Женя, Женечка и «Катюша»: отзывы и рeцензии

Анатолий Дягилев - 4716
Анатолий Дягилев - 471617 августа 2020 в 17:24

Удивительный, гуманистический, трогательный фильм о Великой Отечественной войне. Трагикомедия. В финале — именно «Праздник со слезами на глазах…» Это ещё и один из моих любимейших фильмов с участием Олега Даля и Михаила Кокшенова. Их блистательный дуэт затем мы наблюдаем в фильме Л. Гайдая «Не может быть!»(1975). Великолепна актриса Галина Фигловская. Увы, она пронеслась яркой кометой на небосклоне нашего кино, этот фильм так и остался самой большой её актерской удачей — зато какой! На все времена. Взрослеет на наших глазах, за какие-то полгода-год главный герой картины — Женя Колышкин. Романтичный мечтатель Арбатских переулков, платонический воздыхатель Женечки Земляникиной. Трагическая, нелепая гибель последней в какой-то мере и на его совести, ведь Женечка просила не ходить по пустому особняку, в котором слышатся непонятные шорохи и шаги… В финальной сцене все сочувствуют Колышкину, даже суровый, без сантиментов сибиряк Захар — и тот отдает Жене последний сухарик… И всё же верится, главный герой не раздавлен, не уничтожен свершившейся трагедией, он достойно проживёт свою жизнь, создаст семью и вырастит детей, но при этом навсегда сохранит в своём сердце образ Прекрасной Дамы — Женечки Земляникиной…

Верховный Комиссар Культпросвета
Верховный Комиссар Культпросвета27 июля 2019 в 13:21
Датский король и «ежик-салажонок» в одном лице

В очередной раз пересмотрел этот удивительно поэтический, смешной и грустный одновременно фильм. И в который раз внутренне ожидал, что Земля сделает незримый вираж в пространстве-времени, уйдет на мгновение в параллельное измерение или случится что-нибудь еще (то, что впоследствии назовут «Новым Чудом Света») — и тогда финал этой трогательной киноленты изменится. Но почему-то чуда не произошло, а надежда в очередной раз ускользнула, подло хихикая в ожидании нового просмотра, чтобы снова замаячить своим призрачным лучом. Из-за этого я немножечко недолюбливаю этот фильм и, при всем уважении к Владимиру Мотылю (царствие ему небесное и вечная память) не совсем его понимаю с точки зрения человеческой души). По правде говоря, я ему и Верещагина из «Белого солнца пустыни» до сих пор простить не могу. А если отбросить шутки в сторону — то в случае с кинолентой «Женя, Женечка и «Катюша» мы имеем профессионально снятую военную трагикомедию (или комедийную мелодраму?) Только боюсь, что любое определение жанра этого замечательного фильма будет выглядеть слишком нелепым и неуклюжим. На различных кинофорумах часто встречал мнение, что Олег Даль здесь вытянул своей игрой «весь актерский состав». Так вот — я КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен с этим. Просто у него было больше времени в кадре. Но тот же Михаил Кокшенов со своими «у нас на лесозаготовках» и «последняя», Галина Фигловская со своим заразительным смехом и «ежиками» или даже Георгий Штиль со своим «Колышкин», произнесенным всегда с трагической интонацией, радуют не меньше. P.S. У нас на лесозаготовке тоже одна была — Капитолиной звали. Кто к ней сунется ну, вроде, как он — она того кулаком по роже. Кто опять — табуреткой. Это она кокетничала… 10 из 10

Sphinx without a secret
Sphinx without a secret31 августа 2016 в 14:01
А до войны вот этот склон,/ Немецкий парень брал с тобою…

Прекрасный, очень трогательный и лиричный фильм о мечтательном юноше, почти мальчике Жене Колышкине, сумевшем пронести душевную чистоту сквозь ужас Великой войны. О том, что именно благодаря чистым, честным и смелым людям возможна стала наша победа. К ним относятся и хозяйственный Захар, оценивший в конце концов Колышкина-его полную противоположность («Ну ты ж прямо книжный магазин»), и милая Женечка, и гвардии капитан, украдкой посматривавший на фотографию возлюбленной и старавшийся спасти незадачливого Женю от штрафной роты. И показано нам все лучшее, что было в них- оттого повествование о войне приобретает легкость, удальство- что бы ни случилось, все преодолеем! Также это фильм о взрослении и возмужании. А ещё, и это, на мой взгляд, главное, о нелепости и бессмысленности войны. Женя и Зигфрид, они могли бы быть друзьями… «И они тоже читали стихи, может быть, Шиллера»… И они тоже любили, и радовались любви друзей… Но на войне как на войне, человек, который мог бы стать другом, становится подлинным врагом. И Женя, для которого война была почти игрой, вмиг повзрослевший, испытывает, вероятно впервые в своей жизни, ненависть. Фильм о том, что никому из нас никогда не нужна война. Великолепная игра неповторимого Олега Даля и всех остальных актеров, отличная режиссура В. Мотыля, прекрасная музыка. Образец того, что об ужасе и трагедии войны можно сказать в почти комедийном фильме, не заливая экран потоками крови. «Если ж вам вдруг повезёт, вы тогда без меры, капли датского короля пейте, кавалеры». 10 из 10

