Педантичный и неразговорчивый садовник Нарвел Рот (Джоэл Эдгертон) полностью посвятил жизнь уходу за садом роскошного поместья богатой вдовы (Сигурни Уивер). Когда ему приходится взять в ученицы ее неблагополучную внучатую племянницу, его размеренная жизнь превращается в хаос и постепенно начинают всплывать страшные тайны из его прошлого. Режиссер Пол Шредер, в прошлом написавший сценарий к культовому фильму Мартина Скорсезе «Таксист» похоже пытается повторить былой успех уже в качестве режиссера сняв фильм про одинокого мрачного героя с темным прошлым, который хочет изменить мир к лучшему. Это уже третья попытка режиссера. «Дневник Пастыря» и «Холодный расчет», премьеры которых, как и премьера «Тихого Садовника» состоялись на Венецианском международном кинофестивале, словно сняты под копирку, даже оператор Александр Дайнан не изменяет режиссеру и беспрекословно снимает священника, картежника или в этом случае садовника в холодных тонах в пустых помещениях, одиноко записывающего свои мысли в дневник при свете настольной лампы, неохотно раскрывающего секреты любопытному обществу и болеющий за все самое светлое, несмотря на преследующие его призраки прошлого. До того, как мы чуть ближе познакомимся с главным героем, оставшись с ним наедине в темной комнате пройдет немало времени, в котором зритель будет находиться в полнейшей дезориентации, потеряв надежду на хоть какую-то завязку фильма. Режиссер с упорством садовода-любителя, начитавшись энциклопедии по ботанике пытается заинтересовать зрителя в Грейсвуд Гарденс, саду, в который главный герой вложил всю душу и сердце, лишь изредка намекая, что Нарвел Рот не так прост, как кажется, с его безупречно приглаженными волосами и удрученно сдержанным поведением. Как только зрителю удается взглянуть на его голый торс, покрытый нацистской символикой, который он так тщательно прячет от окружающих зритель наконец осторожно вздыхает с облегчением, что фильму все-таки быть, особенно когда на горизонте появляется юная особа смешанных кровей. Развитие сюжета фильма до боли предсказуемо, несмотря на изначально противоречивые вводные. В «Тихом Садовнике» присутствуют конфликты, которые приводят локомотив фильма в движение, но этих конфликтов едва хватает, чтобы кое-как доплестись до ближайшей станции и больше никогда не сдвинуться с места. Фильм безгранично статичен. Главные герои, как и плоскости, в которых они находятся словно существуют в разных непересекающихся реальностях. Несмотря на то, что героев в фильме связывает Грейсвуд Гарденс они не находятся в гармонии с садом. Этот сад, как связующее звено между людьми, которые никогда бы не встретились в реальной жизни, выглядит постановочно. Кажется, режиссер был одержим идеей снять фильм про садовника, хотя, перенеся героя в другую локацию и дав ему другую профессию сюжет фильма ничуть бы не пострадал. Топорные диалоги, отдающиеся эхом в излишне пустых комнатах, словно режиссер пытался сэкономить на реквизите, а не добавить излишнюю интригу, как и долгие паузы между фразами героев, как будто наспех выучившие свои слова и внезапно их забывшие, оказавшись перед камерой, заставляют сомневаться в выборе актеров на главные роли, хотя Сигурни Уивер в роли властной миссис Хаверхилл заставит зрителя трепетать, купаясь в лучах ее жестокости и строптивости. Излишне лиричный финал фильма в стилистике «Золушки» разочарует зрителя, который пытался разглядеть в Нарвеле Роте Трэвиса Бикла из «Таксиста». Трэвису Биклу в «Садовнике» не только вырвали когти, чтобы он не царапался, но и посадили на привязь. «Любовь побеждает все», наверное, главное послание Пола Шредера зрителю, который опять жаждал крови, хлеба и зрелищ, а получил сад, полный ярких благоухающих цветов от преступника, вставшего на путь истинный.
Само название фильма, адаптированное под российский рынок, не особо четко отражает суть картины, ведь «Мастер-садовник» подходит куда лучше к сюжету, чем «Тихий садовник». «Мастер-садовник» - это программа сертификации в США и Канаде, которая обеспечивает людям интенсивную подготовку по садоводству, для того чтобы затем можно было пойти по этому пути, сделав его профессиональным. Но «мастер» - это еще и намек на «расу господ» из нацистского мировоззрения, согласно которому есть арийцы, а есть все остальные... Первые минуты фильма, начинаются с поистине восхитительных кадров, демонстрирующих очень красивые растения. Голос рассказчика и заодно главного героя — Нарвела Рота в исполнении Джоэла Эдгертона, вкрадчиво и очень интересно рассказывает о различных нюансах садоводства и вот эти самые первые кадры картины уже должны стать сигналом для зрителя: дальше должно быть не менее красиво и интригующе. Отчасти так и получается, ведь тот самый «Тихий садовник» Эдгертон живет новой жизнью, а раньше… Что было с ним раньше лучше окружающим не знать, ведь темных пятен в его жизнь куда больше, чем татуировок на теле (а тату у него хватает)… Первоначально описание фильма, уже подталкивающее к мысли о том, что главный герой является не совсем тем, за кого себя выдает, говорит о том, что это будет нечто наподобие «Никто» с Бобом Оденкёрком в главной роли. Правда первоначальные мысли касательно сходства проектов разрушаются с течением времени, так как «Никто» был насыщен экшеном по полной программе, в то время как «Тихий садовник» является максимально противопоставленным заряженным на драйв фильмам (тут конечно не только «Никто» может рассматриваться как противопоставление). «Тихий садовник» - скорее драма о сделанном выборе и том, как человек когда-то живший по определенным устоям и правилам, теперь старается максимально отрешиться от всего прошлого и начать новую жизнь с чистого листа. Правда все мы прекрасно понимаем, что это сделать либо максимально сложно, либо просто нереально… Ведь все хорошее - очень хрупкое и его нужно беречь. Будь то красота, любовь, доброта, радушие или что-то другое. Разрушить все это очень просто. Стоит лишь на секунду отступить... В Нарвеле Роте было много гнева, который он долгое время прятал в себе, не давая нарастающему объему энергии сдетонировать и выплеснуться наружу, испепелив все и всех вокруг. В этом плане он чем-то схож с героем Кевина Бэйкона из «Люди Икс. Первый класс», когда любую вспышку энергии его персонаж гасил внутри себя. В садовническом ремесле Нарвел нашел умиротворение и спокойствие. Ручной труд, уход за растениями, требующий повышенной ответственности и сосредоточенности стал максимально расслабляющим и нейтрализующим гнев. Но опять же: мы прекрасно понимаем, что для того чтобы человек взорвался, достаточно одной искры. Удастся ли Нарвелу эту искру вовремя потушить (чтобы не вспыхнул пожар) или же он даст волю всему тому, что так усердно прятал внутри себя — узнаете при просмотре… Готовясь к нему (к просмотру), сразу настройте себя на то, что фильм в первую очередь представляет собой драму, а уж потом криминал и триллер. Фильм интересен благодаря связке двух главных персонажей, где первый представлен в какой-то степени нелюдимым и черствым, совсем забывшим, что такое тепло, а второй напротив, обладая столь необходимыми для первого качества, готов теплом делиться. Но в любой такой истории есть масса нюансов, которые стоит учитывать. Большая их часть - это темное прошлое Нарвела... Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10