Жила-была одна баба: отзывы и рeцензии

kromanjon
kromanjon22 января 2019 в 17:14
Получите по награде

Сложно писать рецензии, когда писать трудно. И ещё труднее не пересказать фильм, а высказаться. Почему именно такое кино забирает призы ? Общество сломалось? или тучная немодельная женщина сейчас не в тренде? Время покажет. Очередной прообраз немого кино 21 века. За основу взята жизнь отдельной деревни в 1919 году в Тамбовской губернии, где гражданская война ещё не проявилась. Вот в страдании одного человека как раз показано, что делает с людьми революция. Она лишает их человечности. За весь фильм эти страдания выливаются в стоны, кровь, насилие и перемогу личности среди нелюдей. Баба выживает, но становится другой. Когда приходят красные и уводят скотину, она ломается. И вот на фоне всего этого мрачного фильма показан луч света - русская душа. Да, человек может быть скотиной, в своих делах и фобиях, но останется луч света. Фильм даёт ответ на вопрос, что будет с народом дальше. Главное, остаться человеком среди мусора и зла. И неважно, демократы или коммунисты у власти. Насилие и похоть, жажда власти и денег двигали человеком всегда. Мораль: жила-была одна баба. Просто песчинка с широкой душой. Всё терпела. Ушла она, а вокруг много таких, найти бы нужную. Народ терпит, когда бьют, не терпит, когда убивают душу. 4 из 10

Злюка-цензор
Злюка-цензор1 ноября 2018 в 13:27
Антиностальгия по прошлому

Замечательный фильм о том, как нельзя жить, антиностальгия для тех, кто хочет пережить катарсис. Сценарий, который дает возможность с головой окунуться в темное прошлое России и утонуть в страшных перипетиях судеб всех без исключения его действующих лиц. Здесь гениальны практически все актеры, как и не оставляет равнодушным режиссерская и операторская работа, а также творческий вклад художников. Именно после этой роли я влюбилась в Дарью Екамасову, которой удалось настолько точно перевоплотиться в настоящую русскую бабу, что видя её в других ролях современных героинь, я всё время держу в памяти образ Варвары. По этому фильму нельзя изучать историю, но можно прочувствовать атмосферу начала ХХ века, царившую в России. Это не Бунин, не Мандельштам, и даже не Маяковский с Есениным. Это глубокая народная тоска по лучшей жизни, которая так и не наступила. И за это мой низкий поклон режиссеру и сценаристу Андрею Смирнову, который выстрадал эту работу (что чувствуется в каждом кадре). Совет: апологетам октябрьской революции и возвеличивания страны советов не смотреть - ибо их идеалы здесь попраны в самом зародыше. Хотя, кто знает, может именно за этими эмоциями и охотятся те, кто хранит прабабушкин подзор, пожелтевший от времени, или прадедушкин правый сапог без подошвы (а левый уже давно рассыпался от старости)? 10 из 10

Volk1955
Volk19554 декабря 2014 в 18:25
Пусть хоть так чем никак

Мой род оттуда, с Кирсановского уезда Тамбовской области, из самого центра Антоновского восстания 21 года. Смотрел фильм с интересом - моя бабушка, свидетельница всего того ужаса, мне, еще школьнику, рассказывала о том восстании. Она потеряла тогда двух братьев из четверых (одного на глазах родителей и сестер изрубили шашками на собственном огороде восставшие, а другого уже красные застрелили, все тогда были против всех), да еще один был простым матросом, ушел навсегда за кордон с флотом в 1922 году из Владивостока, когда красные подходили, все уже знали чего от них, родимых, ждать. Да только не припомню, чтобы она хоть раз сказала, что до гражданской войны там плохо жили - жить так плохо, как в фильме, на тамбовских черноземах невозможно, кроме как при двух вариантах - при колохозах и еще при нынешнем развитом капитализьме. А тогда мужики с осени до весны уезжали на бакинские нефтепромыслы, зарабатывали очень хорошо, за сезон можно было на новый дом заработать. Меньше пяти коров никто не имел, даже у самых ленивых было по паре лошадей, а свиней-курей вообще не считали. Никто не пил и не дрался, как в фильме показано, люди были богобоязненные и правильные. Так что режиссер перебрал с показом негатива о дореволюционной жизни, ну чистая врака, лишь бы чернухи успеть нагнать до града Китежа. Полностью согласен с мнением других рецензентов по поводу Аверина - однобокий он какой-то, так видать Глухарем и останется в народной памяти. Лучший в фильме Серебряков - вот алмаз недооцененный, жаль уехал, а величина по драматизму игры не меньше Смоктуновского. Пафоса в фильме много, претензий много на народную драму, но, честное слово, не Тихий Дон, даже в советском усекновении. Ценность фильма в том, на мой взгляд. что кто-нибудь, может быть, очнется от НТВ и прочей сериальной хрени и узнает (случайно), что была такая вот страна, были такие бабы. А гламура не было. А отъехав за триста верст от Москвы убедиться, вспомнив этот фильм, что по-хорошему ничего не изменилось. И живем мы все в Дне Сурка.

