Закат: отзывы и рeцензии

Вкушающий
Вкушающий19 февраля 2022 в 00:46
Устал я, устал я, всё надоело мне. Достало, достало, достало всё и от него спасенья нет.

Устал я, устал я, всё надоело мне. Достало, достало, достало всё и от него спасенья нет... Нет, нет, нет... Тим Рот в меланхолии безучастности ко всему, ко всем. Палящее солнце Мексики, морская синь водной лазури, отель в предупредительном обслуживании, сестра, племянник с племянницей бок о бок на шезлонгах и хмарь, скука, хандра... Что перед нами? Кто перед нами? Усталость в пресыщении? Опалённость? ВИП-персоны на отдыхе? Неспешность. Ленность. До ленивости аж тут. Раскрепощённость... 'Закат' это 'Золотой лев' в Венеции 2021 года номинацией за картину режиссёру Мишелю Франко. Выдвижение на соискание приза - уже о многом говорит. А если принять во внимание тот факт, что в той же Венеции, но годом ранее, мексиканский демиург 'Новый порядок' продвигал с тем же успехом - на 'Золотого льва' нацеливаясь, полёт авторской мысли высок. Весьма высок. Автор то у сценариев один. Сам пишет, сам снимает. Стоит упомянуть - и продюссирует тоже сам. Но продюссирует, правда - в компании... Что сказать? Гений! Большой гений. Вглядываясь в поволоку этого липкого солнцем кино можно невольно допустить ошибку полагая что речь о семейной паре с двумя детьми-переростками за двадцать, распахнутым экраном в доверии тут. Автор не спешит вложить нить понимания в руки зрителей. Смотрите. Вкушайте. Созерцайте. Элитный отдых 'на краю света'. Кого с кем? Лишь после получаса, понимание - персонажи Тима Рота и Шарлотты Генсбур не супруги, они брат и сестра. Ему 60, ей 49 (актёрам). Её дети рядом с ними. Неожиданное несчастье с близким человеком где-то в Европе, где-то далеко обрывает эту 'полусонную идилию' весьма внезапно. Что делать? Так - домой! В аэропорт. Скорее! Поскорее... Но улетают лишь трое. Один остаётся. Остаётся... И Мексика принимает в свои объятия неприкаянную душу. Счастливец? Грешник? Мытарь? Зачем он поступил так? Почему? Тут хорошо, тут такая тишь, И я тут отдохну. Но знаю я, что ты прилетишь, За мной и на Луну. Устал я, устал я, всё надоело мне... И вновь автор ничего не объясняет. Вновь мы лишены какого-либо ключа дешифрации происходящего. Ни всполохи воспоминаний, обычно этот кинематографический приём приоткрывает завесу неведения для зрителей, ни рваность сна с внезапной пробудкой в холодных каплях ужаса от кошмаров пелены подсознания, ни разговора с собой и кривизной лица в уклонении от вчерашнего-прошлого как от пощечин... Ничего. Да-да, ничего для объяснения. А вместе с тем, понимание как-то само собой, медленно, неотчётливо, едва-едва начинает прорастать изнутри - ты осознаёшь, ты всё додумываешь, ты всё завершаешь в этой человеческой драме. Но как? Как такое возможно? Откуда это приходит?... Вот! Вот оно! Это и есть мастерство гения! Режиссёрский гений! А ещё, ещё конечно же, актёрский талант здесь парит доминируя в кадре. Тим Рот магией присутствия наполняет кадр. Лишь на другой стороне Луны Забуду дикий крик. Сменится радостью тишины Тот бесконечный миг... Устал я, устал я, всё надоело мне... С кем обычно ассоциируется 'это' лицо? У Вас с кем? С персонажами из кино Квентина Тарантино? 'Бешеные псы' там, например, 'Криминальное чтиво'? Древнее? Устаревшее? Позабытое всё это ныне? Послужной список 'звезды' пестрит работами на любой вкус, на любой 'цвет'. Более 150 картин в ролях больших и малых участием... Так с кем же? Для меня Тим Рот - это 'вечный Винсент Ван Гог' из далёкого 1990-го года. 'Пришибленный'( в том плане, что не от мира сего) гений с надрывом взгляда. Неприкаянность. Отсутствие энергии. Флегма во всём. Замедленность до заторможенности. Застылость в остановленности всего и вся в нём. В 'Закате' эта самая 'Застылость в остановленности' как раз и ведёт с нами разговор. И мазки этих красок - что тот полусумасшедший нидерландский художник... В какой момент он может отрезать себе ухо? А вот пожи ж ты, разберись. Что ещё? Такое впечатление, что закончив съёмку в 'Острове Бергмана' - а там вдохновение было утеряно у персонажа, Тим Рот не стал разгриммировываться. Он всё тот же и не тот - вновь пожаловал гостем. Его невозможно не узнать. Так что, может быть 'вторая серия' перед нами? Мы лишь из шведской островной обители на другой материк перенесены. Обретёт ли себя наш герой? В 'первой серии' это у него получилось. А что ему суждено ныне? Устал я, устал я, всё надоело мне... 7 из 10

