Чучело: отзывы и рeцензии

Михаил Калганов
Михаил Калганов6 сентября 2021 в 14:48
Современная классика

Картина Быкова, не того, что пришёл первым на ум, даже не того, кто пришёл вторым, довольно тяжела для просмотра, но, пожалуй, это даже не минус. Действительно нелегко было осваивать этот фильм, но, боюсь, тут уже моя давняя нелюбовь к классике играет свою роль. На самом же деле фильм мне понравился, хоть и первую его часть было довольно трудно смотреть. То, что я могу отнести к минусам 'Чучела', будет исключительно субъективным. Разве что музыка действительно не всегда удачно звучала в фильме. Весь аудиоряд картины можно отнести к минусам. Тут уж не знаю, если честно, нужно ли делать скидку на время, ведь моментами фильм просто не попадал по настроению музыки в происходящее на экране. К субъективным минусам я хочу отнести операторскую работу. Очень частое использование зума от разных планов к крупному. Безусловно, моментами это выглядит очень удачно, но есть ощущение, что с этим приёмом оператор явно заигрался. Также мне непонятен выбор возраста главных героев, ведь те проблемы, о которых говорит автор, характерны, скорее, для подростков. Если бы слова о первой любви, дружбе, предательстве и храбрости звучали из уст 14-16-летнего подростка, они имели бы больший вес, ведь в картине получается всё так, что речь главной героини приходится делить на её возраст и детское восприятие происходящего вокруг. Наверное, стоит ещё отметить, что произведение имеет ряд условностей в повествовании, но раз уж это простительно большинству современных фильмов, то классике мы и подавно такое простим. На самом деле 'Чучело' раскрывает и множество своих положительных сторон: актёрская игра, качество самой истории, интересные персонажи и прекрасная тяжёлая атмосфера. Насчёт последнего авторы даже перестарались, ибо пару раз при просмотре у меня появлялось невольное желание свернуть вкладку: мне было некомфортно наблюдать за происходящим, не в последнюю очередь благодаря оператору был такой эффект, за что ему отдельный плюс, несмотря на постоянные зумы. 'Чучело' - пример качественной классики, которую вполне можно посмотреть и сейчас, но всё-таки моментами, конечно, это слабее, чем многие фильмы нулевых и даже девяностых 8 из 10

galynca@mail.ru
galynca@mail.ru13 февраля 2021 в 20:21
притча

Фильм Быкова не погружает зрителя в центрифугу эмоций, напротив, он плавен как радостный птичий полет. И тема жертвы, и тема предательства раскрыты в нем истинно библейским способом. До семидяжды семи раз прощает Лена предателя Диму, которого любит. И перед самым предательством, как Иуда, он дарит ей свой поцелуй. Дедушка, отдающий свое любимое детище грешному городу, задача которого теперь - спастись. Машка, перед которой все просят прощения как перед иконой. Дети, дети божьи, жестокие и безвинные одновременно, и зритель не может не понять этого, не может возненавидеть их по-настоящему, потому что зла в этом фильме - нет. Аллегории, смыслы, отсылки... Нет места в картине, где не просматривалась бы победа духа над инстинктами, Личности - над стадом. Победа, заключающаяся в жертве и прощении. Очень высокий, нежный и добрый фильм.

Joerrigo
Joerrigo3 апреля 2020 в 17:25
А потом совок рухнул...

Довольно странно, что я не посмотрел 'Чучело' еще тогда. Болел, наверно. Иной причины отлынить не было. Ведь нас, школьников чуть ни в приказном порядке сгоняли на просмотр целыми классами. Да и мыслимо ли не смотреть и не обсуждать тогда, в начале 80-х этот страшный фильм, в котором Быков осмелился поднять доселе табуированную тему, которой просто не могло быть места в официальной радужной картинке развитого социализма. А тут показаны последние дни так и не сбывшейся социалистической сказки, где все равны и счастливы. На поверку оказалось, что прогнило до основания все: лживые бравурные передовицы газет и репортажи о надоях по цт, лживая двойная мораль взрослых и их фальшь, которую прекрасно отсканировали дети, перенеся ее в свою жизнь. А повзрослев выстроили все тот же лживый и фейковый совок версии 2.0. ...а потом совок рухнул... Понятно, что персонажи излишне типизированы и гипертрофированы, но все типичные черты социальных масок, которые советские люди учились носить с пелёнок, тут представлены в полном объеме. От самых рельефных и ярких до тех, что играют лишь бессловесный фон. Именно тот фон, с молчаливого согласия которого творятся все гнусности на земле: от типичного безобидного толстячка-сладкоежки, от безразличных зевак в экскурсионном Икарусе до все той же лживой в своей вечно напяленной приветливой улыбке, но абсолютно равнодушной к своим ученикам классной дамы. Фильм именно сейчас смотрится как никогда актуально: падение нравов и всеобщая ложь на фоне неразрешимых экономических и политических проблем, и неминуемо надвигающийся крах этого колосса на глиняных ногах буквально кричат с экрана. И в чем-то 'Чучело' даже предвосхищает балабановский 'Груз 200'. Время и история-то одна. И вот еще что, о чем раньше никто не задумывался, ибо такая отрасль как социальная психология в стране победившей уравниловки отсутствовала как класс. Комплекс жертвы или, как его еще называют, 'стокгольмский синдром'. То есть и палач и жертва, как господин и субмиссив взаимно дополняют, уравновешивают друг друга, образуя тандем. Если бы жертва не вела себя как жертва, возможно, она не включила бы дремлющий до поры триггер садизма. В связи с чем вспомнил, как стоял в бездельи на крылечке роты, греясь на солнышке, когда по плацу гонял обливавшихся потом духов молодой сержант, чечен. Сам еще полгода назад вот так же обливавшийся потом на асфальте, когда его точно также гоняли мои товарищи-однопризывники. И вот, в очередной раз гоня их мимо, он мне предложил: 'Хочешь позабавиться, погонять? Я хоть покурю, а то устал [издеваться]'. И очень удивлялся, что я отказался. Не мог понять, как человек отказывается ради забавы поиздеваться над бессловесными, запуганными новобранцами, которые в полном твоем распоряжении, хоть лизать сапоги их заставь. И да, персонаж Кристины Орбакайте - просто вопиющий образчик, как ни в коем случае не стоит социализироваться в новом коллективе. Почему нам на последовавших после просмотра морализаторских классных часах об этом не говорили? Хотя было сказано много: и о предательстве, и о подлости, и о коллективном стадном, и о страхе быть не как все, и о показной принципиальности (а по факту - такой же защитной реакции, страхом превратиться в лживых и боязливых взрослых). Чот нельзя, наверно, такие мрачные фильмы смотреть в такой обстановке: на фоне глобального катаклизма, катастрофичного падения цен на нефть, полного разочарования масс в своих престарелых вождях и идеях, в которые те сами давно не верят. ...а потом совок рухнул... Baddy Riggo, 03.04.2020 8 из 10

veraproskryakova
veraproskryakova24 марта 2020 в 15:43
Маленький распятый Христос!

