Алексей Козлов любит снимать фильмы на военную тематику. Только получаются они у него неравномерно. «Бой местного значения» мне очень понравился своей естественностью и живостью образов, «В сторону от войны» акцентировал внимание на малоизвестных сторонах воинской жизни. А вот «Лейтенант Суворов» подкачал. Сюжет простой: группа красноармейцев во главе с юным лейтенантом, в ходе отступления выходит к родному городу своего командира, где и решает дать бой врагу… Однако, эта сюжетная линия - лишь верхушка айсберга. Фильм перенасыщен совершенно ненужными деталями, персонажами, действиями. Режиссер будто снимает документальный фильм-курсовую о месте, где родился. Потом вдруг спохватывается, что фильм «про войну», тут же появляются хрестоматийные болванчики-фашисты с закатанными рукавами…Стоит ли говорить, что вменяемой сюжетной связи между мирными эпизодами и военными, вы не дождетесь. Мало того, поведение и поступки солдат РККА, да и самого лейтенанта, выбиваются из рамок даже современных отечественных военных «шедевров». Убегать от первой же бомбежки по своему подразделению? Идти в разведку через лес, ночью? Строить блиндаж для одного человека? Собирать народное ополчение из полутора человек для строительства одного окопа, который так и не покажут? Вишенкой на торте будет истеричный комдив-паникер, подаваемый хорошим (!) персонажем! Ради развлечения (или буквоедства, кому как) можете сами посчитать количество сценарных шероховатостей и ляпов. А как объяснить, что все вокруг, от одежды, до зданий и мотоциклов, чистенькое и новенькое, словно перед каждым дублем кисточками чистилось? Конечно, можно сделать скидку на малобюджетность фильма. Но ведь это халтура, граждане! В итоге, получилась бестолковая мелодрама на военную тематику, закапывающая сама себя противоречивым сценарием и невнятной режиссурой. Но посмотреть все равно стоит, чтобы ознакомиться с вектором развития нашего кино «о войне»… 5 из 10
Мы ждем атаки до тоски… Теплыми июньскими деньками уходили в небо парни в гимнастерках защитного цвета. Смерть целовала их разрывами снарядов, клевала задумавшимся свинцом, рвала и кромсала стальным штыком. Многие из погибших ещё толком и не начали воевать – только приготовились бить врага по завету Клима Ворошилова на его территории, только загнали патрон в толком не пристрелянную винтовку – а уже надо умирать, несправедливо это, неправильно. Взводный Александр Васильевич Суворов, Санька, неделю назад был спешно поднят из пехотного училища на передовую. Он с нетерпением ждет встречи с немцем, коварным и подлым захватчиком, которого вот-вот должны разгромить единым натиском сталинских соколов, отогнать от Бреста, Могилева, Смоленска. Господи, бои идут уже в двух сотнях километров за спиной, а сводки Совинформбюро обещают каждый вечер – вот-вот, перейдём в контратаку, вражеские танки горят сотнями, крестокрылые самолеты сбивают тысячами. Шел десятый день войны, названной впоследствии Великой Отечественной. Военные фильмы трудно снять плохо, если, конечно, не гнать откровенную клюкву вроде «Гитлер капут!». Военные фильмы трудно снять хорошо, особенно сейчас, когда пафос, обрамленный в оранжево-черные тона, забивает боль и память. Вот и «Лейтенант Суворов» ожидаемо получился двояким. В нем можно рассмотреть бутафорский танк, стереотипные Sturmgewehr, мотоциклы с коляской и закатанные рукава вермахтовцев. А можно немое отчаяние воспитательницы детского дома, заглушающей страх распевками «Орленка» или «Смело мы в бой пойдём». При желании попеняем на однобокость типажей – к примеру, никчемный секретарь райкома, не задумывающий о будущем рядовой Ляушин или одураченный фашистский капитан. Или задумаемся о ценностях советского человека через призму истории – когда благоговели только при одном упоминании имени Сталина, а за любую трезвую мысль, не идентичную идеологическим постулатам, не задумываясь и не терзаясь, объявляли дезертиром, предателем и брали в прицел. Заглавный герой тоже стереотипен – с винтовкой на танк, наше дело правое. Молод, горяч, успевает и школьную любовь разжечь, и матери воды принести, и городок мобилизовать в ополчение. Такие умирали первыми. Такие становились героями или безвестными ложились в братские могилы. Но они были, и, благодаря многочисленным Суворовым, на сторону Красной Армии становились и чуждый огнестрельному оружию крестьянин, и бывший белогвардеец, и близорукий интеллигент. Режиссер многочисленных сериальных страданий «Всегда говори «Всегда» Алексей Козлов решил выделить образ взводного введением фигуры бывшего дворянина, бывшего штабс-капитана царской армии, который утомлен неправильностью жизни и поначалу хотел отойти в сторону от красно-коричневой сшибки, не получилось. На роль героя, аналога Верещагина «За державу обидно», режиссер ввел себя. Впрочем, на фоне далеко не звёздного ансамбля артистов, не измученных ролями и предложениями, он смотрелся нормально. На проселочной дороге догорал танк. Закатившимися глазами смотрели в небо семеро защитников городка, чьё название не попало в сводки и сообщения. Гарь и копоть наползали на деревянные дома и полуразрушенную церковь. Где-то пустил пулю в висок осиротивший комдив, где-то тихо плакала обессилившая старушка-мать. До конца войны оставалось почти четыре года.
