Жестокий романс: отзывы и рeцензии

Марат Абдуразаков - 2094
Марат Абдуразаков - 20948 января 2024 в 16:12
Мертвые души в гостях у Огудаловых

Для меня «Жестокий романс» - ужасный фильм. Снят он великолепно, но то, что он показывает - безобразно. Уже в 80е годы были видны ростки «новой России», в которой люди будут жить не по логике человеческих отношений, а по логике вещей (товарно-денежных отношений). В картине это отлично отражено. Как мне кажется, вопреки воле режиссера. Фильм про изуродованных людей, причем не о единичных примерах, а об обществе в целом. В фильме нет ни одного персонажа, которому мы могли бы сопереживать. Взять, например, Ларису - наивную, молодую, воспитанную в домашних условиях девушку. Как я могу ей сочувствовать, если она в течении всего фильма лишь пела и вздыхала? Что у нее есть помимо физической красоты? Судя по картине - ничего. Вот и «ценят» ее другие только за это. Возятся с ней как с вещью, статуэткой или музыкальной шкатулкой («Лариса, спойте! Станцуйте!»). В конечном счете, Лариса заложница не только определенной ситуации, но и общественных отношений, воспитания в самом широком смысле слова. В конце фильма она это осознала, но эта сцена не вызывает никаких эмоций. Когда кукла осознает, что она кукла, опускает руки и выбирает жизнь куклы - это не может вызвать сочувствия. Кто-то может подумать: «Фильм - о жестокой любви!». Но любви, в подлинном значении этого слова, которое было выстрадано человечеством за всю его историю и отражено в величайших произведениях культуры (искусство, религия, философия) в этом фильме нет и близко. «Любовь» персонажей выражается лишь в страсти и томлении. Если для Ларисы это простительно (молодая девушка, домашнее воспитание, романы и тд), то Паратов просто бестолочь. Как бы режиссёр не хотел обличить эпоху, но Паратов изображен им как самое яркое пятно в этой глуши. Все, начиная с одежды, внешнего вида и заканчивая чертами характера, провоцирует зрителя симпатизировать ему. Фильм не обличает его душевную пустоту и низость, а скорее старается ее преподнести как нечто «нормальное». Происходит романтизация Паратова, в сравнении с бедным и жалким Карандышевым, а также «мертвыми душами» Кнурова, Вожеватова и прочими гостями дома Огудаловых. У меня нет причин не доверять Рязанову, наверное, он действительно хотел отразить «тусклую и неверную эпоху», но вышло у него это частично, а потому совсем неудачно. Безобразие показано как абсолютная норма, а где - то даже романтизировано. В конечном счете, фильм про «бедных людей», которых безумно жаль. А романтизация безобразия есть просто-напросто пошлость.

adalove
adalove9 июля 2012 в 22:19
Жестокий романс, или бесприданница

«А напоследок я скажу: 'Прощай, любить не обязуйся...'» (с) Расцвет национального русского театра пришёлся на середину XIX века, когда на главный план выходит драматург Александр Николаевич Островский. Его пьесы прошли проверку временем и до сих пор любимы публикой. Программным школьным произведением является одна из наилучших пьес Островского - 'Бесприданница'. История бедной девушки Ларисы, которая готова на всё пойти ради любви, и в наше время заставляет трепетать сердца многих романтиков. В 1984 году на экраны советских кинотеатров выходит фильм 'Жестокий романс' режиссёра Эльдара Рязанова, написанный по мотивам вышеописанной пьесы. Эта картина прославила Ларису Гузееву и показала, каким страстным может быть Никита Михалков. По сюжету, вдова средних лет, Харита Игнатьева Огудалова, поскорее желает выдать замуж свою младшую дочь Ларису. Лариса - само совершенство, одно лишь мешает ей приблизиться к замужеству - отсутствие приданного. Её возлюбленный господин Паратов уезжает из города, так как его имение начало разоряться. После года ожидания, Лариса решается связать себя узами брака с бестолковым Карандышевым, мелким чиновником. Но когда в городе вновь появляется Сергей Сергеич, героиня понимает, что устоять перед соблазном ей будет очень трудно. Мне очень понравился тот факт, что кинолента полностью соответствует событиям, описанных в пьесе. В фильме история взаимоотношений Ларисы с Паратовым показана ещё до того, как господин разорился. События развиваются постепенно, но заскучать точно не удастся. Трагизм картины начинает набирать обороты уже с середины показа и усиливается с каждой последующей минутой. Чувства Ларисы наверняка сумеют понять почти все девушки. Она пыталась смириться с нежеланным браком, но поддалась соблазну перед коварным обольстителем. Лариса понимала, что у неё два пути - или под венец, или в Волгу. Паратов тоже любил прелестную девчушку, но понимал, что их дороги не могу сойтись. Как говорится, дважды в одну реку не войдёшь. Дуэт Гузеева\Михалков интересно смотрится на экране, они прекрасно смогли передать тот огонь, пылающий между ними. Лариса Гузеева после выхода данного фильма проснулась по-настоящему знаменитой. Она поразила всех не только своей красотой, но и безупречной актёрской игрой. Никите Михалкову отлично подходит этот образ самолюбивого, заносчивого молодого человека, которого окружающие люди просто на руках носят. Образ Карандышева получился довольно противоречивым. Если в пьесе было ясно, что это исключительно отрицательный персонаж, то в фильме иногда его даже было жалко. Наверное, это из-за того, что Юлия Капитоныча сыграл Андрей Мягков, которого любит публика. Властную мать сыграла замечательная Алиса Фрейндлих. События прошлых веков представлены зрителю в качестве современных. Если бы не обстановка прошедших столетий можно было бы подумать, что события происходят в наше время. Эта история совершенно классическая и будет актуальна во все времена. Главную героиню невозможно не пожалеть, каждый мог бы оказаться на её месте. Красота - страшная сила, не всегда приносящая счастья. Если бы Лариса очутилась в XXI веке у неё было бы гораздо меньше проблем, хотя деньги и сейчас играют немаловажную роль. Песни, прозвучавшие в киноленте, уже давно стали хитами, их слова многие знают наизусть. Композиции трогают за душу, под них хочется как плясать, так и плакать. Вывод: 'Жестокий романс' - хороший фильм, качественно поставленный по классическому произведению. Данную картину до сих пор любят зрители, её хочется пересматривать и она не приедается. Обречённая любовь Ларисы находит отзвук и в наших сердцах. Смотреть обязательно. Спасибо за внимание. 9 из 10

klieopa
klieopa3 марта 2017 в 15:22
Жестокий и прекрасный

Все мы знаем Эльдара Рязанова как мастера комедий. И тут вдруг драма, да еще по мотивам Островского. Я была заинтригована. Посмотрев фильм 'Жестокий романс' могу сказать одно - мастер он и есть мастер. Я получила огромное удовольствие, окунувшись в атмосферу того времени, причем не только в плане декораций и костюмов. Нет, это совершенное проникновение в драму Островского, в нравы прошлого, но с такими актуальными на все времена проблемами. Фильм снят по мотивам, поэтому тут есть некоторые отступления от первоисточника, но на смысл это не повлияло, а некоторые сцены вышли даже более эффектными. Например, перенос кареты Паратовым. Собственно, автор картины даже назвал ее не 'Бесприданница',а 'Жестокий романс'. Замечательный выбор актеров, все попали точно в цель. Не знаю, почему многие ругают Ларису Гузееву, мне она как раз очень понравилась, вполне достоверно сыграно, а ее взгляд говорил сам за себя..очень даже хорошая главная героиня получилась. Кто знает, если б не критика, которая свалилась на Гузееву, тогда еще студентку театрального института, может, актриса и в дальнейшем блистала бы в качественных ролях, а не снималась в сомнительных телепередачах. Никита Михалков просто создан для роли Паратова. Этаких фат, импульсивный, дерзкий, эмоциональный..но при этом и практичный. Настоящий обаятельный мерзавец, который взглядом может сразить наивную провинциалку. Я читала, что Рязанов никого не другого не видел в этой роли, и он был прав. Можно по-разному к Михалкову относиться, но тут он был очень гармоничен. Андрей Мягков замечательно воплотил образ глуповатого и не делу хорохорившегося Карандышева. А амплуа самого правдоподобного пьяного точно стоит отдать этому прекрасному актеру. Не зря он фигурирует почти в каждом известном фильме Рязанова. Еще одна постоянная участница фильмов Рязанова, Алиса Фрейндлих, тоже справилась с ролью Огудаловой. Хоть роль и не главная, но образ вышел яркий. Алексей Петренко и Виктор Проскурин тоже справились на пятерку. Нельзя не отметить музыку, которая всегда в фильмах Рязанова потрясающая и поддерживает настроение картины, и 'Жестокий романс' не исключение. Интересно, что среди романсов, исполняемых Ларисой, не оказалось знаменитого 'Он говорил мне..',который и в театрах всегда исполняют. Но и романс 'А напоследок я скажу..' оказался не хуже, сцена его исполнения вообще одна из моих любимых. Конечно, замечательные виды, пароходы, Волга...все это тоже создавало нужную атмосферу. Это абсолютно замечательный фильм, его я точно буду пересматривать не один раз. Рекомендую однозначно. 10 из 10

SuperLenin
SuperLenin19 февраля 2017 в 17:16
Дорогой бриллиант дорогой оправы требует

