Предисловие. Забавно наблюдать, как люди превозносят этот фильм, якобы, обличающий тот период и показывающий его таким, каким он был - без прикрас. Жестоким, нетерпимым, распропагандированным, не терпящим разных мнений и т.д. Всё то, что, вероятно, и вправду было свойственно предвоенным годам. Но лично мне в этом более всего забавным кажется то, что нынешнее время по сути мало чем отличается от показанного в фильме. Правда и диктатура у нас всё же условная, и в нынешнее время это уже совсем не диктатура пролетариата - скорее либеральная. Возможно вы сейчас подумали что-то в духе: 'Ты что, белены объелся?', 'Что ты несёшь?' и прочее, но просто отмотайте страницу вверх и посмотрите на состав рецензий - двадцать две положительные, одна отрицательное и ещё три нейтральные. А потом нажмите на отрицательную и... лично у меня она просто не отображается. Хотя, может это персонально у меня какой-то глюк. Но склизкие конспирологические щупальца уже шебуршат в голове, предлагая совсем иные варианты, например, что автора настолько заминусовали, что он просто предпочёл удалить свою негативную рецензию на этот фильм. Впрочем, что это я... у нас же свобода мнений и высказываний. Толерантность. Неважно. К чёрту всю эту патетику - поговорим о фильме. Даже не знаю с чего лучше начать: с сюжета или обсуждения непосредственных создателей данного кинополотна. Вероятно со второго, так как без понимания некоторых вещей о личностях, ответственных за фильм, будет сложно понять откуда растёт всё остальное. Итак: на мой взгляд главным, стержневым автором этой ленты является Борис Васильев - выдающийся советский сценарист и прозаик, добившийся поразительных успехов именно в Советском Союзе и получивший всенародное признание за такие шедевры, как 'А зори здесь тихие', 'Офицеры', 'Аты-баты, шли солдаты' и прочие. Но вот что любопытно. Оказывается автор создавал всё это, что называется, держа фигу в кармане, ибо его реальное отношение к описываемому периоду проявилось лишь на закате СССР, когда подул ретивый ветер 'Перестройки', 'Гласности' и обличения ужасного советского прошлого, частью которого сам Васильев, безусловно, является. Перековавшись на новый лад, автор тут же стал лютейшим антисталинистом, а работы его мгновенно начали напоминать, например, солжениценские. Собственно, если мы пристально посмотрим на сюжет фильма 'Завтра была война', не с художественной, а с исторической точки зрения, то незамедлительно увидим, как в нём преображается реальность. Картина повествует о 40-ых годах - самое преддверие войны... и что мы видим? Ведущего авиаконструктора забирают в ночи за... что? За чтение Есенина? За его высказывания о презумпции невиновности? Директора школы, за призыв на похороны ученицы, снимают с должности и исключают из партии. Странно. Ведь годы Большого Террора, когда подобная ситуация хоть как-то гипотетически могла иметь место в реальности - прошли. Они закончились в октябре-ноябре 38-ого. В сороковом подобное уже было невозможно, особенно учитывая, что страна всеми силами готовилась к неизбежной войне. Впрочем, для Васильева, считавшего Сталина тупицей (это прямая цитата, если что), подобные вещи не очевидны. Без понимания его отношения к собственному прошлому, многие вещи в фильме кажутся откровенно идиотскими, а вот с пониманием - тут же начинают говорить, но не столько о времени, сколько о самом авторе. О чём я? Например, о том, как в фильме изображены люди - светлые и чистые детишки, которые выглядят значительно взрослее, чем должны были бы быть, учась в школе. Одухотворённый, интеллигентный конструктор, мудро рассуждающий о смыслах с одной стороны и тупая совкотня с другой. Этих персонажей в фильме по меньшей мере двое - учитель в школе и тоталитарная, истерично хрипящая по любому поводу мамаша главной героини - Искры. Более ходульных и картонных персонажей сложно себе представить, настолько авторы постарались в заполнении их лишь одной чертой. Даже сцены с ними в финале, которые по идее должны приоткрыть внутренний мир этих людей и показать их хоть сколько-то человечными, вызывают лишь недоумение. Впрочем, посыл понятен - нужно было показать, как режим внутренне ломал даже самых преданных его слуг. И тут мы переходим непосредственно к тому, что льётся на нас с экрана, а именно - махровая антисоветчина в самом что ни на есть прямолинейном и вульгарном виде. Да, картина ещё хранит в себе советскую школу кино, а значит повествование получилось цельным, актёрская игра, пусть и не блистательная, но всё же не вызывает боли в зубах. Пожалуй, только работа оператора показалась мне какой-то уж очень примитивной, хотя, для советского кино это, в общем-то, не ново и довольно стандартно. А вот к режиссуре определённые претензии есть. Например, рельсовая прямолинейность и чёткая позиция, которая навязывается зрителю с первых кадров. В самом фильм авиаконструктор, рассуждая на тему того, что должно пробуждать в человеке искусство, говорит о вопросах, о том, что они предпочтительнее восклицательных знаков. И это рассуждение кажется мне ценным. Жаль, что режиссёр не прислушался к персонажу собственного фильма и взгромоздил перед нами самый настоящий восклицательный знак. Осталось только стрелками указать, кто хороший, кто плохой. Впрочем, такой условной стрелком можно считать самое спорное, на мой взгляд, художественное решение фильма - игру с цветностью изображения. Настолько избитый, но тем не менее действенный приём в руках мастера работает на отлично, здесь же получилось вульгарно, аляповато и вычурно. Так, чтобы у зрителя не осталось и тени сомнения о том, что автор считает хорошим, а что плохим. И именно поэтому сам фильм получился таким же прямолинейным, посконным и пропагандистским, став этакой одной из первых ласточек того вала антисоветчины, что вылилась на экраны нашей Родины в 90-ые, 00-ые, да и сейчас нет-нет, капней из очередного выкидыша отечественного кинопроизводства. Тем не менее фильму 'Завтра была война' нельзя отказать в определённом психологизме, качественным диалогам и в общей цельности повествования. Если бы не эта попытка вдолбить зрителю в голову свою точку зрения, не это стремление разделить мир на чёрное и белое, возможно вышло бы добротное кино. А так... Впрочем, глядя на общую оценку, а так же на отзывы других людей, я понимаю, что зерно это упало на плодородную почву, что печально. Но что это я? Неужели осмелюсь усомниться в гении? Против общества идти не стоит и открыто высказываться о своём несогласии с его, общества, видением - тоже. Как там в фильме сказал один из персонажей: Ну тогда помалкивай, поняла? Видимо, и вправду стоит помалкивать, а то нынешние демократы с либералами заклюют... совсем не в духе проклятых совков. Вот ни разу.
