Песню из этого фильма знают все. О самом фильме слышало большинство. Смотрел и помнит о чём он очень мало кто. Это «Белорусский вокзал». Это один из самых удивительных фильмов о войне, где нет стрельбы, фронта, немцев. И даже времени того уже нет, с войны прошло четверть века. Тут война предстаёт перед нами не противоборством Сталина и Гитлера, РККА и Вермахта, она является нам и раскрывается перед нами в тех, кто сотворил победу – в солдатах. Главные действующие лица - четыре фронтовых товарища, четыре друга: Иван, Виктор, Николай и Алексей. Даже имена их говорят сами за себя: Ваня – простой, житейский мужичок, как про него говорят «одно слово – Ваня!», тихий и незаметный. Командир разведки. Виктор – «победитель», прямой и жесткий начальник. Командир сапёрной роты. Николай – прозвище «Дубинушка», упорный и молчаливый. Радист. Алексей – «защитник», созерцатель. Минёр-подрывник. Четыре друга встречаются на похоронах пятого. Не собирались они все вместе почти четверть века, с конца войны. Сюжет этой картины вовлекает нас в жизнь трёх из них, окунает в их будни, давая им возможность показать себя, раскрыться. Все они совсем разные. Виктор – начальник Главка. Он единственный «генерал, только гражданский» среди них. И это сыграно блестяще: командирский голос, манера речи (он прерывает, не дослушав, всех – от подчинённых до своих друзей), лихость. Он любит командовать и всегда знает что делать. В противоположность ему тихий бухгалтер, радист, Николай. Никогда не кричит, тихий и спокойный внешне, внутри он находится в постоянной борьбе с собой и в состоянии непрерывного самоанализа. Вот на работе с одной стороны он да, бюрократ, но с другой-то он прав и с ним нельзя не согласиться: раз можно приступить устаревшую инструкцию, два., а потом-то что? Именно Николай является будто проводником того, что испытывают все четверо, он вербализует то, что все отчасти боятся признать: груз ответственности мирного времени гораздо тяжелее, чем на войне. Тогда было и вправду хорошо: наверху подумали за тебя, что сказали, то и делаешь. А тут как быть? Тяжело быть самому себе хозяином, как вернуть себе потерянные на фронте моральные ориентиры? Прошло много лет, их подвиги забила действительность, мирная жизнь, которая оказалась труднее, чем война. Тем не менее, всех их объединяет некий внутренний стержень, благодаря которому они делают своё дело. Их объединяет вера в то, за что они боролись, вера в то, что от них, от каждого конкретно, что-то зависит, где бы и кем ты ни был: писателем, начальником Главка, слесарем или бухгалтером. Алексей играет роль созерцателя, как человека, приехавшего из другого места, а также связующего звена между ними и следующим поколением, ведь он писатель. Его образ, моложавый, с лихим зачёсом, высоким лбом и гордым взглядом более всего ассоциируется с молодежью и он единственный, кто смотрит на молодёжь, будто пытаясь понять, как передать вот этим, молодым и беззаботным, то, что знаю они, фронтовики. Но есть и ещё кое-что – он совесть этих четырёх людей. Ведь это он не позволяет распасться их компании, и раскрутившийся маховик сценария втягивает их, вот уже было разошедшихся по домам, в перипетию, благодаря которой их характеры, их дружба расцветают, будто бы рождаясь здесь заново. И всё тут происходит как тогда: сначала разведка, Ваня, действует, лезут вперёд неё саперы под руководством своего самоотверженного и бесстрашного командира, Виктора, помогают радисты, Николай, подключаются по мере необходимости минёры. Теперь они вновь единое целое и действительно кажется, что тут «как на фронте: вот враг, рядом свои и наше дело правое!». И снова Ваня сделает то, что считает нужным, и, никого не спросясь, притащит их к сослуживице, за что и получит по шее. И снова Николай почувствует себя молодым, свободным, имеющим право сбросить маску смирения и «морду разбить сволочи какой-нибудь» и повести с криком «За мной!» за собой своих боевых товарищей. И снова он соберутся чтобы спеть их песню, про «десятый непромокаемый батальон», песню, которую знает вся страна. Они справятся, они прошли и не через такое. Просто случилось то, чего не было уже 25 долгих лет – они потеряли друга, боевого товарища… И им нужно заявить о себе, чтобы их вспомнили: не их конкретно, не поимённо, но вспомнили их дело, то ради чего они боролись на войне и что не предали в мирное время. Как звуки оркестра будят чуть было прикрывшую глаза дочку их однополчанки, они будят всё молодое поколение, чтобы передать им то, что они носят в сердце. И это не горе, не страх и ужас войны (что символизирует песня в исполнении Нины Ургант), а радость победы и верность себе и своей стране (прибытие воинов-победителей на Белорусский вокзал под ту же, казалось бы, мелодию, но теперь в совсем другом звучании). Недаром фильм начинается на кладбище, а заканчивается молодой девушкой, сладко спящей в своей кровати. Это путь от смерти и старости к молодости и силе, и пока он может быть проделан, все солдаты Великой войны могут знать – их подвиг совершён не зря. 10 из 10
Не знаю, хорошо ли, плохо ли я поступлю сейчас, высказав своё мнение об этой картине, но 'Белорусский вокзал' мне не понравился совсем. Можно сколько угодно говорить о том, что этот фильм о Великой Отечественной Войне, о нашей истории, о том, как тяжело было в послевоенное время. Да! Не спорю! Я кланяюсь в ноги ветеранам и скорблю о павших воинах, но эта картина для меня - отнюдь не образец военного фильма. Впрочем, сам фильм сложно вообще назвать военным. Речь всё-таки идёт о воспоминаниях, причём довольно занудных, и для обывателя - неинтересных, в частности, для меня. Вот друзья встречаются на похоронах старого приятеля и большую часть картины, в мрачных осенних тонах, они обсуждают, как всё у них раньше было... Не спорю, в подобных фильмах такие вставки важны, но эта картина полностью состоит вот из таких 'вставок'. Что я посмотрел с удовольствием - это последние минут 20, когда друзья встречаются в квартире Раи, и на глаза реально выступают слёзы от бесподобной игры Нины Ургант, от её трогательного исполнения Великой композиции 'Нам нужна одна победа', от её светящихся глаз. Но этот отрывок - единственное приятное воспоминание от картины. В свою защиту хотелось бы сказать, что я спрашивал у некоторых ветеранов ВОВ в своей семье: они также отрицательно относятся к этому фильму, считая его неинтересным и скучным. Подытожив, скажу, что для меня лично - фильм не шедевр, и моё мнение вряд ли изменится. Хоть оно и отрицательное, но имеет место быть. 10 баллов ставлю Нине Ургант и 10 баллов ставлю песне, но в целом фильм от меня получает: 5 из 10
Честно признаться впервые этот фильм посмотрел только сейчас. До этого по телевизору постоянно видел только один сюжет (как поют вместе фронтовики), а так понятия не имел о чем фильм. Понимая уже сейчас, в сравнении конечно же с сегодняшними кинопроизведениями о войне, я стал целенаправленно искать в программках старые советские военные фильмы, ведь правдивее и сильнее их ничего в мире кино нет и никогда больше не будет. Таких Фильмов о Великой Отечественной Войне больше никогда не создадут. Это поразительный фильм. Он необычен и немного отличается от всех остальных советских фильмов. Мы видим вполне обычную и даже можно сказать обыденную историю встречи друзей фронтовиков, которые после похорон однополчанина не знают чем заняться, о чем поговорить, о чем помолчать. У всех свои проблемы и головные боли и даже как то неудобно уже встречаться, вроде все было сказано, все спето. За этими казалось бы обычными перипетиями жизни, раскрывается внутренний мир этих людей. Происходит это как то не торопясь, ненавязчиво. По ходу сюжета мы невольно становимся частью этой незамысловатой компании, мы словно становимся ближе к друг другу своими сердцами, мыслями. Фильм буквально взрывается в конце, все эмоции вырываются наружу, потому что не могут находится внутри, это очень трудно, этот очень больно. Этот фильм, по своему стилю чем то похож на стиль классиков итальянского неореализма: ненавязчивый сюжет, минимализм в декорациях, отсутствие пафоса войны, либо что-то в стиле 'роуд-муви'. Описать его достаточно на мой взгляд сложно, это надо смотреть и чувствовать. Великолепная игра актеров, великолепные герои, великолепная музыка и стихи. Великолепный фильм. Спасибо Вам ветераны.
