Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Из первого послания к коринфянам апостола Павла Нет, ну вот ведь полностью осознаю что фильм по большей степени пропагандистский. А каждый раз смотрю с огромным удовольствием. Хочется воскликнуть:'Верю!'. Порассуждать на тему: 'Почему так больше не снимают?'. Повозмущаться: 'И где теперь найдешь таких актеров?!' Но обо всем этом забываешь, когда раздаются первые аккорды главной музыкальной темы, а на экране появляются огромные, слегка подернутые дымкой воспоминаний женские глаза... Очень искренний, пронзительный фильм о войне, жизни, любви, верности, душевной чистоте, предательстве и абсолютной честности по отношению к себе и своим чувствам. Героиня не кажется глупой максималисткой: она прямолинейна, честна, благородна и верна. Ее любовь - это настоящий дар, потому что она, как сказано в Библии, 'милосердствует,.. не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит'. Ну а главгерой в исполнении Урбанского - это просто квинтэссенция мужчины. Он обладает всеми теми качествами, которые присущи нынешним 'мачо', за исключением одного - самолюбования. А еще в 'Чистом небе' есть две сильнейших сцены, от которых я неизменно начинаю рыдать. Первая - когда героиня ждет отца на платформе, а его поезд просто проносится мимо. Глаза женщин, их эмоции, зеркальце, переходящее из рук в руки, крики, слезы - просто гениальная работа - и режиссера, и оператора, и актеров. А вторая - это сцена возвращения Астахова, в которое уже никто не верил, кроме его любимой Сашеньки... Фильм о настоящей любви, о борьбе за счастье и о том, что если верить в светлое будущее, оно действительно наступит.
Этот фильм по какой-то причине не входит, на мой взгляд, в число известных, а уж тем более популярных. Это пронзительная история любви, прошедшей через боль, разлуку, но не угасшей, благодаря вере в любимого человека. Есть фильмы, которые могут поразить одной сценой. И в этом фильме такая сцена есть - встреча на станции транзитного фронтового поезда. Описывать ее нет смысла, ее надо увидеть...
Отличный, глубокий фильм. 10 баллов. Его нельзя назвать «советским пропагандистским», т.к. одна из двух основных его тем — это трагедия человека из-за жестокости, равнодушия советских принципов к людям, вернувшимся из плена. И даже сцены ледохода изначально не было в сценарии, добавлена после просмотра Фурцевой. Замечательные актерские работы: Нины Дробышевой и Евгения Урбанского — на первом плане. Георгия Куликова, Тамары Носовой и других — на 2-м и 3-м планах. Интересный, крайне многогранный сценарий, раскрывающий историю не только двух главных героев, но через дополнительные штрихи, эпизоды, детали, глубже показывающий жизнь, какой она может быть в разных вариантах. Отдельно хочу сказать, насколько приковывает к себе внимание процесс развития, «возмужания» главной героини. Как из совсем девочки Нина Дробышева постепенно, проводя свою героиню через разные встречи, чувства и испытания, создает настоящую Женщину. Умеющую любить, верить и ждать, как об этом писал Симонов. 10 из 10
В очередной раз отечественный фильм настолько богат слоями смыслов и в высказываниях авторов, и в переданной, как и во всех гениальных произведениях, действительности и в синергии от них чего-то третьего, что полностью 'выплеснуть' в рецензию все затронутые 'струны' мышления грозит оказаться многобуквенным опусом, настолько культурное произведение традиционно для нас является чем-то основополагающим в любом случае коррелируясь с настоящим, проясняя прошлое и давая задуматься о будущем. Традиционно ибо и сейчас, отголоски влияния культурного продукта на мировоззрение общества, стартовавшего с великой русской литературы, продолжаются, более по инерции, в фильмах Быкова, Звягинцева, которые знают, что надо что-то отразить в произведении, часто путаясь с что. И не удержусь - та же тематика в фильмах 'развитого' капитализма остаётся на периферии внимания хоть сколько значимого общественного времени, оставаясь глубоко в тени развлекательной программы и синтетически выдавливаемых чувств, существуя в нише - 'отдельные недостатки' и 'перегибы на местах' общества 'сияющего града на холме'. Это и фильмы Дарденнов и 'Стальная страна' 2018г или 'Вернуть Бена' от 2019г. Вот, опять советское кино наталкивает на не самые прямые аналогии. Далее телеграфно, в основном вопросы, где как известно до 70% ответов. Как изменялась роль женщины в обществе от фильмов сталинской эпохи, через роль Дробышевой в этом фильме и до современного места женщины? Как изменялось соотношение личное/общественное(государственное) в сознании зрителей, благодаря показанной на экране 'борьбе'? Как это трансформировалось далее в культурных произведениях и куда это привело? Почему и чем 'хоровое' транслирование 'новой' линии партии (этот фильм, 'Друзья и годы', 'Рабочий посёлок' и т.д.) отличается от восхваление Вождя? Почему культр агенты вообще гнутся соответствующе очередной 'новой' линии? И последнее - Откуда взялась эта 'новая' линия, отчего она была востребована? 7 из 10