Данный фильм является дипломной работой режиссера Юрия Кары. Он снят по одноименной повести Бориса Васильева. Многие считают его одним из лучших произведений о непродолжительном мирном времени перед началом войны. Меня тоже заинтересовало это кино, захотелось лично оценить все достоинства картины. Сюжет. В центре истории - обычные советские школьники, которым рано пришлось повзрослеть. Взрослые проблемы нещадно ложатся на их хрупкие плечи, а совсем скоро начнется война... Пришло время в очередной раз сказать, что книга в несколько раз лучше ленты. Чаще всего так и бывает, и этот раз - не исключение. По описанию актеры хорошо подошли на свои роли (разве что Искра должна была быть чуть более плотной), но вот с содержанием получилось не так гладко. Многие любопытные сцены сильно урезаны или вырезаны вовсе. Среди вырезанных: предыстория отношений Саши и Искры, момент с микроскопом, письма Зины, драка Артема и Юры, эпизод с мрачной процессией. Все эти эпизоды добавили бы ленте гораздо больше драматичности. Также отсутствуют такие важные персонажи, как: Валька Александров, Вовик Храмов, Андрей Иванович. В классе учится гораздо меньше 45 человек (именно такое количество учеников было указано в книге), а среди учителей показана только Валендра. Создается впечатление, что она ведет абсолютно все уроки у 9 'Б'. Зато завершение истории получилось сильным, все эти недочеты частично удалось скрасить. Атмосфера. Понравилась оживленность города, в котором жизнь текла своим чередом. Если ребята идут по улице, то можно увидеть случайных прохожих или услышать споры перед магазином. Если гуляют во дворе, то мимо обязательно пробегут шумные дети. Из взрослых актеров больше всего импонировали своей самоотверженностью Нина Русланова (мама Искры) и Владимир Заманский (Леонид Сергеевич Люберецкий). Среди ребят выделю Ирину Чериченко (Искра) и Сергея Столярова (Артем Шефер). Вере Алентове (Валендра) не хватило проявлений стервозности, чтобы отыграть свою роль на 'отлично'. Жаль, что хорошо раскрываются только центральные персонажи. Второстепенным уделено гораздо меньше экранного времени. Часть интересных диалогов все-таки позаимствовали из книги, но не хватает влюбленных взглядов, ухаживаний и переживаний молодых людей. Музыка. Прекрасные старые песни в исполнении ребят звучат замечательно. Также я безумно благодарен авторам за песню 'Утомленное солнце' и сочинения Вивальди. Итог. Кино похоже на краткое содержание повести для тех, кому лень читать книгу. Поверьте, фильм при всем желании не сможет вызвать такие же сильные эмоции. Если же вы не столь критичны, то посмотреть можно и без знакомства с первоисточником. Ленте есть, что показать. 7 из 10 (68%), 'Счастье — иметь друга, который не отречется от тебя в трудную минуту...'
Между нами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. Мы твердо знали, что будет война, а они убеждены, что ее не будет (Борис Васильев) При пересмотре дипломной работы Юрия Кары возникает желание пропустить первую четверть, напоминающую добротное упражнение в стилизации под предвоенные годы, и сразу перескочить дальше: туда, где заходится похожим на рыдания кашлем Вера Русланова, темнеют от дождя белые гвоздики, и каждая фраза отдается непроизвольной дрожью. Но это начало с его ненатуральными диалогами на тему потери, которую отечественная авиация понесет в лице бросившего школу Стамескина, и назойливыми советскими маршами, где слова неразличимы из-за зашкаливающего энтузиазма поющих - плоть от плоти авторского замысла. Трудно, буквально силком, режиссер втаскивает зрителя, уже знакомого с «Чучелом» и всего год не дожившего до «Дорогой Елены Сергеевны», в пространство принципиально иной школьной истории. Конечно, здесь тоже будет традиционная точка взросления, тема трудного нравственного выбора и конфликт с миром взрослых. Но и 9-й «Б» класс, собранный, активный, решительно не похож на примелькавшуюся уже стаю полудикого молодняка, и стоящий перед ним вызов – не чета чьей-то обиде или неразделенной любви. Интеллигентный отец Вики Люберецкой, орденоносец, авиаконструктор, гордость города, из-за пары фраз о презумпции невиновности и фонового «мещанства» становится врагом народа. И теперь ее друзья, как настоящие комсомольцы, должны обозначить свою принципиальную позицию. Между публикацией оригинальной повести и выходом фильма прошло всего три года, но даже при поверхностном сличении видно, что это произведения разных поколений, отличающиеся друг от друга как историческая реконструкция от свидетельства очевидца. Между 60-летним Васильевым и 33-летним Карой – не просто годы. Их разделяет та самая война, до живого мяса, до костей, до мозга костного располосовавшая Родину. Разделяет и сама Родина, недолговечная Страна Советов: в конце 1930-х - молодая и истовая, готовая жить, умирать и убивать во имя светлого будущего, в конце 1980-х – обрюзгшая, возлюбившая джаз и аляповатый немецкий фарфор, все больше впадающая в кликушеское сожаление о грехах юности. Час, когда ее объявят врагом народов, еще не настал, но, в сущности, и писатель, и режиссер, как ее дети, уже стоят перед дилеммой Вики, с той лишь разницей, что умирать комсомольцем не обязательно, а родительская вина, пусть и преувеличенная в угоду политическим веяниям, очевидна. Борис Васильев озвучивает свой выбор в размышлениях комсорга Искры: будучи честным человеком, надо осудить дела отца/сталинской эпохи, но совсем отказаться, отречься немыслимо. Юрий Кара безмолвствует, но сам его взгляд на рассказанную историю – внимательный, неравнодушный и все же идущий извне - выдает, что отречение давно состоялось. Символ веры довоенной молодежи, ее специфические советские тревоги и чаяния даже для первых зрителей картины уже были чужими. И только боль за поруганную справедливость - все та же. Взгляд с высоты исторической перспективы, сквозящее понимание того, что за военным «завтра» будет (уже есть!) «послезавтра», обуславливает и несомненные достоинства, и локальные слабости картины. Кара четче видит природу тоталитаризма, его воздействие на людей. Внешне трагедия складывается из частных поступков: девчоночьей болтовни о читанном на вечеринке Есенине, рутинного письма куда следует, бессильного молчания. Но почти в каждой ситуации чувствуется присутствие чего-то грозного, обладающего божественной мощью и с религиозным же трепетом почитаемого. Каждый из героев – в той или иной степени искажен средой, и когда ощущение тотального бессилия прорывается криком, он не бессловесен, как в повести, но звучит обвинением: «Сволочи, сволочи!». Однако прямым продолжением этого обостренного оценочного видения оказывается неспособность молодого режиссера понять, что диктат может быть не только пагубным, а привнесенные им личностные изменения – не только внешними. Отдельными моментами вклинивающиеся в сепию приглушенные цвета акцентируют внимание на сценах, где ребята живут «настоящей» жизнью: рубят дрова для костра, плачут, задаются непривычными вопросами. И в этом есть что-то глубоко неверное, ведь правда в том, что, даже выступая на квартальном собрании, герои не становятся менее «настоящими». В отличие от своих сверстников из 1980-х, они не умеют играть в комсомол и симулировать энтузиазм, но живут и дышат тем, чему были научены. Любовь к Родине, бескомпромиссность, готовность к жертве и глубокое переживание несправедливости растут у них из того же корня, что и идеологическая зашоренность. И когда она слезет, точно старая кожа, самое ценное все равно останется. Это отсутствие тождества восприятия характеров несколько размывает смысл горького эпилога картины. Перечисление имен тех из героев, кто всего год или два спустя погибнет на фронтах Великой Отечественной, сохраняет всю свою трагичность, но не идею. И все же, благодаря бережному отношению к авторскому тексту Васильева и обилию прямых цитат, при просмотре она считывается. 22 июня 1941 года страна встала на смертный бой. Но победил в нем не абстрактный великий народ, а подорвавший себя вместе с мостом Артем Шефер, сгоревший в своем МиГ-1 Жора Ландыс, замученная гестаповцами Искра Полякова – миллионы влюбленных в родину, бескомпромиссных, наученных, что жизнь одного человека не является и не может являться наивысшей ценностью. Конечно, у многих идеалы разбились вдребезги под стрекот пулеметных очередей, но те, кто прошел проверку боем – победили, независимо от того, сумели ли вернуться домой. Ученикам 9-го «Б» печальным образом повезло: они впервые попали под обстрел задолго до того, как надели новенькие гимнастерки. Пусть школьная программа и предстает в фильме лишь скверно вызубренными притоками Ганга да отрывком из «Четверного сна Веры Павловны», главный урок в жизни герои получили: научившись любить и ненавидеть, познав, всем сердцем прочувствовав предмет своей любви и своей ненависти.