«Чучело» - самый неоднозначный фильм про советских школьников. Фильм-неожиданность. Фильм-крик. Фильм, появившийся вопреки. Фильм о том, как можно переврать самые прекрасные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Фильм «Чучело» в своё время произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Никогда до этого в советском кино дети, школьники не были показаны в таком ужасающем, неприглядном виде и с такой пронзительной реалистичностью. Они дразнят старика, они мерзко гогочут на улице и говорят пошлые и циничные вещи. Они грубят родителям и в открытую обсуждают учителей – что за шмотки на ней, берёт она взятки или нет. Они травят, безжалостно, как зверя, Лену Бессольцеву. За что? Лена, какой мы видим её в начале фильма, растерянная, плачущая, обиженная, с почти убитой верой в людей. Для неё эта ситуация тоже даром не прошла – ожесточила, лишила многих иллюзий. Она никогда уже не будет так светло и наивно улыбаться, как тогда, когда в первый раз она вошла в новый класс. Она была рада всем и думала, что ей тоже все рады. Она не обижалась даже на кличку «Чучело» и вместе со всеми смеялась над своим дедушкой-«заплаточником». А ещё она моментально влюбилась в Димку Сомова. Потому что Димка в её глазах – это благородный рыцарь. Он никого не боится, он красивый, сильный, уверенный в себе, настоящий лидер. Но как же непрочна его власть над этой толпой. В любой момент она может подмять его под себя. Потому что на самом деле он слаб и очень зависим от чужого мнения. Только помочь ему некому. Вокруг одноклассники как инквизиторы. Железная Кнопка – сталинский комиссар в миниатюре. Так она реализует себя – в тоталитарной власти над классом. Внутри она потеряна и одинока, а с железными правилами ей легче жить. На самом деле только тогда она и может жить. Страшный, изуродованный, изломанный характер. Другие не лучше. Шмакова – уже почти ничего от ребёнка, практичная, циничная, наглая, никакие идеалы не ценны. Ну кроме одного – деньги, шмотки. Она уже сейчас присматривается – кому можно будет продаться подороже, за кем сила и власть. Мотя, Валька-Живодёр – такие же, изломанные, изуродованные в своих мещанских семьях. За Чучело вступится один Васильев, слабый и некрасивый, и такой же изломанный внутри. Он и сам почти такое же Чучело, изгой. А что представляют собой взрослые в фильме? Мир взрослых так же убог и непригляден. Учительница – ей всё время некогда, свои дела важнее, что ей там эти детские драмы, так, мелочь какая-то. Тётя Клава, – слабая мать, которая ничего не может – ни справиться с дочкой, ни защитить Лену. Из взрослых лишь дедушка Бессольцев – иной. Но он выпадает из этого практичного и циничного мира так же, как и его внучка. Это добрый, светлый человек, бессребреник, к которому грязь не пристаёт. Он умный, тонкий, понимающий. И именно ему исповедуется Лена, ему выплакивает своё горе и своё разочарование. Эта роль – изумительная работа Юрия Никулина, которого мы так привыкли видеть в комедийных ролях. Здесь он играет практически святого, подвижника, играет так просто и так естественно, что веришь абсолютно сразу. Веришь в каждом кадре и Кристине Орбакайте. Перед нами не очень красивая, провинциальная, нескладная, смешная девчонка. Кристина очень естественна и когда, светло улыбаясь, входит в класс, и когда весело хохочет, и когда, в отчаянии рыдает. Её улыбка, её глаза… В сцене выяснения, кто предатель, её глаза – глаза человека, который готов на жертву. Она становится одна против бешеной стаи. На экране это выглядит просто страшно. Но самая страшная сцена, кульминация фильма, Кристина с распущенными светлыми волосами смотрится здесь как мученица, как первая христианка среди сошедших с ума язычников. Несчастная, но всё же не сдающаяся. Окончательная победа Лены – её приход на день рождения Сомова, её страстный рок-н-ролл, её лысый «кочанчик». Теперь она смеётся над ними. Она их больше не боится. Она выше их. Она сильнее их. Всей их стаи сильнее. Но ещё большая её победа – в милосердии. Она не торжествует и не злорадствует.. Она жалеет их и прощает. Уезжая, она оставит классу картину. Кажется это её ясные глаза заглядывают каждому в душу. И многие вспомнят, что у них есть – и душа, и совесть. И раскаются, и даже заплачут. Ролан Быков сделал сильнейшую картину, которая будоражит и волнует и сегодня. Я знаю, что многие наотрез оказываются принимать её – она ведь так сильно разрушает сладкий миф о том, как мирно и весело жили в СССР. А тут Быков, оболгал нашу советскую школу. Но разве оболгал? И разве фильм только о советской школе? Нет. Это не «чернуха» на заказ – этот фильм о вечном. О нас, о выросших «детках из клетки». И этот фильм нам нужно смотреть и пересматривать, чтобы мы не забывали, кто мы. Не забывали светлый взгляд русской девочки с картины над которой выведено «Чучело, прости нас». Я смотрела этот фильм всего лишь дважды. Первый раз, когда мне было лет 13-14, я смотрела его с ужасом. Чувство страха не оставляло меня в течение всего просмотра; я не могла и представить себе, до какой жестокости могут дойти дети. И вот второй раз я посмотрела фильм сегодня. И мои чувства почти 25-ти летней давности повторились. Вспоминаю свои школьные годы, я и сама когда-то была своего рода чучелом в классе, слава Богу до такой жестокости не доходило (ограничивалось подножками, ударами учебником по голове, прятаньем одежды в гардеробе и бесконечной словесной травлей) и я тоже как и Лена, прошла школу выживания обучаясь в обычной школе. Поэтому фильм этот мне близок и понятен как никакой другой. Дети в те годы были чрезвычайно жестоки. А сейчас, детская жестокость ещё и вздобрена социальным неравенством. Ролан Быков снял фильм во многом опередивший своё время и во многом накликавший то что сейчас происходит в наших школах. Социальное неравенство порождает сейчас многие конфликты и не только среди взрослых, но и среди детей, а дети зачастую отличаются просто-таки изощрённой жестокостью. Драматическое кино, ставшее советской классикой. Фильм о детской жестокости, поражающей до глубины души. Несправедливость, немыслимость происходящего и невероятные реалистичность и правдивость. Тяжелый, серьёзный, суровый, фильм всё-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. 9 из 10

