Моя самая любимая Рождественская история! Особенно порадовала восстановленная цветная версия. Прекрасная экранизация бессметного произведения Гоголя с отлично подобранными актёрами хорошо передала атмосферу самобытного украинского села, со всеми свойственными украинскому народу качествами, такими как: чувство юмора, умение с размахом гулять, петь и веселиться на все праздники, особенно на Рождественские. Актёрское мастерство таких великолепных актёров, как Георгий Милляр, который великолепно смотрится в гриме чёрта; Людмила Мызникова - красивая и дерзкая Оксана; эффектная кума Солоха - Людмила Хитяева, Александр Хвыля и многих других - доставляет одно удовольствие! Фильм обязателен к просмотрю каждому, кто хочет приятно провести время и поднять себе настроение! 10 из 10
Очень люблю и безгранично уважаю творчество Николая Васильевича Гоголя. И несмотря на то, что многие упрекают его за чрезмерное упоминание 'чертовщины' в своих произведениях, я, наоборот, всегда это поддерживал. Во-первых, тема мистики как таковой для меня очень актуальна и всегда интересна, во-вторых, писатель, как мне кажется описывал абсолютную правду. Экранизация 'Вечера на хуторе близ Диканьки' мне понравилась буквально с первых кадров. Просто замечательная картина, снятая безусловно с душой, талантливейшим режиссером Александром Роу, известным широкому зрителю по таким творениям, как, например, 'Морозко'. Картина повествует о приключениях славного молодца-парубка Вакулы, которому пришлось 'задействовать' нечистую силу для того, чтобы убедить свою возлюбленную выйти за него замуж... Фильм является прежде всего сказкой, которая, по-моему, подойдет к просмотру как детям, так и взрослым. Все сделано настолько качественно, реалистично, что буквально захватывает дух. Добрая атмосфера, присутствующая в фильме, помогает зрителю как бы попасть в эпицентр событий, происходящих в картине, словом, почти буквально поучаствовать, можно сказать, постоять рядом с героями. Замечательная работа композитора. Музыка, звуковые эффекты подходят к каждому кадру и способствуют созданию целостности восприятия картины зрителем. Тоже самое хочется сказать и в адрес художников-аниматоров, которые постарались на славу, несмотря на 1963 год выпуска. Положительнейшее впечатление как всегда произвел Георгий Милляр, сыгравший черта. Просто очаровательно. Словом, получилась добрая и светлая сказка-фильм для всех возрастов. Бессмертное творение. 10 из 10
На мой взгляд, это самая лучшая экранизация 'Ночи перед Рождеством' Н. В. Гоголя. И знаете, почему? Дело в актёрской игре и в подборе ролей. Там настоящая русская красота, настоящие казаки, императрица, Солоха. Все харАктерные. Да и сам сюжет, хоть и по сокращённому варианту, идёт вслед за произведением Гоголя. Александр Роу - настоящий мастер киносказки, соединивший мультипликацию и кино. Чёрта играет гениальный Георгий Милляр, который, доподлинно известно, даже заболел после съемок, поскольку ему приходилось в костюме чёрта садиться в настоящую прорубь. А это, между прочим, был тонкий тренировочный костюм, обклеенный искусственным волосом. Мороз сорокаградусный! Теперь об атмосфере фильма, о которой нельзя не сказать. Задают её, конечно же, музыка А. Д. Филиппенко, монтажные приёмы (дающие ту самую сказочность, склейку нарисованных декораций с 'плёнкой', различные трюки, харизма актёров, убыстрение и замедление съёмки). Всё сделано с добрым юмором, и, конечно же, с узнаваемым налётом советскости, но это картину не портит. Перед нами казачья жизнь, правда такая, как её представлял советский человек. Но и Гоголь там присутствует всё равно. Поскольку Гоголя экранизировать, не представляя особенностей эпохи, все же сложно, есть и здесь немного промашек. Например, из бросающегося в глаза: 1) Шлагбаум огромных размеров посреди Запорожской сечи. И Санкт-Петербург с его Адмиралтейством на заднем фоне. Будто бы Вакула к запорожцам через Питер ходил. 2) Миска Пацюка, полная до краёв сметаной, то чистая по краям, то опять в сметане. Но тут чистая магия, а не ляпы. Остальное так, ерунда, и большинству зрителей не заметно. А ещё замечательна в своём роде операторская работа. Как оттеняется лицо Оксаны, когда она в заключительной сцене идёт навстречу Вакуле (свет на лоб и улыбку, создаётся эффект свечения кожи), или, вот, например, сцена в церкви (где Вакула кажется Оксане на иконе сквозь стекло). Всё это - настоящие находки. Сейчас и при всей профессиональной технике и компьютерной графике, увы, так не снимают и не играют. А жаль! Сделано с душой, с любовью к зрителю. Настоящая новогодняя сказка, которую стоит показать детям и пересмотреть взрослым. 10 из 10
