Чапаев: отзывы и рeцензии

киноисторик
киноисторик15 февраля 2020 в 13:41
про то, как создавали темное царство национал-социализма

Фильм 'Чапаев' - это, прежде всего, сатира на казачьих унтер-комиссаров из числа денщиков-приказчиков колониальных белых генералов-помещиков. Которые формировали из крепостной хуторской молодежи станичные банды мародеров для запугивания населения в период формирования аграрно-промышленных этно-анклавов для обеспечения ресурсами членов дома романбургов. И хотя эта самая знаменитая роль выдающегося представителя театральной интеллигенции Бориса Бабочкина, все же его наиболее значительный вклад в дело разоблачения преступлений юнкерско-кадетской хунты - это роль фашистского корпорационного агента Кирова в картине 'Друзья' 1934 года, где было ясно и четко показано, что именно этот персонаж позировал для голливудской шоу-хроники в облике 'дуче муссолини - итальянского лидера', никогда не существовавшего в природе.

Херли
Херли6 августа 2010 в 11:11
Герой своего времени

О советском кино 20-ых – 30-ых годов и раннем звуковом кинематографе Отгремевшая буря Гражданской войны погасла за горизонтом времени, и в молодой советской стране выросло новое поколение, которое никогда не видело кровавых закатов Октября и не слышало канонады сражений. Если «Броненосец «Потемкин» был оживлением истории, то «Чапаев» стал воплощением легенды. Но, как и весь послереволюционный кинематограф, эта лента не только продолжала просветительско-пропагандистскую линию массовой культуры, но подхватывала общемировое развитие кинематографа вслед за Гриффитом и Чаплиным в Америке, Хичкоком в Англии и Мурнау в Германии. Достигнув совершенства пластических средств изображения, создав искусство монтажа и плана, режиссеры получили в распоряжение звучащее слово. Но в первые года пришествия технического новшества «великий немой», обретя дар речи, заговорил картаво и невпопад. Вербальный уровень повествования оказался в конфликте с движением кадров. Экран перестал показывать и начал рассказывать. Что было шагом назад, возвращением к литературе и театру, из которых и сформировалась художественная основа кино. Поэтому перед искусством в очередной раз выстроилась преграда, но ее преодоление вело к новым вершинам. О положительном герое Васильевы, используя повесть Фурманова, переносят героический символ с панорамного образа народа, распадающегося в отдельности характеров («Броненосец «Потемкин»), - на одного человека. С достойными положительными персонажами в литературе и кино всегда было туго. Уж очень часто они выходили идеализированными, как далекие звезды – красивые, но холодные. А антигерои тем временем обретали осязаемые черты, что делало их более привлекательными. Г. Лессинг, рассуждая об этом парадоксе в «Лакооне…», говорит, что образ, воплощающий нравственное совершенство, не подвижен в обстоятельствах сюжета, ведь для «победы» от него требуется меньше усилий, нежели от темной стороны, поэтому оная непроизвольно наделяется явной энергией. И в глазах зрителя или читателя спокойствие доброго и светлого меркнет в драматизме злого и порочного. Поэтому авторы фильма вслед за писателем первым делом отказываются от трафаретности, не стесняясь обрисовывать Чапаева красками грубости, невежественности и комичности. Однако встает трудность баланса и целостности. Чтобы не получилось: здесь Чапай хороший, а тут – уже нет. О Чапаеве Анализируя описанный Фурмановым образ, режиссеры видели его многогранность, поэтому фабула фильма разделяется на ряд художественно законченных сцен, представляющих галерею ситуаций, через которые раскрывается характер Чапаева. В каждом эпизоде актер Бабочкин разыгрывает две контрастные и одновременно перетекающие друг в друга стороны своего персонажа. Однако сюжет не создает ощущения дробности, потому что части сцеплены общим замыслом развития героя и целостностью формы произведения. Так в сцене, когда Чапаев требует у Фурманова, чтобы он разрешил ветеринарам экзаменовать мужика – коновала и «выдать бумагу по всей форме», мы