На фоне недовинченных рефлексирующих героев советского экрана 80-х годов, образы которых блестяще воплощал Олег Янковский, офицер Блинов в отменном исполнении Виктора Проскурина выглядит прямо-таки идеалом. И за честь девушки постоит, и правильным жизненным принципам ее научит ('если не знаешь, как поступить - поступай по закону'), и про ее мимолетный каприз съесть свежее яблоко не забудет, да яблоко поднесет еще и вымытым. А его слова о том, что 'для меня ты никогда не была замужем, и никого у тебя никогда не было' (примерно так) звучат гимном настоящей мужской любви. А самое главное, так же как герой Рыбникова в 'Весне на заречной улице' (кстати, вызывает немалое уважение мужественное согласие постаревшего Рыбникова сыграть в 'Выйти замуж...' мерзкого сластолюбца - сколько в этом актерской самоиронии и иронии судьбы, ведь Рыбников был секс-символом и идеалом кино 50-х годов) - так вот, самое главное то, что офицер Блинов, несмотря на свою очевидную влюбленность в 'свободную художницу' Леночку (да и попробуй не влюбиться в такую очаровательную провокаторшу и сексуальную агрессоршу!), все же находит в себе достоинство и гордость отойти в сторону, взять паузу свободы. Вот тут-то в Леночке и взыграло ретивое. Настолько взыграло, что вся она превратилась в стрелу, летящую в цель (с таким адреналином в крови попасть на стрельбище из учебного револьвера почти в десятку - это просто пара пустяков). Цель, впрочем, по-бабьи простая и понятная - выйти замуж за капитана, с которым спокойно и надежно, за которым, как за каменной стеной. Который и любить умеет так же крепко, как охраняет границу - вон как смотрел на нее, когда после объяснения в любви она улетала на вертолете, не отрываясь глядя на его уменьшающуюся фигуру в иллюминатор. Приятный фильм, тонкая музыка, гармоничный актерский ансамбль. Великолепное исполнение роли Верой Глаголевой, кружевная игра Веры Васильевой (роль матери героини), шокирующий Рыбников, органичный Демич - все это составляющие удачности фильма, его успеха у зрителей. Моя оценка фильма: 9 из 10
Последний застойный год. Наши границы на замке, в отдельно взятых колхозах ещё не до конца искоренены проблемы консервирования яблок, девушки практически не курят. Начальник заставы Блинов, достигнув возраста Христа, озадачился отсутствием положенной по уставу супруги. Как-то недосуг все раньше было, марш-броски, наряды, тайга, одним словом. Взял дежурный краткосрочный отпуск – домой, в Бельдяшки. Но на сельской дискотеке нажитые усы и залысины накрепко превратили его в дяденьку, глухо и без перспектив. Пришлось обратить внимание на населенный пункт численностью побольше. А город пил коктейли пряные, пил и ждал новостей. Новости принято подавать на высшем уровне, с фотографиями в придачу. Вот и мотается разведенка Лена по предприятиям и банкетам с «Зенитом» наперевес. Там десятку отстегнут, там одобрительно хлопнут ниже талии – вот и бальзаковский возраст незаметно подкрался. Комната в коммуналке, старая «Победа» на приколе, туманные кандидаты в любовники – фридом, одним словом. И, как заведено в порядочном кинематографическом произведении, траектории главных героев начали неумолимо сближаться. Персонаж Виктора Проскурина – образец мужчины, в которого не влюбляются, но выходят замуж. Неказист внешне, но надежен внутренне. И яблоко помоет, и шланг на даче починит, и лихую погоню за правое дело затеет. Поэтому, согласно синдрому утёнка, первая женщина, на которую он обратит внимание с правильной точки зрения, будет для него самая обаятельная и привлекательная. И, с большой долей вероятности, единственная. А вот у Веры Глаголевой роль другого плана. Её Лена подчеркнуто сексуальна (в рамках допустимого Советским Союзом) – и костюмчики в