Полноценное продолжение сериала «Гостья из будущего» вышло плачевным. Реализация идеи Кира Булычёва стало хоть и полнометражным проектом, но совсем не оправдывает себя. Космические приключения Алисы отлично представлены в мультфильме «Тайна третьей планеты», где ключевым идёт не сама гражданка Селезнёва, а весь экипаж корабля «Пегас». «Лиловый шар» рассказывает интересную историю космических бандитов, которая встречается путешественникам. Стоит отметить съёмки корабля, которые отлично передавали дух времени производства ленты (конец 80-х), минимизировали кадры извне, чтобы оставить только салон (не шибко большой). Так делал и Андрей Тарковский в «Солярисе». Антагонисты весьма мрачно входят в кадр, а заброшенная станция отдаёт мрачностью, словно это «Ностромо» Ридли Скотта. Первый акт фильма заделывает хорошую планку, дальнейшее развитие которой привело бы к путешествиям и завершению миссии по спасению, но нет. Привычные нам путешествия во времени смешивают с русскими народными сказками. То есть после смутных, но информационных кадров зрителю дают персонажей народного фольклора. Выглядит это всё очень странно. Сериал был фантастическим, а тут фэнтези с плохо реализованной идеей, будто «Монти Пайтон». Прости Терри Гиллиам! Серьёзности в происходящем не чувствуется, а миссия спасения уходит на задний план. В рамках детского кинематографа отдельная история сказок вполне приемлема, ничего плохого я не имею в виду. Будь то советский «Морозко» или современный «Последний богатырь», но смешивать космическую фантастику со сказками дело негожее. Помните, чем цепляла «Гостья из будущего»? Дети, школьники, пионеры! Смесь поколений, демонстрация будущего глазами советского школьника. Вдобавок весёлые приключения на Земле настоящего времени, где под школьные препятствия попадала парочка космических пиратов. Эталоны фантастики и школьной жизни — «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника». А что сделала полнометражная лента? Доказала возможность работать в рамках полнометражного метра, но история потеряла свою изюминку. Это не та Алиса, это не те приключения. Каламбур актёрского перевоплощения: Вячеслав Невинный в роли Громозеки вместо космического пирата Весельчака У. Поменял амплуа злодея на героя. Этот персонаж позабавил. Правда вместо шести рук здесь у Громозеки их четыре, но видно, как и где какие руки взаимодействуют друг с другом. Также не сразу узнаётся молодой Борис Щербаков в роли профессора Селезнёва, в сериале у него была другая роль. Приятно, что актёры из сериала вернулись к другим ролям в сиквеле, неприятно то, каким получился сиквел. К сожалению, у Натальи Мурашкевич кроме Алисы больше серьёзных ролей нет. Пару малоизвестных лент только и одна озвучка. Но образ гостьи из будущего навсегда закреплён за ней. Это ненужный, скучный проект, который ввёл кое-какую идею, но не смог её реализовать. Только «Гостья из будущего», только Hardcore!
Продолжение алисины вышло отнюдь не таким, как ожидалось. Живая вдохновляющая и жизнеутверждающая история превратилась в какой-то бэд-трип… Ну вот не думал, что начну сразу с негатива, но… картина не оставляет другого варианта… Хотя началось всё так, что это выглядело продолжением «Тайны третьей планеты». Всё было если не сказать прекрасно, то добротно уж точно. И так длилось половину фильма. Первую его половину. Но, как говориться, запоминается последнее. Стоило Алисе и Громозеке отправится в Эпоху Легенд… Это фильм из разряда, когда не хочется пересказывать и даже хотя бы сколько-нибудь останавливаться на сюжете. Ну, там, в общем, в космосе экспедиция профессора Селезнёва под предводительством Зелёного да с Алисой на борту засекли сигнал Громозеки с корабля неизвестного происхождения. Там они находят видеохронику событий о лиловом шаре, а также и сам этот лиловый шар. Это мощный артефакт, при разрушении которого наступают неблагоприятные последствия. Также становится известно, что когда-то очень давно, во времена легенд завоеватели оставили такой на Земле, но точные координаты неизвестны. Вот тогда герои и решают отправиться в дальние дали, дабы собственноглазно увидеть искомое… Так вот!!! В первой половине (там почти прям поровну отделилась нормальная часть от ненормальной) нас знакомят с экипажем. Алису мы уже знали. Как и её отца. А вот Зелёный сильно отличался от мультипликационного прототипа. Это какой-то Вертер на минималках. А когда заходила речь о том, что лягушка на их звездолёте это заколдованная принцесса, приходили мысли о том, что Зелёного троллят… А потом… Потом, похоже, фильм запутался чем ему быть. То ли фантастикой, то ли фэнтезёй, то ли детской