«Белорусский вокзал» отличается от других фильмов военной тематики. Герои здесь показаны не в фронтовых сражениях, а в обыденной мирной жизни спустя несколько десятилетий после Дня Победы. Актёрский состав фильма подобран наилучшим образом. Я до конца кинокартины был уверен в том, что все эти люди – Харламов, Иван, Дубинский, Алексей, Рая – прошли через войну вместе, в составе того самого 10-го десантного батальона. И зритель убеждается в этом благодаря тому, как четверо оказываются в разных проблемных ситуациях, продолжая действовать сообща. Среди героев присутствует фронтовой дух, ими всё также руководит бывший командир сапёрной роты, роль которого исполнил Алексей Глазырин. Наконец, чего только стоит песня Булаты Окуджава на музыку Шнитке, ставшая для меня ещё одним символом Победы. Более того, Евгений Леонов, знакомый мне по комедиям, которые можно увидеть в новогоднюю ночь, оказался чудесным актёром, изображающим простого советского гражданина. Разумеется, режиссёр Андрей Смирнов ярко подчёркивает проблему поколений. Мы видим, как неуважительно относятся молодые люди к тем, кто подарил всем нам мирное небо над землёй. И эта проблема уже тогда, в 1971 году, приобрела важный характер. Так или иначе после просмотра фильма задумываешься, сумели ли мы сохранить уважение к ветеранам войны? Несмотря на то, что их остаётся всё и меньше и меньше, они всё ещё среди нас. И каждый из нас должен быть благодарен им. 10 из 10
Мне кажется, что в этом фильме режиссер за основу сюжета взял тему дружбы. Это история товарищей, которых впервые после 20 лет разлуки, сводит судьба вместе на похоронах фронтового друга. Это картина о дружбе, о настоящей верности, которые не проходят с годами. Я думаю, режиссер рассчитывал на то, что зритель, посмотрев его историю, задумается над тем, что и ему не стоит забывать своих старых друзей, которые в определенные годы жизни занимали место в их сердце. Я бы разделил фильм на 2 части: 1. Друзья только на словах вспоминают, что они друзья, но на самом деле каждый спешит по своим делам. 2. Друзья вспоминают, что они настоящие друзья, и их дружба еще больше крепнет. Кульминацией, на мой взгляд, является песня, в которой выражаются апофеоз дружбы героев, воспоминания военных времен и горечь утраты своего сослуживца Матвеева. Вообще сразу скажу, что фильм небогат содержанием звуков, окружающих диалоги, но за некоторыми эпизодами всё же было интересно понаблюдать. Сцена в машине – уже используются звуковые эффекты. Водитель резко дергает руль в сторону обочины в тот момент, когда мы слышим проносящийся за кадром автомобиль. Сцена в ресторане. Выходят музыканты, начинают играть, но мы их слышим как будто они где-то очень далеко. в этом месте режиссер выставляет не первый план семантическую информацию о том, что умер Матвеев. Но потом музыка всё же выходит на первый план и звучит ярко и крупно. Очень необычно звучит то, что когда Ваня приходит домой, то звуки улицы обрываются не тогда, когда он по лестнице поднимается домой, а тогда, когда закрывает входную дверь в квартиру. Когда Ваня отпрашивается у жены в гости, то делает это классно с человеческой точки зрения. Выглядит очень естественно и правдоподобно. Он говорит только одну фразу: «Что? Испортил тебе жизнь, да?» После чего его жена растаивает. Когда друзья пришли к подруге Рае и она спросила, почему же Валя не вернулся, то все фоны обрубились. Камера ТФК наехала на Раю, и мы несколько секунд слышали полную тишину. Это выглядело как минута молчания. Самое эмоционально напряженное место, на мой взгляд, – это песня про 10 батальон. И несмотря на то, что мы видим обман (песня подложена в губы, т.е. это фонограмма, записанная отдельно), всё равно мы принимаем эти «правила» как данность. Мне кажется, этому способствует эмоциональное состояние героев, их слезы и проникающий в душу голос исполнительницы. «Страсти» накаляются еще от того, что в песне постепенно, начиная со второго куплета, ускоряется темп. Очень символична появившаяся в конце военная хроника того, как солдаты после победы возвращаются домой к своим женам, родным и близким. И всё это происходит опять под музыку песни про «Десятый наш десантный батальон». Интересно то, что с появления этой музыки оборачивается дочка Раи, но потом она крепко и сладостно засыпает, а вот четверо друзей наоборот под конец от нее просыпаются. На мой взгляд, драматическая ситуация раскрыта. Но поначалу фильм кажется немного затянутым. 8 из 10
Я ничего хорошего не жду от отечественных фильмов, а смотреть наивняк коммунистического прошлого вообще неприятно, поэтому очень долгое время я избегал, и весьма успешно, и этот фильм. По рекомендации я всё же его посмотрел, и я очень доволен, что фильм не оправдал мои ожидания. По сути дела, нам ничего про героев не рассказывают. Они вернулись когда-то с войны, ориентировочно, лет 20 назад, расстались, и не встречались долгие годы. И вот один из друзей умер, и на похоронах происходит встреча. Целый день им предстоит провести вместе. Чем-то этот фильм отдалённо мне напомнил Рязановских 'Стариков разбойников', хотя герои, конечно, помладше. Тем не менее, встреча пробудила в них какие-то далёкие воспоминания и привычки, поэтому обретённые социальные статусы и навыки поведения разъехались по сторонам. Мы совсем немного знаем о главных героях, как я уже написал, но поведение явно не укладывается в их стандартные образы. Ну разве может так вести себя бухгалтер? Или директор завода? Про ответственность забыли, про возраст забыли, словно снова 18 и надо действовать. Правда, тут нет желания привлечь к себе внимание, как это происходит в 'Стариках-разбойниках'. Это глубинные эмоциональные порывы, и это очень трогательно. Фильм проходит как военный, и его действительно стоит так рассматривать. Судя по отзывам, для многих это фильм про победу. 