Один из тех 'щемящих душу' фильмов, действие которых обусловлено не столько художественными достоинствами, сколько своей темой. Ну разве бывают не грустные фильмы про ущемление свободы личности в СССР? Художественные достоинства не особо велики. С чего сегодня нужно начинать, то в фильме и подаётся почти с самого начала - тема сисег. Она раскрыта вполне (как и во всех советских фильмах того времени), с участием первого советского секс-символа. Негода на роль подобрана неплохо - ужимается, жеманничает, вполне в голливудском духе. Вполне неплохая роль девчушки, стремящейся к 'простому женскому счастью'. Другая, похожая на неё, девочка хочет сочетать гормональный порыв к естественному ('мещанскому') счастью с какой-то возвышенной идейностью - читает Есенина. Посему и нет ей места - в морге она оказывается. Остальные фигуры фильма - ёмкие, стильные, плакатные. Вот и вышел фильм, по вертикали простирающийся от плохо отражённых в зеркале титек до героической смерти в войну, по горизонтали - от чувственной музыки Вивальди до плакатности в духе 'Болтун - находка для шпиона'. Переходная эпоха породила кино о переходной эпохе. Тогда было модно и просто неминуемо - говорить о коммуняках как о неком страшном, опричном зле, свалившемся на нашу есенинскую Русь. Чудилось - чуть-чуть, и преодолеем это проклятие памяти и гниль в крови! Построим Россиянию, где соблюдаются права человека и бла-бла-бла... А нечистых трубочистов ни за что больше не впустим в историю! Ведь современные технологии позволяют отопление помещений без использования дымовых труб, требующих периодической чистки. А всё оказалось иначе... То зло, которое некогда было персонифицировано комиссарами в пыльных шлемах или кожаных плащах, не является историческим феноменом. Это наш культурный код. И сегодня он сигналит вновь. Мне, чьё становление личности пришлось на лихие, но свободные 90-е, трудно понять ментальность поколения моих родителей, повторяющих по сю пору: 'Не нарывайся! Не высовывайся! Не бунтуй против Государства - раздавит!'. Казалось, такая позиция - отголосок страшного прошлого, ярко показанного в этом фильме. Оказалось, это лишь функция волнового движения. Движения вновь к фазе кожаных комиссаров, сдирающих кожу - только современно, гламурно и интерактивно. Нужно научиться жить вне и без государства - как жили предки. На земле и землёй. Сообща, но без этой ктулхуанической махины, забравшей себе даже самое интимное пространство нашего бытия. Община и земля - без Эрэфии. Но это дело сильных и свободных умом. А таковых сейчас почти не осталось. И пока мы не преодолеем государственность как страшнейший вирус нашей крови, нет у нас никакого будущего, кроме неоопричнины, кроме неоГУЛАГа. Так что сушите сухари, братия и сестры! А если не по вам такой уклад - намыливайте верёвки и читайте напоследок Есенина и Пелевина. 7 из 10
Основа фильма - конфликт чувств и идейности, так как, на мой взгляд, основной посыл сценария исходит от влияния политической ситуации в стране во время съёмок фильма. Трагизм, достоверность, удивительная сила образов, глубина отношений, сюжет, пронзающий своей достоверностью... Весь этот конфликт ярче всего проходит сквозь нить взаимоотношений Искры Поляковой с матерью (на мой взгляд они являются самые сложные и трагичные образы картины).Не может оставить равнодушным и глубоко трагическая судьба Вики Люберецкой и её отца, связанная, опять же, с этими противоречиями. На сценарии фильма сказался и тот серьёзный перелом, который переживала страна в годы съёмки фильма. Фильм, считаю, является одним из лучших в ещё советской кинематографии. Рекомендовал бы даннную картину к просмотру в образовательных учреждениях. 10 из 10
-Кто из вас еще считает себя взрослым? – спрашивает учительница, и все школьники встают со своих мест, на что учительница усмехается. Но ученики ее класса доказывают, что эта самая взрослость воспринимается не по количеству прожитых лет, а по тому, как человек будет действовать в критической ситуации, останется ли он пленником устоев, или будет действовать исходя из того, что у него внутри. На все всегда есть правила, с самого детства нас учат им. Но ведь когда твой друг в беде, то никакие правила, никакие законы и порядки не должны действовать. Почему-то только советская власть вправе решать судьбу человека, а все безоговорочно должны ей подчиняться, считает учительница старших классов, одна из героинь фильма. И ее ученики с ней категорически не согласны, потому что их одноклассницу, подругу, чей отец является «врагом народа» (хотя, суда еще не было и это нельзя утверждать), хотят исключить из комсомола. А что такое исключение из комсомола в советские времена? Это позор, это насмешки, это конец жизни. И жизнь девочки действительно обрывается, так как она отказывается отречься от своего отца, и кончает жизнь самоубийством. Трусость? Нет. Просто тот напор, с каким давит на нее общество, слишком велик для детских плеч. Учительница, чье мнение определяет ситуация, всегда встает на сторону общества. Сначала Люберецкий для нее почетный житель города, потому что все так считают, а потом – враг народа, опять же потому, что все так считают. А главное – так считает советская власть. Но надо видеть ее глаза, когда Люберецкого все-таки оправдывают… Друзья-одноклассники его дочери всячески старались поддерживать ее при жизни, несмотря на то, что остальные отвернулись. Но даже после смерти продолжается гонение. Мать комсомолки-активистки Искры, лучшей подруги погибшей, достает ремень и хочет ударить дочь за то, что на похоронах она прочла речь в честь подруги. И директора школы исключают из партии за то же. За то, что их чувства и доброта преобладают над холодностью, безразличностью и принципиальной строгостью советского общества, которое почему-то ставят всегда выше человека. «Враг не дремлет!» - кричит лозунг. Но когда люди совершают ужасные вещи, чтобы истребить этого не дремлющего врага, границы размываются, и уже не ясно, кто враг, а кто друг. Войны, какой мы ее себе представляем, в фильме нет. Но там идет другая война, война устоявшихся правил и истинных благородных чувств. Может, она менее жестока, чем та, которая ждет ребят впереди, 'завтра'. Но она такая же несправедливая. 10 из 10.