видим разъяренного героя, готового убить комиссара, но грохот разбиваемого об пол стула моментально сбрасывает градус эмоции до горькой растерянности и искреннего желанию узнать об Александре Македонском: «Если ты знаешь, то и я должен знать». Но оба противоположные чувства - есть следствие стремления к одному – равенству интеллигенции и народа (те же слова Ленина: «Каждая кухарка должна уметь управлять государством»). Следующий эпизод с Чапаевым тоже начинается криком и конфликтом с Фурмановым, только теперь по поводу власти в дивизии: «Кто командир дивизии: я или ты?». И здесь заглавный герой вновь «сменяет гнев на милость», понимая правомерность действий сокомандира и неоправданность собственных обвинений в желании «примазаться к чужой славе». Однако и то, и другое связано с уверенностью в необходимости соблюдения закона. Чапаев кажется нам реальным потому, что его недостатки едины с достоинствами. Он диалектичен, а значит, является художественным продолжением действительности. О композиции персонажей Веселый, простецкий, отважный, серьезный, остроумный, хитрый, мудрый, необразованный, импульсивный – черты Чапаева, каждую из которых Васильевы выражают средствами пластическими: экспрессивной фактурой актера, «говорящими» ракурсами, сменой планов, декорациями – и средствами композиционными. Герою противопоставлены другие персонажи. Петька – рубаха - парень, солдат, на фоне которого очевидна дальновидность и, порой, жесткость командира, и одновременно его народность. Фурманов – интеллигентный и спокойный, показывает бесшабашность и тут же – благоразумность Василия Ивановича. Однако пространство действующих лиц полностью занято исполинской фигурой Чапаева. Все формальные и драматургические линии сходятся на нем, создавая детальный «психологический портрет». Между тем, прочие образы даны ровно в той мере подробности, какая определяется их значением в фильме или отдельном эпизоде. О сюжетном портрете Подбор актеров и стиль их работы находятся на пересечении принципа немых фильмов Эйзенштейна и созданного Васильевыми именно в этой картине метода сюжетного портрета. Все артисты имеют яркий типаж, уже по одному их лицу виден характер и настроение. Также, как по чертам Вакулинчука («Броненосец «Потемкин») можно почувствовать его мощь и непокорность, но эти качества статичны и выражены в коротком эпизоде. Поэтому в «Потемкине» используется скорее пластическая структура живописи, запечатлевающая момент. Между тем, Васильевы дают главного героя в развитии. Оно реализуется путем движения сюжета, который вбирает в себя не только смену событий, но бурление внутреннего мира Чапаева. Оттого авторы избегают западни невнятности положительного персонажа. Ведь на экране жизнь Василия Ивановича сливается с жизнью всего внешнего мира, он отражает действительность так же, как действительность отражает его. В такой концепции заочный злодей Бородин оказывается на периферии истории, и становится всего лишь символом погибающей царской армии, которая уже понимает это, однако боится выбросить белый флаг. О построении сюжета Каждая часть картины, подчиняясь принципу «золотого сечения», повторяет структуру целого. И состоит из завязки, кульминации и развязки. Композиция сцен пронизана смысловыми параллелями. Однако единый наратив обнаруживает чередование методов эмоционального вовлечения зрителя. Применяя изобретенный Эйзенштейном стиль прямой экстатичности, усиления пафоса в движении сюжета, Васильевы снижают накал страстей комической обыденностью. Но новаторским открытием для кинематографа стало находка условия «отраженной патетики», когда взлет волнения героя воплощается не во взрыве обстановки (трагичная музыка, быстрый монтаж, контраст соединяемых кадров), а в ее окаменении и успокоении. В этот момент на экране возникает парадокс: драматичность содержания облачается в застывшую форму. И публика воспринимает свое волнение как продолжение транслируемого изображения, оказываясь не только наблюдателем, но отчасти режиссером собственного видения фильма.

