К 1973 году Франклин Джеймс Шаффнер был режиссером известным и состоявшимся. У него в активе были и культовый «Планета обезьян», и оскароносный «Паттон», но именно фильм «Мотылек» многие считают пиком его карьеры. История, в сущности, стара как мир: мелкий преступник Анри Шарьер по прозвищу Мотылек будто бы ложно обвиняется в убийстве и приговаривается к пожизненному заключению в тюрьме в заморском департаменте Франции Гвиане, что находится в Южной Америке. Человек он, разумеется, свободолюбивой, и это свободолюбие, помноженное на несогласие с несправедливо вынесенным приговором заставляет его раз за разом пытаться сбежать оттуда, откуда сбежать, как считается, невозможно, не смотря на все возможные последствия попыток этих побегов. Пикантности фильму придает тот факт, что снят он по автобиографической книге самого Шарьера со всеми ее правдами и кривдами. Творений подобного рода всегда снималось великое множество, однако же эта лента сегодня считается золотой классикой мирового кинематографа и на то есть ряд причин. Прежде всего это, конечно, актерский состав. Для Стива МакКуина это роль стала во многом его прощальной ролью, да и, пожалуй, лучшей в его карьере. Как Академия могла не заметить ее, для меня до сих пор остается загадкой, впрочем, академия вообще прохладно восприняла эту картину. Роль второй скрипки исполняет великолепный Дастин Хоффман. Глядя на него, почти невозможно представить, что этот лысоватый близорукий извечно растерянный мужчина всего за 6 лет до этого перебил немало женских сердец образом своего молодого и очаровательного выпускника, хотя тут, наверное, стоит сказать отельное спасибо гримерам. Мы встречаем героев в начале их заключения, полных сил, надежд и убеждений и проходим с ними весь их путь, старясь с ними, терпя вместе с ними все превратности нелегкой судьбы. Они теряют деньги, людей, которые были рядом, практически теряют свой человеческий облик, впрочем, едва ли жалеют они действительно об этом. В своем сне Мотылек, подобно герою Папанова из советской нетленки, жалеет лишь о потерянных годах, покорно признавая себя виновным во впустую потраченной жизни. И все же, не смотря на это, в конце, будучи дряхлым изможденным почти маразматичным стариком Мотылек по-прежнему грезит об одном – свободе. Вот здесь-то и вскрывается главная разница между двумя друзьями, а дружба их, между прочим, была пронесена через годы скитаний, испытаний и разлук, даже сейчас, утратив практически все, Мотыльком все еще движет то единственное инстинктивное желание, которое, как и прежде не дает ему сидеть взаперти, сложа руки. И действительно, зачем жить, будучи запертым в клетке? Разве это может считаться жизнью? В конечном счете фильм стал одним из достойнейших образцов яркого кинематографа 70х, проникнутого извечным духом противостояния бунтаря и системы. Сам Шарьер не дожил до премьеры всего каких-то полгода, но, думается мне, вряд ли был бы разочарован конечным результатом. – Затея несколько отчаянная. – Да. – Думаешь, получится? – А это важно? 9 из 10
Блестящий и прочувствованный фильм о неукротимом стремлении человека к свободе. О дружбе, которая выживает несмотря на ужасающие условия каторжной тюрьмы. О предательстве ханжей и близких людей. О силе воли, которая преодолевает все преграды. Дуэт актеров Маккуин-Хофман блистательно играет. Плюс ко всему отличная музыка. Общий посыл фильма напоминает рассказ Джека Лондона 'Любовь к жизни '. Все пронизано гуманистическим пафосом и верой в человека. Это один из лучших фильмов за всю историю кинематографа.
Фильм расскажет нам историю о том, как по ложному обвинению некий Анри Шарьер приговаривается к пожизненному заключению и отправляется на каторгу, где совершает несколько попыток побега. Это удивительный фильм о силе духа, о человеческой выносливости и стремлении к свободе. Главный герой в исполнении Стива МакКуина потерпит сотни неудач, совершит огромное количество ошибок и по истине пройдёт все круги ада. Но, ни все эти ужасы и невзгоды, ни потерянные годы и здоровье не смогут сломить, как его самого, так и его жажду свободы. Картина получилась весьма интересной. Пусть долгий хронометраж вас не пугает – лично я не оторвался от экрана ни на секунду на протяжении всего просмотра. От некоторых эпизодов у вас, совершенно точно, сожмется сердце. А когда вы узнаете, что Анри - это реальный человек и фильм снят по автобиографии, то проникнетесь этой лентой еще больше. Актерский дуэт, где МакКуин и Дастин Хоффман играют главных персонажей, просто великолепен. И, честно говоря, я даже удивлен, что у них нет даже номинаций на Оскар по актерской части. Если герой Хоффмана с первых минут ленты кажется более харизматичным и запоминающимся, то герой МакКуина, главный герой, раскрывается по ходу ленты. Но, совершенно точно, оба персонажа очень запоминаются. Герой Хоффмана еще и своим бесподобным внешним видом. Для меня удивительно, что я не слышал об этой ленте ранее. Но, это претензии к моей необразованности, конечно же. Всем советую эту удивительную историю, драму о воле и дружбе, это захватывающее приключение (если так можно выразиться) на основе трагической судьбы реального человека.
Добро пожаловать в тюрьму Французской Гвианы. Перед нами что-то основательное, большое. Что-то историческое происходит. Людей отправляют куда-то отсидеть срок, а после им будет никак не покинуть места отсидки, они должны будут остаться там поселенцами. Это занимательная история. Всё время происходит что-то странное, непонятное, нетипичное для тюрем нашего времени, возможно. Например, за третью попытку побега вас просто казнят. При за казнью будут наблюдать и другие сидельцы, чтобы неповадно было. А одно из занятий для заключенных - ловля бабочек. Очень сложная в исполнении лента. Здесь много натурных съемок с большим количеством людей и не очень. Есть съемки в каких-то джунглях, в грязи. Есть видео просто из карцера. И всё время люди пытаются выжить или сбежать, часто умирая или получая увечья. Похоже отчасти и на жизнь людей вне тюрьмы: люди на свободе тоже пытаются сбежать от смерти... часто безуспешно, очень часто. Жизнь - это тюрьма, побег от которой - смерть. Перед нами Апокалипсис сегодня, но только на тюремную тему. Перед нами Побег из Шоушенка, но без хитросплетений судьбы и неожиданных во всех смыслах поворотов. Перед нами баллада о напарниках, которые стали таковыми по воле судьбы. Перед нами граф Монте Кристо.