Сам пью, сам гуляю… (примерно 43-я минута фильма) Вечера на хуторе близ Диканьки Шикарная сказка от самого главного сказочника в кинематографе. Александр Роу во второй раз обратился к творчеству (моего любимчика) Николая Гоголя (первый раз – “Майская ночь, или Утопленница” 1952 года). Взяв повесть “Ночь перед Рождеством”, маэстро выдал изумительное кино. Сразу хочу отметить атмосферу. Самый снежный фильм Роу (после Морозко). Снег везде. Ночь. Звезды. Пьяненькие казачки, а где-то рядом гуляет нечисть. Милляр в роли Черта – ярчайший представитель плохих парней. Чумовой образ. Милляр (одним своим видом) превращает хороший фильм в шедевральный. Никогда не забуду сцену, когда Черт увидел иконы, а Салоха такая – сейчас все будет, накрывает иконы. А-ха-ха, еще и выпивали вместе. Истинный Коля Гоголь, притягивала чертовщина писателя, ох притягивала. Помимо атмосферы, сильнейший актерский состав. Роу не изменяет себе, пригласил всех своих актеров. Хвыля, Кубацкий, Алтайская и др. Музыка, костюмы, грим – проделана колоссальная работа. Волшебство каждую минуту. Сейчас так не смогут уже снять. Эту повесть Гоголя экранизировали еще во времена немого кинематографа, но Роу смог превзойти абсолютно всех собратьев по цеху. Его экранизация стала народной. Эталон. Роу понадобился всего лишь один час, чтобы показать творчество Николая во всей красе. Ничего лишнего, сцена за сценой, кадр за кадром. Браво! “Вечера на хуторе близ Диканьки” – окутаны снегом, но согревают так сильно, как будто в тропиках побывал. Одна из лучших рождественских историй. Про любовь. Обязательно рекомендую к просмотру. P.S. Пацюк, который ел вареники – напугал в сто раз сильнее, нежели черт! 8,5 из 10
Хотя после выхода этого фильма в карьере народного кудесника Александра Роу еще были великолепные ожившие сказки, именно экранизацию знаменитого произведения Гоголя можно смело назвать апогеем творчества всеми любимого режиссера. Сегодня трудно представить себе зрителя из бывшего СНГ, который бы не провел хотя бы одни праздники без приятного настроения от этого фильма – перед нами настоящая живая классика, которая, хочется верить, не померкнет с течением времени и со сменой поколений. Уже вступительная сцена настраивает своим неутомимым музыкальным сопровождением, которое сменяет ритм и эмоциональные акценты, но неотрывно сопровождают саму историю. По первым же ощущениям фильм напоминает больше театральное представление, только вместо тесной сцены – обширные декорации. Большая часть отдельных локаций создает ощущение камерности пространства и определенной студийности. Недостаток ли это – решение сугубо индивидуальное. Развитие сюжета действительно в большей мере напоминает ожившие графические иллюстрации к книге, чем современное кино. Если продолжить эту линию ассоциаций, то можно привести в пример классические работы студии Disney. Сюжет, основанный на культовом произведении Николая Васильевича Гоголя, стремительно окунает зрителя в водоворот событий. Если это ваше первое знакомство с картиной, вас ждет колкая сатира на тему добра и зла, социальных и семейных отношений, одно удивительное, хоть и короткое путешествие, и множество колоритных персонажей. Более чем скромная продолжительность в час с небольшим, не даст вам заскучать, а по истечению этого времени, удивляешься, как такой хронометраж вместил известное обилие событий. Даже с учетом того факта, что за более чем пол века кинематограф сделал стремительный шаг вперед, подобные фильмы еще способны собрать у экрана людей разных возрастов и предпочтений. Та самая художественная наивность и колорит фильмов Роу создают неповторимую семейную атмосферу. 9 из 10
Веселая история о том, как устраивали свою личную жизнь жители украинского села в Ночь перед Рождеством. История, рассказанная великим писателем бережно перенесена на экран великим режиссером-сказочником. Только быт показан не русский, а украинский. Ах, эта певучая украинская речь, украинские национальные блюда, от которых слюнки текут и неповторимые украинские костюмы!Время, когда люди верили в чудеса и были черти (кстати, совсем не страшные и не злые, а очаровательные, и даже чем-то похожи на новорожденных поросят, которых так любят украинцы) прекрасно показано мастерами кино. Смотрите сказку не только в Ночь перед Рождеством и верьте в чудо, которое называется любовью. 10 из 10
Сколько раз не смотришь этот фильм, все равно появляется желание смотреть и уже так не хочется отрываться от просмотра, словно нечто мистическое и загадочное погружает в эту невероятную историю. Ведь не зря творчество Николая Гоголя имеет такую характерность в своих произведениях притягивать внимание, как своей простотой так и тем что на нашей родной земле, а именно в Ночь перед Рождеством происходят разного рода чудеса, да и не простые, а такие что аж самые отважные парубки удивляются. Фильм мне понравился именно тем как Александр Роу показал украинское село, обычаи людей, их культуру, манеру поведения, костюмы, и конечно же местность где всё это происходит. Словно погружаешься в прошлое столетие, когда еще и хаты были с глины, каждая хата была рядом, люди приветливые, гуляли все от души, и конечно же была настоящая любовь. Вот как раз после того как кузнец Вакула влюбился и наступают настоящие чудеса, ему предстоит отправиться за черевичками для любимой Оксаны. И что только не сделаешь для такой прекрасной девушки. За ее прекрасные голубые глаза и конечно же за улыбку, да и к тому же она дочь казака Чуба. Но Оксана в этом фильме немного гордая, и капризная, не подпускает Вакулу к себе, но в душе сильно его любит. А кузнец Вакула как говорится в фильме 'детина хоть куда' крепкий, отважный силач, не боится ничего, даже самого чёрта! И вот как раз чёрт и попал ему на голову, а он же хитрый, хотел его сразу же заманить, сказав 'Это я - твой друг. Денег дам сколько хочешь, Оксана сегодня же будет наша', но Вакула тоже умен и ответил ему 'Оксана? Изволь, за такую цену готов быть твоим'. А чёрт коварный и во ответ ему 'Но Вакула ты знаешь, что без контракта ничего не делается'. И не