Человек с киноаппаратом: отзывы и рeцензии

destpers
destpers22 апреля 2010 в 19:28
Свежий взгляд из прошлого

В 20х годах кинематограф только вставал на ноги, режиссёры гнались не за кассовыми сборами, а искали новые пути, экспериментировали, спорили о целях киноискусства. Тогда выделилась группа режиссёров, называвшая себя 'киноки'. Они выступали за отказ от литературного (сценарий) и театрального (игра актёров) элементов в кино. Главная задача кино для них - показать жизнь как она есть, беспристрастно и объективно. Дзига Вертов как раз принадлежал к этой группе режиссёров. И фильм 'Человек с киноаппаратом' - это его манифест, его видение кино. Весь фильм мы наблюдаем за одним днём жизни города. Кто-то умирает, кто-то рождается, кто-то женится, кто-то разводится. Жизнь кипит, переливается неожиданными красками, раскалывается на личные осколки, разлетается брызгами счастья и горя. За всем этим наблюдает глаз киноаппарата и его слуга-господин кинооператор. Они фиксируют эту разнообразную жизнь на бесстрастную и равнодушную плёнку, которую увидят люди через столетия, через века, чтобы снова окунуться в прошлое, выплыть посреди реки времени и вернуться обратно, но уже другими, понявшими и принявшими что-то важное. Замечательная операторская работа Кауфмана в сочетании с непревзойдённым монтажом его брата, Вертова, составляют картину от которой просто невозможно остаться равнодушным. Картину, которая перевернула мои представления о кино. Картина, которая доказала, что фильму не обязательно нужен сюжет и актёры. Сюжет тут - сама жизнь, такая прекрасная и такая чудесная. Скорее даже чудесно прекрасная. Лучшее, что я когда-либо смотрел. 10 из 10

stol007
stol00724 июля 2009 в 11:54
Камера, как глаз Бога

Этот фильм событие в жизни любого киномана. Любой кто однажды увидит это кино, никогда не забудет, того что с ним произошло. Этот фильм делает Вас соучастником величайшего искусства всех времен. Кинематографа. Зритель видит на экране не просто очередной оригинальный сюжет. Он видит все и сразу, во времени и вне его. Киноаппарат проникает везде, он есть неотъемлемая часть бытия, часть которая всегда была и будет. Она видит все и ни что не в силах ей препятствовать, она как глаз Бога. Глаз который не карает и не милует, не жалуется и не сочувствует. Он просто видит Все. Он оголяет ваши мысли, он следит за каждым вашим движением, за каждым ритмом и за каждой болью. Он внутри вас и снаружи, он живет с вами и без вас. Он такой как Вы, Вы такой как он. Без него не было бы Вас, без Вас не было бы его. Фильм представляет собой путешествие длинною в вечность, камера не просто что-то фиксирует, она проживает каждый кадр. Камера забирается в разнообразные места в городе и отображает каждый момент жизни рождение и похороны, свадьбу и развод, отдых и работу, и просто Бег. Бег промышленных машин и трамваев, пива из бутылок и тележек с углем, людей в поисках работы и людей в поисках отдыха. Камера и оператор в этом фильме все и ничто, они и объект съемок и субъект, и участники всего и вне всего. Отличные кадры в этом фильме сменяются еще лучшими. Монтаж кадров у Вертова и у остальных режиссеров просто не сопоставим. По сравнению с ним они просто дети. Нечто похожее делал Артавазд Пелешян, но он делал это с архивными материалами и его работы намного короче и не так целостны. Подведя итог, скажем что в этом фильме нету сценария, нету театра, в оригинале не было и музыки, есть лишь КИНО. Этот фильм в мировом кинематографе для меня стоит на втором месте после Прибытия поезда на вокзал города Ла-Сьота. P.S. Когда-то обязательно посмотрю его без звука. 10 из 10

Стасян
Стасян20 января 2008 в 19:45

Яркий, динамичный, отточенный, живой, вдохновляющий и поражающий фильм! Ни одного лишнего или недостающего кадра, идеальная композиция, неожиданные ракурсы, экспериментальные наложения, интересный монтаж - одним словом, шедевр, который необходимо увидеть! Мастерство гениального Вертова гармонично дополняет музыка Майкла Наймана, величайшего британского композитора. Смотреть всем без исключения!

Alex_Loborev
Alex_Loborev7 июня 2010 в 23:12
Прекрасное в простом.