Главный герой - это взломщик очень сложных замков и сундуков Скайрима по прозвищу Мотылек. Он пытается сбежать из колонии 'чрезвычайно строгого режима' где-то на островах Французской Гвианы, куда был посажен за преступление, которого не совершал. Если вас впечатлила судьба Энди Дюфрейна из 'Шоушенка', запасайтесь тазиками для слез, когда соберетесь смотреть 'Мотылек'. Здесь главный герой пройдет через все круги Ада. Пытаясь сбежать, он совершит сотню ошибок, потерпит множество неудач, но не никогда сдастся. 'Мотылек' - фильм о борьбе за выживание, любви к свободе и великой мечте. Главные герои действительно преступники, но предыстория их туманна, а наказание слишком сурово, от чего сопереживать легче. Фильм постоянно вызывает эмоции, каждый раз удивляя зрителя поворотами в сюжете. История подается размерено и в среднем темпе, неторопливо 'пережевывая' для нас каждую сцену, что не мешает ей всё равно быть динамичной. Ощутил необычное чувство во время просмотра, когда действие на экране динамично и монотонно одновременно в рамках одной сцены. Противоречиво, но как есть. Проверка временем картина прошла успешно. Хотя, идеальным кино тоже не назовешь. Некоторые 'сюжеты' остались за кадром и прочие мелочи. Картина давно стала классикой. И я советую её всем любителям 'сильных и остросюжетных' драм или фильмов о побеге. Если же в вашем фильме Дастин Хоффман это Рами Малек, а главного героя играет Чарли Ханнэм, то вы смотрите ремейк, за качество которого я не ручаюсь. Будьте внимательны.
Может ли человек сохранить надежду, находясь в заключении всю жизнь? Степень стремления к свободе зависит от силы духа и значимостью быть свободным. Фильмов на подобную тематику хватает, но видели ли вы такие, которые были бы подобны 'Мотыльку'? Вряд ли... Сюжет. Картина рассказывает о невероятной жизни Анри Шарьера. Этого человека приговорили к пожизненному заключению за убийство, которое он не совершал. Сначала его отправляют на каторгу, а потом сажают в карцер за попытки побега. Встретив Луи Дега, они вместе начинают планировать, рассчитывать, пытаться... Но всё бессмысленно. Сдаться или держаться дальше, пытаясь обрести свободу? Актёрская игра. Стив МакКуин. Все эмоции правдоподобны, мимика, присущая обстоятельствам, достоверна, а жажда вырваться на свободу так и блещет в его душе. Он вошёл в образ так, как было нужно. Дастин Хоффман великолепен. Мысли и желания его персонажа не удается понять вообще. Сначала на его лице проскальзывают хитрые, мерзопакостные планы, а позже он кажется благородным человеком и верным другом. Саундтрек никогда не бывает лишним, если грамотно интегрирован с фильмом. В 'Мотыльке' он значительно усиливает и без того глубокий драматизм. То воодушевляешься подвигам героя, то сожалеешь его неудачам. Режиссура. К сожалению, Шеффнер не смог добиться всеобщей славы и великой популярности, но он сумел подарить зрителю то, над чем стоит задуматься. Картину, от которой кровь стынет в жилах не из-за ужаса, а из-за великого стремления, грандиозной цели и невероятной стойкости. 10 из 10
Даже не верится что данное творение было сделано в 1973г. Красивейшие пейзажи растительность и игра актеров. В первой воловине фильм кажется очень мрачным и довольно таки безысходным (тюрьма из которой нельзя сбежать, продажные охранники и т.д.) Но к второй половине фильма (в момент начала побега) всё сильно меняется проявление дружбы и человечности, деревня с аборигенами и в итоге мы опять вернулись в тюрьму О сюжете: Главный герой по прозвищу 'Мотылёк' был осужден за убийство которого он не совершал, во время перевозки на остров он познакомился с одним человеком который имел связи в данной тюрьме, собственно они и задумали побег. Данная попытка была неудачной так как они были пойманы. Отсидев ещё несколько лет в камере одиночке его освободили. Проживая на том-же острове он встретил того самого Луи с которым и задумал побег, пригласив перекусить они обсуждали свои проблемы и вспоминали прошлое. Персонажи: Анри Шарьер - главный герой, был неоправданно осужден за убийство, отправлен на остров Дьявола. Совершил неудачную попытку побега, так же пытался спастись с острова. Луи Дега - фальшиво монетчик, лудший друг главного героя, в месте с ним пытался бежать из тюрьмы, в итоге так и не смог идти до конца в месте с Анри. Заключение: Отличная драматическая история про 2х друзей, нет навязчивости и осознания что будет в следующий момент. 'Пройти через тяжкий путь не теряя надежды на спасение со взглядом в будущее' 10 из 10
Сразу хочу сказать, что мне не так уж важно, сидел или нет Анри Шарьер. Он написал роман, и был снят отличный фильм. У этого фильма мне не до поиска несоответствий, в какой-то момент просмотра меня цепляют за душу так, что не отпускают ещё долго после окончания. Большинство людей ходит в кино за эмоциями, мне их тут даже многовато. Стив МакКуин и Дастин Хоффман играют так, что после хочется спросить: скольких нервных клеток и седых волос им стоили эти съёмки? Ярко показан быт: чего стоит только одно утреннее умывание! И этот конраст между свободными людьми и зеками. А ведь есть ещё 'одиночка' - там разве можно выжить? 'Затемнить камеру и урезать порцию,' - откровенный, изощрённый садизм. Это невыносимо! Смотреть тяжело, но и оторваться невозможно даже при повторном просмотре. Музыки в первой половине фильма почти нет, современному зрителю, привыкшему к постоянному фону, это уже странновато, ну, так и место такое - не до музыки. Но она всё-таки появляется, подчёркивая важность момента. Попытки вырваться напоминают бьющуюся об стекло бабочку - поняла бы уже, что не вылетишь, и смирилась. Но разве ж это жизнь?.. 'Шесть!'. 10 из 10