обтяжку, и поцелуй мимоходом, и течение не туда заносит при купании голышом. В принципе, ситуация нередкая, и итог предсказуем – у мужика незамутненный образ на всю жизнь, женщина иногда взгрустнет о забавном приключении. Но советские семейные картины были качественными социалистическими мелодрамами. С чистой любовью и романтической загадкой. Особый шарм создают детали, понятные только исчезающему классу хомо советикус. Улыбающиеся разносчицы борща в колхозной столовой обслуживают проверяющих, модница не преминет в кафе забрать домой пирожные, «В ванной плёнки не проявлять!», высший шик экипировки – белые кроссовки, посылка оказией – тысячи их. И декорации, конечно, куда ж без них. Где бордовая «Нива» - эталон роскоши, а свинарки как на подбор – румяны и крепкотелы. Картина не один год крутилась по провинциальным кинотеатрам, дружно заполняемых преимущественно женским полом. По-бабьи переживая за шалопутку, наши советские женщины уходили с сеансов в уверенности, что всё у наших героев сложится, заведут детишек и корову купят. Мужик-то хозяйственный, офицер. И невдомек им было, что в проекции на действительность шансов на счастье у Шуры плюс Лены откровенно немного. Ну, переедет, дай бог, блондинка на горную заставу, через год от тоски и безделья завоет, через другой (в лучшем случае) сбежит со скоростью ямайского Болта. А тут ещё перестройка в окошечко стучит, с лихими девяностыми под ручку. Капитан Блинов или будет метаться по ржавым баракам разбираемой Родины, или уйдет в какие-нибудь таксисты, все чаще пытаясь заглушить диссонанс палёной водкой. Но это так, ворчу по-стариковски. А лучше, пусть будет как в финале фильма – влюбленные взгляды не в силах оторваться друг от друга глаз. И вертолет уходит в небо.
Хорошая мелодрама, с долей юмора и драматизма. Крепкий сценарий. Замечательно раскрыт Виктором Проскуриным характер капитана. Однако вызывает недоумение выбор актрисы на главную женскую роль. Мне лично представляется в этом образе (как о ней упоминают в фильме - взбалмошная) более позитивная и интересная женщина, которой капитан мог серьезно заинтересоваться в течение всего нескольких дней знакомства. То, что она, видимо интересный, заслуживающий внимания человек (по задумке в сценарии), понимаешь логикой, но не эмоциями. Не смогла она стать хоть чем-нибудь интересной, хоть какой-нибудь блеск в глазах должен появиться, а она никакая, холодная, безжизненная и в глазах однообразная тоска. Я как ни старалась не быть предвзятой, так и не смогла почувствовать игры Веры Глаголевой, зато заметила признаки кривляния и ломания. Это конечно мое субъективное мнение. Виктор Проскурин - актер с изюминкой, харизмой, незабываем в своих ролях, в создании образа. Со своей невзрачной внешностью он даст фору любым красавцам. А все потому, что наделен внутренней притягательностью и огоньком. В роли капитана он очень органичен, хорошо понимает эту роль и вкладывает в нее всего себя и это чувствуется. Хорошая роль. Так что по многим параметрам фильм заслуживает внимания. Прекрасный финал. 8 из 10
Фильм из далекого детства. Крутили в кинотеатрах, начиная с 1985 года. Запомнилась из детства купание в речке Глаголевой с Проскуриным. Насколько я помню это единственная роль Проскурина, где он играет такого романтического героя. Только сейчас, пересматривая, понимаешь, что это достаточно взрослое кино. В меру сентиментальное, в меру про отношения. И понимаешь. почему тогда его не понял - и не мог определиться - комедия это или что - и если комедия - то почему такой грустный финал... Сейчас все проще - это явная мелодрама и если есть там что-нибудь смешное, так смешное есть и в 'Пианистке ' Ханеке. Кино про любовь и... эмблема времени середины 80-х. 7 из 10 уж точно.