Странный фильм, этот 'Человек киноаппаратом'! Ничего подобного за всю свою короткую жизнь я еще не видел, да и не факт, что увижу. Уж очень своеобразным получился сей шикарный фильм. Он ни на что не похож принципиально. И самое интересное, что Вертов затавил меня смотреть обыденную жизнь людей, как малыши смотрят сказки. Он попросту заколдовал меня повседневностью, которая настолько необычна, что у меня сложилось ощущение, будто я только глаза открыл, а все до этого было сон или что-то в этом роде. Честно сказать, я не могу определить принадлежность 'Человека с киноаппаратом'. Как я сказал, этот фильм не похож ни на какой другой. И виной этому прежде всего я вижу развитие спецефических жанров икусства и масскульта, который имел место начиная с окончания Первой мировой войны. Дело в том, что начиная с двадцатых годов двадцатого века в сознании многих людей произошел культурный переворот. Стремительно развивались спецефические жанры искусства. Человеческий разум создавал настолько уникальные вещи, понятные всем и непонятные никому. Не обошло это веяние стороной и кинематограф. Причем советская республика в культурном плане ни чуть не уступала, а иногда и превосходила передовые образцы западного искусства. К слову, такой инфернальный мастер провокации и гений живописи Сальвадор Дали напару с не менее талантливым Лусиом Бунюэлем в том же 1929 году снимают своего знаменитого 'Андалузского пса'. Признавая гениальность этих испанцев не могу не провети параллели с фильмом Вертова. Поэтому, на мой взгляд, советский кинематограф этого периода, являлся одним из самых передовых. Фильм Вертова получился по истине оригинальным. В нем нет сюжета. Фильм без надписей. Фильм без сценария. Фильм без декораций, актеров и т.д. Но в тоже время 'Человек с киноаппаратом' является сплетением сотен разнообразных сюжетов, заставляя зрителя активировать бурную мозговую деятельность, разворачивая то, что видит киноаппарат в сюжетные линии. Этот удивительный обзор сам того не желая превратился в увлекательное сюжетное кино. Вернее, в увлекательную экскурсию. Экскурсию в обычный мир людей двадцатых годов, который смотрится настолько непосредственно и естественно, что невозможно не восхищаться этой чистой магией кино. Очень жаль, что гайки системы уже стали закручиваться, не дав этой, авангардной волне деятелей искусства сделать советскую республику авангардом мирового кинематографа. В общем говоря я по-хорошему поражен этим фильмом и в тоже время немного обижен на Вертова. Уж слишком мало он мне показал, я хотел смотреть еще и еще. Вертов превратил меня в этот самый киноаппарат, сделав меня органичным продолжением 'коробочки на треноге'. Кроме того, просмотр фильма с музыкой Пола Ньюиана сделала просмотр еще более увлекательным. Само собой разумеется, что этот фильм я буду смотреть еще не один раз... 9 из 10

Ruslan_Barmashev
Ruslan_Barmashev22 сентября 2011 в 21:12
Революция в документалистике!

Чтоб я офигел, если это не гениальный фильм. Для 29-го года этот фильм больше чем просто революционный, а уж тем более для советского фильма 29-го года. Самый настоящий 'бэк ту ЮССаР' НА Украину, времен НЭПа. Титаническая работа монтажа (монтажер или повесился на пленке, или удавил ею оператора), выдающийся объем работы оператора, а уж структура фильма - без режиссуры, без актерской игры, без сценария - это просто диво! Жизнь как она есть. Но особое слово - это музыкальное сопровождение - написанное далеко не в 29-ом году, просто отменно передает динамику картины и погружает в ритм событий. 10 из 10

chelovekai
chelovekai10 октября 2021 в 10:41
Разрыв шаблонов

Дзига Вертов совершил то, что сейчас назвали бы «разрыв шаблонов». Он – величайший новатор своей великой эпохи и продолжается оставаться им и по сей день. На его работах учатся, ими вдохновляются. «Человек с киноаппаратом» – без преувеличения исторический документ. Вроде бы случайная, даже какая-то хаотичная съемка в руках мастера превращается в целостное повествование о повседневной жизни строителей социализма. Их показывают в труде и отдыхе, бытовых зарисовках. «Человек с киноаппаратом» – это прежде всего о городе, куда устремились вчерашние крестьяне. И они, как губка, впитывают городскую среду, становясь горожанами в первом поколении. «Человек с киноаппаратом» – гимн урбанизации. Это и целая поэма индустриализации: да, Дзигу Вертова с полным основанием можно назвать поэтом, творившим особым киноязыком, где рифмы и стихотворные строки – это кинокадры, выполненные в совершенно авангардисткой манере. И конечно же их непревзойденный монтаж!