Взломщик сейфов Анри Шарьер по прозвищу 'Мотылёк' (МакКуин) попадает на пожизненную каторгу за убийство, которое он не совершал. Анри считает подобное развитие событий, мягко говоря, несправедлывым и вовсю грезит о побеге. Он обращается за денежной помощью к финансовому мошеннику Луису Деге (Хоффамн) и начинает придумывать схемы для спасения. Считается, что фильм 'Мотылёк' основан на реальных событиях. Однако, необходимо учитывать несколько важных обстоятельств. Во-первых, по множественным заявлениям компетентных лиц, автобиографический роман Анри Шарьера по большей части наполнен вымышлеными эпизодами и ни в коей мере не является хоть сколько-то правдивым. Единственное, что известно достоверно - это сам факт заключения Анри, однако ни история его побега, ни его многолетние отсидки в одиночных камерах, ни его пресловутая невиновность не подтверждены документально. Во-вторых, текст романа был сильно переработан для экранизации. Так, например, один из второстепенных персонажей книги Луис Дега стал чуть ли не самым главным героем. Так что, давайте будет относиться к фильму 'Мотылёк', как к художественной выдумке и не более того. Впрочем, хуже от этого картине не будет. Фильм поставлен, снят и сыгран очень хорошо. Во главу угла здесь ставится та самая человеческая 'жажда свободы'. Экранный Шарьер - обаятельный малый, который готов на всё ради побега. Несломленный, неотступающий, неистовый. Однако, лично мне куда больше понравился персонаж Дастина Хоффмана - продуманный Луис Дега. Чем-то он мне напомнил Энди Дюфрейна ('Побег из Шоушенка'). Спокойный, рассудительный, логичный, осторожный. Каждому из зрителей в конце фильма предстоит сделать выбор, чья 'правда' весомей: неуступчивость Мотылька или приспособленчество Деги. Одним словом, фильм хоть и старый, но отнюдь не устаревший. История интересная, Хоффман и МакКуин прекрасны, концовка многозначительна: что ещё надо для хорошего фильма? 8 из 10
Пожалуй все уже было сказано об этом фильме. От себя добавлю. Первоначально прочел книгу, автора Анри Шарьера. Много важных моментов все таки не затронули в фильме. Например, что можно пожертвовать многими принципами, которых ты придерживался весь свой срок, в течении многих лет. Но главная его цель, быть на свободе, и, чувствовать себя свободным. В этом и был пожалуй весь его смысл жизни. И сам фильм, получился все на 8 из 10 Стив отлично сыграл роль Человека, который показал и доказал, как нужно любить свободу. Нам нем была тяжелейшая ноша. Он шел к цели, падал, вставал и шел вновь. Он силен, хладнокровен, умен и порядочен. К таким персонажам проникаешься уважением, безусловно.
Когда я нашел фильм - как раз дочитывал эту замечательную книгу писателя Анри Шарьера о его приключениях на каторге и несломной воле к свободе. И мне просто не терпелось скорее прочесть ее и увидеть экранизацию романа. Но посмотрев первые 15 минут уже начал задаваться вопросом: 'Что происходит?' Книгу перековеркали до неузнаваемости. Понятно, что события такого романа невозможно вместить в одном фильме, но при всем этом создатели фильма еще и умудрились напичкать его своими идеями, больно смахивающими на коммунизм (аля 'умереть - значит получить свободу'). Урезано слишком много ключевых персонажей и событий, а главные герои, практически, не соответствуют описанию романа: - Дега: в книге это человек, на которого Мотылек решил положиться, видя в нем крепкую и надежную опору. При чем 'крепкую и надежную' в буквальном смысле. В фильме (хоть и Хоффман сыграл на уровне) - это человек, глядя на которого задаешься вопросом 'что этот худощавый, тихий ботаник делает на каторге?'. - Мотылек: тут можно говорить оочень много! Но что больше всего убивает - это его безрассудность, глядя на него я не видел того практически гениального Мотылька, которым он должен был быть. Также не понимаю зачем было его так старить, ведь на каторге он пробыл около 15 лет, а попал на нее в 25, хотя на вид ему не давали больше 20. Я считаю, с этим создатели переборщили. В общем, складывается впечатление, что человек прочел роман в сокращении, а потом еще и в вкратце пересказал его другому человеку, который, в итоге, и стал автором сценария данной картины. Мое мнение - фильм получился скучный и смешной от своей примитивности (хотя, может, в 70-х это считалось эталоном крутости). А также совершенно не оправдывает ожидания любителей книги. Только из-за уважения к роману: 4 из 10
Жизнеутверждающая история, основанная на реальных событиях, описанных в одноимённом романе Анри Шарьера, который, собственно, и являлся их непосредственным и центральным участником, рассказывает о 'Мотыльке' - приговорённом к пожизненному заключению бедняге, который вынужден отбывать свой бесконечный срок на каторге во Французской Гвиане, поражающей природной красотой флоры и фауны и одновременно ужасающей отсутствием хотя бы малейшей возможности покинуть злополучное 'райское' местечко. В первую очередь стоит отметить остросюжетность оригинального текста, который был добросовестно, насколько это возможно, экранизирован опытным американским кинопостановщиком Франклином Джеймсом Шеффнером. Режиссёр качественно поставил массу важных элементов повествования, умело руководя актёрским составом, артисты которого проявили себя на очень высоком уровне. В особенности это касается, конечно же, Стива МакКуина, продемонстрировавшего высший пилотаж перевоплощения в далеко не самого простого персонажа при активном содействии великолепной работы команды гримёров. Небезызвестный Дастин Хоффман здесь предстаёт в весомой роли второго плана, как и всегда, дополняя картину мощной и крайне талантливой актёрской игрой. В целом, весь кинематографический инструментарий фильма (сценарий, постановка, артисты) задействован по максимуму, и именно поэтому он получился настолько потрясающим. Таким образом, 'Мотылёк' является высокохудожественным кинопроизведением, исследующим такие важные составляющие судьбы каждого человека, как внутренняя свобода, человеческое достоинство, преданность дружбе, стойкость и непоколебимость перед непреодолимыми трудностями. Главный герой ленты ради обретения полной свободы никогда не будет сдаваться. Несмотря на неудачные попытки бегства, за которые он жестоко поплатился, добавив к своему и без того нескончаемому сроку массу неприятностей, отчаянный свободолюбивец умудряется найти новые возможности для побега, которые способны или привести его в бездыханное царство теней, или подарить ему окончательное освобождение от цепей незаслуженного заключения под стражу. Мотылёк ставит на кон всё, потому что для него лучше погибнуть, спасая душу, чем смиренно принимать несправедливость, не делая ничего для её исправления. В глубине души герой уже свободен, однако сможет ли он в конце концов выйти сухим из воды, не растеряв остатки некогда здравого разума и смело дыша полной грудью?..