прошло и мгновения как Вакула ловкостью и силой приручил чёрта, и теперь они отравляются за черевичками к Царице. Сам образ чёрта мне понравился, Георгий Милляр очень хорошо сыграл его в народном колорите, а эта ехидная улыбка и манера поведения просто прелесть. Как по мне он даже немного забавный, особенно когда глазками моргает и что-то бурчит, свою роль играет превосходно. Дальше думаю не стоит много писать о сюжете, все мы знаем что все сказки Александра Роу заканчиваются очень и очень хорошо. Кузнец Вакула и Оксана в конце при встрече обретают любовь и забывают о том что когда-то наговорили, забывают всё и обретают новое счастье. И конечно, когда понимаешь насколько дорог тебе человек, то и не нужны никакие черевички... На этих сказках и нужно воспитывать детей, да и взрослым будет приятно вспомнить свое детство. Эта сказка дарит всем нам огонек тепла, когда смотрю этот фильм, начинаю скучать о родном селе, хочется также как и те парубки зимой пойти колядовать по хатам, ощутить те эмоции, побегать по снегу, и больше всего побывать в том селе где снимали этот фильм, чтобы в реальности прочувствовать ту атмосферу, которая присутствует в фильме. Фильм однозначно как сказка заслуживает огромного уважения, ведь этим фильмом мы показываем наши обычаи, поднимаем историю, доказываем еще раз, что мы народ, который ценит свой фольклор. 10 из 10
Ах, как же я люблю рождественские сказки. Они пропитаны таким теплом, волшебством и чудесами, что свято веришь во все, что там происходит. «Вечера на хуторе близ Диканьки» легендарная повесть и фильм. Нет в нем ничего предрассудительного, ничего раздражающего. Герои такие родные, а сам сказ настолько трогательный, что волей не волей проснется в каждом его русская душа. Гоголь написал по истине душевную книгу «Ночь перед рождеством»: любовь, преданность, расчетливость… Все они переплетаются друг с другом, представляя на свет замечательную насыщенную историю. А Александр Роу снял настолько близкий к повести и отличный фильм, что, смотря его, обязательно подумаешь: «да-да, вот так я все и представляла». Хочется сказать большое спасибо за такой подбор актеров. Всех героев Гоголя отличает именно характерность, каждый сам по себе неповторим. И в фильме герои подобраны настолько хорошо, что одним лишь своим присутствием могут передать весь сюжет. Хочется отметить Людмилу Мызникову (Оксана). Её героиня была, как мне кажется, самой сложной по характеру. В ней граничили вредность, любопытство и любовь. Так же хочется отметить Георгия Милляра (Черт), словно наш ответ голливудскому гриму. Хочется отметить так же саму сцену и костюмы. Выше всяких похвал! В каждом кадре фильма чувствуется, что к нему подходили со всей душой. Вообще на счету режиссера очень много экранизаций книг именно советского времени: «Морозко», «Королевство кривых зеркал»… Он любит свою работу, вкладывает в них душу, и я очень рада, что именно он, а не кто-то другой экранизировал повесть Гоголя. Если вы видели хоть один из его фильмов, то посмотрите и этот. Уверяю, вы ни в чем не разочаруйтесь. К сожалению, не так много на счету у нашей страны хороших душевных фильмов, поэтому такие картины – это история, смотреть которые нужно, а помнить о них необходимо.
Так иногда случается в жизни, что в один день смотришь два фильма - в одном из которых находишь опору для другого. И связь между ними столь существенна, что для тебя эти две картины по-раздельности не существуют и никогда не были. Подобное хочется передать и другим. В тот прекрасный день я наткнулась на 'Любовь и смерть' Аллена и 'Вечера на хуторе близ Диканьки' Роу. В первом высмеиваются стереотипное мышление иностранца о русской культуре, во-втором - показывается советская обнаженная душа. Впрочем, речь пойдет именно о ней. Картины, столь откровенной о нашем нутре припомнить не легко, да и не стоит, ведь есть эта! После просмотра оной, каждая старушка на перекрестке в деревне - обязательно ведьма с метлой за пазухой. Или хотя бы за печкой. Каждый молодец - герой девичьего сердца и ненасытной душеньки. А каждый дом - изба на курьих ножках со своими скелетами (или чертями). Режиссер не только, вплоть до каждого слова (что несомненно радует), снял всеми любимую сказку, но и смог передать социальные, а главное - культурно-народные традиции. И если, заблагорассудит судьба, советовать иностранцу картину о родной Матушке - Руси, то сомнений быть не должно - это она! 'Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит' - невольно всплывает в памяти, ведь любая классика имеет свойство переплитаться, взаимодействовать, порождать свое - невиданное и прекрасное из ряда фантазий, возникающих во время прогулки в русских селеньях. 10 из 10
