В 1969 году романтика фронтира осталась в прошлом. Джон Уэйн, главный супергерой Америки, получает почетный «Оскар», что будто символизирует окончательный уход ковбоев-благодетелей на пенсию. Теперь в моде не бравые борцы за свободу других и даже не вольные искатели приключений в дырявом пончо, выпускающие барабан револьвера в шляпу за секунду. Отныне гордые янки обчищают администрацию железной дороги в Техасе, попутно учиняя мясорубку с отстрелом Союза трезвенников, а власть дает за голову каждого всего по тысяче долларов. Закон незыблем, но предпочитает отсиживаться в салунах, пока за него отдуваются бывшие бандиты, беря проценты мародерством. А справедливость проявляется спорадически, когда затрагивается честь подонков. Все это к 1913-му – отголоски перемен, когда мир стоял на грани Первой Мировой войны, а автомобили вытесняли лошадей. Дикий Запад умирал под натиском прогресса. Снимая кино о тех временах, стоит забыть постулаты классического Голливуда. Голливуд Новый требует гласности, а не мифологизации старья. В этом смысле Сэм Пекинпа не отстает от режиссеров-единомышленников и снимает «Дикую банду» – фильм-репрезентацию, где прошлое не такое уж и легендарное. Да еще и в качестве изобличителя выступает вестерн: трудно придумать жанр, выражающий Америку в лучшем свете. До Пекинпы вестерн почти никто не решался реформировать. Его особенности кочевали десятилетиями и редко менялись. Всегда существовали герои и антигерои, всегда добро побеждало зло, лишь участниками добра иногда варьировались, как, например, Джоан Кроуфорд в «Джонни Гитаре», сместившая с переднего плана мужиков. Лишь Серджио Леоне произвел революцию в жанре своей «Долларовой трилогией», показав, что великолепно снятые славные боевики о ковбоях могут быть очумелыми и покорять небывалым доселе циничным черным юмором. Но Леоне не сделал того, что сделал Пекинпа. Блондинчик, пусть и за пригоршню долларов, но сражался за то же добро. Банда Пайка же стирает все грани дозволенного перед манящей наживой. Перестрелка с командой бывшего компаньона Пайка, Дика Торнтона, превращается в вальс со смертью. Число невинных жертв на экране зашкаливает, такого мир не видел, наверно, со времен «Броненосца «Потемкина»» с его знаменитой сценой на Потемкинской лестнице. Бригада Торнтона, ничуть не переживая по жертвам, тут же цепляется за сапоги и за карманы убиенных. Законник Хэрриган вмешивается слишком поздно, когда единственный налетчик дикой банды уже совершил свое аморальное дело. Шериф же с блестящим значком и вовсе ни разу не появится в кадре. Разбирайтесь сами, всем наплевать. Акценты расставлены – никакой сказки о справедливости не будет. Буквально за первые несколько сцен растворяется все наследие классического вестерна замещается антиподами. Ранее жестокость завязывала положительный финал, да и то легкой, особенно по меркам наших дней, перестрелкой, где крутой парень победит. В «Дикой банде» жестокость искрометна. Она встречает сразу, когда оператор запечатлевает последние мгновения жизни скорпиона, заживо сжираемого муравьями, которых вот-вот кремируют маленькие техасцы. Каждая стычка бандитов Пайка с неприятелями оборачивается не поддающимся цензуре насилием. Будь то солдаты армии США или федеральные войска Мексики, стравливание с любыми сулит поджог фитиля динамита – неоднократно встречающегося в фильме инструмента саспенса, который можно метафорически причастить к героям. При этом в «Дикой банде» старательно поставлен каждый кадр, когда кто-либо жмет на курок. Боевик здесь выполнен в лучших традициях батальных сцен, камеры филигранно фиксируют отпечатки насилия и воспроизводят однородную картинку в условиях тяжелейших предустановок. Благодаря монтажным склейкам, коих в ленте свыше трех с половиной тысяч, полотнище боя достигает невероятной динамичности. Жестокость словно почерпнута из будущего, ибо подобное характерно, скорее, для современников Квентина Тарантино, ярого поклонника «Дикой банды». Но взрывоопасная сущность ленты будто бы опережает время, и это сознательная установка режиссера. Пекинпа неукоснительно гиперболизирует насилие на экране, как ранее было в новоголливудском фильме-памфлете «Бонни и Клайд». Невозможно до конца 1960-х вспомнить продукт Голливуда, столь же демонстративно выкидывающий убийства, целыми штабелями трупов. Таким образом режиссер выражает видение природы человека как отрицательного существа. В результате стартового ограбления под раздачу попадают практически безгрешные люди, ратующие за трезвость и за библейские поучения, что сильнее сгущает краски над Пайком и Торнтоном. И полиция, не влезающая в разборки, ничем их не лучше. Тем страннее видеть в дальнейшем довольно располагающий быт головорезов, кто мирно сосуществует у костров и засыпает под мексиканское романсьеро и под философствования о будущем, кто заключает сделку с Мапаче и подходит к рейду по ограблению поезда очень смекалисто (что рождает еще одну отличную сцену). Они честно отплачивают проституткам, не устраивают распрей в пьяном угаре, а кульминация разворачивается вокруг возмездия Анхеля генералу Мапаче за то, что тот разграбил его деревню и прикончил его отца. В немногочисленных флэшбеках именно государство выглядит аппаратом репрессий, уничтожающим мирно отдыхающих воинов преступного фронта. Происходит облагораживание бандитов и даже самого Пайка, ибо сыгравший его Уильям Холден чем-то внешне похож на Джона Уэйна. Кажется, что Пекинпа то ли запутался в естестве жестокости, то ли слепо следовал тренду поливать грязью безрадостные страницы американской истории. Ведь абсолютно ясно, что Пайк, Энгстром, братья Горчи, шляющийся с ними дряхлый Сайкс и безнадежный мститель Анхель – ублюдки и отморозки, заварившие Варфоломеевскую ночь по ту сторону Рио-Гранде. Да и Бутч Кэссиди и Санденс Кид таковыми не были, и Бонни с Клайдом, и Джон Диллинджер. Они лишь