- Помнишь, что цыпленок сказал ласке? - Если бы ласка была здоровой, у цыпленка не было бы шанса что-либо сказать. (c) Такие картины нужно показывать детям, на таких фильмах взрослеет душа человека. Подумать только, прошло 30 лет, а события истории происходят ещё раньше, в первой половине XX века, но как современно, с каким интересом и любовью снят фильм. Многие любят и считают самым гениальным 'Побег из Шоушенка', согласна, в его величии даже сомневаться не приходится, но, возможно, кто-то посмотрит 'Мотылёк' и на один любимый фильм у него станет больше. Я просто обожаю творчество Дастина Хоффмана, его актерскую игру, как он умеет подать характер персонажа сделать его таким близким и родным. А про Стива МакКуина я ничего не знала до этого фильма, у него получилось гениально передать образ невиновно осужденного за убийство, донести до зрителя глубоко нравственный характер. В фильме очень много ярких второстепенных персонажей, но именно тандем МакКуина - Хоффмана привлекает наибольшее внимание и сочувствие. Фильм, как и книга (более насыщенная событиями), по которой он был снят - отличное пособие, в первую очередь по психическому выживанию в нечеловеческих условиях. Фильм учит борьбе за самое первое право данное человеку от рождения - право жить и быть свободным. Вы только представьте, Французская Гвиана, отдаленная от материка колония, тяжелые каторжные работы, люди спят прикованными к постели. Осужденному за первый побег давали два года одиночной камеры, где расстояние от стены до стены всего лишь пять шагов, за второй побег - пять лет тюрьмы, а за третий уже гильотина. За любое нарушение правил в одиночке, в два раз урезали питание и закрывали доступ света. В таких тяжелых условиях только человек с непреклонной волей и сильный духом будет пытаться бороться, а слабый лишь существовать. Не смотря на то, что фильм идет 2,5 часа, он смотрится просто на одном дыхании, начавшись практически сразу динамично, сюжет не теряет своего темпа до самого финала. Всей душой переживаешь за судьбу героев, я уже и не помню, когда в последний раз я получала такое удовольствие от просмотра. Фильм не только об экзистенциальном стремлении человека к свободе, но и о настоящей дружбе, взаимовыручке и поддержке, которая встречается чаще на страницах книг и киноэкранах, чем в реальной жизни. Рекомендую всем к просмотру. 10 из 10
Мотылек - человек, несправедливо осужденный на пожизненный срок, несломленный, одержимый одной лишь целью, вырваться на свободу, чего бы это ему не стоило. Де Га - человек, подстраивающий свою жизнь под обстоятельства, плывущий по течению, способный любую ситуацию обернуть в свою пользу. Два этих человека проходят один путь двумя разными дорогами. Но все же они идут рядом, плечом к плечу, преодолевая невероятные трудности, выпавшие на их пути. Дружба, возникшая между ними, заставляет их совершать благородные поступки и не допускать подлости и предательства, хотя оба все-таки нечисты на руку. В этой картине параллельно друг с другом существуют два сюжета - история о настоящей дружбе людей, попавших в условия нечеловеческих испытаний, и история неутомимого стремления освободиться от тюремных оков. И каждая из историй продемонстрирована бесподобно. Фильм увлекает, заставляет всей душой переживать за главных героев, сочувствовать их неудачам, радоваться их победам, поражаться их стойкости, силе духа и проявлениям человечности. Учитывая то, что фильм был снят, основываясь на реальных событиях, невольно возникают мысли, а что бы в такой ситуации сделал я? Хватило бы у меня смелости и силы воли, превозмогая немыслимые испытания, идти к своей цели, или же я бы сломился под тяжестью ударов судьбы и множества неудач? Скорее всего - второе. Именно благодаря уникальной стойкости и упрямству главного героя, этот фильм смотрится взахлеб. Нужно отдать дань уважения Стиву МакКуину и Дастину Хофману, сыгравших свои роли выше всяких похвал. Характеры героев были переданы поразительно искренне и ярко. Это именно тот случай, когда превосходно сыгранный персонаж монолитом вырезается на основном фоне картины, он приковывает к себе взгляд, и все остальное видится как фон на заднем плане. Хотя и 'фон', в виде увлекательного сюжета - превосходен, главные герои делают его намного более живым и красочным. Неоднократно читал в отзывах сравнение 'Мотылька' с 'Побегом из Шоушенка'. На мой взгляд, их сходство лишь в форме: невиновный человек не мирится с положением дел и всеми силами пытается вырваться на свободу. На этом сходство и заканчивается. 'Побег из Шоушенка' - кино лощеное, снятое по идеальной формуле кинематографического искусства, в то время как 'Мотылек' мне видится более драматичным, безкомпромисным, монументальным что-ли... В 'Побеге' показан конечный результат гениального плана главного героя - побег, и вкратце описано, каким образом ему удалось всех обвести вокруг пальца. В 'Мотыльке' мы видим все, через что пришлось пройти главному герою, чтобы достичь своей цели, в этом и есть весь 'перец' данного произведения. Нельзя сказать, что одно лучше, а другое хуже, эти два фильма для меня лично встали на одну ступень по значимости и качеству - на высшую.