Виталий Мельников не снимал плохое кино, а многие его работы - просто шедевры. Этот фильм очень милый и душевный - словом, прекрасная мелодрама, в самом прямом значении этого слова. Фильм о том, что полные противоположности вполне себе могут притягиваться. Он: офицер-пограничник, с девизом по жизни 'честно служить - ни о чем не тужить', с уставным пониманием жизни, а она: легкомысленная, взбалмошная профессорская дочка, занимающаяся фотографией 'из принципа'. Что может быть у них общего? Но несколько дней, проведенных вместе, поставили под сомнение казавшееся аксиомой утверждение. Фильм легкий, местами остроумный. 'Все знают, за кого женщина выходит, а о ком она мечтает, знает только она сама.' 'Чтобы починить ворота, не обязательно выходить замуж за плотника'. Имеются небольшие вкрапления маркеров описываемого времени. Типа определенного рода проблем в сельском хозяйстве. Кстати, я не совсем понял, каким образом, выехав рано утром из Москвы в один из колхозов Московской области (вроде бы в Ивантеевку), точно не далее 100 км от города, герои добрались туда так поздно, что вынуждены были заночевать в местном 'отеле' и начать работать только на следующее утро. По-моему, это очевидная нестыковка в сценарии. Впрочем, положительному восприятию фильма это совершенно не мешает. Всем, кто еще не видел, рекомендую, 10 из 10
Ну могла ли эмансипированная девушка-фотограф, имеющая за спиной неудачный брак, подумать, что у неё когда-то возникнет подобное дурацкое романтическое желание? И уж тем более, подумать об этом она не могла, когда познакомилась с капитаном-пограничником, который любезно согласился передать ей посылку, будучи проездом в Москве. Девушка – не дурочка – потому сразу взяла мужчину в оборот: и чтобы соседа противного усмирить капитана использовала, и чтобы её тяжеловесный инвентарь по городу потаскать, и даже чтобы в авантюре для получения неразрешённых снимков поучаствовал, защитив её, если вдруг что. Всё капитан принимал, даже наличие в её жизни любовника стойко сносил, скрипя зубами, конечно. Малодушие её и нечестность только стали «последней каплей». Виталий Мельников – режиссёр картины – снимал прекраснейшие мелодрамы. Это – одна из них. С лёгкой ноткой ностальгии по прекрасным (исключительно мои детские воспоминания, а в детстве, как вы помните, всё прекрасно) советским восьмидесятым. Фильм отличный, Вера Глаголева чудесна, а Виктор Проскурин очарователен, потому – смотрите обязательно!
Типичная мелодраматичная история с посредственным сценарием и не самой лучшей постановкой. Режиссёр не брезговал даже откровенно странными и нелогичными эпизодами, например, месть героини старику-соседу. Нелепица какая-то. Зачем было всё так усложнять, если у капитана были с собой документы и она знала об этом? Мог бы сразу предъявить и попросить. И такие моменты были ещё. Что до самого сюжета, то, увы, преподнести банальный и избитый материал качественно и цепляюще у режиссёра не хватило умений. Хорошо играли актёры, к ним претензий нет, сделали, что могли в рамках этого сценария, уже сотню раз перемусоленного. Отдельным минусом является Рыбников. Как-то символично и грустно было видеть его в роли мелкого и жалкого подонка, за которого стыдно. Роль действительно отвратительная, и Рыбников едва ли согласился играть это из профессионального интереса: играть там нечего. С топорной одногранной ролью мелкого дурака мог справиться даже неопытный артист. Времена просто-напросто наступили непростые. Актёры брались за любые роли. И символично именно то, что символ киноэпохи 50-х в 80-х сыграл дно. Крах, смена понятий, актёры перебивались с копейки на копейку, киноиндустрия встала. Сколько мэтров 'старой школы' умерли во второй половине 80-х — 90-х в нищете? Фильму совершенно нечего предложить. Типичная история: подобные пачками выпускают телеканалы. Эстетической составляющей ноль, как и музыки. История главных героев безвозвратно устарела. Он должен, она должна, стереотипы и шовинизм... В сухом остатке остаётся годная игра актёров и незыблемый колорит восьмидесятых. 4 из 10