blackmaria
blackmaria8 апреля 2022 в 13:16
Тим Рот в режиме равнодушного созерцания жизни

На Венецианском кинофестивале 'Закат' 2021 г. был одним из номинантов на звание 'Лучший фильм года'. Победу он не одержал, но безусловно достоин просмотра. Особенно сегодня, когда мы все и весь мир остановились в паузе, ожидая чего-то плохого и надеясь на лучшее. 'Закат' - это история равнодушного человека. И равнодушие его тотально. Он богат, вокруг него всегда есть люди. Но его ничего не радует и ничего не интересует. К концу фильма мы узнаем почему он такой. Но режиссер и сценарист фильма Мишель Франко ('Хроник' 2015 г., 'Новый порядок' 2020 г.) интригуя зрителей характером главного героя и его взаимоотношениями с родными, все-же в центре внимания оставляет вопрос не 'почему?', а 'каково?' Каково это - жить, без особой привязанности к окружающему? Жить без эмоций? Жить без планов? Действие ленты 'Закат' разворачивается в Мексике. Герой Тима Рота окружен услужливыми местными жителями и наслаждающимися жизнью туристами. После известия о кончине матери, его родственники срочно улетают домой, в Лондон, а он притворяется, что потерял паспорт и остается совсем один. Один, ничего не делая и ничего не ожидая. Просто существуя. Подобных историй о людях, которые ничего не делают и остались один на один со своими мыслями в чужой местности в прошлом году было снято не мало. 'Остров Бергмана', 'Незнакомая дочь', сериал 'Белый лотос', также как 'Закат' - это безусловно ответ кинематографистов на опыт переживания пандемии. Весь мир уже 2 года существует в новом режиме. В 2020 г. мир начал свое стремительное изменение и отказ от большинства доминировавших ранее ценностей. Материальный мир, с его суетой вокруг богатств и социальных статусов оказался на обочине ценностей. А главенство получили здоровье, семейственность, эмоции и ощущение собственного благополучия. Герой Тима Рота максимально воплотил призывы современного времени. Он отказался от искусственных социальных норм и правил. Он отказался от вовлеченности в бессмысленную свистопляску обыденной жизни. Он делает все, чтобы избежать негативных событий, разговоров и эмоций. Но вместе с отказом об связей с обществом он отказался и от связей с собственной семьей. Чем это в итоге обернулось? Мужчина превратился в живой труп. Его равнодушие и обособленность заставили его страдать еще больше. А также заставили страдать любящих его людей. 'Закат' - это неоднозначный фильм. Он открыт для трактовок и интерпретаций. И это далеко не шедевр, который останется в истории кино. Но это крайне своевременный фильм. Он ставит перед зрителями вопрос 'Что будет, если самоустраниться от вовлеченности в неприятные события?' И дает жестокий ответ: 'Неприятные события - это жизнь. И жизнь в любом случае догонит тебя, а догнав сделает тебе еще хуже, чем было...' Героя Тима Рота в фильме спрашивают 'Что с тобой произошло?'. А он равнодушно отвечает 'Ничего'. Вот только сам фильм 'Закат' ярко демонстрирует, что с ним много чего произошло. И многое произошло из-за него. Из-за его равнодушия, нейтралитета и изоляционизма. Сейчас много кто постулирует необходимость заботы о самом себе, о своем психологическом здоровье и ощущении счастья. Это позиционируется как правильная формула, призванная уничтожить излишнюю конкурентность и суету в обществе. Это будет благом для отдельной личности, для социума и всей планеты. Но 'Закат' показывает, что подобный эгоцентрический стиль жизни и мировосприятия далеко не всегда является благом. Тут он не стал созидательной силой, а лишь сеял зло, превращая и без того несчастных людей в еще более несчастных.

grishatavro
grishatavro16 апреля 2022 в 23:42
Несчастливое неведение

Элитный отдых в Акапулько. Тим Рот, — на старости лет решивший уже не играть, а просто органично существовать в кадре, — отдыхает со своей сестрой и её детьми, причём делает это довольно отстранённо. Как гром среди ясного неба, прилетает скорбящая весточка из дождливого Лондона. Мать, само собой, в истерике собирает вещи и детей и летит обратно — её поведение в таком контексте более чем позволительно. В то же время её брат Нил остаётся как-будто безучастным и забывает свой паспорт в отеле. Как только он садится в такси, становится очевидно, что старик ничего не забыл, а просто не хочет лететь домой. Да и зачем персонажу Тима Рота возвращаться? Тут он спокойно сидит на пляже, волны омывают его ноги, а в руке каждый раз материализуется бутылка пива. К тому же, его новые друзья, которых ввиду языкового барьера главный герой абсолютно не понимает, и подружка-мексиканка, с которой у него развивается отдельный роман, — в общем, новое общество позволяет Нилу сидеть, пить пиво и тонуть в шуме непонятных ему звуков. И плевать, что вокруг хоть и тонко просвечивающая, но всё-таки военная диктатура и повальная преступность — она нужна зрителю, дабы пробудить в нём паучье чутьё и, затаив дыхание, ожидать чего-то жуткого. Собственно, жуткое случается именно когда Мишель Франко опять одурачил зрителя и усыпил его бдительность. Казалось бы, вот она, тематика: противостояние подходов «Царь хороший, бояре плохие» и «Когда щенок на пол гадит, виноват не пёс, а его хозяин». Однако никакого идейного продолжения эта линия не получает, а режиссёр снова просто наблюдает. На этот раз Мишель Франко уложился в ещё более короткий хронометраж, чем в «Новом порядке». Теперь лента и до отметки в час двадцать едва дотягивает. Уделить должное внимание тонким метафорам, продумать последовательность монтажа, раз 5 вставить кадры с постепенно уходящим в закат солнцем, которое слепит главного героя и делит действие на своеобразные главы, да и ещё уместить убийства, секс и юридические разбирательства в настолько короткий промежуток времени — значит проделать большую работу над сценарием и переписать его много десятков раз. Впрочем, очень тонкое умение режиссёра не затягивать свои фильмы, абстрагироваться от лишнего и выкидывать ненужный контекст здесь, вероятно, сыграло против него же. Кино идеально раскрывает психологическое состояние главного героя, при этом не давая ему почти ни слова. Всё его бегство от матери и её гигантского наследства, свинофермы и свиноматки, его поиск покоя и фатализм, а также причина такого поведения — всё это говорит об одном: не стоит судить человека по тому, как безучастно он потягивает пивко на пляже в компании незнакомцев. Вы не можете знать полного контекста его внутренних противоречий, поэтому если он молчит, то это не всегда значит, что ему нечего сказать. Исходя из этого, Мишель Франко призывает к одной простой вещи: банально проявите сочувствие. Примечательно, что он проводит свой эксперимент сразу на трёх уровнях: сначала он играет с второстепенными персонажами, затем с героем Тима Рота и уже в конце наносит главный удар, ставя в такое же положение зрителя. Как не иронично, что Мишель Франко, указывая на важность контекста, сам же решает умолчать о целой главе рассказанной им истории, и, кажется, напрочь забывает о человеке, который, вероятно, достоин сочувствия ещё больше главного героя — о его подружке-мексиканке, ведь не составит большого труда представить, какого должно быть ей после случившегося. Он настолько концентрируется только на главном герое, что остальные персонажи превращаются в простые функции противопоставления. Что ж, так режиссёр защищает тех, кто свято хранит свои тайны и копит проблемы в себе, ведь более открытые люди и без его помощи поведают о своём горе, однако метод реализации этой идеи в большой степени дискуссионен. 6 из 10

KritikaNedokritika
KritikaNedokritika31 марта 2022 в 15:10
«Ты же понимаешь, что подписывая этот документ, ты отказываешься от всего?»

Ненависть-чувство, которое разгорается медленно…особенно к тому, кого в прошлом ты сильно любил. Самая горькая ее форма-это ненависть к самому себе, и в ней тоже никого, кроме себя, обвинить не получится. Разве нужно ждать пятидесяти, чтобы понять, что все, что ты создал, все, что ты называешь своей жизнью, не имеет к настоящему тебе совершенного никакого отношения? Время «собирать камни» каждый переживает по-своему, но осознание того, что ты достиг финала, точно заставляет замедлиться и провести последние дни ТАК, как нужно было провести всю жизнь… Фильм Мишеля Франко, по сути, моноспектакль Тима Рота и остальные тут-не более, чем декорации на пути его героя из тьмы к свету, на который он, в конце концов, выходит…но по законам жанра-слишком поздно: на другом конце тоннеля его уже ждет Святой Петр… Чужая земля, чужие люди, чужой язык, чужие законы и чужой человек, смотрящий на тебя из зеркала-человек, который испортил тебе всю жизнь…Кто-то, под чью дудку ты плясал с самого детства, кто-то, кто лишал тебя свободы и удовольствий, кто-то, кто заставлял тебя угождать и нравиться, кто-то, с кем тебе больше не по пути, особенно, если этот путь-последний.

Kitamba
Kitamba26 апреля 2022 в 12:43
Завораживающая меланхолия с социальным подтекстом

В отличие от предыдущей — злой, яростной, страшной — работы «Новый порядок» новая лента Мишеля Франко кажется чересчур спокойной. Однако всего за час с небольшим — хронометраж символично рифмуется с закатом — знакомый сюжет о задержавшемся туристе в духе «Смерти в Венеции» успевает трансформироваться из экзистенциальной драмы в семейную, в криминал, в социальный триллер, в отпускную мелодраму и, в конце концов, в трагедию. Все, как в жизни, когда ты мгновение назад нежился на солнце, а, моргнув, наблюдаешь за крахом дня и мира вообще. При этом, если продолжать аналогию с «Новым порядком», то «Закат» не про сопротивление, а про принятие. Частный конец света пассивный герой с блаженной улыбкой и равнодушным выражением лица принимает удивительно апатично, вот только сдержанность персонажа Тима Рота эфемерна — это маскировка, защитный механизм перед пустотой и страхом. Ведь «фоном для отрицания семейной трагедии становится отрицание трагедии национальной». Так, главная для Франко тема «нежелания мексиканских властей признать свой моральный кризис» деликатно опускается на зрителя, словно закат. Духовный кризис, конец цивилизации абсолютная пустота и непроглядная темнота — вот что впереди. Или мы уже там? Для кого? Для тех, кто ощущает себя в чистилище. 7 из 10