Жанр 'тюремная драма' уже несколько вышел в тираж в наше время, а как раз в семидесятые он были силен в этом плане. Так как там родилось как минимум три знаковые постановки - 'Побег из Алькатраса', 'Полуночный экспресс' и конечно 'Мотылек'. Все они по разному проложили себе дорогу к успеху, но именно творение Франклина Дж. Шаффнера избрало себе самый нелегкий путь, чтобы по настоящему впечатлить своего зрителя. Прежде всего, хочется отметить эпичность постановки - действие охватывает целые года, и как это не часто бывает, порой стоит на месте, только бы принести еще пару штрихов в прекрасно написанных персонажей. На экране мелькают в основном джунгли - это, наверное, одна из самых нестандартных лент о тюрьме за всю историю кино. И порой жанр склоняется в чистой воды приключение - что делает фильм еще более захватывающим. Стив МакКуин, который и играет Мотылька, совершенно бесподобен в своей ипостаси - настоящий мужчина, в самом прямом смысле этого слова, он никогда не сдаст своего друга - даже если ради этого он будет есть жуков, медленно загнивая в карцере. При всей его приземленности, в его глазах постоянно читалась сильнейшая воля к свободе - и его не сломает даже подряд две неудачи. Ведь он явно из тех, кто хочет умереть свободным человеком. Ни менее прекрасен Дастин Хоффман, исполняющий роль лучшего друга главного героя, который и финансировал первые два побега. Тихий, несколько нерешительный и весьма умный - таковой перед нами предстала эта неординарная личность. И следить за дуэтом двух этих актеров сплошное удовольствие. Сценарий актуален что тогда, что и сейчас - не смотря на то, что было снято уже не мало духоподьемных баллад о том, что человеческую волю не сломить. Взять тот же знаменный 'Побег из Шоушенка', где была несколько схожая ситуация. Здесь Анри Шарьер такой же заключенный, как и все - но только с отчаянием в душе, ведь он ощущает себя даже в поселении как бабочка в сачке. Не даром у него на груди выкован этот незамутненный символ свободы. Снято все с большим смаком, особенно для того времени - атмосфера безысходности, когда люди гибли повсюду, а коррумпированная система могла засадить далеко и на долго. И не важно, совершал ты это преступление, или нет - тут очень показателен эпизод, где Анри, находясь в карцере, видит сон, в котором он сам себе выносит вердикт - виновен! Именно за то, что растрачивал жизнь попусту. Кино вышло одновременно мрачным и жестоким, но совершенно неожиданно в нем порой проступают позитивные нотки, что дает нервам хоть и краткую, но передышку. Саундтрек, операторская работа, грим - для тех лет создатели сделали все возможное, чтобы картину запомнили надолго. Чего стоят одни сумасшедшей красоты пейзажи! Впрочем вся эта зрелищность лишь помогает удержать внимание зрителя - хронометраж в два с половиной часа рассчитан явно не на каждого. При том, что фильм поднимает довольно высокие темы, и делает это без натужного пафоса - превращаясь ближе к концу в философскую драму, главный смысл которой посвящается стремлению человека к свободе. Действительно - можно постареть, похудеть даже частично лишится рассудка - но воли к жизни, к тому, чтобы не быть запертым в четырех стенах, никак нельзя отобрать. Именно поэтому все интереснее наблюдать за новыми попытками и планами Анри сбежать - и только дав смотрящему надежду на то, что уж в этот раз все будет хорошо, режиссер беспощадно топчет ее ногами, задирая в некоторых моментах эмоциональную составляющую до небес. И в финале, которые не так однозначен, каким кажется на первый взгляд, герой МакКуина вновь делает ту самую, третью попытку - и самое интересное то, что каждый сам будет для себя решать - удалась она, или нет. И не смотря на то, что продолжительность порядком выматывает, не хочется, чтобы фильм кончался - верный признак классики мирового кинематографа. Авантюрно-драматическая история, которая не отпускает от себя ни на секунду. Прекрасные актерские актеры, блестящий сценарий и вечно актуальная мысль о том, что тот, кто самозабвенно идет к свободе, вполне вероятно ее получит - или умрет, таким образом все равно победив систему, пусть даже и в другой реальности. Ибо цена за то, что нам дорого - всегда непомерно высока. 9,5 из 10
Француз Анри Шарьер, ложно обвиненный в убийстве сутенёра, приговорен к пожизненному заключению в тюрьме для особо опасных преступников во Французской Гвиане, где провел в итоге 11 лет. Поскольку он не намеревался гнить там до конца своих дней, то предпринимал не одну попытку побега. За такое поведение Шарьер сидел два года в одиночной камере, после чего вновь совершил побег, побывал у индейцев и опять очутился в тюрьме, на сей раз на Острове Дьявола, с которого практически невозможно куда-либо сбежать. Эта драма была основана на одноименном автобиографическом романе Анри Шарьера (многие факты которого оспаривались), который был опубликован в 1969 году, а в написании сценария принимал участие один из самых знаменитых драматургов Голливуда Далтон Трамбо. В итоге у режиссера Франклина Дж. Шеффнера («Планета обезьян», «Мальчики из Бразилии») получилось сильное, эмоциональное и довольно жесткое кино, что примечательно, прекрасно работающее в двух плоскостях. С одной стороны, сюжет выстроен в форме довольно увлекательной тюремно-приключенческой истории с серьезными драматическими поворотами и экзотическим колоритом, сочно и живописно запечатлённым оператором и лауреатом «Оскара» Фредом Конекэмпом («Вздымающийся ад»). А с другой, что наиболее важно, «Мотылек» прекрасно считывается не как рассказ о постоянно сбегающем преступнике, а как довольно тонкая и печальная притча о вечном (и не всегда осуществимом) стремлении человека к свободе, не только от тюрьмы, тесных стен, но и от угнетающего образа жизни, усталости, дискомфорта. Во второй половине картины режиссер как раз использует этот колорит чтобы нарисовать ту самую давящую несвободу не в виде удушающей камеры, а как уединенный остров, вокруг которого раскинулся океан, кажется, вот он, рядом, только руку протяни – но, увы, близок локоть, да не укусишь. Особенно сильно это ощутимо благодаря блестящей и нюансированной игре Стива Маккуина, который не только очень подходил на роль Шарьера по внешним показателям, но и крайне убедительно передал все тяготы существования в тех нечеловеческих условиях, в которых он оказался. Уверенно дополняет его и Дастин Хоффман, перевоплотившийся в каторжника Луи Дега, напарника Шарьера по побегу и выступающего его эдакой противоположностью. Увы, актерская игра была отмечена лишь единственной номинацией на «Золотой глобус» (Маккуин), а на «Оскар» фильм номинировался только за великолепную музыку Джерри Голдсмита. 9 из 10