Жаль, что в категории 'тип рецензии' нет красно-зелёного варианта. Чтобы в красной половинке написать всё то, что очень не понравилось, а в зелёной - что очень понравилось. Для 'Вечеров на хуторе...' мне бы такая рецензия пригодилась. Вообще фильм мне не понравился. Во-первых, он вовсе не детский. Это не детская сказка из цикла сказок Роу. Когда дьяк два раза пытался схватить Солоху то за грудь, то за попу, это скорее взрослым понятно. Да и сама суть Солохи. Она, конечно, женщина очень аппетитная, для меня и вовсе самая запоминающаяся и красивая в этом фильме, но разве детям понятно, почему к ней столько мужиков ходят и пытаются её ухватить. Но самое возмутительное то, что она мать Вакулы. И она спокойно переносит, когда мужлан, пришедший к ней пожрать и за части тела потрогать начинает кричать про её сына, дескать, он выродок, изрыгать проклятия в его сторону и всячески ругать. А мама спокойно стоит и даже пытается его спрятать. С такой мамашкой, у которых мужиков куча на первом месте, удивительно, что Вакула вообще выжил, а не помер в раннем возрасте от голода и одиночества. Актёр, исполняющий роль Вакулы, мне тоже не понравился. Он плохой актёр. Его терзающие мысли и внешнее проявление их не сходятся. Он неумело изображает радость, когда запорожцы берут его с собой, он неумело изображает робость и страх в доме Пацюка. Чёрт в исполнении Милляра получился какой-то чересчур манерный. В некоторых сценах ему для гармонии женской сумочки в руках не хватало. Это же чёрт, нечистая сила! А ведёт себя как не пойми кто. Вообще не понравилось всё то, что происходило с сидящими в мешках людьми. Это и не смешно и не правдиво. Мешки толкают, пинают, роняют, а они там тихо сидят и ни слова не скажут. Ну это вообще уныло. Ещё в этом фильме слишком много обратно перемотанных кадров. Ну слишком уж много. Когда чёрт катается по склонам, когда закапывается, когда люди в мешки укутываются, когда Пацюк галушки ест и многие другие. В таком количестве они вовсе не впечатляют и даже надоедают. Что очень-преочень понравилось, так это только что упомянутые галушки и их поедание. Эти кадры с самого детства незабываемы. Всегда, когда я макаю какой-нибудь вареник в сметану, я вспоминаю Пацюка, которому очень повезло с его умением кушать. Ещё джинн в 'Мюнхгаузене' так умел. А ещё я в восторге от самой атмосферы фильма. Домики с шапкой снега, сугробы, зима, ночь, месяц, звёзды. У меня при слове 'зима' ассоциативно именно такая картинка встаёт перед глазами. В целом фильм атмосферный, эпизодами интересный и смешной, особенно героиня Веры Алтайской меня очень повеселила. Но, лично для меня, кроме атмосферы и пары эпизодов, фильм особо не нашёл чем восхитить, чтобы переводить его в категорию 'лучшая рождественская сказка'. 6 из 10
Чем хорош Гоголь, так это женскими персонажами, которые и в фильме невозможно прекрасны - потому что не вписываются в привычные гендерные роли. Так, вопреки канонам сказочного жанра, предписывающим главной героине скромность и жертвенность (классический пример - 'Морозко'), Оксана себя любит, знает, чего хочет, и совсем этого не стесняется. Эдакая стервочка. Стрёмно, конечно, что фильм как бы поддерживает стереотип о том, что все женщины - меркантильные сучки, чье расположение легко купить брэндовыми туфлями. С другой стороны, в фильме показана трансформация Оксаны и ее внезапная любовь к Вакуле. Но мы-то все понимаем... Да и ладно, Оксана, тебе простительно: в условиях, когда не можешь сама заработать себе на обувь, реально надо выбирать чувака, которому не влом будет сгонять за ней для тебя в Питер. Солоха - ещё один гоголевский шедевр, да и Хитяева в этой роли огонь. Зрелая любвеобильная бой-баба, которой сам черт не брат. Ясное дело, ведьма. И вроде в сказках таких дамочек полно: берём любую классическую мачеху и вуаля. Вот только в фильме Солоха - положительная героиня! Ею же все восхищаются. И ещё один существенный козырь в лице Вакулы у нее имеется. Авторы, вслед за общественным мнением, любят наказывать сильных и 'распутных' женщин либо бесплодием, либо тем, что вот мол, зато она плохая мать (см. Элен Курагина, мадам Бовари, Скарлетт и т.д.) Но у Солохи неожиданно есть сын, да такой, что не придерешься - и креативный, и смекалистый, и целеустремленный. Плохой матерью ее назвать трудно. Браво, 'Вечера'- никакого слатшейминга. И, наконец, Екатерина - вишенка на торте женского эмпауэрмента. Авторитарная, но человечная правительница. И самое главное - при том, что подданные ее реально боятся и уважают, Екатерине для этого не нужно отказываться от собственной женственности: мужика из себя не корчит и на 'королеву-девственницу' а-ля Елизавета I не похожа, на что намекает наличие любовника в лице Потемкина. Гоголь тут мало что придумал, но сам факт присутствия в тексте великой женщины примечателен. Значимых мужских персонажей в фильме, однако, больше. Но что ж поделать - таков патриархат. И на том, что есть, Гоголю и сценаристам спасибо. Тест Бекдел: однако, завален. Вышеописанные женские персонажи между собой не разговаривают. Есть пара сцен, где сплетничают местные кумушки, но во-первых, они безымянны, а во-вторых, сплетничают они о Вакуле, так что не считается. Создательницы: числятся художница по костюмам (по понятным причинам, это чуть ли не самая популярная киношная профессия среди женщин) Душина и монтажёр Ксения Блинова. По процентному соотношению женских персонажей с именами к мужским: 4 из 10
