Возвращение «Святого Луки»: отзывы и рeцензии

LolaMontes
LolaMontes18 января 2018 в 09:46
«Ограбление-по…»

«Возвращение Святого Луки», СССР, 1970, реж. Анатолий Бобровский Один из моих самых любимых сатирических мультфильмов для взрослых, снятых Ефимов Гамбургом, - «Ограбление по…», представляет собой пародию на так называемые гангстерские фильмы разных стран (в частности, США, Франции, Италии). И поскольку «Ограбление по…» снято в стиле советского взгляда на «их нравы», первый фильм из трилогии про полковника Зорина чем-то очень напомнил мне этот мультфильм. Здесь нет сатиры или пародии, но здесь тоже в изобилии имеются «их нравы» и наш взгляд. «Их нравы» показаны не только колоритно, но со вкусом и знанием дела: история на фоне вполне реального советского быта в эпоху дефицита. Интересные комиссионные магазины; фарцовщики и стиляги; закулисная жизнь советских спекулянтов: рестораны, бары, сауны. Как всегда нищие художники, и как всегда деловитые и упакованные спекулянты. Снято все очень органично и динамично, даже захватывающе. Да, и сама история в предложенном формате детектива, вполне интересная. Фильм снят по реальным событиям. Прекрасный актерский состав: Всеволод Санаев в роли умного, скромного (полковника Зорина мы не видим в форме), наблюдательного и человечного Зорина. Великолепный Олег Басилашвили очень реалистично сыграл спекулянта антиквариатом. Владислав Дворжецкий хорош в роли вора-рецидивиста. Михаил Иванович, «Граф» -- опытный грабитель. Умен, хитер, немногословен, жесток. Стильный, интересный, опасный. Женщины таких очень любят. Прекрасно подобранная музыка, как и съемки в музее. Очень понравилась режиссерская находка: немой «разговор» сначала Графа, а затем Зорина с картинами. Две прекраснейшие сцены!!! Как неодобрительно и даже гневно смотрят на Графа персонажи картин, когда он вырезает из рамы Св. Луку! Фильм жанровый и развлекательный, поэтому ни драматизма, ни ненужного реализма тем нет. Советский формат требовал покаяния Червонца и заслуженной кары преступников, но эти 'мелочи' не портят впечатление от фильма. Исходя из предложенного детективного жанра, за сюжетный динамизм и игру актеров, 8,5 из 10

Альберт Попов
Альберт Попов3 октября 2020 в 12:02
'Как украсть... 'Святого Луку'

Сюжет о том, как украсть из великого музея творение великого мастера, в мировом кинематографе столь же не нов, как и сам наш мир. Давайте-ка вспомним хотя бы старый киношедевр «Как украсть миллион» (1966, США, режиссёр У. Уайлер). В советский прокат картина вышла только через 10 лет, в 1975 году. Но нельзя исключить возможность её просмотра кинематографистами страны в порядке «ознакомления», так сказать, «служебного пользования» и т.п. Поймите меня правильно, я никого не обвиняю в каком-то плагиате или краже идей… Однако спустя 5 лет после творения Уайлера на экранах Страны Советов появляется тематически схожий, но уже не комедийный, а крутой детектив 'Возвращение 'Святого Луки'. Что же особенно удивительно: в следующем году (1972) наши зрители уже давились в очередях за билетами на опять-таки тематически схожий (в особенности, по комедийности) с вышеупомянутым фильмом „Как украсть миллион“ бестселлер Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Конечно, «угол наклона» у всех этих картин различен, но он- в одну сторону! Что же касается нашего, вполне шедеврального фильма «Возвращение „Святого Луки“, то… он на самом деле и есть шедевральный, за что спасибо режиссёру-постановщику Анатолию Бобровскому, сценаристам и великим актёрам — Всеволоду Санаеву, Владиславу Дворжецкому, Олегу Басилашвили и другим, а также талантливейшему питерскому композитору Исааку Шварцу! Не хочется, да и не стоит расписывать все достоинства 'Возвращения...'. А вот стоит обратить ваше внимание на противостояние двух сторон (грубо говоря, 'полицейских и воров'), то есть полковника Зорина (Санаев) и рецидивиста Карабанова (Дворжецкий). Не стану спойлерить и говорить, когда они наконец-то встретятся лицом к лицу. Скажу лишь, что в то время оба актёра как раз обретали всенародную популярность благодаря своим неординарным талантам и колоритной фактуре. Они по сути не менялись, а просто переносили всё это в новые картины, в новые обстоятельства. Так, Санаев, снявшийся у Озерова в двух частях его 'Освобождения' в роли полковника Лукина, в 'Возвращении...' и последующих частях 'франшизы' никак не изменился, просто став уже милиционером и опять же 'при погонах'- полковником Зориным. Дворжецкий, накануне блестяще сыгравший генерала Хлудова в 'Беге' (1970), и здесь - крутой холерик с неповторимо тяжёлым взглядом из подлобья. В дальнейшем имидж актёров остался почти таким же. Наверное, правильно... 8 из 10

