Чучело: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск12 августа 2008 в 16:23

Лента демонстрирует нам, как «один из многих» становится яркой индивидуальностью, действующей вопреки воле толпы. Стать таким очень сложно, «быть как все» всегда считалось оптимальной жизненной позицией: все смеются, и ты смеёшься – пусть даже не понимаешь соль шутки; все осуждают, и ты осуждаешь – хотя не понимаешь, в чем заключается вина. Да мало ли вариантов, когда человек переступает через себя, лишь бы не показать что он отличается от коллектива, многие наверняка совершали подобного рода поступки. Например, в жизни возможно и такое: когда о прогуле класса стало известно учителю, школьники начали расследование с целью выяснить: «Кто рассказал?», скорее всего, предателя нашли бы быстро, человечек то он: дрянной, трусливый, слабовольный, чаще всего такие люди плохо умеют скрываться, обязательно занервничают и раскроют себя. Но на помощь пришла девочка, которая была влюблена в него, Лена взяла ответственность на себя, подвергнувшись в результате бойкоту со стороны одноклассников. В качестве наказания окружающие лишили её одной из самых больших потребностей человека – общения, вернее оно стало односторонним: товарищи без конца придумывали разнообразные оскорбления в адрес Лены, не гнушались и физических мер воздействия по отношению к «предательнице». Несмотря на издевательства, которым подверглась Лена, она не выдала любимого человека. Став добровольным изгоем, которого ненавидели не только дети, но и многие взрослые, разрываясь от отчаяния, и боли она, она продолжала отстаивать свои принципы. Окружающие люди с готовностью превратили её жизнь в ад, не сомневаясь ни секунды в своём праве унижать, топтать, обличать предательницу. А ведь многие из них не были невинными овечками, но их грехи никому не известны, а значит, не подлежат всеобщему осуждению, получается даже, что их (грехов) как бы и нет. Публичное бичевание, которому подверглась героиня то же важный штришок, который в очередной раз показывает, что стая, защищая свою позицию, порвет любого, кто выступит против неё, пусть даже мнение большинства будет неправильным. Сказать что фильм «тяжелый», это значит не сказать ничего, двухчасовая изуверская пытка невинного человека вызывает физическое отторжение. Хочется отвернуться от происходящего на экране, с такой достоверностью режиссеру удалось передать человеческую жестокость. Причем добился он этого не обилием крови, мордобоя, стрельбы, а жизненным сценарием, хорошо продуманным и снятым антуражем, кастингом актеров. В результате, смотря на экран, отчетливо понимаешь: что реальность всегда страшнее выдуманного кошмара. Перед нами люди, лишенные всякого милосердия, они напоминают роботов, запрограммированных на ненависть, несмотря на то, что внешне они не отличаются от остального человечества. «Справедливость», в своем понимании, они отстаивают такими жуткими методами, что лишают данное понятие его позитивного наполнения, их «справедливость» тупа и слепа, похоже, что она уже давно ничего не видит. На их фоне искренность героини (в силу её возраста мне не хочется лишний раз употреблять слово «любовь», вряд ли в этом возрасте она имеет место быть, скорее Лена демонстрирует совокупность положительных качеств, как например: привязанность, материнская забота) моральная чистота каждого её поступка, доверчивость, которая служит посмешищем для окружающих, всё это, делает её фигуру неприемлемой для общества, даже после разрешения ситуации с бойкотом. В ленте не раскрывается биография дедушки Лены (Никулина), но мне показалось, что он не менее трагичный персонаж, чем Лена - похоже, что в жизни он пережил похожую ситуацию, которая сделала его изгоем в городе. Это ещё один гвоздь в гроб общества, ведь фигура дедушки означает, что правды невозможно добиться, в любом возрасте и ситуация с Леной не какое-то ЧП, а жизненная быль, которая всегда происходит сплошь и рядом. P.S. В ленте я увидел рождение Героя (человека, разительно отличающегося от обычных людей, хочу заметить, что он необязательно выделяется атлетическим сложением, сверхсилой, и др. комиксовыми качествами), который появляется вопреки людям, и как история любого героя данная повесть трагична. В нашем мире он не пример для подражания, не образец поведения, со своей правдой герой похож на слабоумного, которого окружающие жалеют, но никогда не прислушиваются. 10 из 10

dziachok semeon
dziachok semeon24 августа 2013 в 17:05
Прости нас, чучело!

Фильм сильно выходит за рамки социальной драмы, основной его смысл находится глубже. Картина имеет большую смысловую плотность. Впрочем, даже если этого и не замечать, всё равно получается не кисло. Начнём с социальной его части. Фильм начинается со сцены, где на улице находятся взрослые, а рядом с ними школьники. Взрослые ведут свою взрослую беседу, а школьники в это время ведут свою школьную жизнь рядом с ними. Хоть они и находятся рядом, их миры далеко отстоят один от одного. И вообще, одна из центральных вещей, которые практически прямо говорит нам автор, это безразличие взрослых, учителей не то что бы к внутреннему миру детей, нет, даже, элементарно к важнейшим случаям и событиям их жизни. Эту грустную мелодию нам сыграет группа актёров под руководством Ролана Быкова. Не случайно ведь он себе выбрал роль дирижёра из последующей сцены. Он хочет, что бы его фильм, его классическая возвышенная мелодия дошла до нашего сердца. А дальше следует эпизод, где в осеннем парке, стоит одинокая, грустная лошадь, с перевязанной ногой, вызывающая жалость и сострадание. Ведь именно понимающее сострадание, ведущее к действиям, хочет вызвать у нас автор. Не случайно, что такой серьёзный фильм затрагивает именно тему детства. Детство и его события оставляет на человека сильнейшее влияние. Анализируя свои детские и подростковые воспоминания могу сказать, что в то время попробовал на вкус в маленькой степени всё то, что во взрослой жизни принимает, гораздо большие масштабы. Своровал, например конфетку и все соответствующие движения совести тут как тут. А вот последствия воровства во взрослой жизни, будут, скорее всего, значительнее. Поэтому воспоминания и анализ детства очень важен для человека. А этот фильм очень этому способствует. Автор в фильме оправдывает плохие поступки большинства детей, но к поступкам учителей, а если быть точнее, к их безучастности, глупости вытекающих из безразличия относится осуждающе. Отношение учителей к делу нам говорит повторяющаяся сцена, где дети заходят в школу, а у дверей стоит учительница, эдакая, советская фурия, бездушно качает головой и здоровается в ответ. А «класиха», совершенно типичный учитель, которого школьники легко обводят вокруг пальца, который даже не подозревает о важных событиях, проходящих рядом с ней. Несколько раз проскакивает от детей к взрослым такая фраза: -Мы играем. Это у нас игра такая. Так и есть, взрослым свойственно думать, что всё там у них игрушечки. Социальная драма заканчивается в том месте фильма, где дети сжигают платье. Эта сцена символизирует распятие. Место, где всё происходит, очень сильно напоминает римско-иудейские развалины. Платье, из-за которого так сильно переживает девочка, символизирует земную одежду Иисуса Христа, его тело, которое распинают. Видно, что такие мучения, которые переживает девочка, не могут быть вызваны просто потерей тряпки. И тут испугалась даже Железная кнопка. Испугалась того что натворила. Испугались все дети горящего креста как бес ладана и разбежались по сторонам. Следующая сцена начинается опять с грустной мелодии, опять камера гуляет по осеннему парку, заходит в дом и перед нами проплывает кадр, где изображена икона вместе с портретом. Это указание на то, что икона и портрет связаны, в них есть что то общее и мы узнаем всё в конце фильма. Интересен персонаж Железной кнопки. Она характеризует холодный, жестокий закон. Такой холодный, как и она сама. Но в ключевой момент фильма, в самом конце, она расплакалась от бессилия, потому что нет закона превыше Христа, закона любви. Так под землетрясение, когда то рухнут все земные законы, а останется Закон Небесный. С момента распятия Бессольцева проявляет большую силу, смелость и отрешённость от земного мира. Самый ключевой момент фильма это сцена, когда разворачивают картину и видят там изображение Чучела, играет мелодия, навевающая нам что-то мистическое. И создаётся впечатление, что дух этого человека, изображённого на картине воплотился, жил и обитал среди народа, но теперь он вознёсся восвояси. Намёком является и то что бабушка (что с картины) создала школу, как и Спаситель создал Собою новое учение. Ведь Бессольцева претерпела мучение за чужие поступки, чужие грехи. Чучело с дедушкой садятся на пароход, что бы отправится отсюда насовсем. И тут на доске пишется фраза Чучело, прости нас и из глаз народа текут слёзы. Понятно, что таким образом никакие советские школьники прощения бы не просили. Ведь класс символизирует советское общество и его духовно-нравственный тупик. А общество таково, что оно как детки из клетки, его нужно посадить в клетку и за деньги показывать. Вспомним, что заключает девочка, что ни в коем случае не нужно убегать от тебя догоняющих. А ведь это как с собаками, как со зверями. Да и сняты все эти погони так, как звериная охота. В ещё одном моменте девочка садится за фортепиано и начинает играть мелодию из программы в мире животных. Да, общество живёт по звериным законам. Из Бога сделали чучело, и автор указывает на то, что обществу нужно покаяться перед этим чучелом. В самом конце Ролан Быков снимает фуражки вместе со своими окружающими и машет Чучелу в след. И оказывается что у них как и у Чучела лысые головы. Это намёк на причастность автора к Богу. А всё обрывается на эпизоде, который нам почти прямо говорит о покаянии. Между жилым зданием (а на языке иконы, это означает мир) и православным храмом без креста человек моет в реке белую вещь, может быть сорочку. Нельзя оставить без внимания игру главных актёров. Юрия Никулина и особенно Кристины Орбакайте. Пожалуй, это лучшее из всего её творчества. Выше этой планки я её никогда на сцене не видел. Игра остальных актёров тоже хороша, видно, что им роли тонко подобраны по характерам. Не знаю, как такое вообще можно было снять в «совке». Явное чудо. Даже сейчас всё это выглядит сильно, а в советское время это была бомба. Я знаю много фильмов, где режиссёр хорошо показывает сатанинскую принадлежность многих мирских вещей, но выход они не показывают. Это их придел, их уровень. Здесь же ясно нам предлагается путь. Для меня удивительно, что подсознание человека смотрящего фильм всё это невидимо чует. Главное всё это нам автор предлагает ненавязчиво. Ненавижу навязчивость в произведениях такого рода, когда дело касается этих вещей. Ведь одно из свойств Бога это ненавязчивость. Он смиренно стоит и стучит в дверь, и только если мы захотим и откроем, Он войдёт, и будем вечеряти. Фильм редкий и выдающийся. Обязательно не откажите себе в радости и посмотрите его. Ролан Быков «буська». Царствие ему Небесное!