'Мы за ценой не постоим'. Ох... Мне кажется, все эти люди дико ошибаются. Это фильм про войну, про неизгладимые травмы, которые она оставляет в людях. О привязанностях и о горести потерь. Все эти люди нашли своё место в жизни, но надрыв в них остался. Привычка к боевым действиям периодически просыпается. Воспоминания живут и отравляют жизнь. Но да, не все рецензии про 'Ура, победа'. Очень интересно, как разные люди видят совсем разные вещи в одном фильме. Местами очень тяжёлое кино, эмоционально тяжёлое. Снято просто великолепно, героям сочувствуешь. Прямо кажется, что тебе понятны все их стремления и печали. Актёрская игра просто на высоте. Единственное, повеселила роль Евгения Леонова. Он так похож на себя из Полосатого рейса, когда его кормят на кухне: ) Без улыбки смотреть не удалось. А Папанов... Ох, он просто великолепен. Когда с потухшими глазами он рассуждает о нарушении предписаний - прямо чувствуешь, что он против этого, но нарушение правил приведёт, действительно, к бардаку. И не за себя он боится, что на него всё повесят, а за результат всего процесса в целом... Восхитительная игра. Мне даже, отчасти, жаль, что я не посмотрел этот фильм раньше. Зато я получил сейчас массу удовольствия. Может, я бы просто не понял его раньше. А сейчас - самое то.
Четверо боевых друзей встречаются на похоронах своего бывшего командира. Вот и весь сюжет. Лучшие фильмы о войне, во всяком случае, наши, часто обходятся без боевых сцен: Летят журавли, Баллада о солдате... Но там война присутствует хотя бы вторым планом. Андрей Смирнов пошёл ещё дальше - он исключил не то что боевые сцены, но даже воспоминания о войне (по существу всего один эпизод рассказа о своём ранении Ивана вскользь касается собственно войны, да ещё финальная песня). Тем не менее, восприятие зрителем фильма как военного остаётся. Наверное, потому, что его герои с большим трудом устраиваются в мирной жизни - сантехник, бухгалтер, журналист и даже руководитель предприятия не то чтобы не устроены, но... Слишком велик контраст между ними на войне и после нее. Война, даже не рассказанная, все равно останется в них...
Фильмы о войне смотрела ещё с детства. И книги читала. И за психику не боялась. Одними из первых моих книг о войне стали 'Судьба человека' и 'Наука ненависти' Шолохова. Я их поняла, не думайте. Затем 'Сотрудник гестапо' Гофмана. Потом 'Я пережила Освенцим'. И так далее. Штирлиц, Маресьев, Васков - я их с детства помню. Подросла. И увлеклась фильмами с участием Анатолия Дмитриевича Папанова. В двенадцать-то лет. Ну, 'Бриллиантовую руку' я с молоком матери впитала, равно как и 'Шерлока Холмса и доктора Ватсона' (мать у меня большая поклонница этого фильма. Я кино это раньше посмотрела, чем книгу прочла). И 'Белорусский вокзал' я посмотрела недавно - к Девятому мая. Посмотрела, половину не поняла, в конце разревелась. Посмотрела назавтра ещё раз, всё поняла и опять в конце разревелась. Кино великолепнейшее. Анатолий Папанов, Евгений Леонов - смотрела из-за них. В начале ощущается скованность, какое-то внутреннее опустошение. Горе и потерянность в глазах Папанова. Затем сцена на поминках. За Ивана обидно было - фронтовик, как и все, а приняли за водителя, в кухне кормили, за стол не позвали. Володька, матвеевский сын, разочаровал. Выгнал всех, а потом Харламову и Кирюшину: 'Неловко получилось. Ну хоть вы-то останетесь?' Начальник Николая вообще никакого впечатления, кроме отрицательного, не произвёл. Заставляет делать (ну не знаю я, как это называется) незаконные сделки и ещё кричит на Дубинского, что тот не выполнил приказа. Вот Папанов в этом эпизоде сыграл очень хорошо. Тихо говорит, безо всякой агрессии, лицо по-настоящему грустное, боль чувствуется. Мало того, что Вальку схоронили, так ещё этот... со своими сделками... Вот когда ветераны все вместе, тогда и чувствуется дружеская, тёплая атмосфера. Иван пошёл в люке ковыряться, и все за ним потянулись. Не смогли товарища одного оставить. А про парня того, что подвезти отказался, только одно сказать и можно - сволочь и сукин сын. Извините, конечно, за выражения, но это так. 'Врезать бы тебе...' - и кулак поднимает перед лицом Николая. Перед лицом солдата, его же, щенка, защищавшего! Но удар Дубинского, совсем не по-стариковски сильный, сразу даёт понять, кто здесь задаётся. А после кутузки - к Рае. Ну, верней, пока ещё не к Рае, но куда-то, где будет чисто и светло. А что может быть чище, светлей и теплей, чем встреча фронтовых товарищей? Вот у Раи и состоялись настоящие поминки. Простые и душевные. Погрустили. И спели песню. Десятого непромокаемого батальона. Любимую. И много лет не петую. До слёз трогающую. А когда легли спать, пришла дочь Раи, Валя. Почему Валя - объяснять не надо. Пришла и удивилась, кто эти люди, что спят у её матери. Оказалось - фронтовики. Виктор Харламов, командир сапёрной роты. Иван Приходько, разведчик. Николай Дубинский, радист. Алексей Кирюшин, минёр-подрывник. И сама Рая, медсестра. А вместе - десятый десантный батальон. Вместе с Валентином Матвеевым. Спят фронтовики. И снится им Белорусский вокзал, куда они приехали после Победы над фашистами. Снится радостная суета и встреча солдат с родными. А рядом спит девушка. Не знающая свиста бомб и грохота орудий. Мирная девушка, и сон у неё спокойный. За это и воевал десятый десантный, нигде, ни при каких обстоятельствах не промокающий батальон. P. S. Подводя итоги, скажу: фильм такой, что слёз в конце не сдержать. И очень восхитила меня, как всегда, игра Анатолия Дмитриевича Папанова. Настоящий актёр. Даже оценивать не буду. Потому что фильм бесценный.