- Много у них всякого сброду бывает. Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями… Так и жужжат, не дают с ней слово сказать. Приятно с ней одной видеться, без помех. Я не в первый раз сейчас посмотрел этот фильм, и с каждым просмотром он начинает мне все больше приедаться. Обычно так бывает, когда мне либо откровенно скучно, либо я не нашел для себя в фильме ничего интересного. В случает с Жестоким романсом, это скорее второй вариант. Действие разворачивается в провинциальном городке на берегу Волги. Харита Игнатьевна Огудалова, после смерти мужа обеднела, но не теряет надежды устроить жизнь своих дочерей. В отсутствие средств она держит открытый дом, рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечёт холостых мужчин, достаточно богатых, чтобы жениться по любви на бесприданницах. Изначально эта рецензия должна была иметь красный оттенок, но я призадумался, все таки нашел несколько плюсов, и притащил рецензию за уши к нейтральной. Все таки классика. Я знаком с оригиналом Островского, и должен признать, что именно как экранизация фильм получился достаточно удачный. Что касается остального, то тут для меня ничего интересного. Из плюсов можно отметить весьма неплохой актерский состав. Большое количество громких имен в касте, делают фильм как минимум интересным с точки зрения актерской игры. Также недурно обыгранная концовка. Хотя, для людей знакомых с печатным оригиналом, тут нет никакой интриги, однако интересно было посмотреть как с задачей справятся актеры. Ну еще один плюс. Не знаю можно ли это так назвать в данном случае, но это саунд. Песни, звучащие в фильме, давно уже всем полюбились и стали народными. Сюжет. Ну тут уже от создателей фильма мало что зависело, они всего лишь перенесли произведение Островского на экран. Сама по себе история меня не впечатлила ни в литературе, ни тем более в кинематографе. Скучно, пресно, монотонно. Подобные истории меня уже давно не удивляют, не случилось этого и сейчас. Возможно людям, которые до сих пор пускают слезу на мелодрамах, это и будет интересно, но лично я же надеюсь, что это был моя последняя встреча с этим фильмом. 4 из 10

Romanticide
Romanticide8 февраля 2015 в 12:35
Романс не о любви

Не так давно восполнил свой пробел в знании советской классики и посмотрел фильм «Жестокий романс». Увиденное не оставило меня равнодушным, увиденное подвигло меня написать о своем видении этого фильма. Безусловным плюсом картины является её атмосфера. Съемки велись, по большей части натуральные и диву даешься, как авторам удалось воссоздать совершенно другую историческую эпоху, без каких-либо недостоверностей. Картинка затягивает, дает возможность окунуться в происходящее с головой. Безусловным плюсом картины является игра актеров. Работы Фрейндлих, Михалкова, Мягкова, Проскурина придают ленте особое очарование. В одной из рецензий прочитал, что герои фильма — поголовно отрицательные персонажи. Ни в коем случае с этим не согласен. Напротив, благодаря великолепной игре актеров, в картине нет явного деления на плохой и хороший. Каждый персонаж это живой человек, которому свойственны как достоинства, так и пороки. Герои пьесы, по большей части, далеко не ангелы, но и красить их в исключительно в черный цвет я бы не стал. Действия каждого героя подчинены логике, они имеют свою мотивацию, имеют свои причины. Каждый характер прописан не с пустого места. Это и мать которая идет на обман, для того чтобы дать хорошую жизнь своим дочерям. Это герой Мокея Парменыча, который на протяжении картины помогает Огудаловым материально. Да, герой Карандышева действительно нелепый и самовлюбленный человек. Но он стал таким не по собственной прихоти, довели его до такой жизни собственные комплексы. Герой Паратова в блестящем исполнении Михалкова также неоднозначен. Он резок и беспринципен, некоторые его поступки отвратительны, но это человек открытой души, к нему тянутся люди, к нему тянется главная героиня. К сожалению, о главной героине в исполнении Ларисы Гузеевой, придется поговорить особо. К сожалению, потому что это тот клин, на котором рушится вся стройность повествования. Игра начинающей на тот момент актрисы, меня глубоко разочаровала. Я увидел в Ларисе Огудаловой вечно грустную девушку, постоянно пребывающую во вселенской тоске. Её воротит от окружающих ее людей, она ведет себя невероятно высокомерно, считая, что окружающие люди ей поголовно что-то должны. Она мечтает о какой-то абстрактной красивой жизни, оставаясь при этом обыкновенной красивой пустышкой. Я рад за тех, кто смог увидеть в ее образе нечто чистое и светлое. Мне, к сожалению, этого сделать не удалось и для меня осталось загадкой, почему же она является такой желанной для окружающих её мужчин. Тем не менее, несмотря на этот весомый минус, кинолента «Жестокий романс» заслуженно входит в золотой фонд кинолент советского кино. Два с половиной часа проносятся как миг, а великолепная атмосфера третьей четверти 19 века и блестящие актерские работы не могут оставить зрителя равнодушным. 8 из 10

UxtiTuxti
UxtiTuxti17 ноября 2014 в 19:24
Фильм без героев

Этот фильм меня удивил. Я, конечно, привыкла к полусумасшедшим персонажам у Достоевского, к привычке классиков высмеивать человеческие пороки. Этот фильм полон порочных людей. Богачи самонадеянны, бесчувственны и пусты, цыганам вообще всё до лампочки, лишь бы напиться, да денег от барина получить. Казалось бы, что нам стоит взглянуть в сторону человека, обделенного богатством и знатностью, - Карандышева, но и он убог. Иной раз надеешься, что сейчас он изменится и станет героем, но нет, кроме больного самолюбия в этом человеке нет ничего. По всей видимости, героем должна быть Лариса. Но как героиней может быть слабая, никчемная женщина, все мысли которой заняты только мужчинами? У нее, конечно, очень красивые глаза и улыбка, но этого мало. Пьесы, честно признаюсь, не довелось прочитать. Но в фильме не показано ни разу, как Лариса занимается хоть каким-нибудь делом, хотя бы вышиванием или чтением. Нет, только инстинкты и эмоции управляют ее поступками. Оправдание ей можно найти: она молода и живет среди людей, которые не могут служить примером. Но опять же ничего героического в ней не ощущается. Хотя ее монолог, который начинается словами: 'Да, я вещь...' понравился, очень реалистичный. Паратов неприятный мужчина, у него всё на показ, даже чувств настоящих нет, только показные. Хотя пару раз Михалков пытался показать человечность своего героя, но это не вяжется с его остальными поступками. Это хитрый человек. Даже будучи не молодым и лишившись богатств, он имеет наглость соблазнять молодых девушек. Почему-то из всех персонажей наиболее человечной показалась мать Ларисы. Она, конечно, озабочена идеей выдать дочь замуж, но это для ее же блага. Главной функции - устроить счастье своих детей - она, конечно, не выполнила. Но видно, что основной причиной тому были финансовые трудности, с которыми трудно совладать. А рецензия моя отрицательная потому, что не люблю фильмы (и вообще любые художественные произведения), после которых начинаешь к людям относиться хуже, испытываешь к ним неприязнь. Все-таки в произведении должен быть хоть один по-настоящему сильный и положительный герой, который пытается изменить мир к лучшему, или хотя бы сам ведет себя по-человечески не смотря на обстоятельства.