Ландолька
Ландолька25 сентября 2023 в 20:24

Второй фильм из серии про расследования полковника Зорина получился с налетом богемности и питерского шика. Ведь предметом кражи стала не мебель или драгоценности, а шедевр живописи - картина 'Святой Лука'. В прекрасном Ленинграде промышляет шайка из вполне себе приличных людей (инженеров, художников, работников антикварных магазинов), сплавляющая русские раритеты иностранным туристам. Коих в городе на Неве всегда было предостаточно. Живут, они не тужат, 'работают' потихоньку, пока не сталкиваются с очень заманчивым предложением - украсть из музея картину Франса Хальса 'Святой Лука', на которую давно уже облизывается зарубежный коллекционер. Конечно, самим им такую махинацию не провернуть, руки коротки. Потому 'на дело' приглашается специальный гость - недавно сбежавший из колонии вор-рецидивист Михаил Карабанов. Тот с заданием блестяще справляется (что не делает чести охране советских музеев). Казалось бы, вот она удача, но каждый из участников сделки затевает свою игру, и получается такая шарада, распутать которую способен только один человек - старый и мудрый полковник Зорин. Мне фильм очень нравится, пожалуй, больше всех из трилогии. Несмотря на некую однобокость повествования - плохие иностранцы, хорошие сыщики, картина получилась очень яркой. Главным образом, благодаря актерам. Чудесные Владислав Дворжецкий и Всеволод Санаев, Олег Басилашвили и Екатерина Васильева. И сама история по-настоящему захватывает. 8 из 10

Xiphactinus audax
Xiphactinus audax4 октября 2025 в 08:19
Полудетективная социальная нотация

Большую ошибку допустит всякий, кто начнёт рекомендовать этот фильм как детектив. Нет, нет, и нет: это не детектив, а социальная драма. И если учитывать, что снята данная лента в СССР в 1970 году, то следует заранее приготовиться к моментам, наивность которых удивляет не меньше, чем картавость музейного экскурсовода. Крайне редко в Советском Союзе снимали развлекательное кино, и «Возвращение…» попадает в те самые 80%, которые являются продуктом своего времени и своей страны, не более того. При этом я уверен, что даже на момент премьеры такое кино казалось зрителям скучноватым. Сюжет с музейной кражей и обстоятельствами вокруг этого события сильно упрощён и почти полностью лишён всякой остроты. Несмотря на то, что тут есть погони, парочка драк, и вообще фильм пропитан криминалом, по-настоящему поволноваться за персонажей придётся лишь один-два раза. Всё остальное время — это замаскированное под сюжет воззвание к совести, которое уже к середине начинает изрядно утомлять. Хочется всё-таки сюжетом насладиться, а не лекцией о морали. Будь подача более грамотной и с уклоном именно в детективный жанр, смотрелось бы, может, и неплохо, но у авторов, судя по всему, не было никакого представления об интриге и о том, как захватить внимание зрителей. Ничто это не демонстрирует настолько ярко, как саундтрек. Композитор создал темы, которые подходят к музейной обстановке, но звучат они на протяжении фильма в разных сценах, которым требуется совсем другая атмосфера. Из-за этого складывается впечатление, что режиссёр слишком активно пытался подчеркнуть авторское видение. Впечатлит это далеко не каждого, особенно если вспомнить немые сцены с экшеном. Именно что немые: никакой напряжённой музыки вы тут не услышите, только гнетущая и абсолютно неуместная тишина. Можете себе представить тихие погони в любом детективе XXI века? Неудивительно, что не можете: это такое же абсурдное упущение как отсутствие выстрелов в фильмах о ковбоях. Добавляет разочарования и то, что фильм даже ни на мгновение не заставляет милицию пройти через какое-то серьёзное испытание. Поиски преступников у них занимают определённое время, но в целом даются легко. По этой причине, а также из-за плохо скрытого нравственного поучения, симпатии к ним особой не испытываешь. Очередной промах, и весьма обидный. В общем, если такое кино и может кого-то заинтересовать, то только очень больших любителей советских лент. Остальные могут смело пройти мимо. 5 из 10 P. S. Колёса автомобиля при торможении на пляжном песке не могут издавать такой же звук, как при торможении на асфальте.