Был в моей читательской жизни, да и просто в жизни, период увлечения декабризмом... И не последнюю роль здесь сыграл именно фильм В.Мотыля. Меня не оставлял образ Кондратия Рылеева, воплощенный О.Янковским. И сегодня он меня не оставляет... Баталов - Трубецкой, Костолевский - Анненков, Стриженов - Волконский, Пороховщиков - Пестель... Нет ни одной фальшивой ноты, им веришь, ими восхищаешься. Хочется оказаться там и подсмотреть немножечко за собранием Тайного общества... Фильм пронизан тем, что называется субъективным началом, и именно оно позволяет нам чувствовать себя соучастником всего происходящего. Однажды посмотрев фильм, навсегда остается ощущение сопричастности. Я знаю, что сцену, где Полин бежит на какой-то далекой заставе под дождем за телегой, в которой везут Анненкова, режиссер не придумал. Когда в 37-ом его отца арестовали, его мать так встречала мужа на полустанках в надежде на мимолетную встречу. Мне жаль только одного: в фильме нет истории Александры Муравьевой - жены Никиты Муравьева. Он был одним из ключевых людей в Северном обществе, автор проекта конституции. Совсем юная Муравьева, мать троих детей, получила разрешение ехать в Сибирь. И кстати, послание Пушкина 'Во глубине сибирских руд' и стихи к Пущину отвезла именно она. Пушкин написал их после прощального вечера Волконской в Петербурге, но передать их с ней не смог. У Ал. Муравьевой в Сибире помимо мужа был еще и родной брат - декабрист Чернышов. Однако Николай I в свойственной ему манере поставил условие: Муравьевой разрешат только свидания с мужем, но не с братом... В Нерчинске она сняла маленький домик, который выбирала очень тщательно - с чердака виден был тюремный двор, только так она могла видеть брата. В Сибири у Муравьевых родилась дочь, но все трое оставленных дома детей умерли почти подряд. Слабое здоровье Александры очень скоро дало о себе знать - через несколько лет она умерла. Никита, по словам его друзей, стал совершенно седым за одну ночь, которую он провел у тела жены перед похоронами. Их дочери царь не позволил носить фамилию Муравьева, она стала Никитиной. Ее перевели в одну из школ в европейской части России, однако свидание с родственниками были запрещены... Александра - хрупкая, отважная, любящая и верная жена, утешительница, любимица декбристов. Никита - умница, патриот в лучшем смысле слова, мягкий и нежный, любящий и любимый муж... Казалось, мир полон чудес и радостей, а жизнь - один большой праздник, но судьба повернулась иначе. Хотя невозможно не восхищаться стойкостью и любовью этих двух людей. Ведь чудесами был полон их путь - любовью и верностью...
Этот фильм произвёл на меня сильнейшее впечатление при его просмотре в далёкие годы, когда состоялась его премьера. Потом при каждой возможности, когда его показывали по ТВ, я обязательно снова смотрел его. И снова восхищался. Это, конечно, самый лучший исторический фильм, снятый в СССР. Правдиво и бережно передавший одну из драматичнейших страниц нашей истории. Поражает пронзительно острое прочтение образов: А. Пороховщиков, О. Стриженов, О. Янковский выглядят именно такими, как и представляешь себе по мемуарам современников Пестеля, Волконского, Рылеева. Бережно и тщательно авторы сохранили все исторические факты, как в картине самого восстания, так и всего, что ему предшествовало, а так же и тех событий, что произошли после. А самое главное, от чего эта давняя история не перестаёт трогать душу и наполнять сердце неизбывной печалью и сожалением, заставляет всякий раз сострадать печальной судьбе верных слуг Отечества, отдавших во имя него свою молодость и блестящую карьеру-эмоциональная тональность рассказа, перемежающего происходящее на Сенатской площади со сценами прошлого, приближающими грядущую развязку трагеди подобно неотвратимой снежной лавине. Безмятежность прошлого, невинные, казалось бы, беседы и весёлые светские балы только усиливают общую минорность повествования. И, конечно же, отлично соотносится со всей сюжетной линией фильма прекрасная музыка Исаака Шварца. Судьбы трёх замечательных женщин, сохранивших преданность своей любви, показанные в этом фильме - это не только обобщение невиданного в истории человечества подвига духа, совершённого многими из жен, осуждённых декабристов. Это символ женской преданности, не имеющий себе аналога ни в какой другой стране. В наши дни, когда нравственные принципы и душевная чистота подвергаются суровым испытаниям при дефиците подлинно духовных ценностей - этот фильм особенно нужен тем, чья душа ещё не успела очерстветь.
Честно говоря, перед началом просмотра ожидала action, со сценами бряцающих цепей и побоев, душераздирающих криков и слёзовышибательных моментов. Зря... Не подумавши ожидала, потому что... Не подумала просто про то, кем снят фильм, для ЧЕГО снят и кто играл. Посмотрев, поняла, что фильм намного превзошел все ожидания. Конечно, были и бряцающие цепи, и потрясающая сцена казни декабристов, и крики негодяя-императора, и, конечно, слёзовышибательная сцена, когда княгиня Волконская находит-таки своего мужа. Но фильм-то не про это... Фильм про любовь. Фильм про верность. Про самопожертвование. Про честность, и стойкость, и мужество, про всё самое лучшее, что может быть в человеке, особенно если человек этот - женщина, самое хрупкое и самое сильное существо. Эти восхитительные мужчины, лучшие дворяне, презрев позор и смерть, отказавшись от славы, почестей, денег, положения в обществе, поступили так, как велела им честь, они сохранили верность своим принципам, всему тому, что считали правильным и справедливым. Они сохранили своё достоинство и мужественно приняли свой поражение, не склонив голову перед судьбой. И оказались... в Сибири. А эти восхитительные женщины, наиблагороднейшие дворянки, утонченные, избалованные, не умеющие даже одеться без чужой помощи, мужественно отказались от свободы, семьи, детей, роскоши столицы, положения и богатства, сохранили любовь к своим мужьям, сохранили верность своему долгу, не склонили голову перед ветрами и снегами, перед убогими чиновниками, перед нищетой и унижением, проехали много тысяч верст... к Сибири. Чтобы разделить с ними их беду так же, как они делили с ними их радость. Чтобы спасти их от отчаяния и дать стимул жить дальше. Бороться дальше... И даже если они не были дворянками, не были русскими, не были богатыми, и даже не были еще женами, они все равно сделали это. 'Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива'. Только и всего... 10 из 10
Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала! Распахните душу, уставшую лицезреть простоватую серость бытия! Закружитесь в бальном танце аксельбантов и книксенов! Без малого три часа создатель народного 'Белого солнца пустыни' Владимир Мотыль кружит нас дворянскими вихрями девятнадцатого века. Где-то кусал кончик пера Пушкин - сукин сын, где-то маялся в Гимназии высших наук Гоголь-Яновский. А здесь промозглый петербургский декабрь сменялся летними скачками в одном сапоге хмельного от страсти юного кавалергарда. В первую очередь режиссер снимал мелодраму. Яркую, чистую, романтичную. Сейчас подсевшие на иглу 'Прожекторперисхилтон' приучены искать в словах стёб и подначки. Здесь нет ни намёка. И, смотря этот фильм, получаешь некий духовный релакс. Чему в немалой степени способствует элита советских актёров. Хоть картина и пронизана искрой женского самопожертвования, выигрышно смотрятся, в первую очередь, мужчины. Ах, как идут им мундиры и позументы. Офицерская выправка и французский прононс. А бакенбарды стрелкой! Наверное, сами артисты были вскружены возможностью из рутинной повседневности эпохи развитого социализма окунуться в карнавал раутов и поклонов. Даже кульминационная сцена казни пропитана забытым духом гордости и благородства. И мелодичный романс Булата Окуджавы и Исаака Шварца 'Не обещайте деве юной...' Правда за этим флером видим не Николая Первого, князя Трубецкого, поэта Рылеева, юношу Анненкова, слугу Никитку, а кумиров Ливанова, Баталова, Янковского, Костолевского, Кокшенова, упоительно изображавших харизматических персонажей. Престолонаследник далек от канонических образов, но радует слух фирменным выговором. В князе нет-нет, да и мелькнут черты Бориса из 'Летят журавли', а рыжеватый молодцеватый увалень - приживал привередливой княгини напоминает блудного братца из 'Белых рос'. Да и эпизодические встречи радуют сонмом звезд. Вот вытянулся солдат Брондуков (Афоня, рубль должен), вот повернулся усач Боярский (тысяча чертей), вот раздухарился губернатор Смоктуновский (быть или не быть). Что же касается исторического фона. Декабристы не были ласковыми и пушистыми. Манифесты, конституция, обещание 'освободить народ' были схожи с большевистскими лозунгами 'Мир- народу, земля - крестьянам!' Ни один заговорщик не отдал именья своим многочисленным крепостным. Будущий диктатор Пестель заготовил расстрельный список на две с копейками тысячи фамилий людей, не последних в Империи. Россия обречена была умыться кровью. Как в восемнадцатом веке свою страну кромсали якобинцы, так и в двадцатом все-таки дорвались до власти дворяне-революционеры, самым известным из которых был некто Ульянов. Но Николай Первый, приказавший повесить пятерых руководителей террористов и путчистов стал для истории Палкиным. А скольких бы повесил Пётр Первый или Иосиф Сталин? Или сам свободолюбивый Пестель? Но такие вопросы после просмотра фильма задавать себе не хочется. А хочется ещё раз окунуться в шальной водоворот судеб и образов 'Звезды пленительного счастья'.
Начну с прелюдии и впечатлений. Посмотрела недавно 'Союз спасения' - это новое кино, 2019 года, которое, якобы, повествует о восстании декабристов. Я осталась очень недовольна фильмом. Пробежалась по комментариям к нему, и люди посоветовали посмотреть 'Звезда пленительного счастья'. Да, посмотрите этот фильм! Это, конечно, мощно. И теперь у меня сложилось впечатление, что авторы неудачного ремейка фильма о декабристах 'вдохновлялись' 'Звездой..'. Но в звезде есть огромное количество достоинств, ради которых стоит его посмотреть или пересмотреть еще раз: хороший сценарий, грамотный оператор и монтажер, актеры, которые прекрасно играют. В 'Звезде' музыка, которая дополняет повествование и доводит эмоции до предела. Здесь есть идея и посыл. И в конце 'Звезда' прошибла на слезу. Потому что это сильно. Неужели, 50 лет назад фильмы снимали лучше? Может технология была лучше? Или страна лучше? Нам тут рассказывают, какое все раньше было отсталое и плохое. И меряют все бюджетами, которые, якобы, нынче вкладывают в искусство. В 'новое русское кино 2019 года' вложили аж целый миллиард рублей. Но толку? Я представитель более позднего поколения, которое уже почти не помнит Союз. Но я уверена, что раньше качество фильма не меряли количеством ноликов, которые на нем отмыли. И знаменитые актеры не стали бы раньше марать свою репутацию, снимаясь в барахле. Потому что честью дорожили. Впрочем, как и герои фильма о декабристах. В том 'новом российском фильме' все было ужасно: актеры, которые не умели играть, музыка невпопад, сюжет отвратительный. И это так контрастирует с тем, что я увидела в 'стареньком' кино, выпущенном в стране, которой больше нет. Стало быть, 50 лет назад, могли позволить себе нормального оператора, съемку в реальных интерьерах, и могли позволить себе набрать именитых актеров, например, Баталова, Смоктуновского, Янковского, Ливанова. Напомню, что это звезды первой величины на тот момент. Все сыграли отменно. А император каков! Как жаль, что настоящее кино заменили дешевой китайской подделкой, которую заказали на алиэкспресс. Это были впечатления, а теперь немного по сюжету. Кино показывает 'изнанку' восстания Декабристов, о которой практически никто не говорил. Оно повествует не сколько о революционерах, сколько об их женах, которые решились ехать за мужьями на каторгу в Сибирь. Они готовы были терпеть любые лишения, отказаться от титулов и почестей, даже пожертвовать будущим своих неродившихся детей. Кино показывает то, что было непосредственно после восстания, немного воспоминаний ДО восстания, и во второй половине фильма - историю Жен. Я слышала о 'женах декабристов', но знала очень мало. Но после этого фильма, где актеры блистательно передали всю тяжесть выбора, сделанного ими, я буду совсем по-другому относиться к этому периоду. Хочу отметить игру актеров. Это потрясающе. Как же прекрасно играли советские актеры. Просто 'мед для ушей', 'услада для глаз'. И, что особо сильно бросается в глаза после 'недоремейка' - актеры не сливаются в общую массу. Ты быстро понимаешь, кто есть кто, начинаешь их отличать, потому что грамотно подобраны разные типажи. И также герои объясняют свои мотивы действий. Ты им начинаешь сопереживать. Музыка, костюмы, массовка, декорации - все на уровне, все настоящее. Сюжет хоть и рваный, где постоянно пересекаются судьбы разных героев, но при этом он очень понятный. В общем, порадовала советская классика. И, конечно, на контрасте с тем, что сняли 45 лет спустя за миллиард рублей, это просто шедевр, которому должны дать 10 оскаров! Смотреть всем, кто интересуется тем историческим периодом. И просто хочет посмотреть качественное кино с прекрасными актерами.
