Берегись автомобиля: отзывы и рeцензии

Евгений_Горностаев
Евгений_Горностаев2 января 2023 в 00:17
Юрий Деточкин!

Культовая высокогуманистическая советская кинокартина повествует историю бескорыстного страхового агента Юрия Деточкина, ведущего тайную двойную жизнь, периодически перевоплощаясь в полупрофессионального и чрезвычайно талантливого угонщика автомобилей, которые были куплены жуликами на заработанные нечестным путём денежные средства. Кинолента богата благочестиво-праведным настроем, исходящим в первую очередь от главного героя повествования, который особенно восхищает зрителя после раскрытия причины ведения столь своеобразного образа жизнедеятельности, направленной на искоренение нечестивых коррумпированных наглецов, отчаянно желающих стоить больше, чем остальные жители бескрайнего союзного государства. Деточкин, конечно, противоправным способом отбирая новоприобретённые транспортные средства у взяточников, рискует попасться в крепкие и беспощадные тиски правосудия, однако не останавливается на своём крайне тяжёлом пути, ибо преследует ещё одну значимую цель, заключающуюся в перераспределении лихоимных денежных ресурсов на нужды детских воспитательных учреждений. Деточкин - благочестивец высшей степени, отчего вызывает невообразимую симпатию всех вокруг после обличения своих сокрытых некогда робин-гудовых занятий. Кинофильм располагает к себе зрительское внимание потрясающе лёгким и одновременно феноменально добросердечным сюжетом, в котором задействованы прекрасные артисты своего времени, такие как Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев и многие другие. Естественно, музыкальное оформление, как часто бывало в советском кинематографе, просто великолепно и представляет ряд запоминающихся мелодий, плотно оседающих в звуковом отделе памяти. И технически картина так же безупречна, чего только стоит восхитительная сцена погони мотоцикла за автомобилем, поражающая высоким пилотажем исполнительского мастерства каскадерского цеха. Таким образом, 'Берегись автомобиля' - это высокохудожественное советское кинематографическое произведение, освещающее темы справедливости, человечности и дружеского взаимопонимания. Так хочется, чтобы такие люди, как Юрий Деточкин, существовали наяву и, может быть, тогда мир стал бы чуточку лучше, чем есть на самом деле. И дело в том, что каждый из нас может стать хотя бы немножечко похожим на него. Для этого нет необходимости обязательно заниматься такой же опасной деятельностью, что и он; достаточно просто быть честным и искренним перед собой и окружающими тебя людьми, не боясь обличить зло, каким бы сильным оно ни было.

nocive
nocive17 марта 2016 в 12:09
Человеческая комедия

Жаль, что нельзя вставить в текст музыку – обворожительный вальс Андрея Петрова, так точно воплощающий настроение фильма. Сперва немного механический перезвон музыкальной шкатулки, неуверенные в себе разрозненные ноты как будто пытаются нащупать верную дорогу. Как-то исподволь, незаметно разрастаясь, включая, инструмент за инструментом, весь оркестр, милый вальсок наполняется самобытной силой, приобретает подлинно классический симфонический размах, удивительным образом не теряя изначальной прозрачности и трогательности. Эльдар Рязанов все-таки не только поэт, но и мелодист, в самом широком смысле слова – тонко чувствующий иронию и красоту самых подчас банальных вещей. Кажется, только он мог поселить в абсолютно стандартную многоэтажку совершенно нестандартную учительницу и снять печально-лирический фильм, который будут стабильно называть главной новогодней комедией. Или превратить в настоящую драму заседание гаражного кооператива, сюрреалистично проводимое в зоологическом музее. Или сотворить из скромного праздника в ДК мюзикл в стиле золотого века Голливуда. Или… впрочем, возьмите любой его фильм, и вы обнаружите в нем парадоксальное сочетание противоположностей, вывернутую наизнанку привычную советскую рутину. Фильмы Рязанова – это что-то наподобие магического соцреализма, наполняющего обыденные, скучные, однотипные сюжеты каким-то новым, неожиданным звучанием, обаянием более свободного мира. Так и «Берегись автомобиля» вроде бы открывается шаблонной фразой о том, что «зритель любит детективные фильмы», но заявленная детективная интрига на поверку шита даже не белыми нитками, а яхтенными канатами, не заметить которые не сможет и слепой. Впрочем, можно ли говорить о серьезности, когда следишь, как милиционер Подберезовиков пытается поймать расчетливого угонщика Деточкина? В каком-то смысле «Берегись автомобиля» – это пародия на действительно популярные советские детективы о доблестных сотрудниках органов, но настолько тонкая, цельная и остроумная, что никак не получается подходить к картине со стандартными лекалами. Рязанов жонглирует жанровыми клише, лихо смешивая формальный поиск улик (волчий капкан? больная нога? сигареты «Друг»?) с раскольниковским желанием преступника следить за каждым шагом следователя и непременно быть пойманным – и сам же опрокидывает все возможные аллюзии откровенно комическими сценами и давно разобранными на цитаты абсурдистскими диалогами. И есть какая-то поистине постмодернистская ирония в том, как Иннокентий Смоктуновский, за два года до этого блиставший в постановке Козинцева, здесь играет домотканого «Гамлета» с феерическим футбольно-криминалистическим уклоном. Разбирать фильм вот так, по словам и эпизодам, – большое интеллектуальное удовольствие: он под завязку набит занимательными мелочами, словечками, жестами замечательных актеров. Но это одновременно и жуткая ересь, потому что главное очарование «Берегись автомобиля» вовсе не в этом. Вывернув наизнанку все шаблоны – начиная от канонически-детективной погони, которая заканчивается буксировкой преследователя, и заканчивая «самым гуманным судом», на котором в роли свидетеля защиты (!) следователь выдает феноменальное «он, конечно, виноват… но он не виноват!», – Рязанов создал фильм удивительной, всеобъемлющей доброты и человечности. Это ода истинной наивности, которая происходит не от глупости, а от кристальной чистоты сердца (хотя типы вроде Семицветова едва ли смогут отличить одно от другого) и горячего желания починить наш, определенно сломанный, мир. За это неугасимое желание бороться против несправедливости (им же, в сущности и придуманное), Рязанов искренне любит своих героев – не идеализируя, но по-отечески прощая им маленькие слабости, такие обычные, такие человеческие. И рассказывает он всегда о людях: не о строителях коммунизма или ударниках пятилеток, не о типажах и характерах, а о живых и настоящих людях. Поэтому режиссер никогда не заканчивает фильмы на ударной ноте: его фирменные завершения – приоткрытые, камерные, нарочито избегающие эффектности. В них почти всегда слышится «поживем-увидим», но зритель подспудно уверен, что все непременно будет… не то чтобы «хорошо», а правильно, так, как и должно быть. Потому что конкретно в этой истории честность и искренность все-таки оказываются сильнее привычного безразличия. Потому что, когда Деточкин возвращается, он просто и незатейливо уверен, что Люба его ждет. Так и вальс не уходит в торжествующий мажор, а скромно затихает, уходит ввысь завивающимися звуками флейты, с которой все и начиналось. Как будто она смущенно оглядывается по сторонам и сама удивляется, какое огромное дело совершила. И звук ее останется в вечности.