lugaratika
lugaratika21 февраля 2013 в 19:51
Есть женщины в русских селеньях, их бабами нежно зовут

Уже в самом начале фильма допущено два непоправимых ляпа: младший сын самого богатого жителя деревни взял в жены дочь побирушки, а свекровь покрывает 'грех' новоявленной снохи, капая куриной кровью на белоснежную простынь, вместо того, чтоб с позором провести молодуху по всей деревне в хомуте. Ляпы эти настолько из ряда вон, то можно расслабиться и смотреть фильм не как историческую правду, а как художественный вымысел. Что же мы видим? Я увидела, во-первых, прекрасную игру главной героини и других актеров. Пускай наша 'баба' имеет мордовскую, а не тамбовскую внешность, но она залихватски вертит вилами, запросто бегает босиком по навозу и пересеченной местности и прекрасно имитирует черноземный говор. Свекровь, свекр, вторая сноха, брат мужа, поп, бабы в деревне - все играют хорошо, ярко и сочно. Отдельного упоминания заслуживает Серебряков, он великолепен. Пожалуй, серьезно подкачал только Алексей Шевченков - полное ощущение, что роль читает под дулом пистолета или даже гранатомета. Во-вторых, режиссер предпринял достаточно успешную попытку реконструкции крестьянского быта. Самогонку, как и положено, называют 'вином'; руки у крестьян, как и положено, с въевшейся грязью (эпизод с сережками), лапти, плетеный короб для переноски ребенка, разделка туши. Конечно, не 'Тихий Дон' Сергея Герасимова, но уже хоть что-то. Ляпов и тут хватает: например, эпизод с пикником на обочине или песня про Трансвааль. Но, как я уже писала, кино это не документальное. В-третьих. Хоть кино и не документальное, но правдивых моментов в нем тоже достаточно. Первый - это жестокое подавление Антоновского восстания и последующие сносы хат и выселения. Судя по информации из открытых источников, режиссер еще очень мягко все показал. Второй - это отношения в деревне и деревенских семьях. Со снохачеством только палку перегнули, так открыто свекр со снохой не жил - бога боялись. И третий момент - это, собственно, та самая одна баба. Помню, в детстве я спрашивала у прабабушки: 'Ба, ты мужа любила?' - 'Жалела'. - 'А свекровь, золовку любила?' - 'Терпела...' Думаю, это нам режиссер и хотел показать в собирательном образе той самой бабы - жалость и сочувствие к людям, какие бы они ни были дуроломы, терпение, доброту, прощение. Ностальгия у режиссера разыгралась по добрым, терпеливым русским бабам, которым в постиндустриальном современном обществе места нет. 7 из 10

