Я бы порекомендовала посмотреть эту картину ВСЕМ ЖЕНЩИНАМ! Я считаю героиню Инны Чуриковой образцом поведения женщины, столкнувшейся с изменой мужа. Нельзя даже вообразить себе более правильного, более мудрого и достойного поведения в данной ситуации. И Инна Чурикова справилась с этой ролью, как, возможно, никто бы другой. Ее муж запутался, его охватили воспоминания, вспыхнула давняя страсть. Она не кричала, не билась в истерике, она даже защищала его честь перед другими, но при всем этом выглядела не жалко, а, наоборот, очень достойно. Она не умоляла его остаться, не проклинала соперницу. Нет! Она сделала так, что им обоим стало стыдно, особенно ему! А он тоже вел себя очень порядочно. Заметьте, он ни разу ни одной из двух женщин не сказал 'Я люблю ее'. Даже когда его на это провоцировали. Он не сказал жене этих страшных слов, не говорил он их и Любе про свою жену. Его поведение - тоже образец корректности изменяющего мужа. Скорее всего, он и не собирался от жены уходить. Я думаю, он ее нежно любит, они подходят друг другу, у них много общего. А ОНА совсем из другой жизни. Они пьют вино и слушают Шуберта, а она глушит водку, горланит 'Ой, цветет калина!' и при этом говорит: 'Ей интересно узнать, что мужики находят в таких, как я.' Да только ей-то в спутники жизни нужен совсем не такой мужчина. Да, Саша молодец, что вернул ей прежде всего любовь к себе. Боле того, он вернул ее к жизни, достал со дна, куда опустилась эта красивая интересная женщина. Но на этом его 'миссия' в ее жизни закончилась. Благодаря Саше она нашла свое счастье с другим мужчиной. И, конечно, испытывает благодарность и чувство вины перед ним и его такой интеллигентной женой. Инной Чуриковой и ее героиней (ими обоими) я восхищалась весь фильм! Это одна из самых достойных ее ролей!
Первая любовь. Всегда романтическая, чистая и, как правило, несчастливая. Она пролетает многоцветной бабочкой и остается в памяти, иногда озаряясь ностальгическими всполохами. Первая любовь пришла к нескладному солдатику Александру между разрывами снарядов в виде идеальной женщины Натальи Андрейченко, ППЖ комбата, недостижимого и далёкого кумира. Прошли года. Герой Николая Бурляева женился, обустроился и зажил полноценной жизнью, но... Грубый, прокуренный голос продавщицы пирожков поразил Сашу финским ножом воспоминаний. Это была ОНА! Любовь - неизлечимый вид безумия. Саша мучает себя, свою жену (И.Чурикова). Он не хочет понимать, что женщины типажа Андрейченко ищут себе мужа-стену. Так было на войне - блистательный комбат, так стало и в жизни - влиятельный чиновник. И не важно, кого эти женщины любят на самом деле, и что они чувствуют. Это жизнь. Режиссёр, сценарист,композитор, оператор Петр Тодоровский прошёл войну от Саратова до Эльбы. Личные переживания лихолетья чувствуются в каждом фильме, они придают картинам те окраски. которые накладываются многогранными слоями на наше восприятие. Недаром практически каждый фильм мастера обрамляет ворох призов и наград. Так, и 'Военно-полевой роман' собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве, Вальядолиде, Сопоте, Праге и был номинирован на 'Оскар- 84' как лучший иностранный фильм. 'Военно-полевой роман' нетороплив и мелодрамотичен. Но он искренен и достоверен, и ещё не один год останется актуальным для зрителей, ценящих щемящую правду нашей нескладной жизни.
Моя рецензия будет короткой. Это один из немногих фильмов, который могу пересматривать десятки раз. Петр Тодоровский тонкий лирик, человек прошедший войну. Этот фильм - его исповедь. Эти характеры, так натуральны. Герои Бурляева и Андрейченко - как два антипода, которые стремятся друг к другу и не могут прикоснуться. Их будущее невозможно, а вот их прошлое.. оно одно. Их связала война, там все по другому. Там, она стала для него самой лучшей и любимой. Но война закончилась. Как им жить дальше? Чурикова кусает яблоко, шляпа сползает на лоб Николая Бурляева, патефон... Это 'Военно-полевой роман', если вдруг не смотрели, посмотрите. Там все настоящее.