Solitary_Man
Solitary_Man15 июня 2024 в 15:33
Стыдная советская серость плюс пропаганда коммунизма

Впервые посмотрел данный 'легендарный советский киношедевр' в этом году. В возрасте 37 лет. Ну что тут сказать? Как выразить моё негодование, чтоб вписаться в правила сайта? Нам показывают некоего свихнувшегося комсомольца, перечитавшего нетленных трудов Маркса-Ленина. Который, зачем-то, решил наказывать людей за предпринимательскую деятельность воровством их частной собственности. Так, в образе Миронова легко узнаётся несостоявшийся Олег Тиньков (который, как известно, тоже начинал свою карьеру с торговли западными товарами). Сколько наших Илонов Масков угробили вот такие активисты-деточкины?! И, на протяжении всей картины, авторы стараются натянуть эту в корне ошибочную и мертворожденную социалистическую 'экономическую сову' на глобус. Да, фильм целиком и полностью построен на каркасе коммунистической пропаганды. Хоть, авторы как бы и пытаются играть в нормальную страну, у которой якобы есть: и страховые агенты и потребительский рынок, а граждане, в свободное от работы время, даже играют пьесы Уильяма Шекспира! Деточкин, вроде, должен был стать моральным эталоном, но когда следователь спрашивает сколько денег он брал из украденного, тот отвечает: 'Нисколько. Ну кроме проезда и командировочных'. Да, возможно, это была актуальная на тот момент шутка и залы ухахатывались на этом месте. Но постойте ка! Получается он всё же вор! И что входило в эти самые командировочные? Можно ли зрителю увидеть отчеты-ведомости? Весёленькая музыка и шуточки режиссера (элементы комедийного жанра) выглядят глупо на фоне мрачного придурковатого психопата, воплощенного на экране Смоктуновским. Не хотел бы я столкнуться с Деточкиным тёмной ночью в переулке... На главную роль, на мой взгляд, лучше было взять царя из 'Иван Васильевич меняет профессию'. Это добавило бы фильму комичности и кардинально изменило общее унылое впечатление. Вывод: крайне неудачный фильм режиссера. 2 из 10

Дейдара-92
Дейдара-9231 мая 2012 в 19:09

Перед нами весьма необычная комедия, ничуть не напоминающая фильмы Гайдая. У Леонида Иовича все комедии - комедии положений, от 'Самогонщиков' до 'Вождя краснокожих'. Сейчас мы имеем дело скорее не с комедией в чистом виде, а с драмой. Причем очень нестандартной - с элементами комедии и детектива. Деточкина мог сыграть Ю. Никулин. Слава Богу, что этого не случилось. В таком фильме чисто комедийный актёр только всё завалит. Там, где сюжет близок к драме, комедийного актера на главную роль лучше не брать. А вот Смоктуновский для такой роли подходит идеально. Насколько я знаю, он не снимался в комедиях. 'Девять дней одного года', 'До будущей весны', 'Неотправленное письмо', 'Преступление и наказание', 'Первая любовь', 'Дядя Ваня' и, конечно же, 'Гамлет' - всё это драмы. Так что Деточкин - его роль, и только его. А теперь о фильме. Следователь Подберёзовиков ведёт дела по угону машин, а в свободное от работы время играет в самодеятельности. В том же самом театре играет страховой агент Деточкин. Таким образом, следователь изначально знаком с угонщиком. Но ему и голову не приходит, что Юрий Иванович и есть тот, кого он ищет. Вся милиция уже обыскалась злостного угонщика, а он никуда не прячется и свободно разгуливает под носом у следователя, пользуясь его полным доверием. Ведь даже после истории с капканом Максим отмёл мысль о том, что его приятель и есть тот самый вор. К тому же весьма ловкий. Надо сказать, что Подберезовиков честно признается: преступник очень талантлив. Человек с заурядным умом просто не додумается угнать машину из цельнометаллического гаража при помощи автокрана. Юрий Иванович, поняв, что из гаража машину не вынуть, а днём не угнать, просто снимает гараж автокраном. Только они двое - Деточкин и Максим - могли до этого дойти. Уже подобная ситуация говорит о том, что они стоят друг друга. Лишь случайно Максим узнает правду. Но и теперь он не использует постановление об аресте. Не может предать друга, кем бы тот ни был. 'Дружба дружбой, а служба службой' - это правило применимо к кому угодно, но не к Максиму. Поколебавшись, он сам нарушает закон. Предоставляя Деточкину шанс отвертеться от правосудия, возможность прийти с повинной добровольно, ведь это было бы лучше, чем ждать, когда его поймают. Да и наказание не было бы таким суровым. Но Юрий Иванович отказывается. А теперь подумайте: много ли на свете людей, способных ради дружбы совершить фактически должностное преступление, как это сделал Подберезовиков? Многие ли будут сомневаться, имея на руках столь вески доказательства? Как же нужно ценить человека, чтобы ради него рискнуть всем - работой, репутацией! За психологическую комедию-драму, за такую постановку вопроса - что важнее: дружба или служба? - за прекрасную игру актеров - 9 из 10

orange3005
orange300510 марта 2008 в 13:32
Свободу Юрию Деточкину!

Первый советский детектив. Примерно так принято называть этот черно-белый фильм классика советского кино Эльдара Рязанова. Хотя, честно говоря, детективом «Берегись автомобиля» назвать очень сложно в классическом определении данного жанра. Ну, какой еще детектив вы будете смотреть с уморительной улыбкой на лице, симпатизируя при этом как «злодею», так и блюстителю закона? Фильм прямо-таки излучает положительную энергию от начала до самых финальных титров. Где еще можно увидеть серийного угонщика машин, неразлучного с томиком Шекспира или строгого следователя играющего по вечерам в народном театре. В городе орудует профессиональный угонщик автомобилей. Автомобили пропадают у вполне благополучных советских граждан. Странно, но отступая от законов детективного жанра, режиссер уже в самом начале раскрывает имя угонщика. Им оказывается вполне положительный персонаж из страховой конторы по имени Юрий Деточкин, в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Следователю Максиму Подберезовикову (Олег Ефремов) поручено заняться расследованием этой дерзкой серии преступлений. Совершенно невероятным образом эти два таких разных, но в то же время таких похожих человека встречаются на сцене того самого самодеятельного театра. У них общая любовь к театру, и у обоих обостренное чувство справедливости. Один ловит преступников, в то время как другой вершит социальную справедливость очень оригинальным способом. Только придет время и их пути дорожки пересекутся. Моральная дилемма: дружба или закон постает перед обоими героями. Такого положительного злодея еще стоит поискать в советском и даже мировом кино. Детектив, граничащий с поучительной комедией – это совсем отдельный жанр. Надо ли говорить, что закон, конечно, же, восторжествовал. Хотя симпатии зрителя, безусловно, на стороне оправдательного приговора. Отдельно стоит отметить безупречную актерскую игру исполнителей главных ролей, уверенную режиссуру, а также уморительные сцены погони и судебного заседания. Предельно положительная то ли комедия, то ли детектив, то ли драма. Прекрасные актеры Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Анатолий Папанов и Андрей Миронов – настоящие звезды советского кино снялись у классика советского кино Эльдара Рязанова. На выходе получился продукт, радующий и поднимающий настроение вот уже более 40 лет не одному поколению зрителей. Современным фильмам можно пожелать сохранить лет через 10, хотя бы малую часть той зрительской любви, что имеет фильм, разменявший вот уже пятый десяток лет. Нестареющая классика.

