Мысли-мысли-мысли. Восторги-восторги-восторги. От соприкосновения с советской классикой. 1977 год повествует о 1949-м. Лаконично, без спецэффектов, с десятком, не больше, ружейных выстрелов, а зрелище завораживает. История рассказана живо, увлекательно, с расстановками. Смесь жанров в перетоках один к другому. От триллера к ужасу, с приключениями знаменуя драму. Спокойно, дружище, спокойно! У нас ещё всё впереди. Пусть шпилем ночной колокольни Беда ковыряет в груди - Не путай конец и кончину: Рассветы, как прежде, трубят. Кручина твоя — не причина, А только ступень для тебя. Тайга. Совершенно иная среда. Совершенно иные законы. Себя постигаешь. Себя узнаёшь. Что ты такое есть в этом мире. Червяк или личность? Способен нести груз неожиданной ноши на плечах вот так вдруг, нежданно свалившейся, упавшей? Не застонешь? Не дашь слабину? Устал, дескать. Почему я? Пусть другие отдуваются. Борьба с самим собой без устали. Каждый день. Пришпоривая и одёргивая паникующее я, в постоянстве контроля за скулящим, ноющим. Случилась где-то с кем-то беда, натянул ещё непросохшую обувь и в путь. Свитер, потом пропахший, прожаркой дыма окуренный, под телогрейку — и в поиск. Надо-надо-надо. А по другому здесь просто никак. Ты — всегда! Ты — струна и кнут. Тут люди — наперечёт. Кто, если не ты? По этим истёртым ступеням, По горю, разлукам, слезам Идём, схоронив нетерпенье В промытых ветрами глазах. Виденья видали ночные У паперти северных гор, Качали мы звёзды лесные На чёрных глазищах озер. «Злой дух Ямбуя» начинается именно с этого. Экспедиционная партия сворачивается. Отдых маячит благами скорой встречи с цивилизацией. Ещё шаг, ещё один-другой и палатки, рюкзаки, костры можно позабыть. Деньги под расчёт на карман и прощайте комариный гнус, каменистая лежанка пастели, сапоги-скороходы, дневная жара с ночным холодом в насмешке, отсутствие благ быта и прочее-прочее-прочее… Ах, как загуляю… как отдохну «на полную катушку». Да, уж. Это точно. Но не судьба. На гольце Ямбуя пропал вахтенный наблюдатель. И это уже второй случай в этом квадрате. Паника. «Отказников» численность ширится. Страх движет людьми. Рассеять туман загадки решает старший партии. Только сам. Назад. Вернуться. Туда, откуда вчера, многокилометровый пеший марш с оленями проделав, с группой пришёл. И не роптать. И не канючить. Поблажки себе не давая. Тут следователей нет. Тут милиции не предусмотрено. По крупицам, сопоставляя одно с другим необходимо обрести понимание. В зыбун угодил? Лихим разбойничкам помехой стал? А может быть зверь заломал? При этом тунгусы (они же эвенки) о злом духе этого нехорошего места ведут речь. И аргументы, доводы весомы — не может всего человек знать. Мало ли что… Перед зрителем увлекательная интрига в событиях, лицах. Разворачивающаяся посреди дикой, бескрайней природы. Тут медведи рычат, псы-сторожа лают, рысь присматриваясь промышляет, соболь шустрит в заботах, лиса ищет лакомство. Сказка для взрослых. Байка, имевшая место быть. 8 из 10
Недавно мне посоветовали посмотреть этот фильм, необычайно восторгаясь им. Дождавшись длинных выходных, решила посмотреть, что там так нравилось старшему поколению. И… не разочаровалась. Музыкальное сопровождение с первых минут держит в напряжении и не даёт расслабиться ни на миг. Потрясающие по красоте дикие места в восточной Сибири завораживают. Непроходимый, жуткий, безлюдный, безмолвный лес, где любой шум, даже птица, пугает, топкие болота, опасные горы, дикие животные, а их там предостаточно: юркие соболи, пушистые лисы, мощные медведи, разнообразие птиц и клыкастые волки. Кстати, съёмки проводились в окрестностях села в районе Якутии, что придаёт достоверности. Природа вообще играет в этой картине самую главную роль: человек ежеминутно должен быть на чеку и бороться за своё выживание. А тут ещё жуткие события, которые начали происходить с экспедицией геодезистов: бесследно пропадают люди. Именно бесследно! Враг хитёр, опасен и очень сообразителен. Сюжет закручивается лихо, вот уже участники экспедиции начинают подозревать «своих». А тут появляется местное племя эвенков, которые лишь подливают