Дай, думаю, посмотрю хорошее кино на военную тематику, что-нибудь «новое из старого». Что там по программе? «Военно-полевой роман». Название на слуху, по отзывам, кажется, ничего. Самое то, одним словом. Смотрим! А не тут-то было! Гадкое на поверку кино оказалось. Грязь. «В лучших традициях» «Анкор, еще анкор!» Совпадение ли? Сомневаюсь. Ощущения те же, во всяком случае. Непреодолимое желание вымыть руки. Оно, может, конечно, и честное, это кино, и правдивое, и реалистичное, но… Кому нужны эта правда, эта честность и этот реализм? Люди выиграли войну. Казалось бы. А тут выясняется, что руководящий состав только и делал, что «риоритил» по палаткам с фронтовыми шалавами. Да в оба глаза – чтобы не подглядывали всякие там! Пуля-то, хоть и дура, надо – и в палатке найдет, а баба привыкла уже. Красиво жить, вкусно есть, мягко спать. Относительно, конечно, но не суть. Как тут не заголосить-то о долюшке горькой да несправедливости великой! Дескать, всё было, да вдруг разом ничего не стало. Ну да ничего. «Главное верить в себя – и всё получится!» Хороший девиз. Не «пред» так «зампред» – обязательно попадется. Ну а дальше – дело техники. Уж с ней-то, слава богу, проблем нет. Уж на что герой В. Проскурина – суровый с виду малый, а «захомутали форточника-акробата», как миленького. Ну, неужто не мерзко? А «он» чем же лучше? Выдумал себе, понимаешь, любовь. И ладно еще на фронте – «на безбабье», что называется. Но потом-то! Вроде и женился уже, и остепенился. А увидал на улице и изошёлся весь ажно! По ком?! Помните «Холодное лето 53 года»: «Я в законе вор, а ты мародер – от тебя за версту трупами смердит!» Вот что-то подобное, правда «аромат», как Вы понимаете, несколько иной. Зато суть та же. А «он» – ничего, «ему» нравится. А, самое забавное, что и жена «его» – туда же. Лебезит, расстилается перед ней. Диву даешься. Чего ради?! Не понимаю я этих людей. А как же чувство собственного достоинства, гордость? Где всё это? И ведь, главное, снято-то неплохо! И сыграно мастерски. Но не об этом речь совсем. Настолько отвратительны персонажи, что смотреть противно. 4 из 10
Симпатичная фигура треугольник, в математике без него никуда. Однако, и в жизни, что реальной, что придуманной – тоже. Если уж знаменитые представители отечественной интеллигенции годами мыкались от одного воображаемого угла к другому, то наивно полагать, будто все остальные не способны угодить в ловушку собственных чувств. Каждый человек – суженый для кого-то. В эту теорию можно верить, или с гневом отвергать, но несомненно, что практически каждый живший на этом свете хотя бы раз становился объектом пылкого интереса, и не всегда правильно на это реагировал. Все правила и математические формулы пасуют перед желанием сердца почувствовать тепло и ласку, подчас в ущерб нажитым семейным обязательствам. Роман на стороне – блажь и нравственное преступление, или необходимость и стечение обстоятельств? Неважно, кого не могут поделить в любовном треугольнике, ясно другое – такое существование мало кому подходит и нуждается в разрешении. И для этого одному из «углов» придется стать вершиной фигуры. Не обязательно побывать на войне, чтобы узнать термин «полевая жена». В тяжелые минуты фронтовых будней радости наперечет, а верная спутница не только скрасит существование, но и подарит незабываемые воспоминания. Однажды война заканчивается, и начинаются будни, чаще всего – серые. Нужная на фронте в палатке комбата, а ныне лишь неприглядного вида торговка пирожками Люба быстро прошла бесславный путь, но нашелся человек, узнавший в ней свою былую мечту. Наивный, прекраснодушный, и на войне, и теперь, Саша Нетужилин обзавелся заботливой женой Верой, успешно совмещал работу с учебой и был доволен собой. Начинающий киномеханик случайно увидел ту, которую не мог вытравить из сердца много лет. В какой угол памяти отправилась ласковая интеллигентка Вера – неизвестно, но прошлое для Александра перестало быть прошлым, а стало насущным необходимым настоящим. Вот так, не на войне, но в поле закрутился странный