Наверное, нет такого человека в нашей стране, кто хоть раз не посмотрел бы «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятый по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя (Кстати, довольно забавно видеть его профиль на КП с припиской «сценарист»). Картина 1963 года уже более полувека пользуется невероятной популярностью в новогодние праздники, а смотреть ее, если честно, совершенно не надоедает. Особенно здорово, когда этот фильм крутят по ТВ в сочельник – 6 января. Складывается такое ощущение, будто стоит тебе выйти во двор и ты с головой погрузишься в эту сказочную атмосферу, увидишь в небе, рядом с Месяцем Черта, мимо пройдет недовольный и хмурый Вакула, а где-то на горке будет раздаваться заливистый девичий смех. В детстве, зимой, когда возвращался с родителями от бабушки, нравилось смотреть на искрящийся при лунном свете снег, видеть на нем тени деревьев, поднимать голову и наблюдать за бесчисленными звездами, видеть, как дым из печных труб вертикальными столбами уходит вверх… Возможно, это и есть то самое ощущение сказочности, которое сохранилось в памяти на долгие года и теперь неизменно всплывает под Рождество. Возможно, именно «Вечера на хуторе близ Диканьки» и способствовали формированию такого образа. Так или иначе, эта сказка традиционно формирует у человека с малых лет представление о Добре и Зле, о том, как важно быть отзывчивым, добрым и приветливым. Как стоит себя вести с людьми, как относиться к ним. Смотреть его можно абсолютно всем – и взрослым, и детям, что также не может не радовать. Пусть даже это и сказка, но любому взрослому будет полезно ее посмотреть. Персонажи здесь, кстати, под стать тем людям, которые нас окружают: нерешительные, надменные и высокомерные, хамоватые, жадные, лживые, ленивые, самоуверенные, трудолюбивые, благородные, смелые, веселые. Словом, здесь любой может узнать себя и представить, как он бы выглядел, живи в гоголевские времена! А еще, это кино погружает в эффектную и такую красочную атмосферу старины, когда шумные компании ходили колядовать, когда метель заносила снегом все стежки-дорожки, а люди торили себе путь, когда избы напитывались теплом за счет печи, а не отопления, когда на столе стояла невероятно вкусная и в тоже время простая еда, когда каждый мог запросто прийти к каждому в гости, поговорить по душам, выпить рюмочку другую. Словом, «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это одна из немногих возможностей для современного кинолюбителя окунуться в прошлые века, воспользовавшись билетом, любезно предоставленным Н. В. Гоголем. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 10 из 10
Фильм представляет из себя довольно небольшое в плане хронометража произведение, однако коль учесть то, что и снят он по довольно некрупному бумажному первоисточнику – повести Н. В. Гоголя 'Ночь перед Рождеством' из цикла 'Вечера на хуторе близ Диканьки', – становится абсолютно ясно: данное количество времени, что идёт кино, дозволяет полностью раскрыть тему повествования, его главных героев и вместе с тем привести все это действо к логическому, красивому финалу. Александру Роу удалось создать такую ленту, которая, несмотря на свою некоторую курьезность, не воспринимается без должной серьезности, словно глупый видеоряд – нет. Подобная детскость создаёт особый шарм картины, делая её ещё привлекательней и атмосфернее, ввиду чего историей лишь больше интересуешься, а героями проникаешься. И это прекрасно, ибо именно подобным антуражем, именно актерской игрой и общим синопсисом действия фильм притягивает к себе внимание зрителей уже более пятидесяти лет и, я думаю, сможет делать подобное ещё столько же: классика не стареет, а эта – чистейшая классика как в своём бумажном виде, так и в кинематографическом. Я хочу сказать, что 'Вечера на хуторе близ Диканьки' Роу – это беспрекословно красивое, завораживающее своей некой душевно-тёплой атмосферой зрелище, которое одинаково и смешно, и поучительно, и в хорошем смысле наивно. Данные факторы, будучи соединенными в одной ленте, демонстрируют зрителю прекрасную экранизацию первоисточника, в которой и спустя долгие годы не видно бутафории ни в декорациях, ни в актерских работах. Юрий Тавров создал именно такой образ Вакулы – немного наивный, но крайне решительный и смелый, – который представляется при чтении рукописного прародителя (по крайней мере так было у меня), потому очень жаль, что это – единственная его серьезная роль в кино. Людмила Мызникова, – также, к сожалению, оставив свой след в кинематографе лишь данным образом, – сотворила на экране героиню тоже такой, какой её видишь на страницах повести: в некотором смысле глупая и эгоистичная (вообще, кто не знает, Николай Васильевич довольно холодно относился к женщинам как в жизни, так и в своих творениях – это так, 'к слову'), что никак не уменьшает её физической красоты и влияния на зрителя конечного душевного перерождения, раскаяния. Потому можно сказать, что данная история не только в конце представляет нам хорошую, счастливую кульминацию; она подводит к этой кульминации путём сентенциозного, поучительного повествования, которое будет полезно и детям, и взрослым. Тогда: данная кинолента – отличная дань уважения оригиналу, которая увеличивает не только его ценность, но уже имеет и свой 'вес' как классика советского кино. Являя из себя красивое, волшебное действо, наполненное таким близким Нам духом, фольклором, качественными декорациями да отличной актерской игрой – причём не только молодых лиц, но и таких мэтров, как Людмила Хитяева, Георгий Милляр и другие, – лента вместе с тем подходит для просмотра как детям, так и взрослым, 'наполняя' праздничной атмосферой и тех и других одинаково. Посему особенно в данный период времени, на кануне праздника, я советую данный фильм к повторному просмотру, или к первоначальному ознакомлению: один час – совсем немного времени, тем более, что потрачен он будет не в пустую. P.S. Спасибо за внимание.