сказкой. И это сильно навредило. И это плохо. Был могучий потенциал! Куда всё подевалось?.. Мы видели и в ранних картинах (да у того же Александра Роу) более качественные съёмки. Да и того же Павла Арсенова в «Гостье из будущего». Что пошло не так здесь?!! Ээх… На самом деле, дракон мне понравился. А вот Людоед, Кащей, Коноед и Баба Яга… Господи Иисусе, но ведь это рандомные алкаши!!! Вы серьёзно?!! А сам мир? Нет, он так-то красив! Но что в нём происходит! Ууух — это вообще самый инородный элемент… А кроме того, с технической точки зрения — это же швах! Невооружённым глазом видно как транспортировали ковёр-самолёт… А птенец гигант? Но, к слову, с ним будет связана единственная сильная сцена в Эпохе Легенд. Ах, лучше б они туда не летали. Было б лучше… Теперь зато стало понятно почему «лиловый шар» не обзавёлся такой культовостью. Он выглядит оторванным ломтем. И лучше бы его было уничтожить. А что, Баскова ж уничтожила «Новое платье»! Арсенову тоже нужно было поступить так же… Но, как ни странно, я не хочу казнить этот фильм. И хоть запоминается последнее, но первая половина была на уровне и старалась держать марку алисианы. Просто из-за Эпохи Легенд он стал гораздо хуже и сдал все позиции. И так получилось, что… ну, даже чисто математически он в два раза хуже «Гостьи из будущего». А это значит, что я попросту поделю надвое оценку. Но, как ни крути, эта рецензия уже с красноватым оттенком… 5 из 10
Вокруг черный космос… А в уютной кают-компании «Пегаса» приглушенный мягкий свет,Алиса накрывает на стол, фоном звучат новости будушего века:«Рекордный урожай ананасов вырастили земледельцы Чукотки»-ни слова о политике, криминале, войнах, насилии, трэше и угаре… Футуристические комбезы участников экспедиции, металлический голос «мозга» корабля- кажущийся до конца продуманным сюжет очередной космической оперы и вдруг… принцесса-лягушка из самой что ни на есть Эпохи Легенд… И вопросы, вопросы: «неужели экипаж „Черного Странника всерьез рассчитывал остаться в живых все те 26 тысяч лет, до возвращения к Земле?“.» Не слишком ли широкий ареал для поисков Лилового шара предстоит без знания координат, где его запрятали?».» Как за 26 тысяч лет полностью очистится от вируса вражды земная атмосфера, если в книге жуткое описание планеты Бродяги словно противоречит этому?»… Почему тандемом Булычева-Арсенова в итоге была экранизирована последняя из трех повестей цикла «Непоседа. Заповедник сказок»-в те годы многие так и не смогли бы ответить… А,повзрослев, мы видим сугубо прозаическую причину- слишком те произведения были глобальными по масштабу спецэффектов, по количеству персонажей, по предполагаемому хронометражу, и, самое главное, по затратам. Скорее всего, «Лиловый шар» был выбран, исходя из имеющегося богатого опыта советской кинематографии по работе со сказочными сюжетами(вспоминаются, конечно же, фильмы Роу и Птушко). Весь антураж Эпохи Легенд и сказочной нечисти, ее населяющей, словно повторяет уже пройденное- действительно, только Татьяны Пельтцер и Георгия Милляра не хватает. Великолепные пейзажи склонов Ай-Петри усиливают впечатление чего-то действительно волшебного-словно первозданная мощь Эпохи Легенд застыла перед надвигающимся Ледниковым периодом. И от этого вдвойне печально опять смотреть на дракончика, на птенца птицы Рок, на тех непонятных головоротых существ, что-то шепчущих ушастому дереву… И думать, вновь и вновь: «Как же надо было загнать режиссера в подобное прокрустово ложе, чтоб вместить в урезанный до часа пятнадцати минут хронометраж более-менее удобоваримый сюжет и не скатиться в схематичность?Как нужно из донельзя устаревших подручных средств попытаться создать что-то, похожее на спецэффекты без всякой компьютерной или мультипликационной графики?» «Чаю хотите?»-нежный голос Алисы- Наташи словно бальзам на измученные взрослым прагматизмом души… Ну что ж, с удовольствием, еще чашечку, и инструментальная тема «Полета Пегаса»,волшебные пейзажи, и немного грустная улыбка Алисы, снова прощающейся с нами, перевешивают ляпы, огрехи, примитивизм и недоработанность материала… И снова львиная доля успеха- это присутствие Наташи Гусевой, без которой тандему создателей можно было смело закрывать лавочку на пудовый амбарный замок. И уже прощаешь все метаморфозы остальным главным героям- Весельчаку превращение в мехового Громозеку, физруку в нервного капитана, эстету Электрону Ивановичу в Кощея с накладной челюстью, потому что игру и харизму тех мастеров пока еще практически никому не удалось повторить… 6 из 10 к вышеперечисленным добавляю еще вечную любовь к фантастике, и воспоминание о безвозвратно ушедшем детстве.
