В мирные дни: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON1 апреля 2016 в 13:46
52 метра до жизни

Владимир Александрович Браун — удивительный человек! Дворянин, из обрусевшей немецкой семьи. Его предки жили в России с 18 века: отец, дед и прадед служили офицерами на флоте. Вот откуда у Владимира Александровича такая беззаветная любовь к морю и морской тематике, которой он был верен в течение всей жизни, сняв немало искренних и ярких лент о моряках. Примечательно, что Владимир Браун, по-видимому, первым в советском кино снял картину о подводной лодке: «Морской ястреб» (1941). Правда, история та придумана, надумана, а местами — откровенно абсурдна. Но первому, как известно, всегда трудно. Невероятно трудно. Фильм «В мирные дни» снят совсем в другом «ключе», приближающим работу к лучшим советским картинам о подводниках: «Тайна двух океанов» (1957), «Командир счастливой „Щуки“» (1972), „Случай в квадрате 36—80“, (1982), «Слушать в отсеках» (1985), «Секретный фарватер» (1986) и других. Сегодня легко критиковать картину за «идеологичность» и «дидактичность» в изображении жизни моряков. Однако стоит помнить главное: именно «идеологичность» и «дидактичность» сформировали то поколение, которое ценой великих потерь сумело «переломить хребет фашистской гадине». В картине прекрасно показана преемственность поколений, когда умудрённые жизненным опытом моряки, прошедшие через горнило войны, по достоинству оценивают молодое пополнение. И как показывает фильм — пополнение это достойно людей, носящих на груди ордена и медали. Особая благодарность режиссёру за то, что он всеми возможными для того времени средствами пытался натурализировать подводные съёмки. И пусть сейчас они выглядят чуточку наивными, зато сделано всё это от души и с огромной любовью к зрителю. В картине играет целая плеяда актёров — будущих звёзд кино: Сергей Гурзо (матрос-торпедист Павло Панычук), Андрей Сова (матрос Сучков), Вячеслав Тихонов (матрос-торпедист Володя Гриневский), Георгий Юматов (кок Сергей Куракин), Виктор Авдюшко (водолаз, главный старшина Степан Матвеев), Элина Быстрицкая (военврач Елена Георгиевна Алексеенко), создающих непередаваемую атмосферу старого кино, которое всегда отличалось добротой. Ведь совсем немаловажно, какие ощущения остаются в душе, когда начинаются титры. В этом плане у советских картин есть неоспоримое преимущество — они «тёплые» и очень искренние. Потому что снимались для людей. а не ради «осваивания средств»… «У причала так провожала моряка в далёкий путь. На прощанье тихо сказала: «Будь здоров, и не забудь.» «Не забуду, помни, родная: вешней зорькой встретишь вновь. С океана в солнечном мае привезу свою любовь…» («У причала провожала», музыка Ю. Мейтус, слова П. Воронько)