Вопрос этот интересует многих. Особенно это касается женщин оригинальных, ярких, независимых. К таким можно отнести и главную героиню этого замечательного фильма. И знаете, к какому выводу я пришла? Даже таким оригинальным женщинам нужна любовь, причем любовь настоящего мужчины, с правильными понятиями о любви, совести и достоинстве. В этом смысле все эти оригиналки ничуть не отличаются от обычных дам, за исключением того, что скрывают эту свою мечту о крепком мужском плече, а может, и сами того не знаю. Ведь и героиня Веры Глаголевой тоже не сразу поняла, что ей от дизни хочется, какой он, мужчина ее мечты. Несмотря на застой 80-х и не стереотип, что в те годы нормального кино уж и не было, а мелодрам и подавно, картина 'Выйти замуж за капитана' однозначный пункт в списке моих любимых фильмов, и наверняка не только у меня. Есть в этом фильме что-то настоящее, цепляющее, знакомое. Никакой голливудский шедевр лично меня так не цепляет, может, свое все же ближе к сердцу, может, история такая вроде сложная, а вроде и простая. Актеры фильм не подвели, дуэт Веры Глаголевой и Виктора Проскурина просто великолепен. А еще порадовал Николай Рыбников и его колоритный персонаж. Всем, кто настольгирует по прежним временам и верит в настоящую любовь, рекомендую. 8 из 10
Он - положительный герой. Принципиальный, правильный, честный, мастер на все руки. Вот именно за такого, каждая женщина должна мечтать выйти замуж. За ним любая, очевидно, будет как за каменной стеной. Он совсем не такой, как её бывший супруг, бездарный бездельник. Он не то, что её нынешний любовник, беспринципный трус. А она? Никто не скажет о ней ничего положительного. Ни сосед, который считает, что таких людей вообще не должно быть, ни подруга 'характер взбалмошный, без руля, без ветрил', ни даже она сама 'Во-первых я курю, во-вторых слушаю музыку, которая ему не нравится, в-третьих, я разведенная, ну и самое главное - он считает меня тунеядкой.' Однако понаблюдав за героиней и ее образом жизни, что видим мы? Да, очевидно курит, разведенная - факт. Однако работает много и тяжело, хоть и без стабильного дохода и постоянного графика, хотя и не всегда успешно, что вполне нормально для человека творческой профессии, вынужденного брать риск. Между делом помогает пожилой матери. Характер? Может настоять на своём, как это случилось в конфликте с фотопленкой. Может не подчиниться там где возможно и надо бы. Однако именно несовершенство героини и ее стремление к свободе - это то, что делает её привлекательной и интересной. Ведь много вокруг молодых хорошеньких женщин, вполне порядочных, не курящих, не разведенных, со стабильной профессией и заработком. Однако интересуют ли они капитана? Очевидно что нет. Словом, судите сами. Достойна ли подобная леди выйти замуж за капитана? Наверное у каждого зрителя может быть свое мнение на этот счёт, однако решает сам капитан: 'Мы не подходим друг- другу. У нас разная жизнь, разные цели.' И это возможно действительно так. Однако где ему взять такую женщину, у которой была бы именно такая же жизнь и те же самые цели? Ну нет пока таких женщин, которые так же как он охраняют границу. И капитан остаётся один и оставляет возлюбленную с разбитым сердцем. С первого взгляда может показаться, что у истории двусмысленный или даже скорее счастливый финал. Просто трудно поверить, что после таких красивый ухаживаний и таких проникновенных слов такой положительный и честный мужчина сможет так хладнокровно предать свою героиню. Кажется, что конечно, при последней встрече она абсолютно его убедила взять её в жены. Однако аргументы у неё были вовсе не убедительны, а отказ его абсолютно однозначен. Он не стал отвечать на ее письма. Он не ответил ничего положительного на ее желание выйти за него замуж, не сказал, что любит в ответ на её ' Потому что люблю'. Утешил лишь одним прохладным поцелуем перед самым отлётом. А её ответные реплики о том, что у неё тоже плохой характер и нет никаких целей в жизни навряд ли могли что-то изменить в его восприятии и отношении к ней. Он уже это знал. Неоднозначно только одно; кто оказался в конечном счёте более беспринципным? Женщина, которая готова была сделать всё, чтобы изменить свою беспорядочную и бесцельную жизнь и стать его, будем надеяться, верной и постоянной супругой, или мужчина, который вдохновил и обнадежил её большими и красивыми фразами о высоких принципах, поссорил с любимым, а затем хладнокровно бросил.