1930-ые годы, Франция. Вор-медвежатник Анри Шарьер отправляется отбывать срок на остров Дьявола, расположенный во Французской Гвиане. По пути туда он знакомится со знаменитым фальшивомонетчиком Луи Дега, который перевозит с собой внушительную сумму денег. Мотылек (прозвище Шарьера, полученное из-за наколки бабочки на груди) предлагает Дега свои услуги в качестве телохранителя до пункта назначения в обмен на деньги, которые он намерен потратить на побег. Постепенно их отношения из формулы «ты мне — я тебе» переходят в настоящую мужскую дружбу, которую они проносят через все тяготы тюремного заключения. В финале Мотылек наконец обретает долгожданную и заслуженную свободу. Фильм снят по автобиографическому бестселлеру Анри Шарьера, наделавшему в свое время не мало шума у себя на Родине. В основу романа легли реально происходившие события. Впрочем, так ли все происходило на самом деле, общего мнения нет. В книге и фильме Мотылек — осужденный на пожизненное заключение за убийство по ложному обвинению. Тогда как про реального Шарьера этого нельзя утверждать наверняка, исследователи приводят обратные сведения. Вероятно, в этой истории нужно искать золотую середину. Роль Анри Шарьера является лучшей у суперзвезды Стива МакКуина. Уверен, для многих, кто знает актера лишь по ролям крутых парней в лентах вроде «Буллита» или «Побега», игра в «Мотыльке» станет настоящим откровением. Сцена одиночного заключения — настоящий шедевр актерского мастерства. К сожалению, драматических ролей, подобных Мотыльку, МакКуину сыграть больше не довелось. Оттого так обидно, что его проигнорировали академики и даже не номинировали на «Оскар». То же самое касается и его напарника по фильму. Дастин Хоффман, вероятно самый разноплановый и многогранный актер из так называемой «великой четверки» «Нового Голливуда», в этом фильме вновь примерил на себя костюм хамелеона и преобразился до неузнаваемости. Мошенник Луи Дега в его исполнении одновременно трогателен, забавен, жалок, но умен и расчетлив. Франклин Дж. Шаффнер оказался идеальным кандидатом на пост режиссера, ранее зарекомендовав себя как мастер масштабного кино с подробным воссозданием эпохи. И если «Планета обезьян» его самый известный и культовый фильм, «Паттон» самый пафосный и оскароносный, то «Мотылек» - самый медитативный и духоподъемный. Шаффнер еще вернется к островам в океане (одноименный фильм 1977 года) и в джунгли («Мальчики из Бразилии»), но уже без былого успеха. Над сценарием трудился легендарный Далтон Трамбо. В соавторстве с Лоренцо Семплом мл. и при поддержке самого Шарьера (который выступал консультантом в том числе непосредственно на съемочной площадке фильма) сценарий отличается минимализмом, но большим вниманием к деталям. В результате, повествование фильма неторопливое, с почти документальной точностью фиксирующее ключевые моменты. Наглядные примеры — сцена заточения Мотылька в карцере (больше 20 минут без музыкального сопровождения - если не брать во внимание торжественный проезд Анри и Луи на автомобиле во время второго кошмарного видения Мотылька) и его временная остановка у индейцев (почти 10 минут экранного времени без единого слова). Мотылек за фильм не проронил и половины слов, но филигранная игра МакКуина, наполненная тончайшими нюансами, говорит сама за себя. К слову, великолепный саундтрек великого Джерри Голдсмита заработал единственную для фильма номинацию на премию «Оскар». Любопытно, если знать, что по сравнению с книжной основой, где Дега был лишь второстепенным персонажем, а в фильме выведенный на первые роли, то можно заметить, что картина Шаффнера следует традиции парного соседства двух центральных персонажей-аутсайдеров, которая сложилась на рубеже десятилетий («Полуночный ковбой» Джона Шлезингера с первой гениальной «хамелеоновой» ролью Хоффмана в дуэте с Джоном Войтом, «Пугало» Джерри Шацберга с Хэкменом и Пачино). «Мотылек» сумел продолжить и дополнить популярную в 1960-70-ых годах тему фильмов, повествующих о побеге из мест лишения свободы по мотивам реальных историй: «Любитель птиц из Алькатраса» Джона Франкенхаймера, «Большой побег» Джона Стерджесса с тем же МакКуином, «Полуночный экспресс» Алана Паркера, «Побег из Алькатраса» Дона Сигела и др. Уже в конце 70-х и особенно в 1980-е подобные сюжеты лягут в основу фантастических антиутопий. Конечно, можно утверждать, что такие сюжеты вечные, и встретить их можно как в кино 1990-х («Побег невозможен»), так вплоть и до наших дней (т/с «Побег»). Но несомненно, заслуга классических лент вроде «Мотылька» или «Большого побега» велика. До поры до времени «Мотылек» оставался несколько в тени своих «коллег». Несмотря на то, что фильм почти сразу же стал классикой приключенческого кино, у современной массовой публики он не пользовался бешеной популярностью, несмотря на участие любимого миллионами Дастина Хоффмана. Еще в первом десятилетии нового века, например, на крупнейшем русскоязычном киносайте kinopoisk.ru фильму были посвящены пару отзывов (пусть и положительных), а на IMDb фильм не входил в число 250 лучших. Отрадно, что ныне ситуация изменилась, фильм распробовали и оценили по достоинству, и это нашло прямое отражение на обоих кинопорталах. «Мотылек» не ограничивается рамками жанра или категорией «фильмов о побеге». Его можно приравнять к survival movie или смело назвать притчей. Притчей о неистребимом желании человека быть свободным несмотря ни на что. Притчей о победе маленького человека над стихией в виде неприступного острова и полных смертельных ловушек джунглей. Притчей о победе над бездушной карающей системой правосудия. Притчей о победе над самим собой и доказательстве самому себе, что твоя жизнь, вопреки сложившимся обстоятельстам, прожита не напрасно. Резюмируя, можно заключить, что благодаря грамотной режиссуре, тонкой игре ведущих и второплановых актеров, лаконичному и детальному сценарию и проникновенному музыкальному сопровождению, «Мотылек» захватывает с первых кадров и держит до наступления финальных титров. С полной уверенностью можно сказать, что перед нами такой образчик кино, про которое обычно говорят: «так больше не снимают». 10 из 10
Всякий успешный актёр, по идее, мечтает о большой (желательно драматической) роли, в которой можно проявить себя, сменив привычное амплуа (сыграть, как говорят американцы, against type). Бёрт Рейнольдс, например, пошёл на этот риск очень поздно, а Кевин Костнер и вовсе упустил момент. Стив Маккуин, самый бестрепетный и рисковый из всех киномифов, попытал счастье на пике своей славы, в 1973 году, в промежутке между залихватским «Побегом» и всезвёздным «Адом в поднебесье». Несмотря на приложенные усилия, эффектную историю и мощного партнёра в лице Дастина Хоффмана, результат оказался в лучшем случае полуудачей. В основе сюжета - всамделишная тюремная одиссея француза по кличке Papillon (т. е. «мотылёк»), профессионального взломщика (т. е. «медвежатника»). Занятная антитеза (актуальная, правда, только для русского языка) словно подчёркивает чрезмерные контрасты фильма, с его диковинными локациями в духе «Клуба кинопутешествий» и сверхреалистичными страданиями героя в колониальных застенках (тут на память приходит популярнейший в отечественных видеосалонах «Полуночный экспресс»). Сравнение не в пользу «Мотылька»: персонаж Маккуина, при всей основательности его вхождения в образ, не являет нам ясной мотивации своего драйва «бегства к свободе», её приходится брать на веру. Не поддаётся в полной мере заслуженному режиссёру Шеффнеру и спайка дуэта Маккуина-Хоффмана (как нынче выражаются, bromance). Требовалось ли тут погружение в запретные темы, не уверен – в том же 1973-м вполне себе старорежимная «Афера» просто искрилась экранной «химией» нестариков-разбойников Ньюмена и Редфорда. Смирившись с несовершенством творения, можно собрать на долгой дороге в тропиках свои маленькие радости. Маккуин и Хоффман с азартом сражаются в болотной грязи с настоящим (!) крокодилом. Маккуин с разбегу – сам, без дублёра – сигает с утёса в океанские глубины. Натуральные индианки не прячут от зрителя свои внушительные прелести. Сегодня такое уже не снимут: воспрепятствуют защитники животных, страховщики, докучливые феминистки. Зато все в благоговении смолкнут перед романтически-грустной заглавной темой Джерри Голдсмита, в которой славянское ухо с радостью расслышит аккордеон. Далёкие берега, близкие беды страждущих...