роман, каждый участник которого предпочел бы иной путь для легкомысленного Саши. Любовь. Ласковая, искренняя, порывистая, или даже платоническая, вносит перемены в жизнь человека. Унылая метаморфоза произошла с яркой Любой, что унаследовала с фронта не мужа-героя, а дочку-сироту. Молодая женщина добровольно водрузила на себя ярлык товарки, и словно разом лишилась возраста. Не требуется воспоминаний о мечте всех детей Мэри Поппинс, чтобы вернуть красоту Наталье Андрейченко. Это сделала не по-мужски нежная любовь Александра. Его обезоруживающий щенячий вид призван сбить с толку каждого встречного, но руками своего героя Николай Бурляев открывает самую интригующую страницу любовных приключений – преображает милую сердцу женщину. Фильм плавно тек в мелодраматическом русле, когда в объектив все чаще стало попадать печальное лицо Инны Чуриковой. Достоинству обманутой Веры мог бы позавидовать любой, а умение держаться при откровенно унизительных обстоятельствах – признак удивительно стойкого человека, которого бы не сломила перемена фронтовых реалий на скромный быт. Несложная эта головоломка, чтобы определить цену всем участникам абсурдного треугольника, но что-то мешает это сделать. Причина во всех троих лицедеях. Саша – антипод ловеласа. Люба – сбившаяся с пути мечтательница. Вера – слишком добрая ко всем учительница. По законам жанра Петр Тодоровский регулярно сталкивает троих страдальцев в трагикомических ситуациях. Совместно встреченный Новый Год с едва не плачущей Верой в роли не то факира, не то тамады – апофеоз безрассудного положения, выхода из которого никак не просматривается. Из Петра Ефимовича вышел строгий судья нравственного обличия. Не раз и не два каждый герой окажется в глупом положении, как в случае с оптовой закупкой Александром пирожков с последующей передачей их собственному начальнику. Вместе с тем, Тодоровский ясно дает понять, кто более других выиграл от неожиданной ситуации – достаточно посмотреть на расцветшую Любу и угасшую Веру. Однако Саша явно не тот, кто решится бросить бесконечно преданную жену ради сильно похорошевшей, но все такой же чужой женщины. Лишь только безнадежный романтик мог бы представить Любу рядом с наивным интеллигентом. Это не химера, а выбор, причем очень символичный, на что указывают имена героинь. В одном углу треугольника любовь, а в другом - вера. Не сойтись им никак, вот и мечется между ними Саша. «Военно-полевой роман» когда-то номинировался на «Оскар» именно за отсутствие системности разрешения типичного конфликта. За каждым из героев своя правда, своя метаморфоза, но и выход из положения каждому следует принять без оглядки на мнение другого. Действие фильма обманчиво-неторопливое, но вместе с тем, Саша, Люба и Вера начинают быстро проживать свои жизни, потому как отчаянно опасаются упустить удачу. Парадоксальным образом кино Тодоровского - о верности в самом неожиданном ее проявлении. Бывший фронтовик пошел за мечтой, торговка – за внезапно открывшимся шансом, учительница – за уходящим поездом своего счастья. Эти три человека становятся такими похожими в минуты совместного пребывания. Они совсем не стремятся жить в злосчастном треугольнике, но поворачивают его своими хаотическими поступками. Заслуга Петра Тодоровского - в предоставлении свободы чувствам, которые указывают верное направление. Сами в чем-то похожие на своих героев Николай Бурляев, Наталья Андрейченко и Инна Чурикова показали, какой странной бывает любовь и каким испытанием она может стать для самого твердого характера. 8 из 10