galina_guzhvina
galina_guzhvina11 ноября 2014 в 10:45
На теплоходе музыка играет

Мысль о том, что за сто лет отечественная история описала нечто вроде круга, а потому классическая русская литература куда понятнее нам, нежели нашим советским родителям, не столь бредова, как может показаться на первый взгляд. Реалии низких числ, безусловно, на нашей стороне: в наших глазах сто тысяч рублей, которые швыряет в печку инфернальная женщина Настасья Филипповна - это не какая-то абстрактная пачка засаленных 'катенек', а вполне конкретные полтора миллиона долларов в пересчете по паритету покупательной способности, означающие потенциальную независимость, восстановленное доброе имя, возвращение к достойной, без стыда и унижений, жизни. Поэтому поступок Настасьи Филипповны кажется нам безумным, и мы, в отличие от Пырьева, не видим в нем ни красоты, но широты богатой русской натуры - совершенно, кстати, справедливо не видим. Вообще трендом развитого социализма было изображение девятнадцатого века как века галантного, чуждого всего насущного - на первый план любой костюмной драмы неизменно выходили кудри, бачки, собачки, кружевные оборки, аглицкие сады с каскадными прудами, ампир поместий князей Юсуповых. И это закономерно: по опросам журнала 'Советский экран', более девяноста процентов аудитории экранизаций золотого века русской классики составляли женщины в возрасте от тридцати и выше (тот именно предельно задействованный в общественной жизни сегмент, который самоидентифицировался как 'я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик'). В кино эти женщины шли, в основном, за тем, чтобы им сделали красиво, их ожидания надо было оправдывать - оттого практически из любой литературной основы тщательнейшим образом извлекалась и ставилась на романтические котурны любовная линия, все же социальные конфликты пускались фоном. В красивость нездешних чувств-с актеры зачастую облачались как во фраки и кринолины, мало заботясь о том, что персонажам их вольготно разве что в мире Несбывшегося - так невозможно благовоспитанны и бестелесны они выходили в сравнении с неприглядной современностью. А благовоспитанность у нас, увы, исстари рифмуется, а то и отождествляется с благородством: как говорится, 'если вы выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова 'призмы, пилигримы', сатана отыдет от вас'. В особенности бутафорен был мир главного из отечественных драматургов, сто лет каменеющий на сцене Малого, под зорким глазом великих старух и театральных мастодонтов, - мир, целиком состоящий из Фрол-Федулычей, зипунов с армяками, бород лопатой, словоерсов и ваш-степенств. Поход в театр на Островского воспринимался, разумеется, не как паломничество за узнаванием себя в былом, а как одна из форм эстетического эскапизма. Щегольство владения тросточкой, сочное воспроизведение замоскворецкого аканья или зычного рыка купчины толстопузого неизменно вызывали у зрителя куда больший эмоциональный отклик, нежели переживания персонажей. Так, единственной по-настоящему живой, то есть с чувством настоящей актерской вовлеченности произнесенной фразой пафосной, дорогостоящей, народными артистами напичканной 'Последней жертвы' не самого последнего советского режиссера Петра Тодоровского стала искренне возмущенная реплика героини Ольги Науменко: 'А коли вы бедняк, какое вы имеете право на африканскую к себе страсть?' За одну эту реплику Рязанов приметил и приспособил в хозяйстве хорошенькую и меркантильную Науменко: в том же году она сыграла у него Галю, невесту Жени Лукашина; эта же реплика стала ключевой в деле приспособления Островского к духовным нуждам момента. Поскольку таки да, деньги - это главный из островских персонажей, но только трагедии громких, с пулями в лоб, банкротств и разорений, пускаемых с молотка невинных дев и бездомных, нищенствующих актеров - за абсолютной их невозможностью в мире брежневского застоя - неизменно пролетали мимо зрительского нерва. Уязвляли его лишь ситуации всем знакомого советского глума, когда на жизнь хватает, а на образ жизни - нет, когда давит быт, идет мокрый снег, а вставать на работу нужно ровно в шесть по будильнику. Редкую из женщин той эпохи можно было бы оскорбить, разыграв ее в орлянку (иная и польщена была бы), куда чаще рядом находящийся мужчина смертельно, непростительно унижал её тем, что жалок, нелеп, не может дать отпор нахалу, смехотворно амбициозен, не умеет брать взятки и иначе шустрить для того, чтобы разнообразить надоевший ежедневный рацион - тем, словом, что с ним серо и кисло, что за него до слез стыдно перед окружающими, а он ещё трепыхается, ещё на что-то претендует - нет бы уползти в тихий уголок и там умереть, никому не мешая. Хотелось такого, чтобы, когда ждешь автобуса - в слякоти, да на одиннадцатисантиметровых каблуках и в светлом пальто - подъехал в авто, переодел в манто, повез уживать в 'Узбекистон'. Шедевр из 'Бесприданницы' у Рязанова получился именно потому, что он это учел и беззастенчиво на этом сыграл. Главной жертвой у Рязанова становится Карандышев, сыгранный Мягковым в ключе совершенно достоевском - как маленький, забитый обстоятельствами и оттого болезненно самолюбивый человек. Главным нервом сюжетного действа - то, как денежные тузы и примкнувшие к ним в поисках разнообразных выгод авантюристы походя, шутки ради, глумясь и улюлюкая, опустили, растоптали, раздавили достоевского маленького человека. Парадоксом и, по логической цепочке, секретом успеха - то, что зритель считает: а и поделом. Ибо ситуация представлена под таким углом, что даже подлец Паратов вызывает у публики понимание и сочувствие - ещё бы: блестящий барин, судовладелец, пляшет с цыганами, братается с бурлаками, кидает в грязь соболя, въезжает в ресторацию на белом коне, охмуряет барышень похабными песенками. О других и не говорю - там благоговение перед выигравшими либо острая жалость к поставившим на кон и проигравшим, ибо тузы - белы и вальяжны, Лариса - хороша собой, а в маменьке Огудаловой-Фрейндлих видна пусть и захудалая, но бесспорно аристократическая порода. Все они эстетически предпочтительнее Карандышева, у которого несвежие подмышки и, скорее всего, пахнет изо рта. Рязанов как может, облегчает зрителю муки (без)нравственного выбора, делая его соучастником унижения Карандышева ещё и за счет невероятной красоты, разлитой в созданном им мире. 'Жестокий романс' - красивейший фильм Рязанова и один из эстетических эталонов отечественного кино. Левитановские пейзажи верхней Волги, пронзительный или рассеянный свет над рекой, белоснежный пароход, упругие шелка, трогательные романсы, наконец, лизтейлоровская фактура молоденькой Гузеевой, которая, даром что совсем ещё не умеет играть (нетрудно заметить, как старательно подставляют ей плечи то один, то другой из корифеев актерской команды), - умопомрачительно хороша со своими фиалковыми глазами, натуральным румянцем, сильной и гибкой фигурой... Как там у Пастернака? 'Но в жизни красоты как раз и крылась жизнь красавиц. Но их дурманил лоботряс и растлевал мерзавец'. Правда, к чему приведет потакание подобным соблазнам, зритель из 84 года не мог себе представить и в страшном сне.

n_berezovaya
n_berezovaya25 октября 2012 в 03:09
'И глаза глядят с беспpиютной тоской...'

О картине 'Жестокий романс' можно говорить с разных точек зрения. Это фильм и о жестоком мире, и об унижении, и о власти денег над людьми. Но при просмотре больше всего меня тронула фраза главной героини 'Я нашла слово. Я - вещь'. Об этом фильме я хочу поговорить, отталкиваясь именно от этой фразы. Для кого из героев-мужчин Лариса была вещью, какой вещью? И главное: любил ли кто-нибудь из мужчин эту девушку на самом деле? На мой взгляд, положение 'девушки на выданье' уже само по себе унизительно для любой молодой особы того времени. Но почему красивая, талантливая, воспитанная Лариса Огудалова должна была ощущать неловкость? Казалось бы, не ее должны были выбирать, а она разбивать мужские сердца или радовать их согласием. Но в неравном бою сошлись мечта девушки о любви и расчет ее матери Мужчин, которые окружали своим вниманием Ларису, можно разложить по карточному рангу. Безусловно, королем был Паратов. На роли валетов годились Кнуров и Вожеватов. А шестеркой, бесспорно, оказался Карандышев. Каждому из них была нужна Лариса, но зачем? Каждый из них отнесся к девушке, как к вещи. Кнуров похож на завсегдатая аукциона, который готов отдать огромные средства ради того, чтобы эта вещь присутствовала в его жизни. Молодому, успешному купцу Вожеватову она необходима как еще одна удача, как медаль, как кубок. Но в чем схожесть этих героев - они оба прекрасно понимают, что смогут жить и дальше без 'реликвии' или 'кубка'. Это не изменит их жизнь, лишь приукрасит. По-другому обстоит ситуация с двумя другими героями: Паратовым и Карандышевым. Для них Лариса Огудалова - вопрос принципа. Их образы построены на контрасте. С первого взгляда может показаться, что Паратов - гордец, дьявол, для которого Лариса - лишь очередное женское сердце. А нелепый, смешной Карандышев - 'рыжий, честный, влюбленный', и его намерениями правит исключительно искренность. Однако, нельзя упускать из виду то, как Карандышев, получивший согласие Ларисы, начал вести подготовку к свадьбе. Для него женитьба - это возможность быть наравне с теми, кто над ним смеется. Это попытка самоутвердиться. Карандышев был одурманен собственным псевдовеличием. В картине отлично обыграна пословица 'Что у трезвого на уме, у пьяного на языке'. Напившийся вусмерть жених открыто указывает господам на свое превосходство. Для Карандышева Лариса - это статус, положение в обществе, что-то, что поможет ему быть, как все. Самая запутанная ситуация обстоит, конечно же, с Паратовым. Назвать его подлецом, негодяем, мерзавцем - слишком просто. Сказать, что Лариса для него - безделушка, можно, но как объяснить его слезы в момент объяснения с Огудаловой? Испугом, жалостью? Лариса и Сергей Сергеевич как раз под стать друг другу. Но расчетливый, корыстный Паратов не захотел пускать в сердце зарождающееся чувство. Ему пришлось выбирать между золотыми приисками и золотым сердцем. Но из двух зол он выбрал большее. Он стал жертвой собственной алчности и трусости. И ведь не зря именно Паратов пел романс о цыганской дочери и 'родстве бродячих душ'. Ведь Лариса тоже мечется между искренними чувствами и желанием покончить с положением 'девицы на выданье'. На мой взгляд, это лучшая картина Рязанова советского периода. Режиссеру удалось создать яркое, типажное кино, которое в отличие от 'Гаража' (история с гаражным кооперативом была придумана для создания галереи персонажей) гармонично накладывается на сюжет, расставляются акценты (типажи афериста Гуляева и задиры Семеновского отправлены на второй план). Если героя Никиты Михалкова можно сопоставить с личностью самого актера, то молодая Лариса Гузеева - это совершенно уникальная роль и исполнение, которое актриса больше никогда не повторит в своей карьере. Картина получилась абсолютно лирическая. Не зря же она названа 'Жестокий романс'. На фоне удивительной природы, на берегу реки, происходит обнажение человеческих душ, открытие чувств, намерений, мыслей. А фарс сведен практически на нет. Героям картины прощается все, кроме лживости и фальши. 10 из 10

MarAn
MarAn10 апреля 2011 в 14:39
«Бесприданница по Эльдару Рязанову».

