Зачем нужно писать этот отзыв? Начну именно с этого вопроса. Ставлю его самому себе. Есть банальный ответ (такой же, как и этот отзыв). После просмотра любого фильма у человека складывается о нём впечатление. Вот вроде бы и ответ, отзыв- это способ передачи своих впечатлений. Но он не полностью раскрывает вопрос. Ведь зачем делиться впечатлением, если у другого есть своё собственное. Думаю, что нужно ответить ещё на один вопрос. Зачем нужно смотреть кино? Думаю, что ответ на него будет таким же, как и на вопросы о необходимости литературы, поэзии, живописи, музыки и других видов искусства. Всё перечисленное является средством заполнения душевной пустоты. Естественно, это не весь перечень. Насколько сложна душа (а она сложна), настолько же сложны средства её заполнения. Кино можно смотреть по разным причинам. Одни так убивают время, отгоняют скуку или используют фильмы, как фон (т.е. даже не смотрят на экран, не вслушиваются в слова). Вторые смотрят фильмы, как истории; для них кино-это развлечение для тела, но никак не пища для ума и души. У третьих фильмы вызывают чувства, которые они даже словами не могут описать, но они обязательно будут стараться найти нужные слова. Они ищут их в фильмах, книгах, стихах, песнях. Фильмы заставляют их думать, понимать. В них они ищут ответы; кино меняет их жизнь. Конечно же, это грубое деление, но мне кажется, что это основные группы. Фильмы делятся, ориентируясь на своих зрителей. Для меня очевидно, что человек должен быть богат душевно и умственно. Следовательно, нужно смотреть фильмы из третьей группы. Кино- это то, с помощью чего доносят самое сокровенное, выражают душевное состояние. Кино должно быть живым, оно не должно молчать. Кино- это не путь к успеху и не дорога к богатству, это способ выживания, способ противостоять хаосу и лицемерию, не потеряв голову (Joe Brown, только у него музыка вместо кино, поэтому без кавычек). Ну и, наконец, получаю хоть немного меня удовлетворяющий ответ. Отзыв – это попытка дать ответ на волнующие вопросы, это поиск истины (истинных ценностей, истинной красоты, правды). Почему я пишу этот бред в пять утра в отзыве об этом фильме? Во-первых, мало кто интересуется этим фильмом, следовательно, никто этого читать не будет. Просто хотелось где-нибудь всё это написать, вот и написал. Во-вторых, этот фильм один из самых любимых. “Золотой телёнок”- великолепная экранизация одноимённого романа, это шедевр, проверенный временем. Этот фильм рассказывает практически обо всём. В нём охватываются все основные темы, волнующие человека. Тут и философствование о вечном, и жизненность, и дружба, и, конечно же, любовь. Фильм вызывает бурю эмоций, заставляет думать каждого. Этот фильм необычайно смел. Он прекрасно показывает и обличает ту эпоху. Гениальный актёрский состав: режиссёр угадал со всеми (Юрский и Евстигнеев - одни из самых любимых актёров). “Золотой телёнок”- фильм, красота которого в простоте преподнесения и в сложности преподносимого. Шедевр, где нет ничего лишнего. 9 из 10
Что уж преуменьшать достоинства советской классики – во многом благодаря именно культовым экранизациям, сатирические произведения Ильфа и Петрова снискали такую популярность. Если это ваше первое знакомство с фильмом, вы удивитесь тому количеству крылатых выражений, оборотов речи, которые вам хорошо знакомы и вошли они в обиход именно с уст героев этой истории. Ко всему прочему, перед нами одна из наиболее узнаваемых и интересных ролей легенды кино Сергея Юрского. В черно-белой цветовой гамме фильма, особенно по прошествии почти полу века с момента выхода, есть определенный шарм. Во-первых, это подчеркивает хронологическую принадлежность событий картины – речь, конечно, не идет даже о псевдодокументалистике, но происходит определенное погружение в описываемую эпоху. В этом смысле, большое значение уделено созданию необходимого исторического колорита – здесь и пробег раритетных сегодня автомобилей, и костюмы с гримом, и передача быта 1930-х. Во-вторых, отсутствие ярких красок позволяет лучше сконцентрироваться на самой истории. По степени интереса к происходящему, я бы выделил условно две части. Первая, длиной примерно в один час – один из лучших примеров грамотной передачи комедийного произведения на экранах. Диалоги главных героев можно смело разбирать буквально на фразы, а их приключения не дают и повода заскучать – сменяются лица и места, опасности и перспективы. А вот вторую половину фильма можно охарактеризовать как умеренно интересную, ведь концентрация подобных увлекательных сцен снижается. Завораживающих афер меньше, герои и Бендер в частности, не так активно пестрят крылатыми выражениями, а присутствие в кадре некоторых персонажей начинает набивать оскомину. Несмотря на, а во многом и благодаря солидному возрасту картины, она до сегодня сохраняется комедийную актуальность, как классика советского кинематографа. После просмотра возникает желание ознакомиться с литературным оригиналом и пересмотреть последующие экранизации произведений Ильфа и Петрова. Далеко не каждый, искушенный современным тенденциями кино, зритель сможет оценить по достоинству заслуги этого фильма, но вы получите от просмотра уйму положительных эмоций, доверив проекту свое время. 8 из 10
Конечно, будем делить по справедливости. Нам выпало сдавать на три руки, в нашем кинематографе три Остапа Бендера (я не считаю этот жуткий новодел с Меньшиковым, при всем к нему уважении), и споры, кто из них лучший, не утихают. На мой вкус, лучший - Юрский. Может, он и не так похож на книжного, как Гомиашвили, но он настолько хорош, настолько красив и артистичен, что смотришь, затаив дыхание. Ведь жулик же, аферист, но - звезда. Ах, эти глаза и брови! Ах, Юрский... Самое в этом фильме выигрышное - образы героев. Простак Балаганов, мелкий жулик с детским понятием о справедливости, жалкий Паниковский, добрый Козлевич, милая Зося, и опасный холодноглазый Корейко, истинный преступник среди почти безобидных ловкачей. Куравлев, Гердт, Евстигнеев - мэтры нашего кино. Сценарий тоже неплох. Книга порезана и перекроена в меру удачно, фильм оставляет цельное впечатление, и по духу - а это главное - весьма близок к роману. Тут все же сравню с современной ерундовой экранизацией, которая, при ее чертовской дословности, от книги далека на световые годы. Жаль, конечно, истории Бендера-в-роли-журналиста и многих других эпизодов, но уж ладно, фильм и так двухсерийный. Немного напрягает разве что 'интерактивность' фильма. Герои постоянно обращаются прямо к зрителям, что простительно в комедии, но 'Золотой теленок' не совсем ведь комедия. Смешно, когда Паниковский, подсматривая за работающим Бендером, говорит: 