Алексей Беглов — когда-то известный чечеточник (степист) — теперь репетитор при эстрадном коллективе. Неожиданно к нему обращается некто Аркадий, приехавший из Воркуты и мечтающий прославиться, с желанием научиться степу… Излет советского кино подарил взлет Карену Георгиевичу Шахназарову. Его «Курьер» и «Город Зеро» стали киноотображением перестройки. Но ещё раньше он будто бы подвел своеобразные итоги застоя. И сделал это с теплотой, а не с жестокостью, что было вроде и не в тренде. При этом взял близкую ему сферу — область музыки (искусства). Тем паче, что у него уже был опыт обращения к музыке в «Мы из джаза». Только там были трудности тернистого пути в будущее, создаваемого музыкантами. А здесь — смирение с ушедшей славой и гордость за прожитое. Часто ведь приходится слышать, что поколение застоя, не говоря уже о более раннем, сталинском и даже оттепельном, прожили жизнь несвободно и мол-де напрасно. Судьба Алексея Беглова намекает, что прошлое оставило нам кое-что, а сами себе мы пока что создали не очень много (назидательный монолог Беглова, не только осуждающий алкоголизм, но и напоминающий про ДнепроГЭС, появившийся отнюдь не с неба, а благодаря труду людей). Кстати, Евстигнеев (Беглов) сыграл роль своеобразного спящего вулкана, который готов в любой момент проснуться. Казалось бы податливый, но гордый (на таком контрасте сыграны эпизоды в магазине — «что ты тут болтаешься» и в гостинице — молчаливый уход). Вроде равнодушный к судьбе степа («не буду я тебя учить») и «загоревшийся» на хрупкой надежде возродить номер «Гаучо-чечеточник» («Ты будешь танцевать степ?!»). И, конечно, евстигнеевское исполнение получилось блистательное, а фильм превратился в бенефис актера. Хотя и Панркатов-Черный, и Никоненко, и Гундарева, и эпизодники сыграли в высшей степени здорово. А ещё есть «звёздная болезнь» современных эстрадников (это не только героиня Натальи Гундаревой, но и персонаж Никоненко), проистекающая от неосознанности сиюминутности славы (она разбивается о японскую чудо-машину) и изменение мировоззрения советских людей, особенно заметное в противопоставлении-дружбе Беглова и Аркадия (трудовая этика первого, нагловатость и «жажда славы» второго). В том числе и в методах воспитания — Аркадий верит в силу денег, Беглов — в силу порыва (кураж). Темный зал в финальных титрах, в котором раздается стук ботинок, примиряет героев, восстанавливая преемственность. Точнее, давая надежду на нее… Вопросы могло бы вызвать название, но иногда суть кино выражается не в полном метраже, а в одном из эпизодов. Почему же избран «Зимний вечер в Гаграх»? Да потому что в нем (в вечере) сошлись любимое дело и любовь близких. Почему такой финал? Потому что «тот вечер» окончательно стал прошлым… Неважно, счастлив ли Беглов сейчас — он хотя бы был счастливым тогда… И весь фильм становится, как ни парадоксально, сиквелом к короткому, но яркому эпизоду, и вопросом к нам: сможем ли мы прожить жизнь хоть в чем-то так же как он?