КиноКакПовод
КиноКакПовод11 ноября 2019 в 12:45
За другого больнее

Мы не безнадежны… мы спасаемы… потому что среди нас есть те, для кого чужая боль, чужая радость, чужая судьба значимее, чем своя собственная. Потому что нет для них – чужой жизни. Нет той границы, внутри которой вот они – они, внутри которой – их драгоценное Я, Моё, лелеемые мечты, превозносимые достижения, отгоняемые страхи, ожидаемые удовольствия…, а за которой все остальные-другие с их чужой, а потому по-настоящему не существующей болью, радостью, надеждами, страхами… Есть эти люди – настоящие люди, которые и делают человечество – человечеством, человечным обще-житием, а не разросшейся популяцией особей, способных только урвать своё, себе, для своих. Как это чужая боль и страх – больнее и страшнее? Как это чужие надежды – значимее? А все просто – ты видишь его, и видишь мир его глазами, и проживаешь его чувства как свои – ты вне и внутри одновременно… и ты видишь то, что его окружает, куда он идет и куда придет – ты ощущаешь, что он чувствует сейчас и что, как ты ясно видишь, он будет чувствовать потом – ведь дорога его и его шаги перед тобой… И тебе больно за него и сейчас – ведь его эмоции отражаются в тебе такими же жгучими эмоциями как те, что бывают с тобой, но тебе больно за него и в его будущем – ты с ужасом проживаешь здесь и сейчас, что будет длиться с ним, длиться и длиться… Когда он предает сейчас – его сковывает страх, его тянет неизбежность натуры стадного существа, которое не может противостоять всем и должно отдаться общей воле – он не видит другого пути, кроме того, которым его ведет общее желание – желание большинства; и он не видит себя как отдельного от той ситуации, в которой он здесь и сейчас, как отдельного от своих теперешних переживаний, которые он хочет прекратить, но которые поглотили его внимание полностью… Ты же видишь его как отдельного – как человека, который чертит свой путь несмываемыми чернилами, который загоняет себя в лунку судьбы, по которой он покатится в будущую боль и невозможность вырваться из уже случившегося… когда он будет один, когда вынуждающие обстоятельства уйдут и он встанет перед приговором своей ущербности… Значит ли это, что тот, кто так чувствителен к проживанию жизнью другим, также зряч и к себе? Конечно нет. Он знает свои чувства как «всего лишь чувства» – ну да, подумаешь – я переживаю, но это всего лишь мои страхи и мои страдания, которые я выношу и вынесу – моя совесть про них молчит и это главное – я их переживаю и этим не делаю ничего плохого, а значит я их переживу… Стыдно – когда делаешь плохо другому, стыдно – когда не помог другому. Стыдно сейчас и будет стыдно потом… всегда, когда только память не обернется к содеянному. А что мои личные чувства – так, проходящая слабость… что от них останется – смутная тень, а потому не страшны они. Долг, достоинство, совесть – они навсегда, а желания-хотелки-страхи… были и прошли… Проживать значимость реальности жизни других, а не купаться в лужице собственных удовольствий-неудовольствий поначалу, для юного человека с так открытой наружу душой, превращается в стремление сделать другим хорошо здесь и сразу. Понравиться, чтобы другим было приятно быть с ним рядом… угодить, согласиться, подстроиться… лишь бы увидеть в других радость. И лишь потом человек может научиться включать эту сиюминутную радость одного другого в общий поток жизни многих-многих других. И тогда, чувствующая других душа, научается быть не добренькой, а доброй – проходить через сиюминутные позывы исходящие от других, ради Блага и их, и многих… *** Иметь чувствилище для чувствования других душ – как это много, как прекрасен и ошеломляющи широк может быть наш общий мир. Как утешающе в нашей краткой жизни уметь предвосхищать будущность череды поколений, уносящих в грядущее радость бытия, и как щемяще тепло и сладко иметь возможность воскресить в своей душе радость и надежды ушедших предков. Но как больно столкнуться с невозможностью поправить непоправимый поступок другого. Когда ему отдается вся сила твоих сопереживаний, а он совершает нечто, что рушит его и чужие жизни. И ты ничего не может с этим поделать – и ты понимаешь, что воспринимая его как себя – ты остаешься собой, а он собой. Что он заперт в себе и будет и дальше разрушать себя, других и тебя среди них… и что ты тоже заперта в себе и нет такой жертвы, которую ты можешь принести, ради его спасения… что ты всего лишь может пытаться помочь, отдавая ему свою веру в него… но спасти он может лишь себя сам… и он себя не спасает. *** Отображение человека – отражение его, фотография, кинозапись, картина. Мы смотрим на образы из прошлого – им может быть и сотня лет, и десять, и день, и мгновение – время перестает иметь значение. Мы обретаем себя рядом с теми, кто изображен – мы все проживаем в едином времени и месте. Наше чувствилище другого в себе отрыто и для другого-ушедшего — он не уходит, а проживает вместе с нами… он здесь… он дарит нам свою помощь… и эта помощь может спасти… и спасает… Лик человека, его образ – он прямо входит в нас. Также может входить и слово, и другое сотворенное до нас и для нас, но для этого надо знать многое, надо быть подготовленным… изображение же нас – вот оно есть и всё… почти «всё» – необходимо «лишь» уметь открыть ему свою душу, увидеть вместо «предмета искусства» – близкую душу… *** Сколько стоит попытка помочь пробудиться к человечности нескольких детей? А одного? Стоит ли она многих отданных лет на написание картин, на их сохранение и оберегание? Стоит ли она перевернутой жизни великого Ролана Быкова? А могут ли те, кто отдают себя для-ради других поступать иначе? Могут. Но останутся ли они после этого собой и смогут ли продолжать жить?

Mystery_girl_
Mystery_girl_9 июня 2019 в 09:48
Чучело

Общее впечатление: «Чучело» — это необычный фильм, в котором филигранно обыгрываются как хорошие качества человека, так и не очень. Храбрость, мужественность, любовь, дружба, в купе с предательством, отчаянием, ложью, трусостью создают невероятно мощную драму, которая вряд ли кого оставит равнодушным. В ленте много символизма от религиозного, до обычной сути, которая лежит на поверхности и помогает нам проникнуть куда глубже. Угнетая своей мрачностью, это кино помогает понять, где на самом деле добро, а где зло. Где та грань, когда человек перестает держать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, и когда подчиняется стадному инстинкту? Главная героиня — Лена (Кристина Орбакайте) — чистая душой девочка, живет с дедушкой (Юрий Никулин), только перешла в новую школу, как все одноклассники придумали ей прозвище «Чучело». Пользуясь наивностью девчушки, дети начинают вести себя подло. Вроде и есть тот кто заступился за нее — Дима Сомов, но один трусливый поступок и нерешительность мальчика меняет все. В том числе и поведение девочки, которая разочаровывается не только в обществе, которое ее окружает, но и в Диме. Хотя понимает уже это почти в самый последний момент, а что поделать влюбленность она такая. Кристина Орбакайте невероятно сыграла роль Лены Бессольцевой, когда она плакала, мое сердце замирало от горечи и обиды. Так тронула меня ее игра, что мне хотелось пожалеть милую девчонку. Не раз говорю, что эмоции это важно. Самое главное в этом фильме — это злободневная тема. И не важно сколько людям лет, бесчеловечность порою бунтует в разных ситуациях, от этого становится еще грустнее. Но если в этом фильме есть мораль, то в жизни не всегда так. Поэтому я настоятельно рекомендую посмотреть данное кино, я уверенна оставит отпечаток, и вы вынесите что-то для себя. Да и в целом, рекомендую посмотреть подросткам, не только взрослым. 9 из 10