Кинопоиск
Кинопоиск31 июля 2013 в 08:58
Легендарный фильм про легендарного комдива

Во время Гражданской Войны, в ставку полевого командира Василия Ивановича Чапаева прибывает боевой комиссар Дмитрий Фурманов. Их дружеские отношения сложились не сразу, пройдя недовольство и даже соперничество. Так как характер у знаменитого начдива был горячий и норовистый, под стать ему самому... '-Я Чапаев! Ну а ты? Ну а вот ты -кто ты такой?' (с) Едва ли можно вспомнить другой пример такого бурного и всенародного успеха, какой встретил фильм братьев Васильевых у зрителей. За короткий срок 'Чапаева' посмотрела буквально вся страна. Именем комдива называли ударные бригады, передовые колхозы, пионерские отряды. Игра 'в чапаевцев' на многие годы стала любой среди детворы. Этот легендарный советский фильм с триумфом прошёл как в отечественном, так и заграничном прокате. Завоевал признание на многих международных кинофестивалях. Главным из которых стал первый МКФ в Москве, летом 1935-ого картина получила главный приз разделив его с 'Юностью Максима' Козинцева и Трауберга и 'Крестьянами' Эрмлера. И этот успех-не иначе как чудо. Которое в свою очередь сложилось из многих чудес. Первое из которых -сам герой, Василий Иванович Чапаев, поднятый революцией из низов, народный командир, чьи подвиги описал в своих записках его друг Дмитрий Фурманов. Вдова которого выпустила на их основе биографическо -художественную книгу. А новую жизнь этой истории дали молодые кинорежиссёры 'Ленфильма' Сергей и Георгий Васильевы -оба участники Гражданской войны, начинавшие свой путь в кино с монтажёров. Сошлись и сработались однофамильцы сразу. И за проведённые за совместной работой годы так сроднились, что решили дебютировать в режиссуре под псевдонимом -'братья Васильевы'. '-Всё, что вы тут наговорили -это наплевать и растереть. А теперь слушай, чего я говорить буду.' (с) Летом 1932-ого ими был написан сценарий, и подана творческая заявка на постановку звукового фильма. Но студия не хотела запускать его в производство. Предлагали снимать немую короткометражку. Но режиссёрский дуэт стоял на своём, и в итоге добился успеха. 'Ленфильм' выделил постановщикам деньги на большую, звуковую картину. К работе Васильевы подошли основательно. Ездили по местам боевой славы комдива, опрашивали бывших его подчинённых, а так же казаков служивших тогда в Белой Гвардии и воевавших с красноармейцами 'Чапая'. Создателей интересовало всё: как герой ругался, как радовался, как говорил -через 'А' или 'О', пил ли он водку, курил ли табак и прочее. Понимая что успех будущего фильма зависит от точного выбора актёра на главную роль, режиссёры просматривали десятки фактурных артистов. Среди них был даже известный актёр театра и немого кино -Николай Баталов. Но всё было не то. Пока однажды они не встретились с опытным театральным актёром Борисом Бабочкиным. Несмотря на молодость, тот был уже опытным артистом, и успел поиграть множество ролей в московских и ленинградских театрах. И тот во время читки сценария так загорелся ролью, что постоянно импровизировал и показывал как то или иное мог делать лишь один Чапаев. К примеру яростно ругаться или носить на голове папаху, так лихо заломленную, что не понятно на чём она держалась. И дабы проверить актёра, режиссёры соврали ему, мол он подходит на роль Петьки. А Бабочкин после донимал Васильевых, убеждая что некто окромя его не сыграет так достоверно эту роль. И уже после выхода картины, спустя годы- актёр всё ровно был убеждён что изначально планировался на роль Петьки, а не самого Чапаева. -'Тихо все!!! Чапай ДУМАТЬ будет.' (с) Многие образы были изменены. Это коснулось и Анки и Петьки, и самого Чапаева. Да и Фурманов предстаёт в картине Васильевых не начинающим полевым комиссаром, а уже опытным командиром, таким каким он стал к концу Гражданской войны. Но именно такими их узнал и полюбил советский народ, благодаря фильму 'Чапаев'. А игравшие в картине актёры порой шли на жертвы и рисковали здоровьем. Например Бабочкин. Снимали сцену гибели Чапаева ранней весной, на Волге. Вода в речке была ледяная, а дублей было сделано много. И что бы согреться, актёр принимал водки. От этих вынужденных возлияний у него открылась язва, мучившая после Бабочкина до конца жизни... Кстати-смерть Чапаева в Урале -миф. В действительности погиб комдив в сражении. Но в последствии это было вписано даже в реальную биографию героя Гражданской Войны! А в народном сознании образ Чапаева прочно ассоциировался с образом актёра Бориса Бабочкина. Именно таким себе все и представляли легендарного комдива. Фильм был озвучен и смонтирован к осени 1934-ого. На киностудии его начальство приняло довольно прохладно. Судьбу ленты решил просмотр в Кремле. Картину братьев Васильевых высоко оценили маршалы Советского Союза и полководцы Гражданской Войны -Будённый и Ворошилов, а так же другие генералы Красной Армии. И премьера 'Чапаева' состоялась в ноябре того же года. На первом сеансе в кинотеатре 'Титан' публика на титрах устроила овацию стоя! Слава картины родилась немедленно и росла как снежный ком. Газеты и журналы писали о небывалом успехе ленты. Появились восторженные отзывы писателей, учёных, военных и политических деятелей. Картину отметил лично Сталин! '-Александр Македонский тоже был великим полководцем, но зачем же табуретки ломать?' (с) Картина с успехом шла и в США и во Франции, где позже, получила приз Парижской Всемирной Выставки. Так же с восторгом приняли фильм и в Испании. А советские мальчишки бегали от кинотеатра к кинотеатру, и спрашивали: -'У вас идёт 'Чапаев'? '-У нас'. -'Тонет?' -'Тонет'. -'Значит это не здесь. Идём, ребята. Есть где то такое кино, где он не тонет!' Конечно это была только одна из легенд, окружавших фильм. Но вскоре Чапаеву действительно пришлось выплыть на берег. В начале Великой Отечественной Войны, советские кинематографисты стали выпускать боевые кино-сборники, дабы вдохновить солдат. И одним из первых был 'Чапай с нами'. Там легендарный комдив переплывал Урал, выходил на другой берег, где его ожидали бойцы 1941-ого года: танкист, лётчик и пехотинец. От них слышит Чапаев- фашистская Германия напала на Советский Союз. И вскочил герой на коня, и полетел впереди красных батальонов, полков и дивизий на последний бой с фашистами... 'Чапаев' - Великое, советское -русское кино, над которым не властно время. Его смотрели до нас, и будут смотреть после нас. Поэтому ставлю картине (за увлекательный сюжет и харизматичных персонажей) высшую оценку: 10 из 10 P.S Сегодня, практически в любом видио-магазине, на стеллаже с отечественными картинами, довоенный, чёрно-белый фильм братьев Васильевых спокойно можно найти на DVD. А это говорит о том, что 'Чапаев' до сих пор популярен и любим уже которым по счёту поколением зрителей!

ZSSR
ZSSR7 сентября 2014 в 22:51
Герой великой страны.