- У меня всё есть, мне диван нужен, — ответил Беглов. Это его жизнь. Есть слава, но она осталась в далеком прошлом. Есть мастерство бить степ, да только никому это больше не нужно. Есть дочь, но она не хочет видеть его на собственной свадьбе. Интересный человек этот Беглов, интересный. Он своенравен, горд. Но он и трусоват, очень добр и всегда готов попросить прощения за свои слова. Наконец, кто-то вспомнил об этом деле, бить чечетку. Но Беглов жеманится, не хочет брать ученика. То ли ему лень, то ли он боится чего, не понять его. Только вот деньги-то всем нужны, он и соглашается. Словом простой человек, как и все, со своими причудами и небольшими пакостями. Кажется, он сам испортил свою жизнь. Не намеренно, просто такой уж у него характер, ничего не поделаешь. Он живет, как бьет свой степ. - Понимаешь, степ это, когда ты всё, ну не можешь больше, тебе нужно сделать что-то такое, прямо здесь и сейчас, и ты начинаешь бить степ, — говорит Беглов. Не может он сдержать себя. Входит в кураж степа. Он хамит и начинает учить жизни молодого парня из Воркуты, который действительно хочет научиться чечетке. А когда у самого проблемы возникают, первый же и бежит к этому парню. Просит о помощи. Не знает что делать, просит совета. А парень-то хороший, обижается, но всё равно помогает старику. За что Алексей Иванович его так? Непонятно. Такой человек. Беглова не отпускает былая слава. Дома даже висят афиши собственных выступлений. Нет, он, конечно, давно смирился со своей участью. Но прошлое не отпускает. Да и как оно может отпустить, если всё самое лучшее в его жизни осталось далеко позади. И популярность, и любимая дочка, и тот зимний вечер в Гаграх. Что ему остается, одинокому старику, кроме этих воспоминаний? Видимо ничего. А всё остальное оказалось зря. Неспроста, он под конец вспоминает эту незамысловатую песенку про пчелку и гусеницу. Когда-то и он был пчелкой, беззаботной и веселой. Но что-то, как всегда бывает в этой жизни, пошло не так. Теперь вот и он стал гусеницей. Он не жалуется, никому не показывает своей тоски. И всё же отчаянно хочет улететь с пчелкой. Но не судьба. Кто-то выкупил из комиссионки диван, таких ведь больше не делают. А жаль. 10 из 10
Осень человеческой жизни приходит в свой час, неспешно и неумолимо. Оглянуться не успеешь, а уже за плечами ворох старых болячек и пожелтевших впечатлений. В которых ты ещё вроде многое можешь, многое хочешь. Но последний троллейбус уже потихоньку выруливает в депо. «Зимний вечер в Гаграх» передаёт элегию прожитой жизни через декорации советской эстрады. Угловатой, полу-любительской, местами циничной, местами трогательной, так не похожей на выверенную до каждого шага американскую или душевно-распевную французскую сестру. Забытый мастер ушедшего жанра, чечеточник Алексей Беглов (Евгений Евстигнеев) живёт в полудрёме меняющихся будней. Вокруг что-то сверкает, переливается и звенит, но бывший кумир далёк от современной мишуры. Одинокий, никому по настоящему не нужный, он механически присутствует где-то в сторонке от сцены, иногда что-то советуя, а чаще просто находясь в эстрадной атмосфере, которая всё норовит ускользнуть, растаять. Вот уже живой звук начинают заменять компьютерные записи, усложняются декорации и исчезает кураж. Но перед настоящими холодами прощальную гастроль проводит бабье лето. Поддавшись на обманчиво тёплые ностальгические лучики, разбуженные упрямством провинциала из Воркуты (Александр Панкратов-Чёрный) и телевизионной эпитафией, старый волк стэпа встрепенулся и даже попытался принять боевую стойку. Огонёк угасающей свечи засиял былым светом, но… Меня всегда восхищали высоты старой советской актёрской гвардии. В игре Евгения Евстигнеева я не вижу лицедейства. Стойкое впечатление, что снимают реальную жизнь артиста, без репетиций и дублей. Кажется, что Евгений Александрович не задумывается, куда встать перед камерой, с какой