Первое впечатление после того, как становится понятен сюжет — это экранизация Ремарка (об этом уже писалось ранее). Это буквально «Три товарища», только не те молодые люди, а уже взрослые, состоявшиеся личности. При этом в этой же картине можно проследить и детали «Возвращения» Эриха Марии. Каждый герой в жизни оказался на разных социальных уровнях: кто-то начальник, главный бухгалтер, кто-то простой слесарь, или сестра милосердия. И если взглянуть на них, не зная историю, можно задуматься, что их объединяет? Конечно же, это фронтовое прошлое 10 отдельного батальона. Кто-то скажет: еще одно кино про войну, как будто не было в стране других тем. Но как раз именно 1971 году состоялся очередной юбилей. И конечно же ветераны должны были проникнуться этой картиной. Нет, она не для нас с вами, а только для тех, кого практически не осталось, для ветеранов. Но даже спустя 45 лет после выхода в широкий прокат в ней можно найти и близкие темы: это дружба, это взимопомощь, сострадание, отношения между людьми и конечно же жизнеутверждающая вера в будущее. Именно поэтому фильм нельзя положить на полку и забыть, как некоторые другие, непонятные будущим поколениям. И нельзя назвать этот фильм чисто историческим, хотя многое показанное ярко характеризует то время. Признаться, желание посмотреть этот фильм появилось после краткого отрывка с Ниной Ургант и известной песней про 10 отдельный батальон. Я знал, что этот фильм про боевых товарищей, но не думал, что большей своей частью он про жизнь. Кино еще раз напомнило мне, о том, как важна дружба, и что она не меряется состоянием и положением в обществе. И конечно же фильм еще раз напомнил о том, насколько ужасна война, которая перемалывает людей в жизнь, забирая их молодость, их понимание ценностей. Ведь на войне все было совсем иначе, совсем иные ценности, как заметил Папанов, говоря об инциденте с машиной. И что самое страшное, сменилось время, и новое поколение не сможет понять, что в ужасах войны помощь другому являлась не просто обязаностью, а частью жизни, константой, которая не требовала объяснения, и даже осмысления. Герои картины помнят и чтут это, а вот новое поколение, увы, нет. Фильм смотрится на одном дыхании. Он сам по себе не долгий, и сюжет, затронутые социальные и философские темы делают просмотр фильма буквально мимолетным. Но это стоит того, чтобы потратить свое время.
Бывшие фронтовые товарищи встречаются на похоронах своего сослуживца. Последний раз они встречались больше 20 лет назад. Жизненная рутина закрутила этих людей так, что они, может и вспоминали друг друга, но по различным обстоятельствам практически не встречались. И только несчастье свело их снова вместе, и они снова вспоминают пережитое и то, что они все еще живы и все еще вместе, хоть и ненадолго… Военный фильм, где нет боевых действий, а на экране практически одни разговоры – очень смелое решение. Неудивительно, что фильм сам пережил свою драму. У него сменилось несколько постановщиков, перед тем, как советское кинематографическое начальство было удовлетворено концепцией развития сюжета. Самое трудное в фильме – это заставить зрителя проникнуть и буквально прочувствовать самому, то, что испытывают герои фильма, ощутить их эмоциональный надрыв, буквально, побывав «в шкуре» каждого. И это режиссеру и актерам хорошо удалось. Не буду лукавить, эмоционального взрыва, при просмотре у меня не было, все же разговорное кино, оно так и останется разговорным, поэтому без лишних преувеличений, порой кино смотрится скучновато. Но финал фильма, с той самой знаменитой песней Булата Окуджавы, которую исполнила Нина Ургант и показ боевой хроники, очень точно создают нужный эмоциональный настрой, что слезы сами наворачиваются на глаза.
Долгое время я не мог понять, почему этот фильм является обязательным к показу в канун наших памятных дат календаря – День Победы (9 мая), или в меньшей степени День памяти и скорби (22 июня). В этом плане особенно раньше, в отсутствии возможности скачать что угодно в любое время, мне нравились такие дни. Когда по всем каналам показывали наши великие военные ленты: «В бой идут одни старики» (ч/б версию, конечно), «А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты…» и т.д., перечислять можно долго. Ведь в «Белорусском вокзале» Война, как таковая, Война жестокая и беспощадная, с героическими атаками и подвигами рядовых бойцов, не показана, а действие фильма происходит через многие годы после ее окончания… Наверно, мое поколение – живущие в мирное время - не осознаем, и, надеюсь, что никогда не осознаем, какой отпечаток может Война оставить в жизни человека, который прошел через нее. Убежден, что никакие воспоминания очевидцев, никакие рассказы и повести писателей-фронтовиков, никакие фильмы (пусть даже основанные на реальных событиях или сохранившаяся военная хроника) не смогут этого ПО-НАСТОЯЩЕМУ донести. Это все равно, как пытаться объяснить человеку, который сам никогда не пробовал к примеру такой экзотический фрукт как киви, его вкус. Сравнение, конечно, очень глупое, но мне представляется более или менее точное. Нет, фильм Андрея Смирнова самый что ни на есть про войну. Кстати, до поры до времени, меня просто не интересовало, кто же снял этот фильм. И только после просмотра какого-то фильма с участием Смирнова как актера (скорее всего это был «Дневник его жены» Учителя), мне сказали, что он вообще-то режиссер. В том числе и «Вокзала». Я не поверил, но залез в интернет и узнал, что это так. Стоп! «Белорусский вокзал» датируется 1970 годом. Андрей Смирнов родился в 1941 году. Получается, что к началу съемок режиссеру было где-то 27-28. Честно говоря, это до сих пор не укладывается в моей голове: как мог человек в таком молодом возрасте снять очень тонкий фильм. О сюжете фильма рассказывать бессмысленно. Думаю, его смотрели все или почти все. Тот факт, что практически все актеры, сыгравшие в нем: Леонов, Глазырин, Сафонов, Ургант очень тонко и глубоко сыграли своих героев, сами войну не пройдя, тоже общеизвестен. За исключением Анатолия Папанова. Он был тяжело ранен и чуть не потерял ногу. Но я хотел написать не об этом. Дружба четырех однополчан «десятого батальона» вызывает самое искреннее восхищение. Испытание Войной и Временем она выдержала, как выдержал и продолжает выдерживать зрительское испытание фильм Андрея Смирнова. И это главное. По-крайней мере в это хочется верить. Р.S. Моей любимой сценой «Белорусского вокзала», а может быть и всего нашего кино является та, в которой герой Папанова бьет в морду водителю, который не может понять, почему он должен помочь отвезти пострадавшего парня в больницу. Не знаю почему, но в этот момент, я испытываю какую-то колоссальную гордость за все наше старшее поколение.
