Устами героев фильма неоднократно упоминается тема репрессий военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности герой Папанова упоминает, что был в тюрьме.
Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь 19 века в селе Батыево во Владимирской области.
Прототипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг Константина Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн.
В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 г. издания Константин Симонов написал о роли Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».