flavor
flavor8 июля 2009 в 13:45
Грудью на тернии

Есть такие фильмы которые бьют наотмашь. Фильм «Чучело» поставленный по одноименной повести Железнякова один из них. Юная Кристина Орбакайте играет запредельно, и даже не играет - она живет своей ролью, отдаваясь ей полностью, до последнего вздоха. Принято считать что «Чучело» о подростковой жестокости. Мне кажется он обо всем и сразу. О предательстве, любви, боли, прощении. Он затрагивает все вечные и великие темы, и мне кажется глаза бывшей крепостной, как две капли воды похожие на глаза Бессольцевой будут вечно смотреть на меня с портрета, как бессловесный упрек всей человеческой мерзости, низости, трусости, жестокости. Лена Бессольцева абсолютная добродетель, соединившая в себе две великие идеи – смирения и бунта. Её образ стал для меня неким нравственным ориентиром, а история шестого «б» не просто показательна, она задевает не слегка и не походя, это полноценный нокаут, это громкий и пронзительный крик-призыв - вечный вопль, взывающий к человеческой совести и доброте. Говоря о материи фильма, хочу сказать что она крайне правдива, в ней нет ни одной бреши, ни единой маленькой лживой заплаточки. Удивительно сильно переданы характеры школьников, где что ни персонаж то определенный социальный тип. Истинное мастерство создателей кинофильма является именно умение показать героя – не просто абстрактный образ, но человека, со всеми его недостатками и достоинствами. Герой должен вызывать эмоции, герой должен быть узнаваем. У героя должен быть характер, тело, душа. Он должен быть живым. Ребята, играющие школьников казалось даже ничего не делали, и зритель увидел самый настоящий класс, с его лидерами и аутсайдерами. Каждая сыгранная роль пусть даже крошечная великолепна. Великолепен циничный, трусливый, злобный, завистливый Валька – живодер. Великолепна «железная кнопка» с её не детскими серьезными глазами, бесстрастным голосом, девочка сделанная из железа, девочка прирожденный лидер, девочка без улыбки, но со стальными принципами, девочка полководец, перед нравственной силой которой отступают все одноклассники. Великолепна Шмакова – вертлявая кокетка, беспринципная, эгоистичная, самолюбивая, наглая. Великолепна Мотя со своими выбивающимися из под черного берета светлыми волосами, жестокая и прямодушная. Это характеры поражающие своей реальностью. Роль Димы Сомова сыграна замечательно, он сумел показать как из под личины храбреца и красавчика, энтузиаста и лидера постепенно выглядывало истинное лицо мелкого труса, лицо которое в финале проступает отчетливо, и вызывает отвращение и брезгливую жалость. В фильме множество шокирующих и запоминающихся сцен. Сложно например забыть страдающую улыбку Бессольцевой сквозь слезы после того как она призналась ребятам в своем якобы предательстве. Это улыбка Христа что принял страдание за всех и из-за другого предателя. Во время просмотра меня не отвязано преследовала мысль о Христе, мне кажется что история Бессольцевой почти библейская. Она подобно Сонечке Мармеладовой, которая является квинтэссенцией добродетели, идеальной героиней, готова не задумываясь принять страдание за другого человека. А на это способны лишь истинно великие люди. Тема любви освещена здесь также ярко. Лена Бессольцева любит того Диму Сомова, что отбивал у Вальки собак, который ничего и никого не боялся, любит беззаветно, страстно, как только можно любить впервые. «Я не буду говорить ребятам обо всем сразу, а то они подумают, что я хочу тебе помочь, как ты думаешь?» - спрашивает Сомов. «Я думаю как ты» - отвечает Лена, и в этом ответе сконцентрирована вся степень любви и веры, которую она к нему испытывает. И она готова твердить себе и ему как заклинание «ты не трус». Ибо трусость она простить не может, как не прощался этот порок двенадцать тысяч лун Понтию Пилату. Во время просмотра остро, ребром встает следующий вопрос: «Почему дети такие жестокие? Откуда эта жестокость?» И ответа нет, ибо мир вокруг совсем недобрый, в нем надо выживать каждый день выдумывая искусственный причины почему надо жить. Толпа и пророк, большинство и меньшинство, личность и обыватели, коллектив и белая ворона. Так было всегда. Невозможно не поражаться её смелости и силе духа, ведь она вынесла все, и издевательства, и побои, и страшное застывающие в ушах хоровое «Чучело- предатель» и даже собственную метафизическую казнь, где её чучело сожгли на костре. И когда она отрешенным голосом рассказывает дедушке свою печальную историю, мы видим человека, в глазах которого навеки залегло понимание вселенской боли. Класс жесток, как бывают жестоки только дети. Еще раз отмечу блестящую игру девочки исполнявшую роль «железной кнопки». Каждое её слово как отрезанный кусок жести, каждая фраза как приговор (например «живешь не по правде - расплата» «предателям нет прощения») и ясно одно – ребенок вершащий справедливость силовыми жестокими методами может со временем превратится в бесчувственного монстра. В финале её слезы злые, но настоящие, она страстно хочет правды во всем, и уже точно знает, что желанию этому никогда не осуществится, в мире, где властвует только один закон «лишь бы все шито-крыто». Хочется отметить одну из последних сцен фильма. Это прощальный визит с бритой наголо головой на день рождения Димы Сомова, где в это время собрался весь класс. Потрясающи гордые звенящие слова Лены, человека нравственно не побежденного, и ошалело-потрясенные и растерянные лица гостей. И каждый, кто смотрит эту сцену твердо уверен, Лена Бессольцева даже сейчас не выдаст Сомова, не выдаст, потому что она выше этого. Не даром после все расходятся, так как смутно понимают, что сделали в какой-то момент все вместе большую ошибку, но ни понять, ни исправить её никто не может. В финале справедливость торжествует, Сомов разоблачен. Слезы на глазах у детей настоящие, не поддельные, и хорошо что они есть, ведь это означает что «детки из клетки» все еще способны что-то чувствовать. И раскаяться. «Если чучело против то и я тоже против»: она заставила себя уважать, но какой ценой? Жаль, что всегда пока стоит мир, ценность лучших людей осознается слишком поздно. Она Лена Бессольцева – Чучело прощает всех, мы видим это по ее глазам, наполненным слезами. И написанное мелом на доске «Чучело прости нас» вызывает содрогание. Попросить прощения можно, но можно ли простить самих себя? Главная героиня сделала самое важное она приняла страдание и чужой грех на себя. Лена Бессольцева воплощает собой великую мысль, пронесенную, кстати, через весь роман «Поющие в терновнике», мысль эту можно сформулировать одним предложением, которое и будет своеобразным итогом моей рецензии. «Но мы, когда бросаемся грудью на шипы, — мы знаем. Мы понимаем. И все равно — грудью на тернии. Так будет всегда»