Классическая литература – с одной стороны благодатная почва для фильма. Тут и хорошо прописанные персонажи, и сюжет испытанный и проверенный временем и какая-никакая актуальность. Но есть и трудности: не все можно точно перенести на экран, не всегда реализуемы технически все моменты, что-то не слишком кинематографично, а еще история может не укладываться в удобоваримый хронометраж. Но здесь такого не произошло, благо книга невелика, к тому же написанная в жанре пьеса и, соответственно, состоит практически из диалогов, что упрощает перенесение на экран. И сама история оказалась актуальной и для тех времен и для нашего. А именно проблема «деньги правят миром», когда многие ищут выгоду во всем, даже в браке и любви. Женщинам удачнее преподнести себя и выгодно выйти замуж, а мужчинам вложить деньги, но тоже не без прибыли. А на стыке и на острие оказываются человеческие чувства, любовь и порою человеческие судьбы. Которые нещадно ломаются под напором денег. И как нельзя кстати подобрался кастинг для фильма, хорошо соответствующий героям. А указанная выше проблема раскрывается тем самым полно и понятно: одна душа губится другими бездушными ради выгоды и прочих благ. Одна – одноименная героиня Ларисы Гузеевой красивая и очаровательная, которой на роду предначертана любовь. Но вмешиваются обстоятельства – Алиса Фрейндлих, «тетенька», как ее назвали другие, хотя и являлась, по сути, матерью, на деле соответствовала именно «тетеньке», желая выгодно «пристроить» своих дочерей. Но и выбор то не столь велик: Паратов или Карандышев, соответственно, Никита Михалков и Андрей Мягков. Оба хорошо подошли и по характеру и образу к своим героям: первый – самоуверенный, харизматичный и притягательный, «барин», в то же время знакомый с жизнью «бурлаков», он привлекает и манит к себе, но на деле оказывается манипулятором и коварным человеком, преследующим свои цели и кажется не способным на раскаяние и сочувствие. Второй – более мелкий человек, но честолюбивый, не будучи богатым он стремится в высокое общество, стремится доказать, что чего-то достоин, но на деле вызывает лишь презрение. Остальные, в частности герои Проскурина и Петренко, оказываются не лучше: богатые дельцы, относящиеся к остальным как к вещам, которые можно купить или разыграть в орлянку, невзирая на чувства и переживания других. Еще один пункт, который нельзя не отметить – музыку, представленную в основном романсами. Которые и замечательно вписываются в действие, и запоминаются текстами и превосходным исполнением, а также музыкальными темами, звучащими в фильме отдельно, без текста. А, в общем, получилось очень хорошо. Классика не обрезана, а наоборот дополнена, то, о чем в книге лишь упоминается: события перед основным действием, в фильме явилось важным элементом – практически первой половиной, тут и вступление, и знакомство и более полное раскрытие персонажей, более полное понимание некоторых их поступков. Другие плюсы: актеры, яркие и известные, и продемонстрировавшие свой талант, хотя для Гузеевой это была первая полнометражная роль, и хорошо соответствующие своим персонажам. Музыкальное сопровождение, запоминающееся и отлично вписавшееся в фильм. И проблемы, поднятые в фильме, которые были актуальны и во времена выхода книги, актуальны во время выхода фильма, остаются таковыми и сейчас. «Деньги правят миром», но есть и другое более важное – человеческие чувства. И хочется, чтобы «миром правила любовь». 9 из 10

Ewa Braun
Ewa Braun10 июля 2009 в 21:10
Я не нашла любви. Я буду искать золота.

Когда-то давно мы купили CD-диск с песнями из фильмов Эльдара Рязанова Служебный роман, Жестокий романс, Я шагаю по Москве, О бедном гусаре замолвите слово... Помню эти песни до сих пор. Песни эти слушала еще тогда, когда даже не была знакома с творчеством замечательного режиссера Рязанова, одного из лучших советских режиссеров. Мохнатый шмель На душистый хмель, Цапля серая в камыши. А цыганская дочь За любимым в ночь По родству бродяжьей души... Так вперед, за цыганской звездой кочевой На закат, где дрожат паруса. И глаза глядят с бесприютной тоской В багровеющие небеса... Слова этой песни я запомнила еще тогда, давным-давно, хотя и не знала, откуда она. На обложке диска была нарисована бледная и печальная красивая девушка с темными кудрями, в серо-голубом платье, которая собиралась петь, сидя в какой-то гостиной. Тогда я не знала, кто она. И не знала, что значит романс 'А напоследок я скажу...' В школе мы изучали драму 'Бесприданница'. Но она не произвела на меня такого впечатления, которое произвел этот фильм - один из лучших фильмов Эльдара Рязанова. Более красивой экранизации, наверное, снять нельзя было. Когда же я познакомилась с этим фильмом? Даже не могу вспомнить точно, но впечатление он произвел неизгладимое. В пьесе действие происходит практически в один день - на мой взгляд, несколько нереально. В фильме же проходит довольно длительный временной период, чтобы реально уместились все события, показанные в пьесе и более подробно. В картине показана предыстория основных событий. Порадовал актерский состав и актерская игра. Талантливые актеры из Служебного романа-Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков. Но ему, на мой взгляд, совершенно не подошла роль Карандышева. Нет, в актерском таланте Андрея Мягкова я нисколько не сомневалась, но увидеть его в роли Карандышева для меня было все равно, что увидеть... скажем, Юрия Никулина или Андрея Миронова в роли Адольфа Гитлера. Карандышев - абсолютно неподходящий образ для Андрея Мягкова. Не могу сказать, что это слишком мелкая роль для него-но я привыкла видеть его таким 'советским джентльменом', немного незадачливым, но умным, добрым и благородным человеком. А Карандышев-гораздо более незадачливый герой, чем, скажем, герои Андрея Мягкова из Служебного романа или Иронии судьбы. И еще, Карандышев должен быть намного моложе. Думаю, с этой ролью мог бы справиться какой-либо молодой актер, было бы достовернее. Остальные персонажи подошли к своим ролям, особенно Алиса Фрейндлих. Герой Никиты Михалкова Сергей Сергеич Паратов - такой 'утонченно-простой русский барин', богатый, коварный уверенный в себе и довольно обаятельный-хотя для меня он не эталон мужчины, умеющего очаровать женщину-я видела героев обаятельней, при взгляде на которых замирало сердце. А на Паратова я смотрела довольно спокойно. Лариса... Вот о Ларисе Гузеевой могу сказать, что эта роль была просто создана для нее. Или она создана для этой роли. Это судьба, даже имя актрисы и ее героини совпало. Я слышала, что молодая актриса Лариса Гузеева была веселой оптимисткой и вовсе не походила на свою меланхоличную героиню-и что в одном эпизоде, где Ларисе нужно было заплакать, ее разбирал смех-и Алиса Фрейндлих вынуждена была дать ей пощечину, чтобы появились слезы. Но как бы там ни было, Лариса прекрасно справилась со своей ролью - 'вжилась' в образ. Лариса Огудалова действительно красивая, одаренная, утонченная девушка, 'чистейший эфир'. И такая грустная - редко улыбка озаряла ее лицо. Разве только при взгляде на человека, в которого была влюблена - на Сергея Паратова. Видимо, меланхолия была свойством ее характера и ее сутью. Если спросить меня, зачем я живу... Не знаю. Лариса разочаровалась в жизни после того, как ее возлюбленный скрылся так неожиданно и не давал о себе знать, думала, что забыл о ней. После тех чувств и ощущений, которые она испытала в его присутствии, на других - Карандышева и прочих она даже смотреть не хотела. На мой взгляд, Лариса хотела более высокой судьбы, чем выйти замуж за такого 'простого смертного' - ей нужен был только один человек. Моя беда, а не вина- Что я наивности образчик. Любовь-обманная страна, Обманная страна, И каждый житель в ней обманщик. Трудно было девушке в ее положении в то время выйти замуж-красивая, одаренная, да без приданого. Многие предпочли бы 'обратную ситуацию'. Не всякому можно, да не всякий и захочет. Хорош виноград, да зелен. Лариса должна была выйти замуж 'чтобы бежать ото всех'. И поэтому обратила взор на 'первого встречного', а им как раз оказался Карандышев - незадачливый вечный поклонник Ларисы, на которого она раньше и не смотрела. Да разве такая любовь ей была нужна! Конечно, он ухаживает за ней как умеет, любит ее как умеет, даже подарки дарит, но по сравнению с Паратовым... Конечно, Паратов выигрывал по всем показателям. Стоит появиться Сергею Сергеевичу и те иллюзии, которые она создала себе, сразу рушатся. А напоследок я скажу- А напоследок я скажу... ПРОЩАЙ, любить не обязуйся. С ума схожу-иль восхожу К высокой степени безумства. Как ты любил-ты пригубил Погибели: не в этом дело. Как ты любил-ты погубил, Но погубил так неумело... Эта песня - самый драматичный и трогательный момент фильма. Это была не просто песня, а крик души Ларисы. В этом романсе она выразила все свои чувства к Паратову. Это было видно по глазам. И это лучший романс фильма. Кстати, он называется 'Прощай...', а вовсе не 'А напоследок я скажу'. Паратов снова поманил Ларису за собой-но не мог жениться на ней по причине сложной жизненной ситуации и предрассудков и менталитета того времени. -Вот- золотые цепи, которые сковывают меня на всю жизнь. -Что же вы раньше молчали?! Я видел только вас-и не мог ни о чем думать более. И 'сильные мира сего' решили принять участие в судьбе Ларисы, ведь не могла она выйти за такого, как Карандышев. Ведь она красива, утонченна и блещет талантами, 'дорогой бриллиант дорогой оправы требует и хорошего ювелира'. А Лариса после вторичной измены Паратова совсем разочаровалась в жизни - она потеряла смысл. Любви она не нашла и ей пришлось выбирать между золотом и гибелью. Видно, от судьбы не уйти. Очень трагично Лариса встретила свою судьбу. Но, быть может, так было лучше? Что предпочтительнее, девушки - искать любви или искать золота? Как бы там ни было, пусть каждый найдет то, что ищет. Что еще можно сказать? Прекрасный фильм. Прекрасная работа костюмеров, актеров, композитора-всех, кто задействован в нем. Фильм гораздо ярче, чем литературное произведение. 9 из 10

Rikki94
Rikki9426 мая 2011 в 07:12
- А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся… ©