Смотришь советские фильмы и понимаешь, что они были добрее, мудрее, важнее для людей, чем нынешние горе-фильмы, нужные только для развлечений. Актёры играли пронзительнее и сильнее. Режиссёры снимали так, как снимает кто-то нашу реальную жизнь на неведомую камеру... Война - это страшное испытание, которое меняет людей навсегда. Устроиться в мирное время бывалым солдатам не так просто. Кто-то не может отличить правду от лжи, кто-то сохранил военные привычки, кто-то не понимает где 'свои' и 'чужие', а как жить без этого разделения? Очень искренний и, простите за затасканное словечко, душевный фильм. За вычетом сцены с песней Окуджавы, ради которой уже необходимо смотреть эту картину, меня больше всего поразила та, где фронтовые друзья пошли за Ваней, когда он отправился на работу устранять аварию. Не смог с ними посидеть...а они его не бросили и потом ещё вместе пережили столько всего - как на небольшой войне побывали. Дуэт Леонов-Папанов - это что-то невероятное.
Участники ВОВ - 4 боевых товарища собрались на похороны своего друга. Они не виделись много лет, со времени окончания войны, а на дворе было далеко за 1950-ые гг..Режиссер нам не дает точную дату описываемых событий. Эти четыре боевых друга похоронив боевого товарища отправляются посидеть где-нибудь и помянуть близкого себе человека. Но попадают в несколько комичных ситуаций, в результате всех передряг, которые с ними случились они останавливаются у военной - медсестры, также участницы ВОВ, которая их также всех хорошо знала. Попутно они вспоминают как они все вместе воевали защищая Советский Союз. Анатолий Папанов - изначально на фильм наткнулся из-за его фамилии. Роль сыграна на высочайшем уровне, образ актера очень интересен. Евгений Леонов - очень приятно был удивлен, что он играет в этой картине. Его герой Иван - сыгран очень разносторонне и чувственно. блестящая игра. Фильм несомненно входит, по-моему мнению, в сокровищницу советского кинематографа и должен обратить на себя внимание подрастающей молодежи. Т.к. именно такие фильмы делаются для того, чтобы подрастающее поколение помнило и понимало, что для них сделали их деды и прадеды в свое время.. 10 из 10
Мне, во всяком случае, так показалось. Попытки найти себя в мирной послевоенной жизни, судьбы отдельных представителей «потерянного поколения» и пр. Правда, немецкий автор писал, по большей части, о молодых людях и о том времени, когда война только-только (ну, или относительно недавно) закончилась. Герои фильма – люди уже не молодые, да встречаются они уже спустя много лет после Победы. Но что-то в их словах, поведении такое прослеживается. Им тяжело. Помните Володю Шарапова? Тот говорил: на фронте всё было ясно - свои, чужие и т.д. Вот и герой А. Папанова вторит ему: на мгновение всё стало легко и понятно, кто есть кто, и что надо делать. На мгновение! Выходит, обычная повседневная жизнь ему в тягость? Он не понимает окружающих, окружающие смеются над ним. Они живут по иным законам, правилам, он – раздражает их своей «излишней педантичностью». Впрочем, это только один из персонажей. У других, по-видимому, всё не так мрачно? Или, то-то и оно, что только «по-видимому»? На самом деле, то настроение, о котором я говорю, та атмосфера – это всё вполне понятно и доступно. Но… не близко. И в этом, на мой взгляд, главная проблема картины. Она не смотрится! Фильм, как мне кажется, получился слишком узконаправленным с точки зрения своей потенциальной зрительской аудитории. Его наверняка поняли, оценили, а, главное, приняли, представители старшего поколения. Потому что кто-то из них, быть может, прошел через те же самые испытания, ощутил что-то подобное на себе. Но ведь кино смотрят, особенно сейчас, и те, кто элементарно не родился в момент выхода его на экраны, не говоря уже о 40-50-х годах. И я боюсь, что при всем желании (сужу по себе – у меня давно оно было, я искренне хотел увидеть фильм и оценить по достоинству) им будет сложно полюбить эту ленту. Именно полюбить. Потому что… слишком далеко, слишком давно, слишком индивидуально. Я, признаться, думал, что картина едва ли не начинается с визита к героине Н. Ургант, после чего идут воспоминания и т.д. Наверное, из-за того, что песня из этого кинофильма известна всем, и скорее он ассоциируется с ней, нежели наоборот. Оказалось, что приключения старых боевых товарищей, напротив, заканчиваются этой неожиданной, но, безусловно, приятной (хоть и омраченной известными событиями) встречей. К сожалению, это не помогает. С точки зрения поддержания зрительского интереса, я имею в виду. Мы видим, что герои волнуются, переживают, но можем лишь, по большей части догадываться, что именно их тревожит, заботит, не устраивает и т.д. Слишком мало, быть может, конкретных событий? Хотя для одного-то вечера… Тоже не сказать. Не знаю, честно говоря. Одно могу сказать точно: нудновато получилось, затянуто немножко. Для «непосвященных», разумеется, – об этом я уже говорил. Стало быть, нет у меня оснований, чтобы назвать этот фильм великим, чтобы восхититься им и т.д. Да, это серьезная, качественная лента на очень важную и нужную тему, но… Не то. Уж извините за прямоту. 7 из 10
Фильм «Белорусский вокзал» – это не обычное кино о войне. Здесь нет ни одной батальной сцены. Просто спустя 20 лет встретились четверо фронтовых друзей на похоронах пятого. Директор завода, бухгалтер, слесарь и журналист. А на войне все были десантниками. Даже в разговорах упоминается всего один бой, когда будущий директор завода на себе по снегу тащил раненого будущего слесаря. Здесь есть замечательная военная песня «Десятый наш десантный батальон». Но нет патриотических разговоров, нет объяснений. Зачем тогда такой странный фильм «о войне», в котором нет войны? Кто-то очень правильно сравнил этот фильм с «Возвращением» Э.