Koms_waled
Koms_waled7 июля 2009 в 17:25

Школьные годы чудесные, богаты на «первые разы». Первая любовь, Первое предательство, Первая боль, Первый бунт, Первый Настоящий человек. Как уже упоминалось, режиссеры часто обращаются к теме школы, ясное дело: многие учились в школе в свое время, каждый не понаслышке знаком и с издевками, и с бойкотами, с лидерами и «шестерками». Однако отснятые фильмы далеко неоднозначны, сразу хочется отбросить все американские фильмы, не столько потому, что нам их жизнь чужда, столько потому, что она вовсе не трогает душу, «Не верю!» и все тут. Глянцевые девочки и мальчики, которых лавиной накрывает успех и беззаботная жизнь и вечеринки нон-стоп. Даже аналогичные сюжеты про деток-изгоев (прим. «Говори») не то же самое: заезженная тема про изнасилование, страдание и впоследствии раскрытие карт и всеобщее признание. Неинтересно, сухо, вяло. Недавняя работа Валерит Гай Германики «Все умрут, а я останусь» вызывает отвращение. 'Чучело' - совсем другое кино. На фоне заполонившей все экраны пошлостью, развратом и грязью данная работа - настоящая находка. Раскрыть зрителю борьбу одного маленького человека, маленького смелого Данко - немалый труд (спасибо Ролану Быкову). Что такое противостоять целому классу одной маленькой внешне хрупкой девочке? Серьезное испытание. И Лена с блеском выстояла. Тут хочется остановиться чуть подробнее. На мой вкус «Чучело» - это лучшая работа Кристины Орбакайте, не представляя, как она выглядела в молодости, я даже не поверила, что Лену играла именно она, и дважды перечитала «в ролях», однако все сходится. Лена- Кристина. Лена- как личность по фильму раскрывается зрителю подобно драгоценному камню – последовательно с разных сторон. Доверчивая, открытая девочка- дурочка, изо всех сил пытающаяся «влиться» в коллектив вначале, и сильная яркая уверенная Личность в конце. Апогей фильма, где она срывает маски с одноклассников, оголяя их реальное естество перед друг другом - вызывает внутреннее ликование. Из этой борьбы с одноклассниками, лена вышла однозначным победителем, «Молотком», и совместно, почти святой, потому что сумела простить жестокость своих сверстников, предательство и трусость любимого мальчика. Раскрывается тема юношеского максимализма. Периода, когда все в жизни поделено строго на «черное и белое» и только границы красок расставляют произвольно. Пониманием «что такое хорошо, а что такое плохо», в несколько необычной интерпретации, обладает Железная кнопка - лидер, которому безоговорочно подчиняется весь класс. То есть два десятка человек, любезно предоставивших Кнопке думать за них, это не Дружба и Товарищество, а маленькое стадо, где никто не хочет взять ответственности на себя и объективно посмотреть на окружающий мир. А потому, до последнего местный «царевич» ЛжеДмитрий остается всеобщим любимчиком, а Лена (в их глазах) – чучелом. Этот тезис серьезно подвергнется сомнению на дне рождения Димы, где Лена открыто заявит свой протест под бунтующий рок-н-ролл. И окончательно всё на свои места расставит возвращение учительницы. Жестокие звери, превратившие бойкот в террор, снова стали детьми. p.s. «Чучело» - один из последних фильмов с участием Юрия Никулина, и если вы знакомы с его актерским мастерством только как с незабываемым образом Балбеса, не пропустите этот фильм.

orangehorizon
orangehorizon24 июля 2025 в 13:54
Театр юных взрослых Заколоченный Кабан 47 — юность на самом деле страшное время, так как является залогом будущего, в котором и живём

Не, такому надо ставить только возрастной рейтинг для взрослых. 18+ /в том смысле, что детям такое нельзя показывать, конечно/ Какие добрые дети, в кавычках. Или я чёт не то понял в фильме. Школьные годы могут быть как прекрасным временем, так и... Смотря как и на что смотреть. Дети бывают разные, как мы все знаем. Иной раз они бывают слишком взрослыми. Или дети просто часто, особенно в подростковом возрасте, слишком резко начинают копировать своих родителей и просто посторонних взрослых. Занятная лента. И странная. Естественно, взрослый не становится взрослым резко в совершеннолетие. Кто-то ментально становится таким раньше, кто-то позже. С моей точки зрения, взросление - это своеобразное зло, то есть своеобразное овладение злыми знаниями (но это не значит, что человек идёт и пользуется ими, нет, он может просто знать, что такое ложь, ненависть, зависть, предательство, гордость и прочее). Добро же - это не та структура, которой надо учить человека. Человек от природы, если хотите, знает, что такое добро. Поэтому чаще всего люди не учёные, намного добрее - ведь их не учили условному злу, то есть знаниям, которые, как известно, делают надменными. Человек же слишком умный часто перестаёт делать добро, потому что видит, что добро не всегда оказывается таковым в конечном итоге. И так зло стало добром, а добро - злом... для некоторых из нас. Это кино, с одной стороны, страшные вещи обливает светом кино. Обличает. С другой, мне всё равно. Всё-таки это школьная история про любовь, отвагу, понятие трусости и прочее. При этом фильм отличается ярко от всего прочего советского похожего. То ли время почти перестроечное, то ли ещё что. Но разложение общества заметно, как и социалистических идеалов. Ведь по итогу именно эти дети будут движущей силой 90-х. Плюс заметно, что дети постепенно отрываются от родителей и других взрослых (они становятся для молодёжи менее авторитетными). Какая-то трещина. Потом она будет шире, пока в пропасть не превратится. Жуткий фильм на самом деле, не в визуальном, а в ментальном плане. Действительно удивительно, что такое дали снимать в СССР до начала Перестройки. Красивая картинка (вкупе со звуком мелодий некоторых иногда создаётся завораживающее ощущение), живые персонажи, действительно реальные на вид и действия, мысли. Но в сюжете мыльная опера есть, пускай и взрослого толка по сути. В остальном, прости нас, СССР, если сможешь... _ Опять тебя занесло,- тихонечко заметила она, дыхнув на красную печать. В этот момент я попытался стащить у неё зелёную...

prepsofculppe1977
prepsofculppe197718 апреля 2020 в 16:44
'Чучело'

Спорная, но прославленная работа — это малая толика того, что можно сказать про фильм Ролана Быкова о школьнице, ученице всего-то 6-го класса, как официально пишут, «сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством». До фильма (в 1981 г.) выходила повесть Владимира Железникова, написанная на по следам реальных событий: публиковал после случая с школьницей-родственницей, взявшей на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот. Одно из самых ранних исследований феномена травли (буллинга, троллинга… как только не называют) в нашем советском детском кино. Фильм интересен тем, что современный интернетный феномен травли исследован намного лучше, чем 40 лет назад, но контролируется несопоставимо хуже, чем в древние советские времена. Если во времена, когда исполнительница главной роли Орбакайте была ещё совсем мелкой девчушкой, у нашего общества был шанс среагировать на первый в советской истории показ советских школьников в негативной, даже подлой роли, то сейчас, как говаривал персонаж из фильма «Ночной продавец», всем на всё наплевать. Выходит, нет смысла разбирать кинодостоинства этого фильма Быкова об антигероях и их жертве, если главная его функция оказывается социальной. Это фильм-крик, только из советского прошлого сегодня докрикиваться уже не к кому, увы… Или есть к кому?

remedyforinsomnia
remedyforinsomnia14 декабря 2015 в 13:57
Что же это было?

Все в фильме странно и не вызывает доверия - прежде всего, благодаря множеству рецензий, предлагающих неприкрытую правду и все такое прочее. С первого кадра и до конца нарастало одно впечатление - нарочитости. Вот именно нарочитость и оказалась неприкрытой. До эмблематичности. Достаточно того, что каждый детеныш либо сам себя характеризует одной-двумя фразами, либо другого. Как описание персонажей во вступлении к классической пьесе. Какое-то время кино казалось даже правдоподобным, а потом - понеслась душа в рай. На эпизоде, когда героиня бежит по лесу под бахающую такую, страшненькую такую музыку, я не могла удержать свои брови. Это уже что-то совсем другое. Это похоже на 'Повелителя мух' Голдинга, например. А пылающее чучело? Оно превращается в огненный крест, которым изгоняют обидчиков - и они уже ни разу не правдоподобно лопочут, мол, шютка - а чего от них к тому моменту ждать? Концовка стоит пары строчек: уверена, она у многих вызвала недоумение или даже негодования. Если воспринимать фильм как нечто потенциально реалистичное, ладошка так и тянется ко лбу. Только к тому моменту я уже понимала, что образы будут становится все менее многогранными, все более картонными, а кончиться это все обязано каким-то лютым трешем. Ход с картиной, собственно, анонсируется в разговоре деда со внучкой об этом картине. И вот это 'мы, мы, мы' в конце - уже никакого 'я'. 'Я' - только у самой, вроде бы, коллективистки - Кнопки. Античный театральный хор, да и только. В целом же это все заворожило...Совершенно не возникло желания делить персонажей на хороший и плохих (да они и так поделены, пронумерованы, промаркированы). Имеет право на жизнь. И держится это положительное мнение именно на спорности всего, что я увидела. Особенно удивил саундтрек к эпизоду с перебрасыванием платьем. A Cowboy's Work Is Never Done, серьезно?! Однозначно завораживает.