преступники, не заслуживающие искупления перед обществом. Не самая правильная тенденция Нового Голливуда подменять героев заставляет искать в «Дикой банде» другие причины грубого отказа от гуманности. И как минимум одна такая находится. Это агония перед предстоящим отходом от дел. Эти люди слишком стары, чтобы сохранять лицо. Они устали, они не могут повторить козырный шарм Илая Уоллака или Джана Марии Волонте. Пайк говорил, что провалившийся налет – венец его карьеры, и украденные бельевые кольца символизируют то не хуже провального бегства. Цивилизация со станковым пулеметом и с автомобилем догонит их и в Техасе, и в пограничной Мексике. Ни Пайк, ни его товарищи, ни также отжившие свой век виджиланте не в силах продолжать бороться с цивилизацией. Вот и устраивают они на прощание ад, не церемонясь с вопросами морали. Чтоб потомки знали своих идейных прародителей, в чьих руках непривычно видеть самозарядный 'Кольт'. Новаторство поглотило нуар, пеплум, музыкальную комедию и дошло до вестерна. Сэму Пекинпе представилась честь внести вклад в реанимацию вестерна. Величественные пейзажи американских пустошей с тех пор были вверены авторам со свежими мыслями, кто не готов копировать захудалые сюжеты. Благодаря им вестерн жив до сих пор, хотя казалось, его место – в музее, рядом с вымершими жанрами. 7 из 10
Фильм очень увлекательный и крайне захватывающий, с шикарным юмором, правда он здесь моментарный. Актеры здесь от второстепенных до главных все великолепны и очень убедительны, и все прочие аспекты фильма под стать актерам. Сценарий: история фильма очень сильная и захватывающая, проработанная до мелочей, ни одного штампа или клише свойственных этому жанру. Отдельных слов тут заслуживают перестрелки: жестокие, реалистичные и масштабные. Концовка, ради неё стоит смотреть фильм, она символичная. Впрочем этот фильм - задачка на внимательность, в нем предостаточно разного рода отсылок, символов которые способны послужить стимулом для многоразового просмотра этой картины и при каждом новом ее просмотре, открываешь для себя что-то новое. От себя: для меня это один из самых реалистичных и захватывающих фильмов, что я смотрел. Если бы эта история имела место быть в жизни, то именно так как это показано в фильме. 10 из 10
Как вышло что я, довольно широко знакомый со многими образцами мирового кинематографа, мнящий себя даже некоторым киноманом, разбирающимся в современном искусстве, добрался до Пекинпа только сейчас? Как, читая множественные статьи об истоках творчества Тарантино, я не столкнулся с этой знаковой фамилией мирового кинематографа? Почему подбирая по различным рейтингам и обзорам авторитетных изданий «золотую двадцатку» вестернов всех времён, ни в одном не попалась Банда Пекинпы? Хотя, к слову, большинство подобных рейтингов вызывают лишь недоумение: как в них могут оказаться слезливая мелодрама про легенды осени и тягомотнейший, скулосводящий Костнер, танцующий с волками? Но зато там зачастую не оказывается места для Дилижанса 1939 года – песни песней всех вестернов, отца, сына и святого духа жанра. Или той же Великолепной семёрки с Золотом Маккены, несмотря на их заведомую вторичность и прилизанную выхолощенность. Ведь как бы мы их не поносили, а они давно классика! Странно, почему фамилия режиссёра ничего мне не говорила раньше. Ведь прекрасно помню, как в начале 80-х продирались пацанами на его «Конвой». Но только лишь потому, что в советском прокате тот шёл с пометкой «дети до 16 не допускаются», и где дорожная подруга дальнобойщика оголяла грудь. И даже его «Соломенные псы», которые оставили неизгладимое впечатление, так и не оставили зарубки в сознании подробней ознакомиться с творчеством режиссёра. И открыл для себя Пекинпу я только сейчас, наткнувшись в одном из обзоров про творчество Балабанова на многозначительную фразу «а затем он снял свою голову Альфреда Гарсия». И вот это был шок. Откровение. Взрыв мозга. Всё наконец встало на свои места, когда финальный недостающий пазл занял своё законное место. И стало очевидно, откуда растут ноги у хулигана Тарантино, который, как всегда представлялось, был первопроходцем нового Голливуда: натуралистичного, нарочито кровавого, безбашенного, эклектичного, провокативного. Эти самые ноги у Тарантино выросли из головы Альфреда Гарсия Пекинпы! А его влияние на тех же Скорсезе и Ву, как и на весь нынешний кинематограф, неоспоримо. Стоит ли сомневаться, что теперь я взялся за режиссера с серьёзностью хирурга в анатомическом театре. И не прогадал. Вестерны, при всей их разномастности и художественном уровне, можно условно поделить на поджанры: классические и «культовые», «спагетти», пеплумы-байопики, «новую волну», неореализм и арт-хаус, пародии и ремейки, трэш-эксплотейшн… и прочий низкоуровневый ширпотреб, до которого скатился жанр в период своего явного измельчания и упадка к 70-м годам XX столетия. Как раз к выходу Банды Пекинпы. Дикую банду с трудом можно отнести к какой-либо из категорий. В нём сплелись, как в диком вареве, кетчуп низкопошибных пародий, нарочитая натуралистичность и жестокость фильмов последнего времени, знаковые для спагетти крупные планы и намеренная неспешность развития действия. В нём есть и явный намёк на реальных исторических персонажей, где в качестве прототипов взяты не кто-нибудь, а члены самой легендарной и влиятельной банды в истории Дикого Запада. И в истории кинематографа тоже: кто не вспомнит про Буча Кэссиди и Санденса Кида? И у кого в голове тут же не заиграет «рейндропс кип фолин он май хэд»? В Дикой банде есть и отсылки к классическим голливудским вестернам 40-50-х с прямыми цитатами из той же Великолепной семёрки и других образчиков жанра. А сам фильм, по признанию режиссёра, готовился в качестве голливудского ответа «итальянскому вторжению», призванному реанимировать угасающий, измельчавший до дешёвых ТВ-сериалов жанр. И