Невинно осуждённый за убийство 'медвежатник' Анри Шарьер по прозвищу 'Мотылёк' оказывается на каторге во Французской Гвиане. Царящие так порядки не устраивают свободолюбивого Анри, который готовит побег. Но перед этим ему придётся узнать все трудности пребывания в тюремной ссылке, провести долгое время в одиночной камере, но так и не сломаться. И даже после всех измывательств над ним со стороны служащих каторги, Мотылёк не оставляет свою мечту бежать из этого ужаса, куда всех заключённых отправили будто на смерть и государство вычеркнуло их из списка своих граждан. И однажды это удаётся сделать 'Мотыльку', но это не стало концом всех его бед, впереди были ещё испытания, но Анри Шарьер с мужеством их вынесет и в конце концов добьётся своего. Но как это он сделает, как никто не сможет его сломать, какие беды и лишения предстояли Анри во Французской Гвиане - это предлагают посмотреть в драматической ленте 'Мотылёк' 1973-го года. Режиссёром картины стал Франклин Дж. Шаффнер, получивший в 1971-ом году 'Оскар' за лучшую режиссуру военно-биографического фильма 'Паттон'. Также Франклин Дж. Шаффнер известен тем, что поставил самую первую часть фантастической франшизы 'Планета обезьян' в 1968-ом году. Режиссёр избрал тактику тщательного, насыщенного драматизмом анализа жизни во Французской Гвиане 'Мотылька', где зрителю предлагается быть 'невидимой тенью', будто наблюдать за происходящим из-за угла, но в тоже время быть участником событий. Чтобы проникнутся этим взяты длинные эпизоды жизни Анри Шарьера, которые по мнению самого режиссёра, а также сценаристов, среди которых отметим участие Далтона Трамбо, являются самыми знаменательными и самыми интересными для зрительской аудитории. Конечно, далеко не все эпизоды сопровождаются романтикой борьбы заключённого с тюремной властью, противостоянием с порядками и устоями жизни каторжан как лишенцев, но всё-таки фильм же биографическая драма, основанная на реальных событиях. Роль Анри Шарьера исполнил Стив МакКуин. Сам МакКуин заслуживает того, чтобы о нём сняли отдельный фильм по его биографии. Бунтарь, мелкий преступник, военный, ставший затем авто- и мотогонщиком, а потом зазванный играть в кино - это лишь сухие факты из головокружительной жизни в данном случае актёра. И кого же найти лучше, если не Стива МакКуина, который сам обладает бунтарским характером, стальным внутренним стержнем, чисто мужской агрессивностью? Ведь именно таким себя выставляет в автобиографической книге Анри Шавьер, хотя, надо об этом упомянуть, многие издержки из книги подвергаются сомнением, а французская полиция утверждает, что обладает достаточно мощной базой доказательств, чтобы всех убедить в виновности в убийстве Анри Шарьера. Но этот человек, если посмотреть 'Мотылька', представляется только в образе и фактуре Стива МакКуина, который явно играл не того старика с добродушной улыбкой как на фото Шарьера, а, скорее, самого себя, зная, что даже долгое заключение в одиночной камере, лишение пищи и воды, избиения не заставят его сойти с выбранного пути. Не остаётся без внимания, что в 'Мотыльке' сыграл и Дастин Хоффман. 36-летний тогда актёр уже дважды успел номинироваться на 'Оскар' в категории 'Лучшая мужская роль' в картинах 'Выпускник' и 'Полуночный ковбой'. Но в 'Мотыльке' столь уже статусный актёр осознанно отошёл на второй план. Но даже несмотря на это его герой - фальшивомонетчик Луи Дега стал очень насыщенным, убедительным персонажем. В этом весь Дастин Хоффман - он пытается максимально глубоко погрузиться в своего героя, никогда и нигде не повторяя свои образы, только если это не происходит в сиквелах или приквелах. Луи Дега, несмотря на внешний вид трусоватого интеллигента, оказывается обладает характером по стойкости мало уступающим характеру героя Стива МакКуина. Сжимаешь кулаки, чтобы его герою повезло, но в одной из сцен внезапно понимаешь, что комок к горлу подступает. Что это за сцена и когда это произойдёт - это лучше Вам увидеть и прочувствовать самим, если Вы решитесь на просмотр биографической драмы 'Мотылёк' про мужественных людей, бросивших вызов нынешнему существованию в попытке обрести свободу даже ценой собственной жизни. Пронзительный фильм про историю жизни на каторге одного человека, который решил не мириться с тем, что происходит, а найти способ снова обрести волю, пусть и путём побега. Картина 'Мотылёк' до сих пор смотрится с интересом благодаря выдержанной работе режиссёра, прописанному сюжету от сценаристов, и замечательной игре Стива МакКуина и Дастина Хоффмана. 9 из 10 P.S.: А поступок матушки-монахини был верным или нет? Это вопрос к тем, кто уже смотрел 'Мотылька'.
