Удивительно жизненный и актуальный и в наше время фильм. Живёт молодая женщина с тремя детьми в деревне. Без мужа живёт, сама лямку тянет. А муж у неё есть, жив-здров, просто он уехал в город. Как сначала все думали в селе – за юбкой погнался. Но, приехав, чтобы жену переманить в город, муж признаётся, что уехал в «поисках смысла». Нормально, да? «Имею право!» - фраза, произносимая мужем Шуры (так женщину зовут, как вы понимаете) по любому поводу. Кстати, юбка, оказывается была. И не одна. Ибо другу муж признается: «Были. Потому что любая женщина имеет право влюбиться в рабочего человека!» Каково, да? А в селе появился новый участковый. Молодой и крайне положительный, вот прям без изъянов. Естественно, он влюбляется в Шуру, а Шура влюбляется в него. Иначе не случилось бы мелодраматической истории. Хотя нет. Мелодраматической истории не случилось бы, если бы в этот самый момент муженёк домой не вернулся, насовсем, так сказать. Ну, чем дело кончилось – это смотреть надо. Уверена, просмотр вам доставит столько же удовольствия, сколько и мне. Да, к слову об актуальности. Ну ничего не меняется же. В фильме показывается ещё судьба подруги Шурки – продавщицы Нади, которая уже шестой год в отношениях с местным шофёром-бабником. Набегами появляется. А Надя про это говорит: «Мне кажется, он меня любит. Возвращается-то он всё время ко мне». Подобных женских историй нынче – пруд пруди. Восхитительная картина. С массой моментов, заставляющих и улыбнуться, и призадуматься, и загрустить.
Прекрасный фильм из тех, про которые раньше с уважением говорили: 'жизненный'. Торжество советской школы актерской игры, когда о главном не говорится в лоб, а оно читается в глазах, в интонации, в дыхании героев. В этом плане очень показателен последний эпизод - высший пилотаж актерского мастерства, когда говорится одно, а подразумевается совсем другое. Участковый говорит Шуре: 'В связи с приближением отопительного сезона прошу сообщить, в каком состоянии противопожарный инвентарь'. А слышится: 'Милая, мне так стыдно перед тобой! Ты, наверное, никогда не сможешь простить меня за этот дурацкий 'испытательный срок'. Но ведь не от хорошей жизни я его придумал: ну как я, стоящий на страже закона, разрушу ячейку общества - советскую семью, да еще и многодетную? А мне так плохо без тебя... Скоро осень. Я один, мне холодно...'. 'За вашим двором багры имеются?' (Читай: 'Хоть что-то у тебя ко мне осталось в душе?'). Шура: 'Имеются' ('Я помню все, что было между нами. Я только этим и живу. Я люблю тебя!'). Участковый: 'И ящик с песком?' ('И ты сможешь меня простить?') Шура: 'Имеется...' ('Мне не за что тебя прощать. Спасибо тебе за то, что ты есть. Возвращайся. Я жду тебя.)' И финальная 'полуулыбка, полуплач' Шуры говорят об удивительной внутренней силе и цельности ее характера. О таких поэт сказал: 'Сильным легче, сильные не плачут'. Она ни за что не заплачет, даже если участковый к ней не вернется. Но он придет к ней непременно и навсегда. Потому что такой зов, который читался в ее глазах во время этого нелепого диалога о противопожарном инвентаре, может не услышать (и не внять ему) только уж совсем грубый мужлан, а участковый в блестящем исполнении Олега Ефремова таковым совсем не кажется. Ведь это именно его любовь (а потом и связанные с этим чувством страдания) превратили шальную и грубоватую, с хулиганскими замашками деревенскую бабенку, языкастую и 'бескомплексную', играющую порой на грани фола, в любящую и страдающую мадонну, к которой не пристает никакая житейская грязь, даже если она ее в прямом смысле слова месит ногами (финальные кадры). Конечно, в