Gary Barlow
Gary Barlow20 января 2023 в 15:07
Берегись Деточкина

С детства знаю это кино, но посмотрел полноценно, что оно из себя представляет - только на днях. На главных ролях - одни звезды гипер масштаба, что даже если бы они ничего внятного и путного не делали - это бы было классное кино, радующее глаз своими героями. Поглядел, и получил на свое удивление - порцию отрицательных эмоций. Всё из-за главного героя Деточкина. Мне непонятно, как он показан. Мутный, тихушник, улыбающийся всем подряд, как извините, больной. По каким-то невнятным причинам прогуливающий постоянно работу. Подозрительно возвращающийся по ночам, 'типа с командировки', хромой или ещё что-то, к матери домой или к своей подруге. Подруге, на которую смотрит через окно троллейбуса - как 'маньячелло'. И ещё под конец нам говорят, что он 'детей любит'.. Да и фамилия подходящая для этих дел. И после всего увиденного, меня фильм с первых минут, всё что есть силы, пытается убедить, какой герой у нас хороший. И мама от него трепыхает, и подруга обожает, и на работе любят-ценят, хотя то и дело мутно её прогуливает за 'отпуск за свой счёт'. И следователь Подберёзовиков от него в восторге - 'Это нога, кого надо нога'. Есть ощущение, мискастинга. Современное слово, которое не очень применяется к таким классическим, давнишним фильмам, да? Но всё же.. У меня претензии к игре Смоктуновского (да-да, кто я такой есть, перед великим). Ощущение что он нагнетает своей игрой, и какие-то неправильные впечатления оставляет о своём герое. Вот вроде бы Куравлев на эту роль проходил кастинг, и вот он бы мне кажется оставил ощущения правильные. Хотя не знаю, какие ещё может оставить впечатления герой, которого нам показывает оператор, ближним планом, явно и чётко акцентируя на его лицо что он преступник, пытающийся совершить злодеяние. Когда угоняет Волгу, когда смотрит на персонажа Миронова, когда тот уезжает на своей 'ласточке'. Господи, это чистый маньяк, весь фильм не оставляющий впечатление, что либо убийца, который по ночам с ножом ходит, либо... 'по детям'. Как минимум 'клиент ПНД'. Я серьёзно, у меня герой Деточкина такие эмоции оставил. Хотя нас режиссёр всю картину пытается убедить, что и герой хороший, и в самом фильме 'никакого зла', через эмбиент-добрый саундтрек а-ля 'Ирония Судьбы' или 'Служебный роман'. Вон Деточкин хромой, потасканный и подозрительный вернулся среди ночи к своей подруге. Но это же происходит под добрую музыку на фоне - а значит все хорошо. Вон следователь с ним добр, даже когда его разоблачил, и сказал ' Я, тя люблю'. Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ну не знаю.. Ненормального показать получилось. А хорошего не очень. Я не пытаюсь наехать на кино, которое у нас считается достаточно культовым, и кинопоиск его высоко ценит. Не пытаюсь байтить, но моё впечатления по этому фильму крайне негативные. Оценку ставлю объективную по кину в целом. А рецензия сама - как впечатление по конкретно герою. Так как мне понравился, неподражаемый Миронов. Как ему по лицу зарядили, когда он сказал 'Жениться надо на сироте' - это пять). Ефремов - отличный, остальных перечислять даже не стоит, все прекрасно. 7 из 10

Textmark
Textmark2 января 2015 в 11:21
О доброте, честности и справедливости!

Так уж получилось, что в свои почти 28 лет я ни разу не смотрел «Берегись автомобиля». 100 000 раз смотрел «Ивана Васильевича», 10 000 раз – «Иронию судьбы», 1 000 раз – «Джентльмены удачи», даже такой не самый известный советский фильм, как «Будьте моим мужем», – 1 раз и ни одного раза «Берегись автомобиля». День для просмотра был выбран идеальный – 1 января – все-таки новогодние праздники у нас стойко ассоциируются с отличным советским кино. Однако фильм не зацепил… Заставил задуматься? Да! Зацепил? Пожалуй, нет! И в этом нет вины самого фильма, скорее виновата моя стереотипность восприятия кинематографа. Это не значит, что я воспитан на «Горько 2», «Самых лучших фильмах» и прочем шлаке, нет, я много смотрю и очень хорошо воспринимаю качественное кино – не только зарубежное, но и российское, не только современное, но и 70-х-80-х годов. Ключевой момент, который отправил меня и фильм в параллельные измерения, – это те человеческие качества (а точнее одно качество), которые представляются в фильме как истинная благодетель. Это святая доброта! Очень добрый и располагающий к себе Юрий Деточкин не вызывает у меня симпатии, главным образом потому, что он постоянно обманывает ВСЕХ близких ему людей. Он обманывает свою маму, своего друга, Любу же он не просто обманывает, но еще и мучает своими бесконечными «командировками». Да, Деточкин забирает автомобили у нечистых на руку людей – воров, спекулянтов, продает их, и все вырученные деньги отдает в детские дома. Но он так же вор, как и все они, только вор с благородными намерениями – фактор, конечно, очень важный, но не дающий право творить беспредел – а по-другому попытку угона автомобиля днем посреди оживленной улицы, угон автомобиля из гаража с помощью подъемного крана – не назовешь. Да, конечно, именно эти моменты и вносят комедийную составляющую в по большому счету серьезный и очень глубокий фильм, но лично мне они показались неуместными и вызвали реакцию, противоположную той, которую хотели вызвать у зрителя создатели фильма. Но все же ругать классику – занятие не очень достойное, да и кто я такой, чтобы выставлять на обозрение или, тем более, высмеивать недостатки (с моей точки зрения) замечательного советского фильма, который с удовольствием смотрели и смотрят уже несколько поколений русскоговорящих зрителей. Фильм очень добрый, местами забавный, просто переполнен фразами, которые моментом разошлись на цитаты и десятилетиями повторяются людьми в самых различных ситуациях ('свободу Юрию Деточкину', 'тебя посодют, а ты не воруй'), с отличной музыкой и просто шикарным актерским составом. Смотреть фильм однозначно нужно всем, я уверен, что 9 из 10 человек он понравится больше, чем мне! 6 из 10

rorodendron
rorodendron8 апреля 2012 в 03:36
Берегись вора!

Фильм «Берегись автомобиля» давно закрепился в наших умах, как классика отечественного кинематографа. Почти с полувековой историей он кажется шедевром и раритетом. А черно-белая картинка окунает нас в атмосферу далекого прошлого. Именно по этим причинам, однажды, я решила выкроить время и посвятить себя просмотру данной картины. Результат был ошеломительным. Не ожидала такого от «наших» фильмов. Сюжетная линия мне абсолютно не понравилась и даже не ясна. После просмотра осталось очень много вопросов. Думаю, не стоит вдаваться в детали картины, т. к. большинству уже известно, что фильм повествует об угонщике автомобилей Юрие Деточкине. Главный герой ворует машины, а затем перепродает. Вырученные деньги он отправляет в сиротские приюты. Главный вопрос у меня возник « А что нельзя помогать детям другим способом?» Почему для этого нужно обязательно воровать? Если человек так не равнодушен к проблеме обездоленных детей, можно перечислять эти же денежные средства, но заработанные честным путем. К тому же Юрий Деточкин трудоустроен. Или заниматься организационными работами. Возможность тоже есть, ведь он состоит в драм. кружке. Они репетируют различные спектакли, а позже демонстрируют их зрителям. То, чем занимается наш герой считаю банальным грабежом. Даже не оправдывает, что машины он угоняет у мошенников. А кто такой Юрий Деточкин? Кто ему дал право вершить самосуд над другими людьми? Ловит мошенников и бандитов милиция. У Деточкина же совсем другая профессия. Очень жаль его маму. Такая добрая, милая, спокойная и заботливая женщина - она явно растила сына не таким. Для нее был огромный удар, когда она узнала, что ее сын вор! Также у Юрия есть еще любимая девушка, которой он банально врет. Своими «благородными» поступками, я считаю, он просто растоптал ее любовь и мечты о будущей жизни. В фильме есть еще один герой – следователь. Он же друг Юрия, они вместе играют в театре. Между ними полное взаимопонимание и доверие. Деточкин же, в свою очередь, не способен этого оценить. Он подводит своего друга, снова угоняя автомобиль. Хотя дал обещание больше этого не делать. Лично я могу охарактеризовать главного героя, как человека слабого, импульсивного, эгоистичного. Считаю его действия необдуманными и глупыми. В первую очередь, это проявление неуважения! Главным образом, к близким его людям! Не понимаю, чему может научить этот фильм. Разочаровал и не произвел впечатления!