Alan Capcace
Alan Capcace1 мая 2016 в 10:13
Посылки нет, конфет нет, ничего нет. Финита ля комедия

То ли дело в менталитете, то ли в том, что люди, работающие над кинокартинами, чаще всего сами пережили жизненную трагедию, а потому знали, о чем рассказывают, да вот только я не встречал более пронзительных и жизненных кинокартин, чем снятые фильмы в Советском Союзе и посвященные Второй Мировой Войне. Настолько живые и настоящие образы героев, настолько пронзительная и тяжелая атмосфера у тех лент, но в тоже самое время фильмы эти дают главное — надежду и веру в лучшее завтра, даже если судьба героев сложиться трагически. И раньше я удивлялся: Почему на старые советские фильмы было написано столь мало рецензий? Ведь снято то было качественно, а по степени погружения наши киноленты ничуть не уступали западным аналогам. Сейчас я это понимаю. Дело тут даже не в том, что старые советские фильмы априори зрители уже видели, во всяком случае киноманы со стажем, так уж точно. Дело тут в том, что чувства, которые посещают после просмотра, у каждого свои и очень сложно передать эти ощущения на бумагу. Отсюда и малое количество рецензий на подобного рода фильмы. Во всяком случае это моя теория и она, естественно, может быть в корне не верна, но другой нет. Впрочем, пора заканчивать с пустопорожними разговорами и пора переходить к виновнику торжества. Итак, это — «Женя, Женечка и Катюша». Оказавшись в новом месте некоторые люди хотят себя как-нибудь да проявить. Показать насколько он надежный, деятельный, да и вообще добрый человек. Вот только порой ситуация складывается прямо противоположным образом и вместо того, чтобы проявить свои лучшие качества, человек садиться в лужу, а окружающие над ним посмеиваются, возможно даже прозвище по такому поводу придумают. Вот и Жене Колышкину, интеллигенту из Москвы не повезло. Сначала он попадает в госпиталь, потому что его придавило ящиками со снабжениям. Затем, какой-то особо ушлый фриц на самолете возьми и расстреляй одежду Колышкина, пока тот купался в речке. Ну не стыда не совести у немцев. В довершение всего рядовой Колышкин задавил интеллектом вышестоящего офицера, да и в военной части проявил себя не лучшим образом став чем-то вроде «белой вороны». Не то чтобы изгой, скорей объект для шуток. Болезненно воспринимает это герой Олега Даля? Ну еще бы! А тут еще симпатичная связистка Женечка Земляникина смеется над неловким юношей. Кошмар! Вот и начинает фантазировать о том, а чтобы было, если бы он жил в восемнадцатом веке, во времена мушкетеров? Хорошо бы жил, просто замечательно. Верные друзья, прекрасные дамы попавшие в беду и враги, что убегают прочь заметив лишь силуэт героя. Ккрасота! Ну да, Женя Колышкин мечтает совершить какой-нибудь подвиг и вскоре ему представиться такая возможность. Под новый год. Дело в том, что все в части Колышкина получили гостинцы из дома, а сам герой все проворонил, вот и отправился горемыка через снега за долгожданной посылкой. Отвечая на незаданный вопрос скажу, да посылку он получил, но когда возвращался герой молодой, то свернул он куда-то не туда и попал в ставку немецкого командования, что уже собрались праздновать Новый год. Упс! Что было дальше с рядовым Колышкиним расскажет уже сам фильм, а никак не я. Я же поговорю о том, чем ценен этот фильм. Кинокартина получилась пронзительной, доброй, смешной и в тоже самое время крайне трагичной. Эмоции сменяют одна другую порой с невероятной скоростью улыбка не успевает покинуть уста, как происходит нечто жестокое, страшное. Отчего создается чувство, что будто бы обухом по голове ударили. Это невероятная комбинация, которая заставляет смотреть на происходящее во все глаза и что самое главное — сродниться с героями этой непростой истории. Что Колышкин, который раз за разом попадает из огня да в полымя и пытается найти свое место на войне, раз за разом обжигаясь. Что с виду неприступная и строгая Женечка Земляникина, которая на деле оказывается очень добрым и чутким человеком, скрывающая свои чувства под ледяной броней из насмешек и цинизма, попросту боясь привязаться к людям, война же. Что хам и забияка Захар Косых, который периодически подшучивает над главным героем и ведь делает он это не со зла, а просто потому что рубаха-парень. Ну не понимает человек, что его шутки получаются донельзя злыми и жестокими. Не понимает до определенного момента, а потом… Впрочем, пусть кинокартина сама расскажет. Итог? Фильм с человеческим лицом. История подается легко и с улыбкой. Герои подкупают с первых минут знакомства, в то время как немцы были показаны не кучкой мясников или идиотов, а живыми людьми, что придает фильму еще большую достоверность. Это пронзительная история любви, которая вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным и это тот фильм, который я рекомендую к просмотру всем и каждому. Поверьте, оно того и впрямь стоит. 9 из 10