'Завтра была война' - блестяще сделанное кино, недавно пересмотрела (хотя хренову тучу раз дор этого видела), но впервые поняла, что это шедевр. С точки зрения подбора типажей (ну и актеров, разумеется), костюмы, грим, идеальная, очень четкая артикуляция актеров - почти уже архаизм в современном кино, безупречный OST, идеально созданная картинка, абсолютно настоящая жизнь со всеми ее радостями и ужасами 39 года, все эти переходы от цвета к сепии, не говоря уже про литературный материал ( я эту повесть Б. Васильева пречитывала несколько раз в детстве - то ли в 'Юности, то ли в 'Новом мире' и рыдала всякий раз). В общем, этот фильм и еще 'Собачье сердце' - лучшее, что было создано перед тем, как умер советский кинематограф. То, как Жора Ландыс просто молча курит на могиле Вики Люберецкой - такая сырая, настоящая эмоция, такая непереносимая боль утраты, невероятное что-то. Блестящее, пронзительнейшее, невероятно стильное, крайне настоящее совершенное советское кино на излете эпохи. Какие актерские работы у тогдашних молодых... и какое полностью потерянное поколение талантливых актеров: одна - вечная маленькая Вера, другая - красивая и вечно молодая Юлия Тархова (Вика Люберецкая) известна только по рекламе какой-то фармацевтической байды... Пронзительнейшее, невероятно стильное кино, настоящий шедевр, гимн (или панихида?) эпохе. Юрий Кара все-таки очень мощный художник.
Нет, не о войне этот фильм, как кажется по названию. Он о жизни, о взаимоотношении родителей и детей, о взрослении школьников, которые не могут понять отношения людей к погибшей подруге, кто является врагом народа и почему... Кажется, что фильм снят давно, в 50 или 60-е годы, однако это не так - он снят в 1987 году. А фильм между тем о днях начала 1940-х, времени перед войной, время молодости наших бабушек и дедушек. Именно они - герои этого фильма! Фильм стилизован под черно-белый фильм - когда дело касается настоящего, взаимоотношения людей, проблем насущных. И он - цветной, когда старшеклассники радуются жизни, когда проблемы отступают на второй план, когда они познают важные для них вещи от старшего. - Надо думать о будущем... - Так вот оно будущее, мама! Это фильм в первую очередь о проблеме выбора, о совести, о внутреннем равновесии. Люди того поколения, коими являются герои фильма - не могут отступиться от погибшей подруги, не могут предать ее, предать свои идеалы и своих товарищей. Для них это неприемлемо. И именно это они докажут на протяжении своей жизни, поступая лишь по справедливости, так, как им велит совесть. Именно это и озвучено в последние 3 минуты фильма... В фильме нет абсолютно отрицательных героев. Учительница, которую блистательно сыграла Вера Алентова - она по-своему хочет ребятам добра, она свято верит в то, что Советская власть права, она не делает ничего зазря (можно провести аналогию порой с современным обществом). И стоит посмотреть на ее опустошенность, в ее глаза, когда Люберецкого выпускают... Мать Искры (Нина Русланова) - женщина жесткая, но она любит свою дочь, боится за нее, не хочет, чтобы та пошла по пути борьбы, по пути разрушения, как ей кажется... Сергей Никоненко, сыгравший директора - это молодой, энергичный представитель уже нового времени, который понимает молодежь, который хочет сделать так, чтобы они могли нормально расти и обучаться. Но его мысли, подход - не устраивает партию, которой неугодны те, кто выступает пусть не делом, так словом против нее (ничего не напоминает в нынешних реалиях?) Фильм и сейчас, спустя 25 лет - вполне актуален и интересен! И конечно же - это возможность узнать, как же жили тогда наши деды, какая атмосфера царила вокруг, в те дни перед войной... Фильм очень сильный по эмоциональному накалу, по затрагиваемой теме. И обязателен к просмотру! ...И вся-то наша жизнь есть - борьба!
По произведениям выдающегося советского писателя Бориса Васильева снято немало хороших фильмов. Среди них как малоизвестные «Вы чье, старичье?», «Не стреляйте белых лебедей», «Подсудимый», так и общепризнанные и многими любимые «хиты»: «А зори здесь тихие», «Офицеры» и «Завтра была война». Если первые два «хита», снятые в семидесятые, - классические советские фильмы, то картина Юрия Кары, вышедшая уже в преддверии распада СССР, несколько отклоняется от них в сторону более авторского кино. Тем не менее, все три фильма полюбились русскому зрителю, ибо и действительно хороши. Но если в первых двух случаях к чему-то придраться можно, только слишком сильно захотев, то во время просмотра «Завтра была война» нельзя не обратить внимание на не совсем удачный кастинг актеров. И дело не в актерских способностях. Герои фильма кажутся значительно старше тех ребят, которых представляешь при чтении книги. И этот диссонанс, постоянное ощущение того, что ребята в фильме все немного акселераты, может помешать восприятию картины. А если нет, то искренне можно порадоваться, что так. В любом случае, сам факт экранизации книги Б. Васильева «А завтра была война» не может оставить равнодушным. Это радует, за это можно поблагодарить. Такие истории нужны в кино, такие книги должны популяризироваться. В фильме немного не хватает книги, ведь экранизация все-таки, а как любая экранизация – она лишь частное прочтение, своя интерпретация, вариант видения. Но… Незабываемая история о старшеклассниках, живущих в предгрозовое время, где товарищ Сталин и партия являются определяющим фактором социальной, но никак не личной жизни молодых людей. Прекрасная пора, цвет жизни, бурлящая в жилах кровь и познание целой бездны новых чувств – никакой идеологией, никаким культом нельзя вогнать молодость в тесные рамки норм. Их любовь, их страхи, волнения, порой непростые отношения друг с другом, родителями и учителями, но все-таки дружба, но все-таки уважение и все-таки снова любовь. Период репрессий и несвободы не мог не коснуться этих детей, но их души… Их человечность, их максимализм, юношеская смелость и великая жажда дышать полной грудью, стремление к свободе, непременно должны взять верх над выдуманными нормами, над строгими правилами, над ревностными блюстителями интересов партии. Трагическая судьба молодой девушки, живущей по принципу «не отрекаются любя». И она не отречется. Чего бы кто бы от неё не требовал. Непростые истории жизни её друзей, каждого из которых надо бы назвать по имени… Хорошие, верные друзья. Они поймут, они разберутся, они помогут. И у них всё должно бы было быть хорошо! Но – завтра… Они проявят себя завтра. Выбора не будет. Молодость кончится слишком скоро. И когда спустя несколько лет их любимый учитель будет зачитывать список класса – их имена – и рассказывать об этом «завтра», ставшим одновременно вчерашним и вечным… Но это – каждый сам.