Фильм, как и обещано в самом начале, посвящен именно женщинам, а точнее, женам декабристов. Поэтому и нет долгих разговоров о судьбе отечества, которые вряд ли были бы интересны кому-либо, кроме историков и документалистов. Но фильм, конечно, о более важном и более вечном - о самопожертвовании. Если кажется, что все сундуки добра вместе со слугами, которых жены декабристов брали с собой в Сибирь, уменьшают их страдание на фоне животных условий, в которых оказались их мужья, - как будто бы самое важное, как много ты страдаешь - следует понимать, что 'много' не означает 'глубоко'. Весь фильм - это ода решительности русских женщин. Волконская бросает сына ради мужа не потому, что она хочет что-то кому-то доказать, - хотя так думает ее отец, боясь ее отпустить, - а потому что по-другому жить нельзя. И это необходимое спасение всех 'несчастных', ради которого придется бросить всю семью, забыть собственных детей, всю оставшуюся жизнь провести в кандалах на ледяном морозе, - встречается не слезами горя, а слезами радости, 'потому что теперь она [жена] будет ему нужна'. В определенном смысле, это идея 'Преступления и наказания', только с Соней Мармеладовой в главной роли. Никаких заблудших душ в фильме нет. Все отрицательные персонажи вместе с главной 'свиньей' Николаем I - неисправимые губители России, которые сначала повесят, а потом перекрестятся. Но то, что они верят в свой порядок, установленный богом, так же непоколебимо, как и сами декабристы и декабристки, особо не раскрыто. Да и вообще мало что действительно раскрыто - с полярностями относительно добра и зла в фильме все абсолютно. Кажется, что фильм снят человеком все это пережившим (отца автора арестовали в 30е) и субъективно передающим ощущения от того времени (кстати, в фильме абсолютно все мелочи исторически достоверны). Конечно, фильм не столько объясняет, сколько показывает вековую тему русской литературы - житие святых. Конечно, многими это будет воспринято слишком поверхностно. Но тут смешались и достоверность истории, и личные переживания, вызванные уже советским временем, так что вышло слишком искренне, чтобы не смотреть.
В этом по-настоящему историческом кинополотне развенчивается романтический толстовский миф о декабристах как дворянской бело-голубой касте евро-просветителей. За основу взят типичный для пиратского наместничества эпизод с внутри-феодальными разборками между геральдическими кланами, курируемыми австро-датскими послами-королями (которые и являлись по сути кураторами 'царского режима') за ресурсы в пост-оккупационный период активной колонизации (османизации всей захваченной территории и низведения местного самостоятельного населения до уровня холопов варварской знати. Членами которой и были прусско-османские наследники с истеричными жандармско-гвардейскими начальниками дворцовой охраны, которых за тупую исполнительность и служебное рвение колонизаторы ставили губернаторствовать-командовать. Поэтому все герои-патриоты в основном говорят на иностранном языке, а по русски общаются только с прислугой. В картине не только развенчивается культ салонных революционеров-фашистов, которые все были провокаторами бенкендорфского сыска, канонизированными уваровской идеологической машиной наряду с прочими западниками и славянофилами. Но и высмеивается невежественная знать. состоящая в основном из домашней прислуги курляндских помещиков. Один из самых показательных, характеризующих суть правления, эпизодов картины - коллективный портрет ряженных под господ крепостных рабов, тиранши Анненковой, которую она заставляет смеха ради изображать из себя образованных лакеев. Этакая пародия на так называемое застойное имперское трибунное правительство, состоящее из голливудских слабоумных шутов, зачитывающих по бумажке пропагандистский бред по сценарию шоу-продюсеров.
Сразу скажу, что декабристов я недолюбливаю - введение в заблуждение солдат и сдача товарищей на допросах у меня как-то уважения не вызывают, а общая бестолковость мероприятия несколько удручает. Жен декабристов уважаю. К Николаю I отношусь нейтрально - вполне приличный правитель. То, что история декабристов в кино всегда будет идеологична, отлично понимаю. А теперь про фильм. Женщины там больше похожи на дворянок 19-ого века, чем мужчины - на аристократов 19 века, Баталова и Янковского явно больше, чем Трубецкого и Рылеева. Отлично показано, что допрашивающие и допрашиваемые - люди одного элитного круга (недаром Бенкендорф вспоминает, глядя на казнь пятерых декабристов, легкие беседы с ними в обществе; отличная сцена с Александром I и Милорадовичем, Александром I и Трубецким). Много-много французского языка, что вполне достоверно. Костюмы на мой любительский взгляд - отличные, видно, что у фильма были грамотные консультанты. Николай, конечно, не совсем Николай, но вполне живой человек, которому даже сочувствуешь, и персонаж, который органично смотрится императором и офицером. Но в целом фильм - о природе русского героизма, фаталистичного и печального. Чтобы русский героизм развернулся, необходимо собственное неизбывное несчастье (осужденные декабристы), чтобы он стал непобедимым - нужно неизбывное несчастье другого. Сострадание ведет за тысячу верст даже к человеку, которого ты толком не успела узнать (княгиня Мария Волконская). Этот же героизм воплощает наиболее ярко героиня Купченко, совмещающая глубокую виктимность и несгибаемость, способная додолбить губернатора, готовая пойти в кандалах по этапах, могущая остановить кулачную расправу. Симъ победимъ: -) 9 из 10
Я помню, когда на уроке истории мы проходили это историческое событие - Восстание декабристов. Попытка государственного переворота, вызванная ситуацией междуцарствия, когда к власти приходит Николай I; когда заговорщики нескольких тайных обществ планировали создать конституционную монархию и отменить крепостное право. Как мы знаем, эта попытка потерпела неудачу, пять декабристов были казнены, а остальные отправлены в ссылку. И как то вскользь на том же уроке упоминались жены декабристов. Только просмотрев это кино, а затем и почитав подробнее - я поняла, как много я еще не знаю об истории России. Это незнание и побудило меня к просмотру фильма Владимира Мотыля Звезда пленительного счастья. Хотя центральным событием является само восстание с дальнейшим следствием по делу декабристов, в особенности князя Сергея Трубецкого, князя Сергея Волконского и кавалергарда Ивана Анненкова, главными героинями повествования становятся их жены и их борьба. Екатерина Трубецкая, первая отправляется в Сибирь за мужем, но которой приходится сражаться буквально с каждым за эту возможность. Мария Волконская, несмотря на уговоры и порой угрозы со стороны своей семьи, тоже решается ехать, но понимает, что тогда ей придется навсегда расстаться с новорожденным сыном. Полина Гебль, возлюбленная Анненкова, несмотря на то, что она даже не его жена, даже не знает русского языка, идет наперекор его властной матери и намерена разделить все невзгоды с любимым. Советское кино всегда производит на меня сильное впечатление. Но мало сказать это о Звезде пленительного счастья. Фильм потряс меня до глубины души. Во-первых тем, что там рассказывается о самом Восстании декабристов. Мы видим и заседания тайных обществ, где будущие участники восстания обсуждают свои планы; затем мы оказываемся в гуще самого восстания, где