ronny10
ronny1020 сентября 2014 в 21:47
Найти в трагедии глотки жизни

Сложно найти русских людей рождённых в прошлом веке, которые никогда не слыхали хотя бы название этого превосходного фильма. Хотя о таком кино слышать мало. Его надо смотреть. Оно необычное, доброе, прекрасное. Война иногда даже отходит на задний план. Конечно она охватила всех героев этой картины. Иначе и быть не может. Но Мотыль и вся съёмочная группа, отлично выполнили поставленную задачу. Им удалось редкое явление, вообще в мировом кинематографе. Сделать «весёлую» ленту о войне — шедевром. Да ещё и при советской цензуре. Рассказывали историю, что посмотрев этот фильм Генсеки СССР пришли в ужас. Назвав это несерьёзным отношением к ВОВ, и киношники набрались наглости чуть ли не повеселиться в своём материале на фоне этой трагедии. Но когда первое лицо государства увидел «Женю…», то по его указу было принято решение немедленно выпускать картину в прокат. Так и пришло данное произведение к миллионам зрителям. Конечно должны быть причины, почему фильм всё таки прошёл цензуру. В столь щекотливой истории очень важную часть играет соответственно юмор. Юмор здесь отличный. Диалоги и шутки не переходят грань, которая может обидеть участников войны и всех кто имел или имеет к ней хоть малейшее отношение. Герои шутят друг над другом, а так же над собой. Делая это довольно тонко и остроумно. Само собой «Женя, Женечка…» иногда недостоверна. Но это и не столь страшно, если у картины куча достоинств. Кстати эпизод с передачей новогодней посылки в тыл врага — чистая правда. До сих пор нахожусь под впечатляющей игрой Олега Даля. Думаю это одна из его запоминающихся ролей. Он был просто магичен. Да и остальные актёры выдали неплохую работу. Также хочется отметить хорошие стихи Б. Окуджавы. О котором я многое слышал, но никак его самого. И конечно же невозможно не заметить достойную режиссуру Мотыля. Считаю эту картину также одной из лучших в его биографии. Одно удовольствие смотреть такое кино, от таких создателей. Сейчас его очень не хватает. Как и легендарных людей, которые создали этот шедевр. 9 из 10

ortoptaz
ortoptaz7 июня 2014 в 23:19
Как возникают первые искренние отношения.

Герои впервые обнаруживают у себя чувства друг к другу. И как и положено их чувства всё время их вместе сталкивают. Происходят различные перепетии, истории и выбросы энергии любви. Каждый подсознательно стремитьться друг к другу. Есть на их пути и препятствия, и соперники — но их чувства находят выход и возможность быть вместе. Они как два ручейка, которые стремятся вниз и переплетаются и журчат то тихо то громко. Иногда их разделяют палки на пути и даже брёвна — но они ищут друг друга на безкрайних просторах войны. Даже страх самой войны им не так страшен, появляется и отвага, и бровада, и даже приключения и немыслимые поступки. А всё это ради неё, любви Прекрасное произведение, дающее запах свежести, красоты и нежности. Игривости и непосредственности. Трогательно всё — нет изъянов. Это жизнь, это любовь и трагедия. Когда уже всё закончилось — наступило время подумать друг о друге, они расслабились — и здесь героиню застаёт в расплох темная сила. Не уберег молодец. Слишком много завистников было на их пути. Слишком многие хотели таких отношений. Их отношения проходили на виду у всех — и это и есть отправная точка — их конечности в отношениях. Чем больше людей вкурсе отношений двоих, тем больше завистников, и недоброжелателей. И в конечном итоге — это неизбежность — заканчивается трагически.

aleksandrtt99
aleksandrtt9915 апреля 2013 в 22:32
Меня подводит не рассеянность, меня подводит моя сосредоточенность!

Это фильм о любви и о войне. О любви на войне. История о том, как вчерашний московский школьник, мечтатель, поэт и рыцарь в душе, рядовой Женя Колышкин полюбил связистку Женечку Земляникину. О том, как он попадает в нелепые истории: мстит за разграбленную немцами Ясную Поляну и Льва Толстого, невольно сорвав планы диверсионной группы врага по наведению бомбардировщиков на расположение «катюш». О том, как он поздравляет с Новым Годом немецкое командование и спьяну вызывает на дуэль своего командира полка… О том, как ему, кандидату в штрафники и, одновременно, в кавалеры Ордена Славы, приходит в голову авантюрная идея доставить снаряды для «катюш» под прицелами фрицев, переодевшись в женское платье… О том, как поначалу его, пацана, сопляка, никто из сослуживцев не воспринимает всерьез, и как по прошествии времени более взрослые и опытные бойцы начинают уважать «рассеянного» Колышкина и его любовь, и никто уже не смеет распускать сплетни про Женечку, переведенную в штаб к полковнику, «похожему на Марка Бернеса». И как отвергнутый Женечкой ловелас сержант Зырянов помогает Колышкину — делает так, чтобы тот поехал в штаб дивизии вместо него и смог, наконец, встретиться с Земляникиной… Это история о том, как, несмотря на жестокость войны, черствость и цинизм, оставались честными и романтичными, благородными и смелыми, мальчишки, ставшие мужчинами. Таким, наверное, был на той страшной войне и молодой арбатский юноша Булат Окуджава, написавший сценарий к фильму… 10 из 10