Andron
Andron8 февраля 2010 в 11:48
«Я думал она вон какая, а она без шляпки и без пальто – вон какая!»

Стыдно сказать, давеча едва ли не в первый раз толком получилось это кино посмотреть. Книжку тоже в школе прочитать не удосужился. В общем, премьера в чистом виде. Больше того. Я почему-то наивно полагал, что это произведение (здесь и далее – уже о фильме) о подростковой жестокости. Ну, то бишь, достаточно узконаправленная по своему содержанию работа. «Признаю свою ошибку!» Я бы выделил три основные темы: глупость, ложь и только затем жестокость. Причем именно в такой последовательности. Глупость. Разумеется, главной героини. Конечно, кто-то назовет это трогательной наивностью, но мне так не кажется. Можно что-то не так понять вначале, кого-то недооценить или, напротив, ошибочно причислить к лику святых, но усердствовать в своем заблуждении… Непростительно. Впрочем, дело не столько в отношении к конкретному человеку – тут можно погрязнуть в бесконечном споре о торжестве чувств/эмоций над разумом и пр. Меня куда больше заинтересовала непродуманность действий, слов, в первую очередь. Потому что, как известно, «назвался груздём – полезай в кузов» – ничего личного – «машинка сама работает». Это обстоятельство явно не было учтено. Назовёте это простодушием? Не соглашусь. Красивые жесты, порой, стоят очень дорого – нельзя об этом забывать. Ложь. Подлость как ее особая разновидность. Понятно, я думаю, о ком идет речь в первую очередь. Но! Меня на самом деле заинтересовал не только и не столько сам факт трусости и предательства – тут всё более-менее ясно, сколько сама суть вопроса, явившегося яблоком раздора. Вспомните «Розыгрыш»: «Люди, для которых чувство правды – естественное чувство, в тот момент, когда Вы решили объединиться для лжи, стали для Вас чуть ли не врагами?!» Вопрос стоит ребром! И это при том, что «нарушение» гораздо менее тяжкое. А здесь: мать одной из школьниц – казалось бы, взрослый человек – сама (!) обвиняет одноклассницу дочери в предательстве! Только за то, что та сказала (якобы) учителю правду! Фантастика! К чему призыв? К стадности даже в ущерб справедливости?! Вопиющая безнравственность. Идеальная среда для «приживания» молодых ростков. Жестокость. Увы, всё не так просто. Это не бессмысленная беспричинная травля «не такого, как все». А мне, кстати, казалось, что именно в этом будет суть картины. Куда там! Это осознанное преследование человека, бросившего вызов коллективу. Стало быть, защитная реакция. С одной стороны. С другой же, налицо дикость происходящего. Проблема – в причине. Не в том, что объектом «общественного порицания» становится безвинный человек, это, как я уже отметил, добровольное самопожертвование посредством введения «системы» в заблуждение. А в том, что другая система – система ценностей, положенная в основу принятого решения («Самый жестокий бойкот!»), испорчена изначально. И, честно говоря, меня этот факт волнует куда больше, чем формы, которые принимают применяемые санкции. Хорошее кино. Неоднозначное. Первая тема серьезно противостоит двум другим. А это признак класса. Картины как произведения искусства. Я ценю. 9 из 10

Миша-35
Миша-3514 сентября 2010 в 21:38
Детскими устами о недетских проблемах

Очень глубокий, драматичный, пронзительный, далеко не детский фильм, хотя почти все герои – именно дети, и сюжет построен вокруг них. Лента стала первой подобного рода в советской кинематографии, взорвав сладкое спокойствие и показательно бодрую реальность целого ряда лент о детских и школьных буднях. Часть этих картин спас юмористический ключ, в котором они были сняты, часть – качественная актерская игра, а часть - режиссерская работа. Из фильмов, которые стояли особняком, до «Чучела» можно выделить разве что «Доживем до понедельника». «Чучело» - принципиально другое кино. Во всем. Лента с поразительно острой, но в то же время объективной и беспристрастной беспощадностью вскрыла всю изнанку так называемой высокой советской морали, культивируемой и прививаемой детям с детства. Неотъемлемыми составляющими ее стали лицемерие, ложь и показуха. Главным развенчанным мифом стал ложный коллективизм, на деле скрывающий под своей маской обыкновенный стадный инстинкт, инстинкт толпы, цементируемой уравниловкой и неприятием тех, кто хотя бы малость в чем-то от нее отличен. Практически до самого последнего момента все это кажется устоявшимся, привычным и единственно верным. И нужно действительно глубокое потрясение, чтобы осознать, насколько жестоки, мерзки и отвратительны поступки, которые еще вчера казались тебе абсолютно естественными и обоснованными. И надпись неровными буквами на классной доске: «Чучело, прости нас!» это не только обращение к своей незаслуженно оскорбленной, униженной и преданной однокласснице. Ребята просят прощения у самих себя за всю свою, по сути, еще и не состоявшуюся, но уже запачканную грязью лжи и лицемерия жизнь. Думаю, в день расставания с Леной Бессольцевой, каждый из ее одноклассников стал старше на несколько лет. И есть все основания надеяться, что отношения между собой они теперь будут строить на других принципах, получив качественную моральную прививку. А значит, жертва маленькой худенькой девочки была не напрасной. Не знаю, какой была судьба произведения писателя Владимира Железникова /а фильм в целом, на мой взгляд, сохранил и передал все основные акценты книги/, но трудная судьба ТАК снятой картины была практически предрешена. Однако, в конце концов, этот фильм все же дошел до зрителя и занял достойное место в сокровищнице отечественного кинематографа. Успех фильма во многом определили и актерские работы. Юная Кристина Орбакайте очень искренне и проникновенно сыграла роль Лены Бессольцевой. Тут не надо было ничего особого выдумывать, изыскивать какие-то особые сложные ходы, возносить образ своей героини на какую-то недосягаемую высоту, лепить из нее показательный образ мученицы за справедливость. Сыгранный актрисой персонаж – абсолютно обычная девочка, живущая своими детскими заботами и проблемами, но в то же время оказавшаяся способной на ПОСТУПОК ради близкого друга, коим она считала Димку. Все чувства и переживания своей героини переданы очень естественно, без малейшего пафоса и переигрывания. Слабость и силу этого ребенка ощущаешь отчетливо, и в противоречие между собой они абсолютно не вступают. И в этом большая заслуга Кристины. По моему сугубо личному мнению, таких глубоких и прочувствованных, прожитых ролей она больше не сыграла. Роль же деда Лены, Николая Николаевича Бессольцева, я считаю одной из лучших драматических ролей Юрия Никулина. Навскидку могу припомнить разве что еще фильм «Когда деревья были большими», но и все. Хороши в «Чучеле» и все без исключения детские роли – от главных до эпизодических. Особо хочется выделить Дмитрия Егорова (Сомов) и Ксению Филиппову (Миронова - Железная Кнопка). Не могу не отметить и музыку Софьи Губайдуллиной, подчеркивающей и обостряющей настроение каждого эпизода. Ну и конечно, огромное спасибо режиссеру Ролану Быкову. Тяжело ему дался этот фильм и стоил дорого /в моральном плане/. Но вышло действительно очень хорошее и глубокое кино. Моя оценка фильму 10 из 10