фильме чувствуется мастерская режиссерская рука, но так ведь и сценарий предоставляет для этого благодатнейший материал. Удивляет то, как Виктор Мережко, производящий впечатление рафинированного городского интеллигента, смог столь глубоко погрузиться в деревенскую тему и 'погрузить' в нее нас, зрителей. Видно, есть у него что-то типа дачи в одном из украинских хуторов, потому он и 'в теме'. Органичность Людмилы Зайцевой в роли Шуры вызывает искреннее восхищение, так же как ее тончайшая, филигранная игра. Достойное партнерство ей мог составить, конечно же, только Олег Ефремов с этим удивительным взглядом, обладая которым, и говорить-то ничего не надо, все понятно без слов: доброта его души, умение крепко любить и, главное, жалеть. Ведь недаром раньше говорили: 'Жалеет - значит, любит'. Отдельно хочется сказать о полнокровной деревенской красоте Шуры, невольно заставляющей вспомнить бессмертное: 'Есть женщины в русских селеньях... Их только слепой не заметит, а зрячий о них говорит: 'Пройдет - словно солнцем осветит, посмотрит - рублем подарит'. Кадр со спящей Шурой, со снопом волос цвета темного меда на подушке, точеным профилем и красными бусами на стройной загорелой шее - это прямой вызов всем голливудским красоткам типа Мэрилин Монро с бьющей наотмашь, но такой искусственной красотой. Моя оценка фильма: 10 из 10
Вот что значит толковый анонс в газете! Не просто, знаете ли, «Здравствуй и прощай», х/ф, СССР, такой-то год. А полноценно: о чем, кто играет и т.д. Красота! Ну как можно мимо пройти?! Хорошее кино. Очень даже хорошее. Отличное, сказал бы я, кабы не одно, а, точнее, два «но». Одно большое и два маленьких – вроде двух половинок. В общем, сейчас объясню. Во-первых, я расстроился, что уже, казалось бы, сообразившая, кто есть кто, героиня Н. Гундаревой пошла на попятную. Не спорю, это очень даже жизненно, реалистично и пр., но… грустно. А, главное, неожиданно несколько. Я уж было обрадовался, да забыл, чего там, про нее, посчитав данную сюжетную линию завершенной, а оно вона как получилось. Жаль. Ну, да это, что называется, еще цветочки. Первая половинка, не больше. Со второй чуть сложнее. Помните, с чего начинается картина? Скандал в «публичном месте». Дескать, увела разлучница проклятая и т.д. Истерика? В чистом виде. А теперь сцена возвращения «блудного мужа»: образец же выдержки! А чувство собственного достоинства! И дальше по ходу фильма – именно в этом ведь русле всё идет. Тем отчетливее кажется, что первый эпизод – недоразумение, он явно лишний. Ну не могла такая женщина опуститься до выяснения отношений на людях. Не знаю, мне кажется, тут нестыковка, определенно какая-то. Но и это не главное. Замечания, издержки перфекционизма и только-то. Больше всего меня разочаровало то, как обошлись с главным героем. Авторы фильма, я имею в виду. Даже у меня по окончании просмотра остается устойчивое убеждение в том, что «он, конечно, виноват». «Даже» – потому что я уверен: «он не мог поступить иначе!» Правда, лишь в концептуальном смысле. Поясню. Замужняя женщина. Для постороннего мужчины – табу. Мое убеждение. В данном случае ситуация осложняется еще и тем, что герой – представитель власти. Повышенные требования, вне всяких сомнений. Да, нет (де факто) совместной жизни, но с формальной-то точки зрения прав персонаж М. Кононова, восклицающий: «Гибнет семья! Разрушается основная ячейка». Как может порядочный человек, милиционер, быть к этому причастен? Никак! «Третий должен уйти!» И он уходит. Но, черт побери, как он это делает?! За спиной у любимой (с его же слов) женщины – какое-то там «слово»… А главное