- И вы послушали его? - Да разве можно его не послушать? - Разве уж вы были так уверены в нем? - Что вы? Да разве можно быть в нем неуверенной? © У меня много любимых фильмов. Правда много. Но есть фильмы особенные. Есть самый любимый в каждой категории самых любимых. Есть фильмы, без которых жить я не могу. Как, например, «Жестокий романс» - самый лучший русский фильм лично для меня. Схожу по нему с ума два года. Смотрела раз 25 – и все время как в первый. Недавно купила диск… и снова – те же чувства, те же эмоции, только сильнее. Бьют они уже жестче, ведь люди меняются, происходят какие-то события, которые помогают понять остроту… например, измены и предательства. Этот фильм я не предам никогда. Он лучший. Он самый лучший. Он самый родной для меня. Да я вообще без ума от пьес А.Н.Островского. И «Бесприданница» - трагедия, по которой и поставлен «Жестокий романс», - мое любимое произведение. Но я редко вижу такую грамотную постановку пьесы, ведь, когда я перечитывала «Бесприданницу», казалось, что я заново смотрю фильм – так все совпадало – и характеры героев, и обстановка, и атмосфера… Это светлый и хрупкий фильм голубоватых оттенков о такой же чистой душе, о душе, как хрусталь, как вода в роднике. Над Волгой беззаботно летают чайки, не предвещая ничего необычного. Но нет. Хозяин приехал – Сергей Сергеевич Паратов, человек, из-за которого на уши поднялся весь город – люди бросились его встречать, а цыгане окружили песнями. Его первый визит – к Огудаловым. Именно там растет Лариса, созданная для блеску, девушка с необычайным талантом и умеющая любить. Ее кроткие взгляды в сторону Паратова всегда были красноречивее слов. Они вместе обгоняли «Святую Ольгу», где его рука опускалась на ее руку. Она пела по его просьбе, его подарки принимала с трепетом и смотрела на него преданно огромными глазами. Она была бесприданницей. Несмотря на все свое очарование, детскую мягкость и нежность, без денег в то время она могла быть нужной лишь глупцу. И лишь глупец предложил ей руку и сердце. Карандышев вызывал только отвращение и стыд у обеих – и у матери Ларисы, и у самой девушки. Но выбора здесь не было. Он обладал лишь одним достоинством – он ее любил. Решилась ее судьба. Хитрая мать выпрашивала деньги своими особыми способами у Кнурова и Вожеватова, которые и разыгрывали Ларису в орлянку. Казалось, молодую девушку в мире этом не понимает никто, кроме матери, которая не смогла совладать с бурным чувством и доверчивостью Ларисы. Да и еще один человек, который видел, который знал, который обещал… Это трагедия души, трагедия сердца. Человека не понимают, относятся к нему как к вещи. Всякому товару цена есть. Вот и Ларисе была цена. Особая. - Сергей Сергеевич, идите сюда, меня мама за вареньем послала. - А вы что делаете? - А я его ем… хотите? © Фильм с элементами дьяволиады, как и сама пьеса, в лице главного героя, относящего себя к бурлакам. Она ослепла, все чувства потеряла, ведь курочка по зернышку клюет. А ее протянутая рука в белой перчатке, пытающаяся помахать, попрощаться, осталась незамеченной. Я знаю цену произведению Островского. Сама идея, тема – вечная, умная, красивая. При всей искренности именно самого сюжета и чувств главной героини, режиссеру надо было передать атмосферу тех годов и с помощью природы, пейзажа показать внутреннее состояние Ларисы, прибегая к психологизму, что он и сделал. Говорят, Эльдар Рязанов «придумал» первую часть фильма. Но нет. Почти все слова и все моменты были основаны на воспоминаниях Огудаловой и взяты из пьесы, сама когда перечитывала – заметила. Я влюблена в романсы, переполнявшие фильм. В. Пономарева поет невероятно. И этот голос, полный чувств и эмоций, очень хорошо подошел Ларисе Гузеевой и к ее слезам. При романсах мурашки бегут по коже. - А вы изменились, бороду утратил, помолодел, ну и… постарел. © При отличной постановке, гениальной музыке и манере съемки, все-таки, огромная и главная роль лежала на актерах. Нет передачи героев – все загублено. Но в «Жестоком романсе» все сочеталось идеально. Алису Фрейндлих я любила всегда, она гениальная актриса, но эта комическая роль Хариты Игнатьевны, кажется, самая лучшая, блестяще исполненная. Ее речь полна афоризмов, поднесенных в шуточной форме. Резкие скачки от игры к действительности. Просто… волшебно. Лариса Гузеева… Если бы была мужчиной – влюбилась бы в нее с первого взгляда. Красивое голубое платье, нежные черты лица, доверчивый взгляд. Такое проникновение в душу героини – я смотрю на Ларису сейчас и я вижу, какая она другая в жизни. И ее героиня бесподобна. В фильме было правильно сказано, что женщины предпочитают мужчин порочных. Возможно, из-за моей личной вечной симпатии к плохим парням, Никита Михалков в этом фильме мне нравится безумно. Отрицательное обаяние в сочетании с блестящими глазами приковывают взгляды к экрану. И это просто поразительно. Чтобы избежать повторов, скажу одно. Актеры здесь гениальны. Все. До единого. Неповторимы, очаровательны. Вот так надо играть. А не как Павел Воля в новом «Служебном романе» или Светлана Ходченкова в том же самом фильме. «Жестокий романс» - очаровательное, грустное, трагичное кино. Самый красивый фильм. Осенний ветерок вырвался с экрана и растрепал все мои волосы. Символика в конце фильма была очень кстати. Главное – разглядеть ее. И постараться никогда-никогда не ограждать себя от других людей. - Доведете вы меня до погибели...©

Shutessa
Shutessa10 апреля 2011 в 11:51
Чужая на этом празднике жизни

'Жестокий романс'. Фильм, который ни в чем нельзя упрекнуть, в котором невозможно разочароваться. Островский - великий драматург, и снимать фильм по его пьесе - достаточно сложное и ответственное занятие: есть риск переиначить текст 'Бесприданницы', потерять суть и таким образом 'осквернить' бессмертное произведение русского классика. Однако гениальный режиссер Рязанов не побоялся взяться за экранизацию 'Бесприданницы', и вот уже многие поколения как любителей Островского, так и любителей хороших, умных, красивых фильмов с удовольствием (нет: даже с наслаждением) смотрят и пересматривают снова и снова 'Жестокий романс'. Никто не станет отрицать тот факт, что Рязанов во многом отступил от текста пьесы. Однако при просмотре фильма меня не покидало странное ощущение, что он имеет право вносить коррективы в 'Бесприданницу'. Пусть не осерчают на меня любители Островского, но сценарий фильма 'Жестокий романс', на мой взгляд, получился во многом трогательнее, живее и искреннее пьесы русского драматурга. Достаточно только взглянуть на систему действующих лиц: если в пьесе Островского все персонажи - носители одной черты, они довольно однозначны (так сказать, 'злые' и 'добрые'), то в фильме Рязанова они противоречивы, сложны: они заставляют зрителя сомневаться в мотивах их поступков, пытаться понять их сущность. Безусловно, огромную роль в создании такой необыкновенной системы действующих лиц сыграл актерский состав: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков - созвездие великих русских актеров! Лариса в фильме - более трогательный образ, чем в пьесе. Героиня Ларисы Гузеевой - нежная, талантливая и очень несчастная девушка. Чего стоит одно только ее красивое лицо с удивительными светлыми глазами, в которых стоят слезы! В фильме Лариса узнает о том, что Паратов обручен, уже после того, как провела с ним ночь, и оттого ее горе ближе к сердцу читателя; и если в пьесе на слова Паратова 'Я обручен' Лариса отвечает истерическим смехом, то в фильме она смотрит на него заплаканными глазами, не может справиться с прыгающими губами, глотает слезы и повторяет слабым голосом: 'Это безбожно, безбожно...' Какую же героиню из двух ближе к сердцу примет читатель или зритель? На мой взгляд, героиню Гузеевой. Паратов в пьесе - эгоист и прожигатель жизни, он не ценит любви Ларисы и лишь играет с ней, как с красивой игрушкой. Паратов в исполнении Михалкова - гораздо более тонкий образ. Его герой - веселый, жизнерадостный, шикарный барин, привязавшийся к красивой и талантливой девушке. Он настолько привык жить настоящим мгновеньем, не задумываясь и в любой момент бросаясь в омут внезапного страстного порыва, что сам не в силах сдержать слезы, когда понимает, как гадко он поступил с Ларисой. Проводя время с ней, он сам позабыл о своей помолвке с другой, и оттого ему еще сложнее смотреть Ларисе в глаза. Невозможно воспринимать его как обманщика и искусителя, когда мы видим, как он со слезами на глазах, срывающимся, выдающим его истинные чувства голосом сообщает ей о своей помолвке и держит сигару в трясущихся пальцах. Харита Игнатьевна по Островскому - корыстолюбивая, жестокая, безнравственная женщина, продающая своих дочерей, как товар. Разве такую Огудалову видим мы в исполнении Фрейндлих? Это нежная и добрая мать, которую волнуют финансовые вопросы лишь оттого, что она хочет сделать счастливыми своих дочерей, стремится дать им все и не оставить их в нищете. Достаточно вспомнить, с каким трепетом, с каким волнением читает она письмо дочери Анны, в котором та просит мать выслать ей большую сумму денег. Вспомним, как Харита Игнатьевна, у которой нет таких денег, беспокоится, суетится, чтобы непременно раздобыть их и выполнить просьбу дочери. А с какой человечностью героиня Фрейндлих разрешает Ларисе встречаться с Паратовым! 'Что я, не женщина, что ли,' - говорит она, целуя дочь. Разве сказала бы так расчетливая и бессердечная героиня Островского?.. Карандышев в пьесе - смешной до жалкости, жалкий до ничтожества, ничтожный до омерзительности человек; он не любит Ларису, и его сватовство к ней объясняется лишь желанием прославиться, 'выйти в люди'; он убивает Ларису, чтобы отомстить всем тем, кто унижает его и смеется над ним. Какого героя мы видим в исполнении Мягкова? Карандышев Мягкова - глубоко несчастный человек, одинокий, никому не нужный, страдающий от своей никчемности, осознающий свое ничтожество: он сам себе противен из-за этого. Лариса всегда была для него светом в конце тоннеля, шансом проявить себя, опровергнуть свою ничтожность. Можно предположить, что Карандышев в фильме действительно влюблен в Ларису: отчаяние героя в финале фильма объясняется не столько жаждой мести и смертельной обидой, сколько жгучей ревностью. Герой Мягкова не может не тронуть зрителя: если в пьесе мы презираем Карандышева, то в фильме жалеем его. Музыка в фильме достойна десятикратного ура. Сердце сжимается, когда мы слышим трогательные, волнующие, близкие любой женщине песни на стихи Ахмадулиной и самого Рязанова. А марш, играющий на протяжении фильма, а цыганские песни! Все это образует единый вихрь, который уносит нас туда, в созданный гениальным режиссером мир, заставляет слышать, как в душе эхом отзыватся глубокие и печальные или торжественные и холодные мотивы. Еще один невероятно красивый режиссерский прием: пейзаж. Какие восхитительные природные картины мы видим в фильме! Шумящие деревья, облетающая осенняя листва, бескрайняя Волга, пароход - и цыганские юбки на палубе... Однако есть то, что удивило и тронуло меня еще больше: то, как при помощи музыки и съемок режиссер сумел передать удивительное дыхание одиночества. Какой интересный авторский ход! В доме Огудаловых праздник, все веселятся, слышится смех, звон бокалов, музыка - а Карандышев стоит на дворе: мертвые осенние листья кружатся вокруг его ног, тревожно чернеют деревья, ветер колышет приоткрытую калитку. Одиночество, всепоглощающее, страшное, невыносимое, проникает в душу, наполняя ее тоской по чему-то далекому, несбыточному... На палубе 'Ласточки' поют цыгане, слышится игра на гитаре, мелькают яркие одежды, пестрые юбки... но чем больше мы смотрим на эти танцы, на эти яркие краски, чем больше слышим беззаботные, свободолюбивые песни, тем острее чувствуем висящую в воздухе отчужденность, одиночество. Поэтому как тесно становится в груди, когда в последней сцене фильма мертвая Лариса падает на палубу, уставившись светлыми глазами в небо, а цыгане продолжают петь под гитару, греметь бубнами и размахивать яркими платками... 10 из 10