Татьяна Таянова
Татьяна Таянова4 апреля 2013 в 12:03
И с тех пор горит во мне огонек той веры…

Как оторвать друг от друга два имени? По большому счету, то, что Окуджава в музыке и поэзии, Мотыль — в кино. Дар интимности — негромкости — голоса, щемящая гармония, тоска по идеальному человеку, здоровая, бескомпромиссно позитивная философия, хрустальная чистота душ и глаз, детскость как главная мерка человечьей высоты. Вспомним хотя бы настойчивую привязанность героя Луспекаева из «Белого солнца пустыни» к Петрухе, спонтанность и нерасчетливость Анненкова — Костолевского в «Звезде пленительного счастья» и детские глаза Жени — Олега Даля. Сюжет этого фильма — хрупкий, нежный, тонкий, как пух, как воздух, как стеклянный шарик. Такой же и мальчик Женя — вечный ребенок восемнадцати лет на войне. Погруженный в катастрофу, не озлобляясь, не теряя щенячьей нежности, он ставит нас перед необходимостью верить в улыбку слез, силу мягкости, мужество детскости и торжество человечности над абсурдом и тьмой. Фильм будоражит яркими красками, он ребячлив и сказочен, бодрит романтикой 60-х, сияет таинственным светом веры, зовет песней надежды. Песенка Окуджавы исполнена в фильме Мотыля звонким мальчишеским голосочком: «В раннем детстве верил я, // что от всех болезней // капель датского короля // не найти полезней. // И с тех пор горит во мне // огонек той веры… // Капли датского короля // пейте, кавалеры!». И вовсе не странно, что в кино о Великой Отечественной прописались этот смешной датский король и трогательный маленький певец Саша Кавалеров. Голос детства дает рецепт, как душам остаться здоровыми среди кошмаров и химер: хранить в сердце мир и правду — «солнце, май, Арбат, любовь». Слава головы кружит, власть сердца щекочет. Грош цена тому, кто встать над другим захочет. Укрепляйте организм, принимайте меры… Капли Датского короля пейте, кавалеры! Ни слава, ни власть, ни карьера, ни ордена, ни азарт, ни самоутверждение не коснулись Жени. И на войне он не столько воюет, сколько любит (свою взрослую и насмешливую Женечку). А иногда кажется, что он и не на войне вовсе (встретила в рецензиях: «фильм о войне без войны»). Но вернее будет так: он-то на войне, она не в нем! Есть души, в которых мерзость не может прописаться в принципе. Как и жажда крови, жажда орденов, чинов, кичливых побед. Женя Колышкин не только в своем романтическом сказочном мире — рыцарь и кавалер прекрасной дамы, галантно побеждающий врагов, он совершает реальные подвиги — просто и словно незаметно для себя самого. Но правда фантазии и правда творчества — тоже капли целебные — спасительные, защитные силы души: Если правду прокричать вам мешает кашель, не забудьте отхлебнуть этих чудных капель. И все-таки почему одни души на войне остаются добрыми, а другие раскрываются черной стороной, грубеют? В фильме Нила Джордана «Жестокая игра» (про совсем другую войну) герой Фореста Уитакера рассказывает притчу о лягушке и скорпионе: скорпион хотел перебраться на другой берег реки. Пошел к лягушке. Она сказала ему: «если я посажу тебя на спину, ты меня ужалишь». Он ответил: «Нет, мы же тогда оба утонем». И вот, когда они поплыли и были уже на середине реки, лягушка почувствовала, что ее будто пронзило острым копьем: «Зачем ты меня ужалил? Мы же утонем!». «Я не виноват. Такова моя природа», — были его слова. Естество человека, вернее, коренное, сердцевинное в нем, неизменно. Добрый останется таким даже в кошмаре, даже в аду, по словам старого философа: «ангел, будучи посреди ада, находится в раю и не видит ада». И Женя в исполнении Даля — именно такой ангел, даже когда убивает врага (убийцу возлюбленной), он убивает не фашиста, а человека и навсегда берет себе его боль. Так случилось, что это кино посмотрела почти сразу после оскароносного «Повелителя бури» К. Бигелоу. И странно связались фильмы в восприятии. Вроде бы их атмосферы различны дальше некуда. Мечтательность, романтика, сердечность смеха, сказочный флер Мотыля — холодная откровенность, въедливое любопытство документальности, трезвость и серьезная прямота Бигелоу. А фильмы-то, в общем, и тот и другой не про войну — про человека. Про неподвластное никаким внешним обстоятельствам упрямство его природы и индивидуальности. Герою Реннера так же невозможно усмирить свою натуру (суть которой БУРЯ — ВОЙНА), как Жене утратить внутренний ПОКОЙ — МИР и свои книжность, мечтательность, детскость. И оба положительные герои! У А. Блока есть очень интересная мысль: «разрушение так же старо, как созидание, и так же необходимо, как оно». Словно отталкиваясь от нее, Бигелоу дает обескураживающую идею: война будет существовать всегда! Потому что неискоренима потребность человека в ней, т. е. в разрушении (в том числе и себя, вспомним хотя бы прозрение доктора Фрейда о нашей общей тяге к смерти, воле к ней). Смерть, с которой то ли борется, то ли соревнуется, то ли играет «повелитель бури», приносит ему чувство настоящей жизни. Когда он с ней один на один, нет ни лжи, ни фальшивых приманок коснеющего в изобилии мира, ни рамок политкорректности, ни злобы, ни мести. Но это непрочное существование, без завтрашнего дня, которое сродни прожиганию жизни, кровавый кутеж с привкусом некроза, умирания каждый день. Обмеление дара жизненности! Заслуга Мотыля в том, что он воспел другие стороны человека, к счастью, тоже неискоренимые, — здоровье доброты, творчество жизни, смелость беззащитности, волю не расставаться с прекрасным в себе даже внутри рушащегося мира. Рецепт победы — «капли датского короля» Владимира Мотыля: внутренняя самобытность — основа сопротивляемости злу. Созидатель, художник, воин Женя идет своим путем, имеет свое нравственное пространство, не поддающееся приглаживанию расческой дисциплины и механического устава, он настолько своеобразен, что его невозможно выпрямить по общему лекалу, подавить, изменить. Даже войной! От правды не укрыться: не «Женя, Женечка и «катюша»», а «Повелитель бури» — актуальное кино. Но именно поэтому фильм Мотыля нельзя не смотреть!