В раннем детстве этот фильм мне нравился. Мы в те годы не были избалованы кинематографом, так что смотрели и любили всё, что нам показывали. Призна`юсь, мне казалось жутковатой сцена с… птенцом. Особенно пугали жуткие звуки, издаваемые этой марионеточной птахой. Хотя потом её жалко было. Еще при первом просмотре я не на шутку взволновался за Громозеку, оставшегося наедине со сказочными злодеями. Когда я стал постарше, и, что самое главное, стал алисоманом, я этот фильм невзлюбил. Во-первых, он отличается от книги, причем в худшую сторону. Во-вторых, книги об Эпохе Легенд я не приемлю категорически. Да и сейчас я плохо понимаю, зачем Булычёву было отклоняться от космической фантастики в сторону сказок (пусть даже и пародийных). Получилось это детско и примитивно по сравнению с космическими приключениями Алисы. Плюс примитивные спецэффекты вызывали у меня, уже знакомого с зарубежным кино, снисходительную насмешку. А вот я пересмотрел фильм уже взрослым. И обратил внимание на то, что с технической стороны он всё же сильно выигрывает перед «Гостьей из будущего». Экстерьеры и интерьеры «Пегаса» и «Черного странника» сделаны очень неплохо для тех времён и бюджета. Сцена с гибелью «Чёрного странника» — действительно таинственна и зловеща. Пришельцы в костюмах из фольги действительно кажутся нечеловеческими существами! Сюжет, впрочем, изобилует множеством проколов — и, кстати, они в значительной мере происходят из книги. Еще сразу бросаются в глаза актёры, знакомые по «Гостье» (в детстве как-то не обращал на это внимания). Ну, Алиса-Гусева — это, конечно, плюс. Но почему Невинный из Весельчака превратился в Громозеку?.. (Кто-то из рецензентов отметил, что Громозека этот совсем не похож на археолога — но он, возможно, просто не читал Булычёва. Характер Громозеки передан как раз правильно!) Также мы узнаём физрука, деда Павла и Электрона Ивановича… А вот профессора Селезнёва по непонятной причине подменили! Хорошо хоть, Метёлкину не сделали царевной, а Герасимова — Зелёным. (Зелёный, кстати, в этом фильме стал капитаном, помолодел и побрился.) И когда заканчивается фантастическая часть и начинается сказочная, фильм словно переламывается! Да, интересное и загадочное начало скатывается в какой-то детский утренник! Ощущение утренника довершают тряпичный дракончик и марионетка-птенец. Тут уже мои слова заканчиваются, остаются только нецензурные… Эти «спецэффекты» примитивны даже для своего времени и для нашей страны. Эта часть сценария — нелепо детская, до смешного контрастирующая с мрачной и интригующей первой половиной фильма! Еще в фильме нет запоминающейся музыки, как в «Гостье». Единственная запомнившаяся тема — тема волшебника (чем-то похожа на тему из «Ну, погоди», когда Волк и Заяц были мушкетёрами — потому и запомнилась). В чём же ошиблись авторы фильма? В том, что фильм воспринимается как продолжение (или предыстория?..) «Гостьи». Но зрителей ждёт диссонанс в виде подмены актёров. Может быть, если бы актёры были совершенно другими, и Алису сыграла другая девочка — «Шар» был бы принят немного теплее. Еще, как я считаю, для экранизации просто выбрали не лучшее произведение «Алисиады». Если бы сняли книгу, где события от начала до конца происходят в фантастических декорациях — это был бы успех. А если бы ещё Весельчак У и Крыс (в лице Невинного и Кононова) там были… (Пришлось бы объяснить, что после событий «Гостьи…» они сбежали из тюрьмы будущего, и т. д.) В общем, один балл — за «Пегас» и «Черный странник», второй — за Наташу Гусеву. 2 из 10
Честно говоря, некоторые комментарии рассмешили. Пересматривал года три назад — да, безусловно фильм съеден временем в плане подачи, сюжета и спецэффектов. Но в актуальное время в кинотеатре проходил на ура и был одним из ярких впечатлений детства. Черный странник, инопланетяне в серебристых костюмах — в 8 лет в кинотеатре пробирало до жути, ибо выглядело все чертовски атмосферно. Не замечали тогда и кукольных драконов, прыгающих птичек на нитках — все казалось вполне аутентичным. В кинотеатр тогда ходил раз 6, билет стоил 10 копеек. Но сейчас на полном серьезе делать разбор детской сказки, да еще и снятого за копейки в сложную перестроечную эпоху — это, уважаемые рецензенты, извините, глупость. Если захватили этот фильм в актуальное время в актуальном возрасте — вам повезло, если нет, то лучше пройдите мимо чтобы не разочароваться.