'пишет... тоже мне, Ильф и Петров', смешно, но 'выносит' из контекста, на какие-то мгновения перестаешь вживаться, ощущаешь искусственность происходящего. С другой стороны, определенная условность ленты помогает легче воспринимать такие мелочи, как несоответствие роста Юрского и Куравлева их героям, например, которое в некоторых кадрах слишком хорошо видно. И финал меня всегда удручал, какая-то левая вышла сцена, недоделанная метафора, то снег, то комбинированные съемки, то постановочная драка в павильоне, то вообще бой с тенью, потом опять снег... вот убрать бы, переделать в том же стиле, в котором выдержан весь фильм. И так ведь все понятно, не надо усложнять, мы и так знаем, 'как жарко любит родная земля', и что последний город на земле Шепетовка. Фильм полностью актерский, конечно. И это замечательно для экранизации берущего почти исключительно диалогами романа. И, как мечтал бедняга Балаганов (меня всегда мучила его судьба, что же с ним будет, когда в милиции обнаружат в его кармане эти проклятые деньги? не расстреляют, надеюсь? бедный мальчик...), по справедливости 'Золотому теленку' - 9 из 10
Понравилось. Но всё же это не 12 стульев Гайдая. То была комедия, в гайдаевском духе, со всеми присущими ей элементами (единственное - я бы сцену погони мадам Грицацуевой за Остапом в Доме народов убрал бы напрочь, ну может фрагмент бы оставил не более - она излишня, как на меня). ЗТ не комедия совершенно, и даже не трагикомедия. Фильм ближе к драме. В этом я убеждался на протяжении всего фильма. Ведь он повествует о вещах печальных и даже трагических - крушение всех мечтаний Бендера (ни Рио, ни Зоси, ни друзей, даже деньги не нужны стали в один момент, ибо кроме них у него ничего не было); невозможность перевоспитания Балаганова; смерть Паниковского. Фильм оставил ощущение сильной недосказанности. Может так и надо было? Я не знаю. Может Швейцер и снимал драму под видом комедии - я тоже не знаю. Мне совершенно оказался непонятен образ Корейко. И это не упрёк Евстигнееву, он то сыграл замечательно. Но о самом Корейко так ничего и узнать в фильме - кто, что, откуда? Известно только, что афёрил ранее нехило, на чём и заработал миллион(-ы). Тоже ведь непонятно, сколько у него их там. Еще один вопрос - откуда Шура Балаганов узнал о подпольном советском миллионере, проживающем за сотни километров от того городка, где он предстал пред наши ясны очи? Ну и главное. Остап Ибрагимович Бендер. Юрский сыграл шикарно. Я не хочу сейчас говорить, кто сыграл Бендера лучше - Гомиашвили или Юрский. Я просто хочу сказать, что Бендер Юрского другой - он более холоден, расчетлив, непредсказуем и даже злобен. Хотя его положительные черты вроде как никуда и не делись, но их меньше. Его смех в газоубежище - не радостен, не весел, а саркастичен и нарочито гротескно-гомеричен. И в этом главное отличие Бендера Юрского от Бендера Гомиашвили - тот умел радоваться жизни всё время, а этот, создаётся впечатление, себя потерял, и не может никак найти. Оттого и эмоции его дали крен в отрицательную сторону. Именно за это сам образ того Бендера мне нравится больше. За оптимизм. Он даже Воробьянинова колотит с какой то весёлой искринкой. ПС. Куравлёв и особенно Гердт - высший пилотаж. Тут даже комментировать нечего. А вот Козлевич был сыгран никак, хотя допускаю, что из-за малого количества времени. Ах да, зицпредседатель Фунт еще понравился (Павел Павленко)
Скрытые афёры времён НЭПа на миллионы рублей. Кто их может разгадать? Да только такой человек, как Остап Бендер. Его даже аферистом нельзя назвать. Остап Ибрагимович Бендер. Острый на язык. Неиссякаемый источник идей. Кладезь шуток-прибауток. Ему не бывает скучно, даже наедине с собой. Как он сам говорил: «Меня, например, кормят только идеи». Великолепный организатор, решителен, умён. Прекрасно сложен. И потому имеет успех у всех хорошеньких девушек. Умеет с блеском выйти практически из любой затруднительной ситуации. Шура Балаганов. Простодушный малый. Хулиган, но не злобный. И похоже, что истории, которые с ним происходили, почти всегда заканчивались тюрьмой. - О профессии не спрашиваю, но догадываюсь. Весьма что-нибудь интеллектуальное. Судимостей много за этот год? - Две. - О… Это пошлое занятие судиться. Я имею ввиду кражи. Михаил Самуэльевич Паниковский. «Вздорный старик». Но обратите внимание, как он играет! На его мимику. Десятки образов. В каждом эпизоде он неповторим. Мне даже казалось, что авторы фильма не поступят с Паниковским, как «безжалостные и не имеющие сердца» авторы книги И. Ильф и Евг. Петров, но… так и не удалось гусекраду насладиться обеспеченной старостью. Короткая и ёмкая речь на могиле от великого комбинатора, продолжилась проснувшейся жалостью к старику и вылилась слезами верного компаньона Балаганова. Адам Каземирович Козлевич. Всю жизнь он посвятил своему автомобилю. Такое впечатление, что он в этом авто и родился. Какое романтичное название: Лорен Дитрих… Он не может без своего авто. Даже когда она безнадёжной грудой исковерканного металла лежала на месте аварии. Но ничего, оживил, дал ей ремонт и занялся частным извозом в небезызвестном Черноморске. Александр Иванович Корейко. Подпольный миллионер. Любитель пересчёта своих накоплений. Желающий охмурить совсем ещё юную Зосю Синицкую и очень обидевшейся на неё за предложение дружбы, а не согласие на взаимную любовь. Как только нависла серьёзная угроза его миллионам, так он сразу бросил всё и пустился в бегство. Он даже не допускал мысли, что кто-то имеет право посягать и делить накопленное. Зося Синицкая. Так и не узнала, что может дать ей взрослый мужчина с серьёзными намерениями. Наверное, Зосе и не было дано стать женой миллионера. Хотя могла… причём дважды. И потому её судьба – руководитель кружка железнодорожных художников. А жаль… могла бы спать на шёлковых простынях и ходить каждый день в кино. Шутки, которые только мы, жившие в СССР, можем понять во всей их красе. 'Красть грешно!' 'Я идейный борец за денежные знаки.' «Да Вы знаете новость, Адам, что на каждого гражданина, даже партийного, давит атмосферный столб, весом 214 кило.» «Познакомьтесь: Паниковский - губернатор острова Борнео.» «Что же мы тут стоим, как сумасшедшие! Боже мой, поистине золото сводит с ума!» «Мамаша, пойдёмте в закрома!» «После знакомства с Вашим прошлым и настоящим я потерял веру в человечество. Разве это не стоит миллиона рублей? Вера в человечество…» «Вы что на именинах у архиерея были?» «Заграница – это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, тот не возвращается.» «Я не хочу быть членом общества!» «Вы не смеете меня трогать! У меня истощение нервной системы.» 'Угар НЭПа.' 'Эксплуататоры трудового народа.' 10 из 10.