smidmi1979
smidmi197916 сентября 2012 в 13:47

Молодой солдат Женя — чудак, мечтатель, рыцарь и просто рассеянный тип, периодически подвергающийся насмешкам и тычкам со стороны старших и по званию, и по возрасту и просто по жизни. Женечка — девушка-связистка, то и дело отбивающаяся от назойливых поклонников. «Катюша» — знаменитое ракетное оружие Великой Отечественной, на финальном этапе которой и разворачиваются события. Допустимо ли смеяться на войне, и уж тем более фантазировать? Для слишком строгой «военной» цензуры, наверное, не слишком допустимо. Но все же это один из немногих фильмов, позволивших себе шутить на подобную тему. И вполне удачно — но шутить не так, как это делали французы в «Асе из асов» или «Большой прогулке», а сделав анекдот вполне себе лиричным. Поэтому и действие разбито на своеобразные «анекдоты» или главы рыцарского романа (это уж кому как угодно). Поэтому придана всему действию легкая бутафория и театральность. Но люди живые. Просто война оказывается настоящей жизнью, в которой есть место и драме, и чудесам, и настоящей любви и, к сожалению, трагедии. Такую историю могли себе позволить только фронтовики — Владимир Мотыль и Булат Окуджава, ставший автором главной музыкальной темы «Капли датского короля». И, конечно, Олег Даль, сумевший сыграть и юношескую непосредственность влюбленности и взросление человека на войне. 8 из 10

spanishmuse
spanishmuse26 февраля 2012 в 15:00
Белый свет я обошел, Но нигде на свете Мне, представьте, не пришлось Встретить капли эти.

Невероятно добрый фильм, учитывая военную тематику. Немалое количество смешных, несколько нелепых ситуаций, в которые попадал главный герой — Женя Колышкин. Его мы видим эдаким Дон Кихотом, который по воле судьбы оказался во времена ВОВ. Герой живет в своем мире, который переплетается с событиями мира реального и в результате получаются смешные и добрые ситуации. Все воспринимается глазами Колышкина и не выглядят странно сцены, где он в костюме рыцаря спасает свою даму сердца — связистку Женечку Земляникину. Их отношения воспринимаются как что-то очень хрупкое, легкое, серьезное и вызывающее грустную улыбку. Хочется с ними смеяться, вторить Женечке и ее очень заразительному смеху. Но война есть война и она затронула даже по-детски трогательный, своеобразный мир Жени Колышкина: Женечки не стало. И в конце фильма мы уже видим грустный, повзрослевший взгляд 19-летнего бойца гвардии. Фильм не оставляет равнодушным, неосознанно проникаешься большой симпатией к романтичному Колышкину, к сильной Женечке, к «деревенскому» парню Захару. В моей памяти надолго останется сцена, где Колышкин натягивает женские чулки и вскоре бойцы бегут в дамских платьях, с сигаретами и снарядами. А так же не забуду взрослый, несколько обреченный взгляд, 19-летнего Жени Колышкина в конце фильма. Великолепная игра Олега Даля. 9 из 10.