Лейтмотивом очередного детского фильма Павла Арсенова снова стали путешествия во времени — на этот раз с четко определенной и продуманной спасательной миссией планетарного размаха. Жалко, что за творчество Кира Булычева за минувшие со дня выхода «Лилового шара» без малого тридцать лет кинематографисты обращали мало внимания. Дай Бог, чтобы о культовом писателе вспомнили после выхода на экраны мультсериала Игоря Ковалева «Приключения Алисы», результаты работы которого по имеющемуся на данный момент единственному промо-ролику пока оценить сложно. Собственно же «Лиловый шар» при всем моем желании (а его у меня было в достатке), назвать хорошим фильмом язык не поворачивается. Картине элементарно не хватило, во-первых, хронометража (два часа времени, уверен, позволили бы рассказать эту историю куда интереснее и увлекательнее). Во-вторых, более тщательно продуманного сценария, в котором не оказалось ряда важных, определяющих ход действия моментов, в результате чего сюжет зияет достаточно существенными нестыковками и обрывами. И в третьих, конечно, уже весьма топорные как для конца 80-ых, спецэффекты. И без того скудные 77 минут, в рамки которых должна была вместиться история, вдобавок иногда тратились впустую. Так, линия Алисы с лягушкой, призванная, очевидно, наглядно продемонстрировать, что и в будущем есть место сказке, по моему мнению, абсолютно лишняя, без нее вполне можно было обойтись, а освободившиеся минуты направить на более подробную историю загадочной инопланетной расы, которой ы фильме уделили, считаю, маловато внимания. Большего разнообразия требовала, на мой взгляд, и Легендарная эпоха, а то бедноватой она какой-то выглядела в фильме, малонаселенной. Введение ряда новых сказочных персонажей, кроме имеющихся, явно не помешало бы. На и спецэффекты. Если в пятисерийном сериале «Гостья из будущего» с ними можно было мириться, то через три года к работе над этим нужно было, считаю, подойти более скрупулезно. Так, техническое исполнение дракона в фильме вообще на уровне Змея-Горыныча из «Василисы Прекрасной» 1939 года, то есть фильма 50-летней давности. Ковер-самолет на этих уже ставших злополучными после «Гостьи…» тросах уже просто шокирует. Немногим лучше птица Крок с птенцом. Имидж и костюмы бабы-Яги с Кощеем тоже требовали новых решений. Для ленты в час и семнадцать минут, полагаю, деньги найти все-таки было легче, чем на более чем пятичасовой фильм. Как результат — впечатления были испорчены еще и этим. Случилось в фильме и несколько приятностей. Прежде всего, было приятно снова увидеть Алису Селезневу в исполнении Наташи Гусевой, а также Бориса Щербакова, который всегда производит с экрана впечатление редкой душевной открытости и искренности и искренности. Также было приятно снова слушать музыку Евгения Крылатова с заглавной песней вместе. Вот за это и набегают 4 моих балла. Увы, только четыре В заключение хочется выразить надежду, что тема Алисы Селезневой в нашем кинематографе еще не закрыта. 4 из 10