Наступила Рождественская ночь. Чудная, звездная, синяя-синяя. Мороз трещит, снег блестит, до чего же хорошо! Так и хочется сесть возле разрисованного снегом окошка и слушать старые сказки. Садится умелый рассказчик на скамейку рядышком, немало историй поведал он на своем веку. Открывается потрепанная книга, смотрит лукаво Гоголь с первой страницы, ухмыляется: сумеет ли сказочник воскресить давно знакомых героев, справится ли с надменной Оксаной, Вакулой-кузнецом да самим мохнатым чертом? Хорошо рассказчик слово молвит. Страницы переворачиваются, герои оживают, слушают его уверенный голос, подстраиваются под каждую интонацию. Вот они, совсем реальные. Тут черт поганые дела свои воротит, месяц ясный в мешок утащил и давай вьюгу нагонять да хорошим людям пакости делать. Чтоб тебя, проклятый! Но насмехается сказочник над сатанинским отродьем: в снег толкает неуклюжего, слова сказать не дает, еще и свиное рыло пририсовал. Не страшен такой черт, смех да и только. Там два кума бредут по заснеженной дороге. Есть месяц или нет, а выпить охота. Оно как-то и грешно не хильнуть по чарке перед Рождеством. Мужики статные, подпоясанные, усы пышные, смех, как из бочки. Ну и пусть идут себе, пока жинки с кочергой не нагнали да по знатной пояснице не надавали. На другом конце села Солоха гостей принимает, радушно встречает, забавляет. Ай да баба, ай да Солоха! То хохочет на всю хату, то просто пышными губами улыбается, хитрая ведьма. А в чьей это хате ярко свет горит, где красавица собой в зеркало любуется? Румяная, круглолицая, глаза большущие, лукавые. Парубков дразнит, негодная дивчина. Рядом кузнец Вакула стоит, грустный и угрюмый. Не любит Оксана верного работящего хлопца, хоть иди да повешайся. Скоро сказка молвится, а мудрый рассказчик о многом успел поговорить. Поведал о девичьих мечтах и о том, как ищут девчата самого лучшего молодца на свете, не замечая простых, добрых кузнецов рядом. Заметил, как кумушки любят посплетничать, а оттого и приврать немного. По-доброму посмеялся над богобоязливыми прихожанами, которые перед церковью так смачно ругаются, что сам черт бы позавидовал. Но главное, как ладно и складно всё рассказал. Тут немного удивил, там слегка напугал, напоследок рассмешил хорошенько. Вареники летают и в сметану запрыгивают, чёрт плывет по небу, месяц, словно нарисованный, а звёзды мерцают, как ёлочные игрушки. Кажется, что это сам Гоголь сидит на скамейке, улыбается и читает о том, как весело живут люди на хуторе близ Диканьки. Вот и сказке конец. Вспомнились древние обычаи, захотелось выбежать на морозную улицу, поколядовать, пошуметь и в снегу повалятся, как в старые добрые времена. Случилось рождественское чудо, ожила сказка.
Вот уже на исходе новогодние и рождественские праздники и в связи с этим я решила сделать последний глоток праздничного настроения и пересмотреть один из любимейших фильмов - 'Вечера на хуторе близ Диканьки'. Правильное название этой пьесы 'Ночь перед Рождеством', которая входит в первую книгу Николая Васильевича Гоголя под названием 'Вечера на хуторе близ Диканьки'. Но режиссер Александр Роу решил дать именно такое название фильму, наверное потому что оно интереснее, оригинальние и привлекает внимание. 'Ночь перед Рождеством', на мой взгяд, - лучшее произведение Николая Васильевича, а его экранизация - лучшая из работ Роу. Александр Роу известен как режиссер детских фильмов. Все самые добрые советские фильмы-сказки были срежиссированы ним. Вот и 'гоголевские вечера' получились сказочно добрыми, не смотря на дьявольскую, если можно так сказать, тематику произведения. Сожет не содержит ничего лишнего, каждый эпизод уместен и несет в себе нужную для восприятия полной картины информацию. Красивейшая постановка, декорации. Все такое сказочное. Хутор, хаты, снег. Отдельный плюс костюмам, они прибавили реальности тем временам, о которых идется в повести. Это чудесное время, когда вечером перед Рождеством девчата и парубки собирались и ходили колядовать, и в каждой хате их радо встречали и не скупились на угощения. Целые мешки с конфетами, бубликами, паляницами. Но в повести есть место не только этим яствам: – Черт знает как стало на свете... голова идет кругом... не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки! Когда зимой снега было по колено и приходилось протаптывать тропинки что бы пройти, для нашего времени - это сейчас точно сказка. Наличие в повести исторических персон - Екатерины II и князя Потемкина, распологает фантазировать что может быть такая история и правда случилась в рождественскую ночь когда-то. В основном актерский состав состоит из актеров с которыми предпочитал работать Роу почти во всех своих работах. Отдельно хотелось бы отметить Георгия Милляра, который олицетворяет почти всю нечисть в советских фильмах. И в этот раз его Черт получился реалистичным и забавным, не вызывающим негативных эмоций. Солоха получилась по истине искусной в своих ведьменских проделках - ворование звезд с неба и пряча своих поклонников в мешки, среди которых был сам Черт. Вообще все персонажи фильма располагают к себе. Не знаю человека, которому не нравился бы этот фильм. Он заставляет поностальгировать, ведь наверняка большенство часто смотрели его в новогодние праздиники в детстве. Он навсегда останется доброй сказкой, о том как черт забавлялся над кумами-пьяницами, а кузнец достал для своей любимой Оксаны черевички, которые носит сама царица, как пузатый Пацюк смачно ел свои вареники, щедро обмакивая их в сметане без помощи рук. 10 из 10