Это фильм вовсе не о войне. Нет, война и послевоенный быт здесь присутствуют: снимал ведь режиссёр, прошедший войну, как ему забыть её? Поэтому есть здесь и война в виде отдалённых разрывов, и ностальгия по послевоенной юности, врывающейся в повествование тогдашними песнями и фильмами, которые крутит главный герой. Есть и немного чернухи в виде нарочито-угрюмой бытовой неустроенности, сменившей победное ликование: на дворе ведь уже восьмидесятые, куда ж без неё? Но всё же фильм не о войне и не о чернухе. Это фильм о любви. О первой, романтической, наивной, глупой, по-тургеневски обречённой быть несчастливой и безответной. И о любви взрослой и настоящей. Это кино ценно тем, что пошлейший штамп «муж-жена-любовница» превращает в историю о человеческой доброте. Саша любит Любу, уже тогда, на войне пожелав счастья ей и её детям, пусть и с другим. И здесь, в новом, послевоенном мире снова любит её, возвращая ей красоту и самоуважение. А Вера любит Сашу и потому даёт ему свободу. Вовсе здесь нет речи о мудрости настоящей женщины, настоящей жены. Нет здесь никакого расчёта, интриги, игры, направленной на то, чтобы муж к ней вернулся. Речь лишь о том, что в любимом герои видят не собственность, а человека, которому желают счастья, о котором заботятся. И поэтому Вера думает о человеке, а не о муже, о его искалеченном желудке и о необходимой ему каше и защищает его от доброхотов, желающих открыть ей глаза. И Люба, сталкиваясь с таким человеческим отношением видит в Вере не жену своего хахаля, которую так весело и интересно было бы обманывать, а человека, которого они с Сашей обидели. Пошлые штампы рождают грязь и пошлость, человеческое отношение рождает красоту и доброту. И поэтому в конце никто не остаётся у разбитого корыта, и у всех в новом году что-то изменится к лучшему. Не только у Любы, у Саши с Верой тоже. Это не совсем мой художественный язык, слишком натуралистичный и чернушно-мрачный, но это хорошо снятое кино. И актёры молодцы, сыграли всё с вниманием к деталям, к тончайшим нюансам мимики. не боясь быть в кадре некрасивыми и смешными. 7 из 10
Так бывает: идешь по своим делам, и вдруг знакомый взгляд, любимый когда-то голос… и мир переворачивается навсегда… Нечто подобное произошло с главным героем знаменитого фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». После случайной встречи с роковой женщиной Любой (Наталья Андрейченко) жизнь Александра Нетужилина (Николай Бурляев) действительно изменилась. Безвольный, очарованный безумец позабыл о своей жене Вере (Инна Чурикова). В военные годы Александр испытывал тайные чувства к медсестре Любе, правда, она не знала об этом. Героиня Андрейченко тогда была полевой женой комдива. Александра затянуло в воспоминания о том, когда чужая красивая женщина озаряла светом его нелегкие солдатские дни. Поначалу кажется странным, как вообще Люба может привлекать противоположный пол? Неухоженная, грубая, вульгарная. Но именно Александр стал новым этапом в ее жизни, позволившим снова почувствовать себя настоящей женщиной. И она расцвела только для другого мужчины (Виктор Проскурин). Встреча с первой любовью омрачила семейную жизнь героя Бурляева. Его супруга Вера очень сильно страдает от перемен, произошедших с ее второй половинкой. Соседи и коллеги уже в курсе, что у Александра есть любовница. Чурикова была награждена «Серебряным медведем» за лучшую женскую роль. Актриса удивительным образом показала то, какой должна быть настоящая жена: понимающей, сострадающей, доброй и тихой. Внешнее спокойствие и примирение Веры лишь маска. В одной из самых драматичных сцен в фильме она выбегает за дверь из комнаты, чтобы ни Саша, ни соперница не увидели ее горьких слез. Даже представить знакомство с любовницей мужа наяву не каждая захочет, а в «Военно-полевом романе» героиня Чуриковой приглашает ее к себе в дом. Странный любовный треугольник… Поведение Веры вообще можно раскритиковать и не понять. Такая у нее любовь, ждущая, всепрощающая. Потрясающая роль. Александр, пожалуй, самый необычный образ, одновременно мечтатель и романтик, простофиля и мямля. Он просто не может расстаться с воспоминаниями о войне, когда Люба была единственной радостью. И эта встреча оказалась ненужной для него, для героини же Андрейченко – спасительной и воскресающей. Странный парадокс. Назвать Александра плохим нельзя. Он просто потерян и оторван от реальности. Иногда, когда хочется повернуться назад к призракам прошлого, остановитесь на мгновение, может, стоит пойти вперед, чтобы не было мучительно больно?