Павел Арсенов до поры до времени был обыкновенным советским кинорежиссером, снимал потихонечку рядовые фильмы, которые особо ничем не отличались от сотен других проб выпускников ВГИКа и других соответствующих учреждений. Картины в порядке очереди появлялись на больших и малых экранах, находя отклик у небольшой группы почитателей этого вида искусства. По большому счету, зацепилась в памяти пара Алферова — Абдулов в «С любимыми не расставайтесь» и попытался сыграть на поле Шварца — Захарова «Король-олень». И вдруг ядерный взрыв мятущихся подростковых душ сериалом «Гостья из будущего». Арсенов, неожиданно для себя, попал в точку G зрителя, что удавалось редким авторам в совсем не просчитанных картинах, вроде «Белого солнца пустыни». И, хотя советское кино развивалось вовсе не по общемировым канонам, волну успеха решили использовать. Из россыпи булычевских похождений Алисы Селезневой был выбран «Лиловый шар». Естественно, главной актрисой становится большеглазая Наталья Гусева (иначе огород не стоило городить). Великолепный Евгений Крылатов написал очередной хит «Хоть глазочком заглянуть бы». Операторские и визуальные подвиги совершить было не дано по определению, но и предыдущая картина была славна не этим. А вот с кастингом Арсенов допустил фатальную промашку, похоронившую весь проект. Понятно, что каждому режиссеру комфортней работать уже со сложившейся командой, приглашая друзей из картины в картину. Но, вероятно, уверовав в самостоятельность «Лилового шара», Арсенов не понял, что мальчишечьему племени он был интересен только как продолжение «Гостьи из будущего». Ведь, к примеру, Игорю Масленникову в голову бы не пришло переодевать Брондукова из инспектора Лестрейда в Бэрримора, а Леониду Гайдаю делать из Балбеса студента. Первые же кадры изрядно заставили напрячься ломанувшихся в каникулы подростков. Капитан Зеленый (?) оказался зелёным физруком Ильёй Муромцем. Проглотив, что Зелёный по книге механик, по мультфильму бородат, через несколько минут фанатский сектор получает и вовсе удар под дых — на корабль вторгается пират Весельчак У (Вячеслав Невинный) в меховом комбинезоне, притворяющийся другом Алисы археологом Громозекой. Впав в прострацию, уже особо и не удивлялись метаморфозам дрессировщика козлов в Кащея Бессмертного, а гида Коли профессора Павла в азиатского волшебника. Разве что безболезненно прошла смена отца Алисы. И спасатель Александрийской библиотеки, и усыпленный Крысом полиглот были весьма эпизодичны в культовом сериале, да и ментально Борис Щербаков больше подходил Алисе. Нет, скажите, на милость, можно было в Громозеки рекрутировать какого-нибудь Николу Питерского (Дурик, зачем усы сбрил) Романа Филиппова, Кащеем нарядить Александра Филиппенко, капитаном вообще кого угодно старше тридцати. Неужели оскудели в ноль базы данных фильмотек. Да и в Герасики был отряжен больно бесцветный в тон одеяния Александр Гусев (правда, интрига насчет фамилии была мощной на то время). Штирлиц, это провал. Безжалостно сорванные розовые очки с лейблом «Прекрасное далеко» открыли горькую правда. Алиса бесповоротно теряла детский флёр, куклы на веревочках подозрительно отдавали детсадовскими утренниками. Душа просила опасности, получила бутафорский глаз смертельно раненной птички Рухх. А царевна-лягушка закрыла тему окончательно. Прошлое не воротится. Прошло десятилетие, и не одно. Блестящего Булычева попробовали экранизировать «Подземельем ведьм» и «Днём рождения Алисы», на фоне убожества которых «Лиловых шар» уверенно претендует на «Золотой глобус». Подростки давно заполнили соответствующие ниши кто анимэшними понями, кто десептиконами, росомахами и спайдерменами. Поколение ВКонтакте непонимающими глазами глядит на поколение, выросшее на «В гостях у сказки». Лиловый шар вражды ещё не разбился, но флюиды бездушия герметичность давно нарушили. И уже не тянет хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть в грядущий век. И вовсе не из-за таинственных пришельцев с бластерами.