Bugskull
Bugskull3 марта 2017 в 08:40
Воруют. Много воруют

Это фраза из фильма «Берегись автомобиля» в исполнении подсудимого Юрия Деточкина. И это про страну победившего социализма. Также в фильме фигурируют: подпольные торговцы импортным товаром, в народе называвшиеся фарцовщиками; пасторы, ворующие у прихожан деньги; директора пивных, спаивающие ревизоров «ершом», дабы их задобрить; и (за кадром) заместитель директора трикотажной фабрики, на нетрудовые доходы отгрохавший себе двухэтажный особняк. А главный герой так и вовсе угоняет автомобили. И при этом он положительный персонаж. Как рассказывают, первоначальная версия фильма была положена на полку до лучших времен, но лучшие времена наступили неожиданно быстро, и обновленная версия вышла в самый что ни на есть широкий прокат и ее посмотрело почти 30 миллионов человек. Тех, кто считает, что кровавая советская цензура запрещала все подряд, вышесказанное обязано удивить. И в самом деле, как же так, почему картина не была запрещена? Особенности киноцензуры в СССР уже много десятилетий сбивают с толку киноведов – как российских, так и зарубежных. Загадочная советская душа. Давайте разберемся. Никто, наверное, не будет сомневаться в том, что откровенно антисоветский фильм, в котором симпатичный положительный главгерой кричал бы с экрана «долой советскую власть!», в СССР был бы забанен наглухо, а всех его участников посадили бы в тюрьму. Ну, скорее всего. Но почему были запрещены такие картины, как «Проверка на дорогах», «История Аси Клячиной», «Комиссар», «Андрей Рублев», «Тема», в которых, в принципе, нет ничего прямо антисоветского? Ответ неожиданно прост. Все эти фильмы пессимистичны. Они не просто заставляют зрителя задуматься о негативных сторонах советской/российской действительности, но заражают его грустью и негативом. И в результате этого негатива зритель может прийти к какому-нибудь «неверному» выводу. Ведь интеллигента, особенно российского, только настрой на задумчивый лад, и делай с ним, что хочешь. А это опасно. И советские цензоры это прекрасно понимали, ведь цензоры, как говорил Бертольд Брехт, бывают гораздо прозорливее критиков. «Рублев», правда, в эту цепочку не совсем вписывается: его концовка на самом деле вполне духоподъемна и дает определенную надежду. И поэтому бан был лишь временным. А, например, «Интервенция» Геннадия Полоки совсем не вписывается, ведь фильм нисколько не грустный, а, наоборот, веселый. Но тут дело было в другом: в фильме обнаружили некоторые пошлые моменты, и они там мала-мала действительно есть. Откровенная эротика тоже была под негласным запретом, примерно как в сегодняшнем Голливуде. Такова советская цензура: загадочная лишь на первый взгляд, а на поверку очень логичная. Так можно ли было художникам критиковать советскую действительность и «выходить за рамки»? Да, можно, и многие советские фильмы это доказывают. Ненавязчиво критикуйте, как Рязанов и Брагинский, снимайте сдержанный стриптиз, как Гайдай, показывайте жуткий коммунальный быт, да хоть сделайте героями алкашей, как в «Афоне» или во «Влюблен по собственному желанию», никто вас за это не запретит. Только не грузите зрителя негативом и не внушайте ему что «выхода нет». Другими словами, дайте ему надежду. Рязанов с Брагинским так и сделали. Но «Берегись автомобиля» не только поднимает социальные вопросы, он еще и хорош, как фильм – фильм, сделанный на стыке авторского кино и коммерции. Действие начинается до вступительных титров, имеются оригинальные операторские приемы, местами интересная игра света и тени (это правда!), разборка зятя и тестя на даче снята одним дублем. Смоктуновский прекрасен в совершенно нехарактерной для себя роли. Дуэт Папанова и Миронова моментально перетянули к себе Леонид Гайдай и Марк Захаров. И единственное, что мне не очень нравится, это концовка сюжета с милиционером Жженовым, которая кажется мне сентиментальной. С другой стороны, эта линия дала фильму оригинальную погоню, наработки из которой Рязанов, несомненно, использовал потом в «Итальянцах в России». Хороший фильм, который – не удержусь от клише – никогда не потеряет своей актуальности в России.

Avangardd
Avangardd2 ноября 2011 в 20:41
Притча о советском супер-герое

Для меня стало приятной неожиданностью, что старый советский фильм Эльдара Рязанова мне понравился, да ещё так! «Берегись автомобиля» - лучший фильм маэстро, среди всех его произведений, которые довелось мне увидеть. Фильм полностью пропитан советским духом социализма, подобно «Девушке без адреса» (4) (тоже, кстати, рязановское творение) и «Весне на Заречной улице» (4) что, признаться меня слегка раздражает, видимо потому, что как человеку, прожившему в СССР лишь месяц, мне такая атмосфера несколько сложна к пониманию. Советский Союз – ушедшая страна чудес, в которой были возможны даже такие сказочные истории как в этом фильме. Вера в светлое будущее, стремление бескорыстно идти вперёд во благо отечеству и стремление сохранить лицо истинного порядочного советского гражданина построили «волшебную», казалось нерушимую империю, пусть это и было следствием промывания мозгов. Именно таким истинным советским героем является Юра Деточкин. Образ, должен сказать, весьма хороший, пусть и не совсем новый – честный, но вор, искренний, но лжец и при этом скромный и ужасно добрый работник, знающий своё дело. У Рязанова все комедии, пожалуй, выходят в таком добром и светлом ключе, хотя с развалом Союза, Рязанов испортился. Того былого шарма и простой непошлой красоты уже не осталось… Пусть я смотрел максимум три постсоветских его фильма, но люди того же мнения. Последние рязановские фильмы может, и более-менее интересные, но тонкость отсутствует. А «Берегись автомобиля» многогранен. Само развитие сюжета, небольшие, казалось ничего незначащие эпизоды (как, например, с милиционером-мотоциклистом – кстати, что такие охранники правопорядка были, реально трудно поверить, но они были!), игра актёров (пусть и не гениальная, но вполне достойная). Весьма интересно и забавно наблюдать за развитием отношений двух друзей – следователя и преступника, за прочими харизматичными персонажами. Актёрский состав также очень богат: Смоктуновский, Папанов (одна из лучших ролей в фильме, как раз в его стиле), Миронов, Евстигнеев, Невинный… Действительно хорошая комедия, я оценил юмор, он действительно качественный. Впервые, пожалуй, я ставлю такую высокую оценку фильму, снятому до 80-го года (надо «Фантомаса» пересмотреть, может ему я ещё больше поставлю). Мой вердикт, твёрдые: 7,5 из 10 хорошо!