Бухгалтер Корейко получал зарплату в 42 рубля. Зарплата для похожей должности в 2019 году — от 20 тыс. руб. (это если речь идет об «официальной» зарплате в «особо бедных» конторах и регионах, что, скорее всего, нужно минимум удвоить-утроить, если учитывать доплаты «в конверте»… впрочем, скорее всего, аналогичным образом практиковалось и в «Геркулесе», учитывая очень скептическую оценку Зосей официальной зарплаты Корейко) — так что мечта Остапа Бендера о «миллионе на тарелочке с голубой каемочкой» — в наших реалиях — это от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей. (Сходные цифры дает и прямое сопоставление цен на основные продукты — мука, соль, вареная колбаса и т.д. — см. популярный в Интернете скан газетной вырезки 1927 года.) К чему это всё в тексте про фильм? А к тому, что знание этих цифр дает нам шанс куда как лучше прочувствовать масштаб соблазна/мечтаний Остапа и компании и, соответственно, — всю достоверность передачи внутреннего мира героев Михаилом Швейцером и гениальными Сереем Юрским, Леонидом Куравлёвым, Зиновием Гердтом, Евгением Евстигнеевым… и, одновременно, — дает нам шанс прочувствовать весь тот ужас, в котором живем мы... Ведь то, как повернул собственную судьбу Остап Бендер, как он почти повернул судьбу доверившихся ему, — это есть ничто иное как фактическое самоубийство человечности — убийство своей совести и своего человеческого достоинства. Ни Бендер, ни Шура Балаганов, ни Паниковский не были хорошими людьми. Но не были они и бесчувственными уродами, не были убийцами и мародерами. Они хотели себе комфортной, красивенькой жизни и чтобы от них всё отстали — они хотели подворовывать себе крошки с общего стола, но не более того. Они не могли/ не смогли/ не захотели пойти в ногу со всей их страной, но и хватать-кусать за ноги идущих вперед они тоже не хотели. Они берегли остатки своего уважения к себе, даже если от этого уважения как у Паниковского остались лишь лохмотья. И тут на их пути встретился монстр. Существо, которое построило свою жизнь за счет жизни сотен и тысяч людей, лишенных им жизни, — существо, которое вырывало у умирающих от голода кусок хлеба, чтобы утолить свою никчемнейшую страстишку к деньгам… Вполне возможно, что это существо с усиками и челкой считало себя сверхчеловеком, презирало всех людишек вокруг и жило лишь надеждой на скорейшее свержение Советской власти… вполне возможно… — но фишечка в том, что главное, что им двигало, после того как оно тихонечко-подленько наливалось кровушкой чужих усилий и жизней — это страх… — забиться, спрятаться, сделать вид, что оно нормальное… а еще очень тщательно следить за своим здоровьицем… — страх за себя-обожаемого — он такой… И вот с этим кровавым ничтожеством столкнулся наш герой. И замазался им по самую макушку. Замазался и понял себе цену — миллион/миллиард — всего-то — ничтожные дензнаки оказались равны ему. Мене, мене, текел, упарсин. Можно конечно притворятся дурачком-романтиком и/или мнить себя несоветским персонажем — Рио-Рио-Рио-де-Жанейро — но оценив веру в человечество, а значит и в себя, в дензнаках и смирившись с этим — остается только в омут/ в сугроб — для гарантии утяжелив себя металлом и камушками… Нет, до этого еще можно попробовать доказать, что ты еще вполне человек — что тебя любят или, по крайней мере, могут любить… но оказалось, что нет — оказалось, что ты уже всего лишь блестящая кажимость — тебя не могут полюбить тебя как тебя… так, пожалеют вместе с собой и всё… Вот даже Шура сам собой спрятался в свою никчемность — лишь бы не продать душу — не пировать на костях сотен и тысяч умерщвленных упырем Корейко… *** А что это нам? А нам это то, что живем мы сейчас в стране, где десятки-сотни корейко искалечили нашу страну, построенную потом, кровью и жизнями миллионов… ограбили, а потом вроде как немного поделились, одновременно продолжая посасывать кровушку еще живого наследия… и мы согласились и живем… и вроде как сделали вид, что всё — забыли проехали… …Хочется сказать, что нет — живем, но не согласились, не забыли и не проехали, а помним и рано или поздно припомним… Что ж — надежды и память о самоуважении они такие… Впрочем, не стоит говорить за всех — человеки все разные — и где-то чистое вновь вырастает, а когда-то уйдет в тлен и всё подлое из прежнего и еще будут сбываться на нашей земле мечты не только идиотов … А чтобы помнить о темных дорожках, соблазнах золотых тельцов, слабостях человека, а равно — (бес)ценности достоинства человека — есть великое кино. Спасибо вам Илья Арнольдович, Евгений Петрович, Михаил Абрамович, Сергей Юрьевич, Зиновий Ефимович, Евгений Александрович… низкий поклон! Долгих лет жизни — Леонид Вячеславович!
Как так получилось, что мошенник Остап Бендер стал культовой фигурой и обожаемым персонажем, одному Богу известно. Скорее всего, свою роль сыграл писательский талант Ильфа и Петрова, описывающих похождения великого комбинатора нежно, с отеческой любовью (на правах создателей Бендера). Однако, не стоит недооценивать волшебную силу кинематографа, в который обязательно должен был войти образ Остапа Бендера. Чести открыть для широких зрительных масс экранизацию «Золотого теленка» удостоился Михаил Швейцер, уже имевший в своей творческой копилке экранизацию Толстого «Воскресенье» и фильм о первых пятилетках «Время, вперед!» «Золотой теленок» 1968 г., к слову, является второй попыткой экранизировать этот роман (первую попытку – короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин» – предприняли в 1958 г. тогда еще студенты Георгий Данелия и Шухрат Аббасов). Чтобы запуститься с «Золотым теленком» Швейцер был вынужден прождать около шести лет (замысел у режиссера возник еще в 1962 г.). И лишь когда киноначальство дало отмашку, он принялся к съемкам картины. Что можно сказать о «Золотом теленке» Швейцера? Во-первых, это один из тех примеров, когда фильм дополняет оригинальный роман. Во время просмотра не возникает ощущения, что книга лучше, чем экранизация. Именно Бендера в исполнении Сергея Юрского начинаешь считать «каноничным» и соответствующим замыслу самих Ильфа и Петрова. Во-вторых, незабываемая атмосфера картины. Решение снимать на черно-белую пленку, интертитры во время кульминационных моментов, музыка, декорации… Да что там, даже кадры из протазановского «Процесса о трех миллионах» в самом начале фильма дают нам ясно понять – на три часа мы окунемся в СССР 30-х годов. Чего не скажешь о последующих двух экранизациях приключения Остапа Бендера за авторством Гайдая и Захарова. И, наконец, в третьих, любимые актеры на главных ролях. Сергей Юрский – именно тот самый Бендер, который представляется во время чтения книги. Холодный философ, идейный борец за денежные знаки и при этом ранимый человек, которому не чужды муки любви. Юрскому удалось изобразить человека зрелых лет, который устал от постоянной беготни за мистическими сокровищами, и в конце концов, решающий сделать карьеру управдома. Контрастом ему служит Евгений Евстигнеев – Корейко, злобный человек, которого жизненные обстоятельства вынудили стать рядовым счетоводом и вести скромный образ жизни, храня при этом в чемодане на вокзале миллион рублей. Отдельного упоминания заслуживают Леонид Куравлев (Шура Балаганов) и Зиновий Гердт (Паниковский). У них получился обаятельный дуэт двух мошенников-недотеп. А фразы в исполнении Гердта ушли в народ и постоянно цитируются всеми поколениями. В общем, «Золотой теленок» 1968 года – это действительно экранизация романа Ильфа и Петрова. Следующие попытки Пичула (1993 год) и Милькиной (2005 год) создать что-то отдаленно напоминающее оригинальную книгу выглядели блеклой пародией на классику. 9 из 10