Рождество. Незалежная. Хутор. Едкая ирония Гоголя в снежных сугробах и сказочная собака, съеденная Роу, призрачно виляющая хвостом из каждого кадра. Новый год наступил, но в кладовых запрятана еще не одна бутылка мутной горилки, а, значит, задорные праздничные колядки не раз отдадутся звонким гулом в разудалом чубе. Классика на то и удивительное явление, что может выступать в совершенно несвойственных ей ипостасях, вроде постновогоднего продолжения банкета. Тот, чья хата с краю, знает всё и про всех, а потому услужливо вводит временно позабывшего (по понятным причинам) девять классов образования зрителя в курс дела: хто е хто, хто кого кохает, а самое главное – хто е хозяин в будинке. И что в маленькой Диканьке, что в стольном граде Петербурге во главе праздничного стола сидят кокетливо хитрющие пани, держащие чоловиков под каблуками своих черевичек. Молодая Оксана и ее коварный сообщник зеркало учиняют форменное издевательство над неопытным парубком Вакулой, не знающим, что чем вродливее дивчина, тем чуднее ее причуды. Кума Солоха – что за баба! Справжня украиньска жинка – и кума пидманет, и дьяка пидвидет и чёрта с ума розума зведет. Под стать им императрица, даром, что немка, вальяжно играющая судьбами сынов Малороссии. Эх! За таких-то женщин можно на край света за одну ночь отправиться, просидеть в мешке всю предрождественскую ночь, да что там – сугробы своротить, протаптывая дорогу к крыльцу милой сердцу особы. Тем более, что атмосфера располагает к различным семейным посягательствам и тяге к объединению. Несмотря на странную прихоть григорианского календаря, разместившего в календарной сетке светлый праздник Рождества через неделю после, прямо скажем, не самого добродетельного Нового года, сёмое сичня сохранило особенный статус семейного праздника души. Заполошенные гоголевчане чтят традиции, создавая и оберегая ячейки славного казацкого общества, щедро наливая борщ с галушками любому, кто зайдет к ним на хутор: сыновья и донечки, братья и сестры – всем рады; есть еда, питье, чудеса. Бесовская мистика мирно уступает традиционному добру в белых балахонных одеждах, побеждающему оборванца-чёрта. Тактично обойдя вопрос о… (взгляд ввысь), «Ночь перед Рождеством» показала острый язычок краснознаменной цензуре, сложившей ручки на груди: Рождество есть? – Есть (ну так дату из календаря мы выкинуть не можем), а о… (кивок вверх) упоминаний нет, значит, все по программе партии. Так что дело здесь совсем не в религии, а в тех звёздах, что сыплются из дырявой сумки Солохи, освещая уютные хаты, где раскрасневшиеся на морозе счастливые люди собираются вместе. За фантастической небылицей кроются житейские истины, узнаваемые и принимаемые под любой личиной, так же, как в Оксане видится не только чванько, но и простая хорошая дивчинка, хотя необходимо признать, что обычно Оксаны действительно чудо как хороши (смотрюсь в зеркало для проверки: все верно, хороши). 7 из 10
Я всегда любила книги Николая Васильевича Гоголя за редчайший для прозаика поэтический дар изложения, способность видеть чудесное, необычное в обыденном, традиционном, бытовом,а экранизация замечательной комедии произвела ещё большее впечатление. Это настоящая красочная, озорная и динамичная сказка о кузнеце Вакуле, красавице Оксане, нечистой силе и царицыных черевичках: с песнями, танцами, колядками и теплым малоросским колоритом. Актёры фильма удивляют в хорошем смысле слова.Георгий Милляр настолько потрясающе сыграл чёрта,что я смотрела с упоением,с наслаждение,даже,можно сказать с гордостью,потому что только у нас добрые,положительные сказки.Даже чёрт,казалось бы отрицательный герой,всё равно чем-то от него веяло добрым,положительным. Каждый герой запомнился по-своему,у каждого была своя начинка,изюминка. В сказке обилие всяких 'волшебств', но они так оригинально вплетаются в реальные события, что зритель невольно воспринимает их как должное. В эту волшебную ночь должны совершаться чудеса, мы их ждем, и они происходят: Солоха собирает звезды с неба, черт крадет месяц - единственное освещение в Диканьке; Вакула достает черевички для своей возлюбленной Оксаны,которые носила сама царица. Счастливая развязка еще больше приближает фильм к сказке. Смотрела этот фильм очень много раз,и с удовольствием посмотрю столько же. Тут только может быть 10 из 10 Но я бы поставила больше.