ГоворятЧёткая
ГоворятЧёткая23 апреля 2010 в 09:11
Вон смотрите, что в городе делается, какая радость на лицах! Извозчики все повеселели, скачут по улицам, кричат друг другу. 'Барин приехал, барин приехал'. Половые в трактирах тоже сияют, выбегают на улицу, из трактира в трактир перекликаются: 'Барин прие

Пьеса Островского – это драма характеров. Именно персонажи предают сюжету неожиданные повороты. Именно их поступки приводят действие к трагической развязке. Рязанов подобрал талантливейших актеров, которые смогли глубже, социальнее играть свои роли. Никита Михалков – Паратов в „Жестоком Романсе” показал своего героя, несомненно, человеком ярким, широким, обаятельным, сильным, талантливым, смелым, но лишенным цельности и поэтому способным на безнравственные поступки. Именно для этого, чтобы показать размах Паратовской натуры, в „Жестоком Романсе” вводят сцену прогулки на „Ласточке”, где огромный пароход обгоняет „Святую Ольгу”, эпизод, где Паратов подставляет себя под пулю заезжего офицера, а потом выстрелом выбивает из рук Ларисы часы (У Островского монету). Особенно сила любви к Ларисе была, по-моему, очень выразительно сыграна актером в последней сцене, в каюте, где Паратов отказывается от Ларисы ради нелюбимой невесты с золотыми приисками. Отсюда видно, что деяния Паратова, придуманные автором, исходят из сути его натуры, соответствуют его характеру. И Никита Михалков достойно справляется со своей задачей. Огудалова. Чтобы представить себе исполнительницу ее роли, давайте вдумаемся в каких жизненных обстоятельствах она существует. Смерть мужа, случившаяся несколько лет назад, оставила вдову без средств к существованию. А на руках - три дочери – бесприданницы. Надо устроить их жизнь. Вот она и занимается этим. Нет, Огудалову нельзя назвать „глухой” к человеческим переживаниям, она совсем не монстр, а, скорее, несчастная мать, женщина, затравленная обстоятельствами, загнанная жизнью в тупик. Она вертится, хлопочет, унижается, бьется как рыба об лед, попрошайничает у богатых знакомых, тем самым, устраивая жизнь дочерей. Огудалова поражает своей духовной слепотой, непониманием истинных человеческих ценностей. Наверное, именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило Рязанова пригласить на эту роль блистательную Алису Фрейдлих. Роль Карандышева исполняет Андрей Мягков, актер привлекательный, в котором одновременно существуют как положительное, так и отрицательное обаяние, что очень важно для исполнения роли Карандышева. Он презирает миллионщиков, завидует толстосумам, страстно желает быть с ними на равных. Да, Карандышев любит Ларису. Но он обладает сильным самолюбием, амбициозностью. Карандышев „маленький человек”, но он достаточно симпатичен, ведь поначалу не испытывает к нему отвращения. Игра А. Мягкова была удачной, возможно в связи со сходностью его характера с характером Карандышева. А что же можно сказать о Ларисе? Красивая девушка, очаровательный, экзотический цветок. Вокруг нее водятся мужчины, надеясь выиграть этот приз. Лариса – существо созданное для любви, главное ее призвание любить и быть любимой. Она лишена хитрости и изворотливости, как ее матушка. Лариса простодушна. Но она не идеальна. Лариса способна ради любви на любую жертву, но одновременно ужасающе эгоистична. Но именно эта любовь преображает ее, делает личностью. И растаптывая это ее качество, окружающие уничтожают ее саму. Роль Ларисы Огудаловой сыграла молодая актриса Лариса Гузеева. Она молода, красива, возможно, очень эмоциональна и отдается своей работе с головой. Что особенно заметно в печальных, трагических сценах. Она смогла четко передать образ своей героини, может потому, что Огудалова была близка Ларисе Гузеевой. Не менее важны фигуры Кнурова и Вожеватова, которые талантливо сыграли А. Петренко и В. Проскурин, Робинзона – Георгий Бурков – который спаивает Карандышева во время обеда и он же сообщает Юлию Капитоновичу о том, что Кнуров и Вожеватов „разыграли” Ларису в орлянку. Как мне кажется, весь актерский состав справился со своими ролями замечательно, передавая характеры и сущность героев с полной ответственностью и старанием. И все же, „Жестокий Романс” – это удача или поражение? Как же этот фильм может быть поражением, если смотря, его ты не замечаешь окружающего Мира, становишься соучастником происходящего, переживаешь за героев, словно они тебе родные люди, судьба которых тревожит тебя и заставляет биться твое сердце сильнее и сильнее. А в конце фильма на твоих глазах наворачивается слеза, точно также, как после прочтения самой драмы Островского „Бесприданница”. Именно поэтому я считаю, что фильм „Жестокий Романс” является огромной удачей в его творчестве, что не могло бы быть столь замечательного режиссера – отца картины.

ryzpm
ryzpm3 января 2009 в 17:26
Я вещь

Вот уже почти двадцать пять лет каждый год смотрю этот фильм. А то и по два раза в год. Изменились времена, мораль, но человеческие чувства остались и останутся всегда неизменными. Тогда, в 1975 году, когда я впервые посмотрел этот фильм, он мне показался до того необычным (ведь он шел как экранизация пьесы А.Н. Островского), что я несколько дней ходил под впечатлением. Такой экранизации нашей классики я еще не видел. До того современно и естественно смотрелся фильм. С.С. Паратов, в исполнении Н.Михалкова, - монстр, дьявол во плоти - вызывал чувство уважения. Как змей, завораживающий свою жертву и уничтожающий ее, он пользовался своей силой и вряд ли когда искренне раскаивался в содеянном. Сильный, самоуверенный, богатый, воспитанный на фольклоре и быте бурлаков и вообще простого русского народа, он вызывал чувство восхищения. (Прекрасная работа Н.Михалкова.) Карандышев - жалкий, но в общем-то безобидный человечек, вызывал чувство жалости, сострадания и в некоторых местах омерзение. 'Тетенька', как ее называл Паратов, и есть 'тетенька', но никак не мать. И Лариса, девушка, которая всем своим существом предназначена для любви и спокойного семейного счастья, казалась жертвой сложившихся обстоятельств. Купцы, в исполнении Петренко и Проскурина, у которых прибежищем являются лишь деньги (в фильме они то и дело пересчитывают свои купюры) и для которых 'невозможного почти не существует', в то время казались мне хозяевами жизни. И вот прошло время. И теперь, пересматривая этот фильм, я понимаю, что все эти хозяева жизни со своей идеологией и моралью, которые в наше время стали популярными, - самые несчастные персонажи этого фильма. Что они могут, закованные в 'кандалы' своих предрассудков? Только лишь нести раздор и хаос. Они и есть 'вещь'. И что остается? Остается ЛЮБОВЬ. Всепоглощающая, безрассудная, искренняя любовь. Это и есть самое главное в этом фильме. Я как-то не обращал особого внимания на последние слова Ларисы при прошлых просмотрах. А теперь обратил. Она благодарит. Благодарит своего убийцу. Благодарит за то, что избавили ее от этого иллюзорного мира, в котором, благодаря царству иллюзий, творятся дела, никак не соответствующие ее естеству - ЛЮБВИ. Спасибо Эльдару Рязанову за этот шедевр.