Если год был плохой, то обычно говорят – следующий будет лучше. Так и герои данного фильма так считают. Они, ученики 9-го класса средней школы, пережили за этот год многое: первую любовь, предательство, ложь, дружбу, смерть близких. Нам из века XXI трудно понять поступки, которыми руководствовались школьники и взрослые тридцатых годов. Верой ли в идеалы справедливости, партию, светлое будущее руководствовались герои фильма мне неведомо, но то, что они старались быть и были искренними, честными в своих поступках, порой не благовидных (из сегодняшнего времени), это точно. Могла ли Валендра (Вера Алентова) не проводить собрание с осуждением отца «врага народа» его дочерью? Наверное, да, если проявила бы принципиальность и дождалась решения суда, о чем ей сказал представитель комитета комсомола на собрании, но как говорится времена были суровые и по принципу «раз посадили, значит виноват» жили многие. Но так ли она виновата – когда из каждого репродуктора, с каждого плаката только и неслось «Враг не дремлет!». Первая любовь показана на примерах Искры и Вики. Как они не похожи! Комсомольский лидер-олицетворение времени и утонченная юная женщина, одна дружит (буду последовательным во временных обозначениях) с парнем с завода, который начинает приспосабливается ко временам и нравам, в другую влюблен одноклассник, и именно на ее долю выпадает «жребий судьбы» осудить своего отца. И концовка их «дружб» соответствует характерам, признающая черное и белое Искра «посылает» незадачливого ухажера, а Викин одноклассник получает поцелуй. Такая вот незамысловатая любовная линия на фоне грозовых годов. Конфликт поколений, конфликт мировоззрений и кризис веры в идеалы проносятся перед глазами вихрем, мы поражаемся чуткости и любви к детям директора школы, четкой партийной дисциплине матери Искры (даже имени ее не звучит: «товарищ Полякова» - четко как удар штыка), юношескому максимализму учеников 9 «Б», их дружбе и взаимной поддержке, вере в лучшее. Русланова («товарищ Полякова») и Никоненко (директор школы) просто и доступно несут отпечаток времени, нет фальши в их словах и поступках. Алентова (не самая любимая мной актриса) не вызывает никаких нареканий в роли «сухой» учительницы. Молодые актрисы Тархова (Вика), Чериченко (Искра), Негода (Зина) (и до «маленькой Веры» остается еще год) оставляют самое приятное впечатление. Актерский ансамбль подобран очень хорошо создается полное погружение во время не только декорациями, диалогами, но и визуальным рядом лиц героев. Пережившие потрясения герой живут надеждой следующего года, что тяжелый високосный (1940) год закончится и следующий (1941) будет счастливый, все будет хорошо у героев – раны затянутся, герои по предсказанию «Пифии» (Искры) будут жить долго и счастливо и сделают очень много для своей страны, и завтра будет лучше, чем вчера. А завтра была война… Изумительный по своей силе фильм, который набирает обороты к концу и в самом конце сжимающий сердце и захватывающий дух. 10 из 10
Когда я слышала название 'Завтра была война ', то мне представлялась книга и фильм, похожий на остальные, про войну со всеми её подробностями. Я не очень сильно задумывалась над названием. Только прочитав книгу своего однофамильца Бориса Васильева, я поняла, насколько это небольшое по сути произведение отличается от других, но как в нем много смысла. Книгу теперь я сильно люблю, и фильм тоже. О фильме. Замечательно подобран актерский состав. Все школьники были сыграны очень искренне; особенно порадовали Искра в исполнении Ирины Черниченко, и Зиночка в исполнении Натальи Негоды. Валендру я представляла себе немного другой, но игра Веры Алентовой мне понравилась, она хорошо передала образ 'бездушной ' учительницы и классного руководителя. Директор школы в исполнении Сергея Никоненко получился выразительным и прямо противоположным Валендре. Отдельно хочется сказать о Нине Руслановой, сыгравшей роль матери Искры, товарища Поляковой. Думаю, этот образ стал одним из наиболее удачных в фильме; именно такой я себе представляла мать Искры, женщину-комиссара, партийную до мозга костей. 1940 год. Провинциальный город, где все друг друга знают; старые здания, обычные люди, обычные школы и обычные школьники. Они ещё не знают, как изменится их жизнь в скором будущем, и пока просто живут. И уже сейчас жизнь подкидывает им сложные испытания, делая их взрослыми намного раньше, чем они окончат школу. У них такие же заботы, как и у других ребят, но как сильно они различаются между собой! 'Кокотка ' Зиночка и 'истая ' комсомолка Искра, верный Жора Ландыс и недолговерный Саша Стамескин. Всех их объединяла молодость, вера в светлое советское будущее и любовь к друг другу и к жизни вообще. А вокруг них взрослая жизнь, жесткая политическая система, контроль над обществом. 'Под каток ' попадает отец подруги и одноклассницы Вики Люберецкой, знаменитый авиаконструктор. И жизнь целой семьи полетела под откос... Правило 'Отрекись от семьи или погибни ' подействовало в полную силу. Вика не отреклась от отца, но не захотела жить с позором, она не верила в его виновность. А друзья её не оставили. Они не могли оставить друга в трудную минуту. 10 из 10
Некоторые называют гениальными те фильмы, которые им очень понравились, хотя они могут таковыми и не быть. На мой взгляд существуют действительно гениальные фильмы, и 'завтра была война' один из них! Для начала хочу отметить, что при съемках фильма использовалась как цветная так и черно-белая пленка (обратите внимание где какая!), а также в картине замечательно гармонирует как классическая музыка, так и музыка 30-х годов. В кино очень правдоподобно и реалистично показана довоенная жизнь, сталинская эпоха - со всеми ее особенностями и характерами, которые с высоты времен выглядят крайне необычными и яркими. Молодежь - которая читает стихи, ведет разговоры о том, что такое счастье, истина, молодежь которая не изменяет человеческим принципам в сложных ситуациях. Классическая сцена ареста, когда ночью приезжают люди в форме, в фильме показана великолепно и сопровождается музыкой Вивальди. В фильме отчетлива разница между Либерецким и товарищем Поляковой! Как он спокойно говорит, рассуждает («Истина должна проверяться на прочность и целесообразность») и как мать Искры выражается – рубленными, заученными фразами («...мы советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас наша партия..»). В фильме безупречно раскрыты как бы два мира – партийный и беспартийный и в каждом есть вызывающие симпатию и антипатию герои. Важно, что фильм не является антисталинским или пропагандистским, он просто отражает сущность человеческих взаимоотношений и политических событий тех далеких лет (это видимо связано с тем, что фильм снят по книге). Жизнь она не может быть только тяжелой и плохой или безоблачной, возможно поэтому режиссер использует разные пленки (а то в наши дни пытаются очернить 30-годы, исключительно как годы страшных репрессий). Либерецкий утверждает: «…мне по душе искусство где вопросительные знаки предпочтительнее восклицательных. Восклицательный знак – это указывающий перст, а вопросительный вытягивает ответ из вашей головы..» Так вот данный фильм это искусство с вопросительным знаком! Качественный фильм, который хочется пересмотреть еще раз. Уверенная 10 из 10