Gudermane
Gudermane22 февраля 2023 в 15:26
Маленький большой человек

Чучело-мяучело Рот до ушей хоть завязочки пришей Жирный, толстая, жиртрест Дистрофик Дылда, жираф Мелкий Доска Очкарик Умник Дурочка с переулочка Маменькин сынок Рыжий Глухой Тупой Кем из всего этого были вы в 12 лет? Я вот была жиртрестом, причём 'танцующим'. А ещё 'гордой', это ведь тоже наказуемо. Смешно сейчас это вспоминать, а тогда... История Лены Бессольцевой, прозванной Чучелом и преследуемой одноклассниками, была снята по реальным событиям - племянница Владимира Железникова, автора повести и сценария, взяла на себя чужую вину, и весь класс объявил ей бойкот. Это рассказ о детской жестокости и конформизме, о трусости и предательстве, о первой любви и первом разочаровании, о иерархии и о человеческом достоинстве, о выборе, о доброте, о великодушии, о прощении, о становлении характера, и ещё много о чём. Но для меня этот фильм прежде всего о личности. Об удивительной маленькой личности с очень крепким внутренним стержнем. О красивом человеке. О рыцаре без страха и упрёка, пусть даже этот рыцарь - девочка двенадцати лет. Помню, в детстве фильм поразил меня в первую очередь экспрессивной игрой Кристины Орбакайте. Тогда такие серьёзные драматические детские роли с ТАКИМ накалом были редкостью. Однако, сами события меня ничуть не удивили, тема была мне знакома не понаслышке. В то время о фильме говорили все, это был настоящий шок, разрыв шаблона, откровение, ведь вдруг оказалось, что в Советском Союзе есть не только секс, но и злые дети! (Или секс всё же появился позже?) В первый раз об этом так честно говорилось с широкого экрана. Перчатка, брошенная в лицо зрителю, настоящая кино-пощёчина. Спасибо Быкову, что снял пронзительную социальную драму и не скатился в чернуху. Спасибо, что показал реальный исторический контекст, но при этом создал картину вневременную и общечеловеческую. Спасибо, что сделал всех героев неоднозначными и объёмными. Вспомнились слова драматурга Томаса Бернхарда, спорные, некомфортные, но интересные: 'Видимо, детство всегда ад, то есть детство и есть собственно ад, любое детство. Порой люди уверяют, что их детство было счастливым, а на самом деле оно было адом. Чем человек старше, тем чаще он уверяет, будто детство у него было счастливым, хотя на самом деле оно было сплошным адом. Ад — это не то, что ожидает нас впереди... а то, что осталось уже позади, ибо ад — это детство.' И в Чучеле мы видим это: каждый маленький преследователь тоже чем-то преследуем, у каждого свой маленький ад, свои проблемы и переживания. Спасибо Быкову, что не опустился до осуждения, а последовал словам своей героини: НУЖНО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ. Не стал учавствовать в бойкоте. Вместо этого дирижёр, простите, режиссёр просто снимает перед Бессольцевыми шляпу, в знак восхищения. А я снимаю шляпу перед всем оркестром, который исполнил этот шедевр.

Аксиния
Аксиния11 ноября 2016 в 13:45
Жизнь невозможно повернуть назад

Печальный фильм про предательство одного красивого мальчика и про твёрдость духа одной хрупкой девочки. А вообще это ещё одна перестроечная картина, возвещающая скорую гибель Советского Союза. Школа в фильме служит отражением настроений общества, доказательством начала его разложения. Взрослые школьникам не указ (ни учителя, ни родители, ни поколение бабушек и дедушек), над их идеологией они смеются, презирают её, хотя эту самую идеологию они и берут на вооружение (кто не с нами, тот против нас). На примере одного класса нам показывают извечные человеческие пороки - зависть, конформизм, равнодушие, жестокость, трусость. Создатели фильма (и прежде всего, конечно, автор книги Владимир Железняков) бьют тревогу, но указывают и путь к спасению - он возможен через милосердие, прощение, раскаяние, возвращение к вечным и добрым ценностям. Сюжет 'Чучела' во многом перекликается с библейской новозаветной историей. Лену Бессольцеву предают, обрекают на муки. Испытав тяжелые страдания - как душевные, так и физические, она как бы перерождается, а её мучители в итоге прозревают и раскаиваются. Очень достоверно переданы отношения в классе, общение между одноклассниками. Гениальный ход, на мой взгляд, - это показать, как стоит одному затянуть популярную песню Аллы Пугачевой 'Старинные часы', так все остальные её подхватывают и поют, что называется, 'на автомате'. Это горькая метафора на стадность человеческого поведения. Интересны и слова песни, которые в контексте фильма приобретают какой-то совершенно новый смысл, прежде всего строки припева, которые постоянно напевают дети: Жизнь невозможно повернуть назад И время ни на миг не остановишь Действительно, школьники сами, как будто неосознанно, зачитывают себе приговор. Особенно зловеще звучит их хор, когда они гонят Лену и одновременно поют. Всё, что они сотворили, не изменишь. Жизнь - не черновик, её не начнёшь с чистого листа. Можно осознать, раскаяться, но сотворенное тобой зло всё равно всегда будет с тобой. Актёры подобраны изумительно. Игра подростков - просто высший пилотаж. Особенно, конечно, хочется отметить юную Кристину Орбакайте. Ей не просто веришь - она играет так глубоко, что ты как будто вместе с ней проживаешь драму Лены Бессольцевой. А Юрий Никулин создал очень тёплый и светлый образ дедушки Лены. Фильм неоднозначный, умный и многослойный. После него на душе остаётся горький осадок. У меня есть теория, что настоящие шедевры всегда отражают правду во всём её многообразии, поэтому их можно сравнить с глубокими колодцами, к которым можно возвращаться, чтобы черпать из них истину. Этот фильм, по-моему мнению, именно такой колодец истины. 10 из 10

S0fi
S0fi27 ноября 2014 в 23:21

Этот фильм о школьной очень не простой ситуации, о детской любви, милосердии и жестокости. Картина гениального режиссера Ролана Быкова и сыгранная такими замечательными актерами, как Кристина Орбакайте (честно, не ожидала увидеть такую живую игру детской роли этой артистки), Юрий Никулин (все комедийные роли закрепили образ клоуна и серьезная роль была неожиданностью), Павел Санаев (приятно было узнать, что один лучших российских писателей играл роль в этой фильме) и другие воплотившие многогранные образы класса Лены Бессольцевой. Кому в школьные годы не повезло и приходилось сталкиваться с глумлением, издевательством сильных над слабыми, прочувствуют этот фильм особенно. В целом, класс складывается из совершенно разных детей, которые после школьных уроков собираются в тусовку, чтобы весело и беззаботно проводить время. Чем и славится детство. Все мы были такие. Но следует учесть то, что прививание советской морали и индивидуальные ценности семьи, в которой воспитывается человек, очень могут различаться. А индивидуальные особенности ребенка в состоянии гипертрофировать не вполне рациональное наследие убеждений, с учетом послевоенного времени. Девочка с косичками по имени Лена Бессольцева переехала в город-N, к своему дедушке, у которого лично накопленная коллекция произведений искусства. Из-за чего ущемляются чувства сограждан связанные с коммунистическими представлениями о равенстве и разделении всех имущественных благ. Коллектив с 'с радостью' принимает Бессольцеву. Всем охота посмеяться над ней и её дедушкой. Леночка наивна, все шутки принимает за чистую монету. Лишь смелый Дима Сомов относится к Леночке с уважением. Дети, в общем, не глупые и не злые. Но так уж получается, им претит всё связанное с нежными чувствами, они не выносят слез и... предательства. А совершившему его, они готовят самую жестокую расправу. Начиная с байкота, всеобщего презрения, заканчивая битьем и преследованием. В этой истории больше выделяются Шмакова, которая принимает независимые от большинства решения, находясь в стороне и получая удовольствие от наблюдения за происходящим, блюдя свои интеренсы, эгоистка; Железная кнопка - она идейный лидер, с жесткими принципами и жестоким воплощением их в жизни; Валька - живодер, нахальный бунтовщик; Сомов - просто трус и предатель; Леночка - чистая наивная, самопожертвенная; Васильев - единственный кто идет против толпы, смелый милосердный и сердобольный. Музыкальное сопровождение высший класс. Звук создает сильное напряжение, нагнетает страх до сильнейшего сопереживания Леночке Бессольцевой. Минусы фильма в затянутости некоторых моментов, например с оркестром. Там где было интересно и хотелось больше подробностей, было мало. Думаю, что этот фильм заслуживает быть одним из первых в списке лучших драм, несмотря на некоторые недостатки. 10 из 10

Elza Diamolez
Elza Diamolez18 октября 2014 в 17:09
'Чучело, прости нас!'