Сергей Бутов
Сергей Бутов11 мая 2019 в 00:11

Коль эта моя присказка стара, как мир, но всё же я, как бы современное общество не расценило мои же последующие слова, как гнилую, закостенелую мораль, скажу о том, что по сравнению с современными юными умами, ежели детишек охарактеризовать так можно, общественность в лице персонажей фильма 'Чучело' - ангелы во плоти. А поколению современных детей всё-таки такие понятия, как совесть и раскаяние совершенно чужды, если многие из них апеллируют такими понятиями, как, прости Господи, 'моралфаги' в адрес повидавших виды более старших товарищей, ратующих за возрождение нравственности, а помимо этого, сплошь и рядом встречаются новости всех мастей и рангов о том, как эти самые детушки избивают более слабых товарищей до полусмерти и всячески издеваются над оными, а также всяческие 'акции', если можно так выразиться по осквернению памятников и глумливых танцах у Вечного огня. И фильм 'Чучело', как и одноимённая книга являлся в своё время нам предупреждением о том, что рано или поздно обществу предстоит подобная встряска.

Shishkodryomov
Shishkodryomov23 февраля 2019 в 08:04
Коктейль из Библии и правил поведения в метрополитене.

Фильм - скопище противоречий. С трудом просочившись на экраны, он ужасал зрителей и делает это до сих пор. Кристину Орбакайте наверняка ждала бы вечность, если бы она ограничилась только этой ролью. Убитый Дмитрий Егоров, сыгравший Сомова и продолживший традицию семейного кино Павел Санаев в своем 'Похороните меня за плинтусом', мало кто помнит его в роли Васильева, сочувствовавшего Чучелу и ссылающегося на Макаренко и Луначарского. Фильм мало назвать удачным и совсем уж мелко обозвать его 'мне понравилось'. Это культовое кино, отразившее время и повлиявшее на него. Через годы, я вновь и вновь пересматриваю 'Чучело' и выявляю в нем такие места, о существовании которых и не догадывался раньше. Вот здесь Ролан Быков снял толпу старых женщин, которые удручающе стоят в очереди к какому-то складу за большими пакетами с цветастыми буквами. Наверное, это стиральный порошок. Кадр промелькнул мгновенно, мне пришлось перемотать и смотреть с другой скоростью Действительно, это он показал удручающую советскую реальность. А вот, еще лучше, судя по всему, это пивная. Личности в серой одежде - их не нужно было искать для съемок, скорее всего Быков снял с натуры, приоткрыл окно в СССР. Тогда он не предполагал, что в конце уже 80-х подобное будет во всех фильмах без исключения. Фильм от книги несколько отличается и сама история мне всегда не очень нравилась. Образ самобытного дедушки в прекрасном исполнении Юрия Никулина, конечно, очень убедителен, но слишком советский. По сути он учит не стесняться ходить оборванным и жертвовать имущество в фонды и музеи. Само по себе это весьма похвально, но только не у нас. Правда и жертва от Лены Бессольцевой мне вообще кажется чем-то неестественным, потому что правда никогда не бывает безобидной, а жертва за правдой не бегает. Ей все равно. А внучка с дедушкой при живых родителях - это мне вообще недостижимо. Учительница показана совершенно неадекватной, но здесь кого-то трудно удивить. В общем, фильм очень переливчатый, в нем целый ворох всякого, на тему чего можно спорить и писать диссертации. 10 из 10

berkut2115
berkut211517 ноября 2018 в 23:01
«Чучело-предатель», эти слова до сих пор звенят в ушах

Да что тут сказать! Каждому из нас при просмотре фильма вспомнится какой-нибудь неприятный момент из школы. Пусть даже небольшой! Не знаю, кто как, я вообще очень часто примеряю на себя какой-нибудь душещипательный эпизод из любого фильма. Так тут и вовсе кажется - про меня, променее не бывает. Лена Бессольцева или Чучело - это имя для нашего человека стало уже именем нарицательным. Почти таким же, как белая ворона или изгой. Бедной девочке пришлось столкнуться практически с полным отвержением. Она, добрая, беззащитная, по всей видимости и до того, как попасть в новый класс, уже наверняка с чем-то подобным сталкивавшаяся. На ней сразу стали зло смеяться. Дети переходного возраста дразнят за недостатки, которые на виду (полнота, рот до ушей, очки), они таким образом самоутверждаются, и друг перед другом, и перед собой в первую очередь. Если в класс попадает какой-нибудь необычный ученик, он всегда сильно рискует оказаться в положении Лены Бессольцевой. Бессилие и мягкость деда, эгоизм и откровенная халатность учительницы, тупость одноклассников - это всё ещё можно пережить. Тем более, если появился хотя бы один человек, кто тебя понимает. Дима Сомов - вот в ком Лена нашла спасение. Но... Но для меня не было понятным никогда весьма странное, но благородное и романтическое решение Лены взять вину Сомова на себя. Кого она хотела этим спасти? Диму от расправы одноклассников? Он самый сильный, кого ему бояться? Хотела ему этим понравиться? Отблагодарить? Ради чего такое самопожертвование, буквально, отдать себя на растерзание этим мерзавцам? Ради какой такой высокой цели? На этот вопрос не ответила и сама Лена. 'Взяла и всё!'. А то решение, которое дед примет в конце фильма, практически полностью иллюстрирует одну библейскую заповедь - ударили по одной щеке, подставь другую. Благородство и непротивление злу у Бессольцевых в крови. О подростковой жестокости можно рассуждать долго и много. Когда тебя травит весь класс, когда никто тебя не может спасти, кажется, что против тебя весь мир, вся природа, всё существо. Надо сказать, что ученики, показанные в фильме, может быть, по тем временам и показались бы просто нелюдями какими-то, то по сравнению с тем, что творилось в 90-е годы и нередко сейчас, это даже ещё святой класс! У этих ребят ещё пока есть хоть какие-то, что называется, берега. Здесь они сожгли платье Лены, в 90-е сожгли бы саму Лену. А кто бы сейчас раскаялся? Когда травили Лену, это было хотя бы 'за дело', ну по крайней мере, так они думали. Всё же класс наказали, сорвалась долгожданная поездка в Москву. Так сейчас травили бы за просто так. Со мной такое было, я учился в 90-е. Тоже был период, когда меня класс не любил, хотя я не давал повода, никого не закладывал. Даже не верится, что на роль Лены Бессольцевой пробовалось такое огромное количество девочек. Не могу представить никакую другую Лену, кроме как в исполнении юной Кристины Орбакайте. Вряд ли кто смог бы так сыграть беззащитную девочку-страдалицу, очень сильную внутри. Остальные ребята сыграли очень живо. Где-то, конечно, нарочито переигрывают. В каждом классе, или хотя бы в параллельном, была своя Железная кнопка, свой Валька, своя красавица-Шмакова. И у нас в классе, кстати, тоже любили сидеть под партой и подслушивать что-нибудь. Фильм ' Чучело' получился таким типичным перестроечным, хоть и был снят в 1983 году. Это был один из первых в СССР фильмов в жанре социальная драма. Потом будет много такого кина, когда придёт Горбачёв. И 'Авария дочь мента', и 'Интердевочка', и 'Дорогая Елена Сергеевна', и много других. Можно долго спорить о том, а не такие ли фильмы положили конец существованию Великой страны СССР? Я думаю, в чём-то да. Слушая елейные речи на заседании политбюро, советский народ всё равно желал знать правду. А правда разительно отличалась от той идеальной картинки, которой всех советских людей пичкала власть. Да, в те годы люди были, может быть, более воспитанные, культурные, чем сейчас, но и такое тоже имело место быть. А такие истории, как 'Чучело', как бы нам того не хотелось, к сожалению, были есть и будут! Фильм хоть и грустный, но он даёт надежду. Что совесть в людях всё равно есть, пусть и просыпается подчас слишком поздно. 9 из 10