Xiphactinus audax
Xiphactinus audax21 мая 2022 в 22:05
Комедийный нуар с сильными актёрами

«Человек как никто из живых существ любит создавать себе дополнительные трудности» © Закадровая фраза из фильма Свежесть мыслей и обилие метких фраз из «Берегись автомобиля» способствовали тому, что этот фильм обрёл на постсоветском пространстве такой же культовый статус как комедии Гайдая. Фильм и правда снят немного не в той манере, которой обычно придерживался Эльдар Рязанов. Вероятно, сказалось сотрудничество с Эмилем Брагинским, который приложил руку к сценарию. То, что «Берегись автомобиля» — большое кино во всех смыслах, зритель понимает уже в первые минуты, когда закадровый голос Юрия Яковлева погружает нас в… нуар. В это сложно поверить, но в Советском Союзе тоже снимали нуары. Или во всяком случае пытались, как видно на данном примере. Характерной чертой нуара являются приглушённое или даже монохромное изображение, а также рассуждения о нечестной, насквозь прогнившей городской жизни. Поразительно, но в некоторых сценах персонажи едва-едва не срываются на открытую критику советской власти, за что можно поаплодировать стоя. Длинные пальто, широкополые шляпы и сигары во ртах преступника и следователя тоже выглядят как в типичном нуаре. Пожалуй, это тот случай, когда фильм не нуждается в колоризации, чего не скажешь о «Дайте жалобную книгу» и «Зигзаге удачи», тоже снятых Рязановым. «Берегись автомобиля» уникален тем, что умудряется сочетать детектив, криминал и комедию. Позднее такие фильмы перестанут удивлять, но в 1966 году зрителям было не с чем сравнивать. Так что правы те, кто называют Рязанова создателем новой ветки советского кино. Огромному развитию этой ветки помогает по-настоящему мощный актёрский состав: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев, Готлиб Ронинсон, а на втором плане также Леонид Парфёнов, которого вместе с Яковлевым почему-то не указали в титрах. Талант Смоктуновского не без причины хвалили, хвалят и будут хвалить, поскольку актёр настолько вживается в роль, что даже оказывает влияние на сценарий. В изначальной версии его герой с говорящей фамилией Деточкин выглядел более жуликоватым, но в итоговой версии честный преступник оказывается действительно честным. «Он виноват, но он не виноват!», метко подмечает следователь Подберёзовиков. Ещё один актёр, о котором нельзя не сказать — Донатас Банионис, который говорит своим настоящим голосом и с настоящим литовским акцентом. Редкий случай для советского фильма! Не меньший интерес вызывает и то, что Рязанов за два года до «Бриллиантовой руки» показал нам юморной дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Пронырливый, но трусливый Семицветов (снова говорящая фамилия!) контрастирует с прямолинейным и грубоватым Семёном Васильевичем. Тут, кстати, важно заметить, что именно «Берегись автомобиля» стал первым или одним из первых советских фильмов, где часто раздаются шутки про тюрьму. Впрочем, данная тема уже спорная и с ней, пожалуй, фильм перебарщивает. Для Вячеслава Невинного «Берегись автомобиля» стал определяющихюм фильмом на много лет вперёд. Простоватый автомеханик в исполнении актёра похож на его персонажей из более поздних лент. Зрелищные (даже по современным меркам) погони на автодорогах в городе и за его пределами тоже окажут влияние, уже на самого Рязанова. Быструю езду и/или аварии режиссёр снова покажет в «Невероятных приключениях итальянцев в Росси», «Иронии судьбы», а позднее и в «Тихих омутах». Ещё при жизни режиссёра персонажам из «Берегись автомобиля» поставят памятники, а уж это показатель истинной признательности и настоящего успеха. Лишь одна деталь вызывает осуждение — недостаток справедливости в финале. Всё-таки полностью избежать идеологического давления не удалось. Жаль. 9 из 10

Kedens
Kedens24 января 2013 в 03:35
Вечно актуальная тема

Скромный Юрий Деточкин работает в страховой фирме. А ещё он занимается угоном машин у людей, живущих «не по доходам». На его след выходит следователь Подберезовиков. Он начинает подозревать застенчивого Деточкина, с которым вместе по иронии судьбы играет в театре художественной самодеятельности. Сейчас очень модно ругать Советскую эпоху. В этом далеко не безгрешен и сам Эльдар Александрович, который с конца 80х гг с упоением рассказывает как его угнетали, урезали его картины, не давали делать то, что он хотел. Но разве не при этом строе ему позволили стать великим русским режиссером? Разве найдутся в его «Гусарской балладе», «Стариках-разбойниках», «Служебном романе» или данной картине какие-то лакуны? А вот когда цензура стала ослабевать – появились картинки вроде «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи» и прочие в - общем-то проходные картины по сравнению с шедеврами вроде «Берегись автомобиля». Картина являет собой восхитительное зрелище. Целую галерею таких узнаваемых образов, которые через полвека стали во стократ более актуальными, чем были тогда. Начиная от повального угона машин и заканчивая «жульём», с которым хочется порой начать бороться с помощью подобного «самоуправства». И этим картина ценна в первую очередь – мы в ней вполне можем узнать себя и наше общество. Тем же и ценны комедии, например, Гайдая – другого величаейшего мастера отечественных комедий. Она сделана по самым лучшим, истинно идеологическим (прошу прощения кого коробит это слово по отношению к Советскому строю) традициям. Человечный преступник и честный милиционер, которые под конец фильма вроде как и не противостоят даже друг другу. «Берегись автомобиля» кроме его пугающей актуальности ещё и может похвастаться целым букетом реплик, разобранных на цитаты. Прекрасные съёмки одного из великолепнейших операторов на Мосфильме – Анатолия Мукасея, напоминают характерные американские фильмы 50х гг. а также прекрасными актёрами. Думаю, даже смешно будет звучать ритуальная фраза с рекомендацией к просмотру. Вместо этого я назову лучше три фамилии – Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Эльдар Рязанов. Есть ещё вопросы? 10 из 10