'Жизнь жестока!' - фраза, которая взлелеяна миллионами ртами. Идеальная фраза, не так ли? Однако боюсь представить, кто выиграет в дуэли за жестокость: люди или жизнь. Главной темой фильма является детская жестокость, и благодаря этой теме нам открывается целый спектр других качеств человека: жертвенность, трусость, храбрость, честность, лживость, слабость, милосердие, стадность, наивность, открытость и множество маленьких черт людей, по которым можно прочитать сущность каждого. Ну, пожалуй, перейду к главным героям. Лена Бессольцева. Да-да, то самое Чучело, наивное, милосердное и нравственно чистое создание. Маленькое тельце, в глазах доброта, губы отданы то улыбке, то дрожи, нет, не от страха, а от раненой надежды в честность людей. Да, раненой, но не убитой. Жестокость в детстве в большинстве случаев меняет человека, окрашивает его мировоззрение в чёрный цвет, везёт по ухабистой дороге и впоследствии привозит на станцию «Опустошение», а порой и на пресквернейшую станцию «Ненависть ко всем». Но это иной случай. Лена – это маленькая девочка с невероятной силой духа. Лена – это чистое озеро, которое невозможно загрязнить разными токсинами. Дима Сомов. Смелый, отважный парень, который всегда за справедливость. Именно таким сначала увидела его Лена, антипод Димы, и верила в этот образ до последнего. Он не позволяет Вальке относить собак на живодёрню, за правду порой использует свои кулаки, деньги на поездку в Москву предлагает заработать своим трудом – слава таким молодцам! Ан, нет. Все эти поступки – лживая оболочка, а изнанка состоит лишь из мерзкой трусости и невообразимой слабости. Нормальные детки или «детки из клетки» - кем же являются одноклассники Чучела, изгоя, предателя? Но сначала пару слов о наиболее ярких персонажах класса. Железная Кнопка. Ярая защитница правды, объявляющая всем «лжецам» бойкот. Кнопка, которая руководит «правильным, честным и справедливым классом». Но даже железная кнопка плавится от огня истины. Этот персонаж не является полностью отрицательным. Яркий свет от красивой гирлянды, которая является поддельной правдой, просто ослепляет этого героя, он сам становится огонёчком этой гирлянды. Шмакова. Ложь для неё интереснее правды, поэтому путь тут очевиден. К тому же у неё есть раб, Петька, который пройдёт с ней вместе этот путь. Валька. Справедливость справедливостью, а собак – на мыло. Почему бы и да? И только Васильев является маленьким лучом света, но его тепла не хватает. В целом жители этого города походят на один механизм, в котором вряд ли появятся новые программы. Одна Александра Васильевна, встречающая каждый раз учеников с поддельной улыбкой на фоне вывески «средняя школа №15», чего стоит. Только Лена и её дед, Николай Николаевич, внесли в эту мертвенность что-то своё, живое. В этом фильме показана искренность, которая прошла все лабиринты и не изменила своего вида. Я очень рада, что эту достойную киноленту я посмотрела в таком возрасте, в котором можно учесть все детали, узреть истину сквозь толщу фальши и вынести для себя урок. 9 из 10

Эмирикуэй
Эмирикуэй17 июля 2014 в 20:47
Свобода выбирать белое

Очень хороший фильм, редкий по своему смыслу. Описывать классику советского кино, думаю, не целесообразно, многие его видели, в разные периоды своей жизни. Я впервые посмотрел его в лет 15 и после просмотра остался сильный осадок на душе. Дети. Цветы жизни и вместе с тем жестокие и безжалостные детки, у которых нет чувства недозволенного, им можно всё.По своей природе они могут быть добрыми и милыми, вернее родители всегда видят их с этой стороны. Иногда видят непослушание, ругаются с ними, но настоящие дети проявляются тогда, когда они наедине друг с другом. Похоже на кошмар какой то не правда ли?Но 'Чучело' как раз и несёт эту мысль. У детей ещё не сформирован моральный барьер того, что можно, а что нельзя. Всё,что они об этом знают они узнали от родителей. Именно в первых классах начинается обкатка моральных принципов отношения между людьми, поэтому школа так важна и никогда никакие индивидуальные занятия её не заменят. В школе в ребёнке воспитывается социальная личность, он учится быть взрослым. Однако при всём при том, бывает, что происходят страшные вещи. Как и показано в этом фильме. Снято очень правдиво, как и большинство советских фильмов. Девочка, которая волею судьбы оказалась Чучелом, белой вороной среди серой массы других детей. Они её не понимают. А кто понимает всё равно идёт на поводу у толпы, готовый пожертвовать своими принципами, которые ещё только формируются, но первые начатки уже начинают как будильник звенеть, когда их нарушают. Но вместе с тем в этих жестоких детях, больше похожих на маленьких взрослых мы видим себя и наше общество. Никакая мораль и религия не способна очистить человека от него самого, ведь поступки это и есть человек, они его определяют. Кристина сыграла девочку, даже вернее сказать маленькую женщину, которая не хочет жить по шаблону, думать по шаблону и также поступать. Она хочет быть собой и не важно, что кому то это не нравится. Однако число недовольных растёт и эта свободная девочка, несущая добро и свет начинает испытывать побочные действия своей свободы выражать себя. То есть это извечная история борьбы свободы и реакции на эту свободу других. Всё это перенесено в детский мир, но режиссёр знал что снимал, поэтому многие люди увидели себя в Кристине, кто конечно имел схожую позицию и схожую реакцию. Ролан Быков сумел взорвать 1983 год. Фильм имеет обилие метафор, однако и прямой смысл его тоже глубок. Одним словом качественное кино, тяжелое, но несущее какой то внутренний свет и говорящее другим:не сдавайся никогда.

Joerrigo
Joerrigo3 апреля 2020 в 17:25
А потом совок рухнул...

Довольно странно, что я не посмотрел 'Чучело' еще тогда. Болел, наверно. Иной причины отлынить не было. Ведь нас, школьников чуть ни в приказном порядке сгоняли на просмотр целыми классами. Да и мыслимо ли не смотреть и не обсуждать тогда, в начале 80-х этот страшный фильм, в котором Быков осмелился поднять доселе табуированную тему, которой просто не могло быть места в официальной радужной картинке развитого социализма. А тут показаны последние дни так и не сбывшейся социалистической сказки, где все равны и счастливы. На поверку оказалось, что прогнило до основания все: лживые бравурные передовицы газет и репортажи о надоях по цт, лживая двойная мораль взрослых и их фальшь, которую прекрасно отсканировали дети, перенеся ее в свою жизнь. А повзрослев выстроили все тот же лживый и фейковый совок версии 2.0. ...а потом совок рухнул... Понятно, что персонажи излишне типизированы и гипертрофированы, но все типичные черты социальных масок, которые советские люди учились носить с пелёнок, тут представлены в полном объеме. От самых рельефных и ярких до тех, что играют лишь бессловесный фон. Именно тот фон, с молчаливого согласия которого творятся все гнусности на земле: от типичного безобидного толстячка-сладкоежки, от безразличных зевак в экскурсионном Икарусе до все той же лживой в своей вечно напяленной приветливой улыбке, но абсолютно равнодушной к своим ученикам классной дамы. Фильм именно сейчас смотрится как никогда актуально: падение нравов и всеобщая ложь на фоне неразрешимых экономических и политических проблем, и неминуемо надвигающийся крах этого колосса на глиняных ногах буквально кричат с экрана. И в чем-то 'Чучело' даже предвосхищает балабановский 'Груз 200'. Время и история-то одна. И вот еще что, о чем раньше никто не задумывался, ибо такая отрасль как социальная психология в стране победившей уравниловки отсутствовала как класс. Комплекс жертвы или, как его еще называют, 'стокгольмский синдром'. То есть и палач и жертва, как господин и субмиссив взаимно дополняют, уравновешивают друг друга, образуя тандем. Если бы жертва не вела себя как жертва, возможно, она не включила бы дремлющий до поры триггер садизма. В связи с чем вспомнил, как стоял в бездельи на крылечке роты, греясь на солнышке, когда по плацу гонял обливавшихся потом духов молодой сержант, чечен. Сам еще полгода назад вот так же обливавшийся потом на асфальте, когда его точно также гоняли мои товарищи-однопризывники. И вот, в очередной раз гоня их мимо, он мне предложил: 'Хочешь позабавиться, погонять? Я хоть покурю, а то устал [издеваться]'. И очень удивлялся, что я отказался. Не мог понять, как человек отказывается ради забавы поиздеваться над бессловесными, запуганными новобранцами, которые в полном твоем распоряжении, хоть лизать сапоги их заставь. И да, персонаж Кристины Орбакайте - просто вопиющий образчик, как ни в коем случае не стоит социализироваться в новом коллективе. Почему нам на последовавших после просмотра морализаторских классных часах об этом не говорили? Хотя было сказано много: и о предательстве, и о подлости, и о коллективном стадном, и о страхе быть не как все, и о показной принципиальности (а по факту - такой же защитной реакции, страхом превратиться в лживых и боязливых взрослых). Чот нельзя, наверно, такие мрачные фильмы смотреть в такой обстановке: на фоне глобального катаклизма, катастрофичного падения цен на нефть, полного разочарования масс в своих престарелых вождях и идеях, в которые те сами давно не верят. ...а потом совок рухнул... Baddy Riggo, 03.04.2020 8 из 10

awellrespectedgirl
awellrespectedgirl15 апреля 2013 в 19:14
«Школьные годы чудесные…»