Gertsog_Bosnii
Gertsog_Bosnii12 октября 2018 в 20:33
Глубокий, но угнетающий и мрачный фильм

Когда я учился в начальной школе, не помню точно в каком классе, наша классная решила нам показать этот фильм. Наш класс не был дружным и, как я понимаю, через этот фильм классный руководитель хотела объединить нас. Но, ничего из этого не вышло толкового. Даже сочинения, которые мы писали по этому фильму, не отразили истинных взглядов ребят. Помню, что я был единственным в классе, кто не понял этот фильм и даже допустил серьёзную ошибку, написав в сочинении, что главная героиня сожгла себе волосы, когда на деле она их отстригла. Прошли годы... Я вспоминал то время, когда смотрел этот фильм. Я считаю, что наша классная допустила ошибку. Этот фильм нельзя показывать младшеклассникам. В 'Чучеле' показаны подростковые, а не детские проблемы. И вдобавок, если в классе есть 'изгой', то после просмотра этого фильма, плевки в сторону 'козла опущения' только увеличатся. Чтобы объединить ребят, лучше показать им фильмы: 'Магия чёрная и белая', 'Приключения Петрова и Васечкина', 'Каникулы Петрова и Васечкина'. В них главные герои не такие, как все их одноклассники, но ребята им пытаются мирно и по доброму помочь, любят их несмотря ни на что. А что здесь? Ребята поймут: 'О, он/она не похож/похожа на нас. Давай продолжать выдавливать его/её'. Вдобавок, в 'Чучеле' угнетающая музыка, мрачные тона... Тяжело смотреть. Безусловно, подобные проблемы в школе были всегда, но я не знаю случаев, когда весь класс состоит из негодяев. Как-то режиссёр фильма Ролан Быков сравнил сюжет 'Чучела' со страданиями Христа. Но, Христос не пытался кому-то понравится; Христос не вёл себя как дурачок; Христос не стал бы соглашаться с оскорблениями в адрес своего Отца. Поэтому, Быков перегнул палку. Здесь не может быть аналогий. Больше хочется выделить роль героя Юрия Никулина. Я бы даже сравнил это со словами одного из Оптинских старцев: 'Живи по совести. Помни, что Господь всё видит, а на остальное не обращай внимания'. Он, не зная, живёт по этим словам. Над ним смеются, оскорбляют, а он живёт по совести и держится молотком. Орбакайте, как и другие ребята, играющие школьников, прекрасно воплотила свою героиню. Тяжёлый фильм и смотреть его лучше подросткам и повзрослевшим детям. Младшеклассникам лучше не надо. Повредят себе психику. Ради Никулина ставлю 7 из 10. 7 из 10

stepler2121
stepler212121 июня 2018 в 11:12
Чучело - это я

Из интервью Ролана Быкова: «Мне приходило очень много писем, в которых люди – дети, старики, взрослые – говорили, что этот фильм снят про них. «Чучело – это мы», – писали они. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело – это я...» Пересмотрели тут на днях это замечательное произведение Ролана Быкова. Сколько, оказывается, в нём глубинных социальных тем. Начало 80ых. Начало, не конец. Фильм в 83 году вышел, а снимался и того раньше. И что же на экране? Маленький провинциальный городок, какие-то полуразваленные дома, поломанные, уже ржавые, аттракционы в парке. Молодёжь - у каждого уже свои тараканы, каждый предоставлен сам себе. Учительнице наплевать, она мечтает уехать скорее в Москву и выйти замуж. А у детей уже какая-то уголовщина в голове. Украсть у папы денег, пока пьяный, продать собак на мыло. У Кнопки ещё какие-то отголоски советских идеалов, стойкость, порядочность, но и она уже смешивает их с тюремными понятиями 'брат брата не выдавать', 'жизни по понятиям'. И что же, что объединяет таких разных по характеру и мировоззрению детей, казалось бы, ничем не объеденных? Ненависть и травля слабого. Они в едином экстазе объединяются в своём 'бойкоте'. И только одинокий, доживающий жизнь дедушка, хранитель истории, пытающийся сохранить искусство (кому, зачем оно в этом умирающем городке?) - символ чего-то светлого, пусть и очень-очень грустного. Мы понимаем, что он не победит, будущее не за ним, будущее за этой травлей, за этими разваленными аттракционами, за тюремным жаргоном. Ещё раз повторю - начало восьмидесятых. И если кто-то мне скажет, что 90ые наступили внезапно, что это Горбачёв по указке Запада развалил или прочий бред из теорий заговора - пересмотрите 'Чучело'. Фильм снят за десять лет до развала и он уже говорит: развалу быть. Мы уничтожили всё, что было нажито непосильным трудом. Ну и, что пугает больше всего, очень, очень много аналогий с современным миром. Воспитание подростков в духе ненависти и травли привело нас к 90ым. К чему приведет новая волна ура-патриотизма?