«Выйти замуж за капитана» я впервые посмотрел в ленинской комнате советской пограничной заставы в 1987 году, летом. Тогда мы сошлись на том, что капитан с говорящей фамилией Блинов (Виктор Проскурин) совершенно напрасно потратил время в отпуске на сумасшедшую э-э-э… девушку. Да, я знаю, как зовут героиню – Елена Журавлёва – ещё одна говорящая фамилия, и что играла её Вера Глаголева мне тоже известно. Думаю, этот фильм вполне заслуживает максимальной оценки, которую я ему и поставил, собственно, так как на мой чисто зрительский взгляд – фильм сделан качественно, игра актёров очень достоверна, а происходящее на экране настолько жизненно, что кажется, будто съёмки документальные. Особенно это заметно сейчас – при просмотре фильма середина-конец 80-х встают перед глазами как живые. Но при всём, отмеченном выше, чувство отвращения к происходящему на экране как возникло у меня ещё при первом просмотре, так и не исчезло при пересмотре несколько лет назад, и ничуть не уменьшилось при совсем недавнем третьем пересмотре. Я честно попытался разобраться – в чём же дело? Дальнейшее – чтобы не раскланиваться постоянно – сугубо моё личное мнение, на которое вы тратите своё время, возможно, совершенно напрасно. Во-первых, «Выйти замуж за капитана» очень честно и как-то буднично показывает, что в Советской стране к 85-му году почти не осталось советских людей. Сам Блинов – и тот под вопросом, если честно, хотя капитан-пограничник – единственный раскрытый в фильме герой, вызывающий нормальную человеческую симпатию. Во-вторых, главным антигероем в фильме является даже и не этот невероятно талантливый и потому отвратительно циничный провинциальный журналист с, опять же, говорящей фамилией Лядов (Юрий Демич). Увидев персонажа Юрия Демича при втором просмотре я невольно подумал – о, вот будущий «Взглядовец». Не является «антигероем» даже пресловутая «ужасная система», где «бедная девушка» вынуждена благодарно принимать шлепки по попке от престарелых мачо, так как оные иногда «подбрасывают работу». Главный антигерой картины – мама этой самой свободолюбивой и самостоятельной Лены – Вера Семёновна, невероятно документально сыгранная Верой Васильевой. Именно она формулирует основные жизненные принципы, воспитавшие у дочери ту самую лёгкость, с которой она делает бесконечные «подхалтурки», берёт деньги у чужого мужчины, так как, якобы, он не дал ей заработать, говорит ему же – «давай без рыцарства», то есть – не надо мешать, если кто-то попробует шлёпнуть меня по попе на свадьбе, я сама разберусь, тут же требует, чтобы капитан пограничных войск КГБ СССР предъявил назойливому соседу по коммуналке «корочки» КГБ, оставляет его ночевать в своей комнате, чтобы всё тот же вредный сосед подумал, будто у Лены нормальный роман с нормальным мужчиной, а оный мужчина, если что, может и… ущипнуть. В чём же заключается философия, прости меня, Г-ди, этой немолодой красивой женщины, проработавшей всю свою жизнь женой сначала одного «акадэмика», а потом – другого, бывшего научного оппонента первого? И похоронившая их рядом, чтобы удобнее было ухаживать за могилками? Примерно вот в чём: - мы не просто так, мы – элита, среди Леночкиных предков немало декабристов, а папа – «акадэмик», поэтому Леночка – особенная, а я так и вообще; - замечательно ехать на собственную дачу на собственной машине. Добавим за Веру Семёновну – из собственной вполне себе роскошной «акадэмической» квартиры; - учёные, конечно, неплохо зарабатывают и качественно обеспечивают женщину, но потом понимаешь, что лучше уж мужчина делающий так, чтобы никаких проблем. Это типичная философия паразита, тунеядца, вещиста, как говорили в то время, так как для такого человека вещи и удобства являются высшими ценностями, о них и стоит думать и к обладанию ими только и стоит стремиться. Распространённость именно этой философии сделала возможным и крах СССР, и пришедшие потом страшные 90-е годы. И последствия этой философии ещё не изжиты, вирус остался в крови, мутировал, приспособился и по-прежнему смертоносен. Люди, отравленные