заговорщики совершают немало ошибок, что и привело к их поражению. Затем, что немаловажно - следствие по делу декабристов, которое лично вел император Николай I. С каждой сценой мне хотелось знать больше - ведь нам показали лишь некоторые части самого восстания - хотелось знать, как все было, как происходило и что было дальше... Вторая тема, это жены декабристов. Помню, что эту тему обсуждали так мало - просто одно-два предложения, как факты: 'Некоторые жены тоже отправились в ссылку за своими мужьями'. И все. Я даже не задумывалась, что это означало для самих жен декабристов, через что им пришлось прийти ради этого. А пройти пришлось через многочисленные ходатайства, непонимание со стороны семьи, уловки и угрозы. Но главное - мы не понимаем, что эти женщины добровольно оставляют эту привычную, беззаботную жизнь высшего света, уезжая в холодную заснеженную Сибирь, где им самим придется вести хозяйство. Мы не можем себе вообразить, что это значило для них тогда - даже нельзя не задаться вопросом: будь мы на их месте, то смогли бы поступить также? Есть в нас столько же внутренней силы, и столько же любви? Фильм заставляет нас прочувствовать героев каждой клеточкой сердца, каждой частичкой души... Актерский состав собирает всех звезд советского экрана, и играют они великолепно: Олег Стриженов - князь Волконский, который не пойдет на уступки и понесет наказание за свои ошибки и преступления; Алексей Баталов - князь Трубецкой, несостоявшийся диктатор восстания; Игорь Костолевский - Иван Анненков, который мог бы избежать наказания, но будучи благородным человеком также принимает ссылку. Лишь через секунд десять после появления на экране я узнала в Николае I Василия Ливанова - он воплощает все те качества императора, о которых мы знаем: жесткий, суровый, но справедливый, который все же не может простить столь дерзкой попытки восстания и людей, которых он считал верными престолу. Однако самые чувственные и душевные образы воплотили актрисы: Наталья Бондарчук сыграла Марию Волконскую, от которой скрывали, что ее муж арестован, которая терзалась от незнания, и которая идет наперекор семье и все же едет вслед за мужем, заслуживая наше восхищение. Одну из самых ярких героинь сыграла польская актриса Эва Шикульская - француженка Полина Гебль, которая в буквально смысле бежит за любимым в сибирскую тайгу. И больше всего меня растрогала, потрясла и восхитила героиня Ирины Купченко - княгиня Екатерина Трубецкая, которая первая из жен декабристов поехала за мужем в Сибирь, а также ее первой пытались всеми силами заставить изменить решение. И в Иркутстке губернатор Цейдлер (Иннокентий Смоктуновский), будучи человеком добродушным, вынужден играть роль коварного и жестокого представителя власти. Наблюдая ту самую сцену финального разговора, которую уже назвали высочайшим достижением кино, я не помню, чтобы я когда-либо так рыдала... Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива. Я никогда не видела ничего подобного - не помню, когда раньше кино вызывало во мне такие чувства. Это бесспорно один из шедевров советского кинематографа. Кино, в котором есть душа. Кино о женщинах, совершивших величайший подвиг любви. Это чувствуется в последней сцене, когда мужья уезжают обратно на каторгу, не сводя глаз со своих жен, а взгляды которых полны счастья, застенчивости, грусти и любви… 10 из 10 Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия воспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Женщинам России посвящается.
Если «Звезда пленительного счастья» и не лучший исторический фильм в мире, то уж точно один из лучших. Это виртуозное сочетание исторического кино и мелодрамы, истории общественной и истории личной. Это серьёзная историческая лента. Суть декабризма как явления раскрыта потрясающе верно. Здесь показаны и разница программ умеренного Северного и радикального Южного обществ, и индивидуальные различия между отдельными декабристами, разница их характеров, мотиваций, взглядов – и при всё при этом то общее, что вывело их на Сенатскую площадь. Идейный фон эпохи, причины декабризма - всё это показано лёгкими штрихами, отдельными эпизодами, которые читаются вполне однозначно и виртуозно раскрывают тему. И да, разумеется, этот фильм полон гражданского пафоса и идеализации декабристов. А как же иначе? Потому что именно эти пафос и идеализация раскрывают суть декабризма, как исторического явления. Не в том дело, что Волконские после рудника фактически развелись и не в других подобных бытовых подробностях, которые очень любит находить агрессивный обыватель с целью доказать, что героев нет, а все общепризнанные герои на самом деле только считаются таковыми, а на самом деле - такие же мелочные и эгоистичные особи, которые капризничают, трусят, ссорятся с жёнами/мужьями – совсем как тот самый агрессивный обыватель. Дело в том, что все положительные исторические преобразования осуществлялись благодаря усилиям людей кровно, материально в этих преобразованиях заинтересованных, – и это нормально. И только декабристы показали пример большой группы людей, задумавших некое дело не потому, что им лично чего-то материально не хватало, а потому что их заставили совесть и соболезнование чужому несчастью. И именно это в них главное, а не то, кто из них с кем поссорился, кто когда водки перебрал или кто чего испугался. И тут же рядом история их жён. На дворе 19 век, не могли эти женщины сами состоять в тайных обществах и быть декабристами и возможно даже не всегда понимали заговорщицкую деятельность своих мужей (и в фильме это, кстати, тоже показано), но они стали декабристками. Их лучшие моральные качества проявились в этом путешествии к своим мужьям. Так в исторический фильм гармонично и изящно вплетается красивая мелодрама: декабристы не только революционеры и мыслители, они ещё и живые, молодые люди, которые любят и любимы. Это две равноценные части их жизни, органично сплетённые вместе - и столь же органично они сочетаются в фильме. Это не просто умное и глубокое кино – это ещё и безупречно снятый, идеальный по форме шедевр. Сценарист принял изящное и нетрадиционное драматургическое решение. Здесь нет общего линейного сюжета – да и зачем он здесь? Предполагается, что в школе все учились и фабулу знают. Мы видим три истории, которые при помощи воспоминаний, встроенных в рассказ о сегодняшнем (для декабристов, разумеется) дне объясняют, почему поехали за мужьями в Сибирь декабристы, от чего отказались ради этого. Три истории из тринадцати, три истории из очень многих, если рассматривать личную драму каждого декабриста. Выбраны самые яркие, самые ключевые моменты – и это раскрывает проблему гораздо лучше, чем хронологическое повествование. Фильм чисто визуально снят очень красиво и при этом этнографичен. Детали костюмов, особенности быта, барские усадьбы и иркутское бездорожье - всё это тоже помогает воссоздать эпоху. Я могу много раз повторить, что передать суть исторических событий гораздо важнее, чем воссоздать детали быта, но это не мешает мне ценить качественно воспроизведённую этнографию, тем более, что суть событий в этом фильме показана великолепно. Ну и, конечно, восхитительна актёрская игра. Эти актёры сдержаны, они не бьют на эмоции, не выжимают слёзы из зрителя даже в самых драматических сценах, но этой сдержанностью, вниманием к тончайшим нюансам интонации, мимики, пластики, они действительно раскрывают своих героев. Прекрасны даже исполнители эпизодических ролей, ну а уж иркутский генерал-губернатор Цейдлер в исполнении Смоктуновского – это шедевр даже на общем более чем достойном фоне. Здесь меня не раздражает даже Баталов, хотя у меня на него аллергия, а его персонажи обычно кажутся самовлюблёнными хамами. Трубецкого я самовлюблённым хамом назвать не могу, но всё же именно он тот декабрист, которого не жалко отдать на съедение нелюбимому исполнителю. Слишком уж сомнительная честь – остаться в истории тем самым прогулявшим восстание диктатором и мужем восхитительной Екатерины Ивановны Трубецкой-Лаваль. Фильм оставляет после себя удивительно светлое послевкусие. Оно создаётся прекрасной музыкой окуджавского романса, светлыми широкими панорамами, крупными планами лиц декабристов и, главное, осознанием того, что доброе слово потомков декабристы получили. А, значит, никакая глубина сибирских руд не сделает эту светлую историю о красоте человеческой души мрачной и трагичной. 10 из 10