Инесса Степанова
Инесса Степанова5 января 2017 в 16:08

Прекрасный фильм. Советую посмотреть его всем взрослым и детям в особенности. То что сподвигло написать так скажем рецензию, это оставленные комментарии выше. На 100 % не согласна со многими мыслями. Эти дети в фильме жестоки, их характеры гиперболизированны. Но дело в том, что почти все люди каждый день поступают так. Не по совести, глупо, равнодушно. Здесь промолчали, там посмеялись над человеком, а здесь осудили (представляете а она такая, сделала то то, увела того-то) большинство если услышит крики о помощи плотнее закроют двери и запахнут окна. Все мы поступаем низко и подло. Некоторые умудряются этого не замечать. А Лена это как раз не почти все люди, она не дурочка жертвенница, она не виновата в том как все складывалось. Люди представьте себя в 12 лет. Я сужу по себе, в 12 лет я мало что понимала, и если бы такое случилось в моем классе, я бы дико жалела человека. Участвуя в бойкоте. Я бы не била бы его, а просто стояла молча рядом. Не пожаловалась бы учительнице, не протянула бы руку. Потому что сама побоялась бы (а вдруг мне объявят), потому что это мой класс (в этом возрасте человек очень зависим от мнения сверстников), потому что человек предатель как ни крути. А Лена поступила по чистоте души. Фильм учит нравственности, показывает что вот это подлость и трусость. И это многим не помешает, к сожалению у большинства стерлось чувство добра и зла, а остались голливудские стереотипы. 10 из 10

Аксиния
Аксиния11 ноября 2016 в 13:45
Жизнь невозможно повернуть назад

Печальный фильм про предательство одного красивого мальчика и про твёрдость духа одной хрупкой девочки. А вообще это ещё одна перестроечная картина, возвещающая скорую гибель Советского Союза. Школа в фильме служит отражением настроений общества, доказательством начала его разложения. Взрослые школьникам не указ (ни учителя, ни родители, ни поколение бабушек и дедушек), над их идеологией они смеются, презирают её, хотя эту самую идеологию они и берут на вооружение (кто не с нами, тот против нас). На примере одного класса нам показывают извечные человеческие пороки - зависть, конформизм, равнодушие, жестокость, трусость. Создатели фильма (и прежде всего, конечно, автор книги Владимир Железняков) бьют тревогу, но указывают и путь к спасению - он возможен через милосердие, прощение, раскаяние, возвращение к вечным и добрым ценностям. Сюжет 'Чучела' во многом перекликается с библейской новозаветной историей. Лену Бессольцеву предают, обрекают на муки. Испытав тяжелые страдания - как душевные, так и физические, она как бы перерождается, а её мучители в итоге прозревают и раскаиваются. Очень достоверно переданы отношения в классе, общение между одноклассниками. Гениальный ход, на мой взгляд, - это показать, как стоит одному затянуть популярную песню Аллы Пугачевой 'Старинные часы', так все остальные её подхватывают и поют, что называется, 'на автомате'. Это горькая метафора на стадность человеческого поведения. Интересны и слова песни, которые в контексте фильма приобретают какой-то совершенно новый смысл, прежде всего строки припева, которые постоянно напевают дети: Жизнь невозможно повернуть назад И время ни на миг не остановишь Действительно, школьники сами, как будто неосознанно, зачитывают себе приговор. Особенно зловеще звучит их хор, когда они гонят Лену и одновременно поют. Всё, что они сотворили, не изменишь. Жизнь - не черновик, её не начнёшь с чистого листа. Можно осознать, раскаяться, но сотворенное тобой зло всё равно всегда будет с тобой. Актёры подобраны изумительно. Игра подростков - просто высший пилотаж. Особенно, конечно, хочется отметить юную Кристину Орбакайте. Ей не просто веришь - она играет так глубоко, что ты как будто вместе с ней проживаешь драму Лены Бессольцевой. А Юрий Никулин создал очень тёплый и светлый образ дедушки Лены. Фильм неоднозначный, умный и многослойный. После него на душе остаётся горький осадок. У меня есть теория, что настоящие шедевры всегда отражают правду во всём её многообразии, поэтому их можно сравнить с глубокими колодцами, к которым можно возвращаться, чтобы черпать из них истину. Этот фильм, по-моему мнению, именно такой колодец истины. 10 из 10

Pretty Assassin
Pretty Assassin30 июля 2016 в 19:16

Кто-то из детей становился объектом травли. А кто-то сам травил. Кто-то из разряда одних переходил в разряд других. Кто-то начинал травить, потому что его травили. А кто-то просто молча смотрел, чтобы его не трогали или считали своим. Травят или слабого, или того, кто сильно отличается от других. Того, кто не может за себя постоять в силу тех или иных причин. Лена Бессольцева оказалась, во-первых, новенькой в классе, во-вторых, внучкой известного на весь город 'чудака', и, в-третьих, наивной, доброй и слегка оторванной от жизни девочкой. Неудивительно, что она сразу стало объектом насмешек. Но в классе оказался рыцарь - Дима Сомов - мальчик умный и стремящийся быть храбрым и смелым. Так завязалась их дружба до одной роковой случайности. Лена, прозванная Чучелом, взяла вину на себя и стала в классе изгоем, над которым издеваются и даже бьют. Удивительное для двенадцатилетней девочки чувство самосознания, гордости и ответственности выделяют Лену на фоне других детей. Всё произошедшее с ней становится огромным толчком к взрослению и раскаянию над собственными ошибками. Рассказывая обо всё произошедшем дедушке, Лена с необыкновенной наблюдательностью толкует собственные поступки и поступки других детей. Дети жестоки - эта много раз озвученная банальность не перестает быть истиной. Но Чучело, не смотря на свой символичный акт в парикмахерской, не становится чучелом, уподобляясь остальным детям. Она не сломалась, не ожесточилась, не стала инициатором новой травли - и в этом её сила. Очень сложно не ответить ударом на удар, тем более ребёнку, но ответ Бессольцевой ударил не только по предателю, из-за которого она настрадалась, а по всем травившим, ведь даже 'Железная Кнопка заплакала'. Каждый ребёнок может проявить свою жесткость по-разному и из-за разных причин. Так живодёр Валька не вызывает уважения у своих товарищей и сразу записывается в отъявленные хулиганы. Но Железная Кнопка, выращенная на книгах о войне и историях о героях и предателях, ставшая инициатором травли, действует, как она думает, в благих целях. Ведь каждый предатель должен быть наказан. Вот и оказывается, что школа всегда - это не просто знания, уроки и домашние задания, но и школа жизни. И, как показывает жизнь, из бывших школьных хулиганов могут вырасти вполне достойные люди. Может быть, именно благодаря таким случившимися с ними историям. 'Чучело' - прекрасное кино о школьной жизни. Неважно, сколько прошло лет, взаимодействие детей в группе не изменилось. Другое дело, что вынесет ребёнок из такого негативного опыта и как выйдет из него. Задача родителей - научить ребёнка противостоять травли, уметь защитить себя, отстоять своё мнение и самому не стать агрессором. Только вот с Леной рядом оказался один лишь дедушка, узнавший обо всём слишком поздно, но сумевший, в конце концов, принять верное решение.

remedyforinsomnia
remedyforinsomnia14 декабря 2015 в 13:57
Что же это было?

