В мою юность был у меня один учитель, который на одном из уроков, посвящённом книгам говорил о том, что книгу стоит прочесть, если в ней есть хотя бы одна стоящая фраза или даже слово. Например «Цена». Иначе – не стоит тратить время. Думаю с фильмами та же история. Если в фильме есть хотя бы одна толковая сцена или один интересный диалог, гениальный кадр – фильм стоит увидеть, тем более, что фильм в отличие от книги, скоротечен. Этот фильм по большому счёту не просто не шедевр, а откровенно троечный, но есть в нём коротенькая сцена на пару секунд, которую совершенно не ожидал увидеть. Даже промотал назад и раза два вглядывался. Уж не чудиться ли оно мне. Была она почти в самом конце, но ё-маё, она стоила всего остального фильма. В принципе, одним из незримых героев фильма был паровоз. Так вот. Большую часть можно было смело отправлять в его топку. Эта лента вряд ли могла на что-то претендовать, и то, что о ней мало известно, в этом нет ничего удивительного. Современного зрителя отпугнёт монохромность и вялый ритм, сторонника соцреализма отпугнёт «не правильные» белые и не менее «не правильные красные», есть и сонмище минусов универсальных, однако тот, кто сможет досмотреть до конца, то, возможно прочувствует, что у фильма был чудовищно мощный потенциал, который пал жертвой тогдашнего строя. Но обо всём по порядку. Первейший минус, который хоронит этот фильм – это боёвка. Такое впечатление, что его снимали пацифисты, ну или толстовцы. Сцены битв скоротечны и искусственны до неприличия. Можно, конечно, сослаться на бюджет или особенности тогдашней техники, однако про гражданскую войну снимали и до и после. И как-то справлялись. Провалы в сюжете и вообще неважная стыковка веток. Иногда создавалось впечатление, что фильм делало несколько бригад, а в конце просто прикрутили одно к другому. И если действия на эшелоне ещё вяжутся во что-то, то всё остальное вызывает много сомнений. Третье. Подозрительная простота. Всё сходилось в лучшем виде. Нужен эшелон. Пожалуйста. Нужны партизаны – вот они. Враги сильно не стреляют, да и самих врагов немного. Видно у Колчака с людскими ресурсами был полный швах. Четвёртое – иностранцы. Всяческие союзники, графья и князья. Ну не было в СССР уже этого. А потому, как их играть было совершенно невдомёк, потому выглядели они несколько скованно и неубедительно. В первую очередь речь идёт именно об иностранцах белого движения. Фильму я поставлю больше, чем он заслуживает, а потому постараюсь найти способы для оправдания. В первую очередь, несмотря на год создания и СССР с его строем фильм получился очень даже антисоветским. Судите сами. Белые, которые русские, получились не сборищем отморозков, но вполне адек-ватными. И не только полковник, но и даже адмирал Колчак оказался куда более вменяемым, нежели в том гламурном фильме, который я имел несчастье посмотреть. Для того времени неслыханная смелость. Красные. Здесь антисоветчины ещё больше. Взятие в заложники семьи белогвардейца, самосуд (впрочем, по делу) и при этом крайняя терпимость к не совсем своим (я имею в виду, скажем, того же толстовца). Не смотря на определённую камерность и замкнутость пространства – большое разнообразие персонажей. Надо полагать сделано было это для того, чтобы показать насколько разные люди приняли революцию, однако здесь мы видим просто роскошный выбор типажей (китаец, толстовец, ответственный за груз, белые, красные), которые неплохо отыграны, за исключением, возможно персонажей женских. Но у войны понятное дело – не женское лицо. Действующие лица в плане актёрства ничем не выделялись, с другой стороны в героическом фильме это и не требуется, но был один (который не стрелял). И вот именно этот человек вытягивал всё и вся, причём это был БЕЛЫЙ ОФИЦЕР. Правда неожиданно для советского кинофильма, да ещё и пятидесятых? Образ получился настолько мощный, что за него я готов простить создателям всё остальное. Причём, не только сам образ, но и то, как этим образом воспользовались создатели. Вот за что надо Нобелевку с Оскаром давать. И, наконец, за что такой большой балл то? Если сочтёте за спойлер, ну что ж в глубине души я пойму за что. Незадолго до финала этот белый офицер стреляется. Потому что понимает, что нет ему места ни среди белых, которых, по сути, он предал, ни среди красных, которые в какой-то момент начинают считать его своим. Вот кадр. Хоронят красные своих павших бойцов, товарищ такой-то товарищ такой-то и в конце списка полковник, зачёркнуто гражданин… Не знаю у кого как, а получилось настолько щемящее. Вот этот и есть тот кадр, ради которого стоит смотреть этот фильм. Главное его не увидеть, главное прочувствовать. Белый офицер, красные бойцы в одной братской могиле. Кому нужны ещё более ёмкие образы?