берет на себя командование поп. «Огонь!», - флегматично соглашается офицер. Маленький шедевр – эпизод с символом неравенства, офицерским полевым сортиром. После объявления о революции солдаты его валят, после создания чехословацкого легиона – восстанавливают в порядке воинской дисциплины. Очень к месту и анимационные вставки, и роскошная музыка Арама Хачатуряна. Но главное здесь, конечно, чешский юмор, который удалось сохранить и передать постановщикам фильма. За это им – отдельная благодарность. В советском прокате картину посмотрели более 22 млн человек. P.S. Фильм – хороший повод перечитать не только «Швейка», но и ранние рассказы Гашека! 8 из 10

Igor Kind
Igor Kind13 октября 2014 в 01:37
Тот самый Швейк

А я, признаться, уже отчаялся найти действительно хорошую экранизацию одного из любимых сатириков. Все те чешские и советские адаптации 'Бравого солдата Швейка', что доводилось видеть, совсем не впечатляли. Ну не ложится роман на кинопленку, актеры не смешат, даже после тщательного отбора как в 1956 году. А уж когда начинают выдумывать для них новые истории, вообще пиши пропало. Авторы 'Большой дороги' сделали неожиданный ход и экранизировали биографию Ярослава Гашека! И попали в яблочко. Как известно, многие истории, изложенные в книгах, автор позаимствовал из собственной распутной жизни. Кроме того, персонаж Швейка был вдохновлен фронтовым приятелем Гашека - Франтишеком Страшлипкой, большим весельчаком. Соединив все это воедино и художественно оформив, союз СССР и Чехословакии наконец-то выдал смешную кинокомедию. И это вдвойне удивительно, если вспомнить, что снимал ее Юрий Озеров, суровый монументалист, поставивший не одну киноэпопею без тени иронии. 'Дорога' же пропитана иронией от и до, несмотря на прямо-таки антикварные пропагандисткие приемы, которые показывают свой нос то тут, то там. Мультипликационные вставки и пьяные священники, сидящие в окопах в обнимку с пьяными белыми офицерами, буквально сошли с полотен 20-х годов. Но так и сюжетец родом оттуда же. Картина может ввести в заблуждение, если смотреть ее глазами одной из сторон. Если же попытаться взглянуть глазами самого Гашека, то мы увидим множество дураков. Дураков-чехов, дураков-австрийцев, беляков-дураков и даже - свят, свят - дураков-большевиков. Автор путешествует сразу через несколько фронтов с белым флагом над головой и неповоротливым Страшлипкой рядом (Рудольф Грушинский, тот самый Швейк из фильма 1956 года, на этот раз кстати как никогда). И оба они не хотят воевать. Они хотят домой, к миру, свободе и спокойствию. А тяготы войны они вынуждены переносить с улыбкой на лице. Будут и заточения в кутузке, и издевательства над начальством, и даже смерть. В какой-то момент Гашека назначают комендантом Бугульмы, и он нацепляет суровую маску. В жизни, как известно, автор действительно был довольно жесток к своим врагам, что лишь добавляет двусмысленности и ему, и всему фильму. С одной стороны - классовая борьба, с другой - невоенные военные и озверевший пролетарий. С одной - Юрий Яковлев в сапогах развратного беляка, с другой - его же мягкий голос, который неотступно комментирует приключения друзей. С одной - карикатурный апостол Петр, с другой - лирические рассуждения о родине и любви на фоне православных икон. И финал, в котором после всех подвигов и сражений для героев ровным счетом ничего не меняется. Бравый солдат уходит в закат под звон колоколов. Он не хочет больше воевать. 9 из 10