масла в огонь, рассказывая легенду о злом лесном духе, который недоволен. Интересны и необычны (некоторые из них вообще в шок приводят неподготовленных) уклад племени, их мышление, общение, традиции. Отличная игра актёров и обычных эвенков (эвенки просто играют сами себя) лишний раз говорит в пользу фильма. Много неожиданных для восприятия моментов. Фильм был снят в 1977 году и основан на одноимённой книге. Мне кажется удивительным, что он при всей своей необычности смог затеряться среди других и не стал популярным. Однако, награда нашла своего героя: премия Джека Лондона за лучший художественный фильм на I МКФ фильмов об Арктике в Дьепе, Франция. Невозможно описывать фильм без спойлеров, они там на каждом шагу. В этом фильме старшее поколение может вспомнить таёжную романтику, посиделки у костров, молодёжь наглядно увидит все тяготы жизни на Севере. Мистика, тайна, ужас, эмоциональное напряжение, ощущение, что за тобой постоянно кто-то наблюдает, образ жизни другого народа — всё это и многое другое можно открыть для себя в фильме. Советую всем. 10 из 10
Рядовой Бадоков (эвенк), моему будущему деду, во время Великой Отечественной войны — честно, как сослуживец сослуживцу: «Ха-ха-ха, какой эвенк дом?! Эвенк тайга ходил, белка глаз бил, а ты спрашиваешь, где эвенк дом!» Людям среднего поколения хорошо знаком фильм со столь неполиткорректным и религиозным для не верящей ни в сон, ни в чох советской эпохи названием — «Злой дух Ямбуя», в пору их юности ассоциировавшийся с чем-то запредельно дерзким, вызывающим, почти бунтарским. Никаких подвигов ленинцев и трудовых будней пролетариев — вместо этого дикая лесотундра тех задворок Союза, где немногочисленным местным жителям глубоко плевать, какая власть в Москве, да и само слово «Москва» никому ничего не говорит… Ну разве что какой-нибудь умник из числа туземцев рискнёт предположить, что Москва — это далёкая-далёкая страна русских, где у всех много-много оленей… Нет, серьёзно: есть отчего вспомнить такое кино нашим отцам и дедам — шутка ли, во время оно любой боевик, ужастик или вестерн отечественного производства неизбежно наводил шороху на не испорченные западными штучками советские массы! А здесь, кроме всего прочего, есть даже сцена поедания людьми самой натуральной медвежатины — и это даже до выхода печально известного итальянского гора (gore — оно и в Африке, тьфу то есть в Южной Америке горе, горюшко горькое то бишь) «Холокост каннибалов»! Если б создали «Злой дух Ямбуя» не в «Империи Зла», а в богобоязненной Италии, как «Холокост каннибалов» (где, как ни трудно в это поверить, во время съёмок погибло всего ничего — только пара рептилий типа змеек и черепах), то режиссёра «зелёные» точно бы укокошили — за то, что вместе с эвенкийскими статистами массовки актёры смаковали мишуткин череп; за то, что оператор выхватывал кадры, как не испорченные цивилизацией сибирские туземцы ножичками срезают лучшие куски мяса с поджаренной головы русского бера! Но это ещё что! У старейшины эвенкийского племени нет ушей, и матриарх со знанием дела поясняет русским: мол, заблудились бы в глубоких снегах, как он, — тоже бы небось не побрезговали утолить голод собственными ушами али ещё какой-нибудь выступающей частью тела, быть бы живу! Одним словом, советский ужастик — он такой себе ужастик, что и показывать ничего особо не надо, сама атмосферность и лексика фильма утрёт нос большинству западных ужастиков с самыми актуальными спецэффектами! Конечно, без ляпсусов тут не обошлось. Например, если знать, где находится пресловутое урочище Ямбуй, то становится понятно, что на месте эвенков на самом деле должны быть эвены. Но в конце концов, это только сами эвены и эвенки без труда различают друг друга, а русские, даже самые образованные, путают их сплошь и рядом. Так, в Матёре, если верить сибирскому писателю Валентину Распутину, жила одна «тунгуска», и односельчане шутливо называли её «твоя эвенка», но ведь «тунгусы» — это эвенки (муж. — эвенк, жен. — эвенкийка), а для эвенов (эвен и эвенка соответственно) синоним совсем иной — «ламуты»! Но какие вообще претензии к съёмочной группе, если