подобное влияние-вызов в фильме также заметно. А новаторские кинематографические приёмы, использованные Пекинпой, надолго опередившие время, вполне достойны, чтобы отнести фильм к тому же арт-хаусу или «новой волне». И, конечно, Дикая банда – фильм культовый, повлиявший не только на жанр вестерна как такового, но и на весь современный кинематограф. Пекинпа, несомненно, новатор, поскольку впервые использовал многие кинематографические приёмы, взятые затем на вооружение многочисленными последователями. Перевернув всё с ног на голову, и разом избавившись от всех заезженных жанровых стереотипов и набивших оскомину клише. Особенно дико для конца 60-х смотрелись его реки розовой крови и полное отсутствие положительного героя-одиночки, Супермена, в который раз спасающего мир. В результате чего зрители массово покидали кинотеатры, и он в итоге прогорел в прокате. Чего уж говорить о финальной перестрелке, которую Пекинпа снимал сразу несколькими камерами с разных точек по периметру, использовав, едва ли не впервые в кинематографе, эффект слоумо. И собрав 15-минутную сцену из шести сотен нарезанных лоскутков, чтобы сохранить в ней немыслимую для тогдашнего кино динамику и накал. За весь же фильм было использовано более трёх с половиной тысяч склеек, что по тем временам было просто верхом перфекционизма. Но даже сейчас, спустя 50 лет фильм смотрится на едином дыхании, и недаром входит в реестр культурного наследия Библиотеки Конгресса США. Отметя в сторону попытки приладить Дикую банду хоть к одному из перечисленных жанров, возьму смелость назвать его самым сильным и реалистичным вестерном в истории. И лишь непомерная любовь к Серджио Леоне и его вершинам в лице «Хороший, плохой, злой» и «Однажды на Диком Западе» не дают присвоить «Дикой банде» почётное звание вестерна всех времен и народов. О самом же фильме и его исключительных особенностях можно говорить бесконечно, окончательно погрязнув в графоманстве и превосходных степенях. Поэтому даже начинать не буду… Baddy Riggo, 20-24.08.2020
Сэм Пекинпа – уже давно признанный классик мирового кино, неоднократно обращался к жанру вестерн, и к 1969 году уже имел неплохой опыт. Его предыдущая картина «Майор Данди», от которой он впрочем, отказался, как только она была перемонтирована против его желания, тоже относится к этому жанру. В картине «Дикая банда» помимо невероятного для того времени уровня жестокости, выдающегося технического новаторства есть пожалуй главное – развенчание атмосферы Дикого Запада. «Дикая банда» - это авторская картина, без той романтики, которая присутствует в каждом фильме о ковбоях. Такова была политика независимого режиссера, который своими фильмами всегда бросал вызов, как Голливуду, так и политической системе США. Фильм пестрит кинематографическими рекордами, фирменным, отточенным монтажом Сэма Пекинпы, колоритными персонажами. Уже опробованный ранее сюжет о команде грабителей (например «Великолепная семерка») в руках режиссера превращается в нечто такое, до уровня которого не дотянуться и сегодня. Банда Пайка, собирающаяся провернуть свое последнее дело отнюдь не добрые и благородные. Это команда, которая не знает пощады ни к кому, даже самим себя. Гениальное и новаторское кино в год выхода не было принято зрителями, и номинировалось всего на две статуэтки «Оскар». Однако вскоре его влияние распространилось на многие картины, а уже совсем скоро фильм удостоился чести быть названным классикой. 10 из 10.
Вестерн - жанр, которому предрекали смерть уже давно. Ещё в 70-х казалось, что жанр умер и все, что можно было в нем выпустить, выпустили. Но в 21 веке вестерн опять вернулся на экраны, правда сильной популярности он сейчас не имеет, но имеет достойные образцы среди картин. Хотя, как ни крути, главные шедевры этого жанра остались в прошлом. 'Дикая банда' - без сомнения культовое произведение и один из таких шедевров. Его многие и сейчас называют лучшим в жанре - и не удивительно. Снят фильм впечатляюще - тут и масштабные батальные сцены, и красивые пейзажи (ну куда без них), и правдоподобные декорации. Несмотря на немалую продолжительность фильм совсем не наскучивает - даже наоборот, смотрится на одном дыхании. И действия тут предостаточно - и взрывы, и погони, и перестрелки. Сюжет же повествует о банде престарелых преступников. Они, подобно детям, слишком заигрались в войнушку, и, пришло время - сменили воображаемые пушки на настоящие. И дальше не смогли попросту остановится, пока, на исходе лет, не поняли - 'уже слишком поздно что-то менять'. Дикий запад уходит в прошлое и вместе с ним уходит смысл из жизни банды, члены которой все больше задаются вопросом - а кто мы сейчас? Разве сейчас мы опасная банда, которой все боятся и перед которой все трепещут?! Нет, банды уже не осталось, лишь воспоминания о пережитых когда то вместе приключениях держат их, да и одиночество тоже. Бандиты здесь по ходу фильма они даже становятся немного симпатичны - понимаешь, что это не отъявленные головорезы, а просто дети в душе, для которых детства оказалось мало. А теперь им уже поздно взрослеть. Ведь как сказал один из героев фильма: 'Мы все мечтаем снова стать детьми. Даже самые гиблые люди. Может, чем хуже человек, тем отчаяннее он бежит от себя.' Финал данной картины, по моему, получился очень правильным и эффектным, и поставил точку в существовании Дикого запада - больше не будет диких банд, грабящих поезда и держащих в страхе окрестности. Хотя кто их знает - может дети, что сожгли скорпиона во дворе, тоже не смогут повзрослеть. И так же, с задорным смехом, будут сжигать целые города. 10 из 10