Чепаев был мало кому известным командиром Красной армии во время Гражданской войны. С начало про него написал мемуары его комиссар Фурманов, но книга популярность ему не доставила. Однако именно в этом произведения е было заменено на а, и стал Чепаев - Чапаевым. А сам этот человек стал знаменитый только из-за этого же фильма, который сделали Георгий Васильев и Сергей Васильев. И это был по истине замечательный фильм. Начну с того, что фильм не претендует на историческую действительность. Однако этот фильм настолько хорош, что на это можно закрыть глаза. И не считать это недостатком. И да, недостатков в этом фильме не было, нету и не будет. Итак, нам подают Чапаева как былинного героя, если хотите супер героя, который выглядит как обычный человек. Однако он гениальный полководец, отличный стратег и справедливый человек. У него очень красноречивый и острый язык. И не удивительно, что многие фразы из его уст вошли в народ, такие как: 'А винтовка твоя где?', 'Врешь, не возьмешь', 'А буду я грабить - в меня стреляйте! Не жалей Чапаева!' и т.д.. Но больше всего, конечно же, запоминается сцена с картошкой, где он объяснял своему подчиненному, где должен быть командир в разных ситуациях. Вообщем Борис Бабочкин великолепно справился с ролью. Конечно, можно ещё сказать о Петьке и Анке, ибо они то же колоритные персонажи. Однако они не столь колоритны как сам Чапаев, и кроме сцены, где Петька объясняет Анке как устроен пулемет, меня они не впечатлили. Хотя вру было дело с Анкой, когда она стреляла из пулемета, ибо её лицо можно надолго запомнить. Поговорим о экшени в фильме. Их всего две за фильм, но зато какие это сцены. В первой мы видим психическую атаку белых. И как же там много эпичности было, не то что в Адмирале. И честное слово, это из таких сцен, в которых немного уважаешь белых. Да даже само уважение к ним было в фразе 'Красиво идут!', сейчас уважения к красным в фильмах про белых не наблюдается. И если в том же Адмирале женщина включила режим 'Ярости' в атаке белых, то женщина в Чапаеве эту атаку отбила. И последние, кстати, выглядит намного лучше. Вторая сцена в финале, и она выглядит потрясающе эпичной особенно, когда подрывают броневик. И там такие действия происходят, что хочется что бы Чапаев сказал великие слова Тони Монтана из Лицо со шрамом. Однако такая фраза было бы через чур для СССР, да и к тому же Лицо со шрамом вышел в 1982 году. Но это не важно, ибо этот фильм имеет одну из лучших пафосную смерть, и это было задолго до фильма Профессионал, Лицо со шрамом и Терминатор 2. Иными словами это один из шедевров нашего кинематографа, который обязан посмотреть каждый. И он настолько крут, что даже сериал Страсти по Чапаеву выглядит плохо на его фоне. 10 из 10

Krimbley
Krimbley23 мая 2009 в 06:08

Культовый советский фильм. Про Гражданскую войну снимали много и, судя по всему, будут снимать дальше, но такого ошеломительного успеха, как у этой ленты братьев Васильевых, нет и не будет ни у кого. В 1935-м году, когда американцы шлёпали сладкие мелодрамы и шпионские фильмы с обязательным гламурным хэппи-эндом, в Советском Союзе делали жесть. Например, «Чапаева». Фильм обвиняют во всех смертных грехах, а их тут нет и в помине. Совсем нет официоза. Главный герой не абстрактный идеальный комдив, а именно человек. Но он и не Левинсон из романа Фадеева 'разгром', который только и делает, что сомневается, думает, и в результате белые громят его отряд. У фильма превосходная визуализация. Лейтмотивом сделано беспощадное летнее солнце, прожаривающее красноармейцев (кажется, чувствуешь запах разогретых пулемётов). Занятный момент: фильм начинается с ныряния в реку, дисциплинарного взыскания Чапаева. А заканчивается он трагедией в водах реки Урал. Так рифмуется вход и выход. Прекрасно понимаю всех советских пацанов, зафанатевших от этого фильма. И совсем не понимаю тех, кто на этот фильм ругается. Элементарный пример: как в фильме показаны белые? Да, они однозначно отрицательные герои. Но с каким благородством даны сцены игры на фортепиано, каппелевского наступления. А жуткий финал, когда они пригоняют к окнам, откуда отстреливается Чапаев, броневик и кричат: «Ура!» Вот она, трагедия Гражданской. Русские друг на друга нападали и все кричали: «Ура!» И тут современное кино «Адмиралъ». Врагами выставлены красные, но их сделали такими недочеловеками, что прямо руки чешутся взять в руки орудие пролетариата и кинуть в огород создателей. 10 из 10

Белый Ворон
Белый Ворон9 апреля 2010 в 09:39
Чапай герой, или наоборот?

Трудно судить фильм в котором уже установили определённые рамки: (Красные - за светлое будущее и 'свободу' сражаются), (Белые без всяких доказательств -враги, хотя есть одно доказательство - они враги красных и сражаются за Российскую Империю). Мне такие фильмы не нравятся из-за таких рамок. Фильм внушает коммунистическую идеологию и заставляет зрителей уважать и любить красных, но ненавидеть контрреволюцию 'В данном случае белых'. В этом фильме представляют самые лучшие качества революции и красных, но самые худшие белых. Из-за этого у зрителей тех времён сложилось мнение: Чапай был героем и погиб как герои. Но постойте, почему же в фильме не представлены худшие качества красных и лучшие качества белых? Почему Гражданская война представлена не как что-то ужасное: отец убивает сына, сын убивает отца, брат убивает брата... Посмотрев этот фильм, Гражданская война представлена на протяжении всего фильма борьбой и правотой красных над белыми. В некоторые моменты с трудом верится: командир должен быть впереди на боевом коне и т.д. Но Чапай с другой стороны представлен добрым, смелым и честным героем фильма. Как я уже писал у красных тоже были злые стороны. А как же продразвёрстка, а как же уничтожение церквей, соборов и монастырей? И у белых были хорошие качества. Они оставили свою преданность Российской Империи, они не предали Православную Церковь, их предки служили царям и они пойдут по их стопам. и самое главное: и белые, и красные - все они были людьми. Они были родными, они любили, жили и творили. Но во время революции и Гражданской войны их пути разошлись. В этом фильме нельзя дать отдельно оценку исторической части, и отдельно художественной части. И историческая, и художественная части взаимосвязаны. Но оценки 0 я думаю не получится поставить, поэтому моя оценка 1 из 10

Борис Бритва
Борис Бритва22 февраля 2008 в 18:41
Тихо! Чапай думать будет.