Этот шедевр, можно смотреть неограниченное количество раз, он не надоедает. Лично я его пересмотрел очень и очень много раз. Фильм очень легкий и насыщенный, лично мне постоянно хочется пересматривать фильм, так как он не надоедает, с каждым просмотром я обращаю внимания на раньше не замеченные эмоции и фразы. Хотел написать, что много фраз с фильма стали крылатые, а потом задумался и понял что весь фильм одна «крылатая фраза». Для нас считается хорошим тоном процитировать несколько фраз с фильма: «Не делайте из еды культа», «Шура, газеты надо читать, иногда они сеют, разумное, доброе вечное». А фот фраза «Эти деньги все равно нечего не решали, нужна идея, а ее пока нет», стала для меня очень полезной. Не раз когда у меня в кармане оставались «последние деньги», я тратил их моментально, зато сразу в голову приходило много идей, и уже на следующий день, я был с деньгами. Для тех кто фильм не разу не смотрел, настоятельно рекомендую его посмотреть, хоть раз, я уверен каждый сможет что то полезной подчеркнуть для себя. Также рекомендую прочитать книгу «Золотой теленок», она много чего объясняет и дополняет, и сравнивать ее с фильмом просто не возможно, это 2 разных рассказа. Авторы Ильф и Петров, порадовали нас не только этой книгой, я думаю, все смотрели и читали «12 стульев», это тоже шедевр. Также советую прочитать всем книгу тех же великих и очень талантливых авторов, Ильфа и Петрова, «Одноэтажная Америка», это их рассказ о поездке в США в конце 1935 года. Оценка за фильм: 10 из 10
Комедия это абсолютно умопомрачительная, с чудесно выстроенным сюжетом, бесподобными персонажами и диалогами, которые я бы только мог мечтать написать! Прекрасный актерский состав, местами даже бесподобный. И все это в комедии “для всех и каждого”. На мой взгляд, это и есть триумф толерантности, которую в чем только не ищут современники. И все же: на взгляд немецкий в фильме очень и очень много совершенно непонятного, особенно те самые персонажи. Ощущения фентэзи. Если только не допускать мысли более опасной и неудобной: что в России все это реальность… Идейный борец за денежные знаки Таинственная и монументальная фигура главного героя с мутной биографией с самого начала подкупает своей бесконечной мужской харизмой. Не читав книги, сложно сказать, в какой мере этим эффектом Бендер обязан тем, кто его нарисовал, а в какой - мастерской актерской работе Юрского. Но в итоге от Бендера так и несет полным тестостерона душком из-под волосатых подмышек, решительностью обладателя английской челюсти и, вместе с тем, рыцарским романтизмом давно ушедших времен. При этом трагичность фигуры как бы неуловимо заложена в ней с самого начала. Вместе с парадоксальным и уморительным дуализмом: идейный борец. Но за тленное. Как освежающе, как сочно и игриво. Но как только первый восторг проходит, ты ловишь себя на мысли: это же чисто художественный персонаж. Ведь так? И имя - эклектичный сумбур, и судьба - череда анекдотов. Наверное, и романтизм его чисто сатирический. И если с “нереальными” персонажами Достоевского мне лично давно уже все понятно: в России они обыватели, “как ты да я”, то с Бендером я не определился. Однако немного познакомившись с фигурой Мавроди, я допускаю, что такие русские бывают. Романтики преступного гения. Левой и правой! Только ограбление. Сторонник силового решения криминальных задач, Шура Балаганов - свой парень “в доску”. Очаровашка, какого можно встретить повсеместно на Руси и по сей день. Более удачная с художественной точки зрения и более привлекательная с точки зрения человеческой версия героев условного “Бумера”. Парень с “понятиями” и совестью, которому так трогательно обидно за своего извечного оппонента Паниковского, “обижаемого” Бендером. Шура, Ваня, Вася, Колян, который горой стоит за справедливость, который отдаст тебе последнюю рубаху, если узнает, что ты в беде. Невероятный для Германии персонаж: простодушных немцев пруд пруди. Есть среди них и отзывчивые. Но не такие же наивные и настоящие! Как будто младенческий возраст и не кончался несмотря на N-ное количество “судимостей только за последний год”. Немецкий Шура Балаганов был бы осмотрительнее, сдержаннее, пугливее - этот же буквально верит во вcе услышанное, буквально уверен, что солнце светит лично для него, “как улыбка мамина”(с). И судьба его оканчивается - или продолжается - так же странно и незатейливо, как он живет: получив от Бендера “несусветные” по его ограниченным меркам (вот этот момент ограниченности, кстати, очень понятная тема для шуток над самими собой в Германии, особенно в Баварии!) богатства, он по глупости всего, включая свободы, лишается: просто поддавшись привычки воровать. Только кража. Поезжайте в Киев и все! Беленький, молодой и пышущий здоровьем Шура в хромом, изрядно поношенном и черненьком Паниковским находит свой идеальный оживший контртезис. Хитрость вместо грубой силы, обман вместо искренности, подлость вместо честности. Но каково обаяние персонажа столь мерзостного по описанию в исполнении трагика Гердта! А по количеству запоминающихся цитат, Паниковский, пожалуй, бьет даже несравненно Бендера. Чего только стоит: “Я его встретил - теперь он музыкальный критик!” Ну разве это не про меня?:) И пусть принципы этого старого проходимца, вроде “Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст - но уже дороже” кроме как грубым русский словом “хитро*опый” не назвать, но старика жаль. Да и старик ли он? С таким счастьем и на свободе! Самый же удивительный персонаж в картине - главный антагонист Бендера, его спарринг-партнер, его учитель и его же жертва. Учитель, потому что, если бы не Корейко, Бендер бы так и думал, что деньги есть абсолютное и безоблачное счастье. А мошенничество чревато лишь тюремным сроком - оказалось же, что есть вещи на порядок выше - вроде утраты “веры в человечество.” Злой гений великого комбинатора, которым на самом деле оказывается не Бендер, показан во всей красе. Лишенный слабых мест Бендера, таких как тяга к романтике и приключениям, Корейко немецкому зрителю будет понятен. “Это - исчадие ада. Торговец смертью. Такой, какими рисуют русских злодеев. Значит, не врут в Бондиане.” - подумает доверчивый простец и испугается “русского” с фамилией малоросской. Но об этом ни слова, пока мы не навлекли на меня гнев немецкого правосудия. А вместе с тем, стоит отметить, как всегда, граничащую с гениальной актерскую игру великого Евстигнеева. Он вам не Филипп Филиппыч, и не тренер-неудачник, ставший театральным режиссером. А самые что ни на есть два разных персонажа: рядовой, скромный, нищий служащий и злой, ехидный, опасный злодей-интеллектуал. Бррр. Мурашки по телу! И многие-многие другие… Козлевич, энтузиаст автомобилестроения и странник по жизни немцу хорошо понятен из заросших мхом легенд о тевтонскому духе “странничества” и “духа авантюризма”. Зоя - прекрасна, как каждая русская девушка и женственна как ни одна современная немка: эротика в каждом кадре с ее участием приковывает к экрану сильнее любого порно-магнита со знаком 18+. Бедолага, ”жалкая и ничтожная личность”, голубой воришка, трус, не устоявший перед большим хищением - и вовсе классическая тема немецких криминальных сводок. А вот Фунт - это нечто. Профессиональный “козел отпущения”, на которого вешают все корпоративные преступления, требующие отмывания, уже десятилетиями. Невероятная находка, бесподобный пример расчетливого цинизма человека, который в любых условиях умеет жить. Нет, ЖИТЬ. Ведь если тюрьма при Царе, и при коммунизме тебе одинаково знакома, если она тебе - дом родной, то “кого убоюся?”(Пс. 26) О действии картины говорить долго не стану: это бесподобно. А отсутствие хэппи-энда, которое несколько огорчает, спишу на идеологические требования Партии. Хотя и такой поворот имеет право на жизнь, есть в нем нечто неподдельно философское: “Я выиграл столько денег. Отчего мне так грустно?”(с) Когда сатира поднимается над собой до Булгаковских высот. Только в России, только на русском. Филипп | Из Германии да в Россию | Чел с Европы
Не знаю, почему всем так нравится гайдаевские «12 стульев». По моему это был не самый сильный фильм нашего великого комедиографа. Фильм Марка Захарова с Мироновым получился лучше, на контрасте с гениальными шутками появились трагичные нотки, которые усиливали впечатление от фильма. «12 стульев» изначально не просто комедия. «Золотой теленок» Ильф и Петров сделали еще более драматичным, прямо бьющих шуток стало меньше. Но юмор не потерял свою силу, крылатых цитат во второй части не меньше. Режиссер второй части Михаил Швейцер соответственно сделал гораздо менее легкую картину, нежели чем Гайдай. Мне такой подход понравился, фильм замечательный. Черно-белая пленка кажется уместной, мы скорее погружаемся в эпоху НЭПа. Как не вспомнить, например, выступление Бендера перед сельскими жителями «Товарищи, я верю в автомобильное будущее Лучанска. Оно прекрасно. Пройдет немного времени и каждый третий, нет! каждый второй житель станет автомобилистом» Дальше камера выхватывает, как по центру поселка бродят гуси. Черно-белое изображение как бы помогает нам увидеть большую разницу между тем, что обещает Бендер и то, что есть в реальности. Юрский и Евстигнеев играют гениально. Остальные актеры тоже хороши. Кстати, в роли Козлевича дядя М. Боярского. Но фильм не идеальный, за блестящими сценами следуют проходные, а то и невнятные. Когда я пересматриваю этот фильм, я время от времени прокручиваю мимо менее удачных моментов. Лишь за неровность снимаю один бал. 9 из 10