интонацией сказать текст, какую изобразить эмоцию. Всё идёт естественно, своим ходом. То же самое происходит в фильмах, где живут Анатолий Папанов, Олег Даль, Нонна Мордюкова, Василий Шукшин, Олег Янковский, Евгений Леонов. Поэтому, когда герой Евстигнеева ворчит на не пойми-какую молодёжь, я с ним соглашаюсь. Если перевести на киноактерский язык, то в вышеперечисленный ряд из современных актеров я могу добавить только лишь Евгения Миронова. Несомненно, нечто похожее чувствовал и режиссер Карен Шахназаров. Удивительный человек, имея огромные возможности при должности гендиректора «Мосфильма», он не скатился в высокобюджетный мейнстрим, а продолжает снимать человеческие картины со свои неповторимым почерком. «Зимний вечер» в какой-то степени дополняет линию «Мы из джаза» (в которой, кстати, тоже работали Евстигнеев, Панкратов-Черный, Петр Щербаков). Именно заслуга режиссера, что массовый зритель вспомнил о чечетке, увидев в деле лучших представителей жанра — Евгения Зернова, Владимира Кирсанова, братьев Игоря и Олега Федоткина, и, конечно, Аркадия Насырова. Хотя Алексей Беглов имеет реального прототипа Алексея Быстрова, именно в судьбе Аркадия Насырова я вижу связь придуманного и настоящего. Исполнитель роли молодого чечеточника повторяет путь своего героя. Популярный в восьмидесятые (я даже помню его сольные выступления в «Утренней почте» — Олимпе советской эстрады), в девяностые он ещё гастролировал, работал в театрах, а потом уходил в тень, в репетиторство, на обочину. Глядишь, и скоро покажут по НТВ передачу про «былые заслуги», а дальше по сценарию фильма. «Зимний вечер в Гаграх» — грустная картина. Но эта грусть светлая, ностальгическая. Мир летит вперёд, люди остаются в своём времени. Нам всегда будет казаться, что оно было добрым, человеческим, наивным, но настоящим. И так из поколения в поколение. Тот же Евстигнеев аллегорически спел: И вздыхая всё «Ох!» и «Ах!» тонет гусеница в слезах, а над нею жужжит пчела, как всегда весела. Мастер ушел, но его искусство осталось.
Кино, которое просто потрясает образами, исполненными актерами. Это просто великолепно. Это вот когда смотришь и говоришь — вот именно так и должно быть. Вот именно так выглядят капризные звезды и их «золотой кружок», который мы видели в этой картине. Именно так выглядит бездарный ведущий, считающий себя человеком, который понимает искусство, которого показал нам Ширвиндт. Именно так выглядит забытый гений, забытый кумир, с тем самым куражом в глазах, которого мы могли видеть в исполнении Евстигнеева. Бесспорно это кино актеров! Именно за счет их потрясающего перевоплощения в эти собирательные образы оно так интересно смотрится. Кино, которое будут вспоминать и смотреть еще долгие-долгие годы. Я не упомянул об еще одном замечательном актере, который сыграл в этом фильме одну из ведущих ролей — Александр Панкратов-Черный. Конечно, он тоже замечательно сыграл и его «Адриано Челентано» уже вошел в историю и сленг. Этот фильм безумно веселый, но в нем поднимают очень серьезную проблему! Проблему смены поколений. Проблему возраста и старения. Когда ты начинаешь понимать, что ты уже не так сильно нужен и немногие с тобой считаются. На протяжении фильма я то от души смеялся, то еле сдерживал слезы. Например, замечательная сцена с первой передачей по телевизору — надо просто видеть мимику Евстигнеева, и момент, когда главный герой сидит в одиночестве в сценическом костюме, в котором он когда-то выступал или сцена, когда дочь просит его не идти на ее свадьбу. Фильм прекрасно водит по волнам чувств, заставляя то радоваться, то грустить. И, конечно, не мог не написать про еще один момент. Когда какой-то молодой парень показывает танцевальной труппе новую машину, которая воспроизводит музыку. Говорит что-то вроде « скоро уже никто не будет нужен… машина все сделает за тебя чистое творчество». Замечательные слова, которые к сожалению потихоньку воплощаются в реальность в наше время. И еще, почему-то образ капризной певички, которую прекрасно сыграла Гундарева, у меня вызвал образ Пугачевой. Показалось, что вот как будто с нее копировали. Оценка: 8 из 10
