В детстве я множество раз прочла книгу Марины Чечневой 'Повесть о Жене Рудневой'. Она повествует о девушке Жене, Герое Советского Союза, летчице женского гвардейского полка, погибшей в бою осенью 1943 года. В книге очень подробно описана история возникновения полка 'ночных ведьм', рассказано о его создателе и первом командире - легендарной летчице Марине Расковой, о самоотверженных девушках, бомбивших фашистов на легкомоторном самолетике ПО-2, прозванном в народе 'кукурузником'. Несмотря на то, что к идее создания женского полка бомбардировщиков с большой долей скепсиса отнеслись военные - мужчины, очень скоро дамы завоевали популярность как на советской стороне, так и среди противников. Именно немцы прозвали девушек 'ночными ведьмами'. Благодаря беспримерному мужеству и героизму женский полк получил звание гвардейского, а многие его бойцы награждены орденами и медалями высшего достоинства. Режиссер фильма Евгения Жигуленко воевала в полку 'ночных ведьм' и рассказала правдивую историю о своих подругах, которые в самые суровые годы оставались женщинами - милыми и прекрасными. Они мечтали о любви, детях, но вынуждены были воевать и убивать. В центре сюжета фильма - красивая, задорная Галя Поликарпова. Чтобы быстрее вернуться в полк, она сбегает из больницы и по дороге знакомится с молодым летчиком. Между молодыми людьми завязывается настоящая симпатия, но это война, а значит любимый может погибнуть в любую минуту. Еще одна героиня Оксана, потеряв на войне мужа, привязывается к спасенному мальчику. Она мечтает забрать забрать его домой, воспитать. Война помешает и этим планам. Галя, Оксана, Софико - образы собранные из сотен девчонок, юных, только начинающих жить. Можно сколько угодно размышлять на тему 'если б не было войны', но историю вспять не повернуть, и остается лишь восхищаться мужеством и силой прекрасных советских женщин. 8 из 10
Одно из главных достоинств фильма - это то, что снимала его бывшая лётчица, Герой Советского Союза, поступившая во ВГИК, чтобы снять фильм о своих боевых подругах, 'ночных ведьмах'. Поэтому фильму стоит доверять, автор знала не понаслышке то, о чём снимала фильм. Невольно сравниваю это кино с испанским фильмом 'Свободные женщины' об испанской женской анархистской организации во время Гражданской войны. Тема та же: женщина на войне. Но 'ведьмы' определённо лучше! Оговорюсь сразу, я не сравниваю ниших лётчиц с испанскими анархистками. И теми и другими я безмерно восхищаюсь. Речь только о фильме. Испанский фильм слишком адаптирован под современную мораль и эстетику. Не почувствовала я там атмосферу 30-х гг. Просто современные девушки, зачем-то одетые в костюмы республиканцев. Здесь же история девушек из 40-х рассказана их повзрослевшей подругой. Ещё интересное сравнение. Не знаю, с чем это связано, с авторским видением или с действительной ситуацией, но 'свободных женщин' не хотят пускать на фронт, они туда рвутся и поэтому к своим товарищам, не пускающим их на войну относятся агрессивно, как к врагам. За нашими лётчицами признали их право воевать и получили в итоге друзей. Они военные лётчики, но ещё они совсем молоденькие девчонки, мечтающие о любви, семье. Они - будущие мамы и бабушки. И поэтому даже там, на войне, находится место и смеху, и взаимному кокетству с десантниками и лётчиками. И это нормально, потому что молодость хочет любить и быть любимой. Находится там место и ссорам, и вражде, и обидам. Это живые девчонки, вчера только сидевшие за партой и бегавшие в кино и на танцы, а не полубоги с пустившиеся с небес. Кстати, на заметку всем считающим, что женской дружбы не бывает. Не связано ли это ваше убеждение просто с мелочностью условий, в которых живёт большинство женщин, с погруженностью только в личные проблемы? Вот и здесь, подруги, готовые рассориться из-за внимания дорогого человека в бою будут оберегать и спасать друг друга. И, конечно, нашлось в этом фильме место и подвигу. И заметному не вооружённым взглядом подвигу в бою, и незаметному каждодневному. Ведь строить взлётную полосу под моросящим дождём - это тоже подвиг. В общем, спасибо вам, девочки из стихов Юлии Друниной, из этого фильма, лучшим девушкам своего поколения. Спасибо за то, что вы были, спасибо за то, что мы есть. И отдельное спасибо авторам песни, особенно музыки. Хороша. И в лирической, и в героической аранжировке.