Я не кинокритик, поэтому не знаю, как профессионально выразиться о ценности этого фильма. Я скажу просто. 2/3 или 3/4 фильмов не следовало бы вообще снимать. Их рейтинг для меня равен 0. Эти фильмы по-хорошему не надо учитывать в рейтинге. Данная экранизация 'Золотого теленка' достойна присутствовать в рейтинге. Если быть очень строгим, то фильму я бы поставил 6-8 баллов. Но поскольку на сайте зачем-то учитываются и низкопробные фильмы, то вынужден справедливости ради поставить высший бал, чтобы выделить уровень фильма на фоне остальных. Говорить о величии снимавшихся актеров считаю излишним. Это само собой разумеется. 10 из 10
Без долгих вводных речей сразу к делу: Вы только подумайте, какая ирония: желать, вожделеть, вынашивать месяцами план честного изъятия миллиона рублей у не совсем честного гражданина и в результате не знать, что с ним делать?! Все благие намерения очеловечить Шуру Балаганова терпят крах, так как нельзя человека насильно сделать ЧЕЛОВЕКОМ. «Антилопа Гну» так и будет доживать свой век, катая пьяных граждан города, тем самым помогая своему хозяину Козлевичу чувствовать себя нужным. Нет, не сядет Адам за баранку Ролс Ройса, потому что великий Остап бессилен против коммунистической машины, даже со своим несметным богатством. А действительно, куда потратить миллион в Советской России? Это не Америка 30-х, это Советский Союз на стыке эпох. Жуткое и вместе с тем интереснейшее время. Только в то время могли появиться такие харизматичные персонажи, как Остап Бендер, Шура Балаганов, гражданин Корейко, Паниковский, сейчас таких героев не делают, сегодня они скучны и не запоминающиеся. А Эти имена останутся на века, а если неблагодарное поколение их не сбережет для потомков, то им же и хуже! Яркая, динамичная картина с потрясающими актёрами (Сергей Юрский-forever), шикарнейшими диалогами, юмор, сарказм, ирония– составляющий элемент всего фильма. Ты смотришь и завидуешь Остапу «ах, мне бы так изъясняться!». Но нам так не дано, не то поколение, не та страна, не то воспитание!! P.S. Не дай бог фильм раскрасят! Спрыгну с Ворошиловского моста, пусть будет на совести 'рисовальщиков'! 9 из 10
Экранизация вышла раньше, чем «12 стульев», но после гайдаевского шедевра смотрится не лучшим образом. Главная беда фильма – полный провал технического исполнения. То есть плохая операторская работа и отвратительная музыка композитора Фиртича. К тому же фильм чёрно-белый, а Ильф и Петров – писатели цветные. Монохромность в фильме не эстетская, видно, что, выбрав ч/б плёнку, создатели не утруждали себя соотношением цветов на площадке. А зря – получилась стандартная шестидесятническая серятина. Трио главных героев подобрано хорошо. Корейко (Евгений Евстигнеев) просто шикарный. Другого уже невозможно себе представить. Большинство сцен сыграны просто выше похвал. Провал актёрской составляющей – Зося Синицкая. От неё требуется красота, чего на экране не наблюдаем. Поразительное дело – чем дальше заходит действие, тем слабее и слабее становится фильм. Финал со столкновением великого комбинатора, гнущегося под миллионной шубой, с пограничниками поставлен до того топорно, что прямо неловко смотреть. Что здесь повлияло? Спешка? Неуверенность? Или наоборот? Трудно сказать, но экранизация Ильфа и Петрова должна быть блестящей. Если она не блестящая, то всё. Фильм у Швейцера вышел очень неровный. Другое дело, что лучше не сняли. И, боюсь, не снимут – нет актёров, которые смогли бы всё отыграть.
- Пора начинать трудовую буржуазную жизнь в Рио де Жанейро! Золотой телёнок давно считается золотой классикой и считается по делу. Картина Михаил Швейцера смотрится на одном дыхании, конечно тут было немало смешных моментов, а многие цитаты давно стали крылатыми, но есть и над чем задуматься и что поразмыслить. Я назову этот фильм Золотым Шедевром, в котором есть всё, что нужно зрителю, а именно: грамотная режиссура, отличный сценарий, прекрасная история, много культовых цитат и конечно же бесподобная актёрская игра. Несмотря на то, что кино идёт почти 3 часа, но время проведённое в компании Остапа Бендера проходит незаметно. Уже с самого начала, как только он появляется в кадре смотреть на его виртуозность и харизму одно удовольствие, а когда появляется Шура Балаганов, то этот тандем начинает нравится всё больше и больше. Они такие разные, но всё же сколько весёлого, смешного и даже грустного было показано. А игра такая, что многие театры просто отдыхают. Это определённо на все времена. Сергей Юрский, мне как современному зрителю показалось, что он полностью прожил жизнь своего персонажа. Он очень харизматичный, он вроде без слабых мест и многое может предугадать. Очень уверенный и очень харизматичный. А ближе к финалу уровень его харизмы просто зашкаливает. По началу мне очень нравился его тандем с Шурой Балагановым, но в последствии развитие сюжета превосходит ожидания и превращается в очень интересное трио. С каким жаром Остап рассказывал про Рио-де-Жанейро, и как он это говорил на протяжении всего фильма покоряет. Вроде это было достаточно весело, но как красиво он говорил. Леонид Куравлёв. Шура Балаганов несмотря на то в какой сфере он зарабатывал на жизнь казался мне очень забавным и безобидным. Игра Леонида Куравлева получилась очень интересной и привлекательной для зрителя. Финал с его героем вызывает вне всякого сомнения грусть и большое сожаление. - Остап Ибрагимович, когда же мы будем делить наши деньги!!! Зиновий Гердт. В роли Паниковского очень радовал. Больше всего веселили конфликты и споры, которые возникали между Шурой и им, и то как он боролся за свои деньги, это было очень наивно, но вместе с тем очень смешно. Смотреть за трио было интересно. Евгений Евстигнеев. Корейко не так прост как кажется на первый взгляд. И игра Евстигнеева располагает к себе вне всяких сомнений. Некоторые из его фраз конечно были близки мне по духу. Золотой телёнок - это то, что определенно нужно смотреть в любом возрасте, чтобы насладиться золотой классикой Советского кинематографа, насладиться отличной историей, отличными актёрскими работами, где было отличное сочетание и смешного и грустного. Почти три часа экранного времени ты тратишь как с пользой, так и с удовольствием. Золотое кино!!! Цитаты одна сильнее другой... 10 из 10
Когда заходит речь об экранных приключениях знаменитого мошенника и обаятельного афериста Остапа Бендера, созданного стараниями замечательного писательского дуэта Ильи Ильфа и Евгения Петрова, то зрители в первую очередь вспоминают поленометражную версию романа «12 стульев», поставленную одним из лучших комедиографов прошлого столетия Леонидом Гайдаем. Также немалую популярность снискало телевизионное многосерийное музыкальное представление от Марка Захарова, который также обратил свой взор на «12 стульев», решив создать свою вариацию известной истории, которая по стилистике и построению повествования довольно сильно отличалась от версии Гайдая. Первый и самый знаменитый роман Ильфа и Петрова стал самой настоящей жемчужиной мировой культуры и впоследствии к нему проявляли интерес кинематографисты по всему миру возводя в абсолют популярности светлое имя гениального во всех смыслах человека Остапа Ибрагимовича Бендера. Однако стоит также упомянуть, что ничуть не меньший интерес вызывает и продолжение его приключений, которые описаны в «Золотом теленке». Данный роман увидел свет в 1931-м году и к удивлению миллионов читателей вернул Бендера к жизни, ведь как известно, в финале «12-ти стульев» главный герой погибает от руки своего временного товарища Кисы Воробьянинова. Однако невероятная популярность Бендера все же заставила Ильфа и Петрова вернуть его в строй с помощью небольшого упоминания стараний советских врачей, которые сумели сделать невозможное и вернули афериста к активным действиям. Мало кто знает, что впервые Остап Бендер появился на больших экранах не в Советском Союзе, а в Чехословакии, снявшей свою версию «12-ти стульев». Затем эстафету перехватили нацистская Германия, Бразилия и Куба. Первый и самый знаменитый роман Ильфа и