Вот ведь радость какая: еще один человек от войны спасся Снова, как и в предыдущем фильме Алексея Салтыкова, безвестный, захиревший в годы оккупации колхоз выбирает себе председателя. Выбор, как водится, между коммунистическим и неверным. Но у местных баб, темных и беспартийных, свое видение: выдержанные и развитые не ко двору, здесь и сейчас, чтобы ноги не протянуть, нужен дьявол. Дьявол по имени Надежда. Темная лицом, по которому не угадаешь возраста, крупная, немногословная, работящая, умеющая беззаветно любить и почти не умеющая прощать – архетипичная. Русскую женщину перекатило войной, скупо показанной, но от того не менее страшной. Она целовала чужие руки, вымаливая жизнь сына. Сползала, хватаясь за иконы, по стене при звуке выстрела. Не отводила глаз, когда, точно скотину, угоняли в плен односельчан. Сегодня – радость освобождения, завтра - похоронка: на войне один раз убивают, а Надежду, и миллионы таких как она, убивали каждый день. Те, кто сумел выстоять, нынче коня в поле заменят, из горящей избы фашиста не выпустят и головы ни перед кем не склонят: ни перед Богом, ни перед райкомом, ни перед собственными мужчинами, вернувшимися к женам, которые научились выживать без них. Однозначной творческой удачей «Бабье царство» назвать сложно. Сюжет ощутимо гуляет. Сквозная история Надеждиной крестницы Насти, ради спасения чужой девочки бросившей себя насильнику-оккупанту «словно кусок мяса», порой надолго забывается. Пожары и изуверства сменяются комедийными зарисовками в духе Аристофана. Находится место для любовей, слез раскулаченного старосты, самосуда, вакхических жмурок, сражения с мельницами, борьбы за женское равноправие, задушевных песен и прочая и прочая – все это скорее в банальном беспорядке, нежели в художественном многообразии. Напряжение скачет: пронзительные сцены, снятые лаконично и просто, вдруг обрываются длинными монологами, где проскальзывает то театральная драма-драма, то показательная советскость. Здесь нет привычной канонизации красноармейца, воина-освободителя, зато есть секс и манипуляции с помощью него (операция «лиши его ласки»)… Но беспартийная Надежда, едва став председателем, тут же начинает скликать народ на общее дело, и бригада девчат в белых косынках за считанные месяцы строит коммунизм/рай на земле, попутно объясняя воротившимся с войны мужьям, какие радужные перспективы открываются на селе и как здорово работать за трудодни. Что делает картину достойной просмотра – это сама героиня. Первая (и самая известная) главная роль королевы эпизодов Риммы Марковой. В Надежде сошлись почти все когда-либо сыгранные ею женщины, девушки, старухи, в ней же – сама актриса, циничная и идеалистичная, неуступчивая и мудрая, одинокая. Вдова, мать всем и никому, повелительница бабьего царства руководствуется единственной заповедью: «Надо жить на свете, чтобы меньше боли было». За чужими радостями, заботами, чаяньями она забывает свое горе, неудовлетворенную потребность прижаться к мужскому плечу, укрыться за ним. Зато растут дети, милуется с кем-то из молодежи невеста покойного сына Дуняша, медленно-медленно время берет свое, затягивая раны. «Бабье царство» - не столько о войне, сколько о спасении от нее. С мая сорок пятого минуло всего полгода, год, пять, десять, все двадцать два года – на дворе 1967-й. Ветеранов еще не нужно подбадривать лозунгами о «нестареющей душе», воистину никто не забыт и ничто не забыто. Но женскому сердцу ведомо, что есть вещи, о которых лучше не вспоминать, оставить позади и не оглядываться никогда. Иначе не выжить: память тоже может ранить, выжечь изнутри, обратить в соляной столп - и немца давно нет, а на дворе все война.
Лихолетье войны. Немецкая оккупация. Обычная советская деревня, в которой из мирного населения остались лишь женщины, старики и дети. Сполна хлебнул горя весь этот люд, испытав на себе унижения и издевательства гитлеровцев - поборы, побои, принудительную оправку деревенской молодёжи на работы в Германию, изнасилования и даже убийства. Особенно лютовал не просыхающий от пьянства немецкий комендант деревни Каспа (Ефим Копелян). Во всём старался угодить Каспе обиженный советской властью русский полицай-староста (Борис Кудрявцев). И такая невыносимая жизнь длилась месяц за месяцем. Пострадавшая от фашистского зверья больше, чем кто бы то ни было, простая деревенская баба Надежда (в главной роли - Римма Маркова) призывает односельчанок вступить в борьбу с оккупантами. И однажды этот день - день неотвратимой расплаты за все издевательства и унижения - настаёт. Вторая половина фильма живописует жизнь деревни после великого Дня Победы над фашисткой Германией и возвращения на многострадальную землю мира. Возвращаются с фронта и мужья местных жительниц - те из них, кто уцелел в мясорубке войны. Поначалу в деревне царит атмосфера всеобщей радости - народ гуляет, пьёт, веселится. Но вместе с возвращением мужчин в деревенскую жизнь вклинивается проблема неожиданного свойства. В решении этой проблемы снова не обойтись без мудрости и решительности Надежды, нашедшей выход, как впоследствии оказалось, в точном соответствии с мифом о древнегреческой Лисистрате. 