Если в картине играет Алексей Баталов, то для меня фильм обязателен к просмотру. Два ведущих актёра данного фильма, а именно Баталов и Стриженов, притягивают к экрану, от них невозможно оторвать глаз. Костюмы, декорации, игра всех актёров - потрясающе. Фильм погружает в 19й век, в холодные русские зимы, в жизнь дворян и крестьян. Поступок, совершённый жёнами декабристов, вызывает слёзы восхищения в конце фильма. Ты веришь игре актёров, ты переживаешь все эмоции вместе с ними. Когда героиня Натальи Бондарчук падает к ногам, закованных в кандалах, своего мужа-каторжника (в исполнении Олега Стриженова), меня распирают всевозможные эмоции, в том числе уважение к поступку тех храбрых женщин, которые отправились за тысячи вёрст за своими мужьями. Следовать за своим мужчиной - проявление не женских глупости или повиновения, а проявление самых настоящих женских преданности и гордости. Стоит выделить героиню Эвы Шикульска - она сыграла более чем блестяще, она запоминается ярче всех. Декабристы пробыли в ссылке по меньшей мере 10-15 лет, некоторые попали под амнистию, детям, родившимся во время ссылки в Сибири, был возвращён дворянский титул и даровано право на обучение в высших казённых заведениях. Николай I даровал это право потомкам декабристов как раз вследствие храброго поступка их жён следовать за ними на каторжные работы. Браво женщинам, чья любовь способна вдохновлять и воодушевлять. Женщины действительно правят этим миром, хоть это и не видно на первый взгляд. Женщинам России посвящается... 10 из 10
Этот фильм буду любить всегда. Истинно наш, российский фильм, с истинно российским колоритом, повествует о трагических событиях далёкого 1825 года, но без которого история Российской империи была бы не полной. 'Звезда пленительного счастья' это настоящая, большая работа по настоящим давно произошедшим событиям. Снято с большой долей исторической достоверности, с прекрасной работой костюмеров и реквизиторов. Воссозданы крайне тщательно многие исторические детали. Трагедия и подвиг декабристов ещё не одно столетие будет оцениваться и переоцениваться историками. Сейчас, вследствие новых исторических реалий эта тема звучит несколько тише. Скорее совсем редко вспоминаются те события. Но тем ценнее киноработа. На экране остались кадры, рассказывающие о том восстании. И о том, как богатые, изнеженные, изысканные женщины бросили все свои привилегии и последовали за своими мужьями в холодную Сибирь. Где их ждал суровый, жёсткий, далёкий от привычной роскоши, быт. Как странно звучит эта тема сейчас, когда на экранах сплошные материальные разборки и делёж денег между богатыми мужьями и их жёнами - содержанками. Но я не сужу тут современниц. Из любого правила есть исключения. Фильм о подвиге декабристов и их жён, последовавших за ними. Фильм 'Звезда пленительного счастья' - уникальное произведение. События на Сенатской площади сделали участников этих событий героями. За ними героями стали их жёны, оставившие достаток, детей, родных и пошли в далёкую Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. А ведь тогда Сибирь была совсем не такой как сейчас. Для каждой из них это было суровое испытание. Фильм собрал удивительный звёздный состав: Наталья Бондарчук (Мария Волконская), Олег Стриженов (князь Волконский), Игорь Костолевский (поручик Аненков), Алексей Баталов (князь Траубецкой), Ирина Купченко (княгиня Трубецкая), Василий Ливанов (Николай I), Иннокентий Смокнутовский, Олег Янковский (великолепный Рылеев), Лев Иванов, Олег Даль, Татьяна Панкова и другие. Стихи романсов Булата Окуджавы. Постановка Владимира Мотыля при участии Марка Захарова. Композитор Исаак Шварц. Фильм великолепен и изящен. Фильм - прекрасная история любви и преданности. Пронзительный, романтичный, трагичный фильм производит сильное впечатление. ... 'Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он. Поёт труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон'... Каждый эпизод в фильме - трагичен, каждое слово больно ранит, каждый персонаж - историческая личность, декабристы и их жёны - просто герои своего времени. Помните, одна из жён декабристов, княгиня Трубецкая, в ответ на реплику 'Вас поведут по этапу в кандалах!' протянула руки и сказала 'Велите нести кандалы', а ведь для неё молодой хрупкой женщины, это равносильно смерти. Но она готова пойти на это, чтобы быть рядом с мужем. Это пример Великой Любви и отваги. Потрясающе! А другая выходит замуж за мятежника, зная, какая участь его ждёт. Этот великолепный фильм нужно показывать современным школьникам, особенно в старших классах. Чтобы подростки учились (на великих примерах истории) любить по настоящему, искренне и самоотверженно, не только своих мужей или жён, но и своё отечество, свою малую родину. Учились отстаивать свои идеалы и добиваться их осуществления не смотря ни на какие преграды и препятствия. ... 'И всё как будто под рукою, И всё как будто на века. Крест деревянный иль чугунный, Назначен нам в грядущей мгле. Не обещайте деве юной, Любови вечной на земле'... Шедевр советского кинематографа. Достоин высочайшей оценки. 10 из 10
Я убеждена, что современному человеку сложно представить, каково это - пойти на эшафот, отстаивая собственные убеждения. События 14 декабря 1825 года с самого начала были обречены на провал: у членов тайного общества не было чёткого плана действий, не было единой стратегии, а их представления о том, что делать, если переворот удастся были самыми неопределёнными. Это был шаг без будущего. Это был порыв честной и благородной души. После восстания на Сенатской площади романтизм умер. Ленин в своих работах рассматривал декабристов, как первое поколение революционеров. Несмотря на то, что декабрьское восстание до этого не имело аналогов в русской истории, я думаю, что оно не имело их и после. Декабристы - не народники и не большевики; самое очевидное их различие - происхождение: блестящим офицерам, богатым дворянам с громкими фамилиями было что терять. К тому же, Тайные общества первой четверти 19 века объединяли людей с самыми разными взглядами; вспомнить хотя бы П. Петселя с его ужасающей идеей убийства всех членов царской семьи, включая великих княжон, выданных замуж за границу, а его 'Русская Правда' содержала крайне смелые (даже для европейских стран) идеи. Декабристов объединяло