Iv1oWitch
Iv1oWitch9 июля 2012 в 09:14

Фильм начинается со сцены венчания в церкви, плавно перерастающей в свадьбу той самой бабы, тогда ещё глупой девчушки. Зажиточный жених взял невесту из бедной семьи, но с первой же брачной ночи интимная жизнь у них не заладилась. Слаб оказался муженёк в делах амурных, оттого и глушил беспрестанно горькую в больших количествах. Стал её домогаться подгулявший тесть, но так она активно отбивалась, что ненароком и убила. Судить не стали, муж вступился, но съехали молодые на выселки и вроде жизнь начала потихоньку налаживаться, и ребёнок родился, да началась первая мировая война. В этой эпической картине показана историческая картина России первой четверти 20 века, сквозь нелёгкую судьбу простой русской женщины. И пусть грамоте она не обучена, но в ней столько силы и житейской мудрости, что даже в тяжелейших условиях она способна выжить и, несмотря ни на что, продолжает рожать детей, чтобы не переводился народ на земле русской. И только жизнь начала налаживаться, вот и коровёнка завелась, невесть откуда появляется власть и отнимает последнее, а уж корову и подавно. Мало что изменилось с той поры в нашей стране. Сильная сторона фильма - настоящий русский язык, который воспринимается столь органично на фоне происходящих событий, да и костюмы воссозданы достоверно и не смотрятся балаганно. Актёры вжились в свои образы. Очень хороши Дарья Екамасова и Алексей Серебряков, даже Максим Аверин пришёлся к месту. На мой взгляд, Андрею Смирнову, как режиссёру, удалось сохранить беспристрастность. И белые, и красные показаны 'во всей красе'. Одни других стоили. Считаю этот фильм новым словом в российском историческом кинематографе. 7 из 10

Елизавета Васильева
Елизавета Васильева15 апреля 2012 в 10:54

Такого противного кино я еще не смотрела. Н нем нет ничего хорошего, кроме 2-х минут с Авериным, но есть куча изнасилований, антисоветчина, издевательство над церковью, странные диалоги (зачем они мне лично непонятно, так как они почти всегда заканчиваются изнасилованием), никакая главная героиня и картонные лошади (они выбили меня из этого фильма на первых минутах и явно не способствовали позитивной оценке фильма). Мне очень интересно для кого режиссер снимал этот фильм, над кем и за что он так издевается? Это не исторический фильм, так как представляет только историю изнасилований одной дуры (тьфу, т.е. бабы). Это не притча, так как она ничему не учит (ну если только тому, что лучше утопиться рано, чем поздно). Это и не драма, так как я не могу себя заставить сочувствовать и сопереживать этой бабе (я, вообще, жалею только об одном - что ее не засекли насмерть, когда она уморила коня). Можно было бы определить это как порнографию, но хочется верить, что режиссер не ставил себе такой задачи. В общем, режиссеру удалось создать фильм в котором нет ничего хорошего, который ничему не учит, не вызывает никаких чувств, не заставляет задуматься, а вызывает только отвращение. Мне кажется, что это уникальный случай в кинематографе 3 из 10

Svetojar
Svetojar11 апреля 2012 в 14:58

Помните крылатую фразу: 'Белые придут- грабють, Красные пришли- грабють. Куды крестьянину податься?' Можно долго и скрупулезно искать в этом фильме, и главное найти, что угодно- историческую достоверность, аллегорию, порно и т.д. Кто за чем шел на этот фильм тот только это и увидел. А я увидел нормальный крестьянский быт, услышал замечательный, знакомый с детства говор, красивые пейзажи, отменную игру актеров, работу оператора. Тяжело жить в эпоху перемен. И не только крестьянам. Но им труднее всего. Что собственно мы и увидели, единственное с чем возможно Смирнов перегнул- с апогогией. Доведя до абсурда трудности и перипетии судьбы героини. Но, возможно, это и оправдано. В любом случае мне фильм понравился и потраченного времени мне не жаль. 10 из 10

Маргарита Духовная
Маргарита Духовная10 апреля 2012 в 11:24
Любителям порно посвящяется

Про несчастную бабу, которую насилуют разные люди 3/2 фильма. Баба символизирует Россию, попираемую всеми по очереди: белыми, красными, зелеными. Для красоты в фильм добавлены религиозные проблемы - есть ли бог и стоит ли жить по законам смирения, ожидая божественного вмешательства. Также герои размышляют о народе русском, о его звериной природе. К сожалению, больше ничего разобрать не удалось, так как они все говорят 'типа' на деревенском диалекте, а субтитров нам никто не потрудился предоставить. Получилось политическое порно. Героиня не вызывает никакого сочувствия, потому что слишком много в ней звериного и совсем нет человеческого. Во время каждого красочного изнасилования я думала 'Ну сколько можно?' и 'когда закончится эротика и начнется кино?'. Кина не началось, и я после 15-го изнасилования зевнула и пошла спать. Сильная сцена расстрела верующих. Вот ее можно отдельно посмотреть, а остальное - не надо.