Это один из лучших фильмов 60-х годов о Великой Отечественной войне! Пафоса много, а как же без него, но он тут вполне уместен. Определение 'пропагандистский' к нему вообще не подходит, не зря же его задвигали 'на полку'. Странно, что он вообще состоялся, ведь в то время одного намёка на то, что партия что-то могла неправильно понять, было достаточно для закрытия фильма. Не знаю, как для современной молодёжи, закалённой ужастиками, а я, увидев его в очередной раз, просто рыдала. На проходе эшелона. Это невыносимо! Зрители, которым приходилось ждать своих родных, да что там, берите шире - умеющие любить, ждать и сопереживать, не могут оставаться равнодушными! Не зря многие сразу вспоминают именно эту сцену, говоря о фильме. Оператор Сергей Полуянов, работавший над многими знаменитыми фильмами, отлично справился с задачей! Для Евгения Урбанского эта работа стала самой сложной по драматургии, его герою пришлось пройти и пережить многое. Слышала, что прообразом явился известный лётчик Михаил Девятаев. Судя по его биографии, это вполне вероятно. Любовь и вера близких нужны каждому, как воздух. И как лётчику - чистое небо. Мимо этого фильма нельзя проходить, такие фильмы надо знать. 10 из 10
Попытка переосмыслить советское прошлое, исправить ошибки Сталина, дать идеологии коммунизма ещё один шанс. Фильм снят в 1961-ом году, в разгар Хрущёвской оттепели, когда власть поменяла Сталинский жестокий и бескомпромиссный курс на смягчение режима и амнистию репрессированных Сталиным героев великой отечественной войны. Символ Хрущёвской оттепели - кадры появления сначала первого весеннего ручейка и в итоге ледохода на реке. Как ни странно, в наше время уродились люди, которые вновь вознесли фигуру Сталина до небес. Такое явление можно назвать политической шизофренией. Но лучше вернёмся к нашим барашкам. Главным герой фильма – маленькая девочка, которой будет суждено повзрослеть в годы войны. Однажды влюбившись в «стального и здорового» лётчика-испытателя, она будет до самого конца нести свою веру в него и их совместное счастливое будущее. Волшебством можно назвать случайное знакомство героини Саши Львовы и лётчика-героя Алексея Астахова. Через случайно написанный адрес на замороженном сталинскими холодными временами стекле, через веточку мимозы зимой, через университет с засушенной той самой веточкой-закладкой. Через холодные военные катакомбы, где Саша случайно узнает телефон Алексея. Через авантюрные поступки, героиня всё же решается подойти и заговорить с возлюбленным, который по началу даже и не хочет её замечать… В общем, что-то в ней есть от французской «Амели» Жан-Пьера Жёне. Антипод Саши – её собственная сестра, которая отказывается ждать своего возлюбленного во время войны, в чём, конечно, в итоге сильно раскаивается. А партия подчёркнуто не хочет признавать Астахова героем. Самыми откровенными являются монологи героев: отдельно смелой Саши, отдельно её брата, а затем уж и самого Алексея Астахова. И когда «стальной» герой, наконец, сам признаёт ошибку политики партии, приходит весть о кончине великого и ужасного Сталина. Но шрам непризнания будет вечно обрамлять лица репрессированных. 8 из 10
Еще одна замечательная советская кинолента, повествующая о любви и преданности, о героизме и патриотизме, а так же о жестоких абсурдных устоях советской политической системы. Исполнитель главной роли Евгений Урбанский, на мой взгляд, замечательно справился с образом советского героя, брошенного и своими и чужими, но заслужившего признание и уважение. Из особенностей сценария стоит выделить большую протяженность сюжетной линии, которая, начавшись в довоенный период, завершается эпохой 60-х. Такие недостатки, как идеализм и хеппи энд 'по-советски' практически не портят общего впечатления от просмотра картины, которая трогает до глубины души и возбуждает самые приятные эмоции.
