Жила-была девочка: отзывы и рeцензии

Иван Александровский
Иван Александровский7 мая 2020 в 02:30
Святое кино

Существует теория, согласно которой, человеку после смерти, чтобы пройти сквозь толстый слой атмосферы требуется вся энергия, которую он набирает в течение жизни. Если горючего много, он легко устремляется в высоту и попадает на самый верх. А если не достаточно, то человек просто удобряет почву, что само по себе тоже не плохо. Наверное, и с фильмами происходит нечто подобное. Кто вниз, а кто и вверх — в Раю ведь тоже надо крутить кино. 18 декабря 1944 года на экраны вышла «Жила-была девочка» Виктора Эйсымонта. Кино о блокадном Ленинграде, снятое, что называется «из первых рук». Маленькие девочки — Настя и Катенька день за днем живут в блокадном городе: лепят пирожки из песка, получают письма с фронта, играют в куклы, поют песню про отважного капитана, видят сны про новогоднюю елку — дети, они ведь всегда остаются детьми. А впереди зима, и надо идти за водой к невской проруби, получать хлеб, поить ослабевшую маму каплями датского короля. - Мы в кольце. - Кто мы? - Ленинградцы. Но ты не бойся — посидим, посидим, да выйдем! Сценарист Недоброво, сам переживший Блокаду, без лишнего пафоса, но с удивительной любовью рассказал нам одну из величайших историй XX века, а режиссер Эйсымонт за полтора долгих года до Победы, в перерывах между авианалетами, вдохнул в нее жизнь, положил на пленку. «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка, она зимой жила, было холодно-холодно, а девочка все весну ждала, думала, когда же это весна придет…». Некоторые фильмы исчезают бесследно, а некоторые попадают прямо в Рай.

kaana
kaana28 июня 2019 в 01:47
Как это сделано?

Как говориться в местах «отсидки» от 9 до 11 лет — Дано: ужасающая трагедия блокированного города, с его голодным и холодным кошмаром. Но и с работающей СИСТЕМОЙ, как могущей помогающей людям. Следующие привходящие «данные» — в стране продолжается война и общая обстановка только на пол-тона — тон отличаются от мрака блокадного Ленинграда. Ну, за исключением» Ташкентского фронта» и его «бойцов». Как не добавить в сознание зрителей дополнительные, ведущие к депрессии (а следовательно и апатии — ничего-ниделанью) нотки, а наоборот поддержать и воодушевить? И рассказать о трагедии и подвиге, одновременно? Не скатываясь в натурализм с одной стороны и патетику с другой? Авторы выбрали повествование через реакции-действия ребёнка. Причём это реакции и действия ребёнка в нормальной обстановке на ненормальные предлагаемые условия. И вот сочетая такие реакции авторы и доносят нам, в максимально «живом» виде трагедию и взаимопомощь, а в целом жизнь и смерть. Разбирая фильмы военного периода постоянно удивляюсь прямо-таки колоссальной работе мысли кинотворцов: ведь суметь донести правду и передать необходимую, поддерживающую общество в активном состоянии энергию — что, заметим, часто во время войны могло лежать в разных плоскостях и даже поверхностях тел смыслов — всё это совместить и подать без патетической агитки, без тошнотворного натурализма, но высокохудожественно и зрительски интересно — это работа требует, наверное, таких компиляторных и преобразовательных мощностей от сознания авторов, что просто восхищаешься проделанной ими работой. Как с удовольствием смотрим и результаты — фильмы. 8 из 10

Masha_Paris
Masha_Paris10 декабря 2010 в 21:34
Жила-была девочка

Посмотрела этот фильм впервые… К сожалению его никогда не показывали по телевидению. Данный фильм описывает участь детей в блокадном Ленинграде. Когда видишь те мучения, переживания, которые испытывают герои, тем более такие маленькие девочки : пятилетняя Катенька и уже повзрослевшая семилетняя Настенька, то слезы текут не зависимо от тебя… Фильм снят в 1944 году. Через полгода после премьеры фильма будет Победа. Придет весна и все будет хорошо. Здесь, как бы предсказывают Победу, так как люди верили в нее и ждали ее именно весной. Так и случилось и ЭТО поразительно. Так как действие фильма происходит непосредственно во время Великой Отечественной войны, а точнее он снят в это время, это еще больше дает тебе понять те события и приблизиться к ним душой еще больше и ближе. Молодежь должна смотреть такие фильмы и тем более их знать. Я считаю, что ТАКИЕ фильмы сейчас не снимаются и, к сожалению, этот Золотой Фонд не показывают и по центральному телевидению.