notsofunny
notsofunny7 апреля 2012 в 22:02

Пожалуй, это один из самых плохих фильмов, которые я когда-либо видела. Смирнов взялся за очень интересную идею - описать важнейший для России исторический этап с точки зрения простой женщины. Однако попытка эта ему не удалась. Персонажи проработаны плохо, характер главной героини совершенно не раскрыт. Мы не проживаем ее жизнь, не понимаем ее поступков, не можем ей сопереживать. Большую же часть времени мы наблюдаем за тем, как ее насилует каждый мимо проходящий. Возможно, фильм был бы чуть лучше, если было бы понятно, о чем говорят персонажи. Но в основном они все так мямлят и зажевывают слова, что приходится додумывать происходящее. К тому же, трудно представить себе жизнь русской деревни в таком вот мраке - никаких песен и плясок, праздников и застолий, герои даже ни разу не улыбаются толком и почти не разговаривают. Слишком чернушно, совершенно не глубоко и не прорисовано, однобоко и субъективно. 1 из 10

Radost16
Radost1627 февраля 2012 в 16:21

Я живу в Тамбове и однажды, случайно, мне довелось побывать в том месте, где снимали этот фильм. Скит меня чрезвычайно заинтересовал, очень хотелось посмотреть фильм, который сняли в моей родной Тамбовской области. И когда он вышел на киноэкраны, я сразу же отправилась в кино... Не могу сказать, что я ждала какого-то прекрасного фильма с великолепной игрой актеров и со смыслом, но я точно никак не могла предвидеть, что фильм разочарует меня НАСТОЛЬКО! Видимо, сценаристы не посчитали нужным показывать само Тамбовское восстание, а решили отделаться показами сцен изнасилования, причем бесчисленное количество раз. Я не могу сказать со стопроцентной уверенностью, что такого в те времена не было и быть не могло, но даже если призвать на помощь логику: в любом учебнике по истории написано, какой рост промышленного производства, образования был у России в те годы. И откуда это все, спрашивается, если, как показали в этом фильме, люди были такими неандертальцами? И станет ясно, что не могло быть так, как в данной киноленте. В результате я увидела фильм, в котором показали не народ, а каких-то дикарей, которые только и делают, что следуют животным инстинктам и не нашла исторической правды. За хорошие декорации 1 из 10

slavny71
slavny713 января 2012 в 17:40
Китежград быль или не быль?

Соглашаться с событиями показанными в фильме или нет, частное дело каждого зрителя, однако отрицать трагедию России в первой половине 20-го века не может ни кто. Судьба главной героини безусловно это не каждая семья Российской глубинки, но тем и усилен трагизм происходящего, что вся страна оказалась в роли той несчастной деревенской Бабы, обесчещенной, изнасилованной, преданной и брошенной на растерзание врагов. Фильм изобилует подробностями тех лет, с исторической достоверностью погружая нас в те далекие времена, безжалостно окуная зрителя в атмосферу рокового периода. Нравственное осуждение здесь не уместно, кто имеет право судить и расставлять критерии к периоду в жизни целого народа, обманутого и униженного, ввергнутого в братоубийственную войну, где цена новой свободы стала социальная и культурная катастрофа России. Эпилог легенда о Китеж-граде оставляет нам надежду в молитве укрыться от беспощадной, страшной реальности изменив нашу судьбу, ведь история имеет особенность повторяться и нам всем есть о чем задуматься! Что касается недостатков фильма. Слишком огромен оказался материальный пласт для режиссера. Автор не дал нам больших эмоций создав слабый художественный образ, ограничив сюжет монотонным, затянутым повествованием разбавляя действие лишь насилием и безысходностью, тем самым усиливая атмосферу обреченности. Узкий коридор для искушенного зрителя. Отсюда и шквал негодования и нелестных оценок. Тем не менее фильм состоялся, его невозможно игнорировать либо обходить стороной. Рекомендую к просмотру разностороннему зрителю.

Last Noob
Last Noob28 декабря 2011 в 06:59
А где черенки от лопат?

