Пожалуй, лучший фильм Мкртчяна. Он вполне честно изобретать велосипед не стал и надергал мотивы лучших фильмов советского военного кино. Ташкент и тема отъехавших от родины мужчины и женщины - из германовских '20 дней без войны', тема дороги - из 'Баллады о солдате', Окуджава - из фильмов Мотыля ('Белого солнца и 'Жени Женечки и Катюши'), а главный лейтмотив фильма, правда, лишенный треугольной составляющей, взят, конечно, из Летят журавли... Могло ли быть по другому? Вряд ли. Все-таки потенциал фронтовиков в кино уже был исчерпан, а новое политическое прочтение войны было ещё невозможно. Вот и пошёл Мкртчян по проторенной дороге. Но прихватил хороших актёров и ладно скроенный сценарий. Кстати, главная пара пришла из другого военного фильма - 'Тегеран-43' (тоже снятого уже нефронтовиками). И Костолевский и Белохвостикова сыграли более мягкую, лиричную, немного ироничную и совсем чуток абсурдную историю ( в условиях войны и не могло быть иначе)... Костолевский, если и не выходит за рамки своего амплуа, то в очередной раз играет персонажа, разнящегося и с его внешностью и с его образом у зрителя. Его Волошин - немного циничный, немного паяц и нетипично экспрессивный, хотя по-прежнему благородный актёр московского театра (нечто подобное актёр сыграл в 'Звезде пленительного счастья' - правда, там было больше эволюции в характере). А Белохвостикова - более привычная, но оттого не менее обаятельная и тонкая натура. Хотя комичные нотки тоже новы в ее игре. Да и режиссёр знакомые конструкции немного переиначил - возвращение имеет своеобразный обратный эффект, переставая быть возвращением на родину... И война меняет, казалось бы, неизбежную судьбу героев местами... То, что должно случиться - не происходит, то, что не должно - в итоге произойдёт... И хоть художественную новизну в теме войны 'Законный брак' не изобретает, но в настроение зрителей попал - в небогатый на кинособытия 1985-й они признали его лучшим (по опросу журнала 'Советский экран'). На безрыбье? Да не совсем. Это просто значило, что новым поколениям нужен свежий взгляд на по-прежнему актуальную проблематику. Кроме того, ощущалась нехватка личного в военном кино. Снимавшиеся в 70-х эпопеи явно не удовлетворяли вкусу публики в полной мере - обычный человек был погребен в них под массами, маршалами и генералиссимусами... И тут такая отдушина из правильно понятых и переосмысленных шедевров Чухрая, Калатозова и Германа. И отдушина и вправду нужная и хорошая. Лучше с тех пор ничего и не сняли, пожалуй... Не 'Сталинград' же таким считать.
Удивительно, что до сих пор никто не написал рецензии на этот замечательный фильм. Поразительно то, что в этом фильме нет ни трюков, ни чего-либо такого, что захватывает, и ради чего смотрят картины большинство сегодняшних зрителей, но он все же трогает наши души, заставляет задумываться. Прекрасную атмосферу фильма создает и дополняет музыка И. Шварца. Интересно наблюдать за судьбой героев. Да! Судьба... В конце фильма я подумала, что, может быть, все, что с ними случилось, было не случайным.. Такая у них была судьба... И, наверное, всё сложилось бы иначе, если бы на их месте была другая девушка или другой мужчина. Но это было бы уже другой историей, другой судьбой и жизнью. Великолепный фильм 10 из 10
Удивительно красивый и грустный фильм. Это кино о войне - а в нем нет ни одного фронтового кадра. Время, когда говорили в основном о подвиге и победе советского народа уже прошло, зрителю были нужны истории о сломанных войной судьбах конкретных людей. Но время чернушной «правды» еще не подошло, поэтому нет в фильме смакования ужасов, а есть совершенно правильный акцент на том, что люди, чьи жизни порушила война, были хороши и красивы и заслуживали самого большого и безграничного счастья - так и не случившегося. Поэтому так закономерен трагичный финал этого фильма, когда на замерших, прижавшихся друг к другу Игоря и Ольгу надвигается огромная, неотвратимая беда. Это фильм о любви - и я очень люблю именно эту, главную, линию. Игорь Костолевский и Наталия Белохвостикова действительно очень красиво и гармонично смотрятся в кадре. Мне глубоко импонирует нестандартность этой пары. Здесь нет заурядной романтики Красавца и, главное, Красавицы. Нет, Игорь, конечно, красавец и герой, и нельзя не любоваться им и его весёлой смелостью, но вот Оля совершенно не похожа на прекрасную Виолетту-Травиату, изящно умирающую от чахотки. Она болеет так, как болеют реальные люди, а не как плод фантазии эстетствующего автора, не способного помыслить некрасивую главную героиню: в ватнике, с перевязанным лицом, неизящно хромающая после неудачного прыжка. Как она неуместна рядом с эффектным красавцем Игорем! И поэтому их история оказывается человечной. Они приходят друг к друг как люди, с болью, надеждой, смущением, сдерживаемой страстью - ах, как хорош и выразителен Игорь, напряжённо замерший, пока Оля пришивает ему пуговицу. Это фильм о нас. О бесконечной железной дороге, протянувшейся на тысячи километров через огромную страну. О попутчиках - твоей семье и ближайших друзьях на всё время Дороги. О тихих грустных песнях под гитару. Это понятные, родные, знакомые ситуации, узнавание которых придаёт дополнительное очарование этому фильму.