BODG@
BODG@21 июля 2011 в 23:56
Шедевральный фильм

Признаюсь, что это первый увиденный мною фильм с участием Олега Даля. Что я могу сказать? Добрый, чуткий и одновременно грустный фильм о войне. Актёры играют на высоком уровне. Игра Олега Даля безукоризненна. Коллеги по цеху поговаривали, что за кадром он был совершенно другим человеком: сомнительным, неуверенным в себе, но как только он вживался в образ — от старого Даля не оставалось ничего. Читая «На Западном фронте без перемен» Эриха-Марии Ремарка, мне вспомнился один из эпизодов романа. Главный герой, от которого происходит повествование, делится своими мыслями на счёт военной службы. Цитирую не дословно: «Мы ещё совсем молоды. Наши хрупкие тела… на них взвинчиваются тяжёлые военные формы, делающие из нас мужчин. Но когда мы их снимаем, видно, что мы ещё совсем молоды, мальчики…». Герой Олега Даля — 19-летний солдат, участвующий в Великой Отечественной Войне — романтик, и, пожалуй, этого объяснения хватит сполна. Ведь он романтичен в каждом эпизоде картины. Наверное, поэтому он пригляделся Женечке. Между ними разгорается любовь, но не такая, которую показывают нам в голливудских картинах (говорю о современных), а подлинная — та, которая не разменивается на слова, беспорядочные половые связи, измены. Но жизнь — не сказка, а война уж тем более не может ею быть, но как «сказочно» режиссёр передал атмосферу любви… на фоне войны. А подкреплённый музыкой и лирикой Булата Окуджавы, данный фильм становиться ещё более или романтичнее, или печальнее, или может, смешнее — впрочем, я сам не до конца определился.

Ed-san
Ed-san10 мая 2010 в 13:05
Сквозь слезы…

Фильмы бывают разными. Смешными и грустными, глупыми и умными. Этот особенный. Во-первых. Сейчас, в год 65 годовщины Победы в живых из НАСТОЯЩИХ фронтовиков остались практически ребята из последних наборов. Которым было максимум 18. Сейчас — за 80. Это выживший и доживший до нашего времени Женя носит БОЕВЫЕ медали, помнит о взятии Берлина и о своих старших товарищах. Таких ребят, а ныне ветеранов мало, но они еще есть. Это фильм и о них тоже. А еще это комедия, над которой хочется плакать. По-хорошему, потому что слезы наворачиваются сами. Ведь как смешно — и хозяйственный Кокшенов, и совсем не героический командир Штиль, а уж вечные «попадания» героя Даля — то к немцам, то на гауптвахту «с телефоном». А уж эпизод с доставкой снарядов в Берлине — в дамских костюмах… А еще дожди, лужи, грязь, снег. И немцев побеждают вроде бы легко — шарах ракетой — и вот они в плену. Или мина, которая «вернулась назад». Расскажешь — сразу определят, что рассказывают сюжет комедии. И сцены, когда друзья Жени в костюмах мушкетеров. Только все это как песни Булата Окуджавы — лирично, немного с улыбкой, но так сердце щемит. Ведь должны, обязаны были дожить до мира и Женечка, да и тот немец-переводчик. Явно ведь авторы не собирались делать из него матерого убийцу. Только смерть всегда жестока и нелепа. И мальчик из замка, и единственная маленькая девочка далекой русской мамы умрут в конце войны. Как было сплошь и рядом. И не торжественными кадрами завершится фильм. А грустными глазами Жени Колышкина, да строчками песни Булата Окуджавы. На войне бывают смешные моменты, война не бывает смешной… Я буду ужасно пристрастен, но имею право… 10 из 10

С Н У С М У М Р И К
С Н У С М У М Р И К23 июля 2009 в 22:01
Капли датского короля, пейте кавалеры…