Люди во все времена были слишком требовательны, если ожидали и ожидают, что подобного рода фильмы могут стать достойной франшизой для «Гостьи из Будущего». Нет, друзья мои. А причина до банального проста. К тому, что уже было завершено, не написать продолжения. История девочки с мелофоном закончилась умопомрачительной песней «Прекрасное далеко». Именно закончилась. «Лиловый шар» это совершенно новое необычное начало для другого рода мыслей, а из запоминающихся персонажей, мы узнаем только Алису. Так стоит ли требовать фееричного продолжение от того, что не является сиквелом по определению? Что же касается фильма, я соглашусь в одном: общая концепция была выстроена на более простой основе, что уже наводит на определенные мысли. Однако же, не стоит забывать, что фильм снимался в советское время. Для тех условий мы видим довольно высокий достойный уровень. Не стоит приравнивать такого рода работы к современным условиям, которые даже с имеющимися в XXI веке условиями умудряются иногда создавать такую ахинею, что ты невольно начинаешь хвататься за сердце. Однако же, конечно, фильм не без недостатков, и пару слов о них можно сказать. Мне посчастливилось сперва прочитать эту часть «Приключений Алисы». Несмотря на мой юный возраст, читал я её в знаменитой газете «Правда» того времени, где очень часто молодые умы радовали такими небольшими произведениями. Скажу, что образ «Чёрного Странника», впервые возникший в моей голове много лет назад, был теперь разбит в пух и прах этим неказистым чудовищем. Разумеется, можно сделать «скидку» на возможности того времени, но, заметим, что «Пегас» был прекрасен в своей яркости и покорил меня с первых кадров фильма. Видимо, создать образ главных злодеев было слишком сложно. И все же неприятный осадок остается на долгое время. Декорации и костюмы тоже, сказать, что были на высшем уровне, будет откровенной ложью. Более благосклонное впечатление произвела форма, в которую был облачен экипаж «Пегаса», и образ Кащея, бывший весьма интересным в моем понимании. Людоед и Коноед.. не раз в фильме звучали уменьшительно-ласкательные «Людоедушка», «Коноедушка» — вот такими мы с вами их и оставим. А по вопросу эпической Бабы-Яги, в этой роли я не вижу никого, кроме Георгия Милляра или же Татьяны Пельтцер. Теперь непосредственно по главным ролям. Наташа Гусева в роли всем известной Алисы Селезнёвой, как всегда, покоряет. Сразу и наповал. Вячеслав Невинный совсем не ассоциируется у меня с Громозекой, поэтому, по моему мнению, смотрелся в этой роли откровенно нелепо и комично. Причем, «комично» не в самом лучшем смысле. А вот профессор Селезнёв в исполнении Бориса Щербакова, одного из моих любимейших актеров, смотрелся на все пять баллов. Именно таким, в моем понимании, должен быть заботливый отец для юной оторвы-исследовательницы. Тоже самое могу сказать и о Вячеславе Баранове, выступившем в роли совсем молодого педантичного капитана космического крейсера — Зелёного. Пускай, в книге мы представляли его совершенно другим, но однако же таким этот герой, лично мне, нравится в большей степени и заставляет по-другому взглянуть на дерганного пессимиста Кира Булычёва. Я был весьма поражен, как этот бедолага все ещё терпит на своем корабле таких дотошных пассажиров. А страдальческое лицо в диалоге о многострадальной «Прынцессе» заставило откровенно сочувствовать несчастному механику. Это ли не талант? Не уверен, что я смог бы сыграть такую роль, не рассмеявшись в самый ответственный момент. Вообще, все роли этого актера заслуживают внимания. А тот факт, что очень много персонажей мультипликационных шедевров говорят именно его голосом не может не покорить детские сердца. В особенности, я был рад и горд, узнав в этом молодом человеке, изрядно басистый голос Раззы, тоталитарного вождя из истории «Дети Дождя» и героического, но весьма специфичного товарища Вэлианта — Багси. Думаю, мое отношение к героям и актерам все поняли. Большинство из них — мои идеалы. Элита. Я могу сказать о них что-то плохое? Ну разумеется нет, как бы не мечтал оценить это со стороны. Сам сюжет полностью основан на творчестве Кира Булычёва, но соглашусь я в одном: фильм получился очень короткий. Я был бы рад увидеть ещё несколько эпизодов, ведь на этом книга не ограничивается. Ещё множество других приключений и «подарков судьбы» преследовало героев на пути приключений «Вируса Вражды». Но это уже совсем другая история, которая имеет место быть исключительно в нашем воображении.. 9 из 10