Как стать успешным и уважаемым, в некоторых слоях общества, конечно же, творческим человеком? Ответ очевиден: Заснят на гос. деньги Антисоветский мусор! Показать глупому люду убогость их предков и истории в целом. Как говаривают: 'Автор пишет о себе'. Создатели этого 'великолепия' так же сняли кино именно о себе, общего с историей у этой картины столько же сколько у тех же крастных с белыми. Хотя и 30 лет в архивах должны вроде бы свидетельствовать об обратном. Видимо это были не 30 лет в архивах, а несколько заходов в местную библиотеку за работами Довлатова. Уж больно схоже, местами. Любой фильм должен нести в себе какую-либо идею, идеалогию и мораль. Но отечественные любители срывать покровы, в корне против этого утверждения. Надо показать правду, их правду. Кому нужна эта пресловутая мораль! Это коммуняки застовляли бедных свободолюбов держаться в рамках морали и нести людям в фильмах идеалы коммунизма. Но теперь когда правящая элита даёт добро всякие бояре и гасподы могут развернуться в полную силу и вылить на народ пару вёдер 'правды'. Грязь, дерьмо, казни, изнасилования, тотальная тупость людей, отсутствие смыла и логики поступках - вот то что показывает нам эта Баба. Нам показали что всё наше прошлое одно сплошное преступление. И нам, как любит повторят одно существо, остаётся лишь покаятся. Это не фильм, это идеалогический мусор!

ja-ty
ja-ty16 декабря 2011 в 13:11
Хороший фильм

Я думаю, что этому режиссеру хорошо удался этот исторический фильм. Атмосфера времени передана верно. Но удивляет чернуха с битьем женщин и насилованием их. Высокая духовность, вера в Бога в то время не могла допускать таких случаев. Это больше свойственно после революционному периоду в селах. По крайней мере хочется верить, что в России такого не было. Уж где где, но такого не было в казачьих станицах на окраинах России. Например в Уральском казачестве так не пили, как показано в фильме. Все было чинно и благородно. За порядком смотрели староверы и попытки его нарушения наказывались. Режиссеру великолепно удалось бы снять фильм об Уральском казачестве аналогичных времен. О боях уральского казачьего войска генерала Владимира Сергеевич Толстова, сына терского атамана Сергея Евлампиевича Толстова. О приходе Красной армии, о зимнем походе к Каспийскому морю при отступлении, о том как Атаман не пожелал сдаться красным. А старик отец Сергей Евлампиевич На предложение идти вместе с сыном в пески ответил: «Пусть лучше мои кости зароют здесь на Родине». Красные увезли его в Москву и после допросов в ВЧК отправили в лагерь на Северной Двине. В марте 1921 года вместе с группой генералов на 72 году жизни он был расстрелян. Уже на чужбине, где умер генерал Толстов была написана книга 'Из красных лап в неизвестную даль'. Последний казачий генерал-атаман Владимир Сергеевич Толстов умер 29 апреля 1956 года в Брисбене в Австралии.

Ирина Алямкина
Ирина Алямкина5 декабря 2011 в 04:05
Напужал бабу яйцами, када она хер видала!

Ощущения от просмотра картины 'Жила была одна баба' неоднозначные. В чём-то фильм понравился, а какие-то моменты откровенно тошнотворные. Разберем все по порядку. Фильм повествует о жизни одной бабы и её мужиках. О нелегких временах для всей России. Действия фильма начинаются в 1909 г. и проводят нас через гражданскую войну, Тамбовское восстание. Психологически тяжелый фильм. Прямой и правдивый. Основан на истории России. Ярко показан колорит того времени. В те далёкие времена так всё и было, судя по рассказам моих дедушек и бабушек. Мужики все времена пили, удовлетворяли свои потребности когда надо и где надо, и били своих баб. Особо ранимые зрители, утверждают что фильм жестокий. Это не так. На самом деле было ещё жестче. Не даром моя бабушка называла своего мужа, с которым прожила 20 лет, фашистом. Она сбежала от него с девятью детьми куда подальше...Так что фильм, на мой взгляд, довольно сдержанный. История фильма начинается с того, что бедную крестьянку Варю взяли в богатую семью. Она молода и глупа. Каждая провинность наказывается кулаком. В потасовке, когда свёкор домогался её, она его оттолкнула, он ударился и умер. Тут то всё и началось... (Дальше рассказывать нет смысла, нужно смотреть) Интересный сюжет. Хорошая задумка. Но вот непонятно зачем Смирнов нам показывает, что все крестьяне верующие, исповедуют грехи, причащаются, ходят крестным ходом, а как переступают порог церкви, и воруют, и спят с кем придется и стаканы из рук не выпускают?..