С художественной точки зрения фильм заслуживает исключительно высоких похвал. Выразительные образы, красивые трогательные сцены. Однако, дать положительную рецензию фильму никак невозможно из-за его политического содержания. Фильм выполняет хрущёвский заказ на антисталинскую пропаганду, и эта пропаганда лжива. Кто таков заказчик фильма Хрущёв? Этот человек - контрреволюционер, антикоммунист, вымаравший в 1961 году из партийных документов положение о диктатуре пролетариата, которое Ленин и Сталин указывали, как самый важный принцип для коммунистической партии. Хрущёв - это человек, отдавший приказ о расстреле рабочих в Новочеркасске уже через год после отказа от рабочей власти, направивший на рабочих танки и автоматы, Хрущёв - это человек, в 1960-е годы уничтоживший социалистическую экономику, переведя её на рыночные рельсы. А чтобы трудящиеся не просекли, что произошла контрреволюция, отход от ленинизма, что власть больше не принадлежит рабочему классу, Хрущёв это всё прикрывал 'развенчанием культа личности' в том числе и с помощью вот таких фильмов. Фильм 'Чистое небо' - чудесно снятый, красивый фильм, трогающий душу, но смотреть его нужно критически, понимая, что политическая его составляющая - контрреволюционна, служит возврату к эксплуатационному обществу. Приём, антисталинской пропаганды, использованный в фильме совершенно стандартный: показывается половина правды, а другая половина не показывается и потому от зрителя скрыта истина, зритель верит, что Сталин - злодей. Вторая же половина правды состоит в том, что по окончании войны численность Красной Армии была во много раз больше, чем потребность страны в военных кадрах в мирное время. Истина состоит в том, что сокращать военные кадры - совершенно очевидная задача послевоенного времени, бывших солдат необходимо было отправлять из армии на заводы для восстановления разрушенного войной хозяйства страны. В Армии оставляли относительно небольшое число состава, ну и, вполне логично, что оставляли тех, чья боевая биография безупречна, тех, с кем не случались такие ситуации, как работа на фашистов в плену (как с героем фильма 'Чистое небо'), тех про кого возникали вопросы, сомнения, тех переводили на гражданку. Вполне естественно, что многим тяжело было осваивать новые профессии, но другого варианта развития событий в мирное время нарисовать никак нельзя. Хрущёву непременно надо было затушевать эту вторую часть правды, переврать истину, а виновным в том, что бывший боец запил и опустил руки выставить Сталина и пока сыр-бор, переписать партийные документы, удалив положение о руководящей роли рабочего класса и перевести сталинскую социалистическую экономику на рыночные рельсы. Вот так красивое, хорошее с художественной точки зрения кино может служить делу отъёма власти у трудового народа и постепенному возврату к капитализму. Очень трудно определиться с баллом этому фильму, рука не поднимается поставить положительную оценку хрущёвской контрреволюционной пропаганде.
