Недавно прочитала замечательную книгу Валентина Распутина 'Василий и Василиса'. Произведение настолько меня впечатлило, что я решила проверить, не экранизировалось ли оно когда-нибудь. И да, нашла этот фильм. А ведь кино оказалось ничуть не хуже, даже лучше в каком-то смысле. В принципе, даже по актерскому составу было понятно, что плохого фильма там выйти не могло, но тут меня просто поразила исполнительница главной роли Ольга Остроумова. Я знаю и очень люблю ее по роли Женьки Комельковой из 'Тихих зорь', но тут роль более глубокая, более сложная. Это практически целая жизнь, прожитая на экране за полтора часа. Жизнь обычной русской бабы, со всеми ее трудностями и редкими радостями. Поверьте, только за актерскую работу можно этот фильм посмотреть. Ну и сам сюжет. Я убеждена, что русскую душу понять непросто, и главным ее символом является женщина-мать. Которая может все терпеть, все лишения и трудности, которая порвет все за своего ребенка. Которая останется поддержкой и опорой даже после расставания. Которая может даже соперницу свою пожалеть. И которую не переделаешь. Она горда, и тут ничего не поделаешь. Собственно, сложно тут подобрать слова, это кино надо смотреть. 8 из 10
Картина 'Василий и Василиса' снята по мотивам одноименной повести В. Распутина. На протяжении фильма перед зрителем разворачивается жизнь простой русской семьи из глубинки, в центре повествования находится Василиса. Она представляет собой хорошо всем известный типичный тип русской женщины. Характерные черты этого типа - сильный характер, трудолюбие, внутреннее чувство справедливости. Через жизнь этой семьи мы можем увидеть историю России в переломные ее моменты - 20-е годы, война, послевоенное время. Василиса является нравственной скрепой семьи. Семейную драму, тяготы войны, трудности послевоенного времени она выносит на своих плечах одна - без помощи, без защиты. После пережитого она не озлобилась, в ее сердце осталось место доброте, состраданию, милосердию. Это ей ставят памятники, это ее чествуют, ее молчаливым безымянным подвигом восхищаются - Женщина. Мать. Фильм рекомендован к просмотру всем тем, кто интересуется загадкой непостижимой 'русской души', русского характера, тем, кто хочет вспомнить историю своей страны, окунуться в атмосферу тихой, размеренной сельской жизни.
В необъятных российских просторах затерялась одна, казалось бы, ничем неприметная деревенька… Трудно удивиться тем, как восходы и закаты солнца устанавливают здесь распорядок. Не в новинку увидеть выпас коров, услышать петушиное пение. Не держит подолгу на себе внимание и река, спокойно протекающая поодаль. Словом, ничего особенного. Даже название местечка скрыто, не иначе, как намеренно. И все-таки за неброскими сельскими картинами угадывается нечто интересное, весьма содержательное – предвоенная и послевоенная жизнь типичной русской глубинки. Также чувствуется и обращение к чему-то широкому, надвременному. Это обращение к русскому характеру, заставляющему по-особому глядеть на мир, воспринимать события, проживать судьбу. Что есть русский характер и как его застигнуть врасплох? Он прорывается через остроумный, забавный, ни с чем не сравнимый говорок. Он противоречивый: его обладателя попеременно тянет то на легкие и «длинные», а то на «малые, но честные» рубли. Он прорезается через заливистые распевы, рвущиеся в поднебесье с пшеничных полей. Бездонный (порой до трагичности бездонный), он заставляет любящих так глубоко врастать друг в друга, что и жизни становится мало для разрыва. Он основательный и делается единожды. Он многогранный, этот русский характер... И если речь идет именно об этом, то было бы преступлением не вспомнить женщину. Это она в одиночку поднимает на ноги семерых детей. Она беззлобно, вкрадчиво пытается вразумить буянящего мужа, а позже невероятно уморительно ревнует его. Только она во время войны своей человечьей лаской вдыхает жизнь в замученную и обессилевшую лошадь (данная сцена без преувеличения гениальна!). Вот уж действительно ХАРАКТЕР. Стоит посмотреть на то, как раньше жили без ноу-хау информационного века, кажущихся сегодня жизненно необходимыми. Это мы, только не ведущие переписку в соцсетях, а гадающие около избы по валенку. Это те же мы, не сканирующие документы, а жнущие снопы. Это опять мы, не сидящие в суши-баре, а орущие на полустанке частушки под баян. Это снова мы, повторяющиеся в себе…