В первые минуты просмотра мне показалось, что этот фильм — достойный приемник и продолжатель славы сериала «Гостья из будущего». В начале была показана космическая феерия на достаточно приличном уровне для того времени и мне уже показалось, что и дальше будет нечто стоящее, но… Что мы видим дальше. Охи и ахи прекрасной Алисы над самой обычной лягушкой. Честно говоря, смешно слушать, когда Алиса вслух проводит некие корреляции, отождествляя квакушку с Прекрасной Прынцессой, затем убеждает поверить в это капитана Зеленого. Образ заброшенного корабля «Черный странник», я готов поверить, может произвести устрашающее воздействие на неокрепшую детскую психику. Но из пугающей темноты вываливается нечто несуразное в образе Вячеслава Невинного. Возникает вопрос, как он там оказался, и где его космический корабль, встречи с которым ждали наши герои. Отнесем всё это в киноляпы. С заброшенного космического судна наши герои выносят некий аппарат, который им показывает историю судна и его обитателей. Неизвестно исходя из каких предположений герои убеждаются в том, что Земле грозит катастрофа, суть которой достойна звания торжества злодейской мысли, рожденной во времена рассвета развитого социализма. Конечно же наши герои, движимые самыми благородными чувствами ответственности за судьбу Человечества, устремляются к планете Земля дабы найти и обезвредить бомбу Всепланетарного масштаба, заключенную в неком теле, называемом «Лиловый шар». Так же мне абсолютно не понятно к чему пришельцам надо было устраивать сию катастрофу на Земле, при чем заложив бомбу за много тысяч лет до времени действия настоящих событий. Собственно различные ляпы и просадки сюжета, отсутствие логики в нем уже изначально дискредитируют фильм с самого первого этапа его создания. Если нет сюжета, если нет смысла в написанном сценарии, то что в таком случае хотят сотворить создатели фильма? Между прочим, фильм заявляется с пометкой «детский». Таким образом, мне становится совсем странным тот факт — каким образом многочисленные худсоветы пропустили такой сценарий в производство. Ведь уже в первой половине фильм явно характеризует себя абсолютным трэшем без сюжета и логических обоснований. Абсолютно нелепы в нем и герои. Чего стоит четверка сказочных героев! Баба Яга, Кощей, Конеед, Людоед. А вы посмотрите на грим! На костюмы! Тут даже смех не уместен. Это просто бред. Вячеслав Невинный в образе археолога Громозеки: вы хоть капельку увидели в его герое от ученого-археолога? Я — нет. Это нечто среднее между разбойником из сказки Александра Роу «Морозко» и Тарасом Бульбы. Совершенство непрофессионализма создателей (грустный получился оксюморон) так же видно в области постановки съемок полета покоцанного и изрядно потрёпанного дракона, передвижений птенца птицы Рок. А комбинированные съемки полета ковра с волшебником на тросах — это уже просто откровенный стеб. Ближе к концу фильма мы вообще видим откровенные чудеса, когда Алиса, надев шапку-невидимку, пробирается на борт корабля злоумышленников, и пролетев в нем некоторое время переносится из летней гористой местности в заснеженную тайгу, а за ней на ковре-самолете в погоне за вражеским кораблем и волшебник с мальчиком. В заснеженной тайге они проводят в легкой летней одежде некоторое время, не испытывая особого дискомфорта, а затем снова улетают в лето. Мне непонятно как после такого восхитительного сериала как «Гостья из будущего» Павел Арсенов мог сотворить такую «абсурдную нелепость». Заглавная песня мне понравилась. Так что за неё фильм и получает один балл. 1 из 10.
Давно не смотрел, потом (года 3—4 назад) удалось купить на VHS — обрадовался, помню, но потом посмотрел и как-то поостыл, что ли. Может, из-за того, что сразу после «Гостьи» глядел, а ей он, что и говорить, уступает, конечно. Да и вообще как-то показалось, что фильм уже безнадежно устарел. Но! Воспоминания — это всё же сила. Разве забудешь, как жутко было в кинотеатре в 7—8 лет. Черный странник и безжалостные убийцы — всё это казалось вполне реальным. Да, сейчас — немного не то уже, но это вопрос другой. В общем, противоречивые такие эмоции были — говорю, как есть. А потом эта кассета годик на полке полежала, и дай, думаю, еще разок погляжу. Видео — это не DVD, но, как говорится, что есть. И надо же! Совершенно другое восприятие! Фильм стоящий. Снято здорово. Для СССР середины 80-х, так и вовсе шикарно. Эмоции и ощущения, честное слово, снова, как почти 20 лет назад. Особенно в начале. Черный странник — это классно: так передать атмосферу мрачной загадочности и тихого ужаса. Актерский состав — на подбор. Сыграно на уровне. Музыка и песня ничем не хуже, чем в «Гостье». Алиса, действительно, повзрослела, но последние кадры дорогого стоят: крупный план более чем удачный — этот взгляд невозможно забыть. Одного жаль: фильм получился коротким. Можно было добавить пару эпизодов, ведь в книге еще так много интересного. Это я сейчас к тому всё припомнил, что на днях стал счастливым обладателем DVD с этим фильмом. Ну и, понятное дело, сам бог велел еще разок посмотреть. Качество — на уровне. Уровне, наконец-то, соответствующем самой картине. Хвалебные оды петь не стану, в принципе, хватит того, что соглашусь со всем, что уже сказал, и просто порадуюсь своему приобретению. Вещь! 9 из 10