Cuper13
Cuper1326 ноября 2011 в 10:06
жила-была одна баба

Просмотр фильма сначала неприятно напрягла наличием на крупном плане столба ЛЭП, да еще с ж/б пасынком, как же так опростоволосились? Далее ожидал подобных косяков. Но фильм приятно удивил прекраснейшей игрой актеров, считаю, что здесь отлично реализовали способности все актеры первого плана, ставлю им всем 5+! Речь хоть и трудна для восприятия нынешнему зрителю, но она соответствует тогдашнему времени, нежели нынешние фильмы и сериалы о ВОВ, где актеры используют слова типа: клево, супер, круто и т.п. Многие жалуются на обилие пьянства в фильме, разве оно не так? Разве не правда в словах героя Аверина, что русский люд зол и страшен сам себе? Ведь вся его речь - правда, хоть и неприятная для нас же, и мы начинаем избивать говорящего истину. Фильм точно раскрыл жизнь русской бабы: выдали замуж лишь бы удачно для родителей, живет пришлой в чужой семье без права голоса, муж бегающий к другой, ибо свою он не любил и полюбить не намерен. Когда же она встретила мужчину, ради которого готова пойти на все, жизнь отбирает лучик света в ее глазах, лицо темнеет от серости и безысходности. Водой заливает мечту в светлое как тот град Китеж. Повторюсь: прекрасный фильм, великолепная игра актеров, сыгранные ими роли в этом фильме раскрыли талант перевоплощения, очень рад за актеров. Достоверность деревенского быта начала 20-го века, диалоги, характеры героев – все на высоте. Название фильма как нельзя в точку: жила-была одна баба. Ведь эти бабы и держат Русь, а не мужики пьющие горькую, избивающие и насилующие всех подряд. 8 из 10

Neznaaaika
Neznaaaika11 ноября 2011 в 15:10

Посмотрев сегодня фильм, испытал очень двоякие чувства, безусловно фильм очень хороший, но на любителя, всем напрополую я его не стал бы советовать идти смотреть. И вообще нужность этой картины под большим вопросом(ЛИЧНО по МНЕ) так как я например не смог для себя уяснить, зачем автор картины Смирнов прилагал такие как я предполагаю неимоверные потуги в его создании, ведь он кино не снимал 30 лет, и тут сразу за такое взяться. Мне кажется что у фильма есть заказчик, и история нашей страны тут как бы ни при чём(она у нас всегда трудная), зачем нам её знать если и поныне в России как минимум половина народонаселения живёт почти так. Такой фильм на руку прежде всего таким как Путин и Медведев, и конечно их единой россии, вот дескать смотрите люди как раньше плохо жилось, и в царской россии, и при коммунистах не лучше., а шас якобы ну намного лучше, хотя это совсем не так. Так что мой вывод, идёт элементарная промывка мозгов населения в том числе и через такие фильмы. МАНИПУЛЯЦИЯ ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ.

germandarina
germandarina5 ноября 2011 в 19:13

Смирнов в России двадцать первого века разносит, не оставляя камне на камне, сложившиеся и уже вошедшие в привычку традиции исторического кинематографа. После тридцатилетнего молчания, он – мастер, пришел и устроил все по-своему. Устроил дерзко, грубо, бесцеремонно. А мы-то ждали красивых лиц и кадров, почти сказочности и сверхгероической силы, мужества, доблести, самоотверженности, жертвенности. Да бог знает чего еще. Вроде «Адмирала» или «Утомленных солнцем». А получили раскатистое сопротивление советской кинематографической школы, когда ни рука, на разум не дрогнут в бытописаниях нашей кровавой и трагичной истории. Даже спустя несколько дней после просмотра я не могу забыть впечатления от фильма – непоказные и как будто настоящие чувства страха, гнева, живучесть не вопреки, а потому что. Потому что по-другому мы не умеем. Испытываю ли я гордость за свой народ, боюсь, что нет. Но мне кажется, что я прикоснулась к правде. Мне кажется, что теперь я знаю больше. И я благодарна, что это кино, конечно, не доброе, но разумное и вечное, для тех, кто посмотрел и оценил.