Не так часто мне доводится смотреть советские фильмы. Обычно смотреть их тяжеловато - бросается в глаза идеология, надуманные истины, максимализм, наивность. Пожалуй, и в этом фильме есть все вышеперечисленные, и тем не менее он бьет в самое сердце. Любовь, война, разрушенные жизни. Но это все потом, а пока наивная и открытая Саша учится, влюбляется во взрослого мужчину детской влюбленностью-мечтой школьницы и лишь грезит о будущем. И тут все меняется в один миг - война. Семья разъезжается в разные стороны, влюбленный в нее мальчик отправляется на фронт, а сама Саша начинает работать на заводе. Лишь волею случая она подслушивает разговор мужчины своей мечты, летчика Алексея Астахова, со своим другом и узнает его номер телефона. Так и начинается эта красивая история. Саша боится - и тем не менее совершает несвойственные ей поступки, так она выигрывает 4 дня счастья с любимым человеком. Их встречи изображены очень трогательно. Видно, как поначалу Астахов обескуражен юностью своей поклонницы, но что-то подсказывает ему, что не стоит ее отталкивать, и они проводят вместе незабываемое время - много гуляют, играют в снежки, как дети, разговаривают, вместе греются у огня. Как будто и нет войны, но она есть, и ему неминуемо нужно снова улетать. Саше еще многое предстоит испытать - ожидание, встреча, вновь ожидание, весть о его гибели, рождение их сына Егорки, непонимание окружающими, почему она все же надеется и ждет, его чудесное возвращение и изменение, его сломленная судьба, неприятие его окружающими, борьба за его чистое имя и прежнюю жизнь. При всем при этом данные события изображены умеренно, без излишней трагичности и заламывания рук. Сдержанность Саши вызывает уважение. Очень сильная история, практически не приукрашенная. Страшное время изображено. И страшна не только война - тогда люди знали, кто их враг и за что они боролись - страшен режим, когда сегодня ты герой, а завтра ты предатель и никому не нужен - никому, кроме бесконечно любящей тебя женщины. Берет за живое, даже, пожалуй, режет по-живому. Это наша история, мы должны ее знать. 10 из 10
Летчик Алексей Астахов - герой страны почти случайно приходит в квартиру Львовых, где юная девушка Саша влюбляется в него. Но приходит война, которая соединяет двух людей, но летчик сбит и попадает в плен... Только сила любви и вера в справедливость способна сохранить его жизнь. В свое время друзья рассказали, как они смотрели вместе с детьми, которые ещё и в школу не ходят, Балладу о солдате Григория Чухрая. И те смотрели, не отрывая от экрана глаз, хотя попытки показать, к примеру, В бой идут одни старики успеха не имели. С той же лёгкостью воспринимаются только стихи. Чистое небо лишь подтверждает силу поэтического стиля мастера - история взлётов и падений летчика Астахова, казалось бы вообще может обойтись без слов. Правда, в отличие от Баллады, в Чистом небе больше монументального и героического, чем лиричного - его герои любят не только безусловно, но и вопреки. Вопреки системе, которая бдительность превращает во всеобщую подозрительность, а выживание становится более важной категорией, чем жизнь во имя любви и будущего. Надо бы заметить, что фильм определил как минимум два прямых продолжения - Неподсуден и Холодное лето 53-го, ибо тема в нём... Да не только плен. Тема доверия к человеку. И Чухрай, хотя и разделяет персонажей на чёрных и белых (разве что партия остаётся слегка безликой, рационально и без пафоса требуя с Астахова доказательств его честности), всё-таки действует не в лоб. И как же прекрасен в эти моменты Урбанский - уникальное сочетание типажа героя, будто сошедшего с картин Дейнеки и скульптур Вучетича, и драмы человека, оказавшегося в жерновах истории. Лес рубят - щепки летят. Но щепки-то - это люди. Не менее важен и спич ещё юного Олега Табакова, смысл которого сводится к простому: если справедливости нет по отношению к Астахову, то все слова, включая коммунизм, превращаются в промывание мозгов. Честность без веры тоже никуда. Поэтому не нужны полутона - нужны контрастные краски для приспособленцев (муж сестры Люси), для отступников от любви (сама Люся), хмурое небо (беспросвет недоверия), чистое небо (образ будущего), ломающейся на солнце лёд (оттепель природная и общественная), Саша в туфельках в примерзающей луже (страх ожидания в новых временах)... Режиссер спасает героическое от серого, любовь от выживания, труд от конформизма, жизнь вполсилы от вечного стремления ввысь. А в этом есть уже нечто античное - как миф о выжившем Икаре. Без этого не только коммунизм, но и малые свершения невозможны.