исполнители главных ролей эвенков, Ольга Ензак и Родна Ешонов, — вообще тувинцы?! А снимали — не в районе приохотских хребтов (где расположен реальный Ямбуй), а в каком-то якутском стойбище эвенков! Скажите спасибо, что хотя бы в массовке в самом деле снимались эвенки (так что эти дошколята, духом не умеющие читать, но зато прекрасно управляющиеся с оленями, — в самом деле дети эвенков, а остальные актёры не обязаны быть теми, кого они играют, а лишь обязаны хорошо играть, и здесь они играют хорошо, хотя это и не очень известные актёры.) Так что это и впрямь очень сильный фильм для своего времени. Хотя и явный анахронизм для начала XXI в., способный разве что привлечь интерес ностальгирующих граждан не существующего ныне государства и их детей, по каким-то причинам отвлёкшихся от гаджетов и спутникового ТВ и обратившихся к постижению реалий восточносибирской глубинки! Или не анахронизм? Задумайтесь на секунду, так ли уж изменился быт таких мест, как Ямбуй, с осени 1949 г., когда русские картографы и эвенкийские (эвенские, якутские,… — нужное подчеркнуть) охотники вступили в бой с чудовищем, охранявшим эти девственные места от натиска цивилизации?.. 7 из 10
Действие фильма разворачивается в послевоенные годы. Место действия — восточная Сибирь, куда и отправляется геодезическая экспедиция для составления первой топографической карты местности. Задание было срочное, по приказу самого Сталина (а тогда попробуй отказаться, даже страшно было представить). Экспедиция почти справилась с поставленной задачей и участники уже было планировали возвращаться, но внезапно группа получает сведения, что на гольце Ямбуй исчез наблюдатель В. Ефименко. Поиски результатов не дали, а это уже второй подобный случай. Под угрозой срыва экспедиции и жизни участников начинается расследование этих странных исчезновений. Таким образом начинается завязка прекрасного советского фильма. На протяжении всего времени поражает красота восточной Сибири, эти манящие и пугающие необжитые места, где царствует природа, а человек борется за выживание. Также в фильме показан быт коренного народа этих краев — эвенков, они кстати, безупречно сыграли для непрофессиональных актеров. Ну и конечно нельзя не отметить замечательную игру Юрия Заборовского, который выступал в роли начальника экспедиции и вел свое собственное расследование происходящего. Также хорошее впечатление оставляет персонаж Карарбах — глухой и неразговорчивый старик, но вместе с тем мудрый и находчивый. Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение, которое играет непосредственную роль для передачи таинственной и загадочной атмосферы тех мест. Итак, прекрасные виды природы, отличная актерская работа, сюжет, который до последнего держит в напряжении и создает таинственную атмосферу, музыкальное сопровождение и конечно же, приятный закадровый голос делают этот фильм привлекательным и интересным для просмотра. 9 из 10
Федосеев написал много интересных и достоверных книг о своей жизни, в основном о своих геодезических экспедициях. А он побывал в местах, что и не снились вымышленным персонажам голливудских адвечуристов-режиссёров. Названия его книг сами за себя говорят — «Злой дух Ямбуя», «Хребёт Джугджур», «Последний костёр Улукиткана» и др. Можно предположить, что Федосеев был в числе людей, наблюдавших с близкого расстояния падение Сихоте-Алиньского метеорита, например. По крайней мере, он мог работать в тех местах в то самое время. Кажется, это был конец 40х годов. Те времена были поистине «золотых» веком геодезии, когда завершалась картографическая эпопея первой реальной науки геграфии, начатая ещё в античные времена Птолемеем, Аристотелем и прочими учёными. В 40х годах геодезия завершала построение геодезической сети в нашей стране. Возможно, были это самые неисследованные в те времена места на Земле. Морозы 50—60 градусов, короткое лето, болота на вечной мерзлоте. И горы, горы и реки. Я завидую людям той эпохи. Они могли сказать, уходя на закат: — «Нам было трудно, но мы сделали всё, что нужно для человечества и чуть больше». И действительно, геодезист был первым