признание естественных истин: человек свободен с рождения, все равны перед Богом и законом, для процветания Отечества необходимо, чтобы закон был выше произвола отдельных людей. Но прежде всего участников восстания объединял романтический самозабвенный порыв. Одна из самых сильных сцен в 'Звезде...' - сцена казни пятерых декабристов, когда сам естественный порядок вещей восставал против этого: долго велись все необходимые приготовления, верёвки не выдержали и мужчины рухнули ещё живыми и их нужно было вешать снова. Пафос фильма весьма однозначный, но без лишнего контраста: реакционная машина, олицетворяемая солдафоном Николаем I (блестяще сыгранным Василием Ливановым) перемолола судьбы молодых, честных, благородных людей и их прекрасных жертвенных жён. А я бы не стала обходить и другое, например то, как императрица Александра Фёдоровна, узнав о восстании, рухнула на колени в храме и молилась Богу за мужа и страну и как потом она писала о жёнах декабристов сосланных в Сибирь, что и она поступила бы также как они и пошла бы за мужем. Николай Павлович прекрасно понимал причины произошедшего восстания, но не видел возможным проведение реформ и попросту боялся их. Всё-таки он не рассчитывал стать царём, кто же мог подумать, что брат-император умрёт бездетным, а другой его брат вступит в морганический брак... Никак не поверю, что 'Звезда...' снята в 1975 году, таким современным выглядит фильм. В нём удивительно точно воссоздана обстановка того времени: дома с колоннами, мундиры с эполетами, платья и прекрасная музыка. Романс Б. Окуджавы становится лейтмотивом всего фильма, только он позволяет почувствовать, как по-настоящему прекрасно всё то, что происходит, и как трагично. Что и говорить об актёрах? Они теперь навсегда прочно ассоциируются у меня с теми, чью жизнь они прожили на экране. Больше всего мне понравилось, как подана была героиня Ирины Купченко - княгиня Екатерина Трубецкая (Лаваль): её лицо, когда она сидит на постели, только что проводив мужа во дворец, её прекрасные белые руки, которые она протянула для того, чтобы на неё могли надеть кандалы - это до сих пор стоит перед моими глазами. Уже не говоря о том, что, по-моему, из всех героинь фильма она пошла на самую большую жертву, потому что её жертва была наиболее осознана. На момент восстания ей было уже 25 лет и около 5 лет она была в браке с князем, сам император питал к ней нежные чувства, и я уверена, что именно у неё было меньше всего иллюзий по поводу собственной экспедиции в Сибирь. На одном из последних кадров, когда показывают жён декабристов у острога, княгиня Трубецкая стоит в паре шагов от всех остальных и выглядит менее нарядной, чем её подруги. Именно её взгляд, устремлённый на забор, более других передал мне светлую печаль и грусть. Вообще, сцены, снятые уже в Нерчинске, кажутся мне лучшими. Фильм посвящён русским женщинам, не по национальному признаку, конечно, Гёбель и Лаваль - едва ли исконно русские фамилии, а русским по душе. Но мне не хватило акцента, который бы стоял на линии жёны-мужья. Режиссёр хотел показать нам кто такие декабристы, что они думали и делали - получилось только набросками, и пока Мотыль делал краткий экскурс в историю прекрасные жёны заговорщиков были в тени. О декабристах вообще мало снято. Написано больше. Именно их порыву мы обязаны появлением 'Войны и мира' Л. Толстого, которая выросла из его неоконченного романа 'Декабрист'. Я думаю, этот фильм должен увидеть каждый. Потому что завораживает неподдельная красота нравственного подвига, который совершили эти удивительные женщины, отказавшись от титулов, прав, состояния, родных, спокойной и комфортной жизни. После просмотра нужно спросить себя, способен ли я на это, и ответить честно.
Намеренно исказил одно слово в заглавии рецензии. Конечно вы уже догадались, что речь идёт о деве, а не о славе. Но поскольку слоган фильма говорит нам о том, что кино посвящается Женщинам России, то думаю вы простите меня за такое искажение и чуть-чуть перефразированную фразу Булата Окуджавы воспримите метафорически. Да, самое великое и большое в нашей жизни приходит только после нестерпимых мук, как произошло в случае с декабристами, их восстанием и соответственно с их жёнами. Картину Владимира Мотыля я смотрел два раза, дабы полнее понять и ощутить эпоху того времени и проникнуться теми событиями, которые произошли зимой 1825 года. Естественно впечатления и эмоции разнятся, поскольку время не стоит на месте и в век битов и байтов хочется видеть гром и молнии на лице князя Сергея Петровича Трубецкого и генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. И когда смотришь, когда герои Алексея Баталова и Олега Стриженова ходят в задумчивости, мало говорят и практически не проявляют эмоций, то интерес вольно-невольно падает. Думаешь, ну как же так, решается твоя судьба, судьба твоей семьи, а тебе, как будто всё равно. Но им не было всё равно. Просто они были так воспитаны, во-первых, а во-вторых, они уже были не мальчики сродни поручику Анненкову (Игорь Костолевский). Поэтому ждать от них половодья чувств не приходилось. Кроме того они прекрасно владели собой и очевидно умели не показать пламя и пожар, бушевавшие в груди. И всё-таки мне в этом фильме более близка линия поручика Анненкова и мадемуазель Полин (Эва Шикульска). Настолько сильно и мощна сыграла польская актриса, что я бы дал ей Оскара, ей-богу ! Это ведь не сиюминутный порыв страсти, не физическое влечение к человеку, это ЛЮБОВЬ. Женщина готова предать свою Родину, готова быть по колено в грязи и по самою маковку на лютейшем сибирском морозе, чтобы только быть рядом с Ним. Причём, когда он был богатый, как мы помним из фильма, она не собиралась за него замуж и считала его мешком с золотом. Когда же он стал ссыльно-каторжным, героиня Эвы Шикульской ни секунду не раздумывала о том где и с кем её место. Может в лик святых её и не возведут, как и не канонизируют Екатерину Ивановну Трубецкую и Марию Николаевну Раевскую, но эти Женщины действительно достойны того, чтобы о них говорили и писали. Если вернуться к началу фильма, то трамплином к просмотру для меня стали две вещи. Это с первых минут зазвучала прекраснейшая музыка замечательного композитора Исаака Шварца и пошли великолепные иллюстрации картинок, которые в дальнейшем преобразились в настоящие живописные полотна. Кроме того из уст князя Волконского прозвучала ссылка на письма Пушкина, которые герой Стриженой передавал супруге. Чем не стимул ознакомиться с жизнью великого русского поэта ? Фильм несмотря на сильнейший драматизм, не окопался в чёрных красках. Снова вспоминается линия героя Игоря Костолевского и Эвы Шикульской. Как они познакомились, как русский поручик сделал не любовное ложе, а такую восхитительную кровать для молодой девушки с тем, чтобы она спокойна почивала, в то время, как сам забрался в сено. Но уж потом...И коровы одобрительно мычали... Такое кино побуждает узнать людях той эпохи более, чем представлено в фильме. Хочется изучить каждую историческую личность. Не поленился и заглянул в Википедию, чтобы сия информационная структура пролила свет на дальнейшую судьбу Трубецких, Волконских и других участников тех событий. А прожили мужы после восстания достаточно долго: тридцать пять и сорок лет соответственно. А почему ? Потому что рядом с ними были их верные подруги! Женщины России! Где вы ? Ау ?