Все в фильме странно и не вызывает доверия - прежде всего, благодаря множеству рецензий, предлагающих неприкрытую правду и все такое прочее. С первого кадра и до конца нарастало одно впечатление - нарочитости. Вот именно нарочитость и оказалась неприкрытой. До эмблематичности. Достаточно того, что каждый детеныш либо сам себя характеризует одной-двумя фразами, либо другого. Как описание персонажей во вступлении к классической пьесе. Какое-то время кино казалось даже правдоподобным, а потом - понеслась душа в рай. На эпизоде, когда героиня бежит по лесу под бахающую такую, страшненькую такую музыку, я не могла удержать свои брови. Это уже что-то совсем другое. Это похоже на 'Повелителя мух' Голдинга, например. А пылающее чучело? Оно превращается в огненный крест, которым изгоняют обидчиков - и они уже ни разу не правдоподобно лопочут, мол, шютка - а чего от них к тому моменту ждать? Концовка стоит пары строчек: уверена, она у многих вызвала недоумение или даже негодования. Если воспринимать фильм как нечто потенциально реалистичное, ладошка так и тянется ко лбу. Только к тому моменту я уже понимала, что образы будут становится все менее многогранными, все более картонными, а кончиться это все обязано каким-то лютым трешем. Ход с картиной, собственно, анонсируется в разговоре деда со внучкой об этом картине. И вот это 'мы, мы, мы' в конце - уже никакого 'я'. 'Я' - только у самой, вроде бы, коллективистки - Кнопки. Античный театральный хор, да и только. В целом же это все заворожило...Совершенно не возникло желания делить персонажей на хороший и плохих (да они и так поделены, пронумерованы, промаркированы). Имеет право на жизнь. И держится это положительное мнение именно на спорности всего, что я увидела. Особенно удивил саундтрек к эпизоду с перебрасыванием платьем. A Cowboy's Work Is Never Done, серьезно?! Однозначно завораживает.

LaGata1970
LaGata19702 июля 2015 в 11:49
'Не дети, а картинка... -- А я чучело!' Или Мессия?

Больше всего хочется сказать об этом фильме что-то новое, не повторяя вслед за другими банальные фразы о детской жестокости. Хотя и мне эта тема знакома не только по книжкам и фильмам -- и я когда-то училась в школе. Могу выделить разновидности 'чучел' и их обидчиков; хочу и могу написать свой труд на эту тему (что и будет сделано). До фильма, ещё в 1981 году, я прочла повесть В. Железникова (напечатанную в журнале 'Пионер'), а потому, собираясь в кино в 1983-м, уже знала, что предстоит увидеть в фильме. Было крайне любопытно увидеть творческую работу Кристины Орбакайте, притом в такой нешуточной роли. Я не осталась разочарована ни её игрой, ни фильмом в целом. Смотря фильм, не вспоминаю, что это дочь Аллы Пугачёвой. Вижу простую русскую девочку Лену. Вернее, простую только на первый взгляд... Есть 'чучела', изначально противопоставляющие себя коллективу. Лена, наоборот, всеми силами пыталась в него 'влиться', стать 'своей'. Ей даже кличка не показалась такой уж обидной: бывают гораздо хуже... Да, может быть, и не стали бы они её сильно обижать, если бы не этот её героический поступок, благодаря чему она оказалась 'предателем', коему 'нет прощенья'; разве только побоялись вместе с платьем сжечь на костре и её (говорят, что нынешние 'детки в клетке' вполне могли бы). Скорее всего, она не думала, что это обернётся для неё таким образом, что ей всерьёз объявят 'войну на уничтожение'. Неужели причина того стоит? Ну, сорвалась поездка... и что, это последняя возможность увидеть Москву (и повидаться там с кем-то)? Да ведь и она, Лена, туда не поехала (в отличие от учительницы, себя заодно с провинившимися детьми не наказавшей)... Но стайка существует по жёстким законам, отчасти диктуемым девочкой-вожаком, чья железная воля смущает даже учительницу. Как и в повести, в фильме почему-то (кроме Димы Сомова) одни дети названы только по имени, а другие - только по фамилии (и/или кличке). Так и эта девочка -- с фамилией, ничего не говорящей (Миронова), зато с кличкой Железная Кнопка. Для кого-то она карикатура, для кого-то - зловещий 'призрак тоталитаризма'. Для меня - образ вполне достоверный. Он мне по сути понятнее и ближе всего, представленного в этой детской 'клетке'. Жить по правде, всегда и во всём, - как это было бы замечательно! Увы... Она - тоже своего рода 'белая ворона' (по непритворной вере в светлый идеал), но упакованная в коллективистские 'перья' и наделённая качествами лидера. История с Леной Бессольцевой, конечно, повлияла на её мироощущение и представления о добре и зле. Кто-то не верит, что всеобщее раскаяние класса в конце фильма искренне или возможно в реальной жизни (тем паче сейчас). Я принципиально верю (тем паче сейчас) - как верили, видимо, автор повести (где финал такой же) и режиссёр, почему и создали такой сюжет. Как верили миссионеры, отправляясь наставлять дикие души, и кому-то это удавалось - не всех, как одного, съедали, переваривали и забывали об этом. Вот и Лена явилась в некотором роде миссионером или 'лучом света в тёмной клетке', преподав всем урок, который не смогла преподать учительница. Может быть, даже Мессией, добровольно принявшей мученический венец, символически распятой и казнённой, но 'воскресшей', а затем и 'вознёсшейся', оставив о себе соответствующую память (и даже 'икону'). И, может быть, желание в дальнейшем не только не опускаться ниже, но хотя бы чуть подняться до неё... 10 из 10

sleepdolls
sleepdolls27 мая 2015 в 13:55
Дедушка, прости меня... Я всегда что-нибудь не так делаю (с)

Прекрасны ли школьные годы? Об этом можно спорить до бесконечности. У каждого по своему: кто-то 'король', а кто-то шут гороховый. Так же и здесь. 'Чучело' показывает чрезмерную тупость детей, которые стаей напали на девочку, не разобравшись в ситуации до конца. Сюжет довольно прост: девочка перешла в новую школу, где её встретили не очень-то гостеприимно, как чаще всего и бывает. Одноклассники пользовались её добротой и наивностью, что, естественно, низко и подло. Тема, затронутая режиссером, достаточно актуальна, поскольку таких случаев в наше время стало появляться гораздо чаще. Здесь не только вопрос о совести и бесчеловечности, но и об уважении к старшим. Мне не понятны действия Димы Сомова. Он прекрасно понимал, что Лене герой был не безразличен, и так её подставил. Но самое страшное то, что часть одноклассников знали правду и не захотели поддержать Лену. Ребятня ещё не понимает, что такое настоящий труд, они не разу не пахали с утра до ночи, не погружались в работу как с головой в омут. Но конец оказался весьма положительным: 'звезда'-Дима осознал свою вину, до ребят дошло, что они опустили себя ниже плинтуса и принесли свои извинения. 10 из 10

