Журавушка: отзывы и рeцензии

Данил Долгополов
Данил Долгополов7 августа 2011 в 21:02
Некрасов позавидовал бы

Странно, что этот фильм мало обсуждаем. Дело в том, что это один из лучших фильмов, показывающих жизнь русской женщины в послевоенное время. Она ждет убитого на фронте мужа, к ней стучатся «ходоки» так, что она отгоняет их топором. Она мечется в поисках надежды, находя ее то в вере к Богу, то в работе, то в своем ребенке. Трагедия Марфы (Чурсина) в том, что она остается верной своему мужу и не может ничего изменить, потому что он погиб. Ухаживания окружающих она отвергает. И от этого еще более несчастна, потому что одинока. Трагедия Глафиры (Мордюкова) почти такая же. Став одинокой, Глафира превратилась в циничную бабу-мужичку, которая может и отпор дать, и себя прокормить. Но при этом остается такой же несчастной, потому что война отняла у нее мужчину. Фильм снят в спокойном темпе, но быстрее современных фестивальных «Как я провел этим летом» и сложен по всем законам драмы. Фильм вторит некрасовскому взгляду на русскую женщину, и за это фильму огромное спасибо. Уже в 80-х таких фильмов не было совсем, и видимо, никогда не будет. Однако основной посыл фильма, мне кажется лежит, вне диалогов героинь: если с 41 по 45 боль пережили солдаты и их матери, то в последующие 5 лет — солдатские жены, которые ждали и ждали мужей, пока почтальон не принес похоронку. И вот эти муки ожидания искалечили не только их, но и окружающих. И только вера вела людей дальше по жизни. Вера в бога, в светлое будущее, да хоть во что! Недаром отдельной сюжетной линией выступают споры попа и комиссара о вере, о боге и о коммунизме — и истиной звучат слова отца Леонида (Жженов) о том, что комиссар Стышной (Джигарханян) тот же поп. -- Фильм снят по произведению Михаила Алексеева «Хлеб — имя существительное». Так же назывался сериал по мотивам его произведений, снятый в 1988 Григорием Никулиным. Обязательно посмотреть!

shyev
shyev2 августа 2011 в 00:22
Фильм сам по себе не очень хороший, но что вытворяет Мордюкова. Смотреть только из-за неё!

Сам по себе фильм слабоват, смотрится натужно, но лишь до того как вступает в свою роль Нонна Морюдюкова. Это было что-то. Её выступления смотрятся на одном дыхании. Мордюкова переиграла Чурсину в одну калитку, которая в этих сценах была скорее для мебели. Обличительная речь героини Пельтцер смотрится слабо и неубедительно, Мордюкова перед этим показала настоящую харизму, которая в реальной жизни нашла бы мощную поддержку. Вообще это были года наивысшего расцвета творчества великой актрисы Нонны Мордюковой. Если и стоит смотреть этот фильм, то только из-за неё.