На первый взгляд, оценка, которую я поставила этому фильму, завышена и, без сомненья, неожиданна для меня самой. Едва ли я вообще бы его посмотрела, когда бы ни удручающее и поистине внезапное безрыбье в теме «Декабристы и кино» По крайней мере, Википедия называет помимо этого, всего два фильма, причем один из них немой. Вот уж действительно, куда смотрят режиссеры?.. От русской мелодрамы с названием в духе певца Александра Малинина и патетическим посвящением русским женщинам, я не то чтобы не ждала ничего хорошего, (все- таки актерский состав там о-го-го!) однако, совокупность факторов вызывала определенные опасения. И не сказать, чтобы они были вовсе напрасны. Да, действительно, тема декабризма как такового, затронута в фильме по касательной, но как же хороша, как до дрожи страшна сцена казни! И как шикарен в ней Янковский! Если бы не глубокая ночь, я бы точно притащила кого-нибудь к монитору, чтобы поделиться этим откровением. Крохотный эпизодик, после которого все претензии в однобокости исчезают сами собой, потому что полнее выразить идеалы декабризма, чем это сделал Янковский, не смог бы никто. Стараюсь не разбрасываться титулом «гений», но в данном случае думается мне, Олег Иванович этого достоин, как никто другой. С другой стороны, жаль, что Рылеев, Пестель и остальные, задвинуты в тень. Любовь, долг и жертвенность русских женщин, разуметься, прекрасны, но мотивы самих декабристов все- таки выше и, уж простите, как-то чище. С народом они, конечно, имели мало общего, знали его в основном по книгам; предложенные ими реформы были не идеальны и все же. Рискнуть собственным положением, собственной жизнью из - за нежелания быть частью системы, мириться с окружающей низостью и подлостью. Остались ли сегодня люди, способные на такой бескорыстный, беспримесный идеализм? А женщины... Ну, поехали, ну молодцы, и что дальше? Не знаю, я почему- то не испытываю к ним большого сочувствия. Возможно, мешает знание, что некоторые реальные жены декабристов, отправляясь в ссылку, везли с собой по три сундука добра. Разумеется, жилось им там после Столицы не сладко, но с нынешними представлениями о каторжных мучениях личный повар и 12 ночных сорочек, как- то не очень согласуются. И совсем уж не укладывается в моей голове информация о том, что декабристки, которые уехали, писали льстивые письма Государю в надежде на послабления, а например, вдова так впечатлившего меня Рылеева, жила на пенсию пожалованную Николаем I. Знаю, знаю, время было другое и все такое, но я бы, честное слово, лучше на паперть пошла. Возвращаясь к фильму, мне была неприятна Волконская. Бросить сына ради, по сути, чужого человека только потому, что «теперь я ему нужна». Жертва ради жертвы - словно попытка выслужиться перед Богом. Есть в этом что- то лицемерное. Мысли насчет названия тоже оправдались, оно идеально соответствует визуальному ряду, который в свою очередь, соответствует набору романтических штампов.(« балы, шампанское, лакеи, юнкера…»). Но как бы я не иронизировала, актеры были так убедительны, а музыка настолько хороша, что вопреки доводам рассудка я не могу оценить фильм по-другому. Да и к тому же Костолевский, от которого я скептически кривилась весь фильм, в конце таки выдал чувства. Сердце дрогнуло, да. 9 из 10
'Да-с, фильм оставляет желать лучшего' - это была первая моя мысль после просмотра этого творения. Я желал увидеть историческую картину о декабристах и их жёнах, столь противоречивых лицах нашей истории, а что увидел? Как фильм об истории смотреть не рекомендую. Зачем надо было портить Русскую Историю такой слабенькой-слабенькой мелодрамой? Точности никакой, каждый декабрист - рыцарь, честнейший человек. Выглядит этот фильм в целом как неудачная пародия на шедевр Бондарчука 'Война и мир'. Тоже Оскара, видать, захотелось... Но как-то хило и ненавязчиво. Декабристы показаны 'как хотел товарищ Ленин', люди-идеалы. Куда-то улетучилась вся романтика тех событий. Эх, Николай Первый... Эх, Василий Ливанов... Перестарались с образом, опять же для любимой Партии. Даже не знаю, кто больший подлец - Николай или Адольф Гитлер. Всё так загадочно и непонятно. Когда какой-то декабрист (черт его знает, кто - все как под копирку) называет царя свиньей, все императорские вопли можно описать как истерики Гитлера. Как же мило выглядит его величество, когда играет с собачкой! Это что за бред сумасшедшего? Николай тогда не выходил из кабинета, это подтвердят все, кто хоть немного знает историю России XIX века. А тут что? Великомучеников повесил, и скачет счастливый - тру-ля-ля. Где Бенкендорф, тот самый Бенкендорф, который на самом деле ВСТУПАЛСЯ за декабристов перед Николаем? Тут опять же видно, как режиссер раскланивается перед портретом Ленина и делает всех, кроме святых декабристов, сущими негодяями. Не хочется вспоминать об актерской работе. Тоже раболепствуют перед правящей партией. Искусство должно быть свободно - актер должен играть, а не раболепствовать. Высоцкий, к примеру, не стеснялся свободы. Ливанов сыграл негодяя, что у него получилось очень плохо. Декабристы все как в Word: копировать-вставить. Жены все такие же, да и Бондарчук сыграла истеричку... Внешности всех героев с их историческими прототипами не совпадают. Зато сколько костюмов, блеску... Так порой нормальный режиссер с актерами возьмутся снимать хорошую картину с костюмами и видами - а фиг вам. Походу единственное, что хорошо вышло - это виды. 1 из 10 за общий вид
О самом декабрьском восстании в фильме мало говорится. Ничего не говорится о том, как эскадрон гвардейских кирасир дважды атаковал пехоту ну узком пространсте Сенатской площади, по гололёду. Кирасиры - тяжёлая конница для проламывания каре - пехотного строя. Само собой, тяжёлой кавалерии нужно пространство для разгона, а его не было на Сенатской площади. Семёновский полк, сделав несколько шагов, мог легко спешить и разоружить кирасир, а вместо этого 4 часа простоял на морозе. Голливуд в панике - нет достойных сюжетов для киноиндустрии, перебиваются с хлеба на квас римейками с номерами в названии. А жизнь подбрасывает нам такие сюжеты, которые не придут в голову никакому сценаристу. Лучших сынов своих положила Россия в эту яму. Но даже верёвки крепкой для них не нашла. Грибоедов избежал этой участи только потому, что находился в Персии. И для того только, чтобы его постигла ещё более жестокая смерть. За смерть Грибоедова персы царю заплатили крупным алмазом. Николай любил смотреть на этот бриллиант... Понадобилось почти 100 лет, чтобы Россия поняла наконец идеи декабристов, настолько это передовые были люди. И жёны им под стать. Другая бы вышла как моя невестка за другого, и забыла бы. Нет, ехали в Сибирь, детей отдавали в крепостное рабство, лишь бы быть с своим мужем. Главное - ничего не выдумано. Сценарист не придумал это из своей головы, как в Голливуде. Всё действительно так и было. Великолепный актёрский состав придаёт фильму ещё бОльшую силу. 10 из 10