Позволю себе немножко отклониться от темы и сказать пару слов касательно жанра «фильм-сказка». Нетрудно догадаться, что этот жанр в соответствующем формате – явление исключительно восточноевропейское (приоритет отдаю, конечно, советским сказкам, но не стоит забывать фильмы аналогичного жанра чехословацкого и польского производств). У меня язык не повернётся назвать «сказками» фэнтэзийно-фантастическую дурь американо-западноевропейского производства, которая ныне непонятно почему максимально занимает всемирную нишу «фильмов для детей». Многие винят забугорную фантастику, ориентированную на молодую аудиторию, в отсутствии внутренней «доброты» и поучительных мотивов в содержании. Но дело не в этом. Кому к чёрту нужна доброта и поучения? Это пережитки прошлого и давным-давно догорают в топке истории. Дело в другом: в сравнительном качестве наших старых фильмов-сказок и ихних современных сказочных блок мать их бастеров – это небо и земля. Советские режиссёры-сказочники максимально добросовестно подходили к работе над своими фильмами – и на выходе получалось стопроцентно качественное зрелище, как по форме, так и по содержанию. Настолько качественное, что фильмы Роу, Птушко, Рыцарева, Кошеверовой и др. в большинстве своём до сих пор производят потрясающий эффект. По сравнению с ними любая иностранная поделка, независимо от того, сто миллионов в неё вложили или двести пятьдесят, - выглядит более чем нелепо и глупо. К сожалению, наши, то есть ваши – господа тридцати-сорокалетние сограждане, - дети преимущественно понятия не имеют о том, что фантастика (в значении «сказка») может быть другой, нежели та, которую заливают на Западе и сливают нам; она может быть НАШЕЙ и может быть при этом в миллион раз качественнее и в миллион раз интереснее любого крупнобюджетного заграничного аналога. Хотя аналогов нашим сказкам в североатлантическом кинематографе нет вообще – там за сказку выдаётся либо разгруженный микроужастик в самом худшем смысле этого слова, либо перегруженный трэш совсем уж неопределённого происхождения. Думаю, что было бы неплохо сейчас устроить повторный прокат тех же «Вечеров», «Морозко», «Майской ночи», «Волшебной лампы Аладдина», «Ледяной внучки», даже «Василисы Прекрасной» и «Кащея Бессмертного» и многих других потрясающе красивых визуально и наполненных полноценным внутренним содержанием фильмов советской эпохи; уверен, что, посмотрев их на большом экране, многие наши современники придут в полный восторг и больше никогда не ввергнут себя во власть со стороны третьесортной западной продукции. Берём пример с Лукаса – он ведь устроил повторный прокат оригинальной трилогии «Звёздные войны» спустя двадцать лет после её появления, почему бы и нашим прокатчикам не устроить ренессанс советского кинематографа в рамках отдельно взятого жанра? Идея-то превосходная и, что важно для господ прокатчиков, - прибыльная. Особенно в нынешних условиях, когда в кинотеатрах идёт всякий вздор типа очередного «Форсажа» (будь он не ладен) или очередных «Людей-X», которые, в какой бы истерике ни билась рекламная кампания, вряд ли станут притяжением для вменяемых умов и сердец. Лично я с удовольствием пойду на повторный прокат «Вечеров» (для меня он, конечно же, будет премьерным), пойду и потащу за собой всех, кого успею отловить. ПЫС. В первый раз конкретно по теме выступаю в рамках постскриптума. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это, разумеется, шЭдЭвр. По большому счёту, о нём даже нечего сказать. Разбрасываться банальностями типа «Очень хороший фильм» и «Мне понравилось» не стану. А впрочем, ладно – это Отличный фильм. Таковым был, есть и всегда будет. Пусть Голливуд лопнет от зависти – но уровня советской сказочной школы не достигнет никогда. Грустно говорить, но современный российский кинематограф тоже вряд ли когда-либо сделает что-то хотя бы отдалённо похожее по качеству и красоте на сказки сорока-пятидесяти-шестидесяти-семидесятилетней давности. Теперь все они – ещё одно явление навсегда ушедшей киноэпохи. ПЫС-ПЫС. Не мог устоять от соблазна бросить пару фраз о Гоголе. Сейчас, в обстановке празднования его 200-летия, то тут, то там часто спорят о национальной идентичности великого писателя – спорят наши, спорят укры, спорят даже пшеки. Сам Гоголь неоднократно прохаживался в адрес своей национальности, называя в одних произведениях одну, в других – другую. По-моему, если я не ошибаюсь, в последний раз на этот виртуальный вопрос Гоголь ответил самому себе (а заодно и нам) в начале 2-й главы 1-го тома «Мёртвых душ». Ответил мимоходом, как бы вскользь, но категорично. Желающие запросто найдут этот ответ.
Великолепная экранизация горячо любимой мною повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Когда смотришь этот фильм, забывается, что он был снят почти 50 лет назад, настолько яркие и живые все его герои. Классика, литературная и кинематографическая, не имеет возраста. Сейчас мне кажется, что когда я впервые читала повесть Гоголя, давно, в школьные годы, все ее персонажи виделись мне именно такими и что другими они и быть не могли. Кузнец Вакула – такой серьезный и надежный и одновременно влюбленный до робости. Красавица Оксана – задорная и жизнерадостная, кокетливая, как любая девушка, но в душе очень трепетная и чувствительная. Козак Чуб, отец Оксаны – солидный и важный, само воплощение основательности. Другие добрые козаки – голова, дьяк, кум Панас, козак Свербыгуз, Пузатый Пацюк – у каждого из них есть своя «изюминка», свое запоминающееся лицо. Солоха, мать Вакулы – радушная и приветливая со всеми козаками, но себе на уме, одним словом, ведьма. И, конечно же, персонаж, без которого все повествование потеряло бы свой смысл – черт в исполнении Георгия Милляра. Невозможно забыть его прыжки, ужимки и гримасы, равно как и само выражение лица со свиным пятачком и маленькими рожками. И почему-то этот черт неизменно вызывает улыбку, такой он забавный и совсем не страшный. Не буду пересказывать сюжет, наверняка все с ним прекрасно знакомы. Скажу только, что в фильме блестяще передана атмосфера гоголевской повести – козаки, идущие в шинок и проклинающие укравшего месяц черта, колядующая молодежь, веселые зимние забавы и игры, сама волшебная ночь, в которую может твориться всякая чертовщина. Сцены с прыгающими мешками в хате Солохи и затем на улице сняты просто изумительно. Отдельного упоминания стоят старухи-сплетницы, наперебой обсуждающие, утопился кузнец или повесился. И все же эта история, в первую очередь, о любви. О любви, ради которой можно не только достать с неба звездочку, но и покорить саму нечистую силу, и просить о подарке императрицу российскую. О любви, для которой на самом деле оказываются не нужны никакие подарки... Обязательно смотреть всем поклонникам творчества Гоголя и просто любителям хорошего кино. 10 из 10