Аромат_счастьЯ
Аромат_счастьЯ29 июня 2021 в 17:56
Фильм! Фильм! Фильм!… Жизнь! Жизнь! Жизнь

– О, я чую людей! – завопил Дин, высунувшись из окна и втягивая носом воздух. – Ах! Боже мой! Жизнь! – Он обогнал трамвай. – Да! (с) Джек Керуак, На дороге Человек с киноаппаратом. Удивительный и ни на что не похожий фильм. Может показаться, что интересного может быть в немом/ документальном/без интертитров/и без актёров/ черно-белом фильме (все слова подчеркнуть!)? Может! Этот фильм-эксперимент запечатлел для нас не только важный этап становления кинематографа, в особенности, разумеется, советского, чьи славные страницы развернутся перед нами позднее, но и, действительно, саму жизнь! Как она прекрасная! Как важно осознать это именно сейчас, в такой тяжелый для всех нас период! Признаться, прежде я и представить не могла, что возможно найти подлинную красоту в движущемся трамвае, здании автобусного парка, случайных прохожих! Фильм идёт всего час, немного по современным меркам, но поверьте, не заметите, как пролетит время! Воистину говорят, всё гениальное — просто. И сама жизнь на самом деле проста, а значит, гениальна. Нужно только суметь разглядеть это во мраке тьмы, которая, к сожалению, часто окружает нас. И просто поверить в это. P.S. Посвящается Кексу. No comments.

m.viktoriy.v
m.viktoriy.v12 февраля 2021 в 19:51
Учебник для операторов и монтажеров

Видимо не случайно, в 2012 году фильм «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова вошёл в список лучших фильмов всех времён по версии британского журнала 'Sight & Sound' заняв в нём восьмую позицию. А в 2014 году 'Sight & Sound' назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён. Фильм вышедший на экран в далёком 1929 году поражает своей современностью. Речь конечно не о качестве картинки, а о различных операторских и монтажных техниках. Тут вам и стоп-моушн, и рапид, и джамп-кат и прочие премудрости. Выбор ракурсов восхищает своей смелостью и новаторством. Фильм - настоящее учебное пособие для будущих операторов и монтажеров. В 'Человеке с киноаппаратом' отсутствует сценарий. Сценаристом здесь выступает сама жизнь. Оператор только запечатлел её фантазии, а монтажер склеил эти лоскутки в формате клипового монтажа. Во времена Дзиги Вертова такая динамика, можно сказать ужасала зрителя. Сегодня же, нам как раз очень подходит эта быстро меняющаяся картинка. Посмотрите! Вы очень много там увидите.

Маша Конторович - 7676
Маша Конторович - 767614 декабря 2020 в 19:34

Фильм, который поражает. Смотришь его и понимаешь, что ничего подобного никогда не видел. Это гимн кинематографу и гимн жизни. Так радостно от просмотра фильма - с ума сойти! Красота во всем, везде. И, когда смотришь, понимаешь, что игровое кино во многом уступает документальному. Тем более, ТАКОМУ документальному! Прошло почти сто лет, а это самый-самый современный фильм, который я когда-либо видела. И отсутствие музыки не смущает, не смущает и бессюжетность. Вообще ничего не смущает. Все только влюбляет. Кино, сама жизнь, этот человек с киноаппаратом - это все так влюбляет в себя, что хочется немедленно выскочить на улицу и побежать жить, побежать снимать эту жизнь, фиксировать пространство и время, жить через объектив кинокамеры. Наверное, это самый пропагандистский фильм, который только можно себе представить, в хорошем смысле слова. И пропагандирует он невероятную жизнь с горем и с радостью, с неожиданностями и будничностью, с рождением и смертью, пропагандирует жизнь, которую можно увидеть только сконцентрировавшись на ней, сконцентрировавшись на том, что попадает в твой кино-глаз. Удивительно. Камера и оператор тоже становятся жизнью. Это не просто сторонний наблюдатель, это человек, рискующий своей жизнью, человек, проживающий свою жизнь со своим верным товарищем - камерой. Да и эта самая камера тоже, оказывается, живая! И такой от этого задор, такое озорство, такое мальчишество просыпаются в душе! Фильм сделан с такой огромной любовью, что она и сегодня продолжает проникать в сердца зрителей. Супер. Обязательно надо посмотреть всем.