Фильм - настоящий шедевр советского и мирового кинематографа. После просмотра начинаешь понимать, почему люди ходили на 'Чапаева ' в кинотеатры по 15 раз и больше. Жаль, что современную молодежь пугают старые черно-белые фильмы, а зря. В ленте отражены последние дни жизни полевого командира Гражданской войны В. И. Чапаева. О его роли в этой войне и соответствии персонажей и событий в фильме реальным до сих пор ведутся споры. Можно лишь сказать одно, с канонизацией легендарного героя братья Васильевы справились замечательно. Отзыв носит характер не описательный, а рекомендательный. Обязательно посмотрите или раздобудьте на DVD этот замечательный фильм. 9 из 10

yulilev
yulilev14 января 2020 в 06:41
петька фурманов

Сатирический памфлет 'Чапаев', сделанный в стиле голливудского боевика про красных индейцев и белых ковбоев, является в действительности художественным документом о преступлениях фашистского наместничества. Несмотря на идеологическую мифическую основу повествования, сюжет выстроен настолько грамотно, а представители театральной интеллигенции настолько ответственно подошли к созданию точных образов всех персонажей, что расшифровать исторические факты, заложенные в этой картине, не представляется сверхсложным. Главный герой, это не наивный малограмотный борец за идею, вообразивший себя великим стратегом, а расчетливый и коварный унтер-агент, выполняющий задание бело-прусского полковника-карателя, под пристальным насмешливым вниманием наблюдательного военспеца с курительной трубкой из кадетско-юнкерской жандармской академии. Борис Бабочкин гениально показывает суть всех 'героев гражданской войны': все время крутит свои усы городового, хитро щурится, изображая из себя справедливого начальника, а на деле занимается совместно со старостами вербовкой хуторской молодежи в черносотенные казачьи банды и грабежом простого населения, о чем прямо говорится Чирковым в эпизоде его диалога с комдивом. А затем сбегает, как только возникает опасность для его жизни, бросив обманутых им людей на верную гибель. Чтобы затем вернуться в облике народного национального трибунного легендарного героя - 'борца с интервентами и оккупантами'. Культ Чапаев - это эсеровский колониальный миф для оболванивания населения якобы заложенными внутри общества непримиримыми социально-экономическими общественно-политическими противоречиями, сгладить которые может только жесткий полицейский порядок под видом 'народной диктатуры'. Эпизод с объяснением военной тактики на картошке - это сатирический намек на суть 'революционно-гражданских потрясений', заключающуюся в разделе между наместническими кланами оккупированной русской территории на феодальные поместья под ничего не значащими нац-полит-вывесками.

D-r Zlo
D-r Zlo30 сентября 2018 в 14:49

-Я давно тебе хотел сказать. Ты бы подтянулся, что ли, малость? Ходишь вечно в таком затрапезном виде. А ты ведь теперь командир регулярной красной армии. Должен бойцам пример давать. -А что ж это твой Александр Македонский-то, в белых перчатках воевал, да? © «Чапаеву» отечественный кинематограф обязан как хорошему (раскрытому потенциалу звукового фильма, плеяде блистательных актёров, специфическому образному языку, ставшими расхожими цитатами, формированию чапаевского мифа и так далее), так и не очень (демагогической пропаганде зрителю в лоб, обилию средних планов читающих лекции людей, излишне шаржированным человеческим портретам, специфическому образному языку и тому подобное). Говорить про плохое – не хотелось бы: уже с девяностых поговорили, как прямо, так и косвенно, с порой интересными результатами. Говорить про хорошее – тоже: наговорились за восемьдесят лет, да и лучше, чем сказали Эйзенштейн с Козинцевым, не получится. Тогда что же остаётся? Остаётся вникать: гадать над финалом, переживать над судьбой лохматого мужика с расстрелянным братом, удивляться душевности, с которой сняты не только люди, но и картошка, пулемёт (знаменитая, почти эротическая сцена обучения Анки; эротическая вовсе не потому, что мужской герой чего-то хочет от женского, тут как раз всё по-советски целомудренно, асексуально – но Господи, как же снят этот пулемёт!), река, лошади и то прочее, что и создаёт почти физическую ощутимость мира «Чапаева». Этим сложно не проникнуться, даже если испытываешь почти физическую тошноту от громких слов и обещаний, на которые были так щедры идейные и слишком говорливые герои тридцатых годов.

normal flight
normal flight24 мая 2016 в 13:26
'-Я Чапаев! Ну а ты? Ну а вот ты - кто ты такой?'