Немцы называли их «ночными ведьмами», отважные девушки, сражавшиеся за победу. Авиаполк был полностью женским - механики, техники, пилоты и штурманы. Бомбили они ночью, пролетая на выключенном двигателе низко, над самой целью. И своим внезапным появлением наводили ужас на врага. Главной особенностью фильма является то, что он снят о реальных людях, а режиссер Евгения Жигуленко была одной из «ночных ведьм». Посмотрев фильм хочется больше узнать о героях. Так прототипом командира эскадрильи Оксаны Захарченко является младший лейтенант Евдокия Носаль. За несколько дней до начала войны у неё родился сын. Рано утром началась бомбежка, рухнули стены родильного дома, развалилось здание. Она чудом осталась жива, а тело своего маленького сына она нашла под обломками. Придя в полк она старалась все забыть и летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие. Никто не мог угнаться за ней. Она всегда была первой, а на приборной доске её самолёта всегда был прикреплён портрет её мужа, тоже лётчика — Грицко, так с ним и летала. Прототип командира полка Евдокии Богуславской стала Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем, под командованием которой полк сражался до конца войны. Полк в шутку называли «Дунькиным», с намёком на женский состав и оправдываясь именем командира. К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считалась пропавшей без вести. После войны комиссар полка объездила все места падения самолётов и разыскала могилы всех погибших. Девушки действительно летали без парашютов, чтобы прихватить лишнюю бомбу. Сцена, где мессеры сожгли в небе четыре экипажа тоже была в реальной. Это было самым трагичным эпизодом в истории полка. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Отдельно хочется сказать о режиссере фильма. Евгения Жигуленко воевала в составе 46-го авиаполка, была командиром звена и за проявленное в боях мужество стала Героем Советского Союза. Фильм обязателен к просмотру всем. Эта часть истории, которую нельзя забыть. 10 из 10
Отрицательная рецензия на военный фильм снятый в Советском Союзе да еще с девушками-летчицами в главной роли? Честно? Сам в шоке. Ведь данную кинокартина пусть и не известна широкому кругу зрителей, о чем свидетельствуют оценки на КиноПоиске, но тем не менее многими любима. Да и как можно не любить военные фильмы? И именно с такими мыслями я садился за просмотр «Ночных ведьм» ожидая чего-то в духе «В бой идут одни старики», чуть попроще, но такого же душевного. Вот только реальный мир, в который уже раз решил отвесить автору сих строк мощный хук справа (Такими темпами на мне живого места не останется) и продемонстрировать фильм, который отдает всем тем за что я, а может и не только я, не люблю современные фильмы о войне, но обо всем по порядку. И начну я пожалуй с главного, а именно с героев картины. В самом начале нас знакомят с Галиной Поликарповой, которая сбегает из больницы, дабы вернутся к тому что близко ее сердцу – бомбежки фрицев. О да, это та самая идея – никто кроме нас… а собственно почему нет? Ведь во Вторую Мировую войну каждый человек был на счету, тем более профессиональный пилот. И все бы ничего, да только знакомство с Галиной происходит не без осложнений ведь она встречает медсестру, которая просится к ней в часть и дабы хоть как-то избавится от прилипалы (В самом деле не будет же главная героиня тратить свое время на восторженную медсестру и объяснять той, что врачи и медсестры делают самую важную работу – они ставят на ноги бойцов) главная героиня садится в мотоцикл к первому встречному и… доехав до своих подруг даже не поблагодарила юношу, а улетела в закат. Ммм, романтика? Да не сказал был. Скорей уж банальный пофигизм. Дальше – больше. Галина, вместе со своей подругой и напарницей Оксаной Захаренко спасают маленького мальчика от немецко-фашистских захватчиков и так как мальчик сирота (Герои картины, а с ними и зритель станут свидетелями этого, безусловно, трагического