Lastii
Lastii9 мая 2015 в 03:04

Фильм про детей с девиантным поведением. Я ещё в средних классах школы читала книгу, легшую в основу этого фильма, поэтому сам фильм меня не особо поразил. Конечно же мне было безумно жаль эту глупую, чересчур доверчивую и наивную девочку, попавшую в класс, сплошь состоящий из циничных и жестоких детей, но... Даже не знаю. Особого резонанса в моей душе это не вызвало. Когда я читала эту книгу в школе, то я печалилась и рыдала почти три дня. Тем более что сама книга чудным образом наложилась на реалии моей собственной жизни, потому что в школе одноклассники меня травили почти точно так же. А сейчас, смотря этот фильм, я ощущала всего лишь бесконечную усталость и грусть.

Эмирикуэй
Эмирикуэй17 июля 2014 в 20:47
Свобода выбирать белое

Очень хороший фильм, редкий по своему смыслу. Описывать классику советского кино, думаю, не целесообразно, многие его видели, в разные периоды своей жизни. Я впервые посмотрел его в лет 15 и после просмотра остался сильный осадок на душе. Дети. Цветы жизни и вместе с тем жестокие и безжалостные детки, у которых нет чувства недозволенного, им можно всё.По своей природе они могут быть добрыми и милыми, вернее родители всегда видят их с этой стороны. Иногда видят непослушание, ругаются с ними, но настоящие дети проявляются тогда, когда они наедине друг с другом. Похоже на кошмар какой то не правда ли?Но 'Чучело' как раз и несёт эту мысль. У детей ещё не сформирован моральный барьер того, что можно, а что нельзя. Всё,что они об этом знают они узнали от родителей. Именно в первых классах начинается обкатка моральных принципов отношения между людьми, поэтому школа так важна и никогда никакие индивидуальные занятия её не заменят. В школе в ребёнке воспитывается социальная личность, он учится быть взрослым. Однако при всём при том, бывает, что происходят страшные вещи. Как и показано в этом фильме. Снято очень правдиво, как и большинство советских фильмов. Девочка, которая волею судьбы оказалась Чучелом, белой вороной среди серой массы других детей. Они её не понимают. А кто понимает всё равно идёт на поводу у толпы, готовый пожертвовать своими принципами, которые ещё только формируются, но первые начатки уже начинают как будильник звенеть, когда их нарушают. Но вместе с тем в этих жестоких детях, больше похожих на маленьких взрослых мы видим себя и наше общество. Никакая мораль и религия не способна очистить человека от него самого, ведь поступки это и есть человек, они его определяют. Кристина сыграла девочку, даже вернее сказать маленькую женщину, которая не хочет жить по шаблону, думать по шаблону и также поступать. Она хочет быть собой и не важно, что кому то это не нравится. Однако число недовольных растёт и эта свободная девочка, несущая добро и свет начинает испытывать побочные действия своей свободы выражать себя. То есть это извечная история борьбы свободы и реакции на эту свободу других. Всё это перенесено в детский мир, но режиссёр знал что снимал, поэтому многие люди увидели себя в Кристине, кто конечно имел схожую позицию и схожую реакцию. Ролан Быков сумел взорвать 1983 год. Фильм имеет обилие метафор, однако и прямой смысл его тоже глубок. Одним словом качественное кино, тяжелое, но несущее какой то внутренний свет и говорящее другим:не сдавайся никогда.

Хорват
Хорват20 февраля 2014 в 09:43

Рецензию на фильм «Чучело» стоило бы начать в стиле человека, который, согласно шутке, «солидарен с Фредди Крюгером». Что-то вроде «я не люблю детей, не понимаю тех, кто любит этих жестоких, эгоистичных, запрограммированных на травлю созданий…» и прочее. Очень наивно думать, что дети – это «цветы жизни», чистые и непорочные создания. В младенческом возрасте может быть. Но любая школа с её иерархией, не говоря уже об интернатах, специфику которых мне тоже «посчастливилось» познать, - всё это является отражением общества, в котором присутствуют авторитет силы, нетолерантность, презрение, травля и прочее. Какое общество, такие и дети. В каждом классе есть формальный лидер, неформальный лидер, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные и прочие школьники, охарактеризованные понятиями из старой доброй социометрии. В тюрьме, кстати, точно такой же набор социальных статусов, только названный жёстче. Вот вам и «цветы жизни». А фильм «Чучело» - одна из самых лучших драм советского кинематографа. В первую очередь бросаются в глаза актёрские способности детей, большинство из которых к театру и кино никакого отношения до фильма не имели. Продолжаю убеждаться, что главная фигура в любом фильме – режиссёр. Как он выстроит работу с актёрами, какие планки он поставит перед командой – таков итог и будет. И данный фильм наглядно показывает, каким гениальным режиссёром был Ролан Быков. Чуть ли не каждый заметный школьник – не просто безликий участник событий. За каждым видна его собственная история, жизнь, отношения с окружающими. И у каждого есть своя занимаемая ниша в классе. Своя роль. На видных ролях лидера, конечно, удивительная Железная Кнопка – очень колоритный детский персонаж, безупречно сыгранный Ксенией Филипповой. Митя Сомов тоже лидер, но более либерально-демократического характера, Лохматый – основная сила, так сказать, силовая структура класса, есть свои «ботаны» и свои пренебрегаемые, такой как благородный и, пожалуй, самый честный и непредвзятый герой Павла Санаева. У него есть все положительные качества лидера (способность анализировать ситуацию, принципы, моральные устои), но до харизмы Сомова ему очень далеко. Есть предпочитаемые и имеющие свой вес, например, Шмакова, но которые не лезут ни в какие лидеры, а просто как бы наблюдают со стороны. Что, собственно, Шмакова с Поповым и сделали. В общем, интересно смотреть на всё это многообразие социальных ролей и их распределение в классе. И всё вокруг чистой и очень по-детски наивной Лены Бессольцевой, чья скрытая сила и заключается в способности заступиться пусть и не за благородного человека. И после чего несправедливо принять незаслуженное наказание бесноватой школоты. Вот так я выражусь. Есть в этом поступке и вообще в этом образе что-то от христианского пророка. Я нередко не понимал, как какой-либо не приглянувшийся мне фильм занимает место в русском Топ-250. Сейчас я не понимаю, почему в этом Топе нет фильма «Чучело». Кинокартина невероятно сильная. 10 из 10