Фильм «Звезда пленительного счастья» без четкой повествовательной линии, отрывками, воспоминаниями рассказывает о женщинах, чьи мужья, объединенные мечтой о новой России, вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Пятеро из них: Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховской были приговорены приговорены к казни, которую продолжили не смотря на обычай миловать сорвавшихся. «Обрадуйте вашего государя: его желание исполнилось, мы умираем в мучении, но я счастлив, что дважды умираю за Отечество.»сказал Рылеев. Его жена в тот день крестилась на набережной, а потом, держа за руку маленькую дочь, взглядом провожала другую декабристку, уезжающую к мужу… …Трубецкая Екатерина Ивановна, преодолев все трудности пути до Иркутска, в нем была вынуждена полгода убеждать губернатора, что она действительно намерена ехать дальше. Когда Екатерина Ивановна узнала, на каком положении она будет в ссылке, у неё потекли слезы, но это не изменило её решения: « Мне все равно, лишь бы идти, велите нести кандалы» сказала она и протянула руки… …Княгиня Мария Волконская не была счастлива в браке, она почти не знала своего мужа и очень хотела проникнуться к нему любовью после рождения ребёнка. Княгиня поехала за Волконским, с болью сознавая, что больше никогда не увидит сына, а когда она пришла на рудники, со слезами прижималась губами к цепям мужа… Но еще больше меня впечатлила история поручика Анненкова и модистки Полины Гёбель. Она даже не была его невестой, отказавшись выйти замуж из-за слишком большого неравенства в обществе. А когда поручик отверг попытки его спасти: « Я не могу, я должен разделить судьбу своих товарищей» француженка бросилась под ноги коня государя, прося о позволении ехать за Анненковым. В «Звезде пленительного счастья» очень красивая музыка и много немых сцен, как последние кадры неотрывных взглядов. Прекрасный фильм о настоящей любви, верной, преданной и самоотверженной. 10 из 10 P.S. « Я очень счастлива!»
После просмотра фильма «Звезда пленительного счастья» я была эмоционально опустошена. Этот фильм заставлял меня одновременно плакать и радоваться ( например, во время венчания поручика Анненкова и мадам Поли), страдать и сердиться ( когда Трубецкую в Иркутске держали 6 месяцев и не давали ей ехать вслед за мужем). Великолепная игра актеров заставила меня полностью погрузиться душой в гущу происходимых в фильме событий. Прочувствовать всю трагедию главных героев, практически прожить ее вместе с ними. Потрясающе красивая музыка Исаака Шварца на слова Булата Окуджавы усиливает эмоциональную сторону фильма, делает его более эффектным, вносит свою ноту драматизма. На протяжении всего фильмы ты, сопереживая героям, восхищаешься их поступками. Их отвагой, мужеством, бесстрашием, истинной любовью к России и к ее народу. И декабристы и их жены, с честью и достоинством переносят все испытания выпавшие на их долю. Живя в сегодняшнем мире, волей не волей задумываешься, как удивительно, что такие благородные люди встретились в одном месте, имели одну цель и все остались верны своему делу до конца, не смотря на все последствия. В фильме три основных сюжетных линии любви, это Волконские, Трубецкие и поручик Анненков с мадам Поли. Больше всего меня очаровала история любви поручика с Полиной Гебль. Полина Гебль по происхождению хоть и француженка, но у нее настоящий русским характер, русская сила духа. Она не выходит за него, когда он еще свободен и богат, но зато она делает это в Сибири, когда он стал каторжником и кроме этого «звания» больше ничего не имеет. Но ей ничего и не надо, она счастлива уже оттого, что находится рядом с ним. Волконская и Трубецкая тоже ни разу не задумываются, уезжать ли им вслед мужьям или нет, они едут без всяких сомнений. Именно женам декабристов Владимир Мотыль посвящает свой фильм. Этих женщин не останавливает ничто на пути к своим мужьям, они соглашаются на любые лишения, лишь бы находится рядом с ними. Это настоящая любовь!
Первое, что хочется сказать: фильм обязателен к просмотру. Обязателен! Слышите вы, все пафосные дамы со своей поддельной любовью XXI века! Что ваша любовь по сравнению с настоящей любовью героинь этой картины? Что ваши лживые признания в вечной любви, в вечной верности? Что они значат?! Ничего, они ничего не значат, совсем ни-че-го! Вы, гадкие подобия, ужасные копии, которые при первых же трудностях сбежали бы, как мыши бы спрятались, и отреклись от мужа, любимого... Но нет сомнений, что, все таки, и в наше время есть такие женщины, которые смогли бы следовать за мужем иль возлюбленным по этапу, стойко снося все лишения и тягости дороги и проживания в глухой Сибири подобно героиням этого потрясающего кино. Вне временных рамок множество препятствий корит судьба и общество, и вопреки всему и всем современные Волконская, Трубецкая, Анненкова всё же следуют по зову сердца вслед за супругами и милыми. Нужно сказать спасибо великому режиссеру, создателе данного шедевра. Владимир Мотыль безупречно воплотил в жизнь образы того времени буйного, он сумел передать все тончайшие веянья душ своих героев, сумел оттенить эмоции каждого персонажа, каждого мало-мальски задействованного в кадре лица. Вспомним хотя бы казнь через повешанье заговорщиков: как шарахаются люди, как крестятся, как жестоко и бездушно звучат приказы, совершенно контрастируя с ужасом происходящего. Думаю, его заслугой является и прекрасный подбор актеров на роли декабристов (Алексей Баталов - князь Трубецкой, Олег Стриженов - князь Волконский, Игорь Костолевский - Иван Анненский, Олег Янковский - Рылеев, Александр Пороховщиков - Пестель, Лев Иванов - Раевский) и их жен (Ирина Купченко - княгиня Трубецкая, Наталья Бондарчук - княгиня Волконская, Раиса Куркина - Раевская, Татьяна Федорова - Рылеева) и возлюбленных (Эва Шикульска - Полина Гебль, декабристка Анненкова), да и общего состава актеров. Отдельных оваций требует актриса, сыгравшая мать Ивана Анненкова - Татьяна Панкова, так отразить боль матери не смог бы больше никто. Старшая Анненкова стала воплощением всех матерей декабристов, их боли, их слез, их скорби. Совершенно отдельное спасибо Исааку Шварцу, композитору картины, за потрясающее музыкальное сопровождение фильма, за пробуждающие душу мотивы!.. Спасибо всем-всем создателям данного шедевра! Спасибо большое, за подаренные минуты искренней радости и слез. Девочки, девушки, женщины, не будем же позорить память великих жен-декабристок! Будем же любить искренне, без фальши, без лжи, будем же с любимыми рядом, будем же заботиться о них и подчиняться им в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас с ними. 10 из 10