Antikinohater
Antikinohater14 марта 2022 в 05:39
Советский Робин Гуд

Когда я был маленьким, то помню, как бабушка тепло отзывалась об этом фильме. Я постоянно откладывал просмотр ленты и дотянул до момента, когда была закончена ее колоризация. Наверное, можно считать себя счастливчиком: цветную версию видели далеко не все граждане нашей необъятной. Впрочем, людям гораздо старше меня все равно будет милее черно-белый вариант, я практически уверен в этом. Сюжет. Юрий Деточкин работает страховым агентом и в свободное время играет в театре самодеятельности. На первый взгляд кажется, что он является самым обычным гражданином, но на самом деле мужчина ведет двойную жизнь. Ночью он ворует у нечестных людей автомобили, затем продает их, а полученные средства перечисляет детским домам... Эльдар Рязанов рассказывал, что в основу истории легла 'бродячая легенда' того времени о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, а деньги пускал на добрые дела. Начальные слова рассказчика немного вводят в заблуждение зрителя, ведь от детектива тут есть только завязка, все остальные детали разъясняются в течение 10 минут. Авторы хорошо раскрывают персонажей, затем создают интересные ситуации и подводят повествование к неминуемой развязке. Атмосфера. Нудноватое начало компенсируется упорством Деточкина в охоте за машиной и занятной погоней. Надо сказать, что операторская работа проведена на очень высоком уровне: камера здорово задействована не только в динамике, но и в съемке с высоты. Хорошо подобранный актерский состав не разочаровал: Иннокентий Смоктуновский (Юрий Деточкин) блестяще сыграл странноватого грабителя, Ольга Аросева (Люба, невеста Деточкина) в нескольких сценах выдает поразительные эмоции и заставляет сердце зрителя сжиматься от чувств, а Анатолий Папанов (Семен Васильевич) прекрасно смотрелся в роли неунывающего тестя Семицветова. Олег Ефремов (Максим Подберезовиков) не слишком попал в роль и выглядел мягковато для следователя, Андрей Миронов (Семицветов) же часто переигрывал. Кстати, в сцене, где 'Волга' выезжает задним ходом с обочины на дорогу, я с удивлением заметил привязанный к ней трос. Позже я изучил список ошибок фильма и еще больше удивился, узнав, что это только одна из немногих неточностей. Не все помарки так уж легко заметить. Юмор. Самые уморительные моменты происходят во время погони и ближе к концу картины. Вообще, это далеко не самый смешной фильм Рязанова, но нельзя забывать о том, что это все-таки трагикомедия. Музыка. Мелодии ленты многие из граждан узнают с первых секунд. И это неудивительно: музыка в ленте не только запоминающаяся, но еще и приятная. Итог. Отличное кино о приключениях неуклюжего вора с добрым сердцем. Некоторые эпизоды кино актуальны даже сейчас, хотя времена были совершенно другими. Возможно, именно этот фактор будет являться для вас одним из самых привлекательных. 8 из 10 (77%), причинять вред другим людям нельзя даже из благих побуждений...

south ural
south ural8 февраля 2017 в 09:11
Уголовник в роли героя

Фильмы Рязанова, в отличие от комедий Леонида Гайдая, мне никогда не нравились. Среди них встречаются такие неоднозначные картины как 'Гусарская баллада'. Где реальный прототип героини, по мнению историка Елены Сенявской, была транссексуалом, а может быть и лесбиянкой. А также 'Ирония судьбы', где в роли новогоднего чуда выступают пьяные похождения (в реальности часто заканчивающиеся смертью или увечьем). 'Итальянцы в России' иногда смешат, но только нелепостью отдельных моментов (вроде проката автомобилей в СССР). Про 'Служебный роман' или 'Гараж', а также большинство других фильмов этого автора ничего сказать не могу. Поскольку более 20 минут не выдержал. Легко заметить, что в этом фильме присутствует то, что называется 'героизация уголовщины'. Обычно это присутствует в западных фильмах, где с 70-х годов появляются сначала 'неоднозначные', а потом и положительные преступники (что ведет к моральной деградации и физическому вымиранию общества, по крайней мере цивилизованного, дикарей не имею в виду). Вспомните классический шаблон американского боевика 70-х. Бывший спецназовец недоволен преступлениями местной мафии. Искать помощи в продажной полиции бессмысленно. Поэтому он сам всех убил, иногда еще и разгромив половину города. В более поздних фильмах вместо бывшего спецназовца фигурирует уже действующий киллер. Ну а в последних образцах супергероями являются маньяки и серийные убийцы, спасающие мир от еще более плохих парней. Аналогичную картину мы видим и здесь. Бывший шофер по непонятным причинам воспылал тягой к справедливости. Видимо, последствия травмы головы при аварии. И эту справедливость он осуществляет по чисто криминальным 'понятиям', наплевав на закон. Якобы его к этому подтолкнуло то, что владельцу вернули машину, на которой он оставил записку в стиле 'хозяин жулик -- посадите его'. А он не в курсе, что для вынесения приговора требуются доказательства? Которые, разумеется, не нужны для разборок по 'понятиям'. И чем это принципиально отличается от криминального продукта, заполнившего современное ТВ? Только тем, что здесь пока угонщик вместо убийцы? Но ведь алкоголики, умершие от белой горячки, тоже когда-то начинали всего с одной рюмки в день. При этом плохие парни здесь показаны как-то неубедительно. Работник торговли, помогающий людям достать дефицитный товар. Современной публике крайне сложно понять суть данного преступления. Вторым жуликом является директор пивной. Вероятно, разбавлял водой пиво, обманывая алкашей и маргиналов, собирающихся в подобных заведениях. Которые, в итоге, ушли оттуда намного более трезвые, чем хотели бы. О да, это большое преступление. Стоит отметить классический, интернациональный способ 'отбеливания' преступников --- несчастные детишки. Вспомните 'Алладина': вор, обокравший торговцев, тут же отдает краденое детям на мусорке. Говорят, в современных фильмах есть уже и 'благородные' киллеры, перечисляющие больным детишкам часть своего заработка (дружно рыдаем от умиления). И это при том, что отношение к уголовникам в России традиционно было негативное. Где-то с 15 века главным оскорблением было слово 'вор'. Именно так называли даже всяких предателей и самозванцев, вроде Лжедмитрия. Сюжет 'Берегись автомобиля' иногда называют 'робингудовщиной' (и этого персонажа упоминает режиссер). Получается, что общеизвестного аналога Робин Гуда в отечественном фольклоре просто не было. Правда, ситуация резко изменилась после известных событий начала 20 века. Неудивительно, принимая во внимание процент уголовников среди участников тех событий, которые, естественно, стали продвигать свою 'культуру' в массы. Но это уже отдельная тема. Поэтому обвинять персонально Рязанова уж точно не стоит. Ведь и у цензуры не было никаких претензий к женщине, мечтающей быть мужчиной, пьяному хирургу или банальному уголовнику. А ведь тогдашняя цензура славилась маниакальным стремлением найти враждебные идеи даже в самых безобидных вещах (у того же Гайдая проблемы возникали регулярно). То есть вышеперечисленное к враждебным идеям явно не относилось. И это мнение не одного Рязанова, да и фильмы его были не единственными на эту тему. К тому же, более всего шокирует положительное отношение зрителей к подобным фильмам, значит уже тогда криминальная романтика была популярна, закономерным финалом этого являются события 90-х годов. Кстати, сам Рязанов говорил о том, что герои фильма не имеют никаких даже отдаленно похожих прототипов в реальности, и вся эта история полностью вымышлена. Это понятно -- 'благородных' преступников не существует. Тогда с какой целью создавался подобный образ на экране? Этот вопрос остался без ответа. Но, как ни странно, некоторые положительные моменты в этом фильме можно найти. Бывший директор стадиона, назначенный руководить любительским театром (в реальности могло быть, что и профессиональным). С его 'гениальным' изречением, дескать насколько лучше играла бы какая-то знаменитая актриса, если бы днем работала на фабрике. Ну и конечно, знаменитая фраза 'Деточкин покусился на самое святое.. . на Конституцию'. Недавно определенные личности, отстраненные от спорта за допинг, тоже высказывались в таком духе. Дескать, враги покусились на самое святое.. . здоровье нации. А вовсе не на их 'Мерседесы' за счет налогоплательщиков, нет. Так что некоторые моменты из этого фильма актуальны даже сейчас. За это 4 из 10

Lesli_Lesli
Lesli_Lesli5 марта 2012 в 00:42
«Мама такая хорошая, про паровоз поёт!..»