Уникальная лента советского кинематографа, созданная на основе одноименного романа Д. Фурманова, снятая братьями Васильевыми и вышедшая в прокат в 1934 году. Четко выстроенная захватывающая сюжетная линия, замечательные актеры, невероятный сценарий! В картине буквально «оживает» образ народного героя - русского казака - простого, веселого, остроумного и импульсивного человека, легенды своего времени – Василия Ивановича, чудесно сыгранный талантливым актером Борисом Бабочкиным, которому позднее по личному приказу самого И. В. Сталина за роль присвоили звание народного артиста СССР. Фильм настолько понравился Сталину и произвел на него сильное впечатление, что он посмотрел картину более 30 раз! Фильм повествует нам о том, как полководец – самоучка, вышедший из народа, давал отпор белогвардейцам. Партия в помощь Чапаеву присылает комиссара Фурманова (Б. Блинов), который учит комдива правилам порядка и дисциплины. Девушка – пулеметчица Анка (В. Мясникова) обращает в бегство целый офицерский полк, а ее тайный воздыхатель Петька (Л. Кмит) с помощью ручных гранат вдребезги расколачивает бронированный танк. В фильме показан мужественный народ, который в борьбе за свободу непобедим. Фильм заканчивается гибелью главного героя и победой Красной Армии. «Чапаев» стал легендой советского кинематографа и прославился как в России, так и за ее пределами. Его посмотрели миллионы зрителей.

gepard931
gepard93124 декабря 2014 в 19:37
Чапаев спустя 80 лет.

В 1934 году братья Васильевы сняли фильм про Чапаева, который вскоре стал культовым. Спустя 80 лет, фильм все ещё смотрится. И не удивительно, ведь это ШЕДЕВР! Данная лента расскажет нам о Чапаеве, командире красной дивизии. К нему посылают молодого комиссара для помощи в борьбе против белых. В фильме также присутствуют герои анекдотов – Петька и Анка-пулемётчица. Вам может показаться, что фильм про то, как Чапаев хочет победить белых. Но так ли это? Нет. Мы видим как Чапаев пытается доказать Дмитрию Фурманову, что человек из народа может стать великим командиром. И у него это получилось. Интересный факт, что Сталин смотрел этот фильм 38 раз. Почему же так много? Из-за идеологии? Из-за пропаганды? Нет. Ответ прост – из-за Чапаева. Сталин, как и все другие люди, посмотревшие данную ленту, хотели быть похожими на Чапаева – таким же веселым, удачливым и притягивающим к себе людей. Это один из важных аспектов хорошего кино – хотеть быть похожим на главного героя. Борис Бабочкин отлично с этим справился. По мне так из него вышел отличный Чапаев! Остроумный, честный, удачливый и строгий командир. А так же хочется выделить шикарные диалоги. Каждая фраза так и хлыщет остроумием: -Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать? - Психическая? Ну, хрен с ней — давай психическую. - Василий Иванович, а ты армией командовать могёшь? - Могу. - А фронтом? - Могу, Петька, могу. - А всеми вооружёнными силами Республики? - Малость подучиться, смогу и вооружёнными силами. - Ну, а в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь? - Нет, не сумею, языков не знаю. «Чапаев» - один из шедевров Советского кино, который определенно стоит смотреть. P.S. Боевые сражения отлично показаны, хоть и были отсняты в 1934 году.

Илья Симановский
Илья Симановский20 августа 2014 в 09:39

Впервые лет с тринадцати пересмотрел вчера этот фильм. И посмотрел его с тем же волнением, что и в тринадцать лет. За 80 лет вся идеология из этого фильма давно выветрилась. И это произошло еще при советской власти — в период появления лавины анекдотов про Чапая. Если их почитать, то с удивлением обнаруживаешь, что тема противостояния красных и белых в них решительно не раскрыта. Практически все они — про странную семью Чапаев-Анка-Петька и примкнувшего к ним Фурманова, который играет роль третьего, а точнее, четвертого лишнего. Если белые и появляются, то они выступают в роли какой-то неконкретной, никак не окрашенной силы, неизменно остающейся за кадром. В самом деле, в фильме белые ярко не персонифицированы за исключением лысого полковника, наигрывающего «Лунную сонату». Но его образ в отличие от портретов главных героев фильма, внутренне неубедителен и сейчас воспринимается только, как карикатурный прием. Слова у этого умного человека расходятся с делом: он наставительно поучает поручика, что к подчиненным надо относиться так, чтобы они не воткнули тебе нож в спину. И сам же доводит до гибели брата своего денщика, которого до смерти забивают шомполами. Единственная яркая сцена с белыми — та, про которую потрясенный фильмом Мандельштам написал: Начихав на кривые убыточки, С папироской смертельной в зубах, Офицеры последнейшей выточки На равнины зияющий пах... Именно этот эпизод уравновешивает фильм, не давая ему восприниматься, как тупая агитка. Главные чудеса храбрости демонстрируют именно белые, которые держат строевой шаг под пулями, а командир во главе отряда не перестает командовать наступление, когда передние ряды офицеров уже вовсю косят пулеметные очереди. В чистом виде «Атака легкой кавалерии». И все же всякая политика из фильма давно ушла и вся его историчность (вернее, антиисторичность) может нагнетаться только искусственно. Если что и устарело в фильме за все эти годы — именно исторический контекст. Да какие, к черту, красные и белые? Главное — другое. Это полные юмора сцены с диалогами, которые, как быстро выясняешь, можешь дословно продолжить с любого места. А это — щечки. Чапай думать будет. Эх, ты, дядя! Ты за коммунистов или за большевиков? Наплевать и забыть! А в мировом масштабе? Это внезапная конница Чапаева, в последний момент атакующая казаков. Какие там красные-белые? Наши! Резкий переход от безнадежности к победе — и все то же радостное волнение, и гипноз зрелища, и эйфория, и Анка бросает пулемет. Это чахлые русские пейзажи перед рассветом: туман, осока, деревца вдоль берега и плывущие над темной рекой облака. И безнадежно голая, пустая излучина Урала в ил которого только что засосало человеческие тела. Это, наконец, то, что фильм — про людей и людей жалко. Концовка фильма получилась честной. Для 1934 года эта честность была в том, что эти люди, мечтавшие о новой, счастливой жизни, ее не увидели. Сейчас эта честность заключается в том, что мы знаем: они не просто за нее погибли, они погибли за нее зря. Взял он саблю, взял он остру и зарезал сам себя. Веселый разговор!.. Вот тебе и вся идеология.