-М. Ремарка. Здесь, как и у Ремарка, рассказывается не о войне, а том, как сложилась судьба фронтовиков в мирное время. Это сейчас некоторым кажется, что фронтовиков после 1945-го повсюду окружали почет и уважение. В реальности все было гораздо прозаичнее. Они вели жизнь простых людей. И «Белорусский вокзал» снят не для всех, а только для тех, кто ищет ответы на вопросы «что это были за люди, которые сумели на себе вынести ношу войны?» и «как им жить дальше, после войны?». Если самих ветеранов больше интересует второй вопрос (а фильм снят в первую очередь для них), то нас должен бы заинтересовать первый вопрос: «Что это были за люди?». Каждое поколение чем-то отличается от других. И поколение фронтовиков было не таким, как последующие «моя хата с краю… Я сам по себе». Я помню этих людей двадцатых годов рождения. Скромные, честные, трудолюбивые, очень надежные. Кому-то покажется неправдоподобным, что директор завода и другие полезли в грязный люк помогать слесарю. Это сейчас не полезли бы, а для тех людей труд – это не унижение, а необходимость. Иначе они войну бы не выиграли, ведь война это не только стрельба, это еще и тяжкий труд. Сейчас все говорят «это не моё дело». А они относились иначе. Как говорил в своё время герой Е. Урбанского: «нам теперь до всего есть дело». Они и аварию предотвратят, и парня спасут. И за ценой при этом не постоят. Они несколько молчаливые, говоря современным языком, можно сказать «закомплексованные». Пройдя через ад войны, человек многое вытесняет в свое подсознание, многое подавляет в себе, чтобы не сойти с ума. Поэтому кому-то может показаться странным, что фронтовые друзья при встрече ведут себя столь сдержанно. Но и герои Ремарка не бросались друг к другу в объятия со слезами и с криками «Родненький!..» Когда один человек спасал другого, рискуя жизнью, их дружбе уже не обязательны слова и признания. Их дружба несказанна, но ею пропитаны все их взаимоотношения. Да, молчат они слишком о многом. Слесарь очень любит свою жену, но не может прямо объясниться с ней на больную тему. «Сижу я зверюга зверюгой, а сказать ничего не могу». И перед сотрудниками милиции они оправдываться не решились. Благо, их выручила девушка. «Но ведь разобрались же!» И девушка эта журналисту явно понравилась, это видно по дуэли взглядов. Но он промолчал. И слова бухгалтера о том же: «Вот так молчишь, молчишь всю жизнь, пока тебя какая-нибудь сволочь за горло или за кошелек не возьмет». Кто не был на их месте, тот не имеет права их судить. В фильме также много социальных моментов, связанных с вырождением общества. Да, в брежневские годы оно тоже вырождалось. Тут вам и генерал, у которого в доме прислуга. И одного из фронтовых друзей принимали на кухне, не посадили за общий поминальный стол, так как посчитали простым шофером. Видимо, в доме генерала простонародье ровней не считали. (Внук, правда, не такой, на него и надежда автора). Тут вам и молодежь, косящая под «Битлз», поющая «А мы орём на всю катушку» и танцующая «неприличные» танцы. Тут вам и мордоворот Саша, отказывающийся везти раненого в больницу и лезущий в драку на ветерана. И прочее. Сейчас многие из этих проблем элементарно устарели (все эти разговоры о самостоятельности предприятий, сюжетные линии бухгалтера и директора завода). Многие признаки «падения нравов» выглядят вообще смешно (песни и танцы). Но смотришь на это и думаешь – а ведь лет через 20 после этого начнутся девяностые, и тот, кто доживет, увидит настоящее падение нравов. Настанут «Авария – дочь мента», «Брат», «Игла». И тогда понимаешь, что один из этих друзей (кто доживет), вероятно, в будущем может стать тем решительным и молчаливым стариком – героем М. Ульянова – из «Ворошиловского стрелка». Сейчас многим «Белорусский вокзал» может показаться скучным. Мы привыкли к иному. Кино при капитализме существует для того, чтобы развлекать зрителя, помогать ему с интересом провести время. При социализме – для того, чтобы воспитывать, просвещать зрителя. Но есть и третий вариант – это кино биографическое. Когда человек пытается показать окружающим, через что он прошел. Чтобы окружающие поняли, каково ему, что у него теперь на душе творится. Вот это как раз такой случай. В этом фильме вас никто не собирается просвещать. Но и развлекать вас никто не собирается. Да-да, дорогие работники офисов, не все фильмы сняты для того, чтобы развеять вашу скуку. «Белорусский вокзал» снят не для того, чтобы вы увлекательно скоротали время в ожидании заветной пятницы, как и Ремарк писал «На западном фронте без перемен» и «Возвращение» вовсе не для того, чтобы какой-нибудь скучающий бюргер хорошо провел время между пивком и сосиской. И Сэлинджер написал «Рыбка-бананка хорошо ловится» не для того, чтобы кого-то развлечь. Поэтому и здесь автор не добавил в фильм ни батальные сцены, ни погони, ни перестрелки, ни загадки, ни любовные треугольники. Там даже – о, ужас! – спецэффектов нет. Вообще. Смотреть фильм или не смотреть? Если Вам скучно, то ни в коем случае не смотрите. Он не разгонит Вашу скуку. Если Вы – подросток или молодой человек, желающий узнать, так кто же с кем воевал, то не смотрите, не поймете, посмотрите лучше «Освобождение» или «Брестскую крепость». Если Вы – учитель истории, то не вздумайте запустить этот фильм перед скучающими и жующими жвачку школьниками. Это кино не для них. До такого кино еще нужно дорасти. Смотрите его только в том случае, если Вам интересны ветераны. Не как брэнд, не как символ, а как настоящие, живые люди. Здесь отличные актеры. Ну и самое лучшее, за что фильм очень нравится мне – так это за то, что при просмотре ощущаешь себя в кругу своих, как будто это мои друзья, с ними так хорошо и душевно. И песня замечательная. 10 из 10
Война, безусловно, страшное явление в истории стран. Люди не могут предполагать, что будет с судьбой Родины, с их собственной судьбой. Однако война может объединять тех людей, которые были однополчанами, которые были вместе в эти непростые времена. Однополчане могут остаться друзьями, братьями на всю оставшуюся жизнь, дружба их будет крепкой, пусть даже судьба раскидает их по разным уголкам страны. Командир саперной роты Виктор Харламов (Алексей Глазырин), командир разведки Иван Приходько (Евгений Леонов), радист Анатолий Дубинский (Анатолий Папанов), минер-подрывник Алексей Кирюшин (Всеволод Сафонов) служили вместе. Вместе с ними была и сестра милосердия Рая (Нина Ургант). Они расстались на Белорусском вокзале летом 1945 года, после войны в стране, победившей фашизм, расстались под мирным небом. Они встречались последний раз на именинах своего однополчанина Валентина Матвеева. А теперь, через четверть века, четверо ветеранов-мужчин встречаются на похоронах Валентина. За 25 лет в стране, в мире что-то изменилось. Внешне изменились и герои. Как они живут в настоящее время? Каковы их мысли? Они все работают: директор завода, слесарь, бухгалтер, журналист. Время движется вперед неумолимо. К сожалению, одного из них уже нет. Конечно, грусть, боль. Причем эти четверо героев, могли вслед за Давидом Самойловым с горечью повторить: 'Война гуляет по России, а мы такие молодые'. Молодость - пора весны жизни наступает один раз и боль людей этого поколения в том, что во время их молодости была война. Молодость, которая