Вполне такая милая картина. Особенно, если рассмотреть в сюжете параллель с «Идиотом» Федора Михайловича. Герой Бурляева – этакий князь Мышкин, влюбленный в свой далекий идеал. Героиня Чуриковой – «вариация на тему» характера Аглаи, девушки (женщины) из хорошей семьи (забавно отметить, что Чурикова позже сыграет Епанчину-старшую в экранизации Бортко). Героиня Андрейченко – вариант характера Настасьи Филипповны (здесь совсем приближенно; всё-таки Н. Ф. хоть и происходит из низов, но жизнь ведет вполне светскую). Можете счесть вышесказанное за шутку, но для меня данная параллель просмотр обогатила. Не буду придираться, бал снял бы за одно: в финальной сцене хотелось, чтобы супруги всё же друг к другу направились. 9 из 10
В этот фильм невозможно не влюбиться. Если человек не утратил способности чувствовать, то картина Тодоровского не может не понравиться. Просто не может и всё.Мастерская и филигранная режиссура с привлечением великих русских артистов, а разве вы сомневаетесь, что Инна Чурикова великая русская актриса, не заставит вас ни на секунду усомниться в тех событиях, что будут происходит на экране. В самом начале мы видим кусочек войны, красивую женщину и командира. Она немного бесшабашна, но ведь на войне по другому никак. И где-то на задворках существует солдат, который тайно влюблён в ту, которая ему не принадлежит. Окончится война, смолкнут последние взрывы и настанет мирная жизнь, строительство мирной жизни. И мы увидим совсем другую картину. Та, что была красавицей, превратится в курящую тётку, торгующую пирожками на улице, а тайный влюблённый станет семейным человеком, но внутренняя его интеллигентность никуда не денется. И конечно он её увидит и узнает спустя энное количество лет. А вот она... Наталья Андрейченко великолепна, как в роли молодой медсестры, так и в роли женщины послевоенного времени. Герой Николая Бурляева вызывает сочувствие. Но нуждается ли он в нём ?И, конечно, Инна Чурикова, которая играет экранную супругу Николая Бурляева. Умная, тонкая женщина, способная любить и прощать. А кроме всего прочего в картине мы увидим малышку, которая впоследствии станет талантливой и перспективной актрисой. Я говорю о Екатерине Юдине, запомнившейся мне по роли в сериале 'Тридцатилетние'. Ни в коем случае не пропустите этот фильм. Те кто его создал вложились в него полностью, без остатка, бросив на алтарь искусства свою душу, а это незабывается и не может не цеплять. Думаю, у многих, кто его видел, в ряде сцен, комок подкатывал к горлу. Такое вот оно кино!!! 10 из 10
Ц, не нашел я ни одной рецензии к этому кинофильму Тодоровского, что описала бы то, что увидел и почувствовал в этой киноленте я. По большей части все говорят о какой-то узкой части произведения, кусочка его композиционного целого. И это вполне оправданно. Написать рецензию к такому фильму очень трудно, потому что несмотря на всю сложность поставленной проблемы, картина выглядит слишком отстраненной и воспринимается крайне простой и 'не о чем'.. События, отображенные в кинофильме были очень актуальны в послевоенное время. Подобные ситуации складывались ни раз и не два. Война сломала множество жизней. О том идет речь и здесь. Такова фабула: любил Саша, значит, на фронте одну медсестру. Но та была с другим, комдивом. Прошло много лет, война закончилась, Саша женился. И вот однажды он случайно встречает ту самую девушку, торгующую на улице пирожками и узнает, что тот самый комдив то погиб на войне. Просыпаются былые чувства, да и девушка эта в него быстро влюбляется. Вот только у нее свои