Фильм «Женя, Женечка и «Катюша» о том, чему казалось бы нет места в столь суровое и безжалостное время, как война. Он о любви, первой, настоящей, еще по-детски наивной. Главный герой, Женя Колышкин, совсем молодой мальчик неполных девятнадцати лет. С ним всегда случаются различные нелепые ситуации: решив смыть мыло с глаз, он оказывается в женской умывальне, за что и получает оплеуху; решив помочь Женечке сойти с машины, сам падает прямо в лужу; не успев взять посылку, отправляется за ней лично, при этом, на обратном пути невероятным образом оказывается у немцев, умудрившись перепутать лагеря; выпив лишнего, начинает творить всякого рода глупости, за что и попадает на «губу»; он даже, как сказал Захар, попал в госпиталь не от «пули», а от того, что на него бревна свалились. Солдаты над ним подшучивают, не относятся серьезно, но вместе с тем, как-то пытаются оберегать Женю, как меньшова брата. Он же, будучи интеллигентом, стоит выше насмешек, не пытается показать себя, он такой, какой есть: нелепый, местами комичный, но добрый, робкий, честный… Полюбив связистку Женечку, сначала пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, но потом любовь окрыляет его… Неся в руке клубничные конфеты, Женя представляет, как будет их ей предподносить, ведь это ее любимые конфеты. В Женечке он поначалу вызывает чувства, близкие к материнским, она подшучивает над возрастом влюбленного, называет его «ежиком». Но постепенно, понимая, что он не такой, как другие, в ее душе взрастают «зерна» нежной любви… Приходит время и обстоятельства разделяют их, не успев даже проститься. Дальше — война… продвижение все ближе к логову врага. Но сердце не дает забыть, и судьба преподносит возможность встречи. В старом доме немецкого офицера… они встретятся, чтобы навсегда растаться… и в этот момент, все те чувства, которые испытывают герои, ты пропускаешь через себя, как будто током ударяет. … Счастье было недолгим, минутное расставание, забава, привело к страшной трагедии. Женечки не стало за одну долю секунды… Не показывая открыто, чувствуешь, что в нем что-то оборвалось, больше не блестят по-юношески глаза, и сердцу незачем больше стучать со страшной силой, ничего не страшно потерять, т. к. ничего не осталось. Чужой человек забрал то драгоценное, что представляло смысл жизни. Жене и Женечке было отпущено слишком мало времени, чтобы сказать друг другу главное, но каждый из них знал все и без слов….. Фильм смотрится очень легко, в нем нет тяжелого горя, как во многих других лентах о войне. Нет взрывов, смертей, но от этого он не становится менее значимым. Через призму комедийных ситуаций, происходящих с главным героем, показывается, что делает с нами война. Она убивает в нас светлое, чистое, подчиняет своим суровым законам, и те, кто смеет отступить от правил, беспощадно наказываются. Режиссер дал нам легкую надежду на возможность счастья, тем больнее смотрится финал, напомнивший мне конец романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», когда Алексей Вронский едет на поезде. Вид его спокоен, но взгляд отсутствующий, потерянный, и только он один знает, как ужасно ноет душа… В этой проникновенной передаче всех эмоций на экран, в сознание зрителя, огромная заслуга актеров. Давно меня не трогали фильмы. В «новом» кино, все как-то однообразно плассмасово, а здесь живые чувства, воссозданные реалистично, и вместе с тем возвышенно. Есть три фильма о войне «без войны»: «В бой идут одни „старики“, „Агитбригада „Бей врага!“ и конечно же «Женя, Женечка и «Катюша“, и именно они, как не странно, оставили глубокий след в моей душе. Женечка Земляника, навсегда останется символом силы и духа (ее имя будет светиться белыми буквами на стене побежденного города) и любви в памяти мальчика Жени… А капли тонкие по крыше Едва стучат, как в робком сне. Молю вас, капли, тише, тише… О, тише плачьте обо мне…

oscar75
oscar7510 мая 2009 в 19:24

Бывают фильмы веселые, бывают грустные. Бывают смешные, а бывают, такие, что выворачивают душу на изнанку. А еще бывают просто хорошие фильмы, где присутствуют все эти компоненты. «Женя, Женечка и «Катюша»» — как раз такой фильм. Повесть о незадачливом солдате Жене Колышкине, который вечно попадает в нелепые ситуации, находится на грани жизни и смерти, но выходит живым и невредимым даже в сложных ситуациях, благодаря своей непринужденности. Женя, хрупкий и ранимый юноша, который попал на войну и остался таким же простым парнем. Встретив Женечку, радистку в полку, он влюбится, хоть чувство и не будет взаимным сначала. И лишь пройдя всю войну он найдет ее, но война все же внесет свои коррективы… После просмотра «Баллады о солдате», «А зори здесь тихие» и «Летят журавли», захотелось чего-то легкого и непринужденного. И на ум пришел именно этот фильм. Потрясающий тонкий юмор, романтические отношения в военно-полевых условиях и грустный финал. Олег Даль был очень талантливым актером и очень тонко сыграл все нюансы своего героя. Колышкин в его исполнении — это не просто смешной солдат, но и тонкая душа и романтик. Это еще один прекрасный образ советского солдата, который не сделан по шаблону и лекалам, он Личность.

Stalk-74
Stalk-745 октября 2008 в 14:31
Книжные дети

Средь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от детских своих катастроф. В. Высоцкий На войне сражаются не только умудрённые жизненной силой люди. На войну попадают и книжные дети. Они принимают суровую правду сквозь розовую дымку романтических мечтаний. Их грёзы наивны, их поступки нескладны в своей простоте. Но именно такие солдаты-мальчики были неким ориентиром для видавших виды бойцов, которым они не давали загрубеть, покрыть тройным панцирем чувства любви и нежности. Правда, книжные дети очень быстро погибали. Жене Колышкину необычайно везло. Многократно будучи на миг от смерти, он дошел до Победы. Но она досталось ему нечеловечески сложно. Месяцы войны сожгли юную душу, романтический флер перечеркнули выстрелы в его первую любовь. И награды на груди впечатались в сердце символом разорванной юности. Владимир Мотыль совершил невозможное — снял и выпустил в прокат уникальную картину о войне. Я не видел лирических военных фильмов такой силы. Что-то похожее снял П. Тодоровский («Служебный роман»), но тот фильм не совсем о войне. Не меньший вклад в картину внесли Булат Окуджава и Исаак Шварц. Как «В бой идут одни „старики“» для Леонида Быкова, так и „Женя,Женечка и «Катюша“ для них стал главным фильмом жизни. Капли датского короля на Великой Отечественной тоже были, и талантливые создатели донесли для зрителя полную их чашу, не расплескав за послевоенные годы. Олег Даль, как и его герой жил в наполовину придуманном мире. А выход часто искал в водке. Сцены, где Колышкин сидит под арестом из-за хмельного буйства снимались сразу после того, как артист отсидел 15 суток по той же причине. Последние кадры фильма показывают, что Женя Колышкин тоже не сможет жить в мире, лишённом романтизма. Даль ушёл от нас в 39 лет… Ни один киносайт не даёт информацию о годах жизни Галины Фигловской. Блестяще сыграв в фильме связистку Женечку Земляникину, она так и не продолжила актёрскую карьеру,- играла в театре у Товстоногова, снялась в паре проходных фильмов и исчезла. Современники отзывались о ней, как о холодной, бесчувственной женщине. Не хочется верить. «Женя, Женечка и Катюша» был последней ролью Марка Бернеса и одной из первых ролей Михаила Кокшенова. И полковник, и сержант получились характерными и придали фильму красочные оттенки. И самое главное, нестандартный фильм приняли фронтовики. В 1967 война ещё не стала далёкой легендой, и мнение воевавших стало основной оценкой картине.