Хотелось посмотреть кино, где были бы отражены мысли и чаяния людей в дни перед самой кровопролитной войной в истории. Интересен был бы взгляд на то, как готовилось общество и государство, ожидали ли нападения вопреки пакту, верили ли граждане в возможность такого поворота событий, что делали для себя и для страны перед лицом неотвратимо надвигающейся катастрофы, готовы ли были на великие жертвы, которые впоследствии понесли за отстаивание своих идей, уклада жизни, и за жизнь как таковую. Ведь интересен феномен, как смогли воспитать столь закаленного Человека. Однако, с первых секунд с экрана доносится знакомый по современным фильмам, едва ли не физически уже различимый, тухлый запах антисоветчины. Вспоминаем, что фильм снят в 1987 году (перестройка) и смотрим далее. А далее становится понятно, что здесь всё: культ личности Тирана (тм); свободно мыслящие страдальцы-общечеловеки, обреченные жить среди тупых озлобленных совков; черные воронки, уничтожающие судьбы кристально честных как слеза интеллигентов и ломающие жизнь их семей; массы трусливых великовозрастных конформистов, не способных дать отпор системе, когда одна лишь надежда на молодежь, на ее катарсис и перерождение с переходом на светлую сторону свободы и антикоммунистического добра. Полный набор примитивных штампов, на которые клюнули граждане большой и великой страны. Этот фильм вовсе не о войне и не о предвоенном времени. Его можно смотреть только как исторический документ про эпоху перестройки, как отпечаток мыслей людей своего времени. Фильм - наглядное пособие по том, как рушили великую идею и страну.
Отличная экранизация великолепной и, в то же время, по-настоящему страшной повести. Нужное кино, мастерски сделанное, сохранившее в себе достоинства оригинала, позволившее увидеть то, что раньше можно было только представить. И музыка. Раньше у меня этот фильм ассоциировался со звучащей в самом конце песней «Вставай, страна огромная», а теперь я открыл для себя еще и Вивальди – потрясающе, что и говорить – само по себе достаточно известное произведение, но какое принципиально новое звучание в контексте описываемых событий! Просто здорово. Отличный актерский состав. Как же я мог забыть про эту роль С. Никоненко, когда совсем недавно, после очередного разочарования, пытался вспомнить его стоящие работы. А В. Алентова! Это же просто фантастика! Настоящее чудовище! Браво! Или, скажем, Н. Русланова – словно продолжает играть столь рано оборвавшуюся роль Марьи из «Тени исчезают в полдень». В. Заманский – сравнить его глаза, его взгляд до и после ареста – это ли не мастерство?! Ну и, конечно, молодежь. Первоклассный подбор актеров, проработка образов – все на самом высоком уровне. И, все же, главное, самое ценное в этом фильме – это отображение эпохи, в которую пришлось жить его героям. Меня эта тема всегда особенно интересовала, поэтому с посвященных ей фильмов – особый спрос. Но зато, в случае успеха, и отношение – соответствующее. В данном случае я считаю, что поставленная задача была выполнена блестяще, и фильм по праву можно назвать одним из лучших произведений о том времени. 10 из 10
Плюсы. Картина наполнена проникновенным живым содержанием: бушующая молодость, жажда любви и человеческого тепла, искренний поиск смысла жизни, острое чувство несправедливости или фальши. Это – лучшее, за что можно и нужно любить это кино. Фильм особенно прекрасен с философской точки зрения, потому что здесь показаны человеческие типажи, как носители крайних идей, которые прекрасны каждая сама по себе. Но доведённые до абсурда, или выражающие себя через отрицание других идей, они становятся опасными для жизни. Как бы сейчас сказали, токсичными. Воинствующие идеи в здоровой человеческой психике вызывают отторжение, поэтому представленные здесь в таком гротескном виде, некоторые из них намеренно выставлены авторами фильма для обоснованной критики. Это понятный политический заказ своего времени, т. к. фильм снимался на гребне волны перестроечных идей, в мутной пене «развенчания» советских культов. Фильм казался тогда глотком свежего воздуха, интеллигенты и прочие диссиденты протирали запотевшие от волнения пенсне... За множеством слов в этой картине я хочу обратить внимание на одну замечательную фразу: «Мама, ты же знаешь, я никогда не вру». Она звучит в разговоре между прочим, и почти незаметна за общим смыслом диалога. Вместе с тем, в ней заключено так много, что это целая скала, о которую разбиваются нерешительность, слабохарактерность, двуличие и прочие соблазны к проявлениям слабости. В одной этой фразе виден мощный несгибаемый характер, видна укоренённая в сознании великая идея, имя которой Истина. Недаром девушка Искра, которая говорит эти слова, показана ищущей истину среди непонятных ей, – в силу возраста, – странных запретов и условностей. Это яркий человек с горящим сердцем, которому невольно веришь, потому что чувствуешь, что он действительно говорит только правду. Такие люди рано или поздно находят правду, потому что она одна. Приятно, что помимо прочих персонажей, выразителем светлых советских идей здесь был и такой прекрасный герой. Буквально каждый персонаж этой драмы достоин отдельного рассмотрения и обсуждения. В основном тут показаны люди честные и достойные, каждый со своим характером и жизненными интересами, каждый со своей правдой жизни. Есть и отрицательный персонаж – собирательный образ завуча школы в исполнении Алентовой. Что характерно, у