nikromantik79
nikromantik7912 июля 2014 в 07:32
А хде товя винтовка ?

Практически со слов 'А хде твоя винотовка ?', начинается фильм про гражданскую войну и одного из её непосредственных участников, командира дивизии, легендарного Василия Ивановича Чапаева. Это сейчас фильм может показаться смешным, пропагандистским и прочее. Это сейчас анекдоты про Петьку и Василия Иваныча не рассказывает только ленивый. А ведь кино классное! Каждый смотрит и видит то, что хочет увидеть. В картине братьев Васильев я наблюдал за исторической личностью, за его взрывным характером победителя, за неутомимой энергией человека. за огромным желанием жить, а также за удивительной игрой Бориса Бабочкина. Признаюсь я купился. Я поддался общему настроению и общей атмосфере фильма. Ещё признаюсь: я давно так упоительно не хохотал, а ведь фильм про войну. В общем весь спектр все возможных чувств во мне затронул этот фильм. Ты понимаешь, что это Настоящая Русская Классика, такая как Пушкин и Лермонтов! Может быть братья Васильевы несколько приукрасили образ Чапаева, может быть не совсем он схож с настоящим. Не знаю. Но тот человек, какого я увидел на экране в исполнении Бориса Бабочкина мне понравился. Выражу предположение, что именно таким должен быть настоящий командир и полководец! Васильевы показали Чапаева не идеальным. Мы видим, что он очень импульсивен, не всегда может принять верное решение. Мы видим, что легендарному герою гражданской войны не хватает элементарной грамотности. Не знает он много языков. Не знает полководца Александра Македонского о котором ему говорит комиссар Фурманов. И наверное ещё много чего не знает. Но смотрите, как он рассуждает о жизни, когда они вместе с Петькой и Анкой поют песню. В нём есть стремление учится и познавать. Другое дело, что он бывает никого не видит вокруг себя и учитывает только своё мнение. Это мнение не всегда правильное, но был бы у Василия Ивановича другой характер, он бы не был героем, не был бы командиром. А как играет Бабочкин! Снова и снова возвращаюсь к этому ошеломительному ураганному лицедейству. С какой интонацией, с какой мимикой он произносит фразы, которые впоследствии станут нарицательными и их будет знать вся страна. От одной фразы: ' Я Чапаев', с ударением на первую гласную А просто мощнейший прилив адреналина. Не стоит забывать, что герой Бориса Бабочкина хитрый, как лис. Это стреляный воробей, его на мякине не проведёшь. В общем лучше Бабочкина никто бы не сыграл. Увлекшись описанием главного героя, я совсем забыл про образ Петьки. А этот малый тоже потрудился на славу. Леонид Кмит тоже отчаянно хорош, как и Анка (Варвара Мясникова). Посмотрите, как Петька, ординарец Чапая обучает её знанию пулемётного дела. Это надо видеть!!! Он показывает ей на детали пулемёта Максим и даёт им название. -Это затыльник, а это щёчки. При этом успевает взять девушку за грудь. Это в 1934 году! А как она реагирует ? Она не поддаётся соблазну, а ведь она женщина и ничто человеческое ей не должно быть чуждо. Но сколько нежности у неё во взгляде глядя на пулемёт, на Чапая, на товарищей и сколько решительной ненависти по отношению к врагу. И всё это без фальши, без малейшей фальшинки. Кстати, придя в себя после Петькиных вольностей, в виде распускания рук, Анка успокаивается произносит просто шедевральную реплику: -Учи дьявол пулемёту! Ну, разве она не чудо ? Не знаю насколько хороши фильмы того времени 'Цирк', 'Весёлые ребята'. Я до них ещё не добрался. Но кино 'Чапаев' просто сразило и убило наповал, точно также, как самого героя. И ещё думаю этот фильм дал начало и путёвку в жизнь другим советским картинам и артистам. При желании можно углядеть в фильме 'Свадьба в Малиновке' чапаевские нотки от лица героя Михаила Пуговкина. Может кто-то вспомнит и другие. Мне же остаётся пожелать всем приятного просмотра этого русского шедевра! 10 из 10

al9shka
al9shka19 января 2012 в 21:53
а ты за большевиков - али за коммунистов?

