Замечательный фильм. Зрителя завораживает колоссальная энергетика прекрасного актера Евгения Урбанского. Его герой - коммунист Василий Губанов, это главная идея той далекой, непростой эпохи, воплощенная в сильном, волевом человеке. Чего стоит один единственный эпизод, когда Губанов, в одиночку орудуя двуручной пилой, вторые сутки подряд валит деревья, а на предложение машиниста поезда отдохнуть, отвечает: 'Загоре хлеб нужен! Понимаешь хлеб! Там люди голодают!'. Сегодня фильм еще более актуален, чем прежде. Среди расслабленных духом современников, озабоченного добыванием денег обывателя, образ Губанова смотрится былинным богатырем и социальным Робинзоном. 10 из 10
Если говорить об Урбанском в роли Василия Губанова с точки зрения архетипа - он, вслед за Павлом Кадочниковым (Повесть о настоящем человеке - 1948 г.), создал великолепный образ героя былинного темперамента - честного, бескомпромиссного, великодушного. Через два года появится еще один удивительный персонаж советского кинематографа - Андрей Соколов в 'Судьбе человека' Бондарчука. На мой взгляд, все они - близнецы-братья: люди сильные духом, герои нашего времени, у которых, к тому же, вполне реальные прототипы.
Историческая драма, снятая к 40-летию Октябрьской революции. Именно такой должна быть настоящая политическая пропаганда: яркой, сочной и глубокой одновременно. Благодаря талантливой режиссуре, вдохновленной светлой идеей показать истинного коммуниста постсталинской идеологической доктрины, невероятно органичными выглядят даже явные заимствования из 'чужих' жанров: от банальной 'мыльной оперы' до классического вестерна. Но главной удачей стал дебют 25-летнего Е. Урбанского («Баллада о солдате»), который, исполнив роль совсем не стреляющего кладовщика, умудрился создать грандиозный героический образ. Секрет в том, что Евгений обладал 'мечтой политика' – поистине невероятной харизмой. Похожая была разве что у Юрия Гагарина. Не знаю, случайно ли так произошло, или было предопределено свыше, но и Урбанский, и первый космонавт Земли погибли молодыми и приблизительно в одном возрасте. Даже одиозными критиками было отмечено, что самой слабой и неестественной сценой 'Коммуниста' стала встреча Губанова с Лениным, ничего, кроме недоумения, не оставившая.
А вот мне фильм не понравился. И Вот почему. Во-первых, хотя я и не был знаком с ним лично, но предположу, что Ленин не был таким идиотом, чтобы по нескольку раз спрашивать, 'есть ли у Вас гвозди, ну ооочень нужно товарищ! Поднажмите там на него, он податливый.' Прим инструкция для пролетария по добыче нужного дефицита. Во-вторых, Ленин заливает какую-то бюрократическую ревизионистскую дичь, что мол вера в партию у народа и значит у нас всё получится. Посыл к вере, а не к сознанию, это оружие диктатуры прогнившего эксплуататорского класса, а в данном случае советской партхозноменклатуры, которая из сословия так и переродилась в класс буржуазии. Собственно, скорее всего как раз их цензура здорово над фильмом поработала, оттого и отдаёт от этого кина гнильцой. В-третьих эта любовная история. Для чего она в фильме, каков в ней посыл? Возлюбленная Губанова (простите, никого кроме главного героя по имени не запомнил) безусловно обаятельная, и игра актрисы впечатляет. В целом и Губанов мужик что надо. Но чего же ты коммунист горе-любовник домогаешься до замужней женщины подлец, она ведь к тебе на коленки не бросается, ведёт себя прилично. А что она там чувствует к тебе, это не твоё дело, раз ни на что не намекает. Мало что-ли на деревне других баб и чтоб свободных, или сам ты недостаточно хорош. Нет! Как раз с этим всё в порядке. Вот нехороший Марксизм, не разъяснил, как быть Губанову в данной ситуации. Сука любовь! У Губанова она сильнее порядочности.