Когда скепсис повседневной суеты уже не оставляет сил надеяться на то, что еще можно встретить незамутненную верность, мужество, честность, я вспоминаю картину Григория Чухрая «Чистое небо». Снятая в разгар хрущевской оттепели, она во многом стала гимном своей эпохи. Фильм не воспел изящный стиль в одежде тех лет, или несмелую либерализацию в искусстве, он обострил многие социальные противоречия всего времени. И все-таки именно он во многом отразил дух своей эпохи, показав противостояние человека бесчеловечной государственной машине. Но сегодня, когда течение времени уже отнесло нас от тех берегов, гражданский пафос Чухрая утихает и вместо него гораздо громче слышен лирический мотив «Чистого неба». Любовь Алексея Астахова и Сашеньки Львовой – это путь мужества, которому пафос не страшен, потому что оно недосягаемо для пафоса. Режиссеру удалось снять очень сложное в эмоциональном и композиционном плане кино: личная, почти интимная история любви и остро политическая история человека в сталинскую и послесталинскую эпоху. Балансируя на грани этих двух тем, Григорий Наумович сохранил равновесие, столь важное для восприятия, «прочувствования» рассказанной повести. Безошибочным стал выбор актера на главную роль: Евгений Урбанский сыграл всего в нескольких фильмах – его стремительную карьеру пресекла автокатастрофа на съемках. Среди созданных им на экране образов нет незначительных или проходных, и все же, пожалуй, именно летчик-испытатель Астахов стал самой яркой его работой. Его физическая мощь, безупречная честность и нежная любовь к жене превращают этого героя в почти идеального. Но и здесь режиссерское умение балансировать, соединенное с актерским талантом Урбанского, делает его очень живым, близким, понятным человеком, которого и жалко с одной стороны, но с другой, он может разозлить, но не утратит уважения зрителя. Астахов сомневается, отчаивается, смиряется, перестает верить в себя, но ни разу он не отказывается от своих принципов, не идет против собственной совести. Он, словно атлант, держащий небо на своих каменных плечах: устает, он не сбрасывает свой груз… Его лицо, грубоватое, но красивое, порой кажется высеченным из гранита, но мимика, взгляд, улыбка так тонко передают эмоции, что в каждой сцене он способен довести зрителя до слез. На фоне филигранной игры Урбанского его партнерша Нина Дробышева смотрится порой в профессиональном плане наивнее. Но неудачной эту роль не назовешь. Саша Львова вообще стала символом безграничной любви женщины к мужчине, которая выражается в верности, доверии и поддержке. И если Астахов не усомнился ни разу в своих убеждениях, то Саша не усомнилась ни разу в нем и в его невиновности. На плечи этой женщины ложится, быть может, менее массивный груз, чем у ее мужа, но отнюдь не менее тяжелый – она всегда готова принять на себя часть того небосвода, что держит муж, чтобы облегчить его участь. Именно благодаря этому Астахову и удается однажды вновь расправить плечи, взглянуть на небо и воплотить мечты о полетах. «Чистое небо» особый фильм даже для такого особого режиссера как Григорий Наумович Чухрай: он снял так немного – в количественных показателях, но настолько много в масштабах истории российского кино! Достаточно вспомнить два его первых фильма – «Сорок первый» и «Балладу о солдате», чтобы понять: без Чухрая мы сегодня были бы совсем иными и совсем по-другому воспринимали бы кино. Он сделал человека центром своего мира, причем человек этот имеет право не недостатки и неправоту, лишь одного не допускает режиссер для своих героев – утрату чувства собственного достоинства и самоуважения. Сегодня, когда у нас отчетливо видна пропасть между разными поколениями не только кинематографистов, но и зрителей, людей вновь надо научить смотреть такие фильмы как «Чистое небо»: именно они способны разбудить нас для восприятия искусства и тех образов, которое оно создает. Лично для меня он стал одним из векторов, определивших мое личное отношение к кино, к тому, что в нем важно для меня. Потрясение от увиденного в подростковом возрасте сложно описать словами, но сколько бы раз я ни смотрела тех пор эту картину, она до сих пор отзывается во мне и болью и радостью…