«Дикая банда» — очень хрестоматийный, давно уже растащенный на цитаты вестерн (пожалуй, самый американский жанр кино), предложивший немало революционных решений, в первую очередь, запредельный (по тем временам) уровень насилия, экспрессивная манера съёмки и демифологизация героев с их каноническими образами. Первое, что бросается в глаза и не отпускает до самого финала — лица главных героев, членов этой самой «дикой банды». Не покидает мысль о том, что в их лицах и даже в их образах нет ничего криминального. Хотя Пекинпа создаёт образы бандитов, лишённых какой бы то ни было сентиментальности и для которых цинизм и насилие — обыденная норма жизни, всё же участники банды обладают очень «гуманитарными» физиономиями, чтобы в них можно было заподозрить матёрых разбойников. В отличии от тех, кто их преследует весь фильм — эти-то как раз отборное отребье, ничтоже сумняшеся набрасывающееся на любую падаль, отчего режиссёр справедливо сравнивает их со стервятниками. Герои Пекинпы с самого начала производят впечатление эдаких стариков-разбойников, уже даже не цепляющихся отчаянно за жизнь, а наоборот, стремящихся поскорее отправиться на покой. Такой режиссёрский выбор не случаен, ибо фильм был снят уже на излёте жанра, когда успехом пользовались разве что осовремененные стилизованные спагетти-вестерны. Работа Пэкинпы, в некотором роде, своеобразный трибьют жанру, неожиданно ставший его каноном (хотя поначалу лента не снискала особенного успеха). Изюминкой фильма является как раз его олдскульность, неприлизанность, хардкорность. Это своеобразная точка, подведённый итог для всего жанра. Сэм Пекинпа постарался, чтобы вестерн умер на самой громкой и возвышенной ноте, на которой только возможно и, надо сказать, это ему неплохо удалось — фильм получился эпичным, а пресловутая демифологизация вовсе не разрушила сугубо американские мифы, но напротив, со всей очевидностью их обнажила и обнаружила в довольно умных притчевых сценах и эпизодах, как например, жестокая детская игра с муравьями и скорпионами в начале фильма. Апокалиптичная битва, очень напоминающая концовку фильма «Буч Кессэди и Санденс Кид» или даже поп-артовую версию американского эпического боевика «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, производит впечатление небесного возмездия грешному Содому, только вместо огня и серы здесь применяется свинец и порох. Мексиканцы же здесь представлены как бы в роли древнего падшего народа, уже давно утратившего все признаки человечности, и потому их отстрел не воспринимается как нечто более серьёзное, чем просто убой скотины. Этот последний безумный финальный акт, когда четверо мужичков бесстрашно и в открытую выступают против целой армии, чтобы (якобы) спасти своего друга, может даже показаться чужеродным, учитывая тот факт, что ещё минуту назад они как ни в чём не бывало развлекались с местными девками, когда в нескольких метрах от них этот их друг подвергался пыткам и, скорее всего, был уже мёртв. Нет, они отправились спасать не его. Просто они понимали, что это конец. Бежать больше некуда и этот мир больше не для них. Не потому что бандит измельчал, а видимо, потому, что они сами уже переросли этот мир, так что более не могли в нём задерживаться. Тем не менее, схваченный парнишка был отличным поводом для последнего акта благородства, которого так трудно ожидать от беспринципных людей — тем весомее выглядит их поступок. С окончанием «Дикой Банды» окончился и вестерн, сделав это произведение эпичным апокрифом великого киножанра.
Где-то в приграничной области между США и Мексикой орудует немногочисленная, но всё ещё сильная банда Пайка Бимона. В Мексике разгар революции, на дворе 1913 год, а стало быть полная неразбериха и 'старикам тут найдётся место'. В этой мутной воде им проще вести свой кровавый бизнес. И пусть пока это лишь ограбления небольших банков, но в голове Пайка уже зреет план захвата эшелона, груженного под завязку оружием. Пикантность сюжету придаёт тот факт, что главным врагом Пайка, в силу разных обстоятельств, стал его бывший компаньон Ник Торнтон. Итак, кровавая гонка началась. Сэм Пекинпа снял самый настоящий, а вовсе не спагетти-вестерн, признанный многими одним из лучших в своём жанре за всю историю кинематографа и по праву включённый в официальный список культурного наследия США. Он давно уже стал эталоном жанра и откровенно растаскивается на цитаты многими последователями, но и сам не избежал заимствований. Вспомним хотя бы безжалостное оружие массового поражения - пулемёт, который запомнился мне по 'Джанго' 1966 года, хотя, наверняка, и туда он попал из более ранних фильмов. Раз уж зашёл разговор о 'Джанго', то в отличие от его новой версии 'Джанго освобождённого', афро-американцы даже не появляются в кадре, хотя события происходят на юге Америки, где их в ту пору было больше всего. Очевидно, что в вестерне 'им не место'. В этом фильме всё сбалансировано, отличные диалоги со своеобразным юмором, динамичный экшн. Про подвиг операторов сказано уже много раз, не буду повторяться. Прекрасно созданы актёрами яркие типажи. Отличный саундтрек с латиноамериканскими мотивами. Не стану никого выделять из актёров особо. Во-первых, никто не тянет одеяло на себя. Речь можно вести о стройном, прекрасно сыгранном ансамбле. Во-вторых, эти имена мало о чём скажут современному зрителю. Картина очень хорошо выстроена ритмически. Что касается видеоряда, в нём нет случайных вещей. К примеру, поначалу непонятно для чего снята сцена в которой дети мучают скорпиона, но затем видишь прямую аналогию с пытками пленника Анхеля приспешниками генерала Мапаче. Что касается неотъемлемых атрибутов жанра, то погонь, перестрелок и кровищи здесь вполне достаточно для удовлетворения потребностей ценителей вестернов. О чём ещё говорить? Фильм отличный, теперь есть с чем сверять аналогичные творения. Посмотрел с удовольствием. От себя хочу пожелать потенциальным зрителям, ешьте натуральную пищу, а не фастфуд, смотрите настоящее кино, а не. .. Впрочем, не буду повторяться. 10 из 10