потом-то: «В глаза не смотрит – наверное, двойку получил». Ну почему же О. Ефремову завсегда таких тюфяков приходится играть – в очередной раз задумаешься. Он же дискредитирует подобным своим поведением правильность (идейную) своего же решения, поступка! И все мы, зрители, начинаем думать: экий … (вставьте что-нибудь на свой вкус) – ушел от ответственности, всё на бабу повесил! Ей и с мужем разбираться (тут герою Кононова, кстати, тоже высший балл – за понимание, деликатность и пр.) и к нему, выходит, снова самой же идти – дескать, свободная я – «можете пользоваться». В общем, жаль, что необдуманные слова и действия в очередной раз свели на нет правильное по существу решение. А, с другой стороны, может, оно и к лучшему: такая женщина заслуживает иной участи? Вот только поверит ли она, придет время, тому, другому, настоящему – с такими-то испытаниями на прочность, не зачерствеет ли, не озлобится? Вопрос. Хорошее кино. Есть, над чем поразмыслить. Хотя, всё-таки, на мой взгляд, акценты можно было бы расставить чуть иначе – для пущей ясности. Просто мнение - 'имею право!' 9 из 10
Посмотрел фильм 'Здравствуй и прощай'... Странно вообще, что так мало комментариев... Но я начну сразу с главного, а именно: в нем очень хорошо показано, как государственная регистрация брака искажает мировоззрение людей и общества на брак. Как штамп в паспорте дезориентирует людей в из взглядах на брак и на цель брака как избежание распутства. Также показано в этом фильме, как государственная регистрация брака препятствует мужчинам и женщинам правильно выбирать и оценивать будущего супруга/гу, принуждает людей манипулировать друг другом. Как государственное вмешательство и контроль в отношения мужчин и женщин препятствует им быть счастливыми в семейных отношениях. Как штамп в паспорте порождает еще большую безответственность людей и приводит к драматическим (если не трагическим) последствиям в их жизни... Считаю, что в этом фильме очень хорошо показано лицемерие зарегистрированного брака, который регулируется и контролируется государством, а не Богом, когда зачастую принятые человеком решения противоречат его истинным стремлениям и желаниям (без разницы, будь то мужчина или женщина). Также хорошо показано, как искажается при этом общественное мнение, которое давит и дезориентирует отельную личность. Вместо того, чтобы человек нашел свое призвание или был счастливым в браке, ШТАМП В ПАСПОРТЕ не только не помогает ему реализовать стремление к семейному счастью и любви - а наоборот, еще больше усугубляет его положение, загоняет его в еще большие проблемы, ставит ему еще больше препятствий на пути к Божественной гармонии в его жизни! Лицемерие и лукавство, которые несет в себе ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА, очевидны, хотя иногда и не сразу проявляются, но вызревают со временем... Иногда могут понадобится годы чтобы они проявились, так сказать, во 'всей красе'. И все это время человек, получается живет параллельной жизнью, играет двойную игру, хотя не всегда сам осознает это! Интересно также отметить, что из-за системы официального регулирования брака страдают все герои фильма... Получается, что вроде каждый по своему прав, но, с другой стороны, все друг друга делают несчастливыми... Поэтому определить хоть сколько-нибудь позитивных или негативных героев даже не представляется возможным. Все в одной упряжке! Кстати, удивительно, как создатели фильма сумели протолкнуть такую прогрессивные идеи в то время, когда семья - считалась нерушимой ячейкой советского общества! Фильму без зазрения совести можно присвоить 10 из 10 баллов!