Советский кинематограф бывает разный и 'Коммунист' – прямое тому доказательство. Фильм рассказывает о строительстве одной из первых советских электростанции, и деятельности молодого коммуниста Василия Губанова в этом процессе. Для начала стоит рассказать о недостатках картины, поскольку они очень ярко выделяются на фоне достоинств. Первый – это несколько наигранная любовная линия, а точнее как показана и сыграна. Во-первых, любовь у Губанова возникает внезапно и в лоб, отчего вызывает ступор. Во-вторых, в сценах развития присутствует романтический пафос, что возводит переживания персонажей в Абсолют настолько, что за этим неловко наблюдать на грани со стыдом. Поэтому когда она завершается картина несоизмеримо улучшается. Второй – не столько недостаток, сколько важное замечание: не совсем стройная фабула и сюжет фильма. К чему он идёт вроде бы понятно, однако не до конца, отсюда некая сложность восприятия и есть риск потери интереса к середине. Третий – это словесная пропаганда. Всплывает она не часто, однако то что есть выглядит очень пошло. Ярче всего – последний монолог Ленина, что явно обращён к зрителям. Пошло она выглядит из-за того, что не натуральна, не нужна, поскольку всё красноречиво говорит действо. И тут на сцену выходят два сильнейших достоинства: созданная обстановка и главный герой. Стройка станции показана урывками, однако то что есть говорит о масштабности и размахе на фоне идущей войны и экономической разрухи. И вытекающих огромных проблемах, что даже еду приходится вести из Украины, а строительные материалы искать где попало. То есть обстановка – очень напряжённая, рамки социалистического реализма исключают недостоверное описание рабочего быта и ощущается вся сложность поставленной задачи. И то, как с этой задачей справляются коммунисты в целом и Василий Губанов в частности. Этот герой является одновременно живым человеком и пропагандой коммунистических идей на бытовом уровне – и какие это идеи! Коллективизм, саморазвитие, жертва личного комфорта во имя общего блага! Почти в каждой сцене, где участвует Губанов, он так или иначе борется с замкнутостью, тупостью и личным комфортом во вред общему, кульминация этой борьбы - сцена в лесу ближе к финалу. В фильме прекрасно показано, что народ в основной массе ещё не осознал перемену положения, не начал задумываться об этом и ведёт жизнь по старому, для того и нужны коммунисты – говорить и разъяснять, вести в иную сторону. На это кстати, при всём пафосе, работает романтическая линия. Если Василий по ходу фильма не развивается, являясь более-менее сформировавшейся личностью, то Анна под его воздействием проходит эволюцию, показывая итог в пост-развязке, где обращается к одному из персонажей теми же словами, что и Василий, в сцене их первого полноценного диалога. Благодаря этике фильма он прекрасно подходит для воспитания детей, поскольку показывает настоящую жизнь, в её переживаниях и борьбе, даёт прекрасный пример для подражания, а также идеи для выживания и жизни. Отсюда и пошлость словесной пропаганды: то, с каким содержанием, в каких условиях и формах борется главный герой всё очевидно и понятно, а лишние слова лишь опошляют проявления человеческого и коммунистического духа и дела, вызывая злость. И если комментарии на содержание фильма вызывают такую реакцию - со своей задачей он справился прекрасно. 8 из 10.
Искренний и добродушный. Именно такими словами я могу описать это кино. Решил посмотреть по рекомендации Дмитрия Пучкова. Дмитрий был прав, Василий Губанов именно тот персонаж с которого стоит брать пример, он тот каким должен быть настоящий коммунист. Не вижу смысла описывать игру актеров, сюжет... тогда проходняк не снимали. Все было от людей и для людей, не даром люди стольким пожертвовали чтобы построить ту великую Страну, Страну Советов. К строительству которой наш главный герой тоже приложил немалые усилия, сначала проливая свою кровь на фронте, а потом и в качестве рабочего, вдохновляя своими действиями простой люд. Прошлый век был страшным временем и одновременно прекрасным временем достижений. Василий Губанов - собирательный образ среднестатистического гражданина СССР, именно на таких людях и держалась та великая страна, и именно такие люди, коих осталось мало, стали последним рубежом обороны современной России.