Идея о том, чтобы столкнуть старый мир и новый - например, ковбоев Дикого Запада и зарождающийся век масс и революций, синих и белых воротничков - хоть и не нова, но весьма перспективна. Даже жаль, что Пекинпа ограничился 'массами и революциями', не показав нам мир новой американской мечты, в котором постаревшие ковбои выглядели бы еще нелепее. Ну да ладно. Зато что удалось режиссеру на славу, так это мексиканская тема. Не зря этот фильм называют эпичным. Здесь действительно показана весьма широкая панорама, на фоне которой даже временами теряются главные герои. Все эти простые мексиканские крестьяне, женщины, партизаны, банды, повстанцы под управлением Панчо Вильи... За банду генерала Мапаче отдельный респект! Во-первых, играют генерал и два его прохвоста-помощника чертовски здорово. Я было даже подумал, что в роли Мапаче Альфред Молина, но тут же себя одернул - какой Молина в 1969? Хотя похож! Во-вторых, нам еще по советскому кинематографу так хорошо знакома эта бесшабашная бандитская вольница - в Гражданскую по просторам особенно Украины немало таких Мапаче гуляло... Про операторскую и монтажную работу говорить нечего - шедевр. Но, конечно, сегодня упоминать якобы сверхжестокость и кровавость экранного действия просто смешно. Этот аспект фильма уже в прошлом. То же самое с некоторыми главными героями. Ну никак Уильям Холден в роли Пайка не вяжется с бандитом, проведшим полвека в седле - грабя и убивая! Глядя на него, видишь или старомодного полковника британской колониальной армии, или вообще английского аристократа. Эрнест Боргнайн в роли Голландца также неубедителен. Вот братья Горч хороши - есть в их глазах крупица безумия... Вообще, 'Дикую банду' полезно сравнить с другими 'дикими' фильмами, например, с 'Дикими сердцем' или с 'Прирожденными убийцами'. На фоне этих настоящих 'дикостей' 'Дикая банда' кажется скромной компанией интеллигентных любителей верховой езды, которым просто слегка не повезло. Поэтому режиссерский запал для современного зрителя существено ослабевает, и мы смотрим этот очень и очень хороший фильм несколько более отстраненно, чем он того заслуживает... 7 из 10
Вот и добрался до одного из главных вестернов XX века и знаковой работы Сэма Пэкинпа. Сейчас подобный уровень постановки даже представить невозможно. Натурные съёмки, революционный на тот момент монтаж и использование рапидов, жёсткие перестрелки и никакой жалости. Суровые мужчины в суровое время. Фильм примечателен ещё тем, что время действия здесь не классический Дикий Запад, а его закат — на дворе тот самый XX век и скоро грядёт Первая мировая, а в руках у бандитов, чьё время стремительно уходит, уже дробовики. Фильм достаточно прямолинеен — и это его несомненный плюс ибо тут нет ничего лишнего — просто битва одних плохих парней с другими и попытка провернуть последнее дело. Артисты все в фактуре и чертовски хороши, особенно главная пара Уильям Холден и Эрнест Боргнайн, у которых харизмы как у двух локомотивов. Весьма неплох и Роберт Райан, но он больше на втором плане и выходов у него не так много, хотя финальная сцена с ним и тот самый прищур и взгляд дорогого стоит! В плане экшена тут всё на высочайшем уровне: взрыв моста, начальная перестрелка, нападение на поезд, а финальное побоище с невероятным монтажом до сих пор производит ударное впечатление, да так, что челюсть в пол. В плане динамики всё отлично, разве что чутка в некоторых эпизодах можно было подсократить, но это не критично. Крутой и шикарно снятый вестерн-боевик — золотая и нестареющая классика! 8 из 10
Любимый вестерн и просто один из самых любимых фильмов вообще. Вестерн, без разрисованных индейцев и быстрых, как молния, дуэлей. Место действия - загибающийся Дикий Запад, со сдавившими его путями железных дорог и первым(и) автомобилями. Главные лица - циничные убийцы и грабители, показанные в фильме чуть ли не последними представителями того, 'правильного' дикого запада, которым уже нет места. Ожесточенные перестрелки, где на каждого убитого плохиша приходится двое гражданских, отсутствие деления на хороших и плохих, преследователи 'Дикой банды' вряд ли хоть чем-то лучше бандитов и не вызывают никакой симпатии. Сюжет фильма, начинающийся говорящими кадрами детей, кинувших скорпиона к муравьям, начинает скакать галопом, проходя через оголтелые перестрелки, подрывы и ограбление поезда, ближе к концу предстает попросту гениальной немой сценой в борделе и всем понятным 'Let s go', заканчивается по настоящему классно поставленной жестокой бойней. Выделенное в рецензии мифологическое звучание отлично чувствуется в последних кадрах фильма, где Пайк и его люди медленно бредут куда-то под отлично подходящую мелодию, словно отправляясь в местный аналог Авалона, или куда там еще? Лучший фильм Пекинпы
К просмотру 'Дикой банды' я пришёл, уже зная, что из себя представляет вестерн как жанр, но абсолютно не представляя, кто такой Сэм Пекинпа, и как он снимает свои фильмы. Для меня это было совсем новое ощущение - открывать фильм, от которого ты видел только афишу с названием. И то мельком в просмотренном аниме. Поэтому думалось всякое. Могло либо повезти с просмотром, либо нет. Я просто включил его, и пришёл в себя через два с половиной часа. Можно сказать, что я провалился в атмосферу дикого Запада, Мексики и насилия. Всё-таки это очень жестокий фильм. Но от этой жестокости, пропахшей порохом и пылью, ощутимо тянет ещё и правдой. В сухом остатке, после просмотра я был восхищён, в основном - мастерством передачи эмоций. А ещё прекрасно подобранной музыкой и актёрами. В эту картину ты веришь почти безоговорочно, в этом для меня и заключается мастерство режиссёра. 10 из 10