В этой картине Мельников в очередной раз в советском кино рассказал свою историю Женщины и Мужчины. Так получается, что эта тема – чуть ли не главная для отечественного кинематографа. Тема именно в таком преломлении: сильная женщина – слабый мужчина. Вспомните советские фильмы, вспомните примеры своих семей или знакомых, примеры женщин, воспитывающих детей без отцов. В том числе об этом – «Здравствуй и прощай». Недотёпа в великолепном исполнении Михаила Кононова – это не самый плохой вариант. Такие недотёпы и неудачники до сих пор живы. Есть вариант, казалось бы, получше – участковый милиционер (вот тогда умели создавать положительный образ профессии!) Олега Ефремова. О красивых глазах Ефремова все давно знают, кого ещё приглашать на такую роль... Но даже здесь режиссёр отказывает своему герою в счастье – герой не может решиться на любовь. Она решилась, а он – боится. И она остаётся одна, отвечая любимому человеку какую-то ненужную глупость про пожарный инвентарь. Зачем снимали такое кино?.. Наверное, затем, чтобы показать правду. Чтобы зрители узнали себя. Возможно, исправились. А, возможно, поняли, что снято про них, вздохнули глубоко и стали дальше жить. Жить, зная, что про таких женщин, как они, снимают фильмы. Сколько людей узнали себя в героинях Людмилы Зайцевой и Наталья Гундаревой – миллионы. Ничего не придумывалось, новых героев не было. Герой у Мельникова – женщина и мать. Кто сейчас герой? Где сейчас фильмы о нас, живущих сегодня?.. Где сейчас такие добрые фильмы, как «Здравствуй и прощай»?
Преобретала этот фильм по просьбе мамы, когда-то давно возможно и видела его отрывками, но не запомнила. И вот приятным субботним вечером всей семьей уселись перед телевизором, муж был настроен на просмотр чего-то новомодного из Голливуда, но мама моя слезно просила, что-то из советского кинематографа. Выбор пал на «Здравствуй и прощай», после нескольких минут просмотра все были твердо уверены, что не зря его выбрали. Каждая сцена наполнена юмором, юмором особым, присущим исключительно старым советским фильмам. При этом каждая вторая сцена пронизана личной драмой героев. О, этот особый шарм деревни, все так просто и естественно! Персонажи ленты настолько сыграны, что веришь в их подлинное существование. Очаровательные, милые и нелепые персонажи, как вы близки и одновременно далеки от нас сейчас! 10 из 10
Очень страшный фильм, если начинаешь сильно вдумываться в происходящее. Каждый из героев фильма обречен на несчастье. Настоящее счастье мелькнуло на одно мгновение, и тут же пропало. Весь экзистенциальный ужас еще в том, что почти все герои сознательно отказываются от этого счастья. Участковый - потому что так надо. Законный муж - потому что придурок по жизни (я не понимаю, как они трех детей сделали в таком пассаже). Героиня-то готовая к счастью, но ей слова не давали, она получается как страдающий статист. Вторая сюжетная линия, буфетчицы и синьора - тоже минорная, только в зеркальную сторону. Героине бы послать этого товарища с паспортом, но у нее нет сил этого сделать. Так и мучается со своим счастьем. Мне кажется, этот фильм немного парадоксальный в том смысле, что показывает очень сильную Женщину-человека с большой буквы. Это не сказать что типично для того времени. Она не забитое существо, озлобленное на мир, и не развеселая вдова с бешенством в одном месте. Она осознанно сделала выбор своего счастья несмотря ни на что и ни на кого, а это непросто в деревне. Я бы даже сказал, тут есть некие параллели с Анной Карениной, только в современных декорациях и без коварного РЖД, Имеет человек право на счастье, даже если оно вопреки неким нравственным нормам? Финал показывает, что скорее нет, чем да. И нет ни у кого выхода. Ждать не понятно чего, делать вид что живешь, и ходить на птицефабрику. 8 из 10