каждого из них своя правда, и даже у этой фанатичной приспособленки к советскому строю, – да, даже у неё!.. В фильме много разных интересных сцен: милых, душевных, любовных, бытовых, строгих, дерзких, тяжёлых. Это очень эмоциональное кино, оно не оставит равнодушным никого. Умело использована классическая музыка Вивальди. Она везде хороша, и тут звучала уместно. И много другой хорошей музыки. Минусы. Есть во всей этой истории лёгкий душок антисоветчины. Честно говоря, я ожидал, что будет хуже, потому что это фильм перестроечных лет, когда модно было «набрасывать» на советскую власть. На самом деле, в этом плане всё очень прилично, потому что сюжет таков, что подобная ситуация вполне могла бы произойти в реальности того напряжённого времени. И конечно, подобное случалось: кого-то брали под стражу, кого-то отпускали, кого-то обвиняли, кто-то не выдерживал нервного напряжения и кончал жизнь самоубийством... Это были тяжёлые предвоенные годы, когда действительно шла активная шпионская война, случались заговоры, предательства и государственные измены. (Один Ежов чего стоит!) Общая идейная направленность недвусмысленно намекает на несправедливые репрессии в отношении невиновных граждан, навешивание ярлыков «врага народа» и преследование членов семьи. Глупо отрицать, что преступники, предатели и изменники Родины действительно были в то время, и что они действительно были достойны преследования по закону. На примере одного незаконного преследования нельзя делать вывод о незаконности всех остальных, это, по меньшей мере, нелогично. Данная история умалчивает о том, за что был арестован инженер и почему его отпустили, но вокруг него создан ореол безусловного невинного мученичества, хотя зритель не знает о нём почти ничего. Либералы немедленно взвизгнут, что это же человек с хорошим лицом, и этого достаточно! Но добрые глаза и философские тирады – это ещё не гарантия невинности. Применён ловкий художественный приём, который для очернения государственной политики обращается к зрительским эмоциям. Наброс?.. Вне всякого сомнения. Здесь нелишним будет напомнить, что автор сценария этого фильма Борис Васильев лично ненавидел Сталина и всю его деятельность, тая свою злобу десятки лет, поэтому неудивительно, что как только в висок творца перестал упираться наган надзирающего за его творчеством нквдшника, творец немедленно «расправил плечи»... Зато благодаря недреманному оку нквдшника во время оно, мир увидел такие безукоризненные работы Васильева как «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты». За что ему всё равно спасибо и низкий поклон. Другим довольно примитивным художественным средством, – разделением фильма на чёрно-белый и цветной формат, – авторы особо подчеркнули, что внутреннее философское наполнение и интеллектуальная гармония в доме авиаконструктора, это и есть настоящая правдаЪ, – яркая, цветная, дающая прямые и понятные ответы на сложные вопросы жизни, готовая показать личный пример самоотверженного отношения к человеку и обществу. Остальной мир за пределами этого дома показан в чёрно-белых тонах, – это мир сухого «совкового» реализма, с нелепыми ограничениями, доносительством, грубым потребительским отношением к человеку под звон идей об общечеловеческом счастье... Такой себе приёмчик. Мне показалось, что здесь ёрнически проехались по Маяковскому, потому что в некотором смысле он является живым олицетворением и глашатаем советских идей, которые в эпоху съёмок фильма во всю критиковали. В любом случае, фильм пережил своё время, как и Маяковский в своём гранитном творчестве переживёт всех нас. К сожалению, авторы картины использовали в качестве одной из рассматриваемых проблем того времени «запрет на Есенина», что является мифом. Есенина в стране советов любили, хорошо знали и издавали, даже в 1940 году – во время описываемых событий. (Кстати, Есенина прочитали хорошо, но могли бы и получше). Вывод. Это очень мощный фильм – в интеллектуальном, эмоциональном и философском плане. Он трудный для души, но категорически необходимый в воспитательных целях, он учит добру и правде, достоинству, и даже – смирению. Потому что, как учил нас великий кормчий Сталин: «Есть логика намерений, и есть логика обстоятельств, и логика обстоятельств сильнее логики намерений». Эта фраза, как нельзя лучше отражает ту атмосферу жизни, в которой происходили показанные события. Смотреть и пересматривать! ПС Фильм начинается с сисек, и это один из главных жизнеутверждающих смыслов, что я вынес для себя после его просмотра в подростковом возрасте (кстати, сцена довольно странная). Ещё запомнилось, что это очень хороший, эмоционально мощный фильм о справедливости и дружбе... И вот, пересмотрев его спустя более 30 лет, я авторитетно подтверждаю, что всё это мне не привиделось, а чистая правда!
Как же часто человечество поддаётся чувству Веры, быть может, это вера в самого себя, что-то сверхъестественное либо в идеологию... Как часто такое бывает: юное государство строится на данном нектаре, потому как с помощью него легче всего убедить народ во имя чего ему стоит надрывать спину или даже отдать жизнь, а именно во имя некой далёкой идеи. Но всегда в подобных режимах наступает такой момент, когда приходиться пренебрегать старыми правилами и выстраивать новые, потому что те самые старые, на которых пришли, не могут покончить с «врагами», и со временем оно разрушается под грудой обмана и тех идей, которые так и не были реализованы, а что самое страшное и одновременное ужасное: подобные режимы забирают тысячи жизней, поглощая всех на своём пути... Ходить далече за примером не надо. Россия стала жертвой подобной авантюры, и, к превеликому сожалению, этот ужас забрал сотни талантливых и даже простых жизней, которые верили в те Идеалы, которыми пренебрегли за счёт новых целей. И данный фильм демонстрирует этот процесс на примере маленького городка и тех самых маленьких идейных людей... Эта картина очень похожа на прекраснейшую экранизацию книги «Собачье Сердце», однако данный фильм более трагичный и в нем нет намёка на шутку. Даже в сценах, где вот-вот кажется смех придет к нам, но увы... Тема не позволяет... Показанные в фильме шрамы уж слишком велики и не обработаны. И чувствуем мы их по сей день. И только в наших руках. Наконец, начать их обрабатывать, ибо гангрена, вызванная ими, окончательно сведёт нашу Родину в могилу...