Ниллган
Ниллган31 мая 2010 в 19:31
Дети всегда остаются детьми.

- Я хочу пирожное! - А нету. - А где же все?! - Гитлер съел. - Все?! Ай-яй-яй, какой обжора! Действие картины разворачивается в блокадном Ленинграде. Главная героиня — семилетняя Настя. Ее отец, как и большинство мужчин Советского союза, ушел на фронт защищать Родину. А мать устроилась на завод, предоставив свою дочь самой себе. Девочке, как и всем детям того времени пришлось стать старше, чтобы не просто выжить, но и быть полезной своей стране, приближать всеми силами день Победы. Но Настя и ее пятилетняя подруга Катя — еще всего лишь ребенок… Фильм можно разделить на три части. Отличающиеся друг от друга не только временем года, но также манерой повествования, и обстоятельствами, влияющими на поведение и всю жизнь главных героев. Осень. Холодный сезон на берегах Невы, как начало истории блокады. Все гражданское население своими руками строит укрепления, чтобы не допустить проникновение врага в город. Стены и столбы пестрят объявлениями с патриотическими картинами и лозунгами, призывающими бросить все силы на защиту родного города. Даже взрослым еще не понять всю сложность ситуации, когда Ленинград становится отрезанным неприятельским кольцом от остальной страны. Все сообщения разорваны, почта и продукты питания если и находят своих адресатов, то нерегулярно и с большими перерывами. Все ждут и надеются, что советские войска вот-вот начнут одерживать победы над фашистскими захватчиками. А дети, оставленные без присмотра своими родителями, пусть даже и пытаются как-то помочь взрослым, но им хочется игр, развлечения и сладостей. Забывая о выполняемых поручениях, они надолго могут усесться играть с куклами или печь пирожные из песка. Самая большая радость не только для детей, но и для всех жителей города — весточка с фронта от мужа, отца и брата. Она дарит надежду, вселяет веру и уверенность в том, что стоит бороться, как делают это воины на поле боя. Письмо от солдата — единственное светлое и личное событие, которое может произойти в эти дни. Но если долгожданного листочка все нет? Нужно ли надеяться или же это означает, что близкий человек уже никогда не напишет, не приедет и не вернется. Страшно не получить письмо, когда все остальные были обрадованы выкриком их фамилии почтальоном. Настолько, что кажется лучше соврать матери, сказать, что никто сегодня из их дома не получил письма. Их отцам и мужьям просто некогда писать, они заняты делом. Зима. Под бомбежками немцев уцелевшими остаются все меньше и меньше домов. Реки покрылись льдом, снег заметает все дороги, отопления нет. Так же и запасы продовольствия подходят к концу. Поход за свежей водой к полынье превращается в самое настоящее приключение. С которым маленькой девочке невероятно сложно справиться. Вместе с едой заканчиваются и медикаменты. Лекарств не хватает даже в госпиталях, тяжелые нагрузки и голод приводят к болезням. Вылечить даже простую простуду в таких условиях нельзя. Шансы выжить тех, кто слег этой зимой невысоки, особенно если некому о них позаботиться. Холодными ночами люди больше всего мечтают о весне. Как будто вместе с окончанием зимы закончится и война. Наконец-то можно будет согреться, наесться и отдохнуть. Вернутся с фронта все те, кого так долго ждали и все будет хорошо. Как в сказке. Даже в это сложное время люди не забывают об окружающих. Все всегда готовы помочь, если это в их силах. Только дети могут вести себя также как и в мирное время. Играть, смеяться, ссориться и мириться бесконечное количество раз. И, несмотря на всю тяжесть этого времени никто из взрослых не осудит их за беспечное поведение. Нельзя лишать ребенка детства, даже если оно пришлось на военное время. Звонкий детский смех дарит новую надежду. Надежду на будущее. Надежду на то, что когда все это закончится, нынешние дети спокойно смогут начать новую жизнь, оставив все самое страшное в своем прошлом. Взрослым этого не дано. Именно детям строить будущее. Весна. Долгожданное тепло. Солнце, все оттаивает и с большим оптимизмом верится в счастливый финал. Но с приходом весны, война не заканчивается, не берет отпуска или каникул. Тем не менее, для тех, кто пережил эту зиму, приход тепла уже облегчение. Люди просыпаются к новой жизни, пытаются забыть горечь потерь, но помнить тех, кого нет. Детям легче — у них впереди целая жизнь. Они еще могут отвлечься от всех лишений во время своих игр. Но как же эта нагрузка? С которой даже взрослым невероятно сложно справиться? Нет, им не легче. Но они об этом не задумываются, сейчас. Виктор Эйсымонт снял кино о детях и в первую очередь для детей. Он рассказал простую историю о непростом времени. Фильм не о войне и не о взрослении. И даже не о тяготах и лишениях военного времени. Не поучительная и не сложная для восприятия картина. «Жила-была девочка» — это кино в чистом виде. Повествование о том, что было и как оно было. Для того чтобы зритель наслаждался и переживал, для того, чтобы помнил, даже через многие десятилетия. Виктор Эйсымонт рассказал, а дети сыграли. Прожили, пережили перед камерой отрывки своего собственного детства. Нина Иванова и Наталья Защипина, исполнительницы двух главных ролей Насти и Кати непосредственно, трогательно и на все сто процентов убедительно выполнили свою работу. Их искренняя, без тени притворства игра погружает зрителя всего без остатка в фильм. Так, что кажется, что ты сам оказался действующим лицом всего произошедшего. Этот фильм является частичкой нашей истории и нашей победы, и он тем более значим, что снимался именно в то время, о котором повествует. В том самом осажденном городе. В Ленинграде. И важен он тем, что дарил своим создателям и зрителям так необходимую тогда Надежду.

