«Няня» – лауреат «Гран-При» кинофестиваля Сандэнс 2022 года. Это первый полнометражный фильм в карьере американского режиссера западноафриканского происхождения Никиату Джусу. Аиша, иммигрантка из Сенегала работает няней в Нью-Йорке у белой семьи ради того, чтобы перевезти маленького сына в США и начать новую жизнь. Несмотря на разногласия с родителями Аиша с легкостью вливается в новый распорядок дня и трудится, чтобы приблизить встречу с любимым сыном. Но чем ближе их встреча, тем чаще Аише снятся кошмары, появляются жуткие необъяснимые видения, а земля и вовсе уходит из-под ног. «Няня» — это душераздирающая история о жертвенности матери и о том, как американская мечта может превратиться в настоящий кошмар. Жертва Аиши заключается в том, что покидая родной дом и сына, она делает ставку на лучшую жизнь для них обоих. Каждый день она закрывает глаза на свою гордость, чтобы угодить эгоистичным работодателям, которые считают собственного ребенка скорее бременем, чем благословением. Между ними целая пропасть, их миры противопоставлены, чтобы показать, чего стоит жертвенность чернокожей няни. Интерьер квартиры Аиши теплый и уютный, ее одежда красочная, еда вкусная и разнообразная, а друзья добрые и открытые, а мир родителей ее подопечной – холодный, жестокий и пустой. Аиша полностью подчиняет свою жизнь современным рабовладельцам, даже надевая одежду в консервативно бледно-голубых и бежевых тонах, чтобы слиться с их действительностью, но в этом море тусклых цветов Джусу посылает предупреждения с метафорическими красными флажками, предполагая, что Аиша слишком многим жертвует. Она дарит любовь чужому ребенку, при этом не додавая любовь собственному сыну. Чем больше вины она испытывает, тем сильнее ее преследуют африканские мифические существа в лице духа воды Мами Ваты, которая является Аише в виде русалки, а фольклорный персонаж паук Ананси тянет к ней свои паучьи лапы. Аиша не понимает почему духи не дают ей покоя, а когда приходит осознание, оказывается уже слишком поздно. Джусу затрагивает огромный спектр тем в фильме – материнство, воспитание чужих детей, сложности адаптации в другой стране, иммиграция, расизм, эксплуатация, классовые различия, тоска, лишения, бедность, любовь, африканский фольклор и мифология. Чувствуется, что режиссер еще зеленый, но при этом очень амбициозный. Джусу только пытается найти себя и свой стиль и поэтому создается впечатление, что в фильм заложено слишком много идей, которые получается с трудом распаковать за 98 минут экранного времени и из-за этого «Няня» получилась немного сырой, но все равно чертовски вкусной. Ярко выраженный визуальный стиль и смелые эксперименты со светом, которые режиссер использует в своем дебюте, заставляет закрыть глаза на мелкие недочеты в фильме и помогает полностью потеряться в повествовании. В ноябре 2022 года стало известно, что Джусу собирается снимать полнометражный фильм по своей короткометражке 2019 года «Suicide by Sunlight» про чернокожую девушку-вампира, которая защищена от солнечных лучей с помощью мелатонина, содержащегося в ее темной коже. Она старается балансировать между работой медсестрой, трудностями материнства и своим голодом до человеческой крови.