А сын какой хороший...просто слов нет. Неоднозначный персонаж, к которому, несмотря на всю 'преступность' действий, притягивает. Да какую преступность...Смотря что называть преступлением. Преступление перед законом не всегда есть преступление перед собственной совестью. Можно, конечно, жить, не совершая ничего противозаконного, а можно тихо воровать, не вызывая каких-то особенных подозрений и сомнений, и жизнь многих именно так и протекает, да. Но разве можно считать преступлением доброту? Стремление к справедливости? Да, конечно...'советский Робин Гуд'. Но это далеко не самое позорное клеймо. Потому что доброта эта - не борьба с ветряными мельницами, а доброта деятельная, не оседающая на дне собственного кармана. Как здесь осуждать? Поэтому - 'Свободу Юрию Деточкину!' Никогда не видела такого лёгкого и одновременно так крепко цепляющего фильма. Он ненавязчиво поднял сразу множество вопросов, это и справедливость, и дружба, и борьба между долгом и человечностью. А как быть, если дружба и служба идут настолько вразрез? Театр. О нём стоит упомянуть отдельно. Театральная сцена сделала этот фильм таким 'двухчастным', театр стал прекрасным фоном для происходящего, он затмевал Максиму Подберёзовикову действительность, был для него второй жизнью. И для Юрия Деточкина тоже. И ведь именно театр свёл этих двух совершенно особенных людей. Таких разных, но так одинаково справедливо (хоть и по-разному в этой справедливости) мыслящих. Олег Ефремов...пожалуй, трудно предположить, кто справился бы с ролью Максима Подберёзовикова лучше него. Следовательская рассудительность, задумчивость, и в то же время - такие упущения в работе, потому что - искренность в дружбе. Великолепно сыграно. И молодой Смоктуновский. Идеально соединённая в одном лице жизнь преступника (хотя, какой из него 'преступник', я уже говорила') и самого робкого и тишайшего человека, которого только можно вообразить. 'Он виноват! Но он не виноват.' И как здесь не согласиться... Первый советский детектив, ещё и с такой уместной долей юмора. Десятки эпизодов, вызывающих улыбку. даже погоня, непременный элемент всех детективов, ведь 'детектив без погони как жизнь без любви' Сильное впечатление. Очень. И по окончании - улыбка, улыбка, улыбка. 10 из 10

Андрей Якомаскин - 5594
Андрей Якомаскин - 559419 июня 2025 в 10:12
История, которая, может быть, никогда не происходила, но всегда будет настоящей.

Это кино начинается как нуар: темно, баритон за кадром, мужчина в шляпе, тени на стенах. Где-то в другой вселенной здесь должно прозвучать: «Мне оставалось лишь закурить и ждать, кто выстрелит первым». Но тут звучит: «Здесь было так тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление». И ты хмыкаешь. Потому что это шутка. Но не дешевая, а советская, в которой грусть и ирония не спорят, а держатся за руки. Это «Берегись автомобиля». Главный герой — Юрий Деточкин. Он же главный сюрприз. Он не вор. Ладно! Не совсем вор. Он человек с глазами ребенка и причёской, которую как будто мама расчёсывала перед школой, приговаривая: «Не забудь сегодня быть хорошим». Он не уверенный альфа-самец из западных боевиков. Он живёт в коммуналке с мамой, нежно любит Любу, краснеет, когда врёт, и… Крадёт машины. Но только у плохих. Потому что… Так будет справедливо. Первая половина фильма играет с комедией, жанрами и советским бытом, а потом вдруг незаметно становится философией. Но не в лоб, не назидательно, не как трактат. А как милая, местами грустная история о том, как наивный человек пытается играть в справедливость в мире, который давно эту игру свернул. И под конец ты перестаёшь смеяться. Ты переживаешь. Потому что начинаешь понимать, что он не просто герой. Он — это наивная попытка верить, что добро может сломать систему. Интересно, что фильм вышел в 1966-м, прямо перед тем, как оттепель закончилась. Поэтому в нём есть эта особая атмосфера: как будто люди ещё верят в светлое, но уже знают, что его скоро выключат. Здесь и честная насмешка над бюрократией, и тонкие щелчки по морали, и то самое ощущение, что по-настоящему добрый человек — это не всегда смешно, но иногда трагично. Рязанов вообще мастер контрастов: с одной стороны легкомысленная музыка, с другой неуверенность героя, с третьей честный, хоть и наивный вопрос третьеклассника: «Может можно сделать мир чуть лучше?» Пускай и через угоны. Актёры? Прекрасны. Деточкин Смоктуновского не клоун, не святой и не герой. Он как совесть, которая иногда путается в показаниях, но всё равно остаётся нужной. Ефремов в роли следователя живой и искренний, смешной и рефлексирующий. Он не хладнокровная система. Он друг, который не хочет идти против друга, даже если тот пошёл против советской конституции. Это один самых старых фильмов, что я смотрел. И даже спустя полвека он не устарел. Он не стесняется быть одновременно сатирой, притчей и комедией. Он мягко и немного с грустью напоминает, что внутри каждого живёт тот, кто верит — честный человек обязан оставаться честным. Даже если иногда он угоняет автомобили. Даже если за честность придётся заплатить. 8,5 из 10 За то, что иногда справедливость должна быть выше закона. Но пока это возможно лишь в комедии. В трагикомедии.

Time_30
Time_3031 октября 2014 в 15:16
Старый герой.

Сюжет рассказывает нам о человеке, который крал автомобили. Но крал он не из корысти и жажды наживы, а ради благих целей. За ним ведет охоту следователь Подберезовик, который в свою очередь является его другом. Я очень люблю советские фильмы, и фильмы Рязанова не считаю исключением, в них есть какая-та изюминка подчеркивающая все прелесть картины. Кино 'Берегись автомобиля' пропитан этим старым юмором, хорошими в прямом смысле персонажами, ну вот реально за весь фильм в основном положительные люди, которые постоянно смеются, улыбаются и всему рады. В этом фильме нам показана та старая Москва, которая настолько красива, что ты погружаешься с головой в этот прекрасный город. Также было приятно увидеть, тех старых, всеми любимых актеров, особенно поразили такие величины как: Иннокентий Смоктуновский, очень положительный персонаж, которого он сыграл, просто великолепно. Олег Ефремов сыграл следователя, тоже довольно отличная игра. Еще было приятно видеть Анатолия Папанова, очень смешной получился из него персонаж, все его высказывания уже разворовали на цитаты. -Что делать ? Что делать ? -Сухари сушить. Было приятно видеть и актера Андрея Миронова, хоть его было и мало, но его игра была замечательна. Фильм снят в черно-белом стиле и я думаю, это очень хорошо. Ленте это придает какой-то своеобразный стиль. Если говорить кратко, то этот фильм реально классный, кто любит советские фильмы: к просмотру обязателен ! 9 из 10