момента), то его решают взять к себе и сделать «Сыном полка». На самом деле – отличное решение, нет, кроме шуток, правда отличное. Ведь сейчас война, а коли так – тут везде небезопасно, ну а девушки-летчицы смогут защитить маленького мальчика, да и относятся они к нему как к сыну. Опять же хорошая и добрая сцена, которая свидетельствует о том, что у картины был потенциал, но тут опять появляется Галина Поликарпова и все портит! Каким образом? А она относится к мальчику не как к живому человеку, а как к игрушке и юноша этому только рад. Нет, ну паренька то понять можно он же еще несмышленыш, но как понять Галину, которая попросту использует юношу, дабы тот ей помогал отбывать наказание, ходил за водой и вообще всячески развлекал девушку мне не понятно. Конечно же, можно было сказать, что Галина сама еще в душе ребенок, но знаете дети ведь тоже разные бывают и Поликарпова крайне неприятный человек, которому попросту пофиг на все что находится вне зоны ее комфорта. И тут мы подходим к следующему пункту фильма, а именно к остальным героям. Так вот – перед нами предстают… картонные персонажи о которых барышня режиссер не удосужилась ничего поведать зрителю и это неправильно. Неправильно потому что если мы ничего не знаем о прошлом и будущем второстепенных героях, не говоря уж об их характерах, то чувства сопереживания не возникает. Это просто массовка, которая большую часть фильма «улыбается и машет». Нет, конечно же в фильме было два исключения. Первым являлась вышеупомянутая Оксана Захаренко, которая не просто относилась к найденышу с материнской любовью, а считала его сыном и защищала от всех и всяческих бед и треволнений, даже вопреки его желаниям. И да, Оксану то как раз понять можно – война же, а в ту пору все люди были друг для друга братьями и сестрами. К сожалению экранное время Оксаны ограничено и как в случае с остальными героями этого фильма о девушки мы так толком ничего не узнаем. Вторым же номером выступает Марья Ивановна и… до чего неприятная героиня получилась у Нины Меньшиковой это надо видеть! Вроде бы пожилая женщина, которая потеряла сына, а то и двух, но в тоже самое время человек, которая относится к своим подчиненным не как к живым людям, а как к инструментам – сделай, выполняй, не обсуждай. Очень черствый человек. Человек, которому попросту не место в старых советских фильмах про войну, вот в современных она бы смотрелась как влитая, благо там цинизм, черствость, глупость и ограниченность являются обыденность, а в старых фильмах ждешь чего-то светлого, доброго и жизнеутверждающего. Разве не за этим мы смотрим подобные фильмы? Что касается технической части картины, то все выполнено на должном уровне – тут вам и бомбардировка и воздушные бои, во всяком случае попытка снять нечто отдаленно их напоминающее, и трогательная музыка и гнетущая атмосфера. Все это есть, но в свете того, что герои, за одним исключением не располагают к себе, а история не хватает за живое, подобное лишь смягчает вкус горькой пилюли, коей решила угостить зрителя барышня режиссер. И оттого я бы все же советовал воздержатся от просмотра. Спасибо за внимание и всех благ. 5 из 10
По крайней мере так может показаться с первого взгляда. Ранее я уже говорил, что советские и американские фильмы, направленные на смещение социальных и гендерных ролей очень похожи. Непосвященный зритель даже может их перепутать. Узнал об этом фильме несколько необычным образом. Поскольку увлекаюсь авиацией, в старом журнале 'Крылья родины' видел статью руководителя группы авиамоделистов, делавших радиоуправляемые модели для этого фильма. По его словам, руководство этой картины работало что называется через одно место, эту задачу им поставили всего за две недели до конца съемок. Разумеется, срок нереальный, хорошо что у них были кордовые модели, которые переделали в радиоуправляемые. Надо сказать, получилось неплохо, если не знаешь то и не отличишь. Только непонятно, зачем это