'Бабье царство' лично для меня стало открытием величия актрисы Риммы Марковой. Конечно, я видел Римму Васильевну и в других ролях, но Надежда в её исполнении - нечто совершенно потрясающее и, не побоюсь этого слова, роль на грани гениальности. Кстати, есть в конце фильма эпизод, когда героиня Марковой стремительно скачет в полный рост в повозке, запряжённой лошадью - при виде такой картины приходит мысль: ну чем не скачущая на колеснице героиня древнегреческой мифологии! И конечно, нельзя не провести очевидной аналогии между Надеждой из 'Бабьего царства' и Прасковьей из известного фильма военных лет 'Она защищает Родину' - образом, воплощённым на экране замечательной Верой Марецкой. Оба персонажа, потеряв близких людей, сплачивают вокруг себя для борьбы с захватчиками односельчан. Эти две во многом схожие роли показывают истинный символ русской женщины - красивой, решительной в трудную минуту, милосердной к чужому горю. Фильм А. Салтыкова на редкость богат блестящими актёрскими работами. Римма Маркова, Ефим Копелян, Борис Кудрявцев, Светлана Жгун, Нина Сазонова, Анатолий Кузнецов, Виталий Соломин, Александр Грузинский - все они буквально ЖИВУТ на экране, и даже мысли не возникает, что это всего лишь ИГРАЮЩИЕ свою роль актёры и актрисы. Всё очень натурально, правдиво - смотришь, и ВЕРИШЬ тому, что видишь. И ещё это очень-очень трогательный фильм. Могу честно признаться: несколько раз в процессе просмотра я не сдержал слёз, и думаю, такова естественная реакция любого нормального человека на то, что он, в данном случае, видит на экране. Один из самых пронизывающих фильмов о войне из всех, которые мне довелось увидеть - в нём точно передана атмосфера оккупации, жизнь и страдания людей, попавших в эту страшную атмосферу. Наконец, без всякого преувеличения, взвешенно и объективно, могу назвать 'Бабье царство' полноценным шедевром советского кинематографа. Очень сильное кино. 9,5 из 10
«Бабье царство» - советская, черно-белая, военная драма 1967 года. Фильм этот раскрывает бессмертные ужасны войны и горе советского народа. Драма очень сильная и тяжелая. При просмотре ее навариваются слезы. Очень жаль тех людей, которые перенесли весь хаос Второй Мировой Войны, фашистскую оккупацию. В этой истории мы видим деревню, в которой советские женщины были под фашистским сапогом немецкой армии. Мы видим, какие ужасы здесь происходили и то, как бедные женщины держались до последнего. Когда же война закончилась, в деревню стали возвращаться мужчины, и мы видим подлинную историю настоящего, бессмертного горя и истинную силу духа советских женщин… Некоторые сцены этой драмы просто шокируют, и их нельзя смотреть без слез. Само кино снято достойно и правдоподобно. Было показано все правдиво и невероятно драматично. Римма Маркова сыграла в этой драме первую свою значимую роль, и сделала она это просто шикарно. Маркова смогла передать на экран настоящий, сильных дух светской женщины. Мы видим через что прошла ее героиня, но это ее не сломило, и она шла дальше. Ее героиня настоящая личность и очень вдохновляющий персонаж, который достоин самого пристального внимания. Светлана Жгун тоже запомнилась мне после этого фильма. Она сыграла женщину, которая спасла молодую девушку и легла под фашиста, тем самым перечеркнув себе всю судьбу. Эта актриса сыграла тоже восхитительно. «Бабье царство» - кино нужное и сильнейшее. Оно держит в себе всю ужасную правду Войны, чтобы молодые поколения не забывали о своих предках, которые несли на себе такое ужасное, тяжелое бремя и победили над истинным, фашистским злом. Сильнейшее кино!
Алексей Салтыков - прекрасный постановщик и «осветитель» психологической стороны человека. В данном случае, объектом «освещения» выступает группа деревенских женщин, оставшихся в тяжелом оккупационном положении конца Великой Отечественной войны. Но, не смотря на любовь режиссера к непредсказуемой женской натуре, картина не обладает систематизированным сюжетом, где условно ведётся деление на «до» и «после». «До» - это немецкий захватчик, истязающий бедных баб, на не легкую долю которых выпало остаться один на один с заклятым врагом. «После» - это жизнь... точнее те крупицы жизни, которые после всех ужасов нужно собрать, как зерно на нужду целине, и двигаться дальше. И всё это на фоне войны, которая не прекращается и после капитуляции Германии (приобретая совершенно другой оборот). Вступительная часть фильма, рассказывающая о положении сельского советского гражданина, понятна своим страхом и мерзостью. Но тут у Салтыкова получилась какая-то рядовая «бытовуха», плавно перетекающая в те самые женские головы. Эти головы своенравны, дерзки и непонятны ни им самим, ни мужикам, вернувшимся с фронта. Главенствующую позицию среди всего состава занимает Римма Маркова, исполнившая роль Надежды - председательницы колхоза. Надя - олицетворение той самой Русской Бабы (с большой буквы), у которой даже имя излучает нечеловеческую энергию. Такие, как говорится, и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Персонаж несомненно сильный и прекрасный, но непонятен он по той причине, что выстраивается в монументальный образ мученицы. Вот и получается по итогу, что советский солдат, якобы, в «танчики» играл на чужбине. Говорить и распыляться тут нечего: война - это ад на земле, который калечит любого и каждого. И если не физически, то морально обязательно. И говорить тут, что кто-то страдал больше а кто-то меньше, смысла нет. Ну а Алексей Александрович, получается, хотел сказать, что есть? 7 из 10