AELEK
AELEK26 июня 2007 в 22:19

В жизни не видел, и, наверное, не увижу больше такого потрясающего кино. В фильме веселые и смешные моменты очень быстро сменяются трагическими, добрые злыми. Очень тонко прочувствованный режиссером фильм, великолепная игра актеров, особенно Даля! 10 из 10

Никита Красовский - 7220
Никита Красовский - 722014 июня 2021 в 11:57
Мотыль, Окуджава и Даль

Если бы сценарии для военного кино писали только деятели политорганов в творческом содружестве с мастерами шагистики и смотрящими по казарме, то паузы между боями в кино у солдат и офицеров был бы заполнены эпизодами боевой и политической подготовки, чтением уставов и инструкций по применению, отработкой строевого шага… Ну, в крайнем случае, коллективным просмотром идейно безупречных фильмов, концертами гастролирующих артистов в солдатском клубе и самодеятельностью. В кинотеатрах от такого кино и мухи бы дохли, а зритель собирался бы только за деньги. Доплачивать пришлось бы зрителю, а не в кассы. Через 22 года после войны на экраны вышел фильм с трудной судьбой. В нём расчёт реактивного миномёта между боями живёт жизнью людей, хоть и воюющих в рядах армии, но ведущих себя по-человечески. До финала зрителям наверняка мерещилось, что война для героев киноленты — это не такое же тяжкое испытание, как для всех солдат, а хаханьки. Не в полном смысле, конечно. Зрители быстро вникали, что фильм не снимался с целью донести до зрителя точное знание о тяготах войны. Это кино было о людях на войне. А они разные. Никто не обязан внешне соответствовать усреднённому портрету и не должен был казаться моделью для стильного гранитного монумента защитникам родины. В кино между строк постоянно присутствовало требование стать функцией, если ты надел мундир. И необходимость оставаться человеком, хоть и с военной функцией. Стало быть, очень стараться, но никогда не превращаться в заводного солдатика. Не потому не мутировать, что командирам нужно не это, и не потому, что армия только тогда побеждает, когда функционал каждого сочетается с функцией всех, а просто потому, что расчеловечиваться на войне нельзя. Это будет означать, что твоя армия победила технику и тела врага, а он, уже проиграв, достал тебя через душу. Всё это важно, если зритель, наблюдая не слишком дисциплинированного героя в различных, иногда анекдотических обстоятельствах, помнит о войне, только войну в этом фильме зрителю не суют в нос. Она настигает героев тогда, когда почти кончилась. И вам не обязательно видеть спецэффекты, трюки, почти настоящую стрельбу и брызги крови, чтобы понять, как война смертельна. И как не прощает легкомыслия. Фильм считают трагикомедией. Но он о войне. Правильно было бы считать его оптимистической трагедией, потому что война принципиально не может быть комичной. А почему оптимистической? Да потому, что горе, настигающее героев, не делает их нытиками, они не становятся пессимистами — взрослеют. А про повзрослевших — это уже совсем другая история… Конечно, могут быть комичные эпизоды вне боя, ведь оставшиеся в живых даже анекдоты травят между боями и подшучивают. Но комедии — это не про войну. Этот фильм, скорее, о том, что нужно человеку на войне, чтобы не потерять человеческий облик. Однако, снять такой фильм удалось только потому, что делали его не профессиональные штабисты, не казарменные зануды и не политруки — снимал Владимир Мотыль, а актёры отлично справились с ролями. И сценарий писали не карьерные идеологи, а Мотыль с Окуджавой. Может, это мелодрама? Ну, немножко. Но сердце подсказывает, что трагедия. И финал говорит о том же. Однако оценку фильм и сейчас заслуженно получает высокую, поскольку главная тема пока не исчерпана, прививки от антигуманизма очень нужны: расчеловечивание недопустимо даже на войне. А универсального рецепта с перечнем мер, как на войне не растерять в себе человека, всё ещё нет… 8 из 10