тётя Нохида
тётя Нохида29 августа 2022 в 14:51
Восторг пьяной ПТУ-шницы. Главная Политическая тайна кинофильма «Жестокий романс» на примере пьесы «Бесприданница». Ради чего Идеологический Отдел ЦК КПСС приказал Э. Рязанову «испортить русскую классику в непотребную сторону»?

-1- Морально-психическое состояние всех слоёв общества выявляли и проверяли в СССР не партсобраниями и не выборами в Верховный Совет, а успехом «неправильно-нехороших» фильмов в прокате. То, что «Жестокий романс» - кинофильм и добротный, и прекрасный, но притом «вредный и неправильный», и тогда и сейчас, знают все. Но никто не задаёт вопрос: «Почему ИО ЦК утвердил такой сценарий?» Дабы не мучить нетерпеливых читателей конспирологообразным детективом, отвечу на заглавный вопрос сразу, уже в третьем абзаце. Так Они для себя готовили Перестройку. «Пчёл не передавив, мёда не есть». Как подтолкнуть общественное мнение (совковое быдло) к мысли, что капитализм, богатство, разврат, роскошь, пьяное веселье – это хорошо? Как предсказать успех ваучеризации и приватизации? Риск велик! Целиком ограбить Огромную Страну так, чтобы она не взбесилась и не бунтовала, а наоборот, всенародно согласилась, - дело планетарного масштаба. На прогнозирование денег не жалели. Оттого средств на кинофильм «Жестокий романс» ОНИ дали много. Показательно, что умные люди, которых всегда меньшинство, этот фильм не приняли, хотя и признали его достоинства. Все остальные, средне-тупые и совсем глупые, до сих пор от него в восторге. Тайна успеха фильма не в «отступлении от классики», а в причине такого, «не по классике» отступления. От себя скажу: Фильм – идеальный. Ну, почти, кроме задействованных в съёмках лошадей. А «классика» - то есть пьеса «Бесприданница», на первый взгляд - неоднозначная, какая-то невнятная, недосказанная, расплывчатая и «неправильная». -2- Я сразу поясню, что пьеса – вершина творчества А. Островского. В ней заложен совершенно иной смысл, непонятый современниками, да и их потомками тоже. Чтобы оценить талант и двусмысленности Э. Рязанова, сначала надо осознать всю гениальность умалчивания и недосказанности в «Бесприданнице». Читатели понимают диалоги и заявочки персонажей буквально, в самом прямом смысле. А ведь все они там врут, дразнят, бахвалятся, хамят, издеваются… А говоря по-современному: - троллят, стебаются, прикалываются и понтуются. Причём все и на всех, даже «неземной эфир» Лариса. В фильме всё это неявно, но показано! По сути, вся эта пьеса - типичная комедия положений, да кабы не выстрел в развязке. Кстати - не смертельный! Патрончик, как и все «пусто-понтовые» диалоги в пьесе, оказался холостым. В пьесе это прямо не уточнено и не сказано. Так в этом, в этой недосказанности, и заложен грядущий успех и кинофильмов, и театральных постановок. Ведь А. Островский нигде не заявляет, что Лариса обязана умереть. Трактуй, как считаешь нужным. Драматург заранее всем разрешает. Разрешает своим забавным умалчиванием. И разрешает он с первых же строк пьесы. К каким сословиям автор отнёс персонажей? Кто из них дворянин, кто купец, кто разночинец? Чтобы ответить на эти вопросы, надо прочитать всю пьесу до конца. И тогда прояснится, что по статусу Карандышев… выше Паратова! Карандышев по табели, репутации и имущественному цензу имеет право баллотироваться в мировые судьи уезда, а вот Паратов – нет. Поэтому внимание я уделю весёлым хитростям пьесы, а не лёгкому, откровенно простоватому фильму, - «восторгу пьяной ПТУ-шницы». -3- Комедия, мелодрама и трагедия различаются лишь объёмом смеха в зрительном зале. Зрители «Бесприданницы», по замыслу, смеяться должны часто, но не все. Ведь шутки в пьесе понятны только людям опытным и просвещённым. В диалогах явно двойное дно. Дельцы и толстосумы смеются, а простолюдины и юные дворяночки – плачут. И сразу два беглых примера неравномерности смеха в зрительном зале: когда купцы в партере взрываются хохотом, а вся галёрка ахает от зависти и восторга. Галёрка – белошвейки, кухарки, горничные… И сразу понятно: кто в зале богатый и умный, а кто - нищие дурёхи. Первый пример: Паратов хвастается, (но робко и неуверенно), что берёт в приданное золотые прииски... В партере – взрыв смеха! «Вот дурак! Ха-ха! Ох, и ловко же тебя надули. Ты сам-то веришь в это?» В фильме актёр В. Проскурин, сморщив личико, сдержал усмешку. Он, (то есть – режиссёр Э. Рязанов) понимает, что С. Паратов либо нагло врёт и понтуется, либо сам обманут какими-то проходимцами. Дело в том, что… Здесь мне придётся долго и научно разъяснять. Ну а для начала читайте хотя бы роман Д. Мамина-Сибиряка «Золото». Второй пример: Кнуров культурненько пригласил Ларису в Париж и на содержание. Опять юные, неиспорченные ПТУ-шницы ахают от зависти и восторга; и опять им непонятны смех и веселье в партере. Непонятливым поясню: «Ехать в Париж с содержанкой – всё равно что в Тулу со своим самоваром». Она что, будет там канкан плясать? Всем купцам и коммерсантам эпохи А. Островского эти его шутки и намёки были абсолютно понятны, а вот горничные и белошвейки хохота в партере не поняли. А советские ПТУ-ушницы - тем более. И вот так всю пьесу. От начала и до конца. Одни зрители смеются, а другие завистливо вздыхают. В итоге: одни возмущены смелостью и эпатажностью замысла, а остальные – сюжета толком и не поняли. Фильм снят талантливо уже хотя бы потому, что умные правильно оценили. А остальные - порадовались от души и хорошо отдохнули. И начали мечтать… О щедрых поклонниках, о гонках на пароходах, о пышных застольях и дорогих подарочках. То есть - о Перестройке. -4- Дабы не разбирать всю пьесу и поставить точку, вот из неё цитата. Лариса: Послушай, Мокий, я по-французски не совсем свободно. Хочу выучиться, да всё времени нет. Кнуров: Да зачем тебе французский язык? Лариса: Столица Франции, да чтоб там по-французски не говорили! Что ты меня за дурочку, что ли, считаешь? Кнуров: Да какая столица! Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотел с тобой ехать. Лариса: Браво, браво! Кнуров: А ты полагала, в настоящий? Хоть бы ты немного подумала. А еще умной женщиной считаешь себя. Лариса: Хорошей ты школы, Мокий, хорошей. Серьёзный из тебя негоциант вышел. Кнуров. Да ничего; я стороной слышал, одобряют. Если моя читательница думает, что это из неопубликованной части «Бесприданницы», то таким наивным я рекомендую прочитать-таки гениальную пьесу А. Островского. Целиком! И аж два раза. А если заранее изучить тогдашнюю политику, экономику, сатиру, цензуру... Это я всё к тому, что фильм хороший, посмотреть его стоит, и надо заранее знать, что… А впрочем, многие знания – многие горести. Не нравится фильм, читайте пьесу, помня, что все персонажи там врут. И даже интимной связи между Паратовым и Ларисой не было; ни в пьесе, ни… по фильму! Это Вам такой тест на ум и внимательность.

AutumnWind
AutumnWind11 ноября 2012 в 18:15
'Как ты любил - ты погубил...'

Пьеса Островского 'Бесприданница' имеет несколько экранизаций, я бы хотела оценить именно картину Эльдара Рязанова 'Жестокий романс'. Эта драма о неразделенной любви молодой 'бесприданницы' Ларисы к почтенному барину Сергею Сергеевичу Паратову. Паратов в прямом смысле слова ВЛЮБЛЯЕТ в себя молодую наивную девушку и разбивает ей сердце. Лариса - девушка с тонкой душевной организацией, она полюбила Паратова и не смогла забыть его даже после того, как он её предал. Паратов же не переставал 'измываться' над несчастной девушкой даже после того, как обручился с богатой невестой. От безысходности Лариса принимает предложение от небогатого чиновника Карандышева, над которым посмеиваются в её кругах, считают его ничтожным человеком. И ведь действительно, он - ничтожество. Единственное, на что у него хватает смелости - убить ту, которая отвергла его, ту - которая не смогла его полюбить. Это трагическая развязка является самым верным выходом из ситуации в которой оказалась Лариса. Она благодарит Карандышева за свою смерть. Главную роль, роль Ларисы Огудаловой, потрясающе воплотила Лариса Гузеева. Её героиня будто вышла со страниц пьесы Островского и показала тот подлинный образ бесприданницы, который и был описан Островским. Нежная, хрупкая, ранимая, и в то же время имеющая чувство достоинства девушка, которую погубила её искренняя безмерная любовь. Прекрасная игра Никиты Михалкова, он же Сергей Сергеевич Паратов, покорила меня с первых минут фильма. Эти манеры, этот взгляд - именно таким и представлялся мне Паратов. Самовлюблённый, высокомерный и чертовски привлекательный. Ему завидовали мужчины, его обожали женщины. Карандышев в исполнении Мягкова открылся для меня с иной стороны. Мне стало его жаль, ведь он любил, и его любовь довела его до сумасшедшего поступка. Он сделал это не из ненависти, не из зависти, не из хладнокровности, как мне казалось раньше - он сделал это из-за любви к женщине, которая растоптала его чувства. Да, Карандышев - персонаж негативный, но и его чувства, и его страдания имеют место быть. Всем, кто любит классику и хорошие экранизации, я советую посмотреть так же экранизацию 1936 года, мне она понравилась не меньше, чем 'Жестокий романс'.