Ну что, ублюдки? Я по-прежнему жив! (с) Обвинять может только Бог и маленькие дети. (с) «Мотылёк» - достаточно простое, линейное, обходящееся без изощрённой жестокости и сильно запутанных интриг кино, очень «мужское», честное, прямодушное, и при этом Франклин Шаффнер ничего не подаёт в лоб, обходится без дешёвых приёмов манипулирования зрителем, не давит на жалость и не пытается выбить слезы. Короткие слова тюремщиков в начале полностью определяют то, на что обречены люди, среди которых находится герой фильма. Их приговорили, но не убили и не заточили в камеры с решётками, а обрекли на более бесчеловечно-гуманное существование. Они – собственность колонии. Нация родной страны избавилась от них. Самое сложное при просмотре этого фильма – определить, почему он так резко бросается в глаза на фоне ряда других тюремных историй о невинно заключённых. Сценарий к фильму написал Далтон Трамбо, известный, талантливый и сильный драматург. И можно предположить, что именно он заложил основу этого стиля фильма - настроение, эмоциональную окраску, трагико-реалистический посыл и похвальное неравнодушие к своему герою, сочувствие и желание, чтобы зритель тоже проникся историей персонажа. Это лишний раз объясняется тем, что писал он сценарий при участии самого Анри Шарьера – автора одноимённого автобиографического романа, который лично испытал эти тюремные тропики на своей шкуре. И как знать, не был ли «Мотылёк» для крайне одарённого сценариста и мало состоявшегося режиссёра своеобразным продолжением истории о бедняге Джонни? Ведь в единственном режиссёрском фильме Далтона Трамбо история была о человеке, который оказался в ужасающем положении, но даже из него находил возможность контакта с миром. Словами Джонни Бонэма Трамбо вынес вердикт самой сути войны, а Мотылёк своими краткими, но жёсткими и попадающими в цель фразами выносит приговоры всей жизни, всему людскому обществу с их устаканившимися дурными предрассудками, мифами и привычками. Хмурый человек, шагающий в строю заключённых, слышит обращение к себе, со словами «ты вернёшься». Он не убивал сутенёра. Он вообще не был убийцей или злодеем, но он совершил иное преступление, которое не указано в кодексах, за которое нельзя засудить, но которое в нашем мире однозначно порицается и не находит понимания – он был свободным. Слишком. Наверное, исходя из своих личностных качеств, он некогда вытатуировал на своей груди мотылька – символ свободы. Наверное, поэтому у главного героя фильма нет имени – он просто Мотылёк. Он был таким же человеком, как все остальные арестанты, которым предстояло после своего срока быть колонистами. Но уже во время первого его разговора он резко обращает на себя внимание. То, что он недоговаривает словами, договаривают его пронзительно-синие глаза и их взгляд. В этом худощавом человеке средних лет сразу угадывается совершенно особый жизненный потенциал, мощная полыхающая внутри искра. Как он красноречиво спросил у врача, который одним взглядом оценил его состояние – «Разве можно не пройти такой осмотр?». Задохлики подобного заключения бы не выдержали. Да даже для него, крепкого физически человека, подобные страдания не прошли даром, и годы, проведённые в таком подрывающем здоровье климате, сделали своё дело. Что только не пришлось ему пройти. Он в первый день своего пребывания во французской Гвиане видел ужасающее орудие массовой казни, слушал, что за третью попытку побега карают смертью, и видел эту казнь. Всё время с кем-то разговаривал в отношении организации побега. Проявлял благородство в ситуации, в которой его бы никто не осудил за слабость духа. Терпел пытку заключением в закрытом помещении на половинном пайке. Подобно символу-татуировке на своей груди, жаждал одного – вырваться из этих проклятых мест, куда его закинула несправедливость судьбы. Не будет преувеличением сказать, что всё небо этой нешаблонной картины держится на плечах Стива МакКуина. Ролей волевых людей в кинематографе очень много, но не каждую из них можно назвать бриллиантом. МакКуин сделал из этой роли настоящее сокровище. Играя «на нерве», очень надрывно и эмоционально, он придал благородную огранку не только своему персонажу, но и всему фильму, буквально живя этой ролью на экране, преображаясь от сравнительно молодого и полного сил мужчины в больного старика с цингой. Он седеет, меняется его походка, глаза словно бы вваливаются вглубь черепа, но их блеск остаётся тем же, прежней остаётся и патологическая жажда свободы. На контрасте с ним играет Дастин Хоффманн, чья роль будет, пожалуй, потруднее роли Мотылька. Впрочем, тут претензий не возникает – оба отыграли на бис, просто роль тихого, слабовольного, осмотрительного и хитрого афериста Луи Дега сама по себе привлекает меньше зрительского внимания, чем яркое амплуа его благородного и пылкого сотоварища, напролом идущего к цели. Стиль фильма можно назвать трагическим реализмом. Но этот реализм проникнут по-настоящему подкупающей искренностью. Мотылёк может импонировать зрителю своим благородством по отношению к тем, кому плохо, к другу, который таскал ему ананасы, а может привлекать честностью с собой и другими, но основная черта его характера – это мужество, запредельное бесстрашие, с которым он терпел голодовку, длившуюся полгода, и пытался бежать. Финал этой картины противоречив. Потому что при размышлениях о побеге можно прийти к логичной мысли, стоит ли рваться на свободу и подвергать себя лишним рискам уже пожилому больному человеку?.. Не всё ли ему равно, где умирать? Большинство сошлось бы на одном – что всё едино в таком случае. Но один человек с этим большинством бы не согласился. Этот человек – сам Мотылёк. Ему не всё равно, где умереть, он не желает доживать своих дней в тюремной колонии за преступление, которого он не совершал. И тут уже всё одномоментно отходит на второй план. Был ли этот человек виновен или нет, но его жажда свободы, помноженная на мужество, то мужество, которое не затухает с годами, по-прежнему влекут его на волю, на материк. Просто потому, что даже после стольких испытаний подчиниться обстоятельствам – это не в его натуре. Финальные надрывные аккорды «Мотылька» и объятия двух друзей, которым больше никогда не суждено увидеться, явно не говорят о близком хэппи-энде. Неважно, сложатся ли обстоятельства в пользу главного героя и заслужил ли он хэппи-энд или нет. Потому что счастливого конца при таком раскладе уже быть не может, а такие картины смотрят не ради приевшегося «за все свои страдания он обрёл счастье». Важна сама история об уникальной силе духа, которую не сломишь ничем из арсенала человеческих пыток и которую не переживают даже жесточайшие тюремные системы… З повагою та вдячністю за пiдтримку i велике серце, присвячується рецензенту львiвського походження. Адже якщо усе погано, ми всё-таки ще на щось здатнi, правда?