Среди всех фильмов с названием «Няня» можно легко запутаться. Одни представляют собой черную комедию с Самарой Уивинг в главной роли, другие — хоррор о потусторонних силах в доме с Маккензи Дэвис, а «Няня», снятая Никиату Джису — нечто похожее на ужасы, но все же больше подходящее под жанр мелодрамы. Аиша (Анна Диоп), устроившись няней для ребенка одной богатой пары с Манхэттена, сталкивается с непонятными наваждениями, которые заволакивают ее сознание. Пугающие, но завораживающие образы африканского фольклора каким-то неестественным образом пересекаются с реальностью, а сама женщина не в силах отличить то, что происходит на самом деле, а что — лишь плод ее воображения. Нет сомнения в том, что Никиату Джису постаралась отобразить некоторые традиционные элементы своего народа. Сама она имеет корни, уходящие в Сьерра-Леоне, но понятное дело, что карьеру женщина строит в Голливуде. Однако в «Няне» африканская колоритность отображается четко и может считаться своего рода данью уважения от режиссера в отношении своего народа. Будь то национальные блюда, афрокосички или народные придания о русалках и трактовка видений — все это выглядит довольно любопытно и как бы знакомит зрителя с тем, что ему доселе было неведомо. Но сказать о том, что в «Няне» все заточено именно на это — нельзя. Колоритность — лишь одна из граней «Няни». В остальном фильм сосредотачивается на теме наваждений как предвестнике чего-то плохого, что должно произойти. Зрителю, как и главной героине придется до самого конца гадать, что же все происходящее с Аишей означает. Могу написать так: если вы устали от кинокартин, в которых главная мысль — одержимость, зловещие силы в доме или квартире - «Няня», пожалуй, вам придется по вкусу. По крайней мере картина способна удивить тем, к чему все в итоге приходит. Сам по себе фильм в силу своего медленного тягучего повествования, кажется скучноватым. Первые минут 30-40 мало что происходит. Зритель при помощи камеры оператора следует за главной героиней, видит как она заглядывает к подруге. Плетущей косички, общается с ребенком по телефону, занимается работой, знакомится с кем-то. Все это смахивает на рубрику «Один день из жизни...» Плюс не очень понравилась сюжетная линия взаимоотношений Аиши со своими нанимателями. По мере развития событий отношение главной героини к семейной паре меняется не в лучшую сторону. Она становится более надменной и наглой, в то время как та же героиня Мишель Монахэн в целом остается самой собой. И на таком контрасте отношение к главной героине тоже меняется. По крайней мере так было в моем случае, а как будет у вас — не знаю. Ну и есть незначительные моменты, к которым можно прицепиться при желании. Никогда не видел в бассейне, к примеру, людей без шапочки, да еще и с длинными волосами. Но здесь такая сцена присутствует (для красоты картинки естественно). Но это все нюансы, которые просто вызывают вопросы, но никак не сказываются на восприятии от увиденного. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 6 из 10
«Няня» режиссера Никиату Джусу рассказывает историю матери одиночки по имени Аиша, которая устраивается няней в одну из американских семей. Её цель – заработать достаточно денег, чтобы привести своего сына из Африки в Америку. Казалось бы, семья принимает её хорошо и все идет по намеченному ею плану. Однако вскоре её работодатели начинают вести себя странно и Аишу начинают преследовать странные видения и кошмары. Думаю многие согласятся с тем, что на уровне идеи и повествования “Няня” получилась очень близкой к относительно недавнему “Носебо” с Евой Грин в главной роли. Концентрируя историю вокруг сиделки в американской семье, с приходом которого начинает происходить разного рода чертовщина. Что в свою очередь заправляется мощным фольклорным содержанием. В данном случае, Африканской культуры и с тонкой имплантацией фольклора об Ананси в ныне актуальную тему превосходства белых над черными и притеснения их прав. Однако стоит признать, что Джусу очень сильно ударилась в аллегории и за счет этого поднимаемая ею тема получилась уж очень топорной, а сама история достаточно поверхностной и сильно провисающей. Безусловно нельзя не отметить потрясающую визуальную составляющую данной ленты. Режиссер картины Никиату Джусу сняла очень стильный и чуть ли не живописный фильм, красота кадра которого отчасти и является главным источником атмосферы, а не те или иные режиссерские решения и приёмы. Однако к сожалению, за всем этим не ощущается ничего и эмоционального пустота “съедает” интерес к происходящему на экране ближе к финалу. В связи с чем, начинаешь смотреть фильм с интересом, но уже досматриваешь его сугубо “для галочки”. Исполнительница главной роли Анна Диоп отлично сыграла свою роль и пожалуй именно она единолично тащит на себе весь фильм. Когда как остальные актеры играют уж очень сухо и невзрачно. В том числе и Мишель Монахэн, которая снова отыгрывает на экране привычный образ женщины на грани нервного срыва. 4 из 10 Няня – это довольно таки проходной и пожалуй даже слабый фильм ужасов, который очень сложно назвать хорором в традиционном понимании жанра. Картина охотно радует потрясающей визуализацией, достойной игрой Анны Диоп и аутентичной передачей африканской культуры и фольклора на уровне атмосферы и повествования. Однако по большей части за всем этим не ощущается ничего. В связи с чем, эмоциональная пустота картины и топорность истории «убивает» весь интерес ближе к финалу.