Litenkroft
Litenkroft18 марта 2016 в 17:50
Преступление и наказание

Никто не вечен. Вот и Эльдар Рязанов покинул наш мир в возрасте 88 лет. Какой фильм в первую очередь вспоминается при упоминании его имени? «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Служебный роман»? Он создал огромное количество обожаемых народом картин, которые любят цитировать (жаль, что чаще всего это делает лишь поколение, заставшее времена Союза), которые явили стране незабываемых героев. Один из самых ярчайших — образ забавного и застенчивого Юрия Деточкина в исполнении Иннокентия Смоктуновского. С первого взгляда уже лишь его манера поведения, а также говорящая фамилия предрасполагают зрителя к его персоне, хотя деятельность этого страхового агента нельзя назвать законной. Ведь он крадет автомобили, пусть и у людей, которые незаконно нажили свое состояние и садится в тюрьму, но разве возможно не умилиться и не порадоваться за героя после финальных кадров? Разве можно не восхититься смелостью режиссера, рискнувшего создать фильм, который мог запросто «лечь на полку»? Даже можно осмелиться назвать Рязанова последователем Достоевского, хотя может показаться диким сравнение легкой комедии с тяжёлым и мрачным романом о душевных муках. В «Преступлении и наказании» так же наказывается герой за преступление, которое он совершает из лучших побуждений, но при этом в книге множество доводов за то, что такой поступок можно оправдать. И с этим действительно трудно спорить, когда оба художника красочно и сочно описывают нам все пороки жертв преступлений. Может возникнуть вполне закономерный вывод: ведь такие методы действительно не лишены смысла. Ещё больше радует, что Рязанову понравилось играть с огнем. После «Берегись автомобиля» он снял комедию «Старики-разбойники», в которой герои совершают преступление, их не наказывают и при этом фильм не запретили и он вышел в широкий прокат. А в «Иронии судьбы» он пошел еще дальше: начал напрямую критиковать систему. Сначала закадровый голос иронично высмеивает серость и однотипность страны и жизни, а затем и из уст героев вылетают похожие слова. К героям этих картин несмотря на неоднозначность их поступков трудно не проникнуться симпатией. В этом и заключается самая главная прелесть бунтарских картин Рязанова. Поэтому на фоне правильных, закрепощённых и потому нередко занудных советских фильмов его ленты еще сильнее вырастают в цене. И если бы они выходили на Западе, где гораздо свободнее говорят на запретные темы, то не оказали должного впечатления, что лишний раз подтверждает, что кино неотделимо от политики. 8 из 10

tur08
tur0810 июня 2011 в 09:38
Советский Робин Гуд

В первый раз когда услышал фразу 'Берегись автомобиля' подумал, что надо соблюдать правила движения при переходе улицы, но, оказалось, это совсем не так. Оказалось это советским кино, которое по душе многим жителям бывшего СССР. Мой отец, можно сказать, насильно заставил посмотреть этот фильм. Я этому противился, но вскоре 'сдался' и нажал на кнопку 'Play'. Первые 5-10 минут вполне интригующие. Рассказчик вводит нас в курс дела, сообщая нам что мы смотрим советский детектив. Мне просто хотелось прыгать от счастья! Неужели советские классики могут снимать детективное кино как это делают в Америке ? Но моя радость была не долгой, поскольку в начале фильма (это уж точно не по законам жанра детектива) сообщается имя нашего антагониста. После этого момента радость на моем лице сменилась полной апатией по отношению к этому фильму. Просто я не видел смысла смотреть его дальше. Вам было бы интересно смотреть 'Бойцовский клуб' или 'Престиж' если бы вы знали чем они закончатся ? Мне, лично, не очень. Но это не значит что фильм плохой и его не стоит смотреть. Фильм действительно хороший. Сколько фраз из этого фильма перешло в нашу жизнь. Вспомнить только автомеханика из данного фильма. Но я оцениваю кино не только по фразам, поэтому перейдем к делу. Сюжет. Как и свойственно всему советскому кино, все сюжеты фильма оригинальны. Советский Робин Гуд крадет машины у взяточников, спекулянтов и других нечестных людей. Полученные деньги от продажи машин тратит на благотворительность. Как было бы все прекрасно, если бы не Конституция РФ, простите, СССР, говорящая что 'Вор должен сидеть в тюрьме!'. За нашим 'добродетелем' началась охота со стороны служителей порядка и закона. И тут начинается самое интересное... Режиссура. Ну что можно сказать о человеке, который подарил нам фильмы как 'Служебный Роман' и 'Ирония Судьбы, или С Легким Паром!'. Эльдар Рязанов сделал еще один шедевр советского кино. Спасибо Большое! Игра Актеров. Я не припоминаю чтобы советская школа страдала плохой актерской игрой. Смоктуновский и Ефремов прекрасно вжились в своих персонажей. Оба получились колоритные и незабываемые. На вторых ролях, но не по значению Андрей Миронов в исполнении продавца - спекулянта. Его персонаж получился правдоподобным. Но самая главная комедийная роль досталась Анатолию Папанову. У него все-таки получилось смешно сыграть тестя персонажа Андрея Миронова. И получилось, грубо говоря, неплохо. В общем актерская игра на высоте. Подводя итоги можно сказать, что фильм получился на 'Ура!'. Его интересно будет смотреть и пересматривать не один раз, ведь советская классика никогда не стареет! 8 из 10

MarAn
MarAn10 апреля 2011 в 14:27
«Берегись автомобиля».

Детективная история с заранее известным концом, как объявляется в самом начале данного фильма Эльдара Рязанова. И также объявляется, что зритель любит такие истории. Ведь действительно закрученный сюжет всегда привлекает внимание: заставляет думать и анализировать, запоминать детали, теряться в догадках, придумывать свои версии и быть шокированным при резком и неожиданном повороте, подозревать всех и вся. Подобные черты присутствуют и здесь: есть преступник и, соответственно, преступления, есть представитель закона и ожидаемое торжество справедливости. Только на деле фильм вдобавок принадлежит к славной когорте советских фильмов, которые смотрели и будут смотреть многие поколения людей. Все благодаря сочетанию сюжета, актерской игры и музыкального сопровождения. Но и каждая составляющая сама по себе хороша и по-своему обставлена. Начнем сюжета, в котором, хотя и наличествует интрига, нет особо резких поворотов, а имя преступника раскрывается уже в самом начале. По большому счету здесь обыгрывается с некоторой иронией детектив, демонстрируются различные ходы, но не в слишком серьезном ключе. А соль не в расследовании как таковом, а в диалогах и фразах, которые пошли в народ и были разобраны на цитаты. Далее вытекает следующий пункт – те, из уст которых звучат диалоги и фразы – актеры. Тут сплошь замечательные, известные актеры с запоминающимися и интересными ролями: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, «парочка» Андрей Миронов и Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев. И это лишь основной план, ряд актеров появляется всего лишь в эпизоде, но тем не менее успевает ярко блеснуть и запомниться. А о первом плане много разглагольствовать не стоит: яркие, колоритные и не всегда однозначные персонажи. Где еще найдется фильм, когда симпатизируешь и в равной степени сопереживаешь как преступнику, так и представителю закона, на стороне каждого правда, только методы борьбы во имя нее разные, каждый из них персонажей человечный и не поддержать нельзя. Следующий пункт – музыка, а конкретно основная музыкальная тема – запоминающийся вальс Андрея Петрова, своего рода визитная карточка фильма, элемент без которого не представляешь себе фильма и который сам по себе автоматически ассоциируется с ним и при прослушивании вызывает из памяти визуальный ряд. А в целом получился фильм, который будет привлекать внимание и радовать многие поколения зрителей. Почти не устаревший со временем. И хотя заявленный по жанру как детектив, а казалось бы, посмотрев такой раз и поняв интригу, желание дальнейшего просмотра и пересмотра пропадет. Ан нет: ведь здесь смесь жанров: детектив, комедия, немного драмы, и качественная смесь всех составляющих фильма от актеров до музыкального сопровождения. Потому, посмотрев один раз, велика вероятность частого пересмотра и в дальнейшем, ведь как говорится «сейчас такого уже не снимают». 9 из 10