Петрова действительно пришелся по душе читателям всего мира и это не могло пройти мимо внимания режиссеров. А вот что касается «Золотого теленка», то его экранные похождения очень долго подготавливались к переносу на большие экраны. Роман, вышедший в 1931-м году ходил от одного режиссера к другому, прошел все круги ада цензуры и наконец-то добрался до больших экранов аж в 1968-м году, когда до него добрался уже вполне состоявшийся классик отечественного кино Михаил Швейцер. Постановщик со всей любовью и трепетом взялся экранизировать несправедливо находившийся в тени роман и создал, пожалуй, лучшую кинематографическую версию «Золотого теленка», перещеголять которую, я думаю, невозможно. Перефразируя цитату романа хочу сказать, что многие пытались, но у них ничего не получилось. А потому «Золотой теленок» образца 1968-го года остается единственным и неповторимым. Это незыблемый шедевр на всего века, с которым обязательно стоит ознакомиться всем ценителям интересного, уморительного и неординарного кино. Итак, сюжет фильма показывает нам, что же произошло с Остапом Бендером (великолепный Сергей Юрский) после того, как он получил ножевое ранение и потерпел поражение в охоте за бриллиантами ценой в сто тысяч. Полностью вылечившись герой вновь решает покорить судьбу, путешествуя по стране и выискивая для себя дело, которое поможет ему осуществить свою давнюю мечту - перебраться в солнечный Рио-де-Жанейро, где он сможет жить в свое удовольствие и тратить неограниченное количество денег. но для этого аферисту просто необходимо найти подпольного миллионера, способного при грамотном обхождении поделится своим капиталом на сумму, не меньшую, чем один миллион рублей. Только вот в только-только зародившемся СССР очень уж непросто отыскать человека, который выставляет свое богатство напоказ. Все богачи ушли в подполье из-за жесткой государственной политики, направленной на уравновешивание доходов рядовых граждан. И вот однажды судьба сводит Бендера с не шибко умным, но все-таки ушлым пареньком Шурой Балагановым (Леонид Куравлев), который как раз знает, у кого можно заиметь тот самый заветный миллион! Оказывается, что в курортном Черноморске проживает некий гражданин Кареко (Евгений Евстигнеев), скрывающий за личиной обыкновенного бухгалтера целое состояние, нажитое «непосильным» трудом. Решив доверится Балаганову, Бендер в компании самого Шуры, а также еще одного мошенника, Паниковского (Зиновий Гердт) отправляется в дорогу. чтобы навсегда изменить свою жизнь. Однако судьба далеко не всегда благосклонна к главному герою и ему придется хорошенько потрудится, дабы осознать, что не все замыслы оканчиваются победой. Иногда стоит умерить аппетиты и жить, что называется, по средствам. Но ведь Остап Бендер романтик до мозга костей. Он никогда не сдается и в любой ситуации держит голову высоко поднятой! Картина Михаила Швейцера снята в нарочито черно-белых тонах, что придает ей некоего ретро-обаяния. Режиссер смог удивительно точно воссоздать атмосферу, описанную Ильфом и Петровым, показав нам советские реалии 20-30-х годов через призму едкой самоиронии. Что в романе, что в фильме авторы высмеивают многие аспекты жизни общества, которые не иначе, как абсурдом и не назовешь. Повсеместно процветает бюрократия, люди вынуждены скрывать от власти свои достижения и с глубоким почтением относится даже к самодурам, который по каким-то причинам умудрились занять высокий государственный пост. Все это действительно имело место быть и уникально то, что партия разрешила пустить в печать не только роман, но и дала добро на съемки фильма. Однако при всем при этом стоит признать, что и в «12-ти стульях», и в «Золотом теленке» вся несправедливость, алчность и желание заработать на своем ближнем высмеивается вполне себе остро, находчиво и остроумно. У Ильфа и Петрова помимо сатиры и иронии была сильная мораль и поучение. И подобные моменты в полной мере были воссозданы Михаилом Швейцером, показавшем, что каждое «преступление» имеет свое наказание. Ну и конечно же отдельно стоит отметить неподражаемый актерский состав, который помог постановщику разыграть историю и оставить ее кинематографическую версию в зале славы отечественного кино. Роль Остапа Бендера отошла к Сергею Юрскому, который смог почувствовать все нюансы образа и придал ему неподражаемые нотки своего собственного характера. Остап Бендер отличается гениальностью мышления, изысканным поведением, а также излишней театральность, которая, однако, ему никогда не мешала. За работой Юрского не просто приятно наблюдать, им по настоящему восхищаешься и наслаждаешься каждым кадром, в котором он присутствует. Также порадовал и Леонид Куравлев в роли недалекого детины Балаганова, увидевшего в Бендере наставника. Что же касается Паниковского от Зиновия Гердта, то это самая настоящая феерия. Все цитаты данного персонажа моментально ушли в народ, а практически весь юмор постановки держится на постоянных препирательствах Паниковского с Балагановым. И достойно описать словами их взаимоотношения невозможно – это стоит видеть своими собственными глазами! В итоге хочу сказать, что «Золотой теленок» относится к разряду тех фильмов, которые стоит обязательно посмотреть и даже пересматривать. Картина Михаила Швейцера пестрит обаятельными зарисовками советской жизни, тонким, ироничным юмором, великолепными актерскими партиями и восхитительным звуковым рядом. Также не стоит забывать, что мораль в данном фильме довольно-таки сильна, но при этом вовсе не раздражает. «Золотой теленок» это подлинная жемчужина кино! 10 из 10
Поначалу писатель Ильф и Петров не планировали возвращать Остапа Бендера с того света, куда он попал в самом финале ироничного комедийного романа «12 стульев». Однако аудитория не хотела так просто взять и попрощаться с любимым авантюрным персонажем. Да и сами авторы в какой-то момент посчитали, что вывели Бендера из игры слишком ране и как следствие написали продолжение под названием «Золотой теленок». Роман также снискал большой успех, а в 1968 году вышла его первая экранизация от режиссера Михаила Швейцера. Действие сюжета начинается с того, что в некий город Арбатов прибывает Остап Ибрагимович Бендер. Он не имеет с собой ничего, кроме хорошего настроения и желания по быстрому заработать немного денег путем обмана других людей. Заглянув в местный исполком, Бендер представился «сыном лейтенанта Шмидта», героя восстания против царских порядков, и рассчитывал получить небольшую помощь от чиновников. Но к беде Бендера в это же время сюда прибывает Шура Балаганов, который также говорит, что он сын Шмидта и вот с этого момента и начинаются невероятные приключения Великого комбинатора и его нового товарища. Больше прикидываться наследниками Шмидта Бендер и Балаганов не могут, но деньги где-то искать надо. И вот тут балаганов сообщает Бендеру, что в городе Черноморске живет подпольный миллионер по фамилии Корейко. Причем Балаганов был настолько убедителен, что Бендер решает отправиться в Черноморск, чтобы заставить Корейко отдать ему целый миллион рублей. Вместе с Бендером и Балагановым в дорогу также отправился уличный аферист Паниковский, а везет всю компанию ничего не подозревающий об их планах жизнерадостный шофер Козлевич. Большой находкой здесь стало то, что главную роль в фильме сыграл еще совсем молодой, но при этом талантливый и убедительный Сергей Юрский. Он сыграл Бендера немного наглым и самоуверенным, но в тоже время энергичным, обаятельным и, когда это необходимо, милым. Он предстает пред нами просто идеальным аферистом, который работать на честной работе не хочет, но винить его в этом во время просмотра фильма совсем не хочется. Бендер все свои силы тратит на то, чтобы добыть доказательства нелегального обогащения Корейко и очень забавно наблюдать за тем, как он буквально по крупицам составляет дело, которое должно принести ему заслуженное вознаграждение. Юрский тут воистину великолепен, но в тоже время важно понимать то, что его герой совсем не идеален и нам об этом не раз говорили. Понравился мне Шура Балаганов, которого сыграл Леонид Куравлев. Вот это полная противоположность хитрого Бендера. У Шуры нет особого интеллекта и смекалки, но в тоже время он тоже пробует быть аферистом. Да, он глуп и наивен, но Балаганов человек с широким сердцем и честно скажу, мне он был симпатичен несмотря на вес свои грехи. Ну и старина Паниковский (Зиновий Гердт) является самым главным носителем юмора в этом фильме. Он, конечно, личность довольно сомнительная, но в качестве генератора скользких шуток работает просто великолепно. «Золотой теленок» Михаила Швейцера - лучшая экранизация одноименного романа Ильфа и Петрова. Это фильм с отличными шутками, увлекательным сюжетом и в целом это кино, которое точно стоит посмотреть для поднятия настроения. 10 из 10