Во времена президентства Сталина, фильм, который бы не выставлял героями 'красных' вряд ли бы прокатил. Я сильно удивился, что в этой картине Чапаев трагически погибает, его отряд отступает, это не в духе того времени. Но, полазив немного в интернете, стало ясно, что концовок было снято не одна, а две. На случай ежели первая не понравится, скорей всего вождю. кому ещё? теперь о фильме. Где братья Васильевы откопали такого самородка (Бориса Бабочкина)?, ему не возможно не поверить. Он цельная личность, натуральный национальный лидер, опять же исключительно для 'красных'. Его экспрессивная игра, наполнена яркими движениями, фразами... он берёт, берёт за душу. Меня очень тронул эпизод, когда 'белый' прислужник Петрович, меняет политический лагерь. Петрович (белый солдат), моет пол в кабинете у полковника, полковник играет на фортепиано, играет грустную мелодию, в «белом» прислужнике растёт ненависть, ненависть за то, что брат расстрелян, ненависть к полковнику, который надоел своим патриархальным отношением к служаке. Он бросает на пол швабру, он больше не хочет служить барину. Очень тонко, чувственно. По этому эпизоду, можно многое понять, например почему 'белые' остались в жопе. И почему «красным», так импонировал простой народ. Конечно, я не очень разделяю коммунистические настроения, но это наша история, её нужно помнить, да и изменить тут, вряд ли, что можно, да и забывать этот период явно не выход. Фильм шедевр, во всех отношениях, при том снятый в далёком 34 году, смотрится на много интересней 'белого' Адмирала с Хабенским и прочими, прочими. Не даром во многом благодаря этому фильму, Чапаев настолько закрепился повсеместно в русском фольклоре. смотреть, что тут скажешь.

rose rouge
rose rouge28 ноября 2010 в 13:55

Картина братьев Васильевых являет собой классику отечественного кинематографа. Стоит ли говорить, ведь фильм практически полностью разобрали на цитаты, а образы главных героев стали по истине народными. Для многих этот фильм - это прежде всего великолепная игра актеров Бориса Бабочкина и Леонида Кмита. На протяжении всего фильма от них невозможно оторвать глаз. Сейчас уже трудно себе представить каких либо других актеров исполняющих роли Чапаева и Петьки. Успех картины во многом определяется именно игрой актеров. Им удалось полностью вжиться в свои роли и передать внутренние переживания своих персонажей. Надо сказать, что Чапаев и Петька в фильме – это стопроцентные народные герои. Чапаев хоть и является командиром дивизии, но он ни в чем не противопоставляет себя своим солдатам. Он простой в повседневной жизни, но на войне, на поле боя – он талантливый командир, за которым идут солдаты и которого очень боятся враги. Петька – это тоже выходец из народа. Он верен своему командиру. Он гордится тем, что служит ординарцем у Чапаева. Главные герои фильма наделены истинно русскими чертами характера, как-то: великодушие, умение прощать – например, эпизод когда Петька отпускает «белого» офицера, потому что ему стало жалко его. В то же время, он признается в содеянном и готов понести наказание. Смелость и отвага – так же неотъемлемые черты главных героев фильма. Стоит лишь вспомнить эпизод наступления отряда Чапаева и конец фильма, когда Василий Иванович и Петька вдвоем отбиваются от наступающих «белых». Это цельное произведение, в которое погружаешься с головой и которое не оставляет равнодушным. Ведь гражданская война есть самый трудный период в истории любой страны и раны от этой войны заживают очень долго. «Зачем люди на смерть идут? Ясно за что – за жизнь. Каждому хорошей жизни хочется».

Kunts
Kunts1 февраля 2010 в 19:55

Сильнейшая энергетика данного фильма бесспорна! Именно на этом фильме воспитывались все поколения ребят СССР от 1934 года и до победы демократии в августовском путче 1991 года. Этот фильм, наряду с любовью к Родине и преданностью Коммунистическим идеям, способствовал осуществлению многочисленных героических подвигов нашего народа. 'Чапаев', 'Ленин в Октябре', 'Ленин в 1918 году', 'Детство Горького'.... Это, на мой взгляд, список таких фильмов, при просмотре которых чувствуется, что главных героев вовсе играют не артисты - впечатление, будто мы видим реальных Чапаева, Ленина, юного Горького, будто мы видим запечатленные фрагменты их жизни, снятые на камеру, из которых впоследствии смонтированы фильмы. И это ощущение тоже играло огромную роль на воздействие советских граждан, на их формирование патриотами. Рискну предположить, что в зарубежном кинематографе, аналогов по такому же патриотическому воздействию на местное население или не густо или нет вообще.

Дамблдор Фиолетовый
Дамблдор Фиолетовый22 ноября 2009 в 20:49
Где должен быть командир?

Классический советский фильм. Хотя идеология того времени и внесла свою лепту, картина всё равно получилась отличной. Хорошо передан дух эпохи Гражданской Войны, выше всяких похвал сцены сражений, особенно момент с психической атакой белых. Очень понравились сами герои: Петька, Анна, Фурманов и, конечно же, сам Василий Иванович. Нет никакой фальши, наигранности или надуманности. Есть какая-то прелесть в таком вот `древнем` чёрно-белом советском кино. Наверное, это можно сравнить только с `Семнадцатью мгновениями весны`. Чувствуется, что создатели картины с любовью подошли к делу. Иначе вряд ли бы до нас дошли бесчисленные анекдоты про Петьку с Василием Ивановичем и крылатые фразы вроде `Александр Македонский, конечно, был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?`. Советую смотреть всем. Столь талантливые фильмы - это большая редкость. 10 из 10