Без сомнения, годы Великой Отечественной войны были самыми трудными для нашей кинодокументалистики (как и для всего советского народа). Студиям приходилось базироваться в разных условиях, рабочего материала было мало, как и рабочих рук. Из операторского состава, снимавшего хронику, половина сложила головы на полях сражений при исполнении служебного долга. Однако кино, – как художественное, так и документальное, – снимали. Многие из таковых, можно вполне назвать новаторскими. Как, например, фильм «Битва за нашу Советскую Украину», снятый в переломном 1943 году кинодраматургом Александром Довженко (ассистентом в постановочном процессе была его супруга – Юлия Солнцева). Фильм, естественно, пропагандистский. Во-первых, он рассказывает о событиях первой половины 43-го года, произошедших на Украинской земле. О ратных подвигах украинских солдат и партизанов, слезах и бедах жителей городов и сел. Во-вторых, кинолента направлена на поддержание духа советского солдата, которому нужно выгнать фашистских захватчиков с родной земли. Несмотря на обычные идейные составляющие, картина уникальна в постановочном и техническом планах. В первую очередь, зритель впервые услышал «живые голоса» бойцов, жителей разрушенных сел, очевидцев кровавых деяний. А ведь записать звук в аккурат для хроники требовало от звукорежиссера не меньших усилий и бдительности, нежели чем от оператора. К тому же, зрители увидели перед собой не только голую хронику, но и «живые лица» с их мимикой, эмоциями. И каждый, из так называемых интервьюируемых, повествует о своей беде, складывая их в одну общую. Еще уникально и то, что картина включает в себя авторские размышления самого Довженко (озвученные Л. Хмарой). Хроникальные кадры вкупе с авторскими размышлениями представляют собой мощное философское экранное произведение, способное повлиять на сознание человека. Разве не возникает гордость за родных солдат, когда автор говорит, что «… бойцы шли, превозмогая усталость, бросались в танковые атаки»... а зритель видит этот бой? Отмечу, что фильм визуально не построен лишь на хронике, на кадрах которой множество обгорелых трупов и массовых сражений. После первых двадцати минут автор делает так называемый переход, и знакомит зрителя с той Украиной, какой она была до войны – цветущей, радостной и живущей. Тем самым, Довженко дает зрителю сравнить, так скажем, две Украины – до войны и во время нее. На мой взгляд, Довженко не зря ставит кадры мирной Украины и по другой причине. Именно такой яркой и цветущей он видит свою Родину после войны. Это, своего рода, призыв к людям бороться за свое общее счастье. «Мы работали с Юлией, этот фильм больше для всего мира, меньше для наших зрителей» - напишет позже в собственном дневнике Александр Петрович. И с этим нельзя не согласиться. Конечно, Довженко создавая сие творение, думал о том, как поднять дух советских граждан. Но ведь сами-то граждане, что войны не нюхали? Не теряли родных и близких в этом кровавом месиве? А вот тех же американцев данный фильм мог открыть глаза на то, что происходит на российских просторах. А как иначе? Ведь со Вторым фронтом-то они явно затянули! Не буду вдаваться подробно в политические кулуары. В конце концов, отмечу и то, что «Битва за нашу Советскую Украину» является признанным шедевром мировой кинодокументалистики. P.S.: В США фильм был показан под названием «Украина в огнях». 10 из 10