Казалось бы такое романтическое название фильма уже говорит о истории любви. И вот смотришь весь фильм и думаешь: ну где же тот зимний вечер в Гаграх? Говорят, что самое ценное в жизни, как зерно лежит незаметно на дне бочки с водой, а вся мишура плавает на виду у всех. Главный герой уже в преклонном возрасте осознал, что главной его ценностью была не слава и обожание публики (мишура), а дочь, так как он согласен отдать все, что ему еще осталось прожить, чтобы повторился зимний вечер в Гаграх — степ в дуэте с маленькой дочкой. Это фильм-мольба о том, чтобы мы не повторяли ошибок старого актера, чтобы берегли семью. Еще это фильм-ода настоящему искусству, требующему много сил и работы над собой, чему свидетельствуют слова главного актера: «И что это за отношение к жизни у Вас, у современной молодежи? Я вот вспоминаю себя в твои годы. Я днем и ночью работал: днем — на заводе, вечером — степ до изнеможения. И вот результат. А вы привыкли, понимаете ли, на готовое, только бы по меньше работать и по больше получать. Да еще пить начал. Это уж совсем последнее дело. Запомни: искусство и это безобразие — несовместимы!» 9 из 10
Один из моих наилюбимейших отечественных фильмов. Всё тот же уважаемый мною режиссёр Карен Шахназаров. Фильм повествует об уникальном исполнителе чечётки Алексее Беглове, в своё время являющимся кумиром, а впоследствии дающим уроки степа в танцевальном коллективе при банальном, скажем так, ДК. Этот замечательный танцор с непростой судьбой уже почти всеми забыт, но он не утратил двух главных вещей в своей жизни : характер и степ. Евгений Евстигнеев, как всегда, на высоте. Невероятный талант! Без комментариев. Невозможно обойти вниманием Александра Панкратова-Чёрного. Метаморфозы в поведении его героя на протяжении фильма очень убедительны. На мой взгляд, одна из лучших его ролей. Второстепенные персонажи (Наталья Гундарева в роли капризной популярной певицы и Сергей Никоненко в образе прогрессивного руководителя ансамбля) также заслуживают похвалы. Фильм ярок, глубок и музыкален. Есть о чем задуматься. Заслуженные 10 из 10
Я смотрел этот фильм еще в детстве, и уже тогда мне в душу запал образ, созданный Евгением Евстигнеевым. Помните: «В стэпе главное кураж!» Золотые слова! Точно такой же кураж в глазах был у великого Евстигнеева в роли стэписта Алексея Беглова. Превосходный музыкальный, пластичный и очень тонкий фильм, с элементами грусти и ностальгии… Прекрасны актеры второго плана: Петр Щербаков в роли «подлизы»-ассистента, Наталья Гундарева в образе «зазвездившейся певички», Сергей Никоненко — хореограф. Но главное, — это Евстигнеев. Особенно впечатляет конец фильма, когда герой Панкратова-Черного со страстью, тем самым куражом принимается бить чечетку. 10 из 10
Jчень интересный фильм. Таких забытых и брошенных остальными людей много, как знаменитых так и не знаменитых. У каждого из которых, есть свои взгляды на жизнь, подкрепленные богатым личным опытом, которые зачастую долго не выслушивают, игнорируют, но в итоге пережив и поняв как устроен мир, понимают всю важность сказанного. Кроме этого, есть любимые вещи, мелодии, мечты, которые может быть покажутся, другим глупыми, нелепыми и смешными, но каждая из них навевает этому человеку воспоминания о чем-то светлом, быть может давно минувшем, но так заветно хранимом в душе. Ну а забыть и предать действительно могут не только окружающие, но и очень близкие и дорогие сердцу люди, тем самым похоронив по-сути человека заживо. т. к. любой человек живет, делает, творит ради кого-то. Об этом много говорится, но мало что меняется.
Великолепный фильм! Живой и душевный. Способен задеть что-то внутри. Такие картины вечны.