Этот фильм позиционирует себя не просто как фантастика, а как продолжение знаменитого сериала «Гостья из будущего». Создавался фильм три года спустя и значит, по идее, режиссёр успел набить себе руку, да? Или нет?.. Следует заметить, что при всех своих плюсах «Гостья из будущего» — сериал не без недостатков, которые особенно режут глаза и восприятие более поздним поколениям зрителей. Вместо того чтобы взять из предшественника только лучшее, «Лиловый шар» взял худшее и возвёл его в абсолют. Бессвязное повествование, например, становится ещё более обрывистым. Пресловутая эпоха легенд, в которую отправляется Алиса — главная проблема «Лилового шара». Из 2087 года уже все могут путешествовать в прошлое и общаться с его жителями, но капитан Зелёный почему-то не верит в существование ведьм и драконов. Сценарист, похоже, вообще был занят чем-то более важным, чем сценарий, поскольку в уста персонажей им вложены аж три разные даты завершения эпохи легенд, причём даты весьма различающиеся. Усугубляется это тем, что Алиса, попадая в прошлое, видит хозяев грозного космического корабля, которые согласно озвученным ранее датам должны были — вроде как — уже умереть к этому моменту. Как это объяснить? Магия! А не кажется ли вам, что магия и наука сочетаются не очень хорошо? Пройдёт время и «Хроники Риддика» погубит именно желание соединить фантастику и фэнтези — всегда было очевидно, что это плохая идея! С другой стороны, можно и такой сценарий преподнести достойно, чтоб зритель ахал перед экраном. Ахание, конечно, раздаётся, но от разочарования, а не радости, ибо дизайны в фильме — это тоже больная тема. Помните сказочные фильмы Александра Роу? Так вот, забудьте! У нас тут летающие говорящие камни, дракон с рваными крыльями, птенцы птицы Рух, которых изображают человеческие руки, да ещё и Кощей с двойной челюстью и в костюме бомжа. Кто решил, что именно это должно понравиться зрителям — непонятно. В то же время «космическая» часть фильма выглядит более удачной. Внешний (только внешний) дизайн корабля Пегаса получился интересным, ускоренный полёт к Земле тоже выглядит впечатляюще, и есть только одна маленькая придирка: сплошная темень там, где происходит всё самое интересное! Кто-нибудь вообще сумел разглядеть внутренний интерьер Чёрного странника за пределами флешбека с разозлившимся экипажем? Я был уверен, что в детстве мне достался носитель видео с немного испорченной картинкой, но оказалось, что так и в оригинале. Где бродят Громозека (похожий на какого-то четырёхрукого йети) с Зелёным — совершенно непонятно. Как непонятно и то, почему в эпохе легенд всё выглядит как в постапокалипсисе, если, по идее, там всё должно процветать и радоваться. Постапокалипсис выражается как в рыжей траве, так и в бедности ресурсов, которых даже на постройку деревянного загона не хватает. Так уж вышло, что славянский фольклор обычно связан не с горами, а лесами, которых явно не хватает в Крыму, где шли съёмки. Ещё один важный момент, который заслуживает порицания — скорость космических полётов. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что внезапное пришествие на Землю никак не возможно за несколько дней, поскольку даже при скорости света потребуется очень много времени, чтобы добраться от Плутона к Нептуну, а от него к Земле. В энциклопедию-то можно было посмотреть во время создания сценария, ну серьёзно! Немаловажно и то, что актёрский состав «Лилового шара» повторяет «Гостью из будущего», но как-то очень неоднородно: если Наташа Гусева осталась Алисой, то Вячеслав Баранов неожиданно стал Зелёным, Вячеслав Невинный — Громозекой, Владимир Носик — волшебником Ууухом, а Борис Щербаков — профессором Селезнёвым. Это вообще как? Может, перед нами не продолжение, а какой-то другой канон? Но почему тогда Алиса осталась прежней? Почему капитана Зелёного нам так преподносят, как будто к финалу персонаж претерпел метаморфозу, если никакими действиями нам этого не показали? Вопросы. Куча вопросов, на которые нет ответов. Забивая последний гвоздь в крышку гроба, стоит отметить неуклюжее переозвучивание (включая те моменты, в которых актёры даже рот не раскрывают) и очень скомканный финал. Неизвестная личность, которую зовут Алексей, присутствует то ли в сознании одного ненужного сказочного персонажа, то ли сценарист забыл упомянуть это имя хотя бы в паре диалогов раньше по сюжету. «Лиловый шар» — фильм, который пытается казаться хорошим, но при всём желании его таким назвать не получается. Ну прям никак. 4 из 10 P. S. Забавно, что несколько сцен «космической» части фильма явно отсылают на уже вышедшего американского «Чужого». Один раз даже буквально, устами Громозеки, когда тот говорит об обнаружении Чёрного странника.