понадобилось, неужели не сохранилось ни одного По-2 в летном состоянии? Видимо нет, это же вам не США или Германия, где исправных самолетов этой модели в частных коллекциях сохранилось немало. Как бы то ни было, техническая сторона является единственным плюсом в этом фильме, больше ничего хорошего там нет. Главная идея в этом фильме примерно такая же как и в десятках подобных американских картин: 'женщина, которая убивает на войне --- это круто'. Хотя нормальный человек не сможет понять, что в этом хорошего и почему этим надо восхищаться. Да, во время осады каких-нибудь средневековых городов бывали случаи, когда все их население, независимо от пола и возраста сражалось на стенах. Ну так им деваться было некуда, это одна из самых страшных и неприглядных сторон войны. Но здесь мы видим, что никакой необходимости в этом нет. В армии ведь есть много важных и ответственных должностей, таких как радисты, медперсонал и тд., да и работа на оборонных предприятиях не менее важна. Но пожалуй самый неприятный момент, от которого меня прямо покоробило, это когда маленькая девочка по-военному отдает честь и знает строевые команды. И обучает ее этому. .. мальчик того же возраста. Хотя традиционно задачей мальчиков было защищать девочек, но никак не втягивать их в подобные дела. Тысячи лет дети играли в игры по сказочным мотивам, вроде сражения с драконом, чтобы спасти принцессу и все такое прочее. Благодаря этому и выжили, несмотря на все катаклизмы. А сейчас кое-кто вымирает без всяких войн и эпидемий. Фанаты известной идеологии очень любят строить из себя борцов за нравственность и традионные ценности. Интересно, а идеи о том, что девочкам надо запретить играть в куклы ('буржуазные пережитки') и с детства готовить их к службе в армии --- это они тоже относят к традиционным ценностям? Эту тему отчасти затрагивает хороший советский фильм 'До первой крови'. Хотя обвинять мальчика здесь не стоит, учитывая кто его воспитывал и какая у него в голове каша относительно гендерных ролей. Кстати, мальчики в подобных условиях обычно вырастают трусливыми ничтожествами (из-за смещения гендерных ориентиров), испытывающими большие трудности в создании собственной семьи. Видимо, авторы фильмов, подобных 'Ночным ведьмам' и сами понимают ненормальность ситуации, поэтому пускают в ход маскировку, усиленно проталкивая одну идею. Дескать, после окончания войны бывшие солдаты тут же превратятся в необычайно женственных леди. Поэтому они весь фильм носятся с этим ребенком, тайно пользуются косметикой и тд. Можно подумать, их насильно призвали в армию, а не сами они туда пришли, преодолев множество препятствий. Я посмотрел биографии участниц тех событий и обнаружил, что как минимум у половины (а может быть и у большинства) из них впоследствии не было ни семьи ни детей. Например, я не обнаружил сведений о наличии таковых у режиссера данного фильма. Поэтому надо отдать должное авторам современных фильмов -- эту абсурдную маскировку они уже не используют. Надо сказать, все вышеперечисленные неприятные моменты встречаются в большинстве военных фильмов того времени, этот заметен только тем, что здесь целый коллектив. После просмотра этого фильма, как ни странно, вспомнилась театральная пьеса 'Горе от ума'. Там одного полковника спрашивали его мнение о какой-то женщине. На что он ответил казарменным юмором: 'не знаю-с, виноват, мы с ней вместе не служили'. В те времена это был комический момент, высмеивающий убогость ума подобных солдафонов. Представляю, в какой ужас пришел бы автор, если бы узнал, что это станет реальностью (причем намного раньше заграницы). Подозреваю, что 'прогрессивный' Чацкий у него стал бы куда менее прогрессивным. А по поводу героизма вспоминается какой-то английский фильм (еще черно-белый), где женщине пришлось спасать детей из загоревшегося после бомбардировки дома. Вот это вызывает восхищение, в отличие от того, что мы видим в данном фильме 3 из 10 Только за техническую сторону.