Gwynbleidd 89
Gwynbleidd 898 ноября 2018 в 14:16
Из Электровилля в Технополис и обратно

Авангардные 20-е. Время творческих манифестов, кинематографических экспериментов и кинопрокатных войн. Эйзенштейн ловко монтировал аттракционы, Кулешов наглядно демонстрировал эффективность эффектности, а ФЭКСы противопоставляли зад Шарло рукам Элеоноры Дузе и мечтали о трансформации Петрограда в Эксцентрополис. Но главным радикалом был Дзига Вертов. Только он дерзнул застать врасплох саму жизнь. Элементы монтажа можно наблюдать даже в живописи – одном из самых статичных видов искусства. Цветовые и световые переходы, «внутрикадровый монтаж», выраженный в организации расположения объектов на полотне – вот монтажные принципы Тициана, Брейгеля старшего и Моне. Но в большей степени монтаж в кино уравнивается с симфонизмом в музыке. Фильм действительно во многом оркеструется как симфония. Именно визуальную симфонию и пытался создать Вертов. Подстёгиваемый берлинским вояжем Вальтера Руттманна, он отправляется в собственное кинопутешествие по улицам Киева, Харькова, Одессы и Москвы. В своём втором фильме, снятом для студии ВУФКУ, Вертов провозглашает курс на «очищение» кинематографа от элементов литературы и театра. Никаких декораций и актёров. Никакого сценария и надписей. Только обычные люди и повседневная жизнь. А ещё машины. Много машин. Самая аполитичная лента в фильмографии Вертова на поверку оказывается как раз таки наиболее политически обострённой. Просто здесь всё более глобально, а оттого не так очевидно. Вместо борьбы с царизмом и прочими рудиментами времени – широкомасштабное наступление на всё, что хоть как то связано с прошлым. Не только «старое искусство» под угрозой. В расход идёт всё. Даже фигуры вождей рискуют быть вычеркнуты из уравнения за излишнюю аналоговость. Да и сколько бы он их не восхвалял в предыдущих и последующих картинах, по «Человеку с киноаппаратом» отчётливо видно, что электрификация всей страны интересовала постановщика куда больше, чем советская власть. Всё-таки Вертову повезло быть обвинённым всего лишь в формализме. По сути Дзига Вертов истинный технофашист вроде Карраса из «Thief 2: The Metal Age». Он в ницшеанском экстазе проповедует наступление стальной эры и рождение нового «электрического человека». Он заворожён машинами, поршнями, рычагами, металлическими конструкциями и стальными крыльями. Он желает приласкать фабричные трубы. Стать частю суммы технологий. Он – сумасшедший внук стимпанка и вертлявое дитя индустриалного века. В одном из эпизодов «Человека с киноаппаратом» его механический киноглаз смотрит на кочегара с верхней точки, а на коптящую чёрным дымом трубу – с нижней. Весьма мизантропическая расстановка приоритетов. Зигзагообразные мизансцены с бешеной скоростью сменяют друг друга. Темпоритм то ускоряется, то замедляется, а то и вовсе застывает в стоп-кадре. Поезда с постлюмьеровской яростью таранят кадр, ошеломляя кожаных ублюдков своей запредельной киногеничностью. Трамваи и автобусы, бодро выезжающие ранним утром из депо, резко контрастируют с сомнамбулическими горожанами. Объектив кинокамеры хитро прищуривается, имитируя человеческий глаз. Жалюзи на окнах открываются и закрываются в такт моргающей девушке, параллельно с ней монтируя окружающую действительность. Всё это напоминает восстание машин. Только вместо страха оно призвано вызывать радость и восхищение. Вполне логично, что в условиях отсутствия сценария, фильм писался прямо на месте съёмок посредством кинокамеры. Младший брат и давний соратник Вертова ещё со времён кинопоездов оператор Михаил Кауфман в очередной раз демонстрирует абсолютное бесстрашие. В поисках лучших ракурсов и точек съёмки, он нередко рискует жизнью, снимая эффектные кадры с подвески мчащегося на полном ходу поезда, или с подъемного крана без всякой страховки. Он ловит в кадр всё. Ничему не ускользнуть от его вездесущего киноглаза. Будучи, собственно говоря, тем самым человеком с киноаппаратом из названия, Кауфман закономерно претендовал как минимум на соавторство не только фильма, но и метода «жизнь врасплох». Однако, провозглашаемое диктатором Вертовым равенство двух братьев, было чистой формальностью. Реальность куда циничней утопии. И вот уже манифестальное «Мы» превращается в честолюбивое «Я». И без того напряжённые отношения братьев после «Человека с киноаппаратом» окончательно испортились. В своём собственном фильме «Весной» Михаил Кауфман наконец смог воплотить на экране свойственную ему лиричность, невозможную в агрессивных опусах брата-технократа. В отличие от множества музыкальных экспериментов модернистов, с их клаксонами вместо труб и станками вместо скрипок, опус Вертова даже сегодня смотрится не без интереса. Самое забавное, что здесь даже можно выудить (о ужас!) нарратив. Впрочем, отказ от традиционных выразительных средств, вовсе не обязывает всенепременно отказывать любой нарративности в праве на существование. Просто строится нарратив здесь не на сценарии, а на параллельно-пространственном монтаже. Он контрастно противопоставляет сцены родов и похорон, свадеб и разводов. Лукаво рифмует ритмичное движение поршней с не менее ритмичными упражнениями молодой наездницы на механической лошади, молодую девушку, непринуждённо натягивающую чулки и надевающую бюстгальтер с игрой в баскетбол, где мяч предательски не желает залетать в заветную корзину. А ещё активные занятия гимнасток на тренажёрах вызывают мысли сигарно-бородатого толка и осознание того, что времена НЭПа ещё не были заражены всеобъемлющим советским ханжеством. Спустя сорок лет после выхода «Человека с киноаппаратом» именем Дзиги Вертова назовёт свою творческую группу Жан-Люк Годар – один из самых механистических и роботизированных режиссёров мирового кино. Довольно любопытная преемственность.