Аллегра
Аллегра30 января 2009 в 14:04

Я смотрю этот фильм с детства. Примерно раз в год. Каждый раз я смотрю его как в первый раз, потому что моя внутренняя реакция совершенно отлична от предыдущей, но все-таки каждое новое впечатление не отрицает предыдущие, а дополняет. Можно сказать, что с каждым разом я познавала то, что было доступно моему сознанию, и видела то, что соответствовало моим ценностям, приоритетам, жизненному опыту и мировоззрению. Вчера, когда я в очередной раз посмотрела Жестокий романс – на меня снизошло озарение, если можно так выразиться. Свершилась кульминация всего того, что я собирала по частицам, проведя много лет с этим фильмом. В детстве, будучи юной девушкой, конечно же Панкратов был моим идеалом, я видела только его в этом фильме. Его харизма, магия, притягательность, взгляд, размах не могли оставить меня равнодушной - я была влюблена в него. Со временем я стала понимать Ларису, ее чувства, ее Любовь, но все-таки в моем сознании она оставалась жертвой этой трагической истории. А Панкратова я стала ненавидеть и, наконец, узрела за внешним лоском жестокого, закрытого, мстительного человека, потеряв при этом все предыдущее положительное восприятие его. Герой Мягкова всегда вызывал сострадание, жалость и отчасти омерзение, а отчасти мне, не знаю почему, было стыдно за него, а иногда смешно… До чего доходит человеческая глупость и чудовищная неуверенность в себе, которая принимает уродливые формы, которые мы могли наблюдать в поведении героя Мягкова. Все остальные герои несомненно тоже достойны внимания, но они как-то сразу предстали передо мной в своем полном, законченном виде. Вчера просмотр этого фильма произвел на меня необыкновенно сильное впечатление… Лариса предстала в этой истории совершенно в новом свете для меня. Она перестала быть жертвой. Те, кто способен на такую Любовь – не могут быть жертвой… Потому что Любовь всегда побеждает. Пусть не сразу, но всегда, в конце концов. Вчера я впервые задумалась, а что могло случится потом с теми, кто был причастен к ее убийству. Вы не задумывались об этом? И если бы ее Любовь и Смерть в конце концов послужили бы толчком к великим мучениям, страданиям, очищению и освобождению в конце концов от кандалов и пут равнодушия, жестокости, убогости тех, кто участвовал в этой жизненной драме – то тогда бы ее Жизнь, Любовь и Смерть были великим незримым подвигом… Собственно, в таком свете я вчера и увидела эту драму. Любовь убивает, Любовь оживляет, Любовь трансформирует, Любовь освобождает, Любовь очищает… И она никогда не проходит бесследно. Любовь выжигает все на своем пути и в конце концов достигает своей наивысшей цели. И еще – лучше Жить, Любить и Умереть так как Лариса, чем быть живыми мертвецами при жизни. Не зря фильмы Рязанова сопровождают нас порой долгие, долгие годы. В них вложена Душа, а она, как известно, не имеет возраста и не подвластна времени. И именно на фильмах Рязанова когда-то давно в моем детстве была основана моя большая любовь к киноискусству, ровно, как и высокие требования к нему. Но я все же чувствую, что моя история с этим фильмом не закончена, не смотря на многократные пересмотры и всевозможные переживания. В такие фильмы ныряешь, ныряешь, но никогда не достаешь до дна.

Gone_Edward
Gone_Edward18 января 2019 в 21:27
Прекрасный романс, но скучный фильм

Меня эта картина, к сожалению, не впечатлила. Хотя мне очень нравятся фильмы Эльдара Рязанова, но вот тут не сошлось. Сама концепция 'Жестокого романса' напоминает типичный индийский фильм: откровения, песни, откровения, танцы и так далее по кругу. Очень утомительно смотреть это на протяжении двух часов. Андрей Мягков, честно говоря, уже поднадоел играть разного рода фриков в кино. Порой создается впечатление, что во всех фильмах, в которых он принимает участие, он играет одного и того же человека. И, честно говоря, ему не очень правдоподобно удается играть человека в состоянии алкогольного опьянения. Герой Никиты Михалкова с потерей бороды потерял и мужественность в фильме. И я не про внешний вид. В начале картины он предстает перед нами креативным романтиком, а после своего возвращения становится каким-то злопамятным балагуром. Про героиню Ларисы Гузеевой сказать особо нечего. Выглядит красиво, на экране мелькает часто, но вот ничего не привносит. Определенные надежды у меня были на финал всей этой истории, ибо завязка и кульминация меня не впечатлили и тянули на твердую 'четверочку'. Я подумал, что вся изюминка 'Жестокого романса' кроется в концовке, ибо чем-то же она зацепила остальных зрителей. Но тут всё еще хуже. Герой Мягкова решительно надумал восстановить справедливость во всей этой ситуации, но выбрал для этой показательной 'казни' самый малозаслуживающий этого объект. Во-первых, на корабле находились кандидаты получше на эту роль. Во-вторых, кому он этим сделал хуже? Только себе. Никто из тех трёх мужчин и не рассматривал Огудалову всерьез. С таким же успехом он мог себе выстрелить в ногу. Ну и сам 'трагический' момент выглядит скверно. Героиня Гузеевой мне напомнила губку, которой моют стекло. Очень хотелось сказать: 'Да упади ты уже!' Но даже когда момент падения настал, Огудалова продемонстрировала это очень нелепо. Из положительного выделю запоминающиеся романсы, игру Виктора Проскурина и эмоции на лице Гузеевой во время 'А напоследок я скажу'. 3 из 10

dmitriP1983
dmitriP19832 сентября 2016 в 07:02
Коль родился холопом — то не лезь во дворяне!

Величайшая экранизация пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», за которую взялся талантливый советский всеми любимый режиссер-постановщик Эльдар Рязанов. Какой мощный актёрский состав он пригласил в свой фильм: - красавицу Ларису Гузееву в образе Ларисы Дмитриевны. Уж ничего не могу с собой поделать, но питаю слабость к ней, к её женственной красоте и актёрскому мастерству. - Никиту Сергеевича Михалкова в образе своенравного барина-господина Паратова С. С.; - Алексея Петренко в образе чванливого богача Мокия Пармёныча; - Виктора Проскурина в образе Васи, такого же коммерсанта и богатея, только помоложе своих друзей по золоту. Все эти господа жизни вызывают омерзение своим заносчивым, чванливым, игривым, высокомерным поведением. И ведь ничего с тех самых пор не поменялось. Наполняют нашу Землю-матушку эти Паратовы, Мокии Пармёнычи и Васи – держатели капитала и вершители судеб. Правда, и бедный Карандышев Юлий Капитонович в исполнении Андрея Мягкого тоже противен своим неугомонным стремлением казаться тем, кем он не является. По сути, тоже гнилой человек. Но, с другой стороны, жаль его, что затеял он игру не с людьми из своей партии, за что и получил «жестокого пендаля». О его собирательном образе хочется закончить словами барина Паратова: 'Так выучитесь прежде понимать!'. А потом, дескать, и лезьте со своими никчёмными суждениями (логическое продолжение фразы). Хариту Игнатьевну в исполнении Алисы Фрейндлих понять просто: она, как и любая мать, желает счастья своей дочери - богатого, видного, крепкого жениха, чтоб не влачить жалкое существование и не прозябать в нищете на старости лет, а купаться в золоте и одеваться в дорогие шелка. О себе матушка думала, о себе... Все хороши, вот только бедняки получили большой удар обухом по голове, от которого они уже не оправились, а богачи отделались лишь лёгкой досадой. 10 из 10

Mashka315
Mashka31514 ноября 2011 в 14:57
«Всё гениальное – просто».

Фильм «Жестокий романс» был снят Эльдаром Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Режиссёр сохранил любовный треугольник, придуманный Островским, однако действия героев и часть событий являются, без сомнения, сценарным вымыслом Рязанова. Эта история отображает все возможные «виды» любви: любовь, становящуюся смыслом жизни, любовь дружескую, материнскую, любовь к развлечениям, любовь к деньгам, власти, к самому себе. Для героев, любовь становится веской причиной для того, чтобы жить и для того, чтобы умереть. Деньги и чувства – 2 главные проблемы картины. Лариса, любящая Паратова всем сердцем, по неопытности и молодости доверяется ему, и слишком поздно понимает, что была для него лишь развлечением, желанной вещью. А Карандышев, ослеплённый желанием отомстить всем окружающим за годы унижений, не может простить Ларисе её честность и прямоту, её верность чувствам, из-за которых угасла его последняя надежда стать значимым в обществе, и со словами «Не доставайся же ты никому!» убивает Ларису. Эта интерпретация пьесы не позволяет произносить в свой адрес критические слова. В каждом кадре картины заметна гениальная «рука» культового режиссёра. Всё, начиная от актёров и до постановки сцен, сделано в согласии с духом времени, которое описал Островский. Не возможно не отметить «чувственное» музыкальное сопровождение, мастерскую работу костюмеров, содержательность и уместность диалогов, которые «пронесли» через себя великие актёры – Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева, Никита Михалков, Георгий Бурков, Александр Панкратов-Чёрный.. Примечательно, что все картины Рязанова отличаются безупречным соответствием роли и её исполнителя настолько, что наблюдая за этим актёром в другом амплуа, только и остаётся, что преклонится перед его талантом. Я считаю, что этот фильм рассчитан на широкую аудиторию, т. к. абсолютно всем поколениям будет понятна и интересна эта обыкновенная, простая история, снятая гениальным режиссёром и рассказанная нам выдающимися актёрами. 10 из 10