Фильм о том, как несколько солдат и жителей поселка во главе молодого командира остановили наступление немцев. Фильм бесспорно патриотический и идея неплохая, но сама съемка и наигранность актеров оставляет желать мягко сказать лучшего. У меня создалось впечатление что смотрю сериал, ан нет, хотя бюджет примерно такой же. Режиссер не знает, что есть такие люди, как постановщик трюков и существуют спецэффекты... В целом я посмотрел этот фильм минут за 20, постоянно подматывая и ища хоть какой-нить интересный момент. Особенно порадовала якобы военная техника того времени и автоматы, в которых не кончаются патроны... из жалости 1 из 10
К сожалению, фильмы А. Козлова про войну - сплошная неудачно снятая выдумка - что 'Лейтенант Суворов', что ' В сторону от войны'. Конкретно: Только несколько замечаний по 'Лейтенанту Суворову': 1). Идиот комдив (почему-то артиллерийский полковник)по поведению и форме одежды с чужого плеча больше похож на немецкого диверсанта. Пытается отговорить лейтенанта защищать Родину: 'У меня была дивизия, 10 тысяч бойцов, а сейчас остался только он (показывает на водителя)'. Назвал бы Козлов номер этой 'дикой' дивизии, тогда другое дело. А так - вранье! Не было в районе Смоленска такого. Потом, правда, комдив находит единственно верный выход из своего трусливого положения - стреляется. Давно надо было. 2).Штабс-капитан Белой армии. Все в городе про это знают, а он всё живой! Это в предвоенные-то годы. Да еще форму сохранил (правда, китель почему-то по покрою и цвету скорее 50-х годов)и офицерского Георгия из-под иконы вынул. Обысков у него не было, что ли? Хреновина. Моему деду доблестные органы ОГПУ еще в 1926 году припаяли шесть лет лагерей за несдачу СОЛДАТСКОГО Георгиевского креста! 3). Суворов спрашивает у старшины-костромича: 'А река у вас там какая?' Видно, литюха и в школе, и в училище непроходимым двоечником был или ему просто злые препы не рассказывали про географию, Волгу и Кострому. 4).Начало заключительного эпизода 'Последний бой'. Стоит Тимоха на бревне и напряженно глядит вдаль. Белый штабс его спрашивает:'Что видишь?' 'Едут!' - говорит Тимоха-Ястребиный глаз, которого почему-то до этого, по его словам, в армию не взяли по зрению. Дезертир, что ли? 5). Эсэсовец кричит белому штабсу, чтобы тот бросил автомат. При этом он почему-то употребляет немецкое слово 'Maschinengewehr' (пулемет), а не 'Maschinenpistole', как надо бы. Кстати, автомат в руках штабса так и назывался MP-40, что является сокращением от 'Maschinenpistole' (пистолет-пулемет). Наверное, немецкий плохо знал эсэсовец клятый... И много чего еще. То же самое в фильме 'В сторону от войны': никакая игра актеров, одежда с чужого плеча, убогий сценарий, ленивые атаки немцев и такие же контратаки наших, идиот-капитан, которому место не на передовой, а в дурдоме и т.д. В общем, господин Козлов, вы не понимаете, наверное, что за 10 российских рублей снять хороший фильм нельзя. А вы пытаетесь. А лучше бы не надо. Снимали бы про олигархов, их шлюх да киллеров. Не трогайте Великую Отечественную войну, пожалейте молодое поколение. Пусть лучше сказки Афанасьева читают. Полезнее будет.
И перебирал он камни, вспоминая их имена... Именно эта фраза приходит первой на ум, когда смотришь этот фильм. И грустно и стыдно за те, первые дни Великой войны. Фильм в первую очередь о людях: о таких, которые встают на защиту своей страны и умирают за неё, и таких, которые драпают, как крысы с корабля, попавшего в опасность, хотя имеют власть… Фильм о любви к своей Родине — России (СССР), и русской и советской, и о конечно о том, что «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!». Но, самое главное, о том, что русские — это одна нация, один народ. Фильм с гармоничной, сбалансированной звуковой дорожкой, в которой причудливо переплетены и советские песни тех лет (тот же «Орленок») и русский романс («Динь-Динь-Динь»). Да-а-а-а. Слава Героям! И... Вечная память. 9 из 10
Начало фильма впечатлило: историческая видео-хроника, заметил что снято все дешевенько, что мне нравится, просто, такие фильмы у меня ценятся больше всего. Но потом пошла патриотическая чушь, все блин как всегда, разбомбили полк, осталась кучка солдат во главе с Суворовым и пошли они защищать Родину. Ничего нового, ничего. Как обычно: правительство - плохие, НКВД - плохие, чиновники - плохие, командиры - плохие, а простые солдаты - герои (это факт) которые в одиночку могли бы выиграть всю войну (а это уже фигня, которая подчеркивается в современных фильмах о ВОВ). Что еще подчеркивается... Ах да православную веру впихнули, под старорусскую музычку, церковь разрушенную показывают, иконы и все в том же духе. Ну куда годно то? Зачем? Актеры слабо играют, перестрелки в стиле компьютерной игрушки, бывают же и где мало денег вложили хорошие спецэффекты, но тут не то. В новом Российском кино умеют снимать драмы, мелодрамы, патриотический бред, а фильмы о ВОВ снимать не умеют и не научатся наверное долго. Только из-за того что денежек мало было подниму оценку на 1 бал 5 из 10