Elllina
Elllina17 ноября 2017 в 10:59

Потрясающий фильм, оставил много впечатлений, хочется еще раз пересмотреть. Какие красивые лица, незнакомая страна. Заметила интересную деталь, что о 20-х годах меньше снимают, пишут, чем о дореволюционном и военном, послевоенном времени. Авторы смогли снять гениальное кино, которое за час и 6 минут даёт ощущение такого количества материала, будто отсмотрел 3 часа. Шедевр. Действительно понятно всё без слов. И как они смогли без подготовки в неистовом кино найти столько красоты в простом, деталей. А какая смелость оператора. Я очень мало видела старых фильмов и обычно мне сложно их смотреть, потому что другая динамика, изменился язык. А здесь очень современный фильм. Так обычно бывает с гениальными произведениями. Прочла о судьбе братьев, тяжело, особенно история с дочкой Михаила потрясает своей трагичностью. Все три брата талантливые и все в кино, и такое время в истории, что им столько приходится переживать и к сожалению переставать снимать двум из них. Только Борис в США продолжал работу, но для получения Оскара ему пришлось написать отказ от братьев. 10 из 10

NickLviv
NickLviv22 августа 2017 в 11:17
Дзиговращение

Сегодня пересмотрел фильм в 3 или 4 раз и скажу откровенно, что этот просмотр принес мне значительно больше удовольствия, чем предыдущие. Главная заслуга в этом - отличный саундтрек Alloy Orchestra, который удачно подыгрывает картинке, умело подстраиваясь под разные эпизоды, а не звучит пафосно-монотонно, постоянно 'долбя' мозги, как у Michael Nyman. Кроме музыки, в этот раз мне более-менее удалось акцентировать внимание на важных смысловых деталях, которые раньше ускользали от меня. Но былое ощущение чрезмерного формалистского трюкачества (особенно в конце), недостаток логическо-концептуальной целостности и идейного содержания так и не покинули меня и теперь. В целом же, фильм мне очень понравился как своим красочным колоритом и позитивно-енергетическим жизнеутверждаюжим зарядом, так и мозаично-динамическим ритмом, отображающим оптимистично-утопический взгляд автора на советскую действительность 20-х годов, где человек, общество в целом и управляемые им технологии сливаются в единый механизм, который стремится только вперед и ввысь к светлому будущему. Рекомендую к просмотру всем любителям немого авангардного кино. P.S. Для более легкого погружения и восприятия картинки также рекомендую звуковую дорожку именно от Alloy Orchestra. 9 из 10

Ilya Mitrofanov
Ilya Mitrofanov5 ноября 2016 в 10:42
Отрывок из дневника киноператора