Fanfan La Tulipe
Fanfan La Tulipe5 ноября 2011 в 13:58

Фильм неоднозначный, но определенно важный. Через историю одной простой женщины Андрей Смирнов показывает историю страны, а точнее, народа, ее населяющего, в самый непростой период - и заодно пытается объяснить, почему же в России все так, а не иначе. Чисто технически фильм удался. Единственное, что он выглядит довольно старомодно, что для семидесятилетнего автора не может быть упреком. К тому же, если считать современной клиповую манеру, которая проникла даже в исторические фильмы, то лучше уж неторопливое течение сюжета, как в 'Бабе'. Актерские работы на хорошем уровне, весьма добросовестный подход к созданию именно исторической картины, необычный угол зрения - все это выделяет 'Бабу' из массы других исторических, а скорее, псевдоисторических работ. Когда автор забирается в философию, фильм становится сложнее воспринимать. Пока он, так сказать, остается непредвзятым, и потому пугающим, документом эпохи, невероятно мощной драмой о том, как человек выживает в условиях, в которых выжить и не потерять себя невозможно, 'Баба' - несомненный шедевр. Когда же Смирнов от демонстрации переходит к толкованию, неизбежно возникают многочисленные вопросы. Но, во всяком случае, следует признать, что из всей плеяды талантливых советских режиссеров, предпринимавших попытки как-то переоценить советский период истории, найти какой-то высший смысл в происходящем, Смирнов оказался самым последовательным и логичным. Поэтому его 'Баба' смотрится не как кровожадная сказка Никиты Михалкова или духоподъемная повесть Владимира Хотиненко, а как честная попытка умного человека предложить свое, и не самое плохое, толкование нашей непростой истории. Правда, вопрос скорее в том, стоит ли такой 'высший смысл' в истории искать вообще, существует ли он на самом деле - или, пытаясь докопаться до истины, талантливый человек неизбежно создает еще один, может, чуть более правдивый, миф о прошлом.

Растеряшка
Растеряшка3 ноября 2011 в 19:18

Я пришла в кино уже подготовленным зрителем с явным намерением разобраться во всем. Мне кажется, что в таких спорных случаях нужно, прежде всего, собственное мнение сложить. Во-первых, мне кажется, что страдания режиссера и его картины эквивалентны в эмпирическом смысле, а не буквальны страданиям Варвары – главной героини. Это же невысказанные мытарства с 1987 года, с момента рождения идеи. Есть, безусловно, в этом ужас, когда не дают высказаться – нет возможности. Это настоящее горе. Потом мытарства с широким прокатом, это уже другое горе – ты говори, но все равно слушать тебя никто не будет или почти никто не будет. Нет зрителя в стране, когда делают кино для страны, а не для фестивальных бонусов. «Жила-была баба» - самое человечное и бесчеловечное кино одновременно. Конечно, это кино про людей и больше не про что – никаких высоких чувств, которые и в двадцать первом веке-то мы глубоко в себе носим. Это самая суть, без прикрас. Да, некрасиво, да, мрачно, но не лишено эстетики в мелочах. Главное все-таки – искренность и непоказное страдание и режиссерское, и происходящее на экране. Это кино обходится душе дорого – поэтому выбор в пользу смотреть или не смотреть остается для каждого обоснованным решением.

Орландина
Орландина3 ноября 2011 в 13:47

Меня волнуют внутренние мотивы режиссера и сценариста Смирнова в одном лице. Антисоветчину в фильме, я думаю, можно легко простить. Достаточно в нашей жизни перекосов. Да и однозначной оценки с позиции человека, а не исторического результата никогда не будет в силу пережитых страданий. Для каждого их глубина своя. Меня настораживает мрачная безнадежность и количество реалистичности, которая на грани цинизма. Смирнов как хладнокровный мясник презентует кроваво-отвратительную нарезку эпизодов жизни крестьянки и ее мужчин. Зачем он это делает и за что считать «Жила-была одна баба» хорошим фильмом я не знаю. Он методично и уже без всякой цензуры, внутренней в первую очередь, топчет все те немногие патриотические чувства, которые у нас остались. Первая мысль, когда выходишь из кинотеатра, для кого снималось это кино, кому оно адресовано, кто его зритель, кроме самого режиссера. Получается примерно как в той поговорке – на зло мамке отморожу уши, только, видать из-за того, что нещадно резали фильмы, назло замучил бабу, а вместе с ней и зрителя. Жаль…