Советские классики Илья Ильф и Евгений Петров написал огромное множество ироничных сатиричных рассказов, однако больше всего они запомнились читателям, как авторы романа «12 стульев», в котором впервые был представлен гениальный аферист – Великий комбинатор Остап Бендер. И несмотря на то, что финал этой истории был довольно печальным, никто не собирался на совсем прощаться с Бендером, и через несколько лет из печати вышло продолжение, а именно «Золотой теленок». Данный роман также снискал успех и со временем на экраны попала экранизация от режиссера Михаила Швейцера. Не сумев отыскать бриллианты имперской буржуазии в гарнитуре из 12-ти стульев, Остап Бендер так и остался ни с чем. Он не смог стать миллионером и в свое ненаглядное Рио-де-Жанейро не уехал. Но Бендер не собирается опускать нос и продолжает выискивать варианты легкого обогащения как минимум на 500 тысяч рублей, а лучше на целый миллион. Оказавшись в провинциальном городе Арбатове, Бендер случайно встречает тут такого же афериста, как и он сам – Шуру Балаганова. Но тому для счастью нужно сто рублей и чтобы его никто не трогал. Так вот Балаганов рассказывает Бендеру очень интересную историю… Оказывается, что в городе Черноморске, который, как видно из названия, находится у моря, живет некто Корейко. С виду он обычный неженатый служащий какой-то конторы. Он работает за небольшое жалование и проживает в скромной комнатке. Однако на самом деле он подпольный миллионер и очень опасный человек. Так вот именно его и решает взять в оборот Остап Бендер, так как от одного миллиона рублей такой хитрый парень точно не обеднеет. Но Корейко оказался не из простых ребят и так просто шантажом у него деньги не отобрать. А это приводит к тому, что Бендер должен придумать куда более изощренный план и как можно скорее привести его в действие. Фильм отличается на самом деле очень интересным сюжетом, который старается по возможности точно следовать тому, что когда-то написали Ильф и Петров. Однако ввиду того, что это не сериал, а именно двухсерийный кинотеатральный фильм, то многие детали расследования Бендера пришлось вырезать из сценария, но я не считаю, что это плохо, хоть и очень уважаю оригинал. Режиссер Михаил Швейцер постарался сделать эту историю более эмоциональной и динамичной, из-за чего мы не увидели командировку Бендера в другой город, а только краем уха слышали, что она была. Здесь было важным показать непосредственное столкновение характеров Бендера и Корейко. Кроме того, между ними также становится одна девушка - студентка Зоя, к которой неровно дышат оба героя. И вот такой вот неожиданный любовный треугольник пошел фильму на пользу и хорошо, что советская цензура его пропустила без проблем. В фильме очень сильный состав актеров как на ведущих, так и на второстепенных ролях. Сергей Юрский сыграл тут одну из лучших своих ролей и честно я верю, что именно таким Остап Бендер и был в воображении своих создателей. Он молод, но уже многое повидал. Его самомнение предельно раздуто, но в тоже время он делом оправдывает свой стиль поведения. Еще хочу выделить Леонида Куравлева и Зиновия Гердта, сыгравших Балаганова и Паниковского. Именно они тут стоят за самыми смешными шутками и периодически разряжают обстановку с напряженным расследованием Бендера. «Золотой теленок» я отношу к незабвенной советской классике кино. Фильм очень интересный, бодрый и насыщенный событиями. В нем есть как юмор, так и драма. Так что это не просто комедия, а довольно вдумчивое кино. 10 из 10
'Золотой теленок', равно как и двенадцать стульев, давно стали «лицом» советского кинематографа, который никогда не был обделен талантами, оглушая западных киноведов сначала такими громоподобными именами как Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Вертов, а после Колотозов, Тарковский, Бондарчук. Сегодня, признание их заслуг со стороны деятелей искусств безусловно. Так, один из столпов всей западно-европейской философии - Жиль Делез в своей книге 'Кино' выводит фигуры Эйзенштейна и Гриффита в роли отцов-основателей всего направления кинематографа, утверждая, что вдвоем они сделали открытий больше, чем все остальные режиссеры вместе взятые. Между тем, советские комедии, которыми так любят бравировать столь многие, жившие при коммунистическом строе граждане, очевидно, не встречают в душах западных критиков должного отклика. Почему же? По-моему, есть несколько причин. Во-первых, многие смешные кинематографические приемы (скетчи с использованием спецэффектов), казавшиеся нам новаторскими, очевидно, не были таковыми в мировом кино, которое за редким исключением, так и не доходило до советских кинотеатров. Во-вторых, люди, жившие в так называемых свободно-демократических обществах, очевидно, имели совершенно другой тип ментальности и не понимали тонкого юмора и сатиры. Тем не менее, аферисты и мошенники самого разнообразного пошиба имеют, как у них, так и у нас множество общих черт. Это - сильные духом, не унывающие, деятельные и сметливые, предприимчивые и крайне обаятельные...гении своего дела. Разница только в том, что в советах от закона убежать невозможно, ибо он везде. Очевидно также, что не только преступать его в СССР казалось сверхъестественным поступком, но и просто описывать в литературной форме факт правонарушения было делом крайне опасным. Тем более, если на дворе 1931 год. Но как бы то ни было, двое милиционеров, хорошо знакомых с темным преступным миром, отважились создать совершенно нехарактерного для советской литературы персонажа по имени Остап Бендер, который сразу завоевал сердца миллионов, но чьи выдуманные невероятные похождения, на время вытеснила суровая реальность в виде второй мировой войны, всеобщей разрухи и голода. Но вот спустя десятилетия, в 1968 году, о неустрашимом комбинаторе вновь вспомнили. На экраны кинотеатров выходит Золотой Теленок. И вновь Бендера встречает невероятный успех, ведь билетик на его приключения купил каждый восьмой житель СССР. Оправдано ли такое восторженное зрительское отношение к персонажу и фильму в целом. АБСОЛЮТНО! Ведь золотой теленок - не просто приключенческая история о махинациях и мошенничестве (чем, за редким исключением, полнится Америка), но фактически срез всего многосоставного, глубокого и сплоченного общества советов, самой его структуры, идеологии, нравов и ценностей. Бендер, словно невольный экспериментатор, испытует всевозможные разнообразные социальные и политические группы, общества и индивидов с самыми различными характерами, жизненными устоями и мировоззрениями на прочность. Гениальность Теленка (равно как и двенадцати стульев) заключается в абсолютном (до микрона) гармоническом балансе между иронической насмешкой и признанием достоинства того или иного действующего лица. Пожалуй, это настолько оригинальная, тонкая сатира, что едва ли возможно говорить о повторении чего-то подобного сейчас или в будущем. Ведь этот незримый, таинственный флер 'свободы и независимости', окутывающий Бендера просто немыслим в условиях тотальной вседозволенности. Им можно только наслаждаться как архаическим пережитком великого прошлого. Что же касается технического исполнения фильма, то тут, конечно, не все так безоблачно. Лишь позднее, Гайдай вбухнет в свои 12 стульев баснословную сумму и создаст ослепительно яркую, зубодробительную комедию. Золотой теленок же, в качестве пробного запуска, ограничился черно-белой пленкой и небольшим бюджетом. НО, по факту, он ему и не нужен, когда есть такие энергетические смерчи как Юрский, Куравлев, Гердт, Евстигнеев под мудрым руководством великого Швейцера. Невозможно поверить, но трехчасовой черно-белый фильм без спецэффектов пролетает за пять минут, а по просмотру отчаянно жалеешь, что он закончился. Итак. Пожалуй, нигде в советском искусстве нет такой концентрации озорства, задора, живости и афористичности на единицу времени. Такая тонкая материя могла возникнуть только на тяжелой, мощной, могучей и целостной почве общественного сознания. Которого сегодня, увы, нет.