не вернется! Они добились быть может успеха в карьере, но годы дают о себе знать. Еще одна тема, поднятая в фильме: как поколение героев-ветеранов вошло в послевоенную, мирную жизнь. Казалось, нет ничего проще - мирное небо над головой! Но все не так просто. Когда герой А. Папанова начинает рассуждать: 'на войне все было четко, понятно, что выполнять. А тут больше свободы, и, непонятно как быть' На примере семьи Ивана и Любы можно видеть 'мысль семейную'. Когда мальчишки ремонтируют велосипед в обычной благоустроенной квартире. Особого энтузиазма, романтики, счастья тут не видно. Тема 'отцов и детей', сменяемости и взаимодействия поколений также затрагивается в фильме, когда молодой человек Саша, владелец автомобиля, начинает грубить ветерану, даже не понимая, что перед ним человек, который отстаивал независимость Родины. Ну нельзя так, молодежи надо научиться уважать старшее поколение. Ведь мир, в котором мы живем, создан и этим поколением. Когда герои собираются в своем кругу. О них заботится Рая. Актриса Нина Ургант сумела передать в этом образе силу женщины - кормилицы, целительницы, утешительницы. Это тот образ женщин, о котором К. Симонов писал: 'как слезы они вытирали украдкою, как вслед нам шептали: 'Господь Вас спаси!' и снова себя называли солдатками, как встарь повелось на великой Руси'. И конечно песня на музыку Альфреда Шнитке, на стихи Булата Окуджавы. 'Нам нынче всем нужна одна победа! Одна на всех мы за ценой не постоим!'. И те мгновения, когда была исполнена эта песня, как ее строки отражались на лицах героях. Кто-то не смог, отвернулся и заплакал, кто-то пытался держаться, подавляя эмоции, кто-то нервно закуривал. Эта война, став тяжелейшим испытанием, сплотила при этом народ. В девяностые годы о поколении этих фронтовиков еще поставлен был фильм 'Сочинение ко дню победы', где играли Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов поколение этих фронтовиков, ветеранов. Нужно помнить и ценить подвиг этих людей. Не допустить больше войны. С днем Защитника Отечества! 10 из 10
«Белорусский вокзал» - фильм и о войне, и одновременно не о войне. И дело даже не в том, что события разворачиваются через двадцать пять лет после победы. Суть фильма не в том, что встретились именно фронтовые друзья, иначе бы не был этот фильм понятен и близок людям совсем других поколений, рождённых через много-много лет после войны. Да, в «Белорусском вокзале» есть и приметы конкретного времени, благодаря им фильм приобретает жизненность, фактуру, а не остаётся на уровне абстрактных философских размышлений. Главные герои - фронтовики, солдаты Великой Отечественной, ныне - люди среднего возраста, обыкновенные советские граждане. Очень необычный, кстати, образ фронтовиков: в мировой культуре они навсегда остались восемнадцатилетними мальчишками и девчонками, в памяти моего поколения - дряхлеющими и уходящими великими стариками. А здесь они просто люди в обычной бытовой рутине. Просто тогда, в семидесятые, это было обычным делом, что рядовой бухгалтер на предприятии имеет восемь боевых наград. И за окном идёт обычная мирная будничная жизнь, и их ещё слишком много, чтобы ценить великий подвиг их юности, и герои стареют, становятся докучливыми пожилыми, которые, кажется, только мешают молодым. И это будничная жизнь какая-то сложная и непонятная, не ясно, кто прав, кто нет, где свои, и где враг. И все они слишком далеко разошлись друг от друга. Кто-то директор завода, а кто-то слесарь, которого даже на похоронах фронтового товарища принимают за чьего-то шофёра. И фронтовые друзья кажутся даже чуточку чужими: ну встретились, обнялись, всплакнули, а сказать-то и нечего, и кому-то надо вернуться на работу, а кому-то – домой. Бытовуха. Но если бы фильм был просто о встрече фронтовых друзей спустя годы, только о том, какими они стали после победы, он не трогал бы за душу нас, ту войну не видавших. Как ни странно, но самое близкое по духу «Белорусскому вокзалу» произведение – это «Двадцать лет спустя», вторая часть мушкетёрской трилогии. Наверно, эта аналогия лучше всего может пояснить, почему нас по-прежнему так задевают старые советские фильмы о войне. Дело ведь не только в долге памяти. Из чувства долга никого любить не заставишь. Просто эти фильмы о том, что действительно связывает людей на всю жизнь. Мы существа общественные, мы не можем друг без друга, без привязанности к нашим близким. А связать нас может только общее дело, правильное и нужное, дающее смысл нашему существованию. Вот чтоб «рядом свои, и наше дело правое», чтоб победа была нужна одна на всех. Через жизни советских людей таким делом прошла война. И я не в коем случае не хочу сказать, что ради того, чтобы наполнить жизнь выживших смыслом, надо устраивать трагедию Второй Мировой и Великой Отечественной - поэтому и говорю про мушкетёров, про то, как память о том хорошем и благородном, что связывало их в молодости снова связывает их через двадцать лет разлуки и даёт им силу для нового. Так и тут герои не могут просто так разойтись в стиле «встретились, потрепались» - и в результате оказывается, что и здесь, среди ежедневной рутины, существуют поступки благородные и подлые, есть сволочи, которым нужно дать отпор, а это делать всегда сподручнее, когда рядом свои, и когда вы связаны осознанием того, что ваше дело правое. Фильм очень грамотно построен с точки зрения динамики сюжета. Сначала - медленно и невнятно. Просто обычный день, пусть и омрачённый похоронами друга. Просто в рабочее расписание втиснут ещё визит на кладбище. Герои встречаются, чувствуют отчуждённость. Затем темп нарастает, они мучительно пытаются вернуть то былое ощущение общности, при этом ещё не желая выходить из круга обычной размеренной жизни. Всё меняется, когда они принимают решение идти помогать Ивану. Отсюда начинается их воссоединение, освобождение их сути героев-фронтовиков из-под маски рядовых граждан-обывателей. И под конец - катарсис песни Нины Ургант, подготовленный всем ходом фильма и рассказывающий подготовленному зрителю всю суть, всю философию этой истории. 10 из 10