То, что этот фильм режиссера Сэма Пекинпа перевернул жанр вестерн и внес много чего вообще в кино, я слышал не раз. И вот я посмотрел его. Да уж, действительно потрясно и необычно. Впрочем, пора уже к этому привыкнуть. Это же фильм Сэма Пекинпа, черт возьми! Не видал я у него нечта унылого и недостойного. Ну, немного и смотрел пока. Но «Дикая банда» - это отличный фильм. Все, как полагается, начинается с начала. И оно так и есть. Отряд идет к банку. Все это сопровождается титрами. А дальше начинается веселуха. Сразу и резко. Ограбление, сопровождающееся таким количеством выстрелов и жертв, что сразу понимаешь – вот он, Дикий Запад. Это при том, что за двором в фильме стоит 1913 год. Впрочем, можно говорить об агонии славного периода в истории США. Я действительно был поражен. Никак не ожидал такого фильма от конца шестидесятых. Просто здорово. Смешно, грустно, эпично, громко и гениально. Сэм Пекинпа сделал нечто невероятное. Количество знаменитостей того времени очень большое. Если сделают ремейк (а разговоры об этом идут), то надо будет постараться набрать актеров. Эти сделали все возможное, чтобы получилось здорово. Фильм похож на саму жизнь. Произошла перестрелка, кто-то погиб. Но надо снять напряжение. Поэтому следуют подколы и большой заряд крепкого и долгого мужского смеха. И таких сцен в фильме несколько. Мне они понравились не менее, чем боевые. Так, с выстрелами и прибаутками, герои добрались до Мексики. Там их ждет оголтелый генерал и много денег. Но в самом конце будет перестрелка. Добрая такая, масштабная. Господи, да я как будто в игру компьютерную попал. «Call of Juarez» какой-то! Или, как мне кажется, будет ближе, «Desperados». Остается только повторить выкрик одного из персонажей: «Козлячьи потроха!» И добавить из другой книжки – мучная подболтка и козье молоко! 9 из 10 Scalped by Hannabar in 22/07/2013.
Ну что сказать, отличный американский ответ Сэма Пекинпа Серджио Леоне, который к тому времени не только ввёл моду на спагетти-вестерны, но и установил новую планку в жанре вестерна вообще. Надо сказать, что идеалом для меня так и остаётся 'Хороший, плохой, злой' (который был вообще чуть ли не пародией), но тем не менее, американское кино, восстающее откуда из почти небытия и начинающее составлять конкуренцию Европе, выстрелило и в своём родном жанре вестерна. А ещё и умудрилось шокировать американцев же количеством насилия и фонтанчиков крови. Что ж была такая тенденция к реализму в кино вообще (Пекинпа, в частности, снимал фильм в некотором под впечатлением от 'Бонни и Клайда'), но вообще это скорее стало его личной режиссёрской тенденцией (те же 'Соломенные псы'). А вообще, рассматривая тему насилия в 'Дикой банде', хотелось бы обратить внимания не на крутые перестрелки между разномастными бандитами, прикрывающимся разными именами (будь то охотники за головами, мексиканский генералиссимус или владельцы железной дороги), а на детей. Пекинпа несколько раз обращает наше внимания на их лица: дети, мучающие скорпионов, дети, наблюдающие за перестрелкой на улице, ребёнок на службе генералиссимуса. И везде сходное выражение: любопытство, интерес, удовольствие, а в последнем случае - восторг. Дак какие люди от природы?.. 8 из 10
Многие критики считают эту картину извечного бунтаря и поэта Сэма Пекинпа лучшим фильмом, снятым в шестидесятые, а также лучшим вестерном, из когда-либо создававшихся. Я кстати тоже так считаю. Гениальная и филигранная работа мастера, открывшая новую эпоху в кинематографе, и сегодня производит почти прежнее впечатление (в 1969 при показе люди в ужасе убегали из кинотеатров, и фильм был снят с проката из-за сцен насилия). Ни одна современная картина впредь не производила на меня такого впечатления как «Дикая банда» Пекинпа. Фильм, явившийся революцией, есть уникальное произведение, обогнавшее свое время на десятилетия – равновелика по значимости, скажем картинам Пикассо (кстати, не случайно именно после этой картины Пекинпа стали называть «Пикассо насилия») Что же касается возможного ремейка? Считаю и надеюсь, что воротилы из «Уорнер Бразерс» все-таки передумают, потому что аналогичной была бы попытка переделать другой шедевр мирового искусства, например, перерисовать одну из картин Рембрандта или уже упомянутого Пикассо, добавить пару мазков, и заявить, что мы создали равнозначное данным произведение. 10 из 10
Блестящий вестерн Сэма Пекинпа, классический, эталонный - и в то же время новаторский и где-то даже революционный. Захватывает с первых секунд - группа всадников въезжает в город, выбритые, аккуратные, организованные. Очень похожи на инкассаторов (кем, в некотором смысле, и являются). А на стенах дома - засада - грязные маргиналы с винтовками. Фоном - невинные забавы ребятишек - кинули скорпионов в муравейник, а потом подожгли победителей... Неожиданно выясняется, что 'аккуратные' - грабители, а 'грязные' - охотники за головами. Перестрелка сумасшедшей силы и размаха. В конце фильма - вторая, очень напоминающая финальную сцену из 'Буча Кэссиди и Сэнденса Кида' с Ньюменом и Редфордом. Да и сюжетно фильмы, вышедшие в одном году, довольно похожи - преследование преступников отрядом, нанятым железной дорогой. Оба фильма очень хороши, но совсем непохожи. 'Дикая банда' - не о преступниках и преследователях, а о тяжелой и неказистой жизни людей, вставших на неверный путь. Друга - выручай, слово - держи, невинных - не убивай. Ну нормальные же принципы! Потрясающий актерский состав, потрясающе сыграны роли - Джонсон и Оутс, братья в этом фильме, сыграют затем Диллинджера и его антагониста. Оскароносный Эдмонд О'Брайен в роли старого рецидивиста. Замечателен Уильям Холден - его герой, руководитель банды, вызывает уважение, если не восхищение. Роскошная лента. 9 из 10