kpblcka
kpblcka23 февраля 2009 в 04:39
Снимать такие фильмы — тоже подвиг!

Это фильм о детях… О детях военных лет, о детях блокированного Ленинграда. Как страшно и трогательно смотреть на то, как проходит это детство. Каждую минуту этого фильма хочется благодарить бога за то, что это не коснулось меня, и умолять его о том, чтобы это не коснулось моих детей. Каково маленькому ребенку терпеть такие тяготы и лишения! Очень больно видеть, как девочка радуется куску хлеба и жадно собирает крошки со стола, с какой горечью и пониманием она узнает о том, что порцию хлеба на человека опять уменьшили. Но при этом она еще хочет и с подружкой делиться! Они поневоле становятся взрослее и во многом рассуждают и поступают по-взрослому. Как трогательно девочка ухаживает за своей мамой, как оберегает ее от волнений, прибегает даже к обману, чтобы маму подбодрить. И еще трагичнее в этой атмосфере выглядят игры детей. Все-таки они дети, они находят время не только для того, чтобы сходить в метель к проруби за водой, принести дров, но и для того, чтобы поиграть в куклы, спеть песню, рассказать сказку, они ссорятся, мирятся, бывают по-детски жестокими, дразнятся, хвастаются. Ведь это обычные дети… Обычные? Разве? Это дети, в детство и в жизнь которых ворвалась война. А ведь снимали фильм прямо во время войны. Такие фильмы меня особенно поражают. Представить трудно, аж мурашки по коже! Кругом война, голод, выживать надо, а кто-то заботится о духовной жизни народа, о том, чтобы оставить культурное наследие потомкам… Это тоже подвиг! 10 из 10