проблемы, еще и дочку содержать надо. У него свои. И жена, хорошая интеллигентная любящая его женщина. Какой тут роман..? Вот на том и строится сюжет картины. Парадоксально восприятие актерской игры. С одной стороны игра то вроде бы и совсем неплохая. Но с другой, персонажи в фильме... вызывают отвращение. Ну, кроме жены Александра, образцовой супруги. Сам же главный герой будто контуженый, его возлюбленная медсестра - неадекватная грубиянка, как и все представители ее окружения. Причем грубость эта выглядит неестественно, наигранно. Неприятно смотреть. Не удается прочувствовать что Александр в действительности в ней нашел, не раскрыты положительные черты ее характера. Крайнюю актуальность в наши дни имеет тема измены, поведение и взаимоотношения между участниками 'любовного треугольника'. Другое дело, что поведение героев данной картины совсем не реалистично. Но зато с помощью идеализированных образов персонажей показан наконец-таки выход из такой ситуации. Опять же воспитание, мировоззрения людей и, конечно же, толерантность как умение поставить себя на место другого человека. Понятно, что это не просто кинолента, а настоящий выплеск чувств Петра Тодоровского, лично пережившего войну. Наверное благодаря этому кино вышло столь искренним, несмотря на все его недостатки. Однако понравится Военно-полевой роман, боюсь, далеко не каждому. Другой уснет за просмотром, иной просто выключит. Присутствуют здесь все-таки какие-то арт-хаусные элементы, нечто настолько личное для автора картины, что становится непонятным для зрителя. Так что стоит смотреть или нет - сказать не могу. Решать вам и только.
Непонятно кому пытается помочь Саша: Любе (Андрейченко) или все же себе?! Как раз она в помощи и не нуждалась особо, она сама выбрала такую жизнь. И что? Он вытащил ее из этого омута, разрушив свой 'привычный' уклад, ранив свою невероятно интеллегентную супругу. Я слышала о том,что после войны вот таких вот историй было невероятно много. Фильм порой тягучий, нединамичный, чем-то мне напомнил жанр модного сейчас направления 'арт-хауз'. Рекомендовано всем поклонникам психологичного отечественного кино. 7 из 10
Так получилось, что этот ошеломляющий и стоЯщий (по моему скромному мнению) особняком от прочих драм и мелодрам, фильм с немножечко странным (на первый взгляд) названием 'Военно-полевой роман' соседствует у меня на DVD c кинокартиной 'Женя, Женечка и 'Катюша', но смотреть оба эти фильма в один день я уже давно не рискую по причине несколько излишней сентиментальности. И если 'кино с ласковыми женскими именами в названии' трагично только в конце, то 'Военно-полевой роман' по сути своей одна большая жизненная драма и хотя и не заканчивается трагически, что касается людских потерь, но вымораживает душу насквозь. В известной песне Шнура поется 'Никого не жалко, никого. Ни тебя, ни меня, ни его'. Здесь ВСЁ диаметрально противоположно и жалко ВСЕХ - даже 'морячка-тихого-алкоголика-со-скрипкой'. Жалко, гениально сыгранную Инной Чуриковой, (всегда считаю, что это ее лучшая роль) интеллигентную до мозга костей учительницу, любящую беззаветно и беспримерно, слепо и преданно. Жалко (но гораздо в меньшей степени) такого же тихого и несколько инфантильного интеллигента, пронесшего через всю войну свой женский романтический образ и пытавшегося приспособить его к своему идеалу, надеясь что загрубевшую (не столько на войне, как в горниле послевоенного быта и неустроенности) 'торговку' камерная музыка и макияж превратят в воспитанницу 'института благородных девиц' и не замечающего, что