'Золотой теленок' - продолжение легендарного романа 12 стульев Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Продолжение хоть чуть менее смешное, но роман также очень интересный, это такая же сатира на советскую жизнь, в книге яркие и запоминающейся персонажи, отличные диалоги, наполненные классными и запоминающемся цитатами. В общем гениальная книга, которая не хуже первого романа. Экранизация Михаила Швейцера 1968 года - это шедевр жанра комедии и советского кинематографа вообще. Сюжет интересный, персонажи хороши, диалоги все также великолепны, фильм довольно насыщенный, его можно много раз пересматривать. Актерский состав отличный, все играют просто гениально. Трио 'Сыновей лейтенанта Шмидта': Юрского, Куравлёва и Гердта - шикарен и колоритен, за ними очень интересно наблюдать из-за прекрасной актерской игры. Сергей Юрский исполнил свою роль потрясающе! В фильме он безумно харизматичный, чуть ли не самый лучший киношный Остап Бендер. Он холоден, жесткий, расчетливый, но где-то благородный и философичный, прямо говоря - обаятельный антигерой. Леонид Куравлёв (Шура Балаганов) и Зиновий Гердт (Паниковский) классно сыграли, за ними весело смотреть, когда они пытаются сами заполучить миллион, или как Шуре, хлебом его не корми, раздать всем по справедливости. Евгений Евстигнеев отлично сыграл подпольного миллионера Корейко, хотя прописать его персонажа не помешало бы, например откуда он получил миллионы рублей, или откуда Шуре это известно? Но все же персонаж довольно интересный. Уникальное в дилогии Ильфа и Петрова то, что в книгах персонажи хоть и пытаются получить богатство и через обман, шантаж и махинации, которые причиняют неприятности другим людям. Сами персонажи (в основном Бендер) пытаются чтить уголовный кодекс и не опуститься до кражи ('это типичное пижонство'). Да и в романах есть мораль, что на каждое преступление, есть свое наказание. Золотой теленок - это шедевр! И в отличии от 12 стульев, Остап Бендер прописан лучше, у него появились свои мечты, своя философия и своя драма. Как и роман, так и фильм, Золотой теленок стал глубже, появилась отличная мораль, что не богатство делает счастливым, что не всегда чему мы стремимся, и есть то чего мы желаем. А экранизация - шедевр. В ней гениальная актерская игра, шикарные персонажи и великолепные диалогами и очень жаль, что таких фильмов уже не снимают. А так спасибо великим писателям Илье Ильфу и Евгению Петрову, за такие гениальный произведения, которые сильно обогатили русскую литературу. 10 из 10 'Я - Фунт... Я всю жизнь сидел за других. Такая моя профессия - страдать за других. Я - зицпредседатель Фунт. Я всегда седел. Я сидел при Александре Втором 'Освободителе', при Александре Третьем 'Миротворце', при Николае Втором 'Кровавом'. При Александре Керенском я сидел тоже. Вот при военном коммунизме я не седел, не было работы. Но зато я сидел при нэпе! Как я сидел при нэпе! Это были лучшие дни в моей жизни...'
Эта картина из разряда тех старых-добрых-популярных, которые все когда-то смотрели урывками по телевизору. Вот и я еще давно таким образом с ней ознакомился – и с того шапочного знакомства помню только, что Сергей Юрский в роли Бендера не слишком понравился. Что вполне объяснимо, учитывая, что мой фаворит – Арчил Гомиашвили, «12 стульев» с которым знаю и люблю с самого детства. Так же и с книгой «Золотой теленок» - читал давно, помню фрагментарно. Но отложилось впечатление, что первой книге приключений Бендера она все-таки уступает. По большому счету, продолжение Ильфу и Петрову не удалось. В каждом эпизоде чувствуется желание покруче сострить, перещеголять «12 стульев», но планировавшийся вкусный торт подгорел, перепрел и засахарился, став съедобным, но все-таки вторичным продуктом. Нет в «Золотом теленке» той искрометной легкости, молодецкого задора и неподдельного жизнелюбия – скорее усталость и желание посмеяться надо всеми, идущее от накопленной в глубине злости. Словно в Бендере, хотя он и выжил после покушения Воробьянинова, что-то сломалось, будто пар выпустили, и он движется лишь по инерции. Фильм Михаила Швейцера, кстати, это очень хорошо передает. Я увидел только один красивый и широкий жест в духе «12 стульев» - допрос Скумбриевича в открытом море. А в основном – легкое томление, марево прогретого солнцем Черноморска (может, именно ради этой атмосферы снимали не в цвете, а на ч/б?). Постоянно подчеркивается, что Бендеру скучновато с этими остолопами, что он не банальный налетчик, а мечтатель, и такой мелочью, которой занимался в «12 стульях» (вроде продажи билетов в Провал), уже не будет марать руки (к слову, именно на романтическом флере во многом зиждется притягательность образа командора – аферисты, мол, все, но он, ворующий с шиком и мечтающий не о чем-нибудь, а о Рио-де-Жанейро, выделяется на фоне мелочных мещан). В общем, сел я посмотреть фильм «Золотой теленок», чтобы проверить давнишние впечатления от Юрского и от книги – и оба подтвердились. Правда, экранизация в чем-то лучше первоисточника: Швейцер подсократил сюжет, убрав из него посторонние мотивы и не блещущие остроумием лирические отступления, благодаря чему фильм перестал быть энциклопедией жизни, зато очень прибавил в динамике (чего стоит только финальная сцена с пограничниками). «Теленок» смотрится на одном дыхании, но при этом кажется, что длится не два с половиной часа, а минимум пять. Неудивительно, что позже из столь насыщенного событиями сюжета (целой эпопеи!) сделали сериал. Еще одно ноу-хау от Швейцера – в последней трети фильм превращается из сатирического в очень душевный. Остап, наконец, преодолел свой зуд, добыл деньги и, как и следовало ожидать, понял, что не в них счастье. Более того, понял, что легче всего живется тем, кто вообще не заботится о благосостоянии (очень хороша сцена в поезде Москва - Черноморск). Великий комбинатор привязался к Козлевичу, влюбился в Зосю Синицкую – эти мотивы вроде бы есть и в тексте романа. Но здесь они подаются в духе лирических мелодрам шестидесятых, с той сентиментальностью, какую скупой слог сатириков Ильфа и Петрова дать не мог. Она выглядит глотком свежего воздуха и во многом спасает не совсем удавшуюся комедию. Кажется, что, будь воля Швейцера, он изменил бы финал романа, но, будучи вынужден следовать оригиналу, через «не хочу» снял в требовавшемся фарсовом стиле. Даже жаль, что Ильфу и Петрову угодно было написать комедию от начала до конца (а местами – и выверенную идеологически сиюминутную сатиру), а не что-то более проникновенное, с акцентом на вечные вопросы. Плутовское, раблезианское настроение побеждает эмпатию - когда Бендер, потерпев крах, решает переквалифицироваться в управдомы, ему не сочувствуешь: этот прохиндей нигде не пропадет! Суммируя впечатления, вновь вынужден вернуться к тому, с чего начал: главная претензия к фильму – не тот Остап… Никаких упреков Юрскому – играет самозабвенно, увлеченно, но, увы, непревзойденный Великий комбинатор - Гомиашвили. Понятно, что это не более чем дело вкуса, да, к тому же, рано или поздно, к образу Юрского привыкаешь, но Остап – это все-таки любовь с первого взгляда. «Не надо оваций», - произносит он перед самым занавесом. В самом деле, «Золотой теленок» подобен театральному представлению, где 90% зрительских симпатий отдано на откуп главному герою. В остальном-то все безупречно. Отличный актерский ансамбль (не думаю, что кому-то удастся лучше сыграть неразлучную парочку Балаганов-Паниковский, чем Куравлеву и Гердту), отличная постановка (особенно порадовали стилизации под немое кино и то, что картина отснята на широкоугольную камеру). Но осознанием того, как все это здорово, увы, дело и ограничивается. Пересматривать сколь угодно, как «12 стульев», эту картину не получится. 8 из 10