Знаете, редко бывает, когда какой-то фильм действительно вызывает ненависть. Нет, не к себе - но к показанным персонажам. И 'Завтра была война' - он как раз из таких. В фильме нет как такового сюжета. В нем есть только отлично проработанные персонажи и косвенные поводы для их взаимодействия и раскрытия. Коротко - у одной из девочек выпускного класса папу увозит 'черный воронок', а она и ее друзья вынуждены пройти через давление со стороны особо активной учительницы и системы, сформировавшейся к началу Великой Отечественной. Основные два объекта ненависти для зрителя в фильме - это та самая учительница, которая требует бедную девушку публично отречься от своего папы и мать ее подруги, комиссар (или кто там) без мужа, зависающая на собраниях и курящая одну сигарету за другой в прокопченной коммуналке, воспитывающая дочь по заветам Ленина. Более отвратных существ невозможно себе представить - особенно в контексте того, что происходит с героями фильма, которые, на секундочку - дети. Все остальное в фильме описывать бессмысленно - это диалоги, рассуждения, драма отдельных героев и всего общества, поддерживающие основную мысль - если хотя бы один человек прошел через то же самое, что герои этого фильма - то подобной системе нет прощения.
Невероятно удачно удалось передать атмосферу того времени, когда в моменты расцвета коммунизма любые сложности и преграды, казались незначительными.Ведь впереди светлое и счастливое будущее, нужно немного потерпеть-год ведь високосный, и всего лишь. В основе сюжетной линии постоянная борьба, постоянный выбор, порой даже со своей совестью. Что предпочтет тот или иной персонаж, придерживаться стойко определенной точки зрения, или проявить гибкость? Изменить отношение к человеку, за его любовь к стихам Сергей Есенина, или за нежелание отречься от родного человека? Когда человек всеми любим и уважаем, все его почитают, а когда он попадает в сложную ситуацию, некоторые считают верным отвернуться, и как можно скорее, чтобы их никак это не коснулось. Но есть и другие, которые не побоятся ничего, и будут рядом, будут стараться помочь. Фильм про людей, про хороших и плохих, честных и подлых, живущих надеждами на прекрасное радужное будущее, не зная о том, что считанные месяцы остались до войны, и для многих жизнь закончится задолго до Победы, мирной жизни. Удачный сюжет и актеры, рекомендую к просмотру.
Посмотрел этот фильм на днях. Фильм очень зацепил. Нет, он не о войне. Он о предвоенном 1940 году. По сути этот год ничем не отличается от довоенных 1930-ых: тот же сталинский ампир и коммуналки, те же Эмки на улицах, та же индустриализация под бравые марши и те же суровые чекисты в фуражках. Так что фильм о довоенной эпохе. Эпохе больших свершений, технического прогресса и одновременно страха. Отличается этот год от 30-х лишь одним: завтра случится ЖЕСТЬ. В одном советском городе жили простые советские школьники. Они воспитаны в духе эпохи, на идеалах коммунизма, как самого справедливого строя в мире. Они верят в светлое будущее. Но их идеалы пошатнулись, когда отца одной девочки арестовали как 'врага народа'. Добрую и честную девочку начало гнобить общество, пропитанное политотой. И все те, кто за неё заступаются, тоже попали под раздачу. В итоге девочка покончила с собой. А через несколько дней её отца оправдали и выпустили. Но дочь уже не вернуть, как не вернуть и добродушного директора школы, уволенного за то, что заступался за дочь 'врага'. Школьники верят, что 1940 год был тяжёлым потому, что високосный, зато следующий, 1941-ый високосным не будет и потому он просто обязан быть счастливым. Верят, что в 1941-ом наступит светлое коммунистическое 'завтра'. Но завтра началась война. Чем цепанул фильм? Хорошо воссозданной атмосферой 1930-ых (а 40 год ничем от них не отличается). Одежда по моде той поры: двубортные пальто, кепки-восьмиклинки и др. Музыка 30-х: романсы 'Утомлённое Солнце', 'У меня есть сердце', бравурные марши на Дне Авиации. Автомобили: ГАЗ-М1, ЗИС-101, ЗИС-5. Правда, ЗИС-5 тут немного не той эпохи - с упрощёнными квадратными крыльями, какие ставили в годы войны. На довоенных ЗИСах стояли более элегантные круглые крылья. Но разве простой зритель это заметит? Не разбирается же! Ну и сам город. Дореволюционные доходные дома соседствуют с пафосным сталинским ампиром. Коммунальные квартиры с общей кухней и простецкой обстановкой. На кухне примус, лампочка Ильича без люстры. Ну и типажи героев - под стать эпохе. Твердокаменная мать главной героини - комиссар товарищ Полякова. Суровая коммунистка-активистка в кирзовых сапогах и кожаном пальто 'а-ля чекист'. Но при этом одинокая и несчастная, любящая свою дочь. Ещё более твердокаменная завуч Валентина Андроновна, 'Валендра'. Насквозь политизированная кабинетная мымра, промывающая мозги всем и готовая смешать с говном честного человека за чтение стихов Есенина и дружбу с дочерью 'врага народа'. Интеллигентный авиаконструктор, арестованный ни за что. Прогрессивный и добродушный директор школы, эдакий местный Макаренко, воспитывающий детей честными и порядочными, но не стукачами. За что и поплатился. Искра Полякова - главная героиня, безупречная комсомолка, воспитанная в духе времени суровой 'партийной' матерью. В общем - сталинский СССР показан во всей 'красе'. Спасибо сценаристу Борису Васильеву. Он умеет брать за сердце.
Топ-250 #215* Про свое отношение к советскому кинематографу я говорил неоднократно. Ну не заходит он мне. Данный фильм снят уже во времена “перестройки”, и я с надеждой сел за просмотр, ожидая чего-то более понятного мне. К своему удивлению, я увидел абсолютно пустую картину, стилизованную под 40-е годы. Но попробую изложить подробнее свои ощущения. Мне не совсем понятен смысл фильма. Что до нас хотели донести создатели. Вроде какая-то мысль и есть поначалу, но уже к середине фильма она размывается. И вот уже просмотр скатывается к банальному ожиданию концовки. В местах, которые по мнению режиссера должны выжимать слезу, я лишь зевал. Казалось бы, нужно было зацепится за какой-нибудь конкретный образ и сопереживать ему. Но нет. Даже яркого, выделяющегося из общей массы, образа я не нашел. Фильм все-таки пытается вывести на первый план пару персонажей, но получается это сделать вяленько. Единственным светлым моментом можно обозначить относительно неплохую актерскую игру. Причем это относится скорее больше к старшему поколению. Больше всего понравилась игра Веры Алентовой и Сергея Никоненко. Молодежь же как то впечатлила. Почти все отыгрыши были с каменными лицами и ровным монотонным голосом. Если характеризовать фильм парой слов, то мне на ум приходит только “ни о чем”. Посмотрел и забыл. Причем зачем нужен был этот просмотр, не понятно. Фильм не вызвал абсолютно никаких эмоций. Ни хороших, ни плохих. Если здесь и есть какой-то смысл, то я его не нашел. И уж совсем непонятно, что “Завтра была война” делает в Топ-250. - Какой тяжёлый год! - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! 3 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017