Несомненно школа занимает в нашей жизни важное место. Здесь познаются первые неудачи и разочарования, закладываются основы дружбы и любви. Многие считают, что кола - это оплот беззаботности, детства, доброты и мира. Но это не так. В этом фильме показана обратная сторона школьной жизни. Дети не всегда могут быть милыми ангелочками, порой они бывают очень жестокими. Дети, пытаясь казаться взрослыми, подражают им во всем, а также берут пример с окружающих их людей, которые являются для них авторитетом. Каждый класс - это модель общества. Герои, ученики шестого класса, это наглядно демонстрируют, у каждого своя роль и актеры справились великолепно. Они живут своими своими персонажами, ни грамма фальши, предельно откровенно, на разрыв. Лена Бессольцева, в великолепнейшем исполнении Кристины Орбакайте, в начале фильма доверчивая и немного странноватая девочка, новенькая в классе. Пытается всем угодить и понравиться, но потом происходит перелом в душе девочки. Она переродилась, обрела мужество и стокойсть, она окончательно сформировалась как личность, но заплатив при этом высокую цену. Дедушка Лены - Юрий Никулин великий актер. Его герой оценивает события со стороны, никого не осуждая и не оправдывая, он любит и оберегает свою внучку, вносит в гнетущую атмосферу чуточку тепла и защищенности. 'Железная кнопка' - пользуется авторитетом в классе, девочка-лидер, имеет принципы, которые не меняет. Но эта принципиальность убила в девочке милосердие и сочувствие, лишила права на ошибку. Не разглядев серого между черным и белым, она в конце сломалась. Шмакова - одна из самых красивых девочек в классе, живет по принципу 'моя хата с краю, ничего не знаю'. Много ли таких Шмаковых вокруг нас, которые все видят, все знают и молча наблюдают? Сомов - с первого взгляда кажется, что это настоящий лидер, умный, смелый, находчивый. А был всегда трусом, потеряв себя, чтобы угодить одноклассникам. Данный фильм стоит смотреть абсолютно всем: и детям, и взрослым, потому что, как уже говорилось ранее, класс - это общество в миниатюре. В любом сообществе преследуют и ненавидят только за то, что не похож на других, мыслишь, одеваешься и живешь иначе. Это фильм показывает как обманчива внешность, что за благополучным фасадом, скрываются трусость, безразличие, жестокость. Лена Бессольцева сорвала со всех маски, и дети увидели себя. Слезы на их глазах немного очистили их души и дали надежду на изменения. Браво актерам, браво Ролану Быкову! '... из числа человеческих пороков один из самых страшных трусость.' М. А. Булгаков. 10 из 10

Shishkodryomov
Shishkodryomov23 февраля 2019 в 08:04
Коктейль из Библии и правил поведения в метрополитене.

Фильм - скопище противоречий. С трудом просочившись на экраны, он ужасал зрителей и делает это до сих пор. Кристину Орбакайте наверняка ждала бы вечность, если бы она ограничилась только этой ролью. Убитый Дмитрий Егоров, сыгравший Сомова и продолживший традицию семейного кино Павел Санаев в своем 'Похороните меня за плинтусом', мало кто помнит его в роли Васильева, сочувствовавшего Чучелу и ссылающегося на Макаренко и Луначарского. Фильм мало назвать удачным и совсем уж мелко обозвать его 'мне понравилось'. Это культовое кино, отразившее время и повлиявшее на него. Через годы, я вновь и вновь пересматриваю 'Чучело' и выявляю в нем такие места, о существовании которых и не догадывался раньше. Вот здесь Ролан Быков снял толпу старых женщин, которые удручающе стоят в очереди к какому-то складу за большими пакетами с цветастыми буквами. Наверное, это стиральный порошок. Кадр промелькнул мгновенно, мне пришлось перемотать и смотреть с другой скоростью Действительно, это он показал удручающую советскую реальность. А вот, еще лучше, судя по всему, это пивная. Личности в серой одежде - их не нужно было искать для съемок, скорее всего Быков снял с натуры, приоткрыл окно в СССР. Тогда он не предполагал, что в конце уже 80-х подобное будет во всех фильмах без исключения. Фильм от книги несколько отличается и сама история мне всегда не очень нравилась. Образ самобытного дедушки в прекрасном исполнении Юрия Никулина, конечно, очень убедителен, но слишком советский. По сути он учит не стесняться ходить оборванным и жертвовать имущество в фонды и музеи. Само по себе это весьма похвально, но только не у нас. Правда и жертва от Лены Бессольцевой мне вообще кажется чем-то неестественным, потому что правда никогда не бывает безобидной, а жертва за правдой не бегает. Ей все равно. А внучка с дедушкой при живых родителях - это мне вообще недостижимо. Учительница показана совершенно неадекватной, но здесь кого-то трудно удивить. В общем, фильм очень переливчатый, в нем целый ворох всякого, на тему чего можно спорить и писать диссертации. 10 из 10

HakunaMatata_24
HakunaMatata_2424 марта 2020 в 15:43
Маленький распятый Христос!

«Чучело» - самый неоднозначный фильм про советских школьников. Фильм-неожиданность. Фильм-крик. Фильм, появившийся вопреки. Фильм о том, как можно переврать самые прекрасные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Фильм «Чучело» в своё время произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Никогда до этого в советском кино дети, школьники не были показаны в таком ужасающем, неприглядном виде и с такой пронзительной реалистичностью. Они дразнят старика, они мерзко гогочут на улице и говорят пошлые и циничные вещи. Они грубят родителям и в открытую обсуждают учителей – что за шмотки на ней, берёт она взятки или нет. Они травят, безжалостно, как зверя, Лену Бессольцеву. За что? Лена, какой мы видим её в начале фильма, растерянная, плачущая, обиженная, с почти убитой верой в людей. Для неё эта ситуация тоже даром не прошла – ожесточила, лишила многих иллюзий. Она никогда уже не будет так светло и наивно улыбаться, как тогда, когда в первый раз она вошла в новый класс. Она была рада всем и думала, что ей тоже все рады. Она не обижалась даже на кличку «Чучело» и вместе со всеми смеялась над своим дедушкой-«заплаточником». А ещё она моментально влюбилась в Димку Сомова. Потому что Димка в её глазах – это благородный рыцарь. Он никого не боится, он красивый, сильный, уверенный в себе, настоящий лидер. Но как же непрочна его власть над этой толпой. В любой момент она может подмять его под себя. Потому что на самом деле он слаб и очень зависим от чужого мнения. Только помочь ему некому. Вокруг одноклассники как инквизиторы. Железная Кнопка – сталинский комиссар в миниатюре. Так она реализует себя – в тоталитарной власти над классом. Внутри она потеряна и одинока, а с железными правилами ей легче жить. На самом деле только тогда она и может жить. Страшный, изуродованный, изломанный характер. Другие не лучше. Шмакова – уже почти ничего от ребёнка, практичная, циничная, наглая, никакие идеалы не ценны. Ну кроме одного – деньги, шмотки. Она уже сейчас присматривается – кому можно будет продаться подороже, за кем сила и власть. Мотя, Валька-Живодёр – такие же, изломанные, изуродованные в своих мещанских семьях. За Чучело вступится один Васильев, слабый и некрасивый, и такой же изломанный внутри. Он и сам почти такое же Чучело, изгой. А что представляют собой взрослые в фильме? Мир взрослых так же убог и непригляден. Учительница – ей всё время некогда, свои дела важнее, что ей там эти детские драмы, так, мелочь какая-то. Тётя Клава, – слабая мать, которая ничего не может – ни справиться с дочкой, ни защитить Лену. Из взрослых лишь дедушка Бессольцев – иной. Но он выпадает из этого практичного и циничного мира так же, как и его внучка. Это добрый, светлый человек, бессребреник, к которому грязь не пристаёт. Он умный, тонкий, понимающий. И именно ему исповедуется Лена, ему выплакивает своё горе и своё разочарование. Эта роль – изумительная работа Юрия Никулина, которого мы так привыкли видеть в комедийных ролях. Здесь он играет практически святого, подвижника, играет так просто и так естественно, что веришь абсолютно сразу. Веришь в каждом кадре и Кристине Орбакайте. Перед нами не очень красивая, провинциальная, нескладная, смешная девчонка. Кристина очень естественна и когда, светло улыбаясь, входит в класс, и когда весело хохочет, и когда, в отчаянии рыдает. Её улыбка, её глаза… В сцене выяснения, кто предатель, её глаза – глаза человека, который готов на жертву. Она становится одна против бешеной стаи. На экране это выглядит просто страшно. Но самая страшная сцена, кульминация фильма, Кристина с распущенными светлыми волосами смотрится здесь как мученица, как первая христианка среди сошедших с ума язычников. Несчастная, но всё же не сдающаяся. Окончательная победа Лены – её приход на день рождения Сомова, её страстный рок-н-ролл, её лысый «кочанчик». Теперь она смеётся над ними. Она их больше не боится. Она выше их. Она сильнее их. Всей их стаи сильнее. Но ещё большая её победа – в милосердии. Она не торжествует и не злорадствует.. Она жалеет их и прощает. Уезжая, она оставит классу картину. Кажется это её ясные глаза заглядывают каждому в душу. И многие вспомнят, что у них есть – и душа, и совесть. И раскаются, и даже заплачут. Ролан Быков сделал сильнейшую картину, которая будоражит и волнует и сегодня. Я знаю, что многие наотрез оказываются принимать её – она ведь так сильно разрушает сладкий миф о том, как мирно и весело жили в СССР. А тут Быков, оболгал нашу советскую школу. Но разве оболгал? И разве фильм только о советской школе? Нет. Это не «чернуха» на заказ – этот фильм о вечном. О нас, о выросших «детках из клетки». И этот фильм нам нужно смотреть и пересматривать, чтобы мы не забывали, кто мы. Не забывали светлый взгляд русской девочки с картины над которой выведено «Чучело, прости нас». Я смотрела этот фильм всего лишь дважды. Первый раз, когда мне было лет 13-14, я смотрела его с ужасом. Чувство страха не оставляло меня в течение всего просмотра; я не могла и представить себе, до какой жестокости могут дойти дети. И вот второй раз я посмотрела фильм сегодня. И мои чувства почти 25-ти летней давности повторились. Вспоминаю свои школьные годы, я и сама когда-то была своего рода чучелом в классе, слава Богу до такой жестокости не доходило (ограничивалось подножками, ударами учебником по голове, прятаньем одежды в гардеробе и бесконечной словесной травлей) и я тоже как и Лена, прошла школу выживания обучаясь в обычной школе. Поэтому фильм этот мне близок и понятен как никакой другой. Дети в те годы были чрезвычайно жестоки. А сейчас, детская жестокость ещё и вздобрена социальным неравенством. Ролан Быков снял фильм во многом опередивший своё время и во многом накликавший то что сейчас происходит в наших школах. Социальное неравенство порождает сейчас многие конфликты и не только среди взрослых, но и среди детей, а дети зачастую отличаются просто-таки изощрённой жестокостью. Драматическое кино, ставшее советской классикой. Фильм о детской жестокости, поражающей до глубины души. Несправедливость, немыслимость происходящего и невероятные реалистичность и правдивость. Тяжелый, серьёзный, суровый, фильм всё-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. 9 из 10