этим ядом, искренне не понимают – как можно просто вот так вот брать и рисковать жизнью, охраняя границу? Такие не полетят к звёздам первопроходцами, не посвятят свою жизнь высокому делу, рискуя прожить в бедности и умереть в безвестности, такие даже верности супругу сохранить не смогут и даже не поймут – о чём это я сейчас. И там, в фильме про капитана, таких за малым не полный фильм. Они там ну натурально «заполонили планету» ©. И самое ужасное, что это не художественное преувеличение – так оно всё и было, включая частные просмотры непропущенного гадкой советской цензурой фильма со специально приглашённым переводчиком. И, в-третьих. Фильм трудно смотреть, у фильма – беспросветный финал, так как совершенно не понятно – кто изменился, да и изменился ли? Блинов стал для себя комом – то есть, пупом мироздания, как Журавлёва, или Журавлёва сама слетела на руку к Блинову, чтобы тот не разменивался на синиц во имя продления рода? Совершенная «бытовуха» несёт в себе нечто эпическое, на уровне вечного конфликта добра и зла, только без магического кольца, меча-кладенца и смерти в яйце. Вот так действует эта страшная сила – простые люди, занятые собой и думающие о себе, разочарованные в возвышенных идеях и уставшие от высокой необходимости быть чем-то большим, чем разумное животное – вот так, как действует вода, замёрзшая в трещинах гранитного монолита и разрывающая его в мелкий щебень, как вирус, как яд. Нет у вируса страшного назгула-полководца, нет у воды тёмного властелина, направляющего её действия. Хотя, у яда, конечно же, обязательно есть какая-нибудь миледи де Винтер, высыпавшая его в бокальчик из колечка с секретом. И миледи та самая цела ещё, да и яд у неё не прокис.
Капитан-пограничник лет 30, холостяк, Александр Петрович Блинов (Виктор Проскурин) приезжает к матери в отпуск и должен передать посылку корреспонденту Елене Павловне Журавлевой (Вера Глаголева). Через её сложные отношения с соседом Кондратием Петровичем (Николай Рыбников), мамой (Вера Васильева), работой фотокорреспондента возникает (спойлер)... Виталий Мельников - режиссёр почти незаметный ибо не такой культовый как Данелия, Рязанов, Михалков, не говоря уже о Тарковском, Германе и некоторых других гениях советского кино. С другой стороны, Мельников - режиссёр в подлинном смысле советский (и отнюдь не в негативном), потому что вместе с другим ленинградцем Авербахом и москвичом Панфиловым снимал и сюжеты и людей из советской актуальности, даже если обращался не к драме типа Отпуска в сентябре или Старшего сына и не к классике вроде гоголевской женитьбы, а к жанровым фильмам, будь то комедии - Начальник Чукотки или Здравствуй и прощай или же, как в данном случае, мелодрама. Вот и штатный мелодраматический сюжет, да ещё и под лирическую тему Исаака Шварца, в руках мастера превращается в нечто большее. В первую очередь, в выводе на арену архетипа рыцаря в новых условиях и с новыми качествами. При этом персонаж Проскурина становится, в отличие от эпоса Рогового об офицерах, куда более заземленным и реалистичным, к тому же образом хоть и прошлым, но живущим в настоящем. Классика проявляется здесь не только в защите чести, но и в опоре на традиции и принципы ('Честно служить ни о чем не тужить'), что для новой ситуации моральной неопределенности смотрится явным анахронизмом... Поэтому, дабы придать значимость и не картонность своему герою, Мельников наделяет его ироничностью в произнесении уже утомивших на тот момент советских лозунгов, при этом не отвергая их правильности (вроде как: мы смеемся, значит, верим). А уж эпитет 'настоящий мужик' превращает Блинова и вовсе в сказочного персонажа особенно на фоне сильно покореженного женского контекста. Сценаристу Валентину Чёрных не впервые приходится изображать женщин, тщетно ищущих мужчин сильнее себя. Так уже было в Москве, не верящей слезам. Так происходит и в Выйти замуж за капитана. Елена - персонаж удивительный. С одной стороны, 'без руля и без ветрил', ни в чем не проявляющая последовательности, с другой - она парадоксально