Совсем недавно я презентовал в нашем новом киноклубе 'Слово' имени Владимира Шуваева ('совместное производство' Воронежского отделения Союза кинематографистов РФ в лице создателя клуба, режиссёра-документалиста Владимира Паршикова и 'наиглавнейшей' воронежской библиотеки им. Никитина), в рамках Года кино России свою документально-художественно-публицистическую книгу 'Слово о настоящем коммунисте' (издана не для продажи, а для дарения людям Воронежским обкомом КПРФ), основанную на воспоминаниях и дневниках моего деда, Михаила Васильевича Баженова, которого, теперь уже не только я, но и читатели считают Самым Настоящим Коммунистом. Презентация наша называлась 'Объективное 'Слово'. И вторым пунктом её программы, после рассказа о книге, автограф-сессии был просмотр и обсуждение вот этого самого прекрасного, классического фильма- 'Коммунист'. Это я так придумал, поскольку, пересматривая фильм и держа книгу в руках, с огромным удивлением заметил (понял), что главный герой картины Василий Губанов реально похож на моего деда Михаила Баженова той поры, тех лет Гражданской войны (1918- 1919). Не внешне, разумеется, а- целеустремлённостью, энергичностью, принципиальностью, верой в лучшее, светлое будущее... И ещё- глубокой порядочностью и честностью. Губанов радеет за каждую мелочь на его складе, за гвоздями едет к Ленину и 'выбивает' их (Оказывается, какие-то допотопные критиканы 'не поверили' этому эпизоду и чуть ли не осмеяли его. Идиоты! Следите за логикой! Губанов врывается на совещание к Ленину... как раз по электрификации страны, первых её намёток- глобальный план ГОЭЛРО был принят в следующем, 1920-м году. И как же было Ильичу 'при всех' отказать человеку издалека, реализующему его идеи? Вот он и позвонил Варейкису и 'напряг' его. Да и вообще общеизвестно, что в то время Ленин был озабочен не только гвоздями, но и многими другими важнейшими 'мелочами'- мудрые режиссёр Райзман и... кто-то из двух операторов-постановщиков крупно и акцентированно показали стол Ильича, на котором лежало с десяток важных бумаг, ждущих его резолюции...). Мой дед в то же время отвечал 'за медицину' в СанЮже (Санитарное управление Южного (впоследствии Юго-Западного) фронта Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 'по совместительству' был дежурным комиссаром штаба фронта... Впрочем, хватит преамбул и воспоминаний. Вот только из них, как говорил мой дед, 'вытанцовывается' один-единственный вывод: фильм Райзмана 'Коммунист'- это ПРАВДА! Такие люди жили, были, воевали и трудились, влюблялись, надрывались и умирали за Идею! (Мой дед свидетельствовал: 'Тогда, в Гражданскую, мы были оборванные, грязные, голодные, но какой у нас был Дух! Люди верили в то, за что идут в бой, за что умирают- за светлое коммунистическое будущее'). И не их вина, а их беда в том, что их мечты воплотились в жизнь... гм-м... несколько по-другому... ...Сакраментальный вопрос: а сейчас такие люди, навроде Настоящих Коммунистов Губанова и Баженова есть? - Есть! У нас на презентации выступал ветеран многих 'локальных' войн, полковник-морпех (в запасе). Да и толковая молодёжь имеется. Так что старый фильм 'Коммунист' до сих пор не только художественно силён, но и актуален! 8 из 10