Интересный и смешной фильм о чувствах друг к другу людей, живущих в селе. Всё сошлось, всё совпало: хороший сценарий с живыми, остроумными диалогами, отличная режиссура и безупречная актёрская игра. Вступительная сцена сначала подталкивает к тому, чтобы с неприязнью отнестись к героине - Шуре Ярмолюк. Какая-то хабалистая, склочная, крикливая баба, устраивающая разборки посреди представления. Приятного мало. Но потом персонажа будто меняют и перед нами оказывается интересная молодая женщина, которая и свой характер имеет, и нескончаемый уровень женской хитрости. И, выражаясь современным языком, троллить умеет. Вы, говорит, ку-кукните. И актёры подобраны так, что повествование было лёгким, ироничным. Муж у нас не какой-нибудь суровый злой детина, а забавный Митя в исполнении Михаила Кононова. Персонаж смешной, ищущий себя. Но не без благородства и всепонимания. В роли новой любви - Олег Ефремов. Тоже очень положительный, весь из себя такой участковый. Тоже по-своему забавный. Удовольствие от фильма - оно же в мелочах, в деталях. Вот Митя гордо признался, что даже вторым голосом поёт в самодеятельности, посмотрел на Шуру и моргнул два раза. А у меня от этой сцены улыбка, потому что так это всё умилительно сыграно, и вместе с тем забавно. И ещё интересно, что уже тогда, в начале 70-х годов гостями из Канады оказывались украинцы. 8 из 10
Не раз виденные когда-то на черно-белом телевизоре советские фильмы, манят теперь не только необъяснимой ностальгией по брежневской эпохе. Но еще и любопытством, как то кино, пусть и оцифрованное, воспримется сегодня, когда Интернет открыл доступ к любым сокровищам мировой классики. История, рассказанная в фильме «Здравствуй и прощай», могла произойти где угодно. Только не в стране, строящей коммунизм. У нас не могло быть служителя закона, разрушающего чужую многодетную семью. Передовая колхозница, мать троих детей, не могла крутить любовь на стороне, открыто игнорируя пусть непутевого и непостоянного в своем поиске лучшей жизни, но полноправного мужа. Но мы искренне сочувствуем этим «неправильным» героям. Холостяку-милиционеру, лишь к сорока годам встретившему свою единственную и неповторимую. И не первой молодости женщине, истосковавшейся по настоящей, красивой, как в кино, любви. Хотя в реальной жизни мы всегда занимаем позицию прагматичных родителей знаменитых влюбленных из Вероны, на экране мы болеем только за Любовь. Хорошо было бы встретить свою вторую половинку где-то между восемнадцатью и двадцатью пятью годами. В то время, когда принято заключать первый в жизни брачный союз. Но истинная любовь посещает человека только раз в жизни. И она не обязана подчиняться расписанию, по которому живет человеческое общество. Она приходит как награда за долгое терпение, как испытание или даже наказание. Чем обернулось для героев фильма вспыхнувшее между ними светлое чувство? Счастьем или горем? Режиссер фильма Виталий Мельников, пожалуй, самый недооцененный труженик своего цеха. Достаточно взглянуть на список созданных им картин, чтобы удивиться киновкусу тех судей, что не удостоили его ни единой наградой за более чем полувековое служение кинематографу. Уже в одной из самых ранних своих работ, сценарии к картине «Здравствуй и прощай», будущий мэтр отечественной кинодраматургии Виктор Мережко показывает себя знатоком психологии женского сердца. Удивительно точно подобраны актеры. И Олег Ефремов – этакий современный благородный рыцарь, о котором вздыхают женщины, прозябающие в безысходности рядом с постылыми мужьями. И Людмила Зайцева, соединившая в себе и невероятную женственность и неженскую энергичность в борьбе за свое маленькое счастье. Это кино, доброе, смешное, местами грустное, таит в себе неповторимое очарование. Тогда, в 70-е, не стремились к вычурным визуальным изыскам. Внешнюю красоту заменяли красотой слов, чувств, поступков персонажей. Не перегружали картину эфемерными философскими теориями. Напротив, кристально чистый ее смысл был понятен и ребенку. Но и требовательный зритель за внешней простотой заметит здесь слой социальных и нравственных дилемм.