последовательна в собственной же эмансипации и беспринципности, что в профессиональной, что в личной жизни. Отсюда её вынужденная практичность, граничащая с идейностью противостояния с мужчиной (это о попытке перещеголять своего бывшего мужа в ремесле фоторепортера). Не вполне сильная, совсем неуверенная, но точно самостоятельная женщина. И вот она - ее мечта, которая кажется и не мечтой вовсе, а чем-то настолько правильным, будто пришедшим не из этой жизни. Поэтому ее отношение к нему изначально насмешливое, затем - протестное, а в финале - (спойлер)... Еще одна контрастная особенность - мужской фон. Хотя основное действие происходит в неназванном месте, исходя из наличия телевидения, можно предположить, что это одна из столиц. И мужчины в ней либо гомики (мужские поцелуи и т.п.), либо эгоисты... а третьего и не дано. Разве что к третьему типу можно отнести занятную отрыжку прежних времён в лице Кондратия Петровича (действительно небанальная роль, возвратившая из актерского небытия Николая Рыбникова). Но Мельников и Черных, выводя рыцаря на авансцену современности, вроде бы иронизируя над самими собой, вытаскивают его с периферии жизни (буквально с границы), где шансы стать генералом небольшие, невест нет, а в остальных местах браки теперь заключаются по расчету (социологи называют их партнерскими). Но все же фильм демонстрирует, что, несмотря на чудеса эмансипации и примирение женщин с миром нарциссичных мужчин, каждой из мелькнувших на экране дам симпатичен этот пограничник, будь то немолодая жена двух профессоров, рациональная переводчица и работник сельхозредакции либо же взбалмошная журналистка... Но вот смогут ли они преодолеть новую инерцию социума и жить вместе с 'тяжелым характером'?
Фильм Виталия Мельникова в своё время хорошо встряхнул публику. Дело не только в том, что главную роль отлично исполнила Вера Глаголева, а харизматичного капитана удачно представил публике Виктор Проскурин. С момента премьеры (лето 1986 года) уже тридцать пять лет прошло, а что означает выйти замуж за офицера и из гражданской жизни выпасть, но в военную не попасть, сегодня в совсем других условиях знают тысячи семей. Конечно, многие приняли армейский уклад и хорошо адаптировались. Но все ли? Наверняка есть общие черты и у советских членов семьи офицера, и у современных, хотя и география, и особенности военного уклада претерпели существенные изменения. В фильме героиня Глаголевой сразу видится зрителю симпатичной, но очень уж взбалмошной. Она явно мечется, её увлечение фотографией даже не кажется серьёзной профессией на всю жизнь, а только временным увлечением. Как и прочее, что больше похоже на томления и увлечения, чем на серьёзный выбор. И вот... Случилось обыкновенное чудо: эта миниатюрная мятежница встречает молодого, но уже взрослого, дисциплинированного и очень военного человека. Встречает офицера-пограничника, который давно понял, что уставы написаны кровью, а то, что в армии штатским кажется занудством, на самом деле есть условия минимизации потерь в боевой обстановке или иные мудрые условия. Нет в скучных армейских делах чего-то лишнего, что не служит главной цели любых войск — победе над противником. Защита Родины может выглядеть скромно и скучно на взгляд не очень внимательных, хоть и симпатичных гражданских лиц. Но когда вдруг бывает что-то у реальных людей, как в кино, то выясняется, что в реальной жизни военных такое «кино» почти всегда оплачено страданиями или даже жизнями. Героиня Глаголевой не грузится подобными высокопарными размышлениями. Но она чётко ощущает правильность устройства души и личности «её капитана». И понимает, что с ним она обретёт тот стержень в жизни, без которого её жизнь просто не состоится. Вероятно, тут создателями фильма была спрятана шутка-намёк: Лену носит по жизни, как корабль без руля и ветрил. Когда появляется избранник, то он становится капитаном во всех смыслах — капитан Блинов и в войсках в этом звании, и в жизни Лены становится капитаном её жизненного «корабля». Короче, совет да любовь… 7 из 10