Впервые об этом фильме я услышал не так давно из одного известного журнала, в котором каждый раз проводится рейтинг фильмов (условный, естественно). На этот раз была тема '20 лучших вестернов' и эта картина занимала там 5 место, после известно каких произведений. Фильм повествует о закате Дикого Запада - начале Первой Мировой войны. Банда уже немолодых грабителей решает уйти на покой, совершив последнее свое ограбление, но их поджидает предательская засада от бывшего подельника главаря банды Пайка, которого затем по принуждению направят их преследовать. В яростной перестрелке, бандиты, которых осталось не так много, отходят к границе Мексики, в которой бушует гражданская война, и заключают сделку с мексиканским генералом на кражу оружия с военного поезда. На протяжении фильма они столкнутся с хаосом войны, предательством, закатом свободного Запада и даже смыслом своей жизни, и смерти. Фильм идет два с половиной часа, но события развиваются очень стремительно, порой сильно замедляясь, чтобы оценить обстановку. Начало может напугать небольшой путаницей, множеством разных героев и практически отсутствием главного персонажа (хотя он есть), но постепенно все встанет на свои места. Сюжет дарит большую интересную, порой неожиданную историю о добре, зле, мужестве, геройстве, предательстве и глупости, как они перекликаются и не могут быть разделены даже в одном человеке. Поначалу я не очень хорошо принял этот фильм, но, спустя несколько часов, прокручивая его в голове, сложил из него цельную картину и вдруг понял, насколько глубоко и многогранно данное произведение. 'Банда' отразила целую эпоху умирания Дикого Запада, об этом говорит абсолютно каждая деталь фильма, от старых уставших героев, до появления автомобиля. Не зря Сэм Пекинпа выделяет для пулемета такую важную роль. Дуэли ушли в прошлое, теперь новое время - время безжалостного и слепого оружия, и наши герои не смогут жить по таким законам. Помимо этого фильм снят в тонах отличных от традиционных вестернов, но даже не похожих на спагетти-вестерны Леоне. В нем чувствуется американский дух, но это не те фильмы про бравых и честных ковбоев истребляющих негодных индейцев. На момент выхода фильм был революционно беспощадным - он подарил миру кинематографа настоящие кровавые бойни, динамичный ритм экшна, рапидную съемку и множество других приемов. Благодаря им картина выглядит потрясающе эффектно, а сцена 'последнего боя' может потягаться в крутости с лучшими военными фильмами и боевиками из разряда 'Рэмбо 4'. В итоге это потрясающая история, проверенная временем, которая действительно стоит вашего внимания. 10 из 10
Есть нестареющая классика, а есть временно актуальное событие, для меня знаменитый вестерн 'Дикая банда', при всём уважении к Сэму Пекинпе, кино именно такое - культурное наследие, изрядно побитое молью. Да, в 1969-м году вывалить на легендарный Дикий Запад ведро помоев, представив его как место аморальных и кровавых разборок всяческого сброда по все стороны баррикад было поступком по-ковбойски смелым, хоть и обречённым на кассовый провал. Северная Америка свои легенды так просто кинокассам не сливает, снимаю стетсон. Громкого события типа 'Бешеных псов' из 'Дикой банды' не вышло, зато через два года Пекинпа снимет 'Соломенных псов', но это будет совсем другое кино. А пока в 'Дикой банде' был отличный актёрский состав, достойное музыкальное сопровождение, грамотная режиссура, хорошая актёрская работа и насыщенный событиями сюжет... врочем, сюжет - это пишу уже в минусы. Не надо было дерзкому вестерну переходить мексиканскую границу и влезать в дела тамошней революции - в Мексике криминальные хиты обычно заканчиваются (смотрим тот же 'Побег' 1972-го), а не вторгаются в середине сюжета. Кстати, такое же попурри из вестерна и революции через год погубит ещё один неплохой переоценённый фильм - 'Два мула для сестры Сары' с легендарным Клинтом Иствудом. Сюжет 'Дикой банды' интересен (вообще там скорее три диких банды, чем одна), но заметно затянут, запутавшись в бескрайних кайонах между американскими гангстерами и мексиканскими патриотами, и если сегодня данная дилемма успешно решается фейерверком дешёвого и не очень 3D, то технические решения конца 60-х прошлого века тут ничем особенным не блещут - даёшь ещё больше красной краски и чудо прогресса - пулемёт, которому в фильме уделено особое внимание. В отсутствии столь модной сейчас самоиронии зрелище стрельб получается не сколько эффектным, сколько натужным - 'а я не верю, не верю'. Количество разборок так и не переходит в качество фильма категории 'А', но к нему независимый Пекинпа, похоже и не стремился, несмотря на весьма голливудский бюджет. Но, несмотря на все недочёты сюжета, фильм вполне себе получился. Более того - с течением времени обзавёлся культовым статусом. И задел для мегахита у него как был, так никуда и не выветрился - и я прекрасно понимаю команду, затеявшую ремейк - у обласканного фанатами Пекинпы сюжета и порох сух, и остальной арсенал хорошо смазан. Так что да, я за ремейк. Только, пожалуйста, не надо мочить десятки мексиканцев из крупнокалиберного пулемёта. 'Рембо 4' уже вышел. Мы ждём совсем другого кино. Итого: нейтральные 6 из 10
1913-й год. Дикий Запад умирает как натура. Его убивают Закон и технический прогресс. Тем, кто жил на Диком Западе с пистолетом в руке и с платком на лице - нечего делать там, где невозможно безнаказанно совершить преступное деяние. Эти люди, родившиеся там где воровство и убийства были обыкновенным житейским делом, не могут найти себя в новой жизни. Этот вестерн - не просто вестерн про то, как хорошие ковбои бьют бандитов, не про то, как не целясь можно выпустить весь барабан револьвера в одну точку. Этот вестерн честный - то, какой она была, эта жизнь, и что заставляла делать. Сэм Пекинпа снял правду о том, что бывает когда тело прошивает пуля - тут никто не зажимает рукой псевдо-рану - тут кровь, та, какой она должна быть. 'Дикая Банда' - далеко не спагетти-вестерн с его односложной моралью. Тут бандиты себя ведут как бандиты, они не просто машут оружием и сквернословят. Тут действительно все взаправду. Это - всего лишь малая характеристика фильма как правдивого вестерна. Всего его не описать, надо смотреть на все это - на эту великолепную режиссерскую и операторскую работу.
