Комедия-гротеск в силу своего названия обязана доводить гротеск почти до полного абсурда, чтобы этим особенно ярко высветить проблему. А проблема в фильме затронута довольно серьёзная — мужской инфантилизм. Уверен, что со многой не согласятся многие мужчины, и, как ни странно, многие женщины, для которых забота о муже, даже на уровне детской заботы, — равносильна понятию любви. Чтобы на тебя обратили внимание на забитой людьми улице, ты должен, в буквальном смысле, упасть прохожим под ноги. Вот тогда тебя обязательно заметят, поднимут и даже проявят участие. Александр Иванович Серый поступил именно так. Многих удивляет «несоответствие» сюжета данной картины предыдущим ярким работам режиссёра: «Джентльмены удачи» (1971) и «Ты — мне, я — тебе» (1976). Во-первых, фильм является зеркальным отражением того времени, в котором его снимали. Во-вторых, во время работы над картиной «Берегите мужчин!», Александр Серый был уже серьёзно болен: кто знает, что вкладывал он «между строк» в свою работу? Иронии здесь «под завязку». Но ирония-то грустная. Если повнимательнее приглядеться к главной героине Нины Руслановой — Марфе Петровне Родионовой, то станет абсолютно ясно, чего именно она хочет в своей жизни. А хочется ей — всего-навсего! — быть обыкновенной женщиной, а не нянькой при муже. Хочется опереться на подставленное плечо, а не самой везти-тянуть и дом и производство. Хочется увидеть на столе цветы, а не новое приобретение в коллекцию мужа. Режиссёр не говорит о этом «открытым текстом». Он всё прячет за шутками и аллегориями, которых в фильме пруд пруди: «Муж — пьяница, зато жена — красавица!», «Гораздо важнее кудахтать, чем нести яйца», «Мужа надо делать, Марфа!» и прочее, вот только юмор-то какой-то грустный, хотя мораль проста: будь мужиком, тогда дочь не будет называть тебя «Вовик». Концовка получилась двойственной. С одной стороны юмор:' — Кто это? — Женщина, которая куёт. — Что куёт? — Своё счастье.» С другой стороны — апофеоз гротеска с беготнёй. Но главное режиссёр приберёг на последние минуты. В них-то и заключается весь смысл картины…
Причем полнейший. Фильм на уровне «безвременья» первой половины 90-х, как принято говорить. Уровне плинтуса. Я и представить не мог, что подобное можно сотворить и в относительно благополучном 1982 году. Жуть. Смотришь на актерский состав — только лишний раз удивляешься. Какими коврижками заманили явно не страдающих от недостатка внимания и популярности людей в эту аферу?! Фильм откровенно бездарен. Его непреодолимо хочется выключить уже минуте на десятой-пятнадцатой, а уж когда вниманию особо терпеливого зрителя представляется «обитель высоких технологий» — советский НИИ — становится просто тошно. И дело вовсе не в очередном «Догнать и перегнать!» Под другим лозунгом, до боли напоминающим старую поговорку «Муж — голова, а жена — шея», нам, извините за выражение, втюхивают откровенную чушь. Старый маразматик-руководитель, не в меру горячие и энергичные бизнес-леди (образца эпохи застоя, а оттого дюже смахивающие на серых кардиналов), поверхностные и примитивные рассуждения об идеальных мужчинах и пр. — всё это угнетает, ей богу. Если картина не развлекает (а образцов достойного юмора в ней, и впрямь, раз, два и обчелся, в отличие от жалких потуг пошутить — одна только идиотская сцена братания героев Л. Куравлева (даже обидно как-то за актера!) и А. Лазарева (ну, хоть тут я никогда никаких иллюзий не питал) в этом плане чего стоит), то она уж точно должна нести «в массы» какую-то идею, посыл. Крайне сложно разглядеть что-то подобное в оцениваемом фильме. Возьмем, к примеру, ключевую (судя по частоте ее озвучивания на экране) мысль: «Мужа надо делать самой». Смешно? Не очень. С теми героями (мужчинами), которых предложили нашему вниманию, иначе, быть может, действительно и нельзя. Но звучит-то данный тезис по-другому! Дескать, только так и не иначе. То есть, не просто «делать», а, перефразируя известного «поэта» (кавычки в данном случае — от себя), «делать всегда, делать везде… делать, и никаких гвоздей». Претензия на серьезность, нет? Совершенно безосновательная, но всё-таки? На самом деле, попытки найти в картине хотя бы крупицы здравого смысла, с моей точки зрения, обречены на провал. Слишком уж она несерьезная, нелепо комичная, не смешная, а именно что корявая и неуклюжая. Ни посмеяться толком, ни послушать не получается. Бесполезная вещь, ни дать ни взять. Полтора часа без малого — псу под хвост. 3 из 10