самая благородная находится давно рядом с ним. Жалко саму героиню обаятельной Натальи Андрейченко, которую на некоторых кинофорумах несознательные личности окрестили даже 'стервой' и которая по сути своей просто женщина, которая (сильная и независимая по своей натуре) всего лишь желает чувствовать себя как за каменной стеной с таким же настоящим мужчиной, любящим, но твердым и волевым (а как же иначе если хлебнула в жизни сполна и пора уже прибиться к берегу). Стерва не пошла бы рассказывать, что выходит замуж своей 'мнимой сопернице' и не стала бы лить слезы, жалея своего 'влюбленного рыцаря' и понимая, что 'его жизнь уже никогда не будет прежней'. А впрочем, Бог ей судья... А я не Господь Бог, а простой человек и поэтому (повторяюсь) мне жаль здесь АБСОЛЮТНО всех. Даже героя Зиновия Гердта и его несчастную жену. Как говорится 'Не судите и не судимы будете'. 10 из 10
Молодой фронтовик-интеллигент Саша полюбил медсестру - любовницу своего командира Любу. Кончилась любовь ничем - командир за свою любовницу держался крепко, а после войны их разбросало по жизни в разные стороны. Теперь Саша - женатый киномеханик, а Люба - продавщица пирожков, в одиночку воспитывающая дочь от погибшего любовника. И однажды они встречаются снова... Фильм иногда вспоминают как военный, но война здесь нужна только для того, чтобы с чего-то начать историю. Дальше о ней почти не вспоминают. 'Военно-полевой роман' - драма о несчастной любви и - в большей мере - об идеале. Главный герой увидел довольно простую, но красивую девушку и дорисовал образ до уровня чуть ли не богини. А встретив ее снова, попытался перенести этот образ на реальную женщину, огрубевшую и сломавшуюся. И ведь почти получается - Люба снова превращается в яркую красавицу. А законная жена героя Вера из утонченной женщины превращается в какую-то серую мышь. Сам герой при этом ни ту, ни другую почти не замечает - он видит только свою, идеальную Любу, которой когда-то робко признался в любви в окопе. Но вечно так продолжаться не может. Потому что люди, видящие вместо жизни идеал, страшны, и те, кто их окружает, получают в основном страдания. Главный герой в этой истории одновременно становится главным злодеем, причем не в последнюю очередь для самого себя. Изящный и до боли реалистичный поворот. На эту же идею работает линия администратора кинотеатра в великолепном исполнении Зиновия Гердта. И она действительно нужна - задолго до кульминации центрального конфликта на примере героев Гердта и Козельковой нам объясняют, что обычно происходит в таких ситуациях. Такая история не могла обойтись без прекрасных актеров, и они здесь есть. Николай Бурляев отлично изобразил растерянного идеалиста, чья мечта грубо врезалась в жизнь. Наталья Андрейченко сыграла практически три разных роли - гламурную фронтовую медсестру, простую, как три копейки, продавщицу и роковую женщину советского разлива, но при этом не позволила зрителю забыть, что все это одна героиня. Инна Чурикова блестяще передала образ доброй, тонкой женщины, которая ломается на глазах, ощущая свою ненужность. Разве что у Шиловского герой какой-то невнятный - вроде бы грубый пролетарий, с которым все понятно, но уже при втором появлении он как-то сдувается и пытается вести себя почти интеллигентно. Актер точно понимал, кого играл, но получилось не очень. Но его мало, а остальные персонажи великолепны. 'Военно-полевой роман' - история достаточно тяжелая и трагичная. И человечная. Шедевр жанра, рассказывающий о человеческих проблемах искренне, просто и безжалостно. 10 из 10