berkut2115
berkut211517 ноября 2018 в 23:01
«Чучело-предатель», эти слова до сих пор звенят в ушах

Да что тут сказать! Каждому из нас при просмотре фильма вспомнится какой-нибудь неприятный момент из школы. Пусть даже небольшой! Не знаю, кто как, я вообще очень часто примеряю на себя какой-нибудь душещипательный эпизод из любого фильма. Так тут и вовсе кажется - про меня, променее не бывает. Лена Бессольцева или Чучело - это имя для нашего человека стало уже именем нарицательным. Почти таким же, как белая ворона или изгой. Бедной девочке пришлось столкнуться практически с полным отвержением. Она, добрая, беззащитная, по всей видимости и до того, как попасть в новый класс, уже наверняка с чем-то подобным сталкивавшаяся. На ней сразу стали зло смеяться. Дети переходного возраста дразнят за недостатки, которые на виду (полнота, рот до ушей, очки), они таким образом самоутверждаются, и друг перед другом, и перед собой в первую очередь. Если в класс попадает какой-нибудь необычный ученик, он всегда сильно рискует оказаться в положении Лены Бессольцевой. Бессилие и мягкость деда, эгоизм и откровенная халатность учительницы, тупость одноклассников - это всё ещё можно пережить. Тем более, если появился хотя бы один человек, кто тебя понимает. Дима Сомов - вот в ком Лена нашла спасение. Но... Но для меня не было понятным никогда весьма странное, но благородное и романтическое решение Лены взять вину Сомова на себя. Кого она хотела этим спасти? Диму от расправы одноклассников? Он самый сильный, кого ему бояться? Хотела ему этим понравиться? Отблагодарить? Ради чего такое самопожертвование, буквально, отдать себя на растерзание этим мерзавцам? Ради какой такой высокой цели? На этот вопрос не ответила и сама Лена. 'Взяла и всё!'. А то решение, которое дед примет в конце фильма, практически полностью иллюстрирует одну библейскую заповедь - ударили по одной щеке, подставь другую. Благородство и непротивление злу у Бессольцевых в крови. О подростковой жестокости можно рассуждать долго и много. Когда тебя травит весь класс, когда никто тебя не может спасти, кажется, что против тебя весь мир, вся природа, всё существо. Надо сказать, что ученики, показанные в фильме, может быть, по тем временам и показались бы просто нелюдями какими-то, то по сравнению с тем, что творилось в 90-е годы и нередко сейчас, это даже ещё святой класс! У этих ребят ещё пока есть хоть какие-то, что называется, берега. Здесь они сожгли платье Лены, в 90-е сожгли бы саму Лену. А кто бы сейчас раскаялся? Когда травили Лену, это было хотя бы 'за дело', ну по крайней мере, так они думали. Всё же класс наказали, сорвалась долгожданная поездка в Москву. Так сейчас травили бы за просто так. Со мной такое было, я учился в 90-е. Тоже был период, когда меня класс не любил, хотя я не давал повода, никого не закладывал. Даже не верится, что на роль Лены Бессольцевой пробовалось такое огромное количество девочек. Не могу представить никакую другую Лену, кроме как в исполнении юной Кристины Орбакайте. Вряд ли кто смог бы так сыграть беззащитную девочку-страдалицу, очень сильную внутри. Остальные ребята сыграли очень живо. Где-то, конечно, нарочито переигрывают. В каждом классе, или хотя бы в параллельном, была своя Железная кнопка, свой Валька, своя красавица-Шмакова. И у нас в классе, кстати, тоже любили сидеть под партой и подслушивать что-нибудь. Фильм ' Чучело' получился таким типичным перестроечным, хоть и был снят в 1983 году. Это был один из первых в СССР фильмов в жанре социальная драма. Потом будет много такого кина, когда придёт Горбачёв. И 'Авария дочь мента', и 'Интердевочка', и 'Дорогая Елена Сергеевна', и много других. Можно долго спорить о том, а не такие ли фильмы положили конец существованию Великой страны СССР? Я думаю, в чём-то да. Слушая елейные речи на заседании политбюро, советский народ всё равно желал знать правду. А правда разительно отличалась от той идеальной картинки, которой всех советских людей пичкала власть. Да, в те годы люди были, может быть, более воспитанные, культурные, чем сейчас, но и такое тоже имело место быть. А такие истории, как 'Чучело', как бы нам того не хотелось, к сожалению, были есть и будут! Фильм хоть и грустный, но он даёт надежду. Что совесть в людях всё равно есть, пусть и просыпается подчас слишком поздно. 9 из 10

l.tarasov126
l.tarasov12615 июля 2024 в 02:12
Доктор Айболит - умер!

В 1984 году фильм был широко представлен в советских кинотеатрах. Посмотрел его и я. Да, фильм сложный, гротескный, о кризисе отношений. И актёры хорошие, натурально играют, но фильм не задел, не остался в памяти. Утрированно - девочка Лена (Орбакайте), типа 'Жанна Д'Арк' сегодняшнего дня (на 1984г.), побеждает всех плохих одноклассников. Показано скучно и контрастно: - вот образ зла этого мира, и одна хорошая девочка словно Христос идет на жертвы и страдания ради любви и добра! Кому-то покажется кощунством, но Ролан Быков великий актер, а вот как режиссер - в 60-х снимал замечательные детские комедийные фильмы, и вдруг через два десятилетия снимает 'Чучело'... тогда время требовало что-либо мрачного, кризисного, депрессивного, а это не его жанр как режиссера. Он, как человек чуткий, угадал новые веяния в советском кинематографе, тенденцию сосредоточения на негативе, беспробудности, отчаянии. Это уже не то доброе, нравственное, чуть наивное детское/подростковое кино из 60-х и 70-х: «ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА» (1968); «НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА» (1974); «КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ» (1976). Его 'Чучело' задаёт тренд, шокирует, потрясает, но не восхищает. Его идея вроде правильна, но скучна словно дидактический материал. Да, большинство людей - жестокие, завистливые, эгоистичные, ленивые, слабовольные, злые, мстительные, в фильме это постоянно смакуется. Если раньше у Быкова злодеи были в виде комического меньшинства, то здесь у него, как впрочем и в СССР второй половины 80-х, произошел 'революционный' переворот - злодеи уже в подавляющем большинстве, их образ пугающе страшен. Всё опутано паутиной страха и зла, одиночества и безразличия. И дальше возникает вопрос - в чем сила девочки Лены? У Жанны Д’Арк в вере, у Зои Космодемьянской в любви к Родине, а в чем источник силы Лены? Хотела привлечь мальчика? Нет. А в чём же? Ответа на этот вопрос в фильме как раз нет! В результате образ девочки Лены не реален, надуман, зрителю в глубине души хотелось бы быть сильным, но он понимает - что это вымышленный, фантастический персонаж, а окружающий мир жесток, эгоистичен и нет никакого выхода!!! Образ придуман, его нет, и выхода нет, в результате - шок, отчаяние, ужас. Доктор Айболит - умер! И как закономерное продолжение и как доказательство вышесказанного это 90-е.