Картина культового кинорежиссёра Сэма Пэкинпа «Дикая банда» — дань старым временам: старым добрым временам и таким понятиям, как честь и дружба, связанные колючей проволокой резкого насилия на рубеже дикого запада и иже с ним того, что несёт с собой убийственный ХХ век... Аллегорично это можно сравнить со сценой, где герои застревают на речном мосту, который вот-вот должен взорваться. Старый мир ушёл — на смену ему пришла революция в циничном лице технического прогресса: двигатели бездушных автомобилей вместо статных лошадей, над головами которых вскоре замаячат ревущие птицы железными крыльями... Не всё то золото, что блестит. Но и за мешок золота покупается далеко не всё... Дикая банда — небольшая когорта вольнолюбивых стрелков из Америки, в чьих рядах мексиканец Энджел (читай Angel), — грабит банки, постепенно уходя к границам Мексики, где их с отчётом о проделанной работе ждёт непроницаемый генерал местной армии — скрытный махинатор, аллигатор-тиран, хоть и имеющий в планах военную экспансию на повстанческие районы южной страны, всё же словно бесцельно обитающий в своём вооруженном до зубов золочёном террариуме. Наши гринго везут ему новое (захваченное у американской армии) оружие... за которым тянется шлейф насилия, запах красной-красной крови и безжалостное кровопролитие. Прекрасная операторская работа Люсьена Бэлларда, блестящая постановка, музыкальное сопровождение (с номинацией на Оскар) и виртуозный монтаж впридачу с актёрскими харизмами, которых вы уже вряд ли где в наше время откопаете, образуют бриллиант кинематографа, огранку которого увековечивает филигранная развязка конфликта Ангела и генерала. Мощнейший катарсис ждёт того, кто в действительности проникся этой напечатлённой — неподражаемым Пэкинпой — мужской историей, свидетелями (и даже соучастниками) которой становятся подрастающие среди своих наставников дети... «Такого, как раньше, уже не будет...»
«Господь создал людей свободными, но равными их сделал Кольт» – слова, цепляющие самую суть вестерна. Хлесткие, резкие и при этом несколько лицемерные. Купить себе револьвер может любой дурак, но не у каждого есть мужество использовать его по назначению. Можно пробивать дыры в подброшенных монетах с двадцати шагов, и не суметь выстрелить в лицо противника с полутора метров. Даже если от этого зависит твоя жизнь. Можно тысячу раз считать себя крутым, но сам по себе демократический кольт, по всем законам ганфайтеров висящий низко на бедрах, не поднимет сумму вознаграждения на плакатиках с надписью WANTED до кругленькой цифры. Как раз такой, что дают за голову любого из дикой банды Пайка Бишопа, человека, который, несмотря на свою церковную фамилию, не будет подставлять вторую щеку и прощать обидчикам. Убьет, не помолившись за упокой души, и оставит труп на прокорм стервятникам. Впрочем, люди, представляющие закон, здесь едва ли не гаже, чем бандиты. Огромный, пустынный, дикий дикий Запад – место, где тяжело вершить правосудие, оттого и родилась эта лживая фраза про кольт. Возьми револьвер и защити себя сам. В действии лишь закон силы, и по такому закону живет дикая банда и «Дикая банда». Надежда на классический вестерн с эталонными героями и неподкупными шерифами испаряется в первые же пятнадцать минут фильма. Перестрелка условно хороших с условно плохими превращается в настоящую бойню, а пули-дуры находят, как правило, далеко не тех, кого нужно. Детишки кидают скорпионов в логово красных муравьев и улыбаются, как маленькие ангелы, наблюдая за их мучениями. Вместо отважных героев циничные подонки, вместо роковых красавиц потасканные шлюхи, вместо дуэлей выстрелы в спину – это все «Дикая банда». Сэм Пекинпа снял про то, что старикам тут не место почти за сорок лет до Коэнов. Хотя, по совести, и старики здесь неплохо себя чувствуют, пока на дне бутылки плещется немного виски. Удивительное дело, очевидно краской наляпанная кровь в фильме смотрится очень сочно и естественно. А крови много, очень много, ведь пусть не каждый, имеющий револьвер – мужчина, но мужчина, не имеющий револьвера, немыслим и жалок. Ружья здесь начинают стрелять раньше, чем их вешают на стену, ибо хорошее ружье – не элемент декора, а наилучший способ проделать дыру в ближнем своем. Герои поминутно ржут, как кони, хотя смешного мало. Кони молчат и даже не шарахаются от трупов и стрельбы, потому что привыкли. Тихо загнивающий в своем болоте жанр вестерна Пекинпа реанимирует жестко, ломая стереотипы и устанавливая свои правила съемки. Во время финальной схватки монтаж обезумевшим мустангом мчится на скорости 65 склеек в минуту, и на этом отрезке, кажется, даже забываешь дышать. Выигрывает не тот, у кого правда, а тот, кто первым выхватил револьвер. Эти люди не спрашивают, в чем сила, брат, ибо выстрелы красноречивее слов, и ответ лежит на поверхности. Сильнее тот, кто выжил. Ну, или хотя бы нашел в себе силы умереть с достоинством, ведь, возможно, на том свете это зачтется, раз уж молитвы и отпущения грехов дождаться не от кого…