«Человек не сдаётся» - четвёртый художественный фильм Иосифа Абрамовича Шульмана. И хотя режиссёрский факультет ВГИКа он закончил ещё в 1936 году, снимать игровое кино начал лишь в 1954-ом, до этого создавая преимущественно документальные и научно-популярные ленты на киностудии «Советская Беларусь» («Беларусьфильм»). По всей видимости, большой опыт в кинодокументалистике наложил определённый отпечаток на картину «Человек не сдаётся». Созданный по одноимённой повести советского прозаика, сценариста, драматурга и военного журналиста Ивана Фотиевича Стаднюка, фильм оставляет некое странное чувство, которое не так просто выразить. Повесть была написана Стаднюком в период с 1946 по 1955 годы. Позже произведение было значительно дополнено автором. В аннотации к выпуску «Воениздата» 1964 года сказано: «Установив связь с оставшимися в живых участниками событий и вновь побывав на местах боев, И. Стаднюк узнал много нового и решил об этом поведать читателю. Сейчас читатель ещё отчетливее почувствует атмосферу тех далеких грозных дней, тревожную напряжённость событий первых дней Великой Отечественной войны». Все эти изменения были внесены уже после того, как фильм был снят, поэтому трудно сказать, что именно изменил писатель в своём первом варианте. И хотя фильм предваряет фраза «Мы расскажем вам невыдуманную историю, которая произошла в первые дни Великой Отечественной войны», некоторые эпизоды вызывают недоумение. Впрочем, речь даже не столько в достоверности, которую я никоим образом не подвергаю сомнению. (Достаточно вспомнить хотя бы такой документ: 'Накануне войны в городе появились диверсанты. Они пытались нарушить связь. Из битых кусков зеркал устраивали на крышах ориентировочные знаки для ночной бомбёжки. На рассвете 22 июня дорога на бензосклад оказалась перекрытой усиленными нарядами в новенькой форме советской милиции. Колонна грузовиков, прибывших за горючим, выстроилась длинной очередью. Старшины и водители пытались выяснить причины остановки. Но так как в те времена у нас не существовало службы регулирования движения, то водители с заводными ручками набросились на милиционеров и тут-то поняли, что это немцы. Половина разбежалась, остальные сдались. На другой дороге немцы были в форме НКВД, и там водители, простояв около часа, вернулись в городок за указаниями'.) Меня несколько удивил способ подачи видеоматериала. Притом, что на экране происходят трагические, наполненные глубокой скорби события, закадровый голос с бравурными интонациями читает текст с таким выражением, будто чтец сидит в саду на летней веранде. Кроме того, немцев показали излишне карикатурными. Но ведь год выпуска – 1960, и это не боевой киносборник времён войны! К такой теме нужно было подойти несколько «серьёзнее», а то местами складывается впечатление, будто смотришь патриотическую ленту для детей средних классов. Кроме того, удивляет невероятное количество «совпадений», которые выпадают на долю двух главных героев. Сыграли Валентин Буров и Лариса Лужина хорошо, правда, младший политрук Пётр Маринин выглядит излишне упитанным (сомневаюсь, что после двух лет обучения, у курсанта сохранятся такие «пышки-щёки»). Санинтсруктор Люба в этом плане выглядит намного убедительнее. Хотелось бы отметить некоторых актёров второго плана: Гергий Жжёнов как всегда легко и «чисто» отыграл полковника Маслюкова; Виктор Чекмарёв хорошо «вжился» в роль немецкого майора, диверсанта «полковника Орехова»; Валериан Виноградаов интересно исполнил «переживательного» военврача Виктора Степановича Савченко. В итоге получился добротный фильм, который нужно не просто смотреть, но и рассуждать над увиденным.