из полевиков при начале реального освоения территорий. Ни геолог, ни строитель, ни тем более военный ничего не сделают без карты, топографической карты. Судя по всему, Федосеев работал и на военное ведомство, тогда главной топографо-геодезической службой была именно военная. Сейчас это положение не так явно, но сохраняется, между прочим. Сам побывал только в экспедициях с геологами, пусть и не как геодезист, но как картограф. Кстати, однажды на одном из пунктов геодезической сети мы обнаружили следы обновления, т. е. новую пирамиду, а рядом с новой геодезической маркой лежало расколотая пополам чугунная шайба с рельефной подписью — «Ея императорского величества военно-геодезическая служба» (или что-то наподобие это). Было это в глухом Забайкалье, в местах чудовищной красоты и безлюдия. Находку забрал с собой, но где-то она затерялась, в суматохе перестройки. Может быть, у тёщи до сих пор лежит? Но туда уже не попаду. Книги Федосеева весьма достоверно изображают быт и уклад экспедиций, подтверждаю. Может быть, даже слишком подробно. Но суровая красота природы, где он работал, те невероятные для городского человека события с лихвой искупают некую казённость событий. Компенсируют! Рассматриваемый фильм — единственный фильм, снятый по произведению Федосеева. И в них занимательность, художественный момент несколько, на мой взгляд, принесены в угоду достоверности бытия. Практически мы наблюдаем видеорепортаж, настолько качественно воспроизводится быт тех лет и суровая красота тех мест. Лишь монтаж и сюжет превращают видеопоток в художественное произведение. Ничего лишнего, напускного, для эффекта. Немного жаль, что фильм получился несколько скучноватым для современно развращённого (в среднем, конечно, в среднем) зрителя. Но возможно, и его прошибёт тем могучим потоком истины, который характерен только для реальной жизни реальной (а не россиянски-виртуальной) системы, которой был СССР тех лет. Я же читал книгу как зачарованный. Чего стоит только исчезновения людей в глухой тайге, и наблюдаемые при этом непонятные, жуткие подробности. В тайге, знаете ли, совсем по другому относишься к любым приметам, а не только связанным с угрозой собственной жизни. Жутковато-с бывает по ночам. Ну, да это тема другого разговора… Фильм и конкретно эта книга из всего творчества Федосеева максимально беллетризированы и приятны для чтения и просмотра. Для потребления, сказали бы сегодня. Сам я впитал (а не потребил) эту книгу Федосеева последней, уже в начале 80х, когда жизнь в основном сложились. Тем не менее, прочтение других книг Федосеева явно повлияли на мою судьбу, хотя и не они определили её в основном. И я не жалею. Спасибо Федосееву за те часы счастья, что он подарил мне и другим благодарным читателям своих книг. Спасибо за и за фильм, реалистичный и занимательный. Это волшебное окно в суровую, но привлекательную для настоящих мужчин, да и женщин, реальность настоящей, а не поддельной жизни. Когда упаковка не имела никакогодругого значения, кроме утилитарного сбережения продукта. Надо много работать, чтобы вернуть настоящий вкус современной жизни. Чем-то придётся и пожертвовать. Но другого пути нет. Велика Россия, а отступать некуда, на кону — само существование русской цивилизации! P.S. Где-то прочёл, что Федосеев заканчил Новосибирский институт геодезии и картографии, при этом будучи уже начальником экспедиций и отрядов много лет. Интересно, что и сегодня НИИГАИК служит той же цели — так, например, мой начальник сахалинской экспедиции 1982 года тогда тоже учился (на заочном) в том же ВУЗе. И я даже делал за него одно учебное задание. Но вот не знаю, какую оценку ему тогда поставили. Уехал раньше, чем его прислали результат. И это меня до сих мучает. А вдруг схалтурил я тогда? И лишил страну нового Федосеева? Оценка, за реализм в показе настоящей жизни 8 из 10