В юности урывками смотрел кино 'Белорусский вокзал', поэтому цельного и целостного впечатления от картины не было. Но выкроив время, я решил, что будет не лишним познакомиться с этим патриотическим фильмом, хотя бы ради актёрского состава. Посмотреть есть на кого, согласитесь. Лукавить не хочу и не буду, фильм Андрея Смирнова не зацепил, разве что последней сценой, в которой героиня Нины Ургант поёт песню и лица героев крупным планом. И идея хорошая и посыл правильный и исполнении на уровне, а вот сценарий и режиссура определённо подкачали. Провожаю четверо друзей своего боевого товарища и друга в последний путь. Затем они идут к семье покойного на поминки, а потом решают куда бы им ещё податься. Вроде всё правильно. Но когда четверо фронтовиков встречаются, ждёшь от их встречи несколько других эмоций. Конечно можно допустить, что это их не первая встреча, ведь они вернулись с войны живыми. Но можно было бы сделать так, что они только впервые встретились. А то какое-то смазанное впечатление от их встречи. Вроде и обнимаются друг с другом, а за душу не берёт. У каждого из них за плечами свой жизненный опыт, своя послевоенная история. Почему бы не поподробней и в более интересных красках не описать жизнь каждого из них. А то про мы видим только семью героя Евгения Леонова, а о других ни слова. Хромает целостное восприятие. Более того, фильм на вечную тему, тему войны и памяти несколько зажал наших прославленных актёров. То ли режиссёр их не вдохновил, то ли по другим причинам, мне не ведомым, но какие-то они отстранённые. Да, я понимаю, что повод по которому они собрались вместе - это не радостное событие, но не тех эмоций от них ждёшь, не тех. Как-то немного спасает ситуацию случай с парнишкой, который оказался в люке, под землёй. Здесь уже прослеживается не наигранность, а желание прийти на помощь. Как будто и актёры встрепенулись. А попавшийся им на пути водитель, повысил их боевой дух и тонус. Ещё на что бы хотел обратить внимание. Четыре фронтовых друга. Понимаю, что у каждого человека свой характер и все мы разные, но их небольшие стычки и подтруниваю друг над другом как-то не особо вяжутся с настоящими друзьями-ветеранами. Такое складывается ощущение, что каждый сам по себе. А этого не должно быть. Вот такие у меня мысли, вразрез устоявшимся мнениям. Может я не прав, может чего-то не понял или недопонял, но сказал, как есть. Да и ещё. Раю, героиню Нины Ургант можно было бы ввести гораздо раньше. Если она так здорово смотрелась в финале, то надо думать, что и на протяжении всего фильма задавала бы тон. А то сыграли на внешний эффект, под конец. Думаю это не совсем правильно, хотя оправдано с художественной точки зрения. Исходя из всего вышеизложенного, оценку поставить, пожалуй не решусь.
Военный фильм, в котором боевых действий вы не увидите. История товарищей, которых, впервые после 20 лет разлуки, сводит судьба вместе на похоронах фронтового друга. Честно говоря, я смотрел не отрываясь. Всё-таки умели у нас снимать в те года. Естественно, замечательный подбор актеров, среди которых есть Леонов, играет прекрасно. В фильме часто поднимаются темы войны, темы нового поколения, взаимоотношений между новым и старым поколением, взаимоотношений людей из разных эпох, но, наверное, главной темой этого фильма является дружба. Да, это картина о дружбе, о настоящей верности, которые не проходят с годами. Честно, после просмотра этого фильма ужасно захотелось встретиться со своими старыми товарищами! Во время просмотра мне иногда казалось, что я тоже среди этих друзей – героев фильма, что тоже попадаю с ними в передряги, тоже сижу за столом и грущу о потери нашего товарища. Честное слово, такое чувство, будто ты находишься среди них. И это очень ценно для фильма!
Москва. 1970-е. На похоронах товарища встречаются четверо однополчан. Последний раз они виделись в далеком 46-м. Прошло больше 25 лет... Что им рассказать друг другу? Жизнь изменилась, многое ушло безвозвратно... Кто-то уехал в Калининград, кто-то живет в Москве, кто-то устроился директором, а кто-то работает простым слесарем. Но все они помнят, как вместе воевали против немецкой армии, дышали землей в окопах и вели пулеметную очередь из горящих зданий растоптанных городов... А сейчас хорошо: мирно прогуливаются по улицам молодые семьи, дымят трубы заводов, никто не глядит в небо со страхом, что вот-вот упадет бомба. Герои Е. Леонова, А. Папанова, В. Сафонова и А. Глазырина, замечательных советских актеров, вдруг оказываются снова вместе, но уже в другой, мирной Москве. Одна из главных коллизий фильма: столкновение фронтовиков с молодым поколением. Казалось бы, те, кто родился сразу после войны, должны ценить каждое мгновение мирной жизни, однако то там, то тут проступает иное отношение к жизни. Вот перед нами молодая официантка в ресторане: она вроде бы сохраняет вежливость, но отвечает на вопрос мужчин 'А есть ли здесь спиртное' с явным пренебрежением, даже грубо. Мол, 'приходят тут всякие в наше чистое, опрятное заведеньице'. А поведение молодого человека и вовсе шокирует: мало того, что он отказывается подвести до больницы умирающего парня, так еще и руку осмеливается поднять на пожилого ветерана в лице героя А. Папанова! Да, связь времен нарушена. Но тут сразу все встает на свои места: один мощный удар бывшего фронтовика – и спесивый юнец уже лежит на асфальте, весь красный от гнева. Старая школа, что сказать! Короткие диалоги о современных нравах, о жизни, перемежаются с воспоминаниями о тех кровавых днях, когда каждое мгновение было чревато смертью. Компания, уже переночевавшая в камере следственного изолятора после драки с молодым водителем, по инициативе Ивана (Евгений Леонов) направляется к батальонной медсестре Рае (Нина Ургант), чтобы отдохнуть после долгих прогулок по Москве и еще раз вспомнить годы военной молодости. И вот, расплакавшаяся от известия о смерти фронтового товарища Матвеева, Рая исполняет песню 'Нам нужна одна победа', написанную Булатом Окуджавой (и слова, и музыка) специально для этого фильма. Песня совершенно потрясающая: и даже не потому, что после фильма она обрела неслыханную популярность, а потому, что она настолько мастерски и удачно вписана в общую картину фильма, настолько тонко отражает настроение как героев, так и зрителя, что слезы сами наворачиваются на глаза. Голос Раи дрожит: она одновременно и поет, и плачет, а гитара звучит все громче и громче. Друзья подпевают ей, ведь это их общая фронтовая песня, помогавшая жить и сохранять веру в победу. 'Белорусский вокзал' – это картина, отражающая противоречивость послевоенного времени, повествующая о том, как бывшие фронтовики приспособились к мирной жизни, чем они живут, о чем думают, какие у них цели и планы. Нет, они не оказались на обочине жизни, просто для них в этом мире многое непонятно: непонятна спесь молодых, непонятна жажда легкой наживы, другие ценности, другие нравы. Но они все еще вместе – и это главное. Фильм заслуживает высокой оценки.