Выдающийся кинорежиссёр Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман) искренне верил в особое предназначение киноискусства, в его уникальные способности и специфические преимущества относительно других видов искусства. Он верил, что язык кино универсален и чужд языковым, культурным и прочим барьерам. Комбинация визуальных образов может и без посторонней помощи родить в зрителе все необходимые чувства и донести до него авторскую мысль. Практическую реализацию этих и многих других идей он наглядно продемонстрировал вместе со своим братом-оператором Михаилом Кауфманом в своем самом знаменитом творении «Человек с киноаппаратом». Картина сделана без интертитров, без заранее оговоренного сценария, без декораций и актёров. Ни о каком сюжете (в привычном для нас понимании) здесь не может быть и речи. В фильме есть лишь заявленный в названии человек с киноаппаратом, который фиксирует на плёнку всё, что кажется ему интересным и привлекательным. Перед нами предстает город (на самом деле съёмки проводились аж в трёх городах – Москве, Киеве и Одессе), который в начале фильма медленно и тягуче отходит ото сна и становится по мере развития фильма всё более и более людным и энергичным. Камера авторов вездесуща. Она заглядывает во все углы бытия города и его обитателей. Ничто не останется скрытым от неё. Мы наблюдаем работу заводов, фабрик, рынков, государственных учреждений, наблюдаем за трудом и отдыхом людей, их рождением и смертью, занятием спортом и разговором за кружкой пива. Одной из замечательных черт фильма является отсутствие в ней какой-либо моральной или назидательной составляющей. Камера лишь беспристрастно фиксирует факты, оставляя право на размышления своему зрителю. Также поражают в фильме столь откровенные для своего (и не только) времени кадры с голыми женщинами, кадры родов, кадры с нищими и бездомными. Такую свободу самовыражения редко мог позволить себе в дальнейшем как советский, так и мировой кинематограф. По замыслу Вертова «киноглаз» ничем не отличается от простого человеческого глаза. Объектив камеры в ленте так же закрывается и открывается, моргает, пытается сфокусироваться на объектах, находящихся перед ним. Дальше – больше. Вертов показывает, что «киноглаз» в некоторых вещах превосходит обычный глаз. Он может останавливать время, замедлять движение, искажать видимые объекты. Что уж там, он может манипулировать сознанием зрителя. Пары минут назад вы думали, что смотрите фильм, а потом оказывается, что вы смотрите, как другие люди смотрят его же, как в сцене в кинотеатре. Точка фокуса в «Человеке с киноаппаратом» постоянно меняется. То вы наблюдаете за реальными людьми, то камера наблюдает за вами, то вы видите различные спецэффекты, то вы видите оператора, снимающего этот самый фильм, то женщину, монтирующую его же. Вертов при помощи искусного монтажа виртуозно манипулирует своим зрителем на протяжении всего часа экранного времени. «Человек с киноаппаратом» неоднократно назывался лучшим документальным фильмом всех времён и народов. Что ж, вполне справедливо! Мотивы шедевра Вертова можно найти в работах документального жанра таких мастеров, как Жан Виго, Лени Рифеншталь, Годфри Реджио. А визуальные находки Вертова, показывающие попросту безграничные возможности кинематографа, перекочёвывают из одного фильма в другой уже на протяжении более восьмидесяти лет. 10 из 10

Дилара Янгазина
Дилара Янгазина21 декабря 2015 в 17:10

Этот документальный фильм про увлекательное путешествие кинокамеры по Москве 1920-х годов. В этом кино показывается зрителям насыщенная и яркая жизнь людей, живущих в этом огромном городе. Казалось бы, чем можно удивить? На самом деле, фильм снят на реальных событиях, нет определенного сюжета, снят без сценария, без актеров и декораций. Весь фильм мы наблюдаем за жизнью этих людей. Камера настолько точно отображает каждый момент жизни: кто-то умирает, а кто-то, наоборот, создает новую семью: женится или выходит замуж; кто- то только начинает свою жизнь - появляется на свет. Все эти люди испытывают разные эмоции и чувства. И замечательный режиссер все это фиксирует, чтобы через пару лет или столетия, люди смогли окунуться в прошлое. Режиссер данного фильма - Дзига Вертов создал этот шедевр еще в 1929 году. Он вместе со своим кинооператором точно описал обыденный день из жизни этих людей. Доказал многим, что фильм может быть и без сюжета, актеров, но смысл сохранится, и никого после просмотра не оставит равнодушным. Ему настолько глубоко удалось проникнуться в жизнь этих людей. И если даже во время просмотра выключить звук, то можно полностью понять и увидеть то, что хотел передать нам режиссер через свою камеру, свое наблюдение и мнение. Конечно, и музыка во время фильма отображает моменты обыденной жизни. Лично я, посмотрев этот фильм, открыла для себя новые возможности документального кино. Несмотря на то, что в фильме нет определенного сюжета, но зато присутствует драматургия. При просмотре, было ощущение, что это некая экскурсия по этому городу, настолько глубоко была затронута их разнообразная жизнь в те годы. Работа на фабрике, как и где они отдыхают, успехи в спорте, да и жизнь в целом. Музыка, присутствующая в кино, подчеркивала внутреннее состояние этих людей, их активную деятельность. И, как мне кажется, цель создания такого документального фильма- это доказать зрителям, да и многим, что кино может быть снято и без сюжета, особых декораций, и вполне получится очень ярким и реалистичным. Также, показать саму жизнь, какая она может быть насыщенной и чудесной.

gesture-motion
gesture-motion5 августа 2015 в 18:53
the black baloons of dziga vertov

Перемигивающие глазные яблоки - механизмы фотографического запечатления, уходящие на монтажный стол Елизаветы Свиловой. Распознавание момента даётся взгляду в движении, жестах, схватке со светом, чулками женщины, новорождёнными, бракоразводными процессами. Фильм Вертова состоит из циклов триединых образов: люди, манекены, техническое; одесса, москва, киев; жизнь, смерть, безжизненность. Коллаж действий и чувств вплетает зрителя, героев, автора в единое пространство, которое не пробел, но жидкость вне сосуда. Человек с киноаппаратом интегрируется в живые мышцы толпы, самого общества - организм - он приобретает сущие мелочи происходящего как масштабные и недосягаемые: глаз видит всё, начиная травмированным в происшествии мужчиной и женщиной у могилы и завершая смазыванием трамвайных путей маслом и появлением чёрных воздушных шаров. Это кино - завершённая коллекция жизней и вещей, смесь, разъедающая быт и культ, смесь, которую называть или государством-организмом, или тем, что сильнее этого.

Арт11
Арт1113 октября 2014 в 12:36
Вот если бы документалисты по-настоящему следовали за Дзига Вертовым….

Этот фильм киношники ставят на первое место в списке лучших документальных лент всех времен. Документальное кино я не очень люблю. Оно часто оно нудное, без драйва, за удачно подмеченными моментами следуют проходные кадры, съемки не изобретательны…. А между тем все неигровое кино началось с фильма «Человек с киноаппаратом», фильма, который прямо пышет энергией и изобретательностью. Дзига Вертов задал такие стандарты документалистики, которые, к сожалению, режиссеры неигрового кино не приняли. На вооружение были взяты многие технические вещи, как съемка скрытой камерой. Но они не приняли главную идею Вертова, идею воспринимать кино не просто как фиксацию действительности. Кино должно быть художественным поступком, стремлением к свободе, поэтому настоящие наследники Дзиго это не документалисты, а игровики – Годар, Тарковский и прочие. Немое кино все-таки серьезно устарело, тяжело его сегодня смотреть. Актеры в фильмах Эйзейнштейна, Ланга переигрывают, монтаж для современного глаза выглядит не органичным. Фильм же Вертова кажется сверхсовременным. Мы видим жизнь города, она кипит. Люди рождаются, радуются, плачут, живут, умирают. Камера Михаила Кауфмана, брата режиссера, беспристрастно наблюдает за всеми этими событиями. Не просто наблюдает, как советуют современные документалисты. Дзига Вертов безжалостно режет и режет пленку, создавая потрясающие монтажные склейки. Гениальный фильм, а ведь режиссеру тогда было лишь около 30 лет. 10 из 10

Waadada
Waadada25 июля 2014 в 15:06
Документальное, как оно есть

Человек с киноаппаратом - классический пример документального кино, каким оно и должно быть. Никакой постановки, только как есть. Это картина об операторе, который, где бы он ни был, имеет при себе свой 'глаз'. Око, которое фиксирует все, что видит без какой либо оценки и отношения. Оператор снимает все, что ему интересно и снимает в необычных, и не совсем удобных положениях человеку, но не оператору: снимает лежа на животе, когда через него проходят толпы людей; он снимает стоя на краю машины, когда она движется; снимает на высокой башне и крыше; снимает, сидя в воде и так далее. 'Киноглаз' - это линза, объектив, который получился благодаря наложению двух кадров. В картине так же используется множество монтажных и операторских приемов: покадровая съемка, монтаж в движении, совмещение изображений, съемка в отражении, скошенные углы и так далее. Сама картина не нисет никакой логики в себе, но она демонстрирует атмосферу 1929-го года, ритм жизни людей города, их образ жизни и моду того времени.

Kelluke
Kelluke17 сентября 2013 в 21:38

Бывают фильмы, которые претендуют на наличие невероятно насыщенного сюжета, но при этом над ними легче легкого уснуть. В то же время фильм советского авангардиста Дзиги Вертова 'Человек с киноаппаратом' не может иметь никакого сюжета в принципе, так как является документальным. Однако за 66 минут я не помню ни одного момента, когда мне стало бы скучно или неинтересно смотреть на происходящее на экране. Вся суть фильма заключается в том, чтобы показать один день из жизни города, при этом ничего не комментируя и не приукрашивая. Работа в технике 'кино-глаз' как раз заключалась в передаче явлений жизни без помощи сценария, надписей, без участия актеров и даже без какой бы то ни было музыки. На данный момент, впрочем, существует несколько версий саундтрэка к 'Человеку с киноаппаратом',из которых, на мой взгляд, самой лучшей является версия Майкла Наймана. Смотреть же этот шедевр вообще без музыкального сопровождения является ни с чем не сравнимым вызовом самому себе и ни с чем не сравнимым удовольствием. Позвольте своему воображению самостоятельно построить все звуки, которые издает город и его обитатели, и вы поразитесь, как это здорово: сейчас ни один режиссер не позволит зрителю додумать такую неотъемлемую часть фильма, как звуковое сопровождение, самому. А помимо всего этого, еще один внушительный плюс 'Человека с киноаппаратом' это абсолютная историческая достоверность. Просмотр подобного фильма может дать гораздо больше, чем прочтение нескольких учебников по истории России. Быт людей, их ежедневные обязанности и развлечения, маленькие житейские радости и горести, а также лица,-не профессиональных актеров, а самых настоящих живых обитателей Одессы, Киева, Москвы, мужчин, женщин, детей и стариков. Гораздо более привлекательных и гораздо более близких нам, чем признанные мэтры немого кино Чарли Чаплин и Мэри Пикфорд.

Филипп Буянов
Филипп Буянов28 марта 2012 в 10:01
«Я – Кино-Глаз»

Последовательный сторонник документального кино, Дзига Вертов в 1929 году создает свой главный шедевр – «Человек с киноаппаратом». Одновременно экспериментируя с монтажом и операторской работой, он стремится к минимализму. В отсутствие титров и сюжета превращает картину в уникальный учебник, в методологическом плане. Сам Вертов говорил «мысль должна нести не сами по себе кадры, сколько их сочетание в определенной последовательности». Фильм построен на идеи наблюдения за единым целостным ходом жизни – неразрывно связывающий человека и машины. Монтаж соединяет в себе единство противоположностей – рождение и смерть, встречи и расставания, работа и отдых. Сквозь весь фильм проходит образ человека с киноаппаратом, роль которого сыграл брат режиссера оператор Михаил Кауфман. Создается такое впечатление, что камера оператора бывает везде и всегда, видя все и сразу. Из записей Дзига Вертова «… ради людей без маски, без грима, схватить их в момент не игры, прочесть киноаппаратом – их обнаженные мысли…» Необходимо отметить поразительную смелость оператора, который ради съемки необходимого кадра, порой рискует собственной жизнью – вскарабкивается с аппаратурой на многометровую заводскую трубу; влезает, чуть ли не в самое пекло литейного цеха; на бешеной скорости ухитряется снимать с мотоцикла, одной рукой управляя им, а другой без устало двигать ручку киноаппарата. Чудотворец Вертов сотворил из каменных джунглей живой организм. Отразив все перипетии взаимоотношения города и людей. Где созданы все условия для потребностей горожан в созидательной работе, на благо всеобщего процветания. После смерти Вертова, его откроют заново. Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо назовут Вертова своим учителем, а его фильмы полотнами огромного мастерства, совершенно недосягаемого для документального иностранного фильма. В подтверждение величайшему искусству говорит тот факт, что спустя даже эпоху, возникает желание сотворить вместе с ним. Так, в настоящие время, написано множество саунтреков к фильму, но самыми распространенными являются три. The Cinematic Orchestra, Michel Nayman, The Alloy Orchestra. Три разный варианта музыки, как три разных фильма. Дзига Вертов, из манифеста «ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ТРОИХ ОТ 10/IV – 1923 г.»: «Я – Кино-Глаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека. …Я – Кино-Глаз. Я – глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я его смогу увидеть. Мой путь – к созданию свежего восприятия мира. Вот я и расшифровываю по-новому неизвестный вам мир».

Лейтенант_Неба
Лейтенант_Неба29 января 2012 в 00:33

Что сказать, шедевр, который можно смотреть бесконечно. Смотреть глазами кинообъектива, смотреть, и видеть само течение жизни, саму жизнь. Кино, снято одновременно как эксперимент, и как манифест нового советского авангардного искусства. На заре документалистики. Помимо самого революционного подхода к кинопроцессу вообще (отсутствие сценария, актёров, декораций...), ценность представляет собой сам подход к монтажу, безусловно, революционному и гениальному, но несмотря на это, кино имеет такую художественную целостность композиции, что оно затягивает, завораживает, и мы невольно живём 'внутри кино', живём в 20 годах прошлого века, и видим жизнь, такой как она есть.