Кто знает, каким был бы наш кинематограф, развивайся он в среде вольного творчества. Государство заказывало патриотические гимны Человеку труда, Человеку созидателю. Творцов же тянуло совершенно в иную сторону. Отсюда рождались жанры-монстры, главным из которых стал истерн. «Злой дух Ямбуя» был популярен в начале 1980-х и воспринимался как фильм ужасов. Он снят по одноименному роману писателя Григория Федосеева. Действия происходят после войны во время геодезической исследований малодоступных районов Восточной Сибири. Неподалеку от гольца Ямбуй одним за другим исчезают несколько участников экспедиции. Их коллеги отправляются на поиски, по пути встречаясь с местными жителями — эвенками. Эвенки рассказывают историю о злом духе Ямбуя и советуют держаться в стороне от этого места. Но ученые-материалисты продолжают свой путь. Получился чистой воды вестерн. Начальник экспедиции — вылитый Ли Ван Клиф. Эвенки следопыты — чем не индейцы со своими жутковатыми обрядами. Особое впечатление производит сцена поедания медведя. Естественно, присутствует и большая дорога, полная испытаний. Присутствует и тема погони: кто-то неведомый крадется по следам участников похода на Ямбуй. Из-за полного отсутствия декораций и спецэффектов она напомнит «Ведьму из Блэр». Фильм, конечно, не шедевр, но любопытен как образец советских жанров-монстров. Кстати, эту статью отколнили модераторы сообщества «Культовое кино». Может быть, их напугал Ямбуй? 8 из 10
Прекраснейших фильм. Он очень сильно отличается от современных голливудских шаблонов, причем только в положительную сторону. Отличная история. Рассказанная просто, как-бы со стороны, как-бы по документалистически. Кино просто погружает в историю и создается впечатление, что ты сам находишься рядом с героями, чувствуешь их, слышишь разговоры, переживаешь с ними. Очень красиво показаны местные жители (эвенки). Их жизнь, традиции, умения. Как они общаются со своими и с геодезистами. Прекрасна операторская работа, пейзажи и животные. Работа с животными — это просто не реальная крутизна (думаю ничего подобного вообще никогда не видел). Насколько просто и в тоже время завораживающие показан животный мир тайги. А собаки — да это шикарно. Игра актеров — восхитительна. Как бы не заметна, но каждое движение со смыслом, каждое слово — информация. Да этот фильм просто потрясающий, он как глоток прохладной воды в жарки душных день.
Первый раз взял в руки DVD с этим фильмом в 2005 году. Я читал Федосеева и книга была потрясающая, но что-то мне подсказывало, что Совковские реж. испортили фильм. Но фильм все же тогда купил, по рекомендации матери… Скажу честно, с самого начала фильма можно сказать только одно. ВЕРЮ. Верю, во все, что происходит на экране. Атмосфера, которая царит на экране, мало кого оставит равнодушным. А красоты природы, тем более. И на фоне всего этого прекрасного действия разворачиваются совсем уж не прекрасные события. Честно признаюсь, во время просмотра голливудских ужастиков мне не было так страшно. Не буду раскрывать интригу и рассказывать фильм. Но создатели фильма пробудили во мне, как в охотнике, все мои страхи перед лесом. Я многому научился в этом фильме. Многое понял. И честное слово, перетрусил как ребенок… Фильм смотреть всем. Мужчинам и парням просто обязательно и без разговоров. Женщинам и девушкам, чтобы знали тяжелое мужское дело. И конечно же детям, потому что фильм их научит очень многому… Первый фильм, которому ставлю 10 из10!
Если вы — любитель пощекотать себе нервы в кино, то к просмотру этого фильма опоздали на несколько десятилетий. А тогда, за неимением всяких «улиц вязов» и «челюстей — гризлей» на советском киноэкране в стул вдавливались все. От фильма вы вряд ли получите бессонную ночь, но правдивость присутствует в каждом кадре. Порой, смотря современные ужастики, понимаешь, что поставленное — скорее малореальная фантазия создателей кино, и только нервно реагируешь на спецэффекты, а собственный генетический страх спит сном праведника. Но здесь он может проснуться, ибо реализм происходящего прекрасно продемонстрирован. Пол-фильма — ожидание чего-то неизвестного и страшного. Затем этот нечеловеческий крик над гольцом Ямбуй, достойный пощрения на Киношоке. Далее — всё уже предсказуемо. Однако